Рулевое управление на лодку пвх

Рулевая консоль для лодки ПВХ – разновидности и лучшие модели

Каждому владельцу лодки с подвесным транцевым двигателем, в том числе и суден из ПВХ, приходила в голову мысль об оснащении своего плавсредства, в особенности если на нем совершаются длительные, далекие вояжи, приспособлением для дистанционного управления мотором.

Если уже решено установить данную консоль, то появляется необходимость выяснить некоторые детали:

  • какие существуют виды рулевых консолей;
  • проанализировать прайс-листы на данный товар;
  • ознакомиться с правилами эксплуатации такого приспособления;
  • способы ее самостоятельной установки на плавсредство.

Предназначение рулевой консоли для лодки ПВХ

Рулевая консоль – специальное приспособление для изменения направления движения крупногабаритных лодок и катеров без необходимости находиться в непосредственной близости от подвесных моторов. На больших лодках желательна установка приборов удаленного управления мотором. Это оборудование устанавливается на специальном шасси, к которому подсоединяются необходимые коммуникации для управления двигателем.

При выборе консоли обратите внимание на такие факторы:

  • цель использования плавательного средства (рыбалка, охота, отдых, длительные путешествия);
  • как часто вы используете лодку и на каких расстояниях;

Также стоит узнать подробную информацию о самих консолях:

  • какие бывают виды рулевых консолей;
  • из каких материалов изготавливают данное оборудование;
  • размеры и габариты консолей.

Консоли рулевого управления изготавливают из четырёх видов материалов:

  • пластик;
  • стеклопластик;
  • металл;
  • фанера;
  • стеклопластик или пластик + нержавеющая сталь.

Во всех трёх случаях сиденье консоли покрыто кожзаменителем, кожей или плотной тканью в зависимости от фирмы и ценовой политики консоли:

  • Пластик в отличие от стеклопластика более эластичен и устойчив к ломкости, обладает более гладкой поверхностью.
  • Металл прочнее пластика и стеклопластика, более устойчив к силовому воздействию, имеет привлекательный внешний вид.
  • Фанера обладает влагоустойчивыми свойствами. Пластик от частого взаимодействия с водой может терять свои качества.

Поручни рулевых консолей в основном изготавливают из нержавейки.

Рулевая мини-консоль для лодки ПВХ

Основным отличием мини-консоли от стандартной являются её габариты. Она также подходит для малогабаритных плавательных средств, а основное её достоинство – малый размер. Такая консоль не занимает на плавсредстве лишнего места.

Достоинства такой модели:

  • консоль можно установить на различные лодки из ПВХ;
  • небольшие размеры и вес, простота установки;
  • устанавливается на баллон с помощью прикреплённых на него специальных переходников.

Характеристики и цены

  • Размеры консоли: 480-490*510-520*430-460;
  • Вес: 2,6-3 кг;
  • Габариты упаковки: 525 * 540 * 470;
  • Объём – 0,140 м2;
  • Вес консоли в упаковке = 3,8-4,5 кг.

Цена такой консоли: от 7500 до 11750 рублей.

Рулевая пластиковая консоль для установки на лодки из ПВХ

В отличие от мини-консоли обладает большими габаритами. Пластиковые консоли также делятся на два типа:

Выбор зависит от габаритов вашего плавательного средства и количества пассажиров.

Характеристики и цены

  • габариты консоли: 500-590*590-650*480-560;
  • установочные размеры: 58-60*58-60*58 см, высота сидения – 43-46 см;
  • вес:14-65 кг.

Цена: 12000-55000 рублей.

Установка

Устанавливать рулевую консоль следует посередине лодки (в длину), немного смещая её вправо, чтобы уравновесить реактивный момент винта.
Устанавливая рулевую консоль на свое судно, обратите внимание на мощность его мотора. Приведем наиболее подходящие пары мотор – редуктор, в зависимости от мощности подвесных двигателей для лодок с разными вариантами редукторов дистанционного управления, дающих наилучшие результаты и достаточно выгодную эксплуатацию.

Через определенные промежутки времени работы необходимо смазывать механизмы консоли консистентной смазкой.

Краткие характеристики данного редуктора:

  • 22 см хода;
  • до полной блокировки допустимы 3 оборота штурвала;
  • гарантированное рабочее усилие до 350 кг;
  • 20 см – минимальный изгиб троса;
  • наиболее подходящий трос M-66.

Выбор рулевого троса

К вопросу подбора троса для консоли нужно отнестись внимательно, поскольку он является важнейшей составляющей всей системы управления. В моторной лодке всегда присутствуют два троса одной длины: один отвечает за регулировку газа, а второй за переключение передач. Тросы для управления лодочными моторами делятся на несколько типов и оснащены разнообразными наконечниками. Главный момент при подборе троса – верно просчитать нужную длину. Перед покупкой товара желательно ознакомиться с его характеристиками. Для начала попробуйте просчитать нужную длину самостоятельно. Для этого нужно выполнить несложные расчеты: длина расстояния от центра редуктора до борта судна плюс длина лодки по борту, плюс половина транца.

Читать еще:  Лодочный мотор на базе триммера

Лучше всего приобрести весь комплект дистанционного управления одновременно. Чтобы установить его надёжно, правильно подобрав детали.

Для капитана, управляющего данным плавательным средством, возможна установка специального кресла с возможностью поворота. У некоторых из них регулируется высота. Большое достоинство такого сиденья – это малые габариты и хорошая поддержка осанки, что очень желательно при длительных поездках. На крупногабаритных лодках такое кресло капитана выглядит достаточно привлекательно. Закрепить такое кресло можно и на малогабаритных суднах. К тому же уже есть в продаже механизмы, с помощью которых поворотные кресла можно устанавливать на банках.

Как установить и подключить рулевое управление на лодку и катер для управления лодочным мотором

Методика установки рулевого управления не зависит от того, по какому борту прокладывается трос!
Левый борт или правый — Вам решать. Прокладывайте его как считаете нужным.

Обратите внимание! Перед прокладкой рулевого троса НЕОБХОДИМО узнать характеристики рулевого редуктора!
Большинство рулевых редукторов позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые только ПО ПРАВОМУ или только ПО ЛЕВОМУ.

Для подбора, установки и подключения рулевого управления на лодку или катер необходимо подготовить лодочный мотор (ПЛМ) для присоединения к нему рулевого механизма. Если лодочный мотор был в комплектации «дистанционник», то он готов для установки рулевого ДУ. Но часто бывает так, что мотор у нас румпельный и мы хотим поставить на него дистанцию. Для этого нам необходимо проделать ряд подготовительных работ.

1.Подготовка румпельного лодочного мотора к подключению рулевого управления.

Если мотор румпельный, то для подключения к нему дистанционного рулевого управления необходимо его переоборудовать. Большинство производителей моторов предлагают готовые комплекты для переделки ПЛМ под рулевое ДУ. Нередко вместо готового комплекта производитель предоставляет владельцу мотора самостоятельно определить потребность в компелектующих. В этом случае нам необходимо установить на подвесной лодочный мотор крепежную пластину, за которую будет цепляться рулевая тяга, которую необходимо приобрести. Далее нужно убедиться в том, что на моторе есть место крепления рубашки троса. Как правило, лодочные моторы оборудованы специальной трубой, находящейся в районе струбцин крепления мотора к транцу. Если таковой трубы на моторе нет, то необходима транцевая опора рулевого троса (она бывает в простом исполнении или в комплекте с транцевой накладкой).

Комплект для подключения рулевого ДУ:

— крепежная пластина в количестве 1 шт. (если нет специального отверстия на моторе)

— рулевая тяга в количестве 1 шт.

— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

2.Определяем способ подключения рулевого управления.

После того, как мы дооборудовали лодочный мотор всеми недостающими комплектующими, необходимо определить способ подключения рулевого управления на лодке.

Обратите внимание!
Название или марка ПЛМ не является критерием для выбора подключения рулевого троса!

Варианты подключения рулевого управления.

Стандартное подключение рулевого троса через рулевую тягу

Нестандартное подключение рулевого троса через проходную транцевую опору и адаптер

Нестандартное подключение рулевого троса через боковую транцевую опору и адаптер

Стандартное подключение рулевого управления.

Стандартным является любое подключение рулевого управления с применением рулевой тяги. При таком способе окончание рубашки рулевого троса крепится на трубе или транцевой опоре, установленной под мотором, с помощью гайки. Шток проходит сквозь трубу и выходит с противоположной стороны. Лодочный мотор соединяется с ухом на конце штуртроса через рулевую тягу. В дистанционном моторе всё готово к стандартному подключению, румпельный мотор доукомплектовываем всем необходимым из предыдущего пункта.

Читать еще:  Крепление для спиннинга на лодку пвх

Нестандартное подключение рулевого управления.

К нестандартному типу подключения рулевого дистанционного управления относится прокладка рулевого троса с прохождением сквозь корпус лодки (катера) или с применением транцевой опоры, установленной сбоку от мотора. В этом случае из комплекта для подключения рулевого механизма убирается, за ненадобностью, рулевая тяга. А вместо нее устанавливается адаптер подключения рулевого троса. Многим может показаться адаптер ненужным, ведь можно соединить рулевой трос напрямую с мотором. Важно понимать, что при повороте лодочного мотора относительно центрального положения меняется угол подвода троса к подвеснику. Очень важное свойство адаптера — он дает степень свободы рулевому тросу и предотвращает заламывание штока!

Комплект для нестандартного подключения рулевого троса:

Для того, чтобы всё работало как часы, важно не ошибиться в выборе транцевой опоры и обязательно установить адаптер для подключения рулевого троса!

Итак, со стороны мотора всё готово. Что же осталось сделать?

3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.

Обратите внимание!
Перед покупкой рулевого троса ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитайте его длину, изучите классификацию рулевых тросов и проверьте совместимость троса с рулевым редуктором! Перед покупкой рулевого редуктора изучите их характеристики — под какой трос предназначен, количество оборотов для полной перекладки руля, длина вала, размеры.

Полный состав комплекта рулевого управления на лодку или катер:

— рулевой трос в количестве 1 шт.

— рулевая тяга в количестве 1 шт.

— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

Последовательность сборки и подключения рулевого управления.

В сборке и подключении рулевого ДУ нет ничего сложного, с этим справится даже школьник:
— заводим трос в рулевой редуктор (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО СМАЗАТЬ!)
— слегка накидываем рулевое колесо на вал редуктора и протаскиваем трос внутри редуктора поворотом руля (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
— крепим рубашку троса за редуктор
— устанавливаем специальную пластину из комплекта крепежа для рулевого редуктора на консоль
— снимаем руль с рулевого редуктора, крепим редуктор к пластине и прокладываем трос в лодке
— накинув руль на редуктор вращаем его и добиваемся того, чтобы шток рулевого троса вылез ровно наполовину своего хода (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
— проверяем центровку руля (если руль по центру пропускаем следующий шаг)

Центровка руля
. скоро будет руководство.

— заводим шток троса в трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой
— цепляемся за мотор (если применяется рулевая тяга, то регулируем ее длину не сдвигая шток рулевого троса с ранее установленного положения)
— вращая руль влево-вправо проверям, что МОТОР ВРАЩАЕТСЯ В НУЖНУЮ СТОРОНУ!
Если при повороте руля влево мотор поворачивается наоборот вправо, значит рулевой трос заведён в редуктор неправильно!
Вытаскиваем трос из рулевого редуктора и заводим его в соседнее отверстие. После чего опять проверяем правильность вращения мотора.

— если всё сделано правильно, то снимаем руль с редуктора, крепим к консоли декоративную накладку, надев ее на вал редуктора
— одеваем руль на вал редуктора и ТОЛЬКО В САМОМ КОНЦЕ НАДЕЖНО ПРИКРУЧИВАЕМ РУЛЬ ГАЙКОЙ!

Рулевое управление подобрано, установлено и подключено!
Осталось занять удобные места и наслаждаться проделанной работой!

Примеры выполненных работ.

Системы управления для моторных лодок и катеров

«Дистанция» на лодке: рулить удобнее и безопаснее

Управлять небольшой «моторкой» посредством румпеля легко, когда маршруты невелики, а водные путешествия не слишком часты. Подолгу сидеть вполоборота у транца дискомфортно. Если же лодка длиннее 4 метров, ручное управление ещё и небезопасно. Обзор вперёд по курсу ухудшается, особенно при избыточном кормовом дифференте.

Читать еще:  Выкройка лодки пвх

Поэтому дистанционное рулевое управление для лодочного мотора — не роскошь, а объективная необходимость. Это сделает эксплуатацию маленьких плавсредств проще и комфортнее, на больших судах повысит безопасность передвижения.

Механика или гидравлика

Дистанционные рулевые системы делятся на два типа.

  • Механические. Через рулевой редуктор посредством троса поступательный импульс передаётся на двигатель и отклоняет его влево-вправо.
  • Гидравлические. Рулевой редуктор представлен гидронасосом. Мотор оснащён гидроцилиндром и отвечает на движение его штока. Угол наклона ПЛМ регулируется так же, как и в предыдущей системе.

В сравнении с механикой гидравлика заметно дороже и сложнее в установке. Обычно её выбирают для больших судов. Маломерным лодкам и катерам с подвесными моторами невысокой мощности вполне достаточно механической системы, которая наиболее востребована потребителями.

Большое или маленькое: рулевое колесо

Важный элемент рулевой системы судна — штурвал. Рулевое колесо катера или лодки отличается от автомобильного гораздо более широким ассортиментом типоразмеров. Салоны автомобилей по габаритам похожи, а вот пространство на разных судах значительно различается. Штурвал может быть как совсем миниатюрным, так и до двух метров в диаметре (на больших яхтах).

Тяги: универсальные, индивидуальные…

За связь мотора с тросом отвечают рулевые тяги. Эти Г-образные конструкции передают импульс двигателю. Рулевые рычаги выпускают специализированные или универсальные. Последние можно индивидуально отрегулировать для конкретного мотора.

Пульт управления. Накладной, постовой, врезной?

На расстоянии требуется не только поворачивать мотор. Нужно ещё управлять газом (не важно, инжекторный или карбюраторный двигатель), переключать передачи. Эта система также состоит из нескольких компонентов. Самое важное в ней – механизм, приводящий в действие дроссельную заслонку. На моторах разных производителей процесс реализован по-разному. На одних моделях требуется толкнуть, на других — потянуть.

По типу монтажа пульты (контроллеры) делятся на три типа:

  • Накладные. Прикручиваются на вертикальную поверхность, закрыты собственным боксом.
  • Постовые. Устанавливаются на любую горизонтальную поверхность. Либо вертикальную плоскость непосредственно перед судоводителем. Все «внутренности» контроллера упрятаны внутри.
  • Врезные. Похожи на постовые, но располагаются на вертикальной поверхности. Например, на борту. Снаружи остаются лишь рукоятки, одна или две.

Ещё один способ классификации контроллеров – по количеству рычагов (один или два). В первом варианты и за дроссель, и за передачи отвечает один рычаг. Во втором один на дроссель, второй на переключение передач. Либо, при наличии двух моторов, оба рычага управляют как заслонкой, так и реверсом.

Немного о тросах, их функции, длине и подборе

Процесс управления происходит за счёт тросов: рулевого и дистанционного. Первые передают импульс на поворот двигателя. Вторые подключаются к мотору и переключают передачи, а также управляют дроссельной заслонкой. Определяясь, какой длины трос приобретать, следует знать: рулевой берут «впритык». Дистанционный — с запасом: при повороте двигателя он будет повторять движения мотора.

Кроме этого, понадобятся…

При установке «дистанции» также могут потребоваться дополнительные аксессуары: опоры установочных комплектов, гофры-уплотнители (врезаются в рецесс или транец и защищают от попадания воды внутрь, сквозь них пропускают трос и все коммуникации).

Когда фирма имеет значение

Приобретая систему дистанционного управления или переходя на неё с другой, нужно учесть: комплектующие подразделяются на разные типы и классы, не все они унифицированы. При выборе рулевой системы производитель двигателя не имеет значения. А вот когда дело дойдет до приобретения контроллера дистанционного управления и тросов — марка мотора важна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector