Моторная лодка воронеж технические характеристики

Воронеж М

Лодка Воронеж М — это детище волжского авиастроительного завода ВАСО. Предназначается для малой акватории: рек, водохранилищ, озер. От своего предшественника отличается большей остойчивостью к попутной и поперечной волне, а также спокойным покладистым нравом.

Достоинства

  • Мореходность
  • Комфортабельность
  • Стоимость обслуживания и эксплуатации
  • Остойчивость
  • Транспортабельность
  • Пассажировместимость

Недостатки

  • Скорость

Фото лодки Воронеж М:

История и цель создания

История моторной лодки Воронеж М началась в 1993 года на воронежском авиастроительном объединении ВАСО. Перед конструкторами стояла задача увеличить полезный объем и комфортабельность старого Воронежа, а также повысить допустимую мощность мотора до 40 л.с.

На старой модели транец не позволял устанавливать моторы мощнее 30 л.с. Однако владельцы самостоятельно усиливали его и навешивали двигатели в 40-50 л.с. Это создавало проблемы в эксплуатации, рвало корпус катера, приводило к экстренным ситуациям и т.д. В новой модели недочеты были устранены за счет конструктивных изменений.

Для улучшения всхожести на волну команда разработчиков экспериментировала с форштевнем, превращая его в «лыжу», обрезая лишнее. Однако такой подход себя не оправдал, и было решено вернуться к прежнему силуэту.В 2010 году была выпущена новая модификация Воронеж-К, после чего модель «М» была снята с конвейера. Вместе с тем она до сих пор пользуется спросом.

Таблица характеристик

Длина габаритная, мм 4200
Ширина наибольшая, мм 1620
Высота борта на миделе, мм 950
Угол килеватости днища на миделе 17.3°
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг 200
Грузоподъемность, кг 500
Пассажировместимость, чел 5
Допустимая мощность ПМ, л.с. 40
Скорость под мотором 25 л.с. с полной нагрузкой, км/ч 35
Материал корпуса Д1
Технология соединения клепка
Высота волны, мм 500
Удаленность от берега. км 3

Внешний вид и особенности конструкции

Палуба закрывает нос и моторный отсек. Корпус собран из дюралюминия на заклепках. Швы уплотнены водоотталкивающей замазкой и тиоколовой лентой. Полное водоизмещение 700 кг. Добавлены реданы-брызгоотбойники. Вместо прежней ветрозащиты установлен триплекс. Это повысило безопасность и дало возможность устанавливать стеклоочестители. Встречаются варианты с полимерным выпуклым стеклом.

Данная модификация отличается фальшбортами кокпита и стеклопластиковой надставкой носовой палубы. В ней имеется люк, также конструкторы услышали пожелания судовладельцев и добавили лестницу для спуска пассажиров с пирса.Увеличена удаленность от берега до 3 км. Это дало возможность значительно расширить возможности для рыбалки, охоты и кемпинга.

Схема

Основные элементы конструкции соответствуют базовой модели “Воронеж”.

Оборудование и комплектация

Мотолодка Воронеж М выпускалась в стандартной комплектации.

  • Ремонтная аптечка
  • Черпак
  • Весла
  • Реечные деревянные пайолы
  • Две банки
  • ДУ

Видео лодки Воронеж М:

Обитаемость

Заводские пайолы не доходят до борта. При жестком креплении при помощи болтов подобное решение неудобно для рыбаков и охотников. Мелкая добыча может нырнуть через зазоры в трюм, и чтобы достать ее понадобится на ходу откручивать крепежные метизы.

Носовая надстройка с люком удобна для использования с берега. Вместе с тем не хватает “дверцы”, для комфортного спуска в кокпит. Зато лестница помогает легко спускаться на палубу при любом уровне воды возле причала.

Корпус легкий. Лодку Воронеж М вполне можно перенести вдвоем через отмели и мелководье . Одному под силу столкнуть с мели. Места достаточно для размещения 4-5 человек и багажа. Под пайолами образуется трюм, в котором при наличии люков можно разместить дополнительные рундуки.

Удобный кокпит. Три банки, две из них могут перемещаться вдоль борта, что удобно, когда пассажиры разного роста. Легко регулировать расстояние между сиденьями для ног. На передней банке предусмотрены сиденья со складными спинками. Хорошая поддержка для спины.

Для всех модификаций предусмотрена установка ходового тента, заменяющего каюту. Он надежно защищает пассажиров от плохой погоды, ветра и утренних заморозков.

Перевозка лодки

Поскольку вес катера Воронеж М превышает допустимые нормативы для перевозки на верхнем багажнике, для доставки судна до воды нужен прицеп. В заводской комплектации съемные колеса не предусмотрены.Чтобы во время перевозки не переносить в багажник автомобиля все оснащение, используется транспортировочный тент. Он надежно укрывает поверхность судна и сохраняет вещи.

Непотопляемость

Высокая остойчивость обеспечивается техническими характеристиками лодки Воронеж М. Обводы, угол килеватости, ширина кокпита — все работает на обеспечение непотопляемости. При столкновении с притопленными бревнами судно остается на плаву.

Блоки плавучести находятся под палубой в герметичном рундуке форпика, а также в районе подмоторной ниши. Они удерживают судно на плаву с одним человеком и 40-килограммовым багажом. Если кокпит залит водой, то катер может удержать дополнительно двух человек, которые держатся за борт, чтобы остаться на плаву. При этом исключается возможность оверкиля и обеспечивается безопасность людей.

Кормовые отсеки с пенопластом зачастую подмокают или заливаются бензином. Это приводит к порче пенополистирола. Поскольку лодка может использоваться на водоемах со значительной глубиной, владельцы увеличивают запас плавучести за счет дополнительного объема пенопласта вдоль бортов и в трюме.

Для откачки воды предусмотрена автоматическая помпа. Она помогает справляться с микротечью и осадками, а также быстро приводит судно в рабочее состояние после вынужденных стоянок под дождем.

Ходовые качества

При крутых поворотах благодаря форме транца нога мотора поднимается, появляются прохваты, скорость падает. Вместо захватывающего дух виража получается чинно-благородная дуга, что является замечательным предохранителем для семейных и развлекательных прогулок.

Обводы лодки Воронеж М обеспечивают легкую всзожесть на волну. При этом наблюдается небольшое зарыскивание. Остойчивость при ходе вдоль волны хорошая. Однако ощущается небольшая валкость.

С четырьмя пассажирами на борту быстро выходит на скорость 30 км/ч. Однако при уменьшении количества людей скорость практически не изменяется. При одиночной прогулке максимум, что можно выжать на 30-сильном моторе — 35 км/ч.

Таблица скоростей

Испытания проводились на треугольнике Воронежского водохранилища на спокойной воде. Для моторной лодки Воронеж М данных немного. Все же они дают представление о том, как она себя ведет при различной загрузке.

Мотор 4 человека 3 человека 2 человека 1 человек
Нептун 23 30 км/ч 30 км/ч 33 км/ч

Под мотором

Родное ДУ рассчитано на отечественные моторы Вихрь и Нептун. Система управления газом однотросовая. Технические характеристики катера Воронеж М позволяют устанавливать двигатель 30 л.с. (22,5 кВт). Однако разрешено использовать 40-сильные моторы. Транец усилен и легко выдерживает такую нагрузку.

Под моторная ниша защищена палубой. Двигатель защищен от попутной волны и брызг. Пассажиры на задней банке остаются сухими. Вместе с тем при штатном расположении руля катер движется с ощутимым креном. Несмотря на мягкий ход лодка рыскает даже при движении перпендикулярно набегающим гребням.

Под веслами

Мотолодка Воронеж М предназначен для передвижения преимущественно при помощи мотора. Весла играют вспомогательную функцию. Скажем, отплыть от берега на достаточную глубину, чтобы опустить винт. При этом уключины удобные. Родные весла металлические. Легкие в руке, хорошо сбалансированы.

На волне

Воронеж М легко преодолевает волны в 50 и 70 см. Дельфинирование практически отсутствует. Увеличенная ширина бортов позволяет более мягко восходить на гребни, чем предыдущие модели. Фальшборт защищает от боковой волны, что значительно повышает ходовые качества.

Носовая надствака немного утяжеляет нос и переносит центр тяжести ближе к центру корпуса. В сочетании с ДУ это улучшает балансировку судна, достигается надежная остойчивость.

Цены на лодку “Воронеж М” на Авито и других сайтах варьируются от 30 до 370 тысяч рублей. Стоимость имеет большой разброс, поэтому покупатели с разной платежеспособностью смогут подобрать себе товар по своему кошельку. Продажа б/у моделей на Авито представлена небольшим ассортиментом.

Отзывы

Отзывы на форумах от бывших и нынешних владельцев сводятся к тому, что в целом изделие имеет хорошие ходовые характеристики, комфортно, управляемо. Но недостаточно скорости для его обводов и габаритов.

Тюнинг

Доработка своими руками включает в себя стандартную перепрошивку всех швов путем замены или подтяжки заклепок, врезку смотрового лючка, усиление носа накладками из металла, реставрации силового набора. Есть вариант убрать рецесс, а вместо него вмонтировать большой рундук, транец сделать выносным.

Заключение

Лодка Воронеж М — это бюджетное, безопасное судно для семейных прогулок, кемпинга, рыбалки и охоты. Оно не годится для спортивных гонок и острых ощущений. Это семейный катер с размеренным спокойным характером и надежной репутацией.

Моторная лодка Воронеж

Лодка «Воронеж» – это современная модель, последователь известной «Казанки», которая была снята с производства в пользу этого судна. Учитывая позитивный опыт предыдущей конструкции и современные требования, была создана моторная лодка «Воронеж». Главная задача конструкторов была в создании более надёжного и безопасного днища, конструкции для развития высокой скорости и установки мощных моторов. В основу характеристик лодки «Воронеж» были взяты особенности использования суден на реках, в том числе с сильным течением воды.

Общая информация о лодке «Воронеж»

Одним из основных недостатков «Казанки» являлась низкая устойчивость к опрокидыванию при попадании на встречную волну, а также зарывание носом. Для устранения дефекта в лодке «Воронеж» были несколько скошены участки скулы, на видео видны изменения и их практические проявления. Благодаря доработке удалось снизить риск опрокидывания из-за скулы, и увеличить устойчивость к крену при вхождении в повороты. Задача – обезопасить движение, была решена с минимальными изменениями конструкции. Мотолодка «Воронеж»

Вес лодки «Воронеж» остался небольшим благодаря использованию дюралюминиевого сплава, листы которого соединяются заклёпками. В основе конструкции используется смешанный набор: продольные стрингеры и 9 поперечных шпангоутов. На днище уложены листы из сплава Д1, их толщина составляет 1,5 мм. Соединение секций корпуса находится в области скулы, это приводит к формированию брызгоотбойника величиной 30 мм. Для обеспечения герметичности используются прокладки на основании тиоколовой ленты и замазки.

Для увеличения долговечности накладок при выходе на берег используется клёпка по килю. Весь корпус покрывается грунтовкой, а отдельные части подвергаются анодированию и дальнейшей обработке эмалью.

Для обеспечения непотопляемости лодки используются специальные герметизированные блоки, которые размещаются в форпике. Дополнительно они помещаются по обе стороны подмоторной ниши. Блоки плавучести изготавливаются из пенополистирола. При заполнении лодки водой она остаётся на плаву даже с установкой на борту тяжёлого мотора и 120–150 кг груза.

Нос имеет запалубленный тип, внутри которого можно размещать багаж. Для получения доступа к содержимому следует открыть люк.

В конструкции кокпита используется 2 банки с поперечным расположением для размещения по 2 пассажира. Габариты кокпита составляют 2,3х1,4 м. Спереди предусмотрено ветрозащитное стекло, оно предотвращает проникновение брызг и ветра. Конструктивно стекло выполнено плоским, без каких-либо изгибов, а со сторон имеются боковые треугольники. Нос лодки имеет запалубленный тип, внутри которого можно размещать багаж

Размеры лодки «Воронеж» делают неудобным ручное управление двигателем, соответственно в конструкцию устанавливается дистанционное управление, размещаемое в носовой части кокпита. За счёт увеличения ширины конструкции достигается также улучшение качества остойчивости в отношении поперечной нагрузки или боковых волн.

Технические характеристики и отзывы о лодке «Воронеж» отмечают, что судно при различных условиях эксплуатации не переходит отметку 11° крена при условии полной нагрузки с расположением всего веса по одному из бортов. Надводный борт всегда остаётся выше 0,2 м над уровнем воды.

В комплектации лодки присутствуют:

  • пайолы, имеющие рейчатый тип и изготавливающиеся из древесины;
  • вёсла;
  • ремонтный комплект;
  • черпак;
  • спасательный круг с линью.

Технические характеристики моторной лодки «Воронеж» обеспечивают минимальное сопротивление воды, высокие гидродинамические качества и быстрый переход в состояние глиссирования. При установке мотора на 30 л. с. приблизительный расход топлива составляет 0,3 л/км и скорость – 40 км/ч. Технические характеристики моторной лодки «Воронеж» обеспечивают минимальное сопротивление воды

В 1999 году завод перешёл на изготовление модифицированной версии лодки – «Воронеж М». В конструкцию были внесены некоторые изменения:

  • увеличены габариты, изменения некритичны;
  • значительно возвышен борт, разница составляет 0,25 м;
  • усилен транец для установки мотора на 40 л. с., хотя производитель и рекомендует использовать двигатель на 30 л. с.;
  • используется мягкая обтяжка сидений;
  • встроены реданы.

Существуют и другие изменения, связанные с добавлением дополнительного оборудования. Не все покупатели отмечают удовлетворение нововведениями из-за увеличения веса лодки, влияющего на экономичность движения и несколько снижающего скорость. Лодка «Воронеж» в своём первоначальном варианте имеет удачную конструкцию, не нуждающуюся в существенных доработках, соответственно, модификацию следовало выпускать параллельно в качестве прогулочного катера.

Технические характеристики лодки «Воронеж»

Отзывы о лодке «Воронеж» отмечают приспособленность судна для туристических целей и рыбалки на реках с частым волнением. Судно может эксплуатироваться при величине волны до 0,5 м и при удалённости от берега в 1 км. В основе использован дюралюминий. В стандартных условиях он разрушается от влияния морской воды, но из-за качественного выбора сортамента сплава и высокого качества защитного антикоррозионного слоя, судно допускается к использованию на море. Чертежи лодки «Воронеж»

Технические характеристики лодки «Воронеж»:

  • длина корпуса – 4,2 м;
  • габаритная ширина – 1,5 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,674 м;
  • килеватость днища возле транца – 4°;
  • килеватость дна в миделе – 17,3°;
  • вес корпуса со всем оборудованием – 152 кг;
  • полезная грузоподъёмность – 400 кг;
  • количество пассажиров – 4 человека;
  • максимальная мощность устанавливаемого мотора – 30 л. с.;
  • развиваемая скорость при водоизмещении в 400 кг и моторе 25 л. с. – 33 км/час;
  • тип используемого материала – Д1;
  • метод соединения – клёпка.

Уменьшенная длина корпуса лодки «Воронеж» придаёт большую манёвренность и устойчивость на ходу. В целом моторное судно «Воронеж» получилось удачным. Конструкторам удалось сохранить преимущества «Казанки» и устранить недостатки её мореходности.

Проводились многочисленные тесты с установкой мотора максимальной мощности, которые выявили, что при использовании «Вихря-30» со стандартным винтом максимальная скорость составляет 43,9 км/ч. После теста на лодку установили вес в 400 кг, это привело к снижению развиваемой скорости до 35,6 км/ч. Затем был заменён стандартный винт полированным. С нагрузкой в 400 кг судно разогналось до 41,2 км/час, а с одним человеком – 44,8 км/ч. В проводимых тестах расход составил 0,29–0,34 л/км.

Технические характеристики лодки «Воронеж М»

С 1999 года проводилась постепенная модернизация судна, вследствие чего появилась лодка «Воронеж М». Новые модели стали спорными, но всё же популярными.

Технические характеристики лодки «Воронеж М»:

  • длина корпуса – 4,35 м;
  • габаритная ширина – 1,62 м;
  • высота по габаритам – 1,37 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,92 м;
  • высота борта от ватерлинии – 0,6 м;
  • средний уровень осадки – 0,3 м;
  • вес корпуса со всем оборудованием – 200 кг;
  • полезная грузоподъёмность – 500 кг;
  • полное водоизмещение при полной нагрузке – 700 кг;
  • количество пассажиров – 5 человека;

Лодка «Воронеж М»

  • максимальная мощность устанавливаемого мотора – 40 л. с.;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 30 л. с.;
  • тип используемого материала – Д1;
  • метод соединения – клёпка.

Для многих покупателей отталкивающим фактором является возросшая цена. В противовес можно отметить увеличение устойчивости к нагрузкам, предотвращение попадания брызг и улучшение комфорта.

Какая цена

Стоимость лодок при покупке с рук сильно отличается, одни продавцы просят 200–300 тыс. рублей в полной комплектации, другие готовы продать за 70–100 тыс. рублей. Реальная стоимость корпуса без двигателя составляет 50±10 тыс. рублей.

На нашем сайте есть отдельная статья о моторной лодке Воронеж мини.

Отзывы владельцев

Отзывы владельцев в отношении лодки «Воронеж» чаще всего рекомендательные, что и обусловливает распространение судна.

Борис:

«В технической документации рекомендуют устанавливать мотор с мощностью до 30 л. с., но у меня остался 40-сильный двигатель, соответственно, захотелось его поставить. Пришлось усилить транец, а всё остальное не трогал. Лодка отлично пошла с таким мотором, никаким намёков на переворачивание не наблюдалось, даже встречные волны нипочём».

Александр:

«Мне посчастливилось приобрести лодку „Воронеж“ и из богатого опыта могу отметить, что большей статической остойчивости и курсовой устойчивости не найти среди подобных моделей. Мягкость хода при высоте волны в 0,4 м вызывает зависть коллег, ни одно судно так плавно не пошло. Никакого сноса при резком повороте не наступает».

Лодка «Воронеж М» отзывы:

Василий:

«Понравилась лодка из-за удобства рыбалки, она очень остойчива и не приводит к сильному крену даже при двух рыбаках на одном борте. Скорость практически не зависит от нагрузки, даже при установке 20-сильного мотора остаётся динамичной, практичной и экономичной. Благодаря большому кокпиту можно удобно расположиться на ночлег».

Леонид:

«Живу поблизости от моря и люблю ходить на рыбалку на „Воронеж М“. По соотношению цены, качества и мореходных свойств считаю её одной из лучших моделей. Даже при большой волне и немаленьком улове не зарывается и отлично выдерживает лобовые и боковые удары».

Эксперт и автор статей на сайте.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Мотолодка «Воронеж».
Описание моторной лодки «Воронеж»

Основные данные мотолодки «Воронеж»
Длина наибольшая, м 4,20
Ширина наибольшая, м 1,5
Высота борта на миделе, м 0,674
Угол килеватости днища на миделе 17,3°
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг 152
Грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4
Допустимая мощность ПМ, л. с. 30
Скорость под мотором 25 л. с. с полной нагрузкой, км/ч 33

Общий вид мотолодки «Воронеж»

Воронежское авиастроительное объединение было одним из нескольких предприятий, выпускавших старую «Казанку». Наступил момент, когда и воронежцы задумались над необходимостью выпуска новой лодки. Мотолодка «Воронеж» проектировалась как дешевое и неприхотливое в эксплуатации судно, которое должно заменить снятую с производства популярную «Казанку». В то же время требовалось создать надежное и безопасное судно для эксплуатации с моторами мощностью до 30 л. с. в условиях плавания по рекам и водохранилищам. Соответственно этим главным направлениям конструкторы лодки, сохранив простоту конструкции и оборудования, что были присущи «Казанке», увеличили ширину и высоту надводного борта «Воронежа», снабдили лодку подмоторной нишей, видоизменили обводы корпуса, увеличив килеватость днища и сильно заострив носовую часть. Невооружённым глазом видно, что за основу были приняты обводы «Казанки-5», в течение ряда лет выпускаемой казанскими коллегами-авиастроителями. Однако, воронежцы, учитывая опыт эксплуатации «Казанок-5», а именно их склонность к зарыскиванию и опрокидыванию на большой попутной волне, предусмотрели в кормовой части днища небольшие скошенные участки у скулы. Эта казалось бы незначительная особенность позволила «Воронежу» на поворотах и в случае возможного зарыскивания получать безопасный крен внутрь поворота, препятствующий опрокидыванию через скулу. Это значительно повышало безопасность плавания на большой волне.

Теоретический чертеж корпуса лодки «Воронеж»

Моторная лодка «Воронеж» имеет дюралюминиевый корпус клепаной конструкции, построенный по смешанной системе набора — с продольными стрингерами и девятью шпангоутами. Обшивка днища изготовлена из 1,5 миллиметровых листов сплава Д1. Соединение днища и борта на скуле образует брызгоотбойник шириной 30 мм. Герметичность в соединениях обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты и уплотнительной замазкой. Для защиты днища от истирания при вытаскивании лодки на берег по килю приклепана наружная накладка. Детали корпуса анодируются, корпус целиком грунтуется и покрывается эмалью МЛ-152. Непотопляемость обеспечивается блоками пенополистирола, размещёнными под палубой в герметизированном форпике, а также в корме по сторонам подмоторной ниши. В запалубленной носовой части лодки расположен небольшой багажный отсек, доступ в который осуществляется через закрываемый крышкой люк в переборке. В кокпите с размерами 2,3х1,4 м установлены две поперечные банки для четырех пассажиров. От ветра и брызг пассажиров защищает плоское ветровое стекло. Предусмотрено оборудование лодки тентом и установка дистанционного управления подвесным мотором. «Воронеж» поставляется в торговую сеть с деревянными рейчатыми пайолами. В снабжение лодки «Воронеж» входят весла, черпак, спасательный линь и ремонтная аптечка.

Благодаря большой ширине корпуса (1,37 м по скуле у транца) мотолодка обладает достаточной поперечной остойчивостью. При полном водоизмещении и расположении у одного борта груза 240 кг угол крена не превышает 11°, а минимальная высота надводного борта составляет не менее 200 мм. Заполненная водой лодка остается на плаву с 1 чел., мотором и 40 кг груза в кокпите. Результаты ходовых испытаний мотолодки с различными моторами, гребными винтами и нагрузкой приведены в таблице.

Результаты ходовых испытаний моторной лодки «Воронеж»

Мотор Гребной винт, м Частота вращения двигателя, об/мин Полезная нагрузка, кг Скорость, км/ч
«Вихрь-30» 0,24х0,30 5000 100 43,9
0,24х0,30 400 35,6
полированный
0,24х0,30
5000 400 41,2
0,24х0,30 5200 160 44,8
«Вихрь-М» 0,24х0,30 4900 100 40
0,24х0,30 400 33
«Нептун-23» 0,23х0,28 5100 100 39,9
0,23х0,28 400 33
0,24х0,30 5100 400 31
«Ветерок-12» 0,21х0,225 200 21,6

Расход горючего при плавании под мотором «Вихрь-30» составляет от 0,29 до 0,34 кг/км. Рекомендуемое использование — для прогулок и рыбной ловли на реках всех категорий при высоте волны до 0,5 м и с удалением от берега до 1 км. Несмотря на то, что лодка дюралевая, благодаря правильному выбору сортамента материала и хорошей антикоррозийной защите корпус «Воронежа» неплохо сохраняется при эксплуатации в морской воде. «Воронеж» несомненно удачное судно: сохранив большинство положительных качеств «Казанки», он значительно превосходит её по безопасности и мореходности.

К сожалению, в настоящее время завод-изготовитель проводит сомнительную модернизацию «Воронежа»: увеличивается сверх меры высота борта, устанавливаются мягкие сиденья и другое дополнительное оборудование. В результате значительно возрастает вес и цена лодки, снижаются её скоростные и экономические показатели. Представляется более логичным спроектировать и выпускать параллельно совершенно другую модель, чем подвергать существенным переделкам «Воронеж», удачный в своём первоначальном виде. Каким будет «Воронеж» — покажет время.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Читать еще:  Лодка обь 1
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector