Лодка обь 1 технические характеристики
«Обь 1»
Производство моторной лодки «Обь» было начато во времена Советского Союза. Хорошо сбалансированные технические характеристики, неприхотливость в эксплуатации, облегченный корпус и отличные мореходные свойства сделали ее весьма популярной среди почитателей водно-моторного спорта. Продуманная конструкция кокпита позволяет располагаться на борту судна 4-м человекам, возможность установки тента сделает комфортным использование лодки «Обь» при любых погодных условиях.
Мотолодка «Обь»
Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.
«Обь» имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.
Корпус мотолодки «Обь»
В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша.
2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.
Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М».
Мотолодки «Обь», «Обь-М», «Обь-3»: сравнение
Основные данные: | «Обь» | «Обь-М» | «Обь-3» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина наибольшая, м | 4.20 | 4.24 | 4.30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина наибольшая, м | 1.45 | 1.52 | 1.56 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота борта на миделе, м | 0.55 | 0.61 | 0.67 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угол килеватости днища на транце | 4° | 4° | — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 140 | 170 | 185 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъемность, кг | 400 | 400 | 400 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пассажировместимость, чел. | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 25 | 30 | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость под мотором: | «Вихрь» (20 л.с.) | «Вихрь-М» (25 л.с.) | «Вихрь-30» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с полной нагрузкой, км/ч | 34 | 31
32 |
40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
максимальная, км/ч | 40 | 34
Опыт эксплуатации лодки «Обь» в морских условияхДвое моих соседей по стоянке одновременно эксплуатировали лодки «Обь» и «Обь-М» в заливе Петра Великого. Будучи друзьями, они совершали совместные плавания, что позволяло непосредственно сравнивать эксплуатационные качества судов. Сначала одним из них была приобретена подержанная «Обь». Требования, которые он предъявлял к судну, были таковы: лёгкое, экономичное, безопасное. Перед покупкой он испытал лодку на метровой волне под «Вихрем-М».
Лодка уверенно преодолевала попутную и косую волну, испытывая сильные удары лишь при ходе прямо против ветра и волны. Однако всегда оставалась возможность несколько изменить неблагоприятный курс и снизить скорость, чтобы избежать сильных ударов. Для борьбы с забрызгиванием он несколько увеличил размеры ветрового стекла и сделал съёмные боковины из прорезиненной ткани для защиты от брызг. «Обь-М». По сравнению со старой «Обью», в новой лодке было удобнее размещать туристское снаряжение, однако при первых же выходах в море выяснилось, что «Обь-М» зарывается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих лодок, трудно понять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт остаётся фактом: «Обь-М» получилась гораздо менее мореходной, чем старая «Обь». Неоднократно, совершая совместные путешествия, друзья убеждались, что старая «Обь» легко всходит на волну, в то время как «Обь-М» уже принимает воду на палубу. На тихой воде ходовые качества «Оби-М» под «Вихрём-30» соответствовали ходовым качествам «Оби» под 25-сильным «Вихрем-М», на волнении же водитель «Оби-М» отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынужден постоянно работать «баранкой», чтобы не зарыться в волну. Хозяин «Оби-М» даже был вынужден крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он помогал слабо. Опыт других водномоторников также показал, что «Обь-М» — неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор «Оби-М» из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая «Обь» практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой «Оби» и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась «Обь-3». Тюнинг моторной лодки «Обь-1»: советы владельцаСоздать универсальную лодку, одинаково приспособленную и для прогулок и для дальних туристских путешествий, практически невозможно, тем не менее, каждый владелец любой лодки стремится к этому. Я также попытался повысить комфортабельность своей моторной лодки «Обь» (описание мотолодки «Обь» можно посмотреть на этой странице), проведя небольшую модернизацию (или, как принято говорить сегодня, — тюнинг), но при этом поставил перед собой задачу — обойтись без каких-либо, хотя бы незначительных изменений ее конструкции.
После долгих поисков был найден довольно простой вариант, отвечающий этому требованию и не требующий каких-либо дополнительных работ на корпусе лодки. Для горловины отсека я изготовил крышку на резьбе, она устанавливается на ту же самую прокладку и крепится при помощи тех же винтов, что и заводская. Снабдил ее внутренним замком, для защиты отсека от проникновения воды через замочную скважину поставил на нее резьбовую пробку. Замок подойдет любой. Принцип запирания заключается в том, что закрепленный на горловине упор любой конструкции, при закрытом замке не позволит отвернуть крышку. Подобная конструкция может быть использована и на других дюралевых лодках. Детали горловины можно выточить из листа стали толщиной 14 мм. Конструкция горловины: Два 50-миллиметровых штыря в нижней части крышки при закрывании заходят за днищевой шпангоут и тем самым не позволяют ей смещаться внутрь кокпита; в вертикальной плоскости перемещение крышки ограничено замками. Запирание крышки осуществляется при помощи эксцентриковых замков (таких же, как у носового багажника), а на стоянке дополнительно еще и внутренними замками. Чтобы можно было хранить топливные баки (а в некоторых случаях и мотор) постоянно в лодке, я изолировал отсек под кормовым рецессом от кокпита при помощи быстросъемной крышки. Все детали изготовлены из дюралевого листа толщиной 1,5 миллиметра. Вся работа сводится к тому, что нужно в комингсе кокпита и в рамном шпангоуте проделать дрелью отверстия под винты и удалить угольники, на которых крепится кормовое сиденье. Крышку этого отсека можно использовать и в качестве стола, для этого сделаны специальные крючки. На выгородке моторного отсека можно сидеть, если появится необходимость управлять мотором при помощи румпеля.Переоборудованный таким образом закрытый отсек вмещает в себя два стандартных топливных бачка, 20-литровую канистру, бачок, объемом 5 литров для масла и другие вещи. Также можно в нем разместить и мотор «Вихрь». Дело в том, что четверым выходить на мотолодке «Обь» в походы с ночевкой нецелесообразно: расположиться в кокпите на ночь можно только втроем. А на ходу на носовом сиденье свободно размещаются три человека; сплошная спинка в данном случае как раз к месту. В передней части сиденья с обоих концов сделаны две выемки, которые предотвращают боковое смещение и позволяют устанавливать его на старое место без переделки угольников. Для хранения мелких предметов по бортам лодки сделаны полочки и закрытые ящики. Мотолодки серии “Обь”Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Мотолодка “Обь” Мотолодка “Обь” широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу. «Обь» имеет остроскулый плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.
В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша. Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5 2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты. Мотолодка “Обь-М” Дюралюминиевая мотолодка «Обь-М» выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки «Обь». При разработке обводов были использованы результат модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении. На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно — всего на 3 4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины по палубе в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.
Корпус изготавливался из дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1 клепаной конструкции. Система набора — смешанная. Обшивка и транец штампуются из листов толщиной 2 мм. В соединениях используется уплотнительная тиоколовая лента и замазка. Корпус собирается из двух секций: нижней и верхней (палубы), стык по всему периметру окаймляется прессованным профилем, который служит привальным брусом. Непотопляемость лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными вдоль бортов и в нижней части форпика. Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять с лодки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки. Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в скатанном положении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла, спасательный линь, ремонтная аптечка. Мотолодка “Обь-3” Приступая к разработке конструкции мотолодки „Обь-3″, которая должна заменить модели «Обь» и „Обь-М”, конструкторы Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих моделей лодок. Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в корме в обводы типа “крыло чайки”. Во время движения в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при помощи тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных скоростях снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость лодки. Два продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности обводов улучшают гидродинамические характеристики «Оби-3» по сравнению с „Обью-М”.
Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями. В кокпите мотолодки установлены четыре удобных кресла с мягкими съемными подушками. При необходимости кресла легко раскладываются в спальные места. Мотолодка оборудована однорычажным ДУ газом и реверсом двигателя, а также рулевым ДУ. От встречного ветра и брызг экипаж предохраняет ветровое стекло, установленное на палубе. По верхнему краю стекла сделана жесткая трубчатая окантовка, которая переходит в удобные леера-поручни по бортам. «Обь-3» оборудована быстросъемным тентом, который надежно защищает пассажиров от непогоды. Каркас тента изготовлен из тонкостенных металлических труб. В носовой части расположено багажное отделение с откидывающейся крышкой люка. Для размещения штатного бачка и запасных емкостей с топливом в кормовой части лодки предусмотрен подмоторный отсек с люками. На днище между креслами уложен деревянный пайол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости по бортам и днищу установлены блоки плавучести. Для удобства швартовки судна на палубе предусмотрены две утки. Для транспортировки имеются три подъемных рыма — один носовой и два кормовых (на транце). Мотолодка укомплектована ходовыми огнями, черпаком, спасательным линем, швартовным концом, веслами, ремонтной аптечкой. Ходовые испытания новой модели с подвесным мотором «Вихрь-30» и штатным гребным винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной нагрузкой скорость составила 40 км/ч. Лодка имеет достаточную статическую и динамическую остойчивость — на полном ходу при самой резкой перекладке руля перевернуть судно практически невозможно. Мореходные испытания проводились при максимально допустимой волне. При движении под любыми курсовыми углами к бегу волн кокпит не забрызгивается.
|