Нырок 4

Нырок 4

Несмотря на увеличивающийся с каждым годом выпуск надувных лодок, в некоторых регионах страны, особенно в отдаленных районах Сибири, на них сохраняется острейший дефицит. Такому повышенному спросу в первую очередь способствуют уникальные свойства надувнушек: малый вес, компактность и транспортабельность в сложенном виде, возможность хранения в домашних условиях, большая грузоподъемность, безопасность при эксплуатации, высокая проходимость. Особенно полюбились надувные лодки рыболовам-любителям. По данным группы изучения спроса нашего объединения, более 60 % производящихся лодок приобретается именно ими.
Долгие годы наше объединение «Ярославрезинотехника» крупными сериями выпускало лодку «Волна» , серийное производство которой было организовано еще в 1969 г., а также «Нырки» (модели «-I», «-2» и «-4») , которые в 1975 г. пришли на смену давно устаревшим надувнушкам «ЛГН-1» и «ЛГН-2» . Эти модели в целом неплохо зарекомендовали себя в самых различных условиях эксплуатации, большинство владельцев остались довольны ими.
Тем не менее с 1988 г. предприятие сняло их с производства и взамен них приступило к выпуску новых моделей: «Нырок-11″, и-12», «-21», «-41», «Язь-2» и «Язь-3» . Такое решительное изменение ассортимента было продиктовано, с одной стороны, предложениями покупателей по дальнейшему совершенствованию продукции ЯПО, а с другой — изменившимися экономическими условиями работы самого предприятия.

НОВЫЕ «НЫРКИ». Большинство владельцев «старых» двухместных «Нырков» («-2″ и п-4») предлагали несколько увеличить их габаритные размеры, что и было учтено при разработке новых моделей: «Нырок-21» и «-41» стали более просторными, увеличилась их грузоподъемность (см. таблицу).

Некоторые приверженцы одноместных лодок, познакомившись с двухместным «Нырком-4» , имевшим надувное днище, и оценив дополнительные преимущества такой конструкции, пожелали иметь аналогичную одноместную модель. Так появился «Нырок-11 «. Одновременно стал выпускаться и одноместный «Нырок-12» с простым — однослойным — резинотканевым днищем. При этом габаритные размеры новых лодок пришлось даже несколько уменьшить. Дело в том, что, как показал опыт, довольно часто благодаря просторному кокпиту и запасу грузоподъемности на «Нырке-1» плавает не один человек, как оговорено руководством по эксплуатации, а двое, причем нередко вторым пассажиром бывает ребенок. Поэтому, как это ни парадоксально, именно для повышения безопасности плавания нам пришлось уменьшать размеры и грузоподъемность одноместных моделей.
В новых моделях изменена конструкция чехла; на одноместных лодках применены более удобные уключины, в корме предусмотрено кольцо для крепления якоря, усовершенствован мех-насос и т. д.

Все лодки семейства «Нырок» имеют «0»-образную форму в плане. Увеличенный диаметр баллона в носовой части защищает кокпит от забрызгивания на волне. Бортовые баллоны разделены перегородками, расположенными в плоскости миделя, на два примерно равных по объему отсека. При повреждении любого из них лодка при полной загрузке сохраняет аварийную остойчивость и паспортную грузоподъемность.
Оболочка изготавливается из невулканизированных материалов, после чего собранное изделие вулканизируется в специальном котле. Характерной особенностью лодки, изготовленной по такой технологии, является монолитный гребешковый ранговый шов. Надувные сиденья имеют вид подушек, вставляемых враспор между бортами, что увеличивает поперечную жесткость конструкции. Операция накачки баллонов воздухом занимает около 7- 10 мин.
Надувное днище «Нырков-11» и «-41» улучшает комфортабельность, повышает скорость движения, придает корпусу дополнительную жесткость и главное — надежность, позволяет находиться в лодке при более низких температурах. «Нырок-41» может служить палаткой: надувное днище будет при этом использоваться в качестве матраца, а поверх баллонов несложно натянуть, например, полиэтиленовую пленку, заменяющую тент.

НОВЫЕ «ЯЗИ». Лодки типа «Язь-2» выпускаются вместо «Волны» , снять которую с производства мы были вынуждены из-за дефицитности хлопчатобумажной ткани, которая, к тому же, обладала низкими прочностными показателями и быстро старилась.
Новый «Язь» также имеет «О»-образную в плане форму. Заостренный приподнятый нос позволяет легко всходить на волну. Просторный кокпит дает возможность свободно разместиться в лодке двум человекам. Корпус изготовлен из прорезиненной ткани на синтетической основе, прочность которой в 6- 7 раз выше прочности ткани, применявшейся при изготовлении «Волны». Борта изготавливаются вручную из отдельных частей (вышек). Швы проклеиваются, прошиваются капроновыми нитками и заклеиваются с обеих сторон газодержащими лентами из прорезиненной ткани. Увеличение трудоемкости, вызванное использованием ручного труда, а также применение более долговечных и дорогих исходных материалов обусловили повышение цены, по сравнению с «Нырками» . Комплектация «Язя-2» осталась аналогичной им.

Большинство надувнушек, выпускаемых в нашей стране, рассчитаны на одного или двух пассажиров. В то же время многие любители рыбной ловли, живущие около крупных водохранилищ или больших рек, и туристы испытывали потребность в трехместных лодках с более высокими надувными бортами. С учетом интересов этой группы потребителей и был разработан «Язь-З» , который стал выпускаться вместо гребного варианта «Веги» . Новая лодка имеет ту же форму, изготавливается по той же технологии и из тех же материалов, что и «Язь-2» , но размерения ее пропорционально увеличены; соответственно на 100 кг возросла и паспортная грузоподьемность. Бортовой баллон разделен внутренними перегородками на три самостоятельных отсека.
В комплектацию «Язя-3» входят два надувных сиденья и одна жесткая (деревянная) банка, на которой располагается гребец. Эта банка торцами вставляется в специальные пазы литых резиновых деталей, наклеенных на баллон в районе миделя. Благодаря этому конструкции придается дополнительная поперечная жесткость. Разборные деревянные весла имеют несколько большую длину, чем штатные весла других моделей, и увеличенную площадь гребка, что повышает эффективность гребли. В носу и корме имеются ручки для переноса, которые можно использовать и для крепления якорного линя или буксировочного фала.
Лодка, как и все ранее рассмотренные модели, снабжена спасательным леером, расположенным вдоль бортов, и при транспортировке упаковывается в один чехол.
На базе «Язя-3» разработана конструкция надувной мотолодки «Язь-31» , имеющей надувное днище и транцевую доску, на которую можно навешивать подвесной лодочный мотор мощностью до 3 л. с. Первую установочную партию таких мотолодок предполагается выпустить в текущем году.
Все перечисленные выше модели надувнушек разрешено эксплуатировать с удалением от берега до 250 м и при высоте волны до 0,25 м.
В заключение напомним, что все лодки, выпускаемые объединением «Ярославрезинотехника», реализуются только через предприятия оптовой торговли «Роскультторга». Завод не имеет права продавать их отдельным лицам
Небольшая партия «Нырков-21» в этом году будет поставляться объединением базам посылторга.
Приводим их адреса:
— 111126, г. Москва, ул. Авиамоторная, 50, Центральная торговая база «Роскультторга»;
— 664016, г. Иркутск, ул. Петрова, 62;
— 620068, г. Свердловск, ул. Учителей, 38, Свердловская торговая база «Роспосылторга»;
— 334707, г. Ростов-на-Дону. Береговая, 101, Ростовская база «Роспосылторга».
Объединение делает шаги для расширения ассортимента лодок, реализуемых через базы посылторга. В настоящее время ведутся переговоры, чтобы, начиная с 1990 г., можно было получать по почте все модели лодок семейства «Нырок».

Читать еще:  Хороший клей для резины

4.2. Надувные лодки

Надувные лодки (табл. 4.2) имеют хорошую транспортабельность, что сразу снискало признание у любителей рыбной ловли и охоты. В результате усовершенствования конструкции, позволившего кроме весел применять подвесные моторы широкого диапазона мощностей, а также парусное вооружение, надувные лодки приобрели универсальное назначение и стали использоваться для туризма, спорта, в качестве разъездных и спасательных судов.

Небольшие одно- и двухместные гребные лодки обычно имеют О-образную форму с плоским днищем и надувными камерами по периметру. Для лодок, рассчитанных на установку подвесного мотора мощностью более 4 кВт (5 л. с.), предпочтение отдается подковообразной форме с жестким фанерным транцем, который крепится между бортовыми камерами на расстоянии примерно 1/5 L от их кормовых оконечностей. Эти выступающие за транец части камер уменьшают действие дифферентующего момента от массы мотора и упора гребного винта, повышают устойчивость на курсе, а также, подобно транцевым плитам, улучшают условия выхода судна на глиссирование.

Таблица 4. 2. Характеристики надувных лодок

Характеристика «Нырок-
«Айгуль» «Ту-
рист»
«Лас-
точка»
«Орион-
«Си-
райдер»
«Альба-
трос»
«Мева»
Длина
наибольшая, м
2,1 2,6 3,2 4 3,2 5,43 4,5 3,5
Ширина
наибольшая, м
1,09 1,2 1,4 0,72 1,45 2,03 2,2 1,3
Высота
на миделе, м
0,29 0,32 0,4 0,36 0,36 0,95 0,8 0,45
Масса, кг 12 16 20 19 50 286 60 72
Грузоподъем-
ность, кг
150 250 300 240 250 800 320 280

Для повышения продольной жесткости надувной моторной лодки на днище устанавливается пайол, который воспринимает упор винта, передаваемый транцем. Для улучшения мореходных качеств днищу надувной мотолодки придают килеватость за счет устанавливаемого между мягким днищем и пайолом внутреннего киля, который в корме жестко соединяется с транцем и таким образом работает как составная часть каркаса. Дальнейшие работы по повышению надежности и мореходных качеств надувных мотолодок привели к созданию судов комбинированного типа с цельным жестким днищем, обычно выклеиваемым из стеклопластика и имеющим килеватые обводы, к которому крепятся надувные камеры подковообразной формы. Кокпит с носа прикрывается козырьком-тентом, который иногда дополняется ветровым стеклом.

Оболочки современных надувных лодок изготовляют из синтетических материалов. Их основой служит капрон или нейлон, для покрытия используются полимеры синтетического каучука — неопрен и хайполон. Такие материалы стойки к воздействию атмосферы, масел и химикалиев, имеют хорошее сопротивление трению.

Разработаны варианты парусного вооружения для серийных надувных лодок, а также проекты оригинальных надувных парусных судов, которые с успехом используются для туристических плаваний и даже на гонках.

«Нырок-1» (рис. 4.7) — наиболее удачный вариант среди одноместных, серийно выпускаемых надувных лодок. Незначительное увеличение размерений и массы позволило сделать грузоподъемность лодки в полтора раза большей, чем у однотипных лодок. Благодаря наличию резиновых уключин применены распашные весла, более эффективные, чем весла-гребки. Гребец располагается в носовой части на надувном сиденье. Лодка изготовляется из каландрованной хлопчатобумажной ткани, прорезиненной смесью на основе натурального и синтетического каучука. Аналогичную конструкцию имеют двухместные «Нырок-2» и «Нырок-4» (последняя — с надувным днищем).

Читать еще:  Как заклеить лодку пвх по шву видео

«Айгуль» (рис. 4.8) — самая легкая из однотипных серийных двухместных лодок. Отличается продуманностью конструкции и обводов. Два бортовых баллона в носу заострены, сближены и приподняты, что обеспечивает плавное обтекание корпуса водой и хорошую всхожесть на волну. Кормовая оконечность образована поперечным баллоном, на который с помощью несложного приспособления возможна установка легкого подвесного мотора. Для крепления жестких сидений-банок на баллонах предусмотрены резиновые опоры-кронштейны. Применены жесткие (съемные) полиэтиленовые уключины, вращающиеся в специальных резиновых ушках. Носовая часть прикрыта козырьком, уменьшающим забрызгивание кокпита и служащим укрытием для минимального багажа. В носу предусмотрена швартовная скоба.

На базе «Айгули» сконструирована лодка «Турист» , рассчитанная на 3-4 чел. Увеличенные размерения и диаметр баллонов, высоко поднятая носовая оконечность, прикрытая фартуком-декой, дают основание считать «Турист» пригодным для плаваний по маршруту повышенной сложности.

«Ласточка» (рис. 4.9) — байдарка, которая при сохранении основных достоинств надувных лодок — малой массы и транспортабельности — несравненно быстроходнее их. Она рассчитана на туристические походы и спортивные плавания I и II категории сложности. В отличие от аналогичных лодок, выпускаемых за рубежом, «Ласточка» имеет килеватое днище, что положительно сказывается на ее ходовых качествах, однако по сравнению с разборными байдарками типа «Таймень» она проявляет большую валкость порожнем. Достаточная остойчивость обеспечивается только с полной загрузкой. Байдарка склеивается из двух полотнищ, каждое из которых включает два бортовых баллона и три днищевых. Отдельно изготовляются три секции надувной деки, закрывающие лодку сверху и придающие ей поперечную жесткость.

«Орион-8» (рис. 4.10) — среди надувных лодок, специально проектировавшихся для эксплуатации с подвесным мотором — это вариант с минимальными размерениями (подробнее о надувной лодке «Орион-8» см. здесь).

Вместе с тем по условиям транспортировки увеличение размерений надувной моторной лодки приведет к тому, что в разобранном виде, но с полным оборудованием, включающим подвесной мотор и бензобак, ее уже нельзя будет разместить в багажнике автомобиля.

Лодка имеет подковообразную форму и состоит из трехкамерного баллона, однослойного днища, носового козырька и кормового фартука, изготовленных из прорезиненной ткани на основе капрона с защитным покрытием. Жесткость конструкции обеспечивают деревянные киль, поддон, слани и транец из водостойкой фанеры, рассчитанный на установку подвесного мотора мощностью 6 кВт (8 л. с).

Скорость мотолодки с 8-сильным мотором составляет с одним водителем 26 км/ч, с водителем и пассажиром — 22 км/ч, однако в первом случае лодку приходится удифферентовывать переносом бензобака в нос, а во втором при встрече с крупной волной скорость необходимо снижать, чтобы уменьшить силу ударов в днище и забрызгиваемость кокпита.

«Сирайдер» (рис. 4.11) — надувная лодка с жестким днищем, выпускаемая английской фирмой «Авон». Используется для спасательной службы в прибрежных морских районах, обслуживания подводных пловцов, спортивной рыбной ловли в море. Нижняя часть корпуса до уровня скулы изготовлена из стеклопластика и имеет V-образные обводы с продольными реданами. Эта часть корпуса обладает самостоятельной плавучестью и имеет два водонепроницаемых отсека. На ее палубе размещено приспособление для крепления сидений и бензобака. Прикрепленный к жесткому корпусу транец боковыми стенками входит в литые резиновые фитинги, наклеенные на надувную камеру.

Надувная камера, изготовленная из пропитанной хайполоном нейлоновой ткани, разделена на три изолированных отсека и приклеена к стеклопластиковому корпусу. Предусмотрена балластная цистерна, которая уменьшает валкость лодки на стоянке и улучшает приемистость за счет смещения центра тяжести в нос. После выхода на глиссирование цистерна автоматически опорожняется через шпигаты в транце.

«Сирайдер» рассчитан на эксплуатацию с подвесными моторами мощностью до 88 кВт (120 л. с), с которыми он, имея на борту 2 чел., развивает скорость до 70 км/ч. На глиссирование с полным грузом (750 кг) лодка выходит с 40-сильным мотором.

«Мева» (рис. 4.12) — надувной швертбот, выпускаемый в Польской Народной Республике, и получивший распространение у наших любителей водного туризма; по сочетанию мореходности, ходовых качеств, транспортабельности до сих пор представляется одним из наиболее удачных образцов судов этого типа. Для перевозки «Мева» упаковывается в три мешка с габаритами, обеспечивающими возможность ее погрузки в автомашину.

«Альбатрос» (рис. 4.13) — парусный катамаран с надувными корпусами, проект которого разработан для серийного выпуска на базе судна, спроектированного и построенного В. М. Перегудовым. Катамаран можно использовать как для кратковременных, так и для продолжительных плаваний с экипажем из 2-3 чел. Судно можно также эксплуатировать на веслах и с 2-сильным подвесным мотором.

Корпуса «Альбатроса» состоят из трех раздельно заполняемых воздухом секций. Поверх корпусов закреплено по два стрингера, при помощи которых они крепятся к мосту катамарана, имеющему пять поперечных балок и одну продольную — центральную. Для противодействия дрейфу при ходе под парусами снаружи поплавков на второй поперечной балке навешены шверцы.

Читать еще:  Лодка лисичанка 2 местная купить

Оригинальное парусное вооружение площадью 8 м², разработанное В. М. Перегудовым, позволяет идти к ветру под углом до 50°. «Альбатрос» хорошо ходит под парусом и мотором на волне до 0,8 м. Благодаря эластичной конструкции мостика корпуса не испытывают чрезмерных ударов. Весла-гребки применяются для коротких переходов и при швартовке.

Разобранный катамаран укладывается в две упаковки: рюкзак размерами 750х430х250 мм и мешок длиной 1900 мм и диаметром 300 мм.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Резиновая надувная лодка Нырок-2

Необходимость в плавательном средстве возникает у многих людей, которые серьезно увлекаются рыбалкой, поскольку подобное приспособление способно значительно расширить возможности ловли. Сегодня можно найти множество различных вариантов, которые отличаются техническими характеристиками, размерами, вместимостью, материалом и другими особенностями.

Несмотря на целый ряд недостатков, популярностью пользуется лодка «Нырок-2»: ее востребованность среди рыбаков обусловлена относительно невысокой стоимостью.

Характеристики лодки

Лодка «Нырок-2» изготавливается из армированной резины, что позволило значительно повысить ее качество и эксплуатационный срок, но она все равно уступает по основным характеристикам своему главному конкуренту – плавательным средствам, изготовленным из ПВХ.

Считается, что такие лодки постепенно уходят в прошлое и теряют свою актуальность, но многие рыболовы продолжают пользоваться исключительно только ими.

Это можно объяснить наличием у данного варианта следующих положительных сторон:

  1. Ценовая доступность.
  2. Легкость эксплуатации.
  3. Удобство транспортировки до места рыбалки.

Считается, что такие лодки постепенно уходят в прошлое и теряют свою актуальность, но многие рыболовы продолжают пользоваться исключительно только ими

Среди отрицательных сторон, которые присуще лодкам «Нырок-2», можно выделить следующие основные недостатки:

  1. Невозможность эксплуатации и хранения плавательных средств при слишком высокой или низкой температуре, которые сказывается на состоянии материала.
  2. Эксплуатационный срок превышает 5 лет только в крайне редких случаях.
  3. Прямое попадание солнечных лучей и воздействие ультрафиолета ускоряет процесс старения резины вне зависимости от ее качества.
  4. Морская вода и иные агрессивные среды оказывают разрушающее воздействие на материал, приводят к деструкции даже качественной резины и уменьшают эксплуатационный срок плавательного средства.
  5. Высокий риск гниения или прения материала, а также поражения различными грибковыми образованиями при попадании на него влаги во время хранения.
  6. Необходимость ухода в процессе хранения: без периодической обработки тальком резина может начать растрескиваться.
  7. Значительная масса, которая гораздо больше, чем у аналогов, изготовленных из ПВХ, при сохранении таких же размеров.
  8. Низкая совместимость с моторами.

Основные характеристики «Нырка-2» могут различаться в зависимости от выбранной модификации, но чаще всего лодка имеет следующие параметры:

  1. Общий вес составляет 16 кг.
  2. Размеры борта 260х110 см.
  3. Диаметр баллона составляет 30 см.
  4. Возможность выдерживания нагрузки не более 220 кг.
  5. Наличие двух отсеков.
  6. Дно обладает однослойной структурой.
  7. Два мягких или твердых сидений в зависимости от модификации.
  8. Возможность дополнительного надувания дна реализована в некоторых модификациях.