Как управлять катером

Управление моторной лодкой — важные советы

Для безопасного использования моторных лодок требуется обширное представление о взаимодействии твёрдого тела (лодки) с подвижной водной средой, которое обязательно должно закрепляться практикой.

Управление моторной лодкой совсем не схоже с управлением автомобилем, поэтому перед использованием водного судна стоит пройти специальные курсы или хотя бы попрактиковаться с опытными владельцами моторок.

Что влияет на управление лодкой

На уровень безопасности при обращении с лодкой влияют такие её характеристики, как обводы корпуса, конструкция винта и руля, а также сама мощность используемого двигателя .

Внешними или природными факторами, которые влияют на безопасность плавания, являются сила и направление ветра, течение, высота волны и глубина водоема.

Все стандартные манёвры при передвижении характеризуются рядом особенностей, которые присущи лишь моторной лодке.

У новичков часто возникают проблемы, связанные с осуществлением поворотов , а также с рулевым управлением.

При повороте штурвала вправо руль также разворачивается вправо, что способствует забросу кормы влево и развороту носа вправо. Но иная ситуация с реверсами, когда при том же положении руля корма уходит вправо.

Поэтому прежде чем пользоваться моторной лодкой, следует обстоятельно попрактиковаться, особенно в осуществлении манёвров с реверсами.

Что нужно знать владельцам лодок

Проверйте количество топлива

Чтобы избежать неприятных или и вовсе критических казусов, следует всегда проверять количество топлива до выхода в акваторию. У множества лодок, включая модели с подвесными моторами , топливо содержится исключительно в баке двигателя. На заправочных станциях для водных судов вам укажут, топливо какого типа нужно конкретному двигателю и нужно ли в него добавлять масло.

Спасательные жилеты

Для организации безопасного плавания стоит позаботиться о наличии нужного количества спасательных жилетов. Совсем не помешает предварительно поинтересоваться у пассажиров, все ли умеют плавать, и в дальнейшем учитывать это при планировке маршрута.

На скорость и управление лодкой влияют скопления воды в льялах, поэтому сначала нужно полностью их выкачать. Перед запуском подвесного мотора следует поднять кожух, дабы избавиться от опасных паров топлива .

Также для безопасности следует прихватить подробную карту, если вы плохо знаете акваторию, по которой будет совершать плавание.

Отмели, различные препятствия, перепады глубины и прочее могут не просто спровоцировать неожиданные поломки и мелкие проблемы, но и вовсе стать угрозой для жизни.

Перед отплытием стоит продумать комплекс действий в случае выхода из строя мотора . Курс лучше прокладывать так, чтобы при поломке ветер подогнал судно к берегу, а не от него. Не будет лишним прихватить хороший якорь с определённой длиной каната.

Дополнительное оборудование

Обязательно нужно брать с собой в плавание пару вёсел . Для повышения уровня безопасности не помешает взять с собой также огнетушитель и какое-нибудь устройство, способное издавать громкие звуковые сигналы для оповещения в случае ЧП. Если вы запланировали плавание в ночное время суток, обязательно проверьте исправность навигационных огней и запаситесь мощным фонарем .

Проверяйте двигатель

Перед выходом в плавание проверяйте двигатель и давайте ему пару минут поработать на холостом ходу. Проверяйте работу двигателя на реверсе.

Периодически проводите профилактический осмотр мотора. Не забывайте хорошо фиксировать швартовый трос, дабы тот не попал в винт.

Как и в случае с автомобильным движением, существуют определенные правила обгона других суден, расхождения с ними. С этими правилами также в обязательном порядке стоит ознакомиться.

Следуя указанным советам, вы сможете значительно обезопасить себя от опасных и попросту неприятных происшествий при плавании на моторной лодке.

Новые правила регистрации маломерных судов

Советуем ознакомиться с предыдущими нашими статьями по теме лодок:

Читать еще:  Пластиковая лодка своими руками

Как правильно управлять моторной лодкой без прав и с правами — советы начинающим

Если вы приобрели лодку с мотором и хотите выйти на воду, то вам как начинающему лодочнику следует кое-что знать. Советы как правильно управлять моторной лодкой.

Моторные лодки являются современной и более совершенной альтернативой гребным моделям. Оборудование судна двигателем значительно увеличило скорость движения, в то же время освободив человека от необходимости расходовать свои силы.

При этом эффективно управлять лодкой с мотором можно только при наличии определенных знаний и навыков.

Советы начинающим лодочникам по управлению моторной лодкой

Выходя в лодке на воду (не имеет значения есть у тебя права или ты без прав), следует учитывать ряд моментов, влияющих на качество управления маломерным судном.

1. Подготовьтесь теоретически. Ответ на вопрос о том, как управлять моторной лодкой, всегда заключается в понимании процессов взаимодействия между твердым телом и жидкой средой. Имея представление об основных принципах гидродинамики, можно эффективно контролировать скорость и направление движения, а также избежать поломок двигателя.

2. Подготовьтесь к неожиданным ситуациям. Перед выходом на воду в моторной лодке, обязательно запаситесь индивидуальными средствами спасения, а также веслом – оно пригодится в случае выхода из строя двигателя. Проверьте количество топлива, желательно заранее распределить его количество на 3 равные части – для плавания, возвращения и резерва.

3. Установите и настройте мотор. Двигатель лодки необходимо размещать в кормовой части на транце. Важно заранее отрегулировать глубину погружения винта – если он будет захватывать воздух с поверхности, возникнет кавитация, разрушительно действующая на лопасти.

4. Контролируйте мощность мотора. Этот параметр двигателя определяет частоту вращения винта и, следовательно, скорость движения лодки. В большинстве подвесных моторов управление мощностью осуществляется с помощью вращения рукоятки по или против часовой стрелки.

5. Контролируйте направление движения. Управление небольшими моторными лодками осуществляется поворотом мотора вокруг вертикальной оси. Как правило, это осуществляется с помощью румпеля, но на тяжелых и мощных моделях может быть установлен рулевой редуктор.

6. Учитывайте условия среды. Сила и направление ветра и водных течений, глубина, наличие препятствий и многие другие факторы значительно влияют на характер движения лодки. Следует внимательно изучить особенности водоема перед выходом на воду, узнать погодные условия на момент плавания.

Четыре необходимых вещи без которых выходить на воду на лодке небезопасно

Если уж собрался устроить покатушки по воде на лодке с мотором или вышел на ней на рыбалку — следует захватить с собой 4 необходимых вещи:

  • Нож,
  • Поляризационные очки,
  • Кепку или шапку,
  • И конечно же спасательный жилет.

Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)! Семь футов под килем, да прибудет с вами конец Александрова! Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!

Права на катер

Всем хорошо известно, что передвигаться можно не только по суше, но и по воде и воздуху. Во втором случае осуществить это простому обывателю достаточно трудно, а вот прокатиться по водным просторам вполне доступно. Но для этого нужно получить права на управление маломерными судами. Ведь и на воде бывают проверки документов.

Допуск к экзамену на право управления маломерным судном

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ под маломерным судном понимается судно, длина которого не превышает 20 метров, а общее количество возможных людей на борту не превышает 12 человек.

К экзамену на получение права управления маломерными судами допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие подготовительные курсы. Сами курсы длятся от 1 до 3 месяцев. В зависимости от того, где данные права будут разрешать управлять судном, срок обучения может меняться. Стоят такие курсы в среднем 9000 рублей. Практические занятия в общий курс не входят, но по желанию обучаемого можно взять практические уроки у опытных преподавателей за отдельную плату. Формы обучения: очная, заочная, корпор`ативная или индивидуальная.

Читать еще:  Удостоверение гимс

Государственный экзамен на право управления маломерным судном нужно сдавать в подразделении Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС РФ).

Типы судов, на которые распространяются данные права

Удостоверение на право управления маломерными судами дает право управлять:

  • маломерными моторными судами (катера, лодки);
  • маломерными парусными судами;
  • маломерными парусно-моторными судами;
  • гидроциклами;
  • маломерными судами особой конструкции (аэробот, амфибия, экраноплан, подводная лодка и другие маломерные моторные суда, специфичные конструктивные признаки которых обеспечивают альтернативные способы их динамического перемещения).

Воды, на которые распространяются данные права

  • «ВВП» — внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;
  • «ВП» — внутренние несудоходные водоемы (внутренние воды);
  • «МП» — территориальное море и внутренние морские воды РФ;
  • «МПВ» — морские прибрежные воды до 20 миль от берега.

Ответственность водителей маломерных судов

Стоит так же отметить, что за управление судном без специальных прав, предусмотрено наказание по статье 11.8.1 КоАП: управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, — влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей, а судно подлежит задержанию и помещению на специализированную стоянку.

А за пьяное вождение маломерного судна штраф 1500-2000 рублей или лишение права управления судном на срок от 1 года до 2 лет.

Так же как и для водителей автомобилей предусмотрена ответственность за отказ от медосвидетельствования: штраф 1000-1500 рублей или лишение права управления судном на 1-2 года.

Если же Вы покатали кого-то на маломерном судне с нарушением правил безопасности, то это может повлечь наложение штрафа в размере 300-500 рублей, а для должностных лиц – 500-1000 рублей.

Штрафы смешные, поэтому многие даже не парятся по поводу безопасности пассажиров, получения прав на управление. Но государство обещает навести в этой сфере порядок, чтобы во время летних водных «аттракционов» как можно меньше было пострадавших.

Как получают права на катер

Получение прав на катер или иное маломерное судно называется аттестацией. В аттестацию входят:

  • проверка входных документов по типу маломерного судна и водам для плавания;
  • проверка теоретических знаний;
  • проверка практических навыков.

Результаты каждой проверки действительны 6 месяцев. Не явка в срок на следующий этап проверки без уважительной причины приведет все старания к нулю. Все нужно будет делать заново.

Для проверки теоретических знаний нужно ответить на вопросы двух билетов. Один билет по теоретическим знаниям управления определенным типом маломерного судна, а второй – для проверки правил плавания в определенных водах.

Экзамен сдается на компьютере. В билеты входят следующие тематические блоки:

1. Тематические блоки для проверки знаний по вопросам управления маломерным судном определенного типа:

  • основы теории судна; элементы конструкции маломерных судов, состояние которых влияет на безопасность плавания; основы ухода за судовым двигателем (парусами); спасательные средства; правила использования спасательных средств судна; предотвращение борьба с пожарами; правила обеспечения непотопляемости судна;
  • учет воздействия ветра и течения при плавании; теория управления судном при выполнении расхождения, включая плавание на встречных курсах и при выполнении обгона; теория постановки на якорь и проведения швартовки в различных условиях; факторы, способствующие возникновению происшествий при управлении маломерным судном; меры предотвращения посадки маломерного судна на мель;
  • порядок действий при выходе двигателя из строя, при столкновении, при посадке на мель, при обнаружении возгорания и при пожаре, при поступлении забортной воды;
  • методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в различных ситуациях на судне и иных водных объектах;
  • предотвращение загрязнения окружающей среды на водных объектах.
Читать еще:  Рыбацкая лодка

2. Тематические блоки проверки теоретических знаний по правилам плавания и организации судоходства в определенном районе:

  • международные (только для морских прибрежных вод до 20 миль от берега) и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие безопасность мореплавания/судоходства, правила плавания маломерных судов, включая правила плавания в портах и вопросы административной ответственности за нарушение правил плавания, эксплуатации маломерных судов и управления ими;
  • правила шлюзования (только для внутренних водных путей Российской Федерации);
  • основы навигации и связи в районе плавания;
  • основы метеорологии района плавания.

Практический экзамен на право управления маломерным судном (катером)

Состав практического экзамена на право управления любым моторным маломерным судном, кроме гидроцикла:

  • запуск двигателя (двигателей);
  • отход судна от причала и подход к нему, выполнение швартовых операций с судном;
  • изменение скоростного режима движения судна, включая остановку и набор скорости судном;
  • удержание курса, выбор оптимального курса судна относительно волны, изменение курса, в том числе повороты на обратный курс и на 360 градусов;
  • движение судна задним ходом;
  • расхождение со встречными судами и другими водными плавающими средствами, оценка опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
  • распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
  • радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
  • выполнение маневра «человек за бортом» с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
  • постановка на якорь и снятие с якоря;
  • подход судна к необорудованному берегу и отход от него.

Состав практического экзамена на право управления любым парусным маломерным судном:

  • отход судна от причала, подход к нему;
  • постановка основного и дополнительного парусного вооружения и уборка парусов с судна;
  • удержание судна на различных курсах относительно ветра, смена галсов;
  • выбор оптимального курса судна относительно волны;
  • выполнение поворотов «оверштаг» и «фордевинд»;
  • расхождение со встречными судами и другими плавающими средствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
  • распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
  • радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
  • выполнение маневра «человек за бортом»;
  • постановка судна на якорь и съемка с якоря.

Состав практического экзамена на право управления гидроциклом:

  • посадка на гидроцикл и отход на нем от причала;
  • дифферентовка гидроцикла;
  • прямолинейное движение на различных скоростях;
  • повороты и другие маневры на различных скоростях;
  • движение задним ходом;
  • подход к берегу и отход от него;
  • подход к причалу и швартовка гидроцикла.

Госпошлины за маломерное судно

Государственная пошлина за выдачу удостоверения на право управления маломерными судами (спортивное судно) составляет 800 рублей, а за замену — 650 рублей. За регистрацию права собственности на маломерное судно – 800 рублей. За регистрацию в Государственном реестре судов – 1600 рублей.

Удачного Вам плавания!

Видео по теме:

Обновлена: Дмитриевым Виталием. Дата обновления: 06.06.2016
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector