Скорость лодки на веслах

Гидродинамические характеристики спортивных гребных лодок

Некоторые особенности формы корпуса

Обводы корпусов гребных спортивных лодок отличаются от обводов самоходных надводных судов по основным соотношениям теоретического чертежа. Так, например, отношение длины лодки L к ширине В у гребных спортивных судов типа каноэ или байдарок равно 10,5—12,5, а у лодок академической гребли бывает свыше 25, в то время как наибольшие удлинения надводных судов с двигателями обычно не превышают 6—7. Необходимо отметить, что длина корпуса и характер обводов спортивных лодок типа каноэ и байдарок ограничены соответствующими международными правилами. Длина этих лодок должна быть не более 5200 м, а обводы в подводной части должны иметь овальную форму без острых скул.

Для лодок академической гребли по форме обводов и размерам ограничений нет. Размеры этих лодок определяются в основном удобством размещения гребцов с учетом техники гребли, а поперечные сечения имеют U-образную форму.

Основные элементы теоретического чертежа гребных спортивных лодок приведены в табл. 1.

Движение лодок

Движение спортивных лодок происходит в режиме плавания. Для спортивных лодок каноэ и байдарок число Фруда FrD = 0,90÷0,95. Для лодок академических FrD = 0,70÷0,75.

Каноэ и байдарки по значениям числа Фруда близко подходят к классу судов, движение которых происходит при переходном режиме, в то время как академические лодки относятся к судам, движение которых происходит в чистом режиме плавания. В условиях неподвижного плавания спортивные гребные лодки обладают малой статической поперечной остойчивостью.

Полное гидродинамическое сопротивление

В 1961—1962 гг. по заданию и программам Центрального опытно-конструкторского бюро спортоборудования и инвентаря в опытовом бассейне были проведены буксировочные испытания по исследованию гидродинамического сопротивления спортивных лодок в натурных образцах. С целью получения сравнительных характеристик по гидродинамическому сопротивлению были проведены буксировочные испытания четырех вариантов обводов лодок каноэ, одной байдарки и двух лодок академической гребли (одной одиночки и одной двойки распашной с рулевым).

Испытания проводились в одинаковых условиях, на спокойной воде; с нагрузкой, соответствующей суммарному весу лодки и гребцов с веслами, и со скоростями буксировки от 1 до 7 м/сек. Замеры гидродинамического сопротивления, всплывания и углов дифферента на ходу производились через каждые 0,5 м/сек.

В результате были получены замеры полного гидродинамического сопротивления при различных скоростях движения и нагрузках (водоизмещении) и зависимости сопротивления от приложения продольных моментов.

На графиках показаны сравнительные кривые полного сопротивления воды движению спортивных лодок и углы дифферента на разных скоростях. По этим графикам можно с достаточной точностью определять величины сопротивления воды движению спортивных лодок.

Величины полного сопротивления спортивных лодок различных типов даны в табл. 2; скорости движения взяты по результатам Первенства мира 1958 г. (каноэ и байдарки) и Чемпионата мира 1962 г. (лодки для академической гребли).

По величине сопротивления движению можно судить о потребных величинах сил упора на уключинах весла (для академических лодок) и на руках гребцов (для каноэ и байдарки). Следует, однако, учесть, что фактически гребец затрачивает большие усилия из-за потерь в лопасти весла.

Сопротивление трения

Ввиду того, что выделить экспериментально сопротивление формы и волновое сопротивление не представляется возможным, а расчет их является довольно сложной задачей, полное гидродинамическое сопротивление R разделено на сопротивление трения RT и остаточное сопротивление RO, т. е.

Сопротивление трения RT спортивных лодок при движении на средних скоростях составляет:

Скиф-одиночка 80
Скиф-двойка 81
Скиф-четверка 74
Скиф-восьмерка 80
Каноэ-одиночка 70
Байдарка-одиночка 68

Из этих соотношений следует, что на остаточное сопротивление RO, которое включает сопротивление формы RФ и волновое сопротивление RB, приходится для академических лодок 20%, а для лодок каноэ и байдарок 30—32%> полного сопротивления.

По характеру обтекания корпусов академических лодок: можно судить, что в гидродинамическом следе нет поперечных волн и сильных завихрений за кормой; обтекание плавное, с небольшими продольными волнами в носовой части.

Зависимость гидродинамического сопротивления от нагрузки

В практике гребли на спортивных лодках принято считать, что физическое развитие гребцов соответствует их: весу. При экспериментальном исследовании гидродинамического сопротивления спортивных лодок средний вес гребцэ с веслами (нормальная нагрузка) был принят 80 кг. Поэтому испытания скифа-одиночки, каноэ-одиночки и байдарки-одиночки производились при водоизмещении 100 кг (из них вес конструкции лодки 20 кг, вес гребца 80 кг); для скифа-двойки распашной с рулевым водоизмещение было 250 кг, скифа-четверки распашной без рулевого — 395 кг и скифа-восьмерки — 825 кг.

Читать еще:  Как заклеить лодку пвх видео

С целью установления зависимости гидродинамического сопротивления от водоизмещения для скифа-одиночки, каноэ и байдарки были проведены испытания при нагрузках. 80, 100 и 120 кг. Результаты этих испытаний показаны на графиках. Влияние нагрузки на сопротивление значительно сказывается в диапазоне скоростей движения, начиная с 4 м/сек и выше.

Для академической одиночки изменение нагрузки с 80 до 120 кг на скоростях 4—5 м/сек дает прирост сопротивления соответственно 1,2 кг (25%) и 1,5 кг (22%); иначе говоря,, каждый килограмм увеличения или уменьшения нагрузки дает прирост или уменьшение сопротивления на/ 30—45 г, что соответственно уменьшает или увеличивает скорость на 0,015 м/сек. Так, например, если гребец на одиночке будет весить 70 кг вместо 80 (при условии равного качества гребли), скорость движения может быть увеличена на 0,15 м/сек.

Зависимость гидродинамического сопротивления от приложения продольных моментов

На характер движения спортивных гребных лодок: влияют перемещение гребцов и периодическое изменение места упора лопастью весла относительно лодки, поскольку эти факторы вызывают изменения угла хода или дифферента. Благодаря тому, что спортивные гребные лодки имеют большие удлинения, во время хода они обладают достаточной продольной остойчивостью.

Испытания в опытовом бассейне показали, что изменение продольного момента не вызывает сколько-нибудь заметного изменения сопротивления лодки и ходового дифферента.

Выводы

1. Корпуса спортивных гребных лодок по своим геометрическим соотношениям и элементам теоретического чертежа находятся в классе водоизмещающих судов. Основное их отличие от водоизмещающих судов с механическим двигателем состоит в большом относительном удлинении λ или в коэффициенте заострения ψ.

2. Общее гидродинамическое сопротивление спортивных гребных лодок для средних скоростей движения (по результатам соревнований) состоит на 70% и выше из сопротивления трения. Остаточное сопротивление (формы и волновое) составляет 20—30%.

3. Для лодок типа каноэ и байдарки, ввиду существующих ограничений по основным размерам и характеру обводов, какие-либо изменения других элементов теоретического чертежа (полноты ватерлинии, водоизмещения) не вызовут практически ощутимой разницы в гидродинамическом сопротивлении.

4. Для лодок академической гребли увеличение относительного удлинения λ свыше 20 или коэффициента заострения ψ свыше 15 не дает каких-либо существенных изменений в остаточном сопротивлении, поэтому такие лодки нецелесообразно проектировать с удлинением выше 20 или с коэффициентом заострения более 15.

5. Ввиду отсутствия ограничений по основным размерам и линиям обводов для академических лодок должны быть произведены исследовательские и конструктивные изыскания по применению других форм обводов.

6. Одним из существенных факторов, влияющих на изменение сопротивления, является изменение водоизмещения при скорости более 4 м/сек. В соревнованиях по гребле важно учитывать этот факт, отдавая предпочтение гребцам с меньшим весом (при одинаковой натренированности и силе).

7. Изменение продольных моментов (дифферента) при движении лодок на величинах сопротивления сказывается незначительно.

8. С целью повышения скоростных характеристик спортивных гребных лодок необходимо уделить особое внимание научно-исследовательской и экспериментальной работе по выбору оптимальных форм и размерений весел, сочетая эту работу с улучшением гидродинамических характеристик корпусов лодок и совершенствованием техники гребли.

Скорость надувных лодок

Скорость – один из главных показателей любой надувной лодки, на который влияют следующие особенности судна:

  1. мощность и расположение мотора;
  2. нагрузка и её распределение по длине кокпита;
  3. форма корпуса лодки и степень килеватости её днища;
  4. уровень давления в баллонах.

В свою очередь, максимум мощности лодочного мотора зависит от габаритов плавсредства, формы корпуса, жесткости всей лодки в целом.

Как быстро надувная лодка может передвигаться?

Двигатель с мощностью в 2-5 л.с. позволит лодке развивать скорость в пределах 6-12 км/ч. Более мощные лодочные моторы в 6-8 л.с. могут вывести сравнительно небольшую надувную лодку с 1-2 пассажирами на глиссирование, при котором скорость может достигнуть отметки в 22-24 км/ч.

Читать еще:  Лодки сильверадо официальный сайт

Двигатели с мощностью в 10-15 л.с. способны обеспечить передвижение трёхметровой надувной лодке с 2-3 людьми на борту со скоростью до 30-32 км/ч.

Какую максимальную скорость может развивать надувная лодка?

Значительным ограничителем скорости надувных лодок является их плоское днище, однако некоторые современные модели с моторами мощностью в 40-60 л.с. способны развивать скорость до 70-75 км/ч.

Как увеличить скорость надувной лодки ПВХ?

Как уже говорилось выше, скорость надувных лодок зависит от многих факторов, из-за чего два идентичных плавсредства с одинаковыми моторами на практике могут развивать разную максимальную скорость. Когда возникает потребность в увеличении скорости, опытные владельцы лодок ПВХ прибегают к стандартным процедурам и некоторым хитростям.

Давление в баллонах

Для начала необходимо проверить уровень давления в баллонах.

Довольно часто происходит так, что после накачивания лодки на берегу манометр показывает оптимальное значение, однако во время плавания оно заметно снижается.

Подобные явления связаны с изменениями температуры воздуха в баллонах.

После длительного плавания по холодной воде закачанный воздух охлаждается, и впоследствии давление падает. По этой причине лучше иметь манометр постоянно при себе, чтобы в любой момент можно было проверить уровень давления.

Расположение мотора

Также на скорость надувной лодки большое влияние имеет навеска мотора. Чаще всего оптимальным расположением является второе отверстие, хотя может быть и третье, поэтому лучше всего будет попробовать оба положения и выбрать наиболее подходящее. Что касается высоты навески лодочного мотора, то она регулируется с помощью прокладки и тоже выбирается экспериментально.

Необходимо разогнать лодку до максимума и сделать резкий поворот. Прохватов воздуха быть не должно, так как они свидетельствуют о том, что высота навески неподходящая, а потому и максимально возможной скорости добиться не удастся. Впрочем, сильно углублять мотор тоже не стоит.

Распределение груза по корпусу лодки

Ещё одна важная процедура, способствующая повышению скорости надувной лодки, – это распределение груза по корпусу лодки. Основной вес в лодке нужно сосредоточить ближе к двигателю. От этого зависит степень подъёма носа лодки, и чем она выше, тем выше и скорость.

Однако здесь тоже важно не переусердствовать, так как подъём под 45-50° уже теряет эффективность из-за сильного встречного ветра и других показателей, также повышается шанс переворота лодки.

Выводы

Поддержка оптимального уровня давления в баллонах, грамотное размещение мотора и распределение нагрузки в лодке позволяют значительно повысить скорость, если её показатели вас не устраивают.

Кроме того, некоторые рыбаки и туристы советуют увеличивать давление в баллонах (на 300 мБар) и кильсоне (на 400 мБар), чтобы таким образом повысить жёсткость лодки, а впоследствии добиться и более высоких скоростей.

Однако такой ход может быть небезопасным, поэтому сначала как минимум нужно просмотреть техпаспорт судна или проконсультироваться у специалиста.

Сравнение скорости надувной лодки после смены винта

В данном видео проведен эксперимент, в котором сравнивается скорость надувной моторной лодки при разных винтах. Эксперимент заключается в смене лодочного гребного винта, то есть, что будет, если поменять стандартный винт на грузовой?

Скорость на каноэ

Каноэ – это современное название древних индейских пирог и челнов, которые выдалбливались из дерева, имели длинную узкую форму и заостренные, чуть приподнятые нос и корму. Сейчас они изготавливаются из пластика, полиэтилена, композитных материалов, водонепроницаемой ткани и являются очень популярными среди туристов, рыбаков, охотников, спортсменов. На каноэ ставят мировые рекорды, отправляются в кругосветное плаванье, осваивают труднодоступные места и получают массу удовольствия на бурных реках.

Модели каноэ обладают различными габаритами и модификациями. Каждая серия выпускается для определенного круга применения и обладает конкретными ходовыми и скоростными характеристиками. Они зависят от оснащения каноэ, его осадки, остойчивости, длины, ширины и предназначения. У моделей есть предел скорости, превысить который можно, но лодка при этом начнет рыскать и сбиваться с курса.

Читать еще:  Эпоксидная смола для ремонта лодок

Максимальная скорость движения каноэ

Каноэ бывают разборными, надувными и монолитными. Надувные варианты ориентированы на сплав, неспешные водные прогулки, рыбалку и охоту. Они не приспособлены к высоким скоростям и на веслах могут разгоняться только до 6-7 километров в час. Разборные каноэ являются довольно громоздкими, не приспособленными для бурных рек, но на спокойной воде их пяти-семи местные варианты могут идти со скоростью до 9 километров в час. Обычные литые корпусные лодки способны набирать скорость по прямой до 9-12 километров в час. Спортивные модели, предназначенные для гребного слалома, могут достигать 12-13 километров в час. А в академической гребле рекорд скорости составил почти 25 километров в час!

Каноэ, оснащенные моторами или парусным вооружением, конечно, идут гораздо быстрее, но тут все зависит от мощности двигателя, площади парусов и направления ветра. Сейчас серийно выпускаются модели с крыльями, которые способны набирать высокую скорость и на веслах, однако для этого требуется немалая мускульная сила и выносливость. В целом, абсолютный рекорд скорости на каноэ определить трудно. На нее влияет и температура воды, и течение, и особенности водоема. Важно в данном случае научиться правильно грести и удерживать центр равновесия, чтобы у лодки не было крена, и она стремительно двигалась вперед.

Скорость движения на каноэ для новичка

Обучение гребле на каноэ сейчас предлагают многие клубы. В нем нет особых сложностей, но новички на первых порах не могут справиться с лодкой и часто умудряются переворачиваться. Поэтому лучше садиться в нее вместе с инструктором, который объяснит все нюансы посадки и движений веслом.

Тем, кто умеет грести на байдарках, но еще никогда не управлял каноэ, следует помнить, что это совершенно разные модели лодок, и не надеяться на свои байдарочные навыки. Учиться работать веслами на каноэ нужно на спокойной воде. Изначально рекомендуется не садиться на банки, а стоять на коленях. Это увеличит стабильность лодки и равномерно распределит нагрузку по всему корпусу.

Каноэ послушны в управлении, ими легко маневрировать, однако стремиться к набору большой скорости в первые дни обучения не стоит. В таких лодках весла одновременно играют роль руля, и когда они проворачиваются в воде, каноэ уходит в сторону. Чтобы он двигался только вперед, требуется хорошо освоить технику гребка на скорости не более 4-5 километров в час.

Если очень хочется экстрима и есть опыт спуска по горным рекам, можно попробовать управлять каноэ на воде средней сложности с довольно сильным течением. Делать это целесообразно не в одиночку, а в команде, которая совместно способна набрать скорость до 10 километров в час. Конечно, в данном случае повышается риск выпасть из лодки, но ведь обучение проходит в спасательном жилете, а он не даст утонуть. Важно при этом не потерять весло, которое необходимо крепко держать в руках, и не отстать от судна. За него надо хвататься как можно быстрее.

В-целом, на спокойном водоеме новички могут достигать максимальной скорости на каноэ через один-два дня. Главное – обладать достаточной мускульной силой и выносливостью. Нужно учитывать тот факт, что различные модели каноэ имеют разный предел скорости, и чем они длиннее, тем она выше.

Для первых дней обучения желательно приобрести гидрокостюм. Он не промокнет от воды, которая обязательно попадет в корпус лодки. Для полной безопасности попытки разгона каноэ следует осуществлять на знакомых участках акваторий без подводных течений, камней, отмелей. В противном случае есть опасность налететь на препятствие и оказаться в воде. Лучше избежать подобной неприятности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector