Казанка водомет

«Казанка» с водометом.
Установка автомобильного двигателя на лодку

Хочу поделиться опытом установки на лодке двигателя от автомобиля «Запорожец» и рассказать о трудностях, с которыми мне пришлось встретиться в процессе двухлетней эксплуатации его на «Казанке» с водометом. Конечно, нужно учитывать, что все нижеизложенное — результаты испытаний только на одной лодке.

Общий вид «Казанки» с водометом

Конвертируя двигатель, я оставил воздушное охлаждение и дополнительно ввел водяное охлаждение масла в картере двигателя. В картер уложил змеевик из медной трубки с внутренним диаметром 10 мм. Трубка имеет тепловой контакт с внутренними ребрами картера для лучшего охлаждения масла. Масляный радиатор снял, вместо него установил перепускную трубку, а образовавшийся проем закрыл заглушкой. Теперь воздух, который раньше проходил через радиатор, используется для более интенсивного охлаждения цилиндров двигателя. Вода подается в змеевик, затем через тройник попадает в водяные рубашки глушителей и, охлаждая выхлопные трубы, выбрасывается за борт. Больше никаких переделок я не делал, кроме самых мелких: установка реле-регулятора и т. д.

Двигатель установлен вентилятором в корму и без капота, так что встречный поток воздуха складывается с потоком вентилятора. Крутящий момент от двигателя к валу водомета передается с помощью цепной передачи в масляной ванне. Коробка передачи жестко соединена с двигателем. Вся силовая установка размещена между транцем и предпоследним шпангоутом, занимая в длину примерно 600 мм от транца.

Схема водометной установки на базе автомобильного двигателя


1 — сопло водомета; 2 — карданный вал; 5 — цепная передача;
4 — двигатель; 5 — выброс воздуха.

Над бортами лодки выступают вентилятор и частично головки цилиндров. Несмотря на такое «двухэтажное» расположение силовой установки, центр тяжести ее размещен достаточно низко, примерно по линии коленчатого вала двигателя, что значительно ниже, чем при установке на «Казанке» двух моторов «Москва». Двигатель закреплен с наклоном до 5° на трех стандартных резиновых амортизаторах. Между выходным валом коробки передач и валом водомета установлен карданный валик, для которого использована полуось мотоколяски вместе с двумя шарнирами.

Установка имеет дистанционное управление и щиток контрольных приборов от автомобиля «Победа». Бензобак от автомобиля «Москвич 401» расположен под задним сиденьем.

Силовая установка должна обязательно иметь разобщительную муфту. Дело в том, что двигатель нельзя глушить после работы под нагрузкой. При выключении зажигания он дает длительное время вспышки, сопровождающиеся сильными стуками поршневой группы. Двигатель должен некоторое время поработать на холостых оборотах. При этом головки цилиндров быстро охлаждаются, и после выключения зажигания двигатель сразу останавливается. При работе двигателя на малом газу с постоянной нагрузкой быстрого охлаждения не происходит — слишком мало число оборотов, что затрудняет быструю остановку двигателя, например, при подходе к берегу.

Температура масла и головок цилиндров оказалась даже ниже, чем на автомобиле при работе в летних условиях. При переходах длительностью 3—4 часа температура масла не поднималась выше 70—75°, в то время как на автомобиле она достигает 100°. При прохождении заросших водоемов весьма желательна разобщительная муфта. Мгновенное разобщение — и подсоса в заборник нет, лодка свободно проходит заросли.

Несомненными преимуществами установки автомобильного двигателя на лодке являются наличие электростартера, малый расход бензина и масла. Легкость запуска двигателя вполне окупает некоторое увеличение веса (электростартер, аккумулятор).

Общий расход бензина за 1967 г. на «Казанке» с водометом оказался примерно наполовину меньше, чем с двумя моторами «Москва» с такой же нагрузкой и за тот же период. Следует помнить, что бензин должен быть с октановым числом не ниже 72. За период отпуска смена масла не производилась.

Применение цепной передачи позволяет расположить двигатель над водозаборником и экономно использовать объем лодки. Кроме того в этом случае вал, соединяющий коробку передач с валом турбины, работает при минимальных углах в шарнирах. Поэтому кпд передачи в целом получается достаточно высоким. Нагрев коробки передач не превышает допустимого (не более 70°), так что дополнительного охлаждения не требуется. Это тоже свидетельствует о высоком кпд цепной передачи. Я испробовал три варианта передачи с передаточным числом i = 1 и устройством натяжки цепи за счет эксцентричности опор.

Вариант I. Втулочно-роликовая цепь мотоколяски имеет шаг 15,88, ширину 9 мм, звездочки с числом зубьев 19. По расчету может работать до 1900—2000 об/мин, но практически легко и бесшумно работает до 2800 об/мин. При увеличении числа оборотов до 4000 увеличивается нагрев коробки и через 8—10 часов происходит раскалывание роликов. Результат проверен на трех цепях.

Вариант II. Зубчатая цепь с шагом 12,7, шириной 20 мм, числом зубьев в звездочках 21. По расчету может работать до 3300 об/мин, практически во всем диапазоне до 4000 об/мин работает очень хорошо. Требуется периодическая подтяжка, что, возможно, объясняется плохим качеством примененной цепи.

Вариант III. Двухрядная втулочная цепь от мотоцикла ИЖ, шаг 9,525 мм, число зубьев 24, работает до 5000 об/мин. Результатов длительной эксплуатации пока нет, но мне эта цепь кажется наиболее подходящей.

Читать еще:  Как выбрать мотор для лодки

Во всех передачах при проверочных расчетах удельное давление на зуб превышает допустимое, указанное в таблицах. Поэтому для смазки цепи применялось гипоидное масло (ГОСТ 4003—51), позволяющее работать при повышенных удельных давлениях. При осмотре цепей и звездочек заметного износа не обнаружено.

При использовании автомобильного двигателя «Запорожец» на лодках в длительном эксплуатационном режиме до 3000 об/мин (что соответствует 20 л. с.) можно получить отличные результаты по надежности, долговечности и экономичности. Конвертирование двигателя не представляет особых трудностей. При установке двигателя под капотом надо подумать о дополнительном охлаждении. Может быть, достаточно иметь на каждой головке ребро, поджатое под верхние наружные гайки и охлаждаемое водой. Установка двигателя вентилятором вперед удобнее для отбора мощности, но при этом и требуются громоздкие воздухоотводы.

Использование цепей для передачи крутящего момента позволяет создать компактную установку, обладающую высоким кпд и достаточной долговечностью. Надо только помнить, что при вертикальном расположении цепи в ней могут возникать колебания, приводящие к ее разрушению, поэтому необходимо своевременно подтягивать цепь или устанавливать специальные гасители из резины, пластмассы и т. п. на пути цепи, препятствующие возникновению колебаний большой амплитуды.

Необходимо использовать цепи с возможно меньшим шагом и обязательно производить расчет передачи перед установкой на лодку.

Двигатель с коробкой передач


Шаг цепи 12,7 мм; передаточное число i = 1;
число зубьев z = 21.

Несколько слов о водомете. Его данные: диаметр водовода — 190 мм; диаметр сопла — 120 мм; шаг ротора — 130 мм; число лопастей — 4; зазор между ротором и корпусом — 0,25 мм; число лопастей спрямляющего аппарата — 10.

Задней опорой гребного вала служит самоустанавливающийся подшипник 1204, для уплотнения которого использованы четыре сальника 25х42х7 (по два с каждой стороны). В качестве передней опоры применены два конических роликовых подшипника 7204.

Для увеличения кпд движителя в дальнейшем я решил уменьшить число оборотов ротора — рабочего колеса водомета — до 3000, соответственно изменив шаг или диаметр сопла до получения необходимого согласования. В новой цепной коробке с передаточным отношением 24/31 и двухрядной цепью с шагом 9,525 от мотоцикла «ИЖ» я хочу попробовать изготовить разобщительную муфту по типу «Селектрик» (см. сборник «Кия», вып. 6, стр. 71).

В. С. Коровин, «Катера и яхты», 1968 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Казанка с гидрореактивным движителем (водометом)

Работники конструкторского бюро завода «Красное Сормово» разработали проект и построили опытный образец катера с водометом (гидрореактивным движителем) на базе серийно выпускаемых отечественной промышленностью двигателей и лодок. Катер предназначен для прогулок, туризма и служебных поездок, а также для перевозки небольших грузов. Малая осадка катера дает возможность эксплуатировать его на засоренных и мелководных акваториях с глубинами от 0,1—0,2 м.

Катер представляет собой безреданный глиссер, корпусом которого является серийная мотолодка «Казанка». В кормовой его части расположены двигатель в комплексе с гидрореактивным движителем и сиденье для водителя. В средней части катера размещены два двухместных сиденья с откидными спинками.

В качестве двигателя установлен лодочный двухтактный бензиновый мотор «СМ-557Л» мощностью 12—13,5 л. с. при 3250—3400 об/мин. Вращение от коленчатого вала двигателя передается через втулочную муфту непосредственно на вал насоса водометного движителя. Использован одноступенчатый осевой насос, расположенный в корпусе катера. Забор воды происходит через щелевидное входное отверстие водозаборника, расположенное в днище катера. Для увеличения скорости выброса струи сопловая часть движителя сделана суживающейся, что дает возможность установить на движителе компактное реверсивно-рулевое устройство.

Основные элементы и характеристики водометного катера:

Длина наибольшая, м 4,8
Ширина, м 1,2
Высота борта, м 0,675
Осадка габаритная на плаву, м 0,16
Осадка габаритная на ходу, м 0,1
Водоизмещение полное, кг 510
Водоизмещение порожнем, кг 210
Скорость хода, км/час:
с 1 пассажиром 32
с 4 пассажирами 27
Пассажировместимость, чел, 4—5
Мощность двигателей, л. с. 12—13,5
Запас топлива, л 12

Использование реверсивно-рулевого устройства в комплексе с насосом движителя позволяет использовать стационарный лодочный мотор «СМ-557Л» без штатного реверс-редуктора и помпы для охлаждения двигателя. Это уменьшает габариты двигателя и его вес, позволяет обеспечить работу движителя на более высоких оборотах и тем самым уменьшить его размеры.

Вода для охлаждения двигателя подается из сопловой части движителя за счет имеющегося избыточного давления. Система охлаждения двигателя снабжена фильтром забортной воды — на случай использования катера на засоренной акватории.

Управление катером осуществляется путем отклонения струи, выходящей из сопловой части движителя, двумя рулевыми пластинами, соединенными между собой тягой и шарнирно связанными с соплом. Диаметр циркуляции при скорости хода 30 км/час составляет всего 1,5 длины корпуса при перекладке рулей на 60°.

Читать еще:  Купить лодочный мотор ямаха 2 л с

Задний ход катера достигается при одновременной перекладке рулевых пластин к ДП движителя ручкой реверса. Рулевые пластины в нижней части имеют специальные отгибы, с помощью которых струя воды направляется под днище, обеспечивая задний ход катера.

Водозаборник представляет собой трубу специальной формы с плавными внутренними обводами— цилиндрическими в районе рабочего колеса (ротора) осевого насоса и щелевидными в районе входного отверстия водозаборника. Размеры входного отверстия 500X136 мм. Водозаборник может быть выполнен литым (толщина не менее 4 мм) или сварным (толщина не менее 2 мм) из алюминиевых сплавов. Внутренняя поверхность его не должна иметь выбоин и вмятин; ее следует тщательно обработать.

Сопло движителя представляет собой сужающуюся трубу, внутри которой устанавливаются спрямляющие поток лопатки (спрямляющий аппарат) в количестве 6—8 штук. При изготовлении сопла сварным из алюминиевых сплавов спрямляющий аппарат целесообразно делать съемным, что значительно упрощает изготовление сопла в целом. Съемный спрямляющий аппарат изготовляют из нержавеющей стали.

Лопатки представляют собой пластинки толщиной 2—4 мм (в зависимости от материала). Профиль лопаток — клиновидный или сегментный. В передней части лопатки имеют выгиб с целью более полного раскручивания струи воды, поступающей после ротора в сопло.

Ступица спрямляющего аппарата служит одновременно корпусом резино-металлического подшипника гребного вала, смазка которого осуществляется забортной водой.

Ротор (рабочее колесо) движителя может быть изготовлен литым или сварным из стали, бронзы или алюминиевых сплавов. Толщина профиля лопасти выбирается в зависимости от выбранного материала и условий обеспечения прочности. Профиль лопасти симметричный сегментный.

Зазор между ротором и трубой водозаборника должен быть по возможности минимальным (0,5—1 мм).

Гребной вал изготовлен из стали. Ротор и втулочная муфта закреплены на гребном валу цилиндрическими штифтами диаметром 6 мм. Особое внимание следует обратить на выбор материала штифтов. Штифт крепления ротора и один из штифтов муфты должны быть изготовлены из высокопрочной стали. Второй штифт муфты изготовляется из сырой стали, благодаря чему в случае засасывания в водозаборник крупных твердых предметов он срезается, предохраняя ротор от поломки.

Основные элементы ротора:

Диаметр ротора, м 0,178
Диаметр ступицы, м 0,060
Число лопастей 3—4
Шаг ротора, м 0,130
Дисковое отношение 0,6

Водозаборник устанавливается фланцами на днище катера и крепится болтами. С нижней части корпуса устанавливают накладные полосы (на прокладке) для увеличения прочности корпуса катера и обеспечения плотности соединения водозаборника с днищем.

Сопло устанавливают с внешней стороны транца на прокладке и крепят к корпусу и фланцу водо-заборника болтами.

При использовании водометного катера насильно засоренных акваториях во входное отверстие во-дозаборника движителя целесообразно вставлять защитную решетку, представляющую собой две-три продольные стальные полоски, запрофилированные снизу.

Сравнение лодок «Казанок» с подвесным мотором «Москва» и мотором «СМ-557Л» с гидрореактивным движителем:

Казанка М +водомет 2

горняк

ст. лейтенант

Добрый день форумчане. Открываю новую тему по реконструкции водомета C М500В на базе моторной лодки Казанка М. Пока вопросов больше чем ответов. И так начну все по порядку. В далеких 80-х мы с товарищем (по причине обмеления реки в осенний период_горная река с перекатами)решили построить водометную лодку из имеющихся в то время комплектующих. За основу был взят водомет C М500В, двигатель СМ 557Л, Казанка м без булей (сняли сами). Но самое интересное, что бы в лодке осталось больше места -водовод мы установили за транец лодки, установив упорный подшипник в транец лодки. Эксперимент в то время , я думаю удался. После каких то манипуляций с водометом, скорость была примерно как на ветерке 12 может больше. Замереть было нечем.
Весь сезон мы отъездили на этой лодке. проходимость была прекрасная, хватало буквально 10 см воды чтобы пройти. По грузоподъемности тоже устраивала – вдвоем с вещами и что добыли, скорость практически не менялась. Единственное, хотелось конечно бы побольше скорость на прямых участках. Но в последующие годы зимы стали снежные, лето дождливое и как то отпала необходимость использования этого водомета. Ездили на вихрях, рвали шпонки, перетаскивались через перекаты и т.д. А когда пошли иномарки сразу возникли проблемы при езде по горным речка, но все равно ездят ,ломают винты, шестерни редуктора, сами редуктора, но все равно ездят, иначе без этого просто нельзя жить в наших краях. В сложившихся обстоятельствах, после поломки нескольких винтов и шестерен редуктора, я установил на Ямаху 30 редуктор от Нептуна.
В дальнейшем комплектующие с лодки были безвозмездно утеряны, осталась только одна лодка Казанка М.
Прошлым летом случайно у одноклассника в сарайке увидел комплект этого водомета он хотел cдать это в цветмет. Конечно же я у него все это выпросил. И вот вновь задумался об изготовлении водометной лодки. Тем более от прошлого водомета случайными остались импеллеры (вины) штук 8.
Начал активно искать информацию о строительстве и эксплуатации подобных водометов в интернете.( У нас на таких дейвсах ездили в 70-х годах с родными моторами ,сейчас ни одного не осталось) Однозначной информации не нашлось. Ни кто конкретно не высказался что, он эксплуатирует подобный водомет с таким то двигателем, обороты такие то, скорость такая то, грузоподъемность такая то, что было переделано или осталось в исходном. Даже отрицательных результатов не описано, хотя это тоже результат. В основном это вспоминания -что когда то ездили, ставили моторы от мотопомп, вихрей, скорость и обороты в то время замерить не чем было. Кто то имеет такой же комплект и планирует тоже восстановить такой же водомет. А кто то считает что это прошлый век ,надо все выкинуть .Я взялся за его восстановления исходя из личного опыта, к тому же наличие 8 винтов…,но повторяюсь эксперименты с движками я не проводил. Главная причина с подобными экспериментами это отсутствие на рынке моторов небольшой мощности обратного левого вращения. Были до какого то года Хонды. Сейчас стандарт- правое вращение.

Читать еще:  Самодельный киль на пвх лодку

И так есть в наличии:Только сейчас обратил внимание ,что на фотках дата стоит неверная

Конечно же работа по установке и центровке отняла какое то время , но особых трудностей не представляет. Благо сейчас зима особых проблем нет, занимайся да занимайся, в печку дрова вовремя подкидывай.
А вот такой двигатель я хочу использовать:Не удается вставить фото.В общем это китайский V-образный движок воздушного охлаждения Лифан 2V78F (640 см3, 4Т) 21,0 л.с. 3500 оборотов на регуляторе,один из лучших аналогов Хонды.Вот одна из ссылок на это движок: http://aquadraive.ru/p10244735-dvigatel-lifan-2v78f.html Имеется выносной масляный радиатор.
При определенных условиях его можно раскрутить до 4500об,при этом снять мощность 30л.с Так как вращение двигателя правое, предполагается изготовить самодельный редуктор для обратного вращения. Такие редуктора ( обратного вращения без изменения оборотов) видно промышленностью не выпускались ,ни подобного я найти ни где не мог. У меня есть редуктор от СМ-557Л, я его разбирал он меня не устраивает ,во первых он работает на понижение, на меняя направление вращения, а если на заднем ходу то понижение еще больше. В интернете ни где таких реверсивных редукторов не нашел .Так что придётся делать самодельный редуктор
Казалось бы все вроде понятно, делай ,собирай ,испытывай, о результатах доложишь. Но не хочется наступить на чьи то грабли, потому то и вышел на форум за помощью, за советами.
Первое по движку:
Читал инфу о том что движки от мотоблоков устанавливают на дейдвуды подвесных моторов в различных исполнениях и используют по назначению.
Кто то устанавливает на снегоходы, кто то использует их как стационар на лодках большого водоизмещения.
Используют везде где только можно. А о том как ведут себя эти моторы в подобных условиях ни нашел ни какой информации. Вот я и сомневаюсь –будет ли греться такой двигатель на водомете. Ведь работать ему придётся постоянно на оборотах .
Автор темы”Казанка М+ водомет” на этом же форуме: topic2815.html Тихон из Северодвинска использовал китайский 4-х тактник 9 сильный на таком же комплекте, единственное .что я заметил- он использовал его с родным редуктором, который снижает обороты в 2 раза. Я думаю что он все таки довел до “ума” свою конструкцию. Хотелось бы у него спросить о результатах. Тихон отзовись .
У меня есть редуктор от СМ-557Л, я его разбирал он меня не устраивает ,во первых он работает на понижение , на меняя направление вращения, а если на заднем ходу то понижение еще больше. В интернете ни где таких реверсивных редукторов не нашел .Так что придётся делать самодельный редуктор для изменения вращения двигателя.
В общем по двигателю у меня сомнения. хотя у него и имеется выносной масляный радиатор .

Жду отзывы по данной проблеме:
Как можно будет охлаждать движок, если он будет греться?
Как сделать на данный глушитель мокрый выхлоп.
Теперь вопрос по редуктору:
мож кто знает от чего такой можно приспособить? Или от коробок, раздаток его можно изготовить?
И вот самый интересный вопрос, если сделать с небольшим повышением, примерно 1Х1,2 потянет ли (раскрутит)движок 4-хтактный 21-30 л.с Лифан(родной двигатель 13,5 л.с. 2-х тактник)?
Теперь по самому водомету:
Насколько можно повысить на нем обороты ,имеется ввиду свыше родных 3500 что бы не было перекрута (у кого есть опыт) Дает ли дальнейшее увеличение мощности и оборотов на производительность данного водомета C М500В.На скорость я рассчитываю в пределах 30-35км
Ну и последнее, как Вы считаете, есть ли смысл продолжать работы в этом направлении, или 13,5 л.с. это для данного водомета предел и нет смысла его реанимировать, а если есть то по каким параметрам. Может просто установить китайца 4т.15л.с одноцилиндровый?
С уважением Анатолий.

р.с. На каком то форуме читал что были и грузовые варианты этих водометов, как их определить?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector