Советские лодочные моторы

Советские лодочные моторы

Типаж с разбивкой по годам выпуска и по группам мощности предствален в таблице. Цвета обозначают следующее:

Крупносерийный выпуск
Серийный выпуск
Мелкосерийный выпуск
Единичные образцы

Типаж лодочных подвесных моторов производства СССР/России

Моторы малой мощности 3 — 5 л.с.

Моторы малой средней мощности 5-10 л.с.

Моторы средней мощности 10-15 л.с.

Моторы средней большой мощности 15-20 л.с.

Моторы большой мощности 20-25 л.с.

Моторы большой мощности 25-30 л.с.

Моторы большой мощности 30-40 л.с.

Моторы особо большой мощности свыше 40 л.с.

Годы выпуска 50-е 60-е 70-е 80-е 90-е 2000-е 2007 г.
Эпохи «Становление» «Золотой век» «Упадок» «Возрождение»
Моторы

особо малой мощности — до 3 л.с.

ЛМ-1 (1 л.с.)
«Чайка» (2 л.с.)
«Салют» (2 л.с.)
«Кама» (3 л.с.)
«Прибой» (5 л.с.)
«Стрела» (5 л.с.)
ЛММ-6/ЛМР-6 (6 л.с.)
«Ветерок-6» (6 л.с.)
«Ветерок-8» (8 л.с.)
«Ветерок-9.9» (9.9 л.с.)
«Москва» (10 л.с.)
«Москва-М» (10.5 л.с.)
«Ветерок-12» (12 л.с.)
«Москва 12.5» (12.5 л.с.)
«Ветерок 15» (15 л.с.)
«Нептун» (17 л.с.)
«Нептун-М» (20 л.с.)
«Вихрь» (20 л.с.)
«Привет-22» (22 л.с.)
«Нептун-23» (23 л.с.)
«Вихрь-М»/«Вихрь-25» (25 л.с)
«Москва-25» (25 л.с.)
«Привет-25» (25 л.с.)
«Вихрь 30» (30 л.с.)
«Москва 30» (30 л.с.)
«Нептун-33» (33 л.с.)
«Привет-40» (40 л.с.)
«Бийск-45» (45 л.с.)
«Старт» (50 л.с.)
«Бийск-60» (60 л.с)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Лодочные моторы СССР/России» в других словарях:

Лодочный мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Судзуки Подвесной лодочный мотор лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получил большое распространение во второй половине X … Википедия

Подвесной мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… … Википедия

Лодочный подвесной мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… … Википедия

Подвесной лодочный мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… … Википедия

Ветерок (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ветерок. Лодочный мотор Ветерок 8 Годы выпуска с 1964 по 2008 … Википедия

Вихрь (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь. Лодочный мотор Вихрь , Вихрь М , Вихрь 30 Годы выпуска 1966 н.в. Страна выпуска СССР/Россия Заводы КМПО им. Фрунзе (г. Самара), ЗИД (г. Пермь) Серийность крупносерийный Тип… … Википедия

Москва (лодочный мотор) — У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользоваться инструментом … Википедия

Нептун (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нептун. Лодочный мотор Нептун , Нептун М , Нептун 23 , Нептун 25 Годы выпуска 1967 2009г. Страна выпуска СССР/Россия Заводы Московский завод Красный октябрь (г.Москва) Серийность… … Википедия

Стрела (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стрела (значения). У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользо … Википедия

Привет (лодочный мотор) — Содержание 1 Привет 22 1.1 Основные характеристики 1.2 Дополнительные характеристики … Википедия

Советские лодочные моторы

страницы неизвестной истории.
у нас в семье раньше была моторка. собственно моторки были в каждом доме на нашей улицу и мне казалось что моторки были в каждой советской семье. по крайней мере в казани. в выходные трафик под кировским мостом был почти как на горьковском шоссе ).
ессно я на ней гонял. а это была казанка 2м сначала с двумя вихрями 20 и 25 сил , а потом с двумя Нептунами 23.
катались на водных лыжах, и даже на одной! путешествовал — ходили в ноябрьские до горького -ныне нижний новгород, пару раз до тольятти, до набережных челнов, ульяновск и чебоксары не в счет.
И даже сплавились на моторе ессно с вятских полян по вятке, каме волге до казани.
Боролись за скорость — кто быстрее -полировал винты и т.д.
Ессно как только видел быструю лодку сразу прикидывались кто кого).
и помню как возле кировского моста меня легко догнала другая казанка 2м, чего не случалось ранее — про полировку винта и правильный дифферент тогда немногие слышали).
когда мы сблизились я увидел что у него всего один подвесной мотор с большим капотом.
r />Это был новый секретный — в ссср все было скретно)) , 700 кубовый Старт. хорошо помню как ходили разговоры о новом сверхмощном по тем временам моторе Старт 50л.с. который разрабатывали и испытывали на 16-м заводе- ныне КМПО.
Когда они пересекли кильватерную волну внезапно раздался вой двигателя, словно они сорвали шпонку. и их двигатель срывается с транца, описывает полукруг и падает на привязи в воду. вой затыкается. по моему мы подъехали и спросили не утопили ли мотор. ответили что нет, — я подумал он был у них застрахован тросом. предложили помощь — отказались — сказали другие заводские испытатели сейчас подъедут и отбуксируют.
Тон был не очень дружелюбный . Нет так нет, мы помчались дальше на волгу кататься.
И вот на прошлой неделе разговорился на пляже с рыбаком в возрасте — зовут Виктор, и слово за слово выясняется что он был в той лодке испытателем! и это они гонялись со мной и запомнили казанку 2 со спаркой- спаренными подвесными двигателями.
Оказалось что мотор у них не был застрахован тросом , и не утонул только потому что оборвав тросы рулевого управления, ДУ газом и реверсом от Москвы25, а они ох какие толстые были, провода системы электропитания. Мотор повис на проводах… стартера!
Я тогда думал что они просто плохо закрепили двигатель на транце , а только теперь узнал в чем было.
азалось у Казанки 2м как и у 5ой из-за специфических мореходных обводов есть очень подлое свойство- на больших скоростях при сходе с волны форштевень цепляет воду и при неумелом пилотировании может создать момент легко переворачивающий лодку. За рулем сидел неопытный рулевой, а Виктор как раз был сзади — измерял обороты двигателя. они не перевернулись только потому что у них вместо переворота спрыгнул мотор.
Много позже почти также — на полном газу я дал подержать штурвал другу, а сам пошел назад — это оптимальная центровка для достижения максимальной скорости , мы перевернулись. Утопили только инструмент- мыли лодку от водорослей и все остальное выгрузили на пляже острова. Я тогда списал все на недостаток опыта друга. Сам пилотировал лодку на полном газу всегда очень аккуратно.
В общем Старт испытывали испытывали и вдруг все про него затихло. Ходили слухи что не пошел. и что запретили моторы мощнее 30л.с — как раз пошла борьба за экологию.
И только теперь узнал что все оказалось до банального просто. Из-за ввода войск в Афганистан США наложили санкции и отказались поставлять турбины для газоперекачивающих станций строящегося газопровода Уренгой- Помары-Ужгород.
Соответственно заводу была поставлена задача за 2 года сделать замену. Завод выпонил заказ за год. Естественно площадей и людей под товары народного потребления , а моторы шли как ТНП, уже не оставалось. Вот так мы остались без советского мотора повышенной мощности.(
Всего моторов Старт было выпущено штук 50-70 и один сразу подарили Табееву- тогдашний первый секретар обкома кпсс ТАССР.
Москву тоже.
К слову в Америке тогда фирмы Меркури и Эвинруд уже выпускали моторы 140 и 115л.с. Мы читали журнал Катера и яхты и тихо завидовали…
До сих пор храню все журналы КиЯ какие смог купить.
Кстати тогда сильно удивлялся кто читает всю эту муру в КиЯ про паруса, сам читал все только про катера и моторы ))
З.Ы.
Заодно узнал что с первым допуском секретности был бы невыездной за границу 20 лет. Хорошо что у меня была только 3я группа. Тянули на вторую. но как чувствовал — упирался. Пронесло… Иначе фиг бы я до Огненной Земли и пролива Дрейка доехал).

Моторы лодочные советского периода изготовлялись преимущественно с двухтактным двигателем внутреннего сгорания.

По числу цилиндров двигатели лодочных моторов разделялись на одно-, двух- и четырёхцилиндровые. По способу установки лодочные моторы подразделялись на подвесные (транцевые), бортовые и стационарные. Наибольшее распространение, благодаря лёгкости установки и удобству в эксплуатации, имели подвесные моторы, которые могут быть установлены на любую лодку с транцевой(плоской) кормой.

Размещение подвесного мотора за кормой обеспечивает лучшее использование габаритов лодки, не загрязняет её бензином и маслом, не требует установки специального рулевого управления, т. к. эта функция выполняется самим мотором с помощью румпеля (рукоятки) или заменяющего его приспособления.

Советские бортовые моторы были очень лёгкие, с небольшим объёмом цилиндра двигателя, крепились к борту лодки; имели удлинённый отъемный гребной винт, присоединённый непосредственно к коленчатому валу двигателя. Требовали установки отдельного рулевого управления. Были менее удобны, чем подвесные. Стационарные моторы устанавливались на более крупных лодках и небольших судах. Они были снабжены более мощным двигателем и стартерным механизмом мотоциклетного типа. Подвесные лодочные моторы к шестидесятым годам имелись в эксплуатации шести моделей: «Москва», ЗИФ-5, Рига-125, МЛ-20, ЛРМ-6 и МЛ-1.

Важнейшими узлами подвесных лодочных моторов являются двигатель; дейдвудная труба, соединяющая двигатель с приводом гребного винта; привод гребного винта, осуществляющий с помощью конических шестерён передачу от двигателя на винт; система подвески мотора; топливный бак.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.2. Становление отрасли.

Как и обещано в прошлом посте, в этом переходим к лодочным моторам 50х годов, которые стали массовыми, доступными рядовому советскому гражданину и по этой причине дошли до наших дней в достаточных количествах и рабочем состоянии. Первый в списке — ЛМ-1 (4 лошадиных силы).

Данный мотор выпускался заводом им. Фрунзе в Куйбышеве (ныне Самара), в Казани и в Молотове (ныне Пермь). Основным производителем был Самарский завод ЗиФ. Мотор выпускался с конца 40х по середину 50х годов. Было выпущено очень большое количество моторов. Появление мотора совпало с появлением и развитием ядерного оружия и этот мотор по всей видимости был создан, чтобы пережить ядерную войну и человечество. Более неприхотливую и простую конструкцию сложно представить. Поплавок в карбюраторе был выполнен из пробки, дроссельная заслонка открывалась в ручную поворотом шестеренки на самом карбюраторе. Топливопровод, соединяющий бензобак с карбюратором был медный, в то время, как на большинстве моторов он представлял из себя обычный резиновый шланг.

Опережение зажигания также выставлялось в ручную прямо на ходу на слух поворотом рычага под маховиком. По сути необходимость регулировки этого мотора отсутствовала.

Редуктор мотора был также предельно простым и надежным. В нем использовались широко распространенные шариковые подшипники № 202 и 203, уплотнение вертикального вала отсутствовало, а качестве уплотнения гребного вала использовалась сальниковая набивка. Нейтраль отсутствовала, как и на всех моторах тех лет, мотор начинал движение сразу после запуска. В надежных уплотнениях редуктора необходимости не было, так как для его смазки использовался распространенный в то время густой солидол, который долгое время сохранялся в редукторе.

Сам двигатель мог работать на всем, что горит, в прямом смысле этого слова. Специальная, откидывающаяся на пружинке крышка карбюратора позволяла легко и быстро залить в него порядка 100 г. бензина для запуска, после чего открывался кран бензобака, откуда могла поступать любая жижа, включая низкосортные сорта бензина, керосина и их смеси, перемешанные с самым дешевым маслом автолом. Система зажигания была контактной, предельно простой, но качественно выполненной.

Основным недостатком мотора является его вес. 34 кг при мощности всего 4 лошадиных силы. Простота и надежность этих моторов позволила многим из них дожить до наших дней и не только в качестве коллекционных экземпляров, но и в качестве рабочих лошадок в отдаленных местах нашей Родины. Последние 10 лет эти моторы начинают уходить в историю, так как двигатель, рассчитанный на дешевый керосин, потребляет просто чудовищные количества 92 бензина, а другого топлива в нашей стране уже не достать. Также есть вполне объяснимая проблема с запчастями, достать которые на мотор, выпускавшийся 60 лет назад все сложнее, приходится заказывать у токарей за кругленькие суммы. Наконец подвела свеча зажигания, в ЛМ-1 она от ГАЗ 52 с резьбой М18х1.5, найти такие свечи с каждым годом все сложнее. По всей видимости, очень скоро эти моторы покинут водоемы и поселятся на стойках у коллекционеров.

Следующие моторы этой эпохи ЛММ-6, ЛММ-6а и ЛМР-6 (мощность 6 л.с.). Лодочный мотор морской, лодочный мотор морской короткий и лодочный мотор речной соответственно. В народе все три мотора получили общее название «Звезда». Почему-вы поймете по фото мотора ЛММ-6:

История этих моторов уникальна. Моторы выпускались Богородским Механическим заводом. Мотор ЛМР-6 выпускался с конца 50х годов по 1962 год. А теперь самое интересное. Мотор ЛММ-6 в обеих модификация выпускался все с того же конца 40х по. 2008 год! И производство до сих пор не закрыто, оно приостановлено. На сайте завода все еще можно заказать эти моторы под маркировками ПД-211 и ПД-221 (ПД-Подвесной двигатель). Более того украинское предприятие «Мотор-Сич» до 2010 года выпускало модернизированную версию мотора «Мотор Сич МС-15» мощностью 15 лошадиных сил. Таким образом этот мотор выпускается на протяжении порядка 70 лет, пережив страну, которая его создала на 25 лет и своего собрата ЛМР на 64 года! На картинке ЛМР-6:

Столь долгую жизнь мотора объяснить довольно легко. Если ЛМР-6 выпускался для тяжелогруженых лодок народного хозяйства, то ЛММ-6 и ЛММ-6а были редкими гостями среди рядовых советских граждан, так как выпускались для нужд ВМФ. ЛММ-6 был создан для установки на шлюпки ЯЛ-12, длина данного мотора более 1.5 метров! Понятное дело, что лодок на водоемах страны под него просто не существовало. Короткая версия мотора ЛМР-6а выпускалась для установки на шлюпки ЯЛ-6 и могла быть использована на обычных лодках населением. На фото ЛММ-6а:

Мотор обладает всеми достоинствами присущими мотору ЛМ-1, но на нем вместо маховичного магнето установлено агрегатное, что делает еще более надежным. Более того моторы этой серии были первыми в СССР, оснащенными помпой охлаждения. И она была текстолитовой, что делало ее практически вечной! В последствие такая помпа была применена только на «Привете», все остальные моторы помпой либо не снабжались, либо снабжались резиновой крыльчаткой, выходившей из строя из-за износа и морозов. Фото мотора поздних выпусков:

Мотор, не имея механизма переключения реверса, обладал задним ходом. Для этого он просто разворачивался на 180 градусов, при этом нога мотора входила в специальный паз на подвеске, что не позволяло мотору откидываться в лодку и служило вместо стопора заднего хода, который устанавливался на моторы, снабженные механизмом переключения передач. Мотор снаряжался четырехлопастным гребным винтом, чего не встречается ни на одном другом советском моторе. Моторы ЛММ-6 и ЛММ-6а принципиальных технических отличий не имели и отличались только длиной «ноги». Первые моторы ЛМР-6 отличались от ЛММ другим гребным винтом, топливным баком, который легко заменялся на бак от ЛММ. Подводная часть была идентична с ЛММ. Позже ее упростили, заменив сварную «ногу» из нержавейки на литую, изменив передаточные числа редуктора, посчитав, что тяговитость и надежность редуктора ЛММ чрезмерна для ЛМР, который поставлялся народному хозяйству. Бак был унифицирован с ЛММ.

Бронебойная надежность, тяговитость и неприхотливость мотора послужила причиной его долгой жизни и непрекращающегося спроса со стороны ВМФ.

Не буду перегружать этот пост оставшимися моторами того периода. В следующем посте рассмотрю моторы поздних 50х и начала 60х годов: «ЗиФ-5 (Стрела)», МЛ-20 «Чайка» и «Кама».

Читать еще:  Вихрь м
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector