Лодка обь 2

Мотолодки «Обь», «Обь-М», «Обь-3»

Основные данные: «Обь» «Обь-М» «Обь-3»
Длина наибольшая, м 4.20 4.24 4.30
Ширина наибольшая, м 1.45 1.52 1.56
Высота борта на миделе, м 0.55 0.61 0.67
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг 140 170 185
Грузоподъемность, кг 400 400 400
Пассажировместимость, чел. 4 4 4
Допустимая мощность ПМ, л.с. 25 30 30
Скорость под мотором: «Вихрь» (20 л.с.) «Вихрь-М» (25 л.с.) «Вихрь-30»
с полной нагрузкой, км/ч 34 31

32

40
максимальная, км/ч 40 34

Мотолодка «Обь»

Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.

«Обь» имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.

Теоретический корпус мотолодки «Обь»

В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша.

Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5

2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.

Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М».

Мотолодка «Обь-М»

Дюралюминиевая мотолодка «Обь-М» выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки «Обь». При разработке обводов были использованы результат модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении. На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно — всего на 3

4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины по палубе в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.

Теоретический корпус мотолодки «Обь-М».

Корпус изготавливался из дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1 клепаной конструкции. Система набора — смешанная. Обшивка и транец штампуются из листов толщиной 2 мм. В соединениях используется уплотнительная тиоколовая лента и замазка. Корпус собирается из двух секций: нижней и верхней (палубы), стык по всему периметру окаймляется прессованным профилем, который служит привальным брусом.

Непотопляемость лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными вдоль бортов и в нижней части форпика.

Пространство под носовой палубой использовано под багажный отсек с герметически закрывающимся люком в палубе. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от подмоторной ниши лючка, закрывающихся крышками.

Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять с лодки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки.

Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в скатанном положении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла, спасательный линь, ремонтная аптечка.

Под мотором «Вихрь-М» скорость с одним водителем составляет 34—36 км/ч, а с полной нагрузкой 31—32 км/ч.

Опыт эксплуатации в морских условиях

Его товарищ захотел приобрести такую же лодку, однако «Обь» уже была снята с производства, подержанную лодку найти не удалось, и ему пришлось покупать «Обь-М». По сравнению со старой «Обью», в новой лодке было удобнее размещать туристское снаряжение, однако при первых же выходах в море выяснилось, что «Обь-М» зарывается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих лодок, трудно понять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт остаётся фактом: «Обь-М» получилась гораздо менее мореходной, чем старая «Обь». Неоднократно, совершая совместные путешествия, друзья убеждались, что старая «Обь» легко всходит на волну, в то время как «Обь-М» уже принимает воду на палубу. На тихой воде ходовые качества «Оби-М» под «Вихрём-30» соответствовали ходовым качествам «Оби» под 25-сильным «Вихрем-М», на волнении же водитель «Оби-М» отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынужден постоянно работать «баранкой», чтобы не зарыться в волну. Хозяин «Оби-М» даже был вынужден крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он помогал слабо. Хозяин старой «Оби» жалел, что на момент покупки лодки в ещё не было возможности купить «Привет-22», с которым «Обь» показала бы ещё лучшие экономические характеристики.

Опыт других водномоторников также показал, что «Обь-М» — неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор «Оби-М» из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая «Обь» практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой «Оби» и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась «Обь-3».

Мотолодка «Обь-3»
Общее устройство мотолодки «Обь-3»

Приступая к разработке конструкции мотолодки „Обь-3″, которая должна заменить модели «Обь» и „Обь-М», конструкторы Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих моделей лодок.

Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в корме в обводы типа «крыло чайки». Во время движения в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при помощи тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных скоростях снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость лодки. Два продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности обводов улучшают гидродинамические характеристики «Оби-3» по сравнению с „Обью-М».

Теоретический корпус мотолодки «Обь-3».

Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями.

В кокпите мотолодки установлены четыре удобных кресла с мягкими съемными подушками. При необходимости кресла легко раскладываются в спальные места. Мотолодка оборудована однорычажным ДУ газом и реверсом двигателя, а также рулевым ДУ. От встречного ветра и брызг экипаж предохраняет ветровое стекло, установленное на палубе. По верхнему краю стекла сделана жесткая трубчатая окантовка, которая переходит в удобные леера-поручни по бортам. «Обь-3» оборудована быстросъемным тентом, который надежно защищает пассажиров от непогоды. Каркас тента изготовлен из тонкостенных металлических труб.

В носовой части расположено багажное отделение с откидывающейся крышкой люка. Для размещения штатного бачка и запасных емкостей с топливом в кормовой части лодки предусмотрен подмоторный отсек с люками. На днище между креслами уложен деревянный пайол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости по бортам и днищу установлены блоки плавучести. Для удобства швартовки судна на палубе предусмотрены две утки. Для транспортировки имеются три подъемных рыма — один носовой и два кормовых (на транце). Мотолодка укомплектована ходовыми огнями, черпаком, спасательным линем, швартовным концом, веслами, ремонтной аптечкой.

Ходовые испытания новой модели с подвесным мотором «Вихрь-30» и штатным гребным винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной нагрузкой скорость составила 40 км/ч. Лодка имеет достаточную статическую и динамическую остойчивость — на полном ходу при самой резкой перекладке руля перевернуть судно практически невозможно. Мореходные испытания проводились при максимально допустимой волне. При движении под любыми курсовыми углами к бегу волн кокпит не забрызгивается. «Обь-3», безусловно, мореходнее «Оби-М» и обладает лучшими скоростными характеристиками. Однако по габаритам и весу она уже приближается к лодкам типа «Казанка-5» и «Прогресс». Таким образом, такие положительные качества, заложенные в первоначальную концепцию старой «Оби», как малый вес, простота оборудования, неприхотливость в эксплуатации, возможность применять лёгкие экономичные моторы, оказались утраченными.

«Обь 1»

Производство моторной лодки «Обь» было начато во времена Советского Союза. Хорошо сбалансированные технические характеристики, неприхотливость в эксплуатации, облегченный корпус и отличные мореходные свойства сделали ее весьма популярной среди почитателей водно-моторного спорта. Продуманная конструкция кокпита позволяет располагаться на борту судна 4-м человекам, возможность установки тента сделает комфортным использование лодки «Обь» при любых погодных условиях.

Мотолодка «Обь»

Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.

«Обь» имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.

Корпус мотолодки «Обь»

В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша.

2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.

Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М».

Мотолодки «Обь», «Обь-М», «Обь-3»: сравнение

Основные данные: «Обь» «Обь-М» «Обь-3»
Длина наибольшая, м 4.20 4.24 4.30
Ширина наибольшая, м 1.45 1.52 1.56
Высота борта на миделе, м 0.55 0.61 0.67
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг 140 170 185
Грузоподъемность, кг 400 400 400
Пассажировместимость, чел. 4 4 4
Допустимая мощность ПМ, л.с. 25 30 30
Скорость под мотором: «Вихрь» (20 л.с.) «Вихрь-М» (25 л.с.) «Вихрь-30»
с полной нагрузкой, км/ч 34 31

32

40
максимальная, км/ч 40 34

Опыт эксплуатации лодки «Обь» в морских условиях

Двое моих соседей по стоянке одновременно эксплуатировали лодки «Обь» и «Обь-М» в заливе Петра Великого. Будучи друзьями, они совершали совместные плавания, что позволяло непосредственно сравнивать эксплуатационные качества судов. Сначала одним из них была приобретена подержанная «Обь». Требования, которые он предъявлял к судну, были таковы: лёгкое, экономичное, безопасное. Перед покупкой он испытал лодку на метровой волне под «Вихрем-М».

Несмотря на все усилия, ему не удалось опрокинуть лодку или зарыться в волну. Конечно, из-за отсутствия брызгоотбойников и плоского в корме днища, «Обь» забрызгивалась и испытывала сильные удары, но он счёл это неизбежным злом и приобрёл лодку. В дальнейшем, эксплуатируя «Обь», он не раз убеждался в её прекрасной всхожести на волну и динамической остойчивости.

Лодка уверенно преодолевала попутную и косую волну, испытывая сильные удары лишь при ходе прямо против ветра и волны. Однако всегда оставалась возможность несколько изменить неблагоприятный курс и снизить скорость, чтобы избежать сильных ударов. Для борьбы с забрызгиванием он несколько увеличил размеры ветрового стекла и сделал съёмные боковины из прорезиненной ткани для защиты от брызг.
Его товарищ захотел приобрести такую же лодку, однако «Обь» уже была снята с производства, подержанную лодку найти не удалось, и ему пришлось покупать

«Обь-М». По сравнению со старой «Обью», в новой лодке было удобнее размещать туристское снаряжение, однако при первых же выходах в море выяснилось, что «Обь-М» зарывается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих лодок, трудно понять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт остаётся фактом: «Обь-М» получилась гораздо менее мореходной, чем старая «Обь».

Неоднократно, совершая совместные путешествия, друзья убеждались, что старая «Обь» легко всходит на волну, в то время как «Обь-М» уже принимает воду на палубу. На тихой воде ходовые качества «Оби-М» под «Вихрём-30» соответствовали ходовым качествам «Оби» под 25-сильным «Вихрем-М», на волнении же водитель «Оби-М» отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынужден постоянно работать «баранкой», чтобы не зарыться в волну.

Хозяин «Оби-М» даже был вынужден крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он помогал слабо.

Опыт других водномоторников также показал, что «Обь-М» — неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор «Оби-М» из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая «Обь» практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой «Оби» и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась «Обь-3».

Тюнинг моторной лодки «Обь-1»: советы владельца

Создать универсальную лодку, одинаково приспособленную и для прогулок и для дальних туристских путешествий, практически невозможно, тем не менее, каждый владелец любой лодки стремится к этому. Я также попытался повысить комфортабельность своей моторной лодки «Обь» (описание мотолодки «Обь» можно посмотреть на этой странице), проведя небольшую модернизацию (или, как принято говорить сегодня, — тюнинг), но при этом поставил перед собой задачу — обойтись без каких-либо, хотя бы незначительных изменений ее конструкции.

Прежде всего, я задумался над проблемой использования носового герметичного отсека в качестве грузового, разумеется, при сохранении его прямого предназначения — обеспечения непотопляемости лодки.

После долгих поисков был найден довольно простой вариант, отвечающий этому требованию и не требующий каких-либо дополнительных работ на корпусе лодки.

Для горловины отсека я изготовил крышку на резьбе, она устанавливается на ту же самую прокладку и крепится при помощи тех же винтов, что и заводская. Снабдил ее внутренним замком, для защиты отсека от проникновения воды через замочную скважину поставил на нее резьбовую пробку. Замок подойдет любой. Принцип запирания заключается в том, что закрепленный на горловине упор любой конструкции, при закрытом замке не позволит отвернуть крышку.

Подобная конструкция может быть использована и на других дюралевых лодках. Детали горловины можно выточить из листа стали толщиной 14 мм.

Конструкция горловины:
1 — горловина; 2 — крышка; 3 — прокладка резиновая Ø272х4;
4 — винт М4х15, 16 шт.; 5 — упор; 6 — наварыш; 7 — пробка;
8 — прокладка; 9 — замок.

Два 50-миллиметровых штыря в нижней части крышки при закрывании заходят за днищевой шпангоут и тем самым не позволяют ей смещаться внутрь кокпита; в вертикальной плоскости перемещение крышки ограничено замками. Запирание крышки осуществляется при помощи эксцентриковых замков (таких же, как у носового багажника), а на стоянке дополнительно еще и внутренними замками.

Чтобы можно было хранить топливные баки (а в некоторых случаях и мотор) постоянно в лодке, я изолировал отсек под кормовым рецессом от кокпита при помощи быстросъемной крышки. Все детали изготовлены из дюралевого листа толщиной 1,5 миллиметра. Вся работа сводится к тому, что нужно в комингсе кокпита и в рамном шпангоуте проделать дрелью отверстия под винты и удалить угольники, на которых крепится кормовое сиденье.

Крышку этого отсека можно использовать и в качестве стола, для этого сделаны специальные крючки. На выгородке моторного отсека можно сидеть, если появится необходимость управлять мотором при помощи румпеля.Переоборудованный таким образом закрытый отсек вмещает в себя два стандартных топливных бачка, 20-литровую канистру, бачок, объемом 5 литров для масла и другие вещи. Также можно в нем разместить и мотор «Вихрь».

Дело в том, что четверым выходить на мотолодке «Обь» в походы с ночевкой нецелесообразно: расположиться в кокпите на ночь можно только втроем. А на ходу на носовом сиденье свободно размещаются три человека; сплошная спинка в данном случае как раз к месту.

В передней части сиденья с обоих концов сделаны две выемки, которые предотвращают боковое смещение и позволяют устанавливать его на старое место без переделки угольников.

Для хранения мелких предметов по бортам лодки сделаны полочки и закрытые ящики.

Дюралевая глиссирующая прогулочная мотолодка «Обь»

Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова начиная с 1967 г. изготовляет для продажи населению четырехместную дюралевую глиссирующую мотолодку «Обь». Лодка предназначена для туризма, любительского рыболовства и охоты, прогулок на реках и озерах при волнении не свыше 2 баллов (высота волны 0,5—0,75 м) и удалении от берега не более 2 км. Корпус рассчитан на установку одного подвесного мотора мощностью от 15 до 30 л. с.

Проект «Оби» разработан конструкторской и технологической группами завода. Конструкция ее защищена свидетельством № 383 от 29 июля 1967 г. на промышленный образец, выданный Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.

Основные данные мотолодки

Длина наибольшая, м 4,20
Ширина наибольшая, м 1,45
Высота борта, м:
в носу 0,58
в корме 0,49
Грузоподъемность, кг 400
Вес лодки (без мотора), кг 140

На заводских испытаниях средняя скорость «Оби» под мотором «Вихрь» на километровой дистанции, пройденной в двух направлениях при полной нагрузке (4 человека), составила 34 км/час, при одном водителе на борту 40 км/час. Испытания дали возможность выявить мелкие конструктивные недоработки, которые были устранены перед запуском «Оби» в серийное производство, о чем сообщалось еще в 12 выпуске сборника (1967 г.).

С тех пор в продажу поступило уже около 10000 лодок этого типа. План выпуска на текущий год всего 3000 единиц, хотя фактическая потребность значительно превышает указанную цифру. Достаточно сказать, что во многих больших центрах, например в Ленинграде, «Обь» вообще ни разу не поступала в продажу. В сибирских городах ее раскупают буквально прямо с колес — из грузовиков, не доходя до магазинного склада. К сожалению, самое большее на что, по словам руководства завода, можно рассчитывать в ближайшие год-два, — увеличение выпуска на 20—25%. Это, конечно, капля в море!

Доброй славе «Оби» во многом способствовало то, что она хорошо показала себя в самых сложных условиях дальних туристских походов и даже гонок.

Упомянем, например, завершенный в прошлом году первый этап сложнейшего перехода по маршруту Норильск — Владивосток, совершаемого журналистом В. Пономаренко и строителем-монтажником Б. Яцковым. Дюралевая лодка под мотором «Вихрь» выдержала сложнейшее 3000-километровое плавание 1 по самым «серьезным» и капризным рекам с сильным течением, порогами и шиверами. Экипаж доволен своим судном и отмечает лишь желательность повышения его комфортабельности. Замечание о необходимости усиления жесткости отдельных узлов корпуса сразу же было учтено заводом.

В прошлом году два заводских экипажа (Ф. Ячменев и Д. Фйцев, В. Кайдалин и Н. Науменко) успешно выступили на своих лодках на IV соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты». Напомним, что в 120-километровой маршрутной гонке Бирштонас — Каунас — Бирштонас новосибирские спортсмены Д. Федоров и В. Рыженков заняли на «Оби» (с мотором «Вихрь») 2-е место, показав среднюю скорость 44,8 км/час.

В испытательном марафонском пробеге по маршруту Астрахань — Москва, проведенном в 1969 г. ЦКБ «Нептун», две лодки «Обь» без каких-либо повреждений прошли всю дистанцию (около 3200 км). В отчете о результатах этого пробега отмечены высокие мореходные качества лодки; в частности то, что на предельном для этого типа лодок волнении в 3 балла ее совершенно не забрызгивает на любом курсе относительно бега волн.

Важным элементом, повышающим остойчивость и. мореходность лодки, являются бортовые наделки — були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают и полную непотопляемость лодки с установленным на транце 50-килограммовым мотором. Суммарный объем булей 65 дм 3 , носового отсека 200 дм 3 .

Съемное ветровое стекло из 6-миллиметрового плексигласа защищает пассажиров от брызг. В кокпите, имеющем размеры 2,1X1,15 м, расположены два двухместных мягких, обшитых поролоном и кожзаменителем сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра воздушного отсека в палубе сделан люк, в герметичной крышке которого имеется гнездо для стойки ходового огня. В обоих булях поставлены сливные резьбовые пробки, в транце — сливной кран.

Дистанционное управление, разработанное и выпускаемое заводом Чкалова, рассчитано на подвесной мотор «Вихрь», но без существенных переделок может быть применено и при установке «Нептуна» или «Ветерка». С его помощью обеспечивается управление поворотом мотора, дросселем карбюратора и реверсом.

Лодка комплектуется двумя металлическими непотопляемыми веслами, съемными деревянными сланями, черпаком, ремонтной аптечкой, противопожарной кошмой (кусок брезента) и спасательно-буксировочным линем длиной 12 м.

Корпус лодки выполнен из листов сплава Д-16 толщиной 1,5—2 мм; герметичность клепаных швов обеспечивается тиоколовой лентой. Завод гарантирует надежность корпуса при ее нормальной эксплуатации в течение одного года, но, думается, этот срок занижен.

Корпус «Оби» грунтуется и окрашивается красками на хлорвиниловой основе. При эксплуатации в морской воде заводская инструкция рекомендует во избежание коррозии тщательно промывать корпус пресной водой после каждого выхода. Вряд ли это требование достаточно оправдано. Очевидно, заводу стоит подумать о более стойком и надежном покрытии. Отметим, что в упомянутой заводской инструкции помимо общих сведений по эксплуатации лодки даются подробные и полезные указания по монтажу и регулировке дистанционного управления, установке ветрового стекла, ремонту корпуса в случае его повреждения.

Цена лодки «Обь» — 570 руб. вместе с дистанционным управлением, которое стоит 50 руб. При расширении производства и замене клепки сваркой эту цену предприятие могло бы, очевидно, понизить, но пока себестоимость «Оби» довольно высока.

Уместно указать и слабые, на наш взгляд, стороны описываемой лодки. То, что сиденья не снимаются (и не раскладываются), мешает использовать всю площадь кокпита для отдыха или ночлега. Отсутствует тент; нет даже гнезд для установки дуг. Багажник мал Нет отсека, в который можно было бы уложить (и запереть!) мотор на стоянке. Представляется целесообразным изменить конструкцию кормы для возможности установки двух подвесных моторов (типа «Ветерок» или «Москва»).

В снабжении «Оби» хотелось бы видеть небольшой якорь с концом, складной отпорный крюк, кранцы.

Следует подчеркнуть, что завод знает слабые стороны своей лодки и делает все, что в его силах, для ее улучшения. В проекте нового варианта той же лодки («Обь-2») предусмотрены вместительный багажник, легкосъемные сиденья и тент. Будут несколько изменены обводы днища, что позволит улучшить мореходные качества «Оби». Уже проводятся экспериментальные работы по применению для изготовления корпуса высокопроизводительных способов сварки. В перспективе — использование пенопласта вместо выгораживания герметичных отсеков для обеспечения непотопляемости; это позволит упростить конструкцию лодки и получить дополнительный объем для расширения багажника.

Дважды орденоносный завод имени В. П. Чкалова — передовое предприятие, и мы не сомневаемся, что он сумеет довести выпускаемую им лодку до уровня лучших зарубежных образцов.

Читать еще:  Казанка 5м3
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector