Установка рулевого редуктора на лодку

Пошаговая установка дистанционного управления

Полезность установки дистанционного управления на лодку давно ни у кого не вызывает сомнений, ведь использование такой системы значительно увеличивает удобство пользования водным транспортом и создает более безопасные условия их эксплуатации. На сегодняшний день очень много судового оборудования управляется с помощью дистанционного управления. Перед его установкой следует подробней ознакомится с данной системой.

Принцип действия и установка

Система дистанционного управления состоит из:

1) Рулевого дистанционного управления

Дистанционное управление для лодочного мотора состоит из нескольких различных приспособлений: рулевого колеса, редуктора, рулевого троса и рулевой тяги. Эти элементы, с помощью закрепления между с собой, образуют систему управления.

При выборе рулевого дистанционного управления на лодку учитывайте, в первую очередь, мощность ее мотора. Грамотное сочетания мощности мотора и определенного вида редуктора дистанционного управления, предполагают лучшие результаты и обеспечивают наиболее эффективную эксплуатацию.

Одно-тросовая система дистанционного управления — в данное время наиболее распространённая система, устанавливается на импортных агрегатах. Управление осуществляется с помощью руля (штурвала), который установлен на валу рулевого редуктора. Вращательное движение штурвала через рулевой редуктор преобразуется в возвратно- поступательное движение рулевого троса, на конце которого крепится рулевой рычаг (он закреплен на специальную рейку в нижней части поддона лодочного мотора).

Отличительная особенность в этой системе — принцип работы рулевого редуктора, это так называемая «зубчатая» передача. В данный редуктор заводится наконечник троса с зубцами, а оболочка прикручивается к корпусу редуктора, создавая упор. При повороте рулевого колеса трос выходит/заходит со второго отверстия в специальный защитный чехол, который обычно набивают смазкой. Полная перекладка руля, как правило, осуществляется за два с половиной оборота. Другой конец рулевого троса подсоединяется к двигателю. Рубашка троса снова служит упором, а сам трос толкает/тянет двигатель, поворачивая его вправо-влево с помощью штока и рулевой тяги, которая подсоединяется к опорной пластине. Упор для рубашки может быть осуществлен несколькими способами, в зависимости от типа лодки и модели двигателя — к струбцине мотора или к транцу. На рулевом рычаге имеется рулевая тяга, благодаря ей можно менять угол приложения усилия при повороте и откидывать двигатель. Рулевой рычаг и опорная пластина под него устанавливается индивидуально для каждого мотора, это исключает все помехи при ходе штока и обеспечить максимальный угол поворота мотора.

2) Дистанционного управления реверсом и дроссельной заслонкой.

Для дистанционного управления переключением передач и дроссельной заслонки лодочного мотора необходимо дополнительно прокладывать в лодке два троса газ реверс, один из которых управляет дроссельной заслонкой, а второй служит для переключения передач редуктора двигателя. Управление осуществляется с помощью специальных пультов или, как их называют по-другому, коммандеров и машинок газ реверс. Наиболее удобная и отлаженная машинка газ-реверс — это та, которая приобретается вместе с мотором (фирменная).

Выбор рулевого лодочного троса

Первое при выборе троса – правильно рассчитать его длину. Для самостоятельного расчета длины нужно сложить следующие параметры: длину расстояния от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину вдоль борта лодки и половину ширины транца. Положить рулевой трос можно по любому борту, правому или левому. Изгиб, равный 90 градусам, предполагает вычитание 10 см. Получился определенный результат, к которому добавим еще плюс 30 см, если трос крепиться непосредственно к двигателю. Обычно длину троса дистанционного управления указывают в футах, для этого полученный результат измерений умножаем на 3,28. Результат может быть не целым числом, в таком случае просто округляем полученный результат. В итоге получился примерный показатель длины троса.

После расчета длины троса, нужно определить подходящую категорию троса, это:

  1. тросы M-58, предназначены для использования в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 55 л.с. (для судов, которые не глиссируют) и мощностью до 30 л.с. (для глиссирующих судов)
  2. тросы Big-T и M-66, подходят для эксплуатации в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 300 л.с.

Рулевые тросы класса М-58 и Big-T стыкуются с рулевыми редукторами с помощью резьбового соединения. Тросы класса М-66 стыкуются с помощью механизма стопор-паз, оно менее надежно при избыточных нагрузках, но благодаря ему расширяется выбор рулевых редукторов.

Выбор троса для газа и реверса

Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.

Читать еще:  Лодочный прицеп для лодки пвх

Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.

Как выбрать рулевое управление на лодку: характеристики и рейтинг моделей

Рулевое управление на лодку позволяет регулировать движение плавсредства автоматизированно. Устройство фиксируется на корпусе судна и включает штурвал, стойку, редуктор, переключатели скорости. Изделия производятся из металла, пластика, влагостойкой фанеры, различаются размерами и конструктивными решениями. При подборе модели необходимо учитывать назначение судна, длительность поездок.

Предназначение рулевого управления

Рулевая консоль для лодки ПВХ сконструирована для регулирования перемещения плавсредств без приближения к мощным подвесным двигателям. Устройство удаленного управления монтируется с помощью шасси, к которому подключаются коммуникационные провода для регулирования лодочного мотора.

  • штурвал;
  • редуктор;
  • машинку-регулятор газа и реверса.

Помимо основных комплектующих в состав системы включают эхолот, вольтметр, триметр, тахометр, навигационные приборы. На управляющей панели можно установить индикатор заряда аккумуляторного блока, управление осушительной помпой, выключатель.

Разновидности рулевых консолей

Рулевое управление на лодку ПВХ производится из разных материалов:

  • пластик;
  • металлические сплавы;
  • стеклопластик;
  • листы фанеры.

Изделия из пластика эстетичны, прочны, отличаются стойкостью к воздействию атмосферных осадков.

Модели из металла долговечны, прочны, устойчивы к механическим повреждениям, эстетичны. Конструкции обрабатываются антикоррозийными составами.

Листы фанеры на консоль для лодки обрабатываются влагозащитными средствами. Конструкция включает поручни из нержавеющей стали, сиденья, обтянутые кожзаменителем.

По конструктивному решению выпускают следующие модели:

  • стандартная;
  • мини-консоль;
  • рулевая стойка;
  • консоль из пластика с сиденьем.

Обычная

Стандартная рулевая консоль с дистанционным управлением включает:

  • редуктор штурвала;
  • тросы;
  • удлинители румпеля;
  • реверсную машинку на газовом управлении;
  • крепежные элементы;
  • штурвал.

Конструкция может быть широкой либо узкой. Консоль устанавливают на судно перед плаванием. Основной элемент системы управления — редуктор, трансформирующий вращения штурвала в последовательное перемещение троса.

Конструкция снабжается редукторами 2 типов:

  • для двигателей навесной конструкции (до 55 л.с.);
  • для мощных моторов (более 60 л.с.).

Изделия комплектуются панелью из нержавеющей стали, прочных полимеров либо фанеры с влагостойкой обработкой.

Пластиковая

Пластиковая рулевая консоль для лодок ПВХ имеет средние габариты. Стандартные модели имеют правостороннее управление. Масса изделий составляет 60−65 кг.

Конструкции могут снабжаться сиденьем для водителя. Высота посадочного места составляет 43−48 см. Габариты изделия должны соответствовать размерам плавсредства, пассажировместимости судна, мощности мотора.

Мини-консоль

Консоль-мини разработана для надувных плавсредств из поливинилхлорида компактных габаритов. Изделия изготавливаются из стеклопластика, отличаются небольшим весом (до 4 кг), простой установкой, универсальностью. Модель закрепляется на баллонах.

В мини-консоли применяются стандартные редукторы:

Управление устройств может быть правосторонним и левосторонним. Размеры модели в длину достигают 750 мм, в высоту — 700 мм, в ширину — 900 мм.

Компактное устройство может быть укомплектовано при необходимости 2−3 приборами (навигационная система, тахометр, эхолот, фонарь).

Выбор рулевого троса

Рулевой трос относится к важным элементам управления консолью, располагается по правому либо левому борту. В суднах обязательны 2 троса, которые применяются для регулирования газа и переключения коробки передач.

Разработано несколько видов тросов и креплений. При подборе изделия важно определить размеры (длину, толщину) и технические характеристики. При расчете габаритов троса учитывается расстояние от центральной части редуктора до борта лодки, длина борта и транца. При наличии изгибов в 90° требуется учитывать дополнительные 100 мм. К полученным результатам необходимо добавить 30,5−30,7 см.

Маркировка троса подбирается в соответствии с моделью редуктора. Для рулевых приводов Т-67 с мощностью мотора 55 л.с. необходим трос с маркировкой М58. Крепление тонкое, пластичное, комфортное в эксплуатации, недорогое, однако недостаточно износостойкое.

Для привода рулевого Т-85 и мотора мощностью от 55 л.с. необходим трос М66. Крепление прочное, износостойкое, отличается большим диаметром.

Для двигателей, работающих на большой мощности, требуется оснащение судна гидравлическими рулевыми системами. Приборы поддерживают плавное движение, легкую смену направления плавсредства.

Какой рулевой консоли стоит отдать предпочтение

При оборудовании судна рулевым управлением учитываются:

  • назначение плавсредства (рыбная ловля, отдых, охота, путешествия);
  • длительность поездок, планируемые расстояния;
  • влагостойкость материалов;
  • габариты изделий.

Размеры консоли должны совпадать с габаритами судна и физическим параметрами водителя. Способ крепления изделия должен соответствовать модели плавсредства (учитывается конструкция кокпита).

Необходимо предусмотреть порядок снятия элемента для разборных лодок. Монолитные консоли подходят крупногабаритным неразборным плавсредствам. Специалисты рекомендуют приобретать консоли с небольшим весом для предотвращения чрезмерного расходования топлива.

Читать еще:  Водометные насадки на лодочные моторы купить

Топ лучших моделей

В рейтинг лучших систем рулевого управления входят:

  • узкая и широкая консоль;
  • стойка из нержавеющей стали;
  • консоль, дополненная с сиденьем;
  • компактная рулевая стойка, закрепляющаяся на баллонах;
  • консоль «Спорт» с защитным стеклом;
  • конструкция для надувных лодок из поливинилхлорида и моделей с жесткой структурой (РИБ).

Консоль палубная узкая производится из стеклопластика, отличается компактными габаритами, бюджетной стоимостью, прочностью. Изделие подходит для небольших плавсредств из ПВХ. В длину модель достигает 80 см, в высоту — 115 см, в ширину — 50 см. Конструкция снабжена ветровым стеклом. Доступен монтаж защитного поручня.

Рулевая консоль широкая со стеклом и палубным креплением производится из стеклопластика, оснащена защитным поручнем. Модель предназначена для плавсредств средних габаритов, оснащенных подвесными двигателями. В длину консоль достигает 0,9 см, в ширину — 0,6 м, в высоту — 1,1 м.

Стойка рулевая из нержавеющей стали «Компакт» является прочной, износостойкой конструкцией, предназначенной для дистанционного регулирования судна из ПВХ. Модель сконструирована из труб диаметром 20−25 мм. Изделие подходит для эксплуатации с редукторами G12, G10, T67. Правая сторона стойки отведена под машинку реверса и газа. В упаковку включены крепежные элементы (гайки, хомуты, трос).

Стойка для рулевого управления, сконструированная для крепления к 2 баллонам плавсредств из поливинилхлорида, выполнена из нержавеющей стали. Конструкция предназначена для работы с разными моделями редукторов. На стойке фиксируется контролер газа и реверса. На судне изделие закрепляется с помощью рыма, который фиксируется на конструкции. В комплект входят крепежные элементы и водостойкий клей.

Для компактных лодок оптимально использовать стойку, которая крепится на 1 баллон. Устройство эргономично, позволяет экономить пространство плавсредства. Модель универсальна, т.к. подходит для разных редукторов и регуляторов мощности двигателя. Комплект включает крепежные элементы (винты, трос). Модель отличается доступной ценой, небольшой массой, долговечностью.

Консоль из пластика, дополненная посадочным местом для водителя, компактна, эргономична, устойчива. Конструкция закрепляется на правом борте судна. В длину консоль достигает 0,5−0,6 м, в ширину — 0,6−0,65 м, высота составляет 0,48−0,56 м. Конструкция оснащена сиденьем высотой до 44−48 см, которое крепится к транцевой опоре, установленной на каркасе судна. Вес изделия составляет 5 кг. В комплект входят крепления, трос, инструкция.

Консоль-мини «Спорт» изготовлена из стеклопластика и дополнена защитным стеклом. Конструкция устойчива, надежна, рекомендована для плавсредств длиной более 390 см. Вес изделия составляет около 5,5 кг. Крепление опор осуществляется к баллону судна с помощью рымов и винтов. В длину консоль достигает 64 см, в ширину — 80 см, высота составляет 67 см.

Габариты консоли позволяют закреплять и использовать навигационные системы, эхолот, датчики, устройства контроля скорости. Конструкция предназначена для лодок с баллонами, в диаметре достигающими 42−60 см. Изделие укомплектовано ветровым стеклом, рымом, гайками, винтами для крепления на судне. Консоль подходит для разных моделей механических редукторов.

Комплекс для дистанционного управления лодок с мотором YAMAHA 9.9 отличается полной комплектацией. Конструкция долговечна, прочна, универсальна, т.к. предназначена также для управления навесными двигателями на 15 л.с. со схожими техническими характеристиками.

В комплект входят консоль из прозрачного пластика, редуктор Т-67, штурвал диаметром 325 мм, 2 троса марки М-58 длинной 3−6 м. Конструкция оснащена датчиками, переключателем ступеней передач (B-47 либо В-49), переходниками, реверсом и дроссельной заслонкой, рулевым рычагом, комплектом фитингов, гаек.

Как установить и подключить рулевое управление на лодку и катер для управления лодочным мотором

Методика установки рулевого управления не зависит от того, по какому борту прокладывается трос!
Левый борт или правый — Вам решать. Прокладывайте его как считаете нужным.

Обратите внимание! Перед прокладкой рулевого троса НЕОБХОДИМО узнать характеристики рулевого редуктора!
Большинство рулевых редукторов позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые только ПО ПРАВОМУ или только ПО ЛЕВОМУ.

Для подбора, установки и подключения рулевого управления на лодку или катер необходимо подготовить лодочный мотор (ПЛМ) для присоединения к нему рулевого механизма. Если лодочный мотор был в комплектации «дистанционник», то он готов для установки рулевого ДУ. Но часто бывает так, что мотор у нас румпельный и мы хотим поставить на него дистанцию. Для этого нам необходимо проделать ряд подготовительных работ.

1.Подготовка румпельного лодочного мотора к подключению рулевого управления.

Если мотор румпельный, то для подключения к нему дистанционного рулевого управления необходимо его переоборудовать. Большинство производителей моторов предлагают готовые комплекты для переделки ПЛМ под рулевое ДУ. Нередко вместо готового комплекта производитель предоставляет владельцу мотора самостоятельно определить потребность в компелектующих. В этом случае нам необходимо установить на подвесной лодочный мотор крепежную пластину, за которую будет цепляться рулевая тяга, которую необходимо приобрести. Далее нужно убедиться в том, что на моторе есть место крепления рубашки троса. Как правило, лодочные моторы оборудованы специальной трубой, находящейся в районе струбцин крепления мотора к транцу. Если таковой трубы на моторе нет, то необходима транцевая опора рулевого троса (она бывает в простом исполнении или в комплекте с транцевой накладкой).

Читать еще:  Стул надувной для лодки

Комплект для подключения рулевого ДУ:

— крепежная пластина в количестве 1 шт. (если нет специального отверстия на моторе)

— рулевая тяга в количестве 1 шт.

— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

2.Определяем способ подключения рулевого управления.

После того, как мы дооборудовали лодочный мотор всеми недостающими комплектующими, необходимо определить способ подключения рулевого управления на лодке.

Обратите внимание!
Название или марка ПЛМ не является критерием для выбора подключения рулевого троса!

Варианты подключения рулевого управления.

Стандартное подключение рулевого троса через рулевую тягу

Нестандартное подключение рулевого троса через проходную транцевую опору и адаптер

Нестандартное подключение рулевого троса через боковую транцевую опору и адаптер

Стандартное подключение рулевого управления.

Стандартным является любое подключение рулевого управления с применением рулевой тяги. При таком способе окончание рубашки рулевого троса крепится на трубе или транцевой опоре, установленной под мотором, с помощью гайки. Шток проходит сквозь трубу и выходит с противоположной стороны. Лодочный мотор соединяется с ухом на конце штуртроса через рулевую тягу. В дистанционном моторе всё готово к стандартному подключению, румпельный мотор доукомплектовываем всем необходимым из предыдущего пункта.

Нестандартное подключение рулевого управления.

К нестандартному типу подключения рулевого дистанционного управления относится прокладка рулевого троса с прохождением сквозь корпус лодки (катера) или с применением транцевой опоры, установленной сбоку от мотора. В этом случае из комплекта для подключения рулевого механизма убирается, за ненадобностью, рулевая тяга. А вместо нее устанавливается адаптер подключения рулевого троса. Многим может показаться адаптер ненужным, ведь можно соединить рулевой трос напрямую с мотором. Важно понимать, что при повороте лодочного мотора относительно центрального положения меняется угол подвода троса к подвеснику. Очень важное свойство адаптера — он дает степень свободы рулевому тросу и предотвращает заламывание штока!

Комплект для нестандартного подключения рулевого троса:

Для того, чтобы всё работало как часы, важно не ошибиться в выборе транцевой опоры и обязательно установить адаптер для подключения рулевого троса!

Итак, со стороны мотора всё готово. Что же осталось сделать?

3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.

Обратите внимание!
Перед покупкой рулевого троса ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитайте его длину, изучите классификацию рулевых тросов и проверьте совместимость троса с рулевым редуктором! Перед покупкой рулевого редуктора изучите их характеристики — под какой трос предназначен, количество оборотов для полной перекладки руля, длина вала, размеры.

Полный состав комплекта рулевого управления на лодку или катер:

— рулевой трос в количестве 1 шт.

— рулевая тяга в количестве 1 шт.

— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

Последовательность сборки и подключения рулевого управления.

В сборке и подключении рулевого ДУ нет ничего сложного, с этим справится даже школьник:
— заводим трос в рулевой редуктор (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО СМАЗАТЬ!)
— слегка накидываем рулевое колесо на вал редуктора и протаскиваем трос внутри редуктора поворотом руля (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
— крепим рубашку троса за редуктор
— устанавливаем специальную пластину из комплекта крепежа для рулевого редуктора на консоль
— снимаем руль с рулевого редуктора, крепим редуктор к пластине и прокладываем трос в лодке
— накинув руль на редуктор вращаем его и добиваемся того, чтобы шток рулевого троса вылез ровно наполовину своего хода (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
— проверяем центровку руля (если руль по центру пропускаем следующий шаг)

Центровка руля
. скоро будет руководство.

— заводим шток троса в трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой
— цепляемся за мотор (если применяется рулевая тяга, то регулируем ее длину не сдвигая шток рулевого троса с ранее установленного положения)
— вращая руль влево-вправо проверям, что МОТОР ВРАЩАЕТСЯ В НУЖНУЮ СТОРОНУ!
Если при повороте руля влево мотор поворачивается наоборот вправо, значит рулевой трос заведён в редуктор неправильно!
Вытаскиваем трос из рулевого редуктора и заводим его в соседнее отверстие. После чего опять проверяем правильность вращения мотора.

— если всё сделано правильно, то снимаем руль с редуктора, крепим к консоли декоративную накладку, надев ее на вал редуктора
— одеваем руль на вал редуктора и ТОЛЬКО В САМОМ КОНЦЕ НАДЕЖНО ПРИКРУЧИВАЕМ РУЛЬ ГАЙКОЙ!

Рулевое управление подобрано, установлено и подключено!
Осталось занять удобные места и наслаждаться проделанной работой!

Примеры выполненных работ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector