Лодка картоп своими руками чертежи с размерами

Лодка «Суперкартоп»

Лодка «Суперкартоп»

Длина наибольшая . 3,20 м
Ширина наибольшая . 1,30 м
Высота борта на миделе . 0,40 м
Двигатель . до 10 л.с.
Материал корпуса . дерево+фанера+стеклопластик или алюминий

На форуме КиЯ появился один парень, который вознамерился построить лодку-картоп с необычными свойствами. Просил совета. не он первый. Обсуждений подобной темы было немало, однако он стал последней каплей, да и требования у него действительно неординарные по сумме. Получался уже не картоп, как таковой, а некое универсальное плавсредство в особо лёгком классе. После обсуждений, споров и оптимизации идеи получилось следующее творение, названное нами «суперкартоп».

Техзадание получилось примерно такое:
1.Перевозиться лодка должна на микроавтобусе класса «Газели».
2.Максимальное использование площади лодки.
3.Возможность закрывать лодку тентом от носа до кормы.
4.Высокая остойчивость и непотопляемость.
5.Минимальный вес.
6.Движение или минимальный мотор, или мускульная сила.
7.Предельная простота изготовления, доступная человеку, очень далёкому от судостроения.

Обводы

Максимально эффективно можно использовать пространство на лодках с обводами типа саней, тримаране или джонботе. Санные обводы и тримаранные пришлось исключить сразу, как слишком сложные для домашней судоверфи с весьма неквалифицированной рабочей силой. Кроме того, для изготовления такой лодки необходимо достаточно много времени. За основу был принят джонбот. Но, если с технологичностью у классического джонбота всё в порядке, да и грести на нём в принципе можно, то вместимость у него за счёт значительного развала бортов всё же оставляет желать лучшего. При попытке увеличить джонбот в ширину и уменьшении угла развала борта его мореходные качества резко снижаются. Поневоле напрашивается желание задать корпусу минимальную килеватость. Поэтому был принят плоскокилеватый корпус с подъёмом дна в носовой части до уровня планширя. Сужение бортов в носу — минимальное, что позволяет эффективнее использовать «построечную площадь». Транцевая корма, разумеется, не то, что нужно тихоходной лодке, однако при небольшой осадке плавать на короткие дистанции всё же можно. Для улучшения ходкости можно выполнить подъём днища в корме и «срезать борта» в корме, придав корпусу более приличествующие водоизмещающему судну обводы, но это уже повлечёт за собой усложнение технологии постройки.

Размеры

Размер спального места — 700х2000 мм. Скрипнув зубами можно уменьшить его до 550х2000мм, расплатившись за это комфортом и снижением остойчивости. Что уж говорить — решаясь, всегда что-то теряешь. Хорошо, сосредоточимся на простоте и массе корпуса. Тогда эффективная ширина примерно 1100 мм при длине 2000 мм. Для обеспечения непотопляемости и аварийной остойчивости создадим два отсека, в носу — 800 мм и в корме — 500 мм. Высота борта также должна быть минимальной. Она в свою очередь зависит от ГИМСа и от возможного применения подвесного мотора, с учётом минимального веса. Транец под «Ветерок» — 380 мм, подвесные маневровые электромоторы имеют регулируемую штангу. В итоге размеры лодки получаются 3300х1300х400 мм.

Движитель

Автор идеи предположил в качестве двигателя использовать гребные колёса с педальным приводом. Посмотрим. Педальный привод предполагает наличие двух сидений и желательно со спинками. Перед сном эти сиденья придётся демонтировать вместе с педальным приводом и где-то хранить. Сам колёсный движитель при всех его достоинствах компактностью не отличается, да и лёгкой такую систему сделать затруднительно. Короче мы посчитали, что эта идея вступает в явное противоречие с остальными требованиями. Оптимальным вариантом будет вернуться к старым, добрым вёслам. В качестве механического привода можно использовать любой подвесной мотор мощностью до 10 л.с.

Обстройка

Самым габаритным и проблемным элементом на лодке будет безусловно тентовое устройство. Автор сказал о шести съёмных стойках. Это предполагает наличие как минимум ещё трёх соединительных элементов — итого девять трубок. Снять, разобрать, хранить? Лучшим вариантом видятся две заваливающиеся к миделю П-образные стойки. В заваленном положении их можно скрепить между собой одной дощечкой-сиденьем для гребца. В рабочем положении они должны держаться за счёт двух ремней, вшитых в полотно тента и закреплённых на четырёх утках-ручках в носу и в корме. Ещё одно съёмное сиденье понадобиться в корме, для управления мотором или для пассажиров. В носовой части сиденьем будет являться крышка носового отсека плавучести. Полотно тента должно крепиться к замкам, расположенным ниже привального бруса для исключения возможности попадания в кокпит стекающей с тента дождевой воды.

Материалы

Самым простым материалом для изготовления корпуса будет водостойкая фанера и сосновые бруски. Соединить их между собой можно гвоздями или шурупами, но лучше дополнить это крепление водостойким клеем вроде полиэфирной или эпоксидной смолы. Оклеенный стекломатериалом корпус будет, конечно, и крепче и элегантнее, но шлифовка и полировка стеклопластиковой поверхности — работа очень трудоёмкая и требует определённой квалификации. Это одна из причин, по которой была забракована идея автора изготовить корпус лодки из пенопластовых блоков 50-100 мм толщиной с последующей оклейкой стеклопластиком. В принципе, можно и так, но возникающие в процессе проектирования и изготовления вопросы будут трудно преодолимыми, в особенности для неподготовленного человека. Масса полученного в результате немалых усилий плавсредства может оказаться значительно выше запланированной, местная и общая прочность недостаточной, а внешний вид — сомнительным. В любом случае такая технология потребует много времени — простота здесь только кажущаяся.

Читать еще:  Катер своими руками чертежи

Если позволяют возможности можно рекомендовать изготовить корпус из АМг5. Правильно спроектированная лодка из алюминия может оказаться самой лёгкой. В любом случае пластичность алюминия позволит сделать её самой надёжной и неприхотливой из всех возможных вариантов. Единственно, чем такая лодка будет однозначно проигрывать фанерной — это обитаемостью.

Сопутствующие соображения

Придумать идеальный вариант, пригодный для любого самодельщика просто невозможно — слишком велика разница и в уровне подготовки и по технологическим и по финансовым возможностям, поэтому мы предлагаем два варианта конструкции — деревянную и алюминиевую.

Хотя лодка и предназначена для самодельщика, но это не значит, что она не может заинтересовать малое предприятие. Мы имеем в виду комплекты готовых деталей и материалов для строительства. Для деревянного варианта изготовление такого комплекта по силам не только специализированному предприятию, но и любому деревообрабатывающему производству, например, мебельной фабрике.

Сводный перечень материалов

Алюминий АМг5:
лист S2 — 8,8 кв/м — 48,6 кг
лист S3 — 1,1 кв/м — 9,0 кг
уголок 25х25х3 — 7,6 п.м. — 3,07кг
Итого — 60,7кг

Дерево + фанера + стеклопластик:
Брусок 20х40 — 3,142 п.м — 1,5кг
Брусок 20х30 — 4,5 п.м. — 1,62кг
Брусок 20х20 — 26,0 п.м. — 6,3кг
Фанера водостойкая 3мм — 8 кв.м. — 15,6кг
Фанера водостойкая 6мм — 4,1 кв.м. — 16кг
Стекломатериалы — 30кг
Итого — 71кг

Как можно самостоятельно сделать лодку из фанеры?

В рыбацких и охотничьих магазинах можно найти все что угодно, и лодки не исключение.

Но много людей хотят сделать плавательное средство самостоятельно, ведь это интересно и недорого.

У лодок, которые делаются своими руками, есть ряд преимуществ перед заводскими вариантами:

  • Легкость конструкции. Такое приспособление из фанеры будет намного легче, чем деревянные или металлические конструкции;
  • Устойчивость на воде. Для такой лодки используют цельные листы фанеры, а ее формы получаются идеальными для спуска на воду;
  • Низкая стоимость. Потратить деньги нужно будет только на фанерные куски, клей, лак и доски;

Чтобы обеспечить безопасность конструкции, использовать нужно только качественные материалы. Фанера должна быть цельной, без повреждений. Цена первых сортов немного выше, но надежность также важна.

Для людей, которые имеют навык в столярном деле, работа будет несложной. Она займет полтора недели, если делать лодку в свободное время, то пару полных дней.

Читайте о том, как самостоятельно сделать моторную лодку? Также посмотрите нашу статью о ремонте резиновой лодки своими руками.

Чертежи лодок

На сегодняшний день самыми популярными являются лодки по проекту «Stitch and glue», что переводится как «Сшей и склей», большая часть таких чертежей продается в натуральном масштабе, это делает процесс постройки более простым.

Одной из таких конструкций является «Север 520».

Север 520

Это чертежи под моторную лодку. Одновременно она сможет вмещать до 7 человек, есть и 2 спальных места. Ее длина составляет 5,2 м., а ширина 2,08. Двигатель рекомендуют ставить от 50 до 100 лошадиных сил.

Данная модель очень удобна и практична, но стоимость ее постройки превысит 100 тысяч рублей. Более доступной конструкцией является «Бриз-42».

Бриз-42

Вначале была модель «Бриз-26», она была рассчитана всего на двух человек, но на испытаниях хорошо себя зарекомендовала, поэтому было принято решение сделать более габаритный вариант. Так появился «Бриз-42».

От своего предшественника он получил внешность и узкое дно. Чертежи предусматривают багажные отсеки, палубу и ступеньку. В ней одновременно может находиться четыре человека. Используются весла, но можно установить и двигатель мощностью не больше 8 л.с.

Более сильные варианты приведут к дифференту хода, поэтому скорость не увеличится. Не страшна ей и плохая погода, есть возможность натянуть тент.

Для ее постройки своими руками используют дерево и листы фанеры. При довольно длинном корпусе (4,2 м.), вес составит всего около 60 кг. Водостойкие материалы обеспечивают нужную безопасность конструкции.

Среди компактных вариантов следует обратить внимание на тузик-картоп. Эту модель можно считать более современной модификацией «Золотой рыбки». У них почти одинаковая длина, но тузик немного шире, и отличается высокими бортами.

Плоское дно и высокий борт обеспечивают нужную безопасность конструкции. Такая лодка вмещает двух взрослых людей и одного ребенка. Она отлично подойдет для отдыха на водоеме или рыбалки. Есть возможность использовать парус. При этом масса составляет всего 35-40 кг, что позволяет без проблем перевозить ее на крыше автомобиля.

Нос лодки может показаться немного странным, но он очень функционален. Благодаря такому носу увеличивается грузоподъемность и придается высокая устойчивость на воде. Кроме того, такие формы значительно упрощают процесс сборки.

«Утка-2»

Такая конструкция очень популярна среди рыбаков и охотников. На нее ставят моторы малых мощностей, также у нее малая осадка, а это позволяет плавать по мелководью и в зарослях.

Также «Утка-2» хороша и для прогулок по водоемам, есть возможность установить парус.

Она легко вмещает двух взрослых людей с большой кучей снаряжения. Если в пути кончиться топливо или заглохнет мотор, то движение продолжается благодаря веслам.

Скорость средства при включенном моторе будет составлять до 25 км/ч, на веслах примерно 5-6 км/ч. Маленький плавник позволяет двигаться прямо при гребле.

Такой вариант отлично подойдет для начинающих судостроителей. Сделать своими руками ее несложно, а двигатели и фанера обойдутся недорого.

Читать еще:  Казанка фото

Если не удалось найти нужный чертеж, то его можно сделать самому. Чертежи и наши рекомендации о постройке прицепа для лодки смотреть тут.

Но заняться проектированием своими руками может только профессионал, ведь нужно точно рассчитать грузоподъемность, вместительность, форму носа и другие нюансы.

Сборка конструкции

Когда материалы и чертежи есть, то нужно начинать работу. Первым этапом станет вырезание деталей из фанеры. Для этого лучше всего использовать электролобзик. Важно точно резать по размерам, иначе конструкция не сойдется.

Потом шпангоуты склеивают с задним бортом, эти детали будут весьма тяжелыми. Если для плавсредства нужен мотор, то задний борт укрепляют.

Следующим этапом станет скрепление транца с бортами и дном. Обшивочные части крепить нужно с помощью клея.

После сборки конструкции нужно приготовить аэросил и эпоксидную смолу. Эти вещества смешиваются 1 к 1. Полученное вещество используют для герметизации швов. Также для этой цели, внутри лодки, швы заклеивают полосами из стеклоткани.

Важно: при такой работе используются весьма токсичные вещества, поэтому работать нужно на улице, или в проветриваемом помещении, и с использованием специальных средств защиты.

Когда клей высыхает нужно поставить шпангоуты. Потом нужно установить сидения, багажные отсеки и другие элементы. После того, как судно высохнет, надо приступать к финальному этапу, это шлифовка и герметизация стеклотканью и эпоксидным раствором.

После этого следует процесс покраски конструкции, это поможет дополнительно защитить судно от влияния воды и придаст хороший внешний вид.

Покраска состоит из:

  • Обезжиривания всех деталей судна;
  • Обработки деревянных элементов пропиткой;
  • Шпатлевки поверхностей. Это позволит замаскировать все дефекты;
  • Грунтовки. Для этого можно использовать кипяченую олифу;
  • Нанесения лакокрасочных материалов. Для этого можно покупать любую краску, но увеличить срок службы лодки помогут специальные водостойкие материалы для фанеры;
Материал Цена
Водостойкая фанера ФСФ 6,5мм

Формат: 2500 х 1250 776 р. Фанера для опалубки ламинированная (Россия) 3000*1500/ 15мм/18мм/21мм 4300 р. Полиэфирная смола 5 кг (общего назначения) + отвердитель 1900 р. Стеклолента ЛЭСБ 0,2х50 мм — 10 метров Эпоксидная смола (1кг.) 2157 р. Эпорип (Eporip): двухкомпонентный эпоксидный клей 2900 р. Стеклоткань 300 г/м2 247 р. Стеклолента ЛЭСБ 0,2х50 мм — 10 метров 190 р.

Постройка такого плавсредства своими руками – это интересное и творческое занятие для людей, которые любят делать вещи самостоятельно. Главное – придерживаться размеров, на которые указывают чертежи.

Возможно, во время этого процесса, будут ошибки, которые нужно будет переделывать. Но, в результате получится отличная и недорогая лодка. Хранить такое средство лучше всего на суше. Это судно отлично подойдет для использования на спокойных озерах и реках.

Выходить в море или сплавляться по горным рекам на нем запрещено. Также нужно внимательно следить за швами и целостностью конструкции, если есть проблемные участки, то их нужно герметизировать.

При бережливом отношении и правильно хранении, такое плавсредство прослужит долго, и поможет отлично провести время на рыбалке, или просто во время прогулки по водоему.

Рекомендуем ознакомится с нашим материалом о том, как правильно выбрать насос для лодки ПВХ? Возможно вас также заинтересует информация о создании тента для лодки своими руками.

Чертеж лодки из фанеры своими руками: выкройки моторных лодок для самостоятельной постройки, изготовление, видео обзор

Специализированные магазины предлагают достаточно большое количество лодок, предназначенных для рыбалки или туризма. В продаже вы можете найти изделия различных форм и размеров, но чертежи моторных лодок из фанеры, которые находятся в открытом доступе, позволяют выполнить такое судно своими руками буквально с нуля.

Так почему же и вам не попробовать свои силы и не построить лодку своими руками из фанеры, чертежи и все рекомендации к строительству вы найдете в этой статье.

Комплексный чертеж обычной лодки

Если вы все еще сомневаетесь в целесообразности применения такого материала, как фанера для строительства лодки, ознакомьтесь с основными его преимуществами.

Достоинства фанерных листов:

  1. Лодка из фанеры, чертежи и выкройки которой выполнены правильно будет иметь очень легкую, но в то же время довольно прочную конструкцию, ведь клееный шпон обладает гораздо меньшим весом, чем цельная древесина.
  2. Конструкция будет иметь отличную устойчивость, поскольку фанерные листы обладают четкими геометрическими пропорциями, позволяющими осуществить безукоризненный по качеству монтаж.
  3. Небольшие затраты при покупке необходимых материалов, а именно: фанерных плит, специализированного клеевого состава, досок, составов для выполнения грунтовки.

Обратите внимание! Любому человеку, обладающему хотя бы начальными столярными навыками, понадобиться не более одного или полутора дней на изготовление лодки из фанеры своими руками, чертеж с лекалами можно приобрести в магазине или составить самостоятельно, пользуясь нашими рекомендациями.

Чертеж конструкции корпуса (вид сбоку)

Подбор инструментария и материалов

Современный рынок предоставляет покупателям огромный выбор специализированных лаковых и клеевых составов, всевозможных пропиток, предназначенных для работы с фанерными изделиями. Чтобы выполнить лодку из этого материала вам не нужно искать особые инструменты и приспособления.

Список необходимого включает:

  1. Фанерные плиты. Для конструкции подойдет березовая фанера, толщина которой составляет 0,5 см, для изготовления киля и шпангоутов вам понадобятся толстые плиты около 1,2-1,5 см.
  2. Древесину, используемую для установки распорок с внутренним размещением и работы с бортиками, а также сидениями лодки. Лучше всего, если вы купите доски обрезного типа, выполненные из древесины легких пород, например, сосны или ели. Однако каждый из этих материалов имеет свои особенности. Например, ель обладает более высоким показателем водостойкости, чем сосна и при этом ее древесина выглядит более белой, поэтому чаще всего ее используют для изготовления обшивки. Но еловые доски имеют и свои недостатки, они могут расколоться в результате забивания гвоздей.
  3. Материал для шовного скрепления отдельных деталей обшивки. В качестве такого материала используется гибкая тонкая проволока, пластиковые хомуты, капроновая толстая леска и пр.
  4. Клеевой состав, используемый для герметизации швов. Специалисты рекомендуют использовать составы на основе полимерных смол.
  5. Специализированные пропиточные и лаковые составы для защиты древесины.
  6. Стеклоткань, применяемую в качестве защитного материала для швов.
  7. Краситель на водостойкой основе.

Лодка из фанеры

Обратите внимание! Для изготовления лодки своими руками приобретайте только качественные материалы. Фанера не должна иметь на своей поверхности никаких повреждений и дефектов, которые могут сказаться на надежности вашего изделия. Стоимость закупки качественного материала значительно выше, но безопасность гораздо важнее.

  • пила, предназначенная для работы с деревянными поверхностями;
  • электролобзик и набор полотен для него;
  • шлифовальная машинка;
  • молоток;
  • фиксирующие струбцины для закрепления фанеры в процессе монтажа;
  • лакировочные и окрашивающие составы, а также кисточки для их нанесения.

Начальный этап работы: составление чертежей

Если вы еще не определились с тем, как сделать лодку из фанеры, чертежи в этом деле играют немаловажную роль, поэтому начинать процесс изготовления вашего изделия необходимо именно с них.

Чертеж для раскроя наружной обшивки

Первое, что должен учитывать ваш чертеж лодки из фанеры – особенности будущего судна. Не забудьте для себя обозначить, для каких целей будет использоваться ваше судно. Например, хотите ли вы сделать лодку, имеющую плоское дно для рыбалки или же наметили моторное судно для туризма.

Обратите внимание! В этой статье вы сможете найти готовые чертежи лодок для самостоятельной постройки из фанеры с разными конструкционными особенностями. Вы можете воспользоваться этими вариантами, чтобы не ошибиться в своих расчетах.

Вариант закрепления мотора на обычной лодке

Если же вы не нашли среди представленных образцов необходимый вам вариант, тогда можно попробовать заняться проектированием судна согласно собственной схеме. Чтобы в результате ваших трудов у вас не вышел декоративный вариант судна, полноценно эксплуатировать которое просто невозможно, основной упор в своих расчетах делайте на грузоподъемность.

Сориентироваться на первом этапе вам поможет изучение уже существующих проектов, которые были успешно воплощены.

Чертеж моторной лодки

Вы можете использовать для выполнения лодки из фанеры своими руками чертежи и видео, представленные здесь. Данный видео обзор рассматривает технологию изготовления простейшей конструкции, справиться с которой может даже новичок.

После того, как вы подобрали соответствующий вариант лодки необходимо перенести на бумагу контуры ее основных деталей. Чтобы вам было удобнее после этого работать с фанерой, можно изготовить бумажный шаблон.

На чертеж следует нанести все самые важные параметры лодки:

  • величина изделия;
  • ширина;
  • высота конструкции;
  • форма основных деталей.

Шаблоны для изготовления деталей

Изготовление и сборка: рекомендации

Схема выполнения корпуса лодки на первый взгляд может показаться сложной, но если вы будете придерживаться всех рекомендаций, результат не заставит себя долго ждать.

  • Используя пилу или лобзик, выполните все детали конструкции согласно составленному вами чертежу. Допустимая погрешность в размерах – 1 мм, в противном случае у вас получится нестыковка в деталях при сборке.
  • Детали заднего бортика и шпангоутов склеиваются, чтобы обеспечить конструкции необходимый уровень прочности и толщины. Несмотря на то, что эти элементы после склейки будут иметь большой вес, этот факто не скажется на качестве выполняемой вами конструкции.

Сборка каркаса на козлах

  • Чтобы соединения, скрепляющие транцы и шпангоуты были очень прочными, вы можете использовать закрепляющие элементы, например саморезы. Очень важно при этом рассчитать их длину: крепежный элемент должен полноценно соединить детали, но при этом не пройти насквозь через них. Поверхность саморезов должна быть оцинкованной или луженной. Параметры необходимых в работе шурупов составляют 3х25 мм и 2х18 мм, для сидений, кормы и бортиков используются саморезы 5х60 мм и 4х60 мм.
  • Для облегчения своей работы изготовьте из брусьев 5х5 см козлы. В процессе монтажа транец удобнее будет поместить на них.
  • Бортики и днище конструкции прикрепляются к транцу так, чтобы на носу они сошлись друг с другом.

  • Если вы используете не очень толстую фанеру, то все обшивочные детали можно зафиксировать при помощи шовного материала или клеевого состава. В том случае, если вы используете клей краевую часть деталей, где будет находиться зона стыка, необходимо срезать под углом.
  • Следите за тем, чтобы все детали лодки сошлись друг с другом по размеру. Если вам необходимо уменьшить зазор, придется заново разобрать конструкцию и в некоторых местах подрезать шпонгоуты.
  • В тех конструкциях, где предусмотрено наличие мотора транец обязательно проклеивается при помощи стеклоткани и укрепляется за счет закрепления досок, выполненных из древесины твердых сортов.

По окончании черновой сборки все детали проклеиваются и фиксируются. Когда клеевой состав полностью просохнет, поверхность лодки следует обезжирить, пропитать составом, предназначенных для обработки лодок, зашпатлевать неровность, нанести горячую олифу и покрыть красящим составом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector