Усиление транца

Как усилить транец на стеклопластиковой лодке

Многие новички, приобретая пластиковые или прогулочные лодки, не знают и не могут предугадать всех возможных сложностей эксплуатации такого девайса. Отправившись в первое приключение, «мореплаватели» обнаруживают узость диапазона скоростных возможностей судна и вынуждены задумываться об апгрейде лодки. При погружении в суть процедуры становится ясно, что для того, чтобы навесить на лодку более мощный двигатель, нужно иметь резерв прочности транца. Но есть ли он? И можно ли усилить прочностные характеристики транцевой плиты? Попробуем разобраться.

ГОСТ дает формулы и правила

В России действует государственный стандарт (ГОСТ) 19105 – 79, описывающий основные типы и параметры гребных и моторных судов. В документе подробно описаны многие технические требования к пластиковым лодкам для рыбалки или прогулок, в том числе оговаривается вопрос расчета максимальной мощности подвесного мотора, который способно выдержать судно.

Для глиссирующих судов определение предельной мощности мотора зависит от значения коэффициента К. Его вычисляют по формуле:

  • К = максимальная длина судна, умноженная на наибольшую ширину транца.

Мощность двигателя вычисляют по графику, где К — расчетный коэффициент, N — предел мощности в кВТ (л.с.).

Если водный транспорт имеет нестандартную конфигурацию (тримаран, глубокое V), то таблицу используют как ориентир, а точный показатель максимально возможной мощности мотора вычислят в ходе испытаний.

Материалы для усиления

Усиливать стеклопластиковый транец можно металлом, фанерой, пластиком. Также понадобится профильная труба сечением 40 х 40 мм.

  • С внешней стороны лучше крепить непромокаемый материал, например дополнительный слой стеклопластика или другого полимера.
  • С внутренней стороны, там, где располагается рундук, можно закрепить лист фанеры или металла. Понятно, что крепежи должны располагаться за пределами ширины транцевой плиты, то есть по краям кормы.

Ход работы

Обновленную транцевую доску держит пространственная конструкция из профилей и металлических шпилек. На фото пример реально проведено модернизации одним из народных умельцев.

Сначала укрепляют нижний пояс транца: две металлические шпильки вставляют в пространство кокпита.

Верхний пояс усиления собирают из профильной трубы и крепят к задней переборке кокпита и бортам.

В финале процедуры конструкцию нужно загрунтовать и покрасить под основной цвет лодки.

ВАЖНО! В ГИМСе могут потребовать предоставить бумажный чертеж усиления и переоформят стандартную модель лодки в судно самостоятельной постройки.

Риски усиления транца

При неправильном расчете более мощный мотор может вырвать транец на ходу или даже повредить корпус лодки.

В интернет-сообществе описаны случаи, когда судовладельцы покупали с рук усилители транца с сертификатами, которые на поверку оказывались липовыми, как и набор дополнительных деталей для усиления. Результат — испорченный корпус судна, лишние траты и в конечном итоге покупка новой более мощной лодки.

Опыт показывает, что расширить рабочий диапазон мощности лодки больше, чем вдвое, практически невозможно. Например, на лодку с изначально стоящим мотором в 2,2 л.с. поставить мотор сильнее 5 л.с. не удастся — пострадают ходовые качества.

Вывод: хотите усилить транец стеклопластиковой лодки — обращайтесь в профессиональную судоверфь, например в «ENIGMABOAT». Мастера проконсультируют, дадут совет, как не испортить судно неумелым апгрейдом.

Как усилить транец на стеклопластиковой лодке

Многие новички, приобретая пластиковые или прогулочные лодки, не знают и не могут предугадать всех возможных сложностей эксплуатации такого девайса. Отправившись в первое приключение, «мореплаватели» обнаруживают узость диапазона скоростных возможностей судна и вынуждены задумываться об апгрейде лодки. При погружении в суть процедуры становится ясно, что для того, чтобы навесить на лодку более мощный двигатель, нужно иметь резерв прочности транца. Но есть ли он? И можно ли усилить прочностные характеристики транцевой плиты? Попробуем разобраться.

Читать еще:  Двигатель yamaha

ГОСТ дает формулы и правила

В России действует государственный стандарт (ГОСТ) 19105 – 79, описывающий основные типы и параметры гребных и моторных судов. В документе подробно описаны многие технические требования к пластиковым лодкам для рыбалки или прогулок, в том числе оговаривается вопрос расчета максимальной мощности подвесного мотора, который способно выдержать судно.

Для глиссирующих судов определение предельной мощности мотора зависит от значения коэффициента К. Его вычисляют по формуле:

  • К = максимальная длина судна, умноженная на наибольшую ширину транца.

Мощность двигателя вычисляют по графику, где К — расчетный коэффициент, N — предел мощности в кВТ (л.с.).

Если водный транспорт имеет нестандартную конфигурацию (тримаран, глубокое V), то таблицу используют как ориентир, а точный показатель максимально возможной мощности мотора вычислят в ходе испытаний.

Материалы для усиления

Усиливать стеклопластиковый транец можно металлом, фанерой, пластиком. Также понадобится профильная труба сечением 40 х 40 мм.

  • С внешней стороны лучше крепить непромокаемый материал, например дополнительный слой стеклопластика или другого полимера.
  • С внутренней стороны, там, где располагается рундук, можно закрепить лист фанеры или металла. Понятно, что крепежи должны располагаться за пределами ширины транцевой плиты, то есть по краям кормы.

Ход работы

Обновленную транцевую доску держит пространственная конструкция из профилей и металлических шпилек. На фото пример реально проведено модернизации одним из народных умельцев.

Сначала укрепляют нижний пояс транца: две металлические шпильки вставляют в пространство кокпита.

Верхний пояс усиления собирают из профильной трубы и крепят к задней переборке кокпита и бортам.

В финале процедуры конструкцию нужно загрунтовать и покрасить под основной цвет лодки.

ВАЖНО! В ГИМСе могут потребовать предоставить бумажный чертеж усиления и переоформят стандартную модель лодки в судно самостоятельной постройки.

Риски усиления транца

При неправильном расчете более мощный мотор может вырвать транец на ходу или даже повредить корпус лодки.

В интернет-сообществе описаны случаи, когда судовладельцы покупали с рук усилители транца с сертификатами, которые на поверку оказывались липовыми, как и набор дополнительных деталей для усиления. Результат — испорченный корпус судна, лишние траты и в конечном итоге покупка новой более мощной лодки.

Опыт показывает, что расширить рабочий диапазон мощности лодки больше, чем вдвое, практически невозможно. Например, на лодку с изначально стоящим мотором в 2,2 л.с. поставить мотор сильнее 5 л.с. не удастся — пострадают ходовые качества.

Вывод: хотите усилить транец стеклопластиковой лодки — обращайтесь в профессиональную судоверфь, например в «ENIGMABOAT». Мастера проконсультируют, дадут совет, как не испортить судно неумелым апгрейдом.

Делаем навесной транец для лодки ПВХ

Сегодня транец стал неотъемлемой частью катеров, моторных и гребных надувных лодок, грузоподъемность которых превышает 220-250 кг.

Читать еще:  Русский мотор

В зависимости от типа лодки различают два основных вида транца: стационарный (несъемный) и навесной (съемный).

Многие любители активного отдыха на воде, имеющие в своем распоряжении резиновую или ПВХ лодку, желают увеличить скорость передвижения по воде за счет установки мотора – бензинового или электрического. Стационарный жесткий элемент наглухо вклеивается в корму судна заводом-изготовителем. Как правило, он изготавливается из многослойной водостойкой бакелитовой фанеры.

Многие производители включают в комплект поставки навесной транец. Каждый из них имеет свои элементы крепления и предназначен для установки маломощного мотора (до 3 л.с.). Кроме этого жесткий элемент на корме судна из ПВХ часто используется для крепления дополнительного оборудования, например, датчика эхолота.

В том случае, когда навесной транец предусмотрен заводом-изготовителем и входит в комплект поставки, особых проблем не возникает – необходимо закрепить его в соответствии с инструкцией и использовать по назначению.

А вот любителям рыбалки и других видов отдыха на воде, имеющим лодки достаточной грузоподъемности и по различным причинам не укомплектованные жестким элементом для крепления мотора, приходится покупать его или делать своими руками.

Изготавливаем транец для лодки ПВХ

Способ установки транца зависит от формы лодки.

Возможные варианты:

  • крепление к формованным элементам, закрепленным на судне попарно – два сверху (для крепления) и два снизу (упор в борт);
  • монтаж к бортам с помощью специальных штырей;
  • увеличение опорной площади за счет установки кронштейнов в виде изогнутых трубчатых рам;
  • пристегивание с помощью ремней или шнуровка жесткого элемента к борту кормовой части надувной лодки.

Один из наиболее доступных и менее затратных способов – установка транца, прикрепленного к металлическому каркасу, через стандартные элементы для надувных лодок.

Для работы понадобятся:

  • слесарные инструменты;
  • сварочный аппарат;
  • растворитель, клей для лодок ПВХ, наждачная бумага;
  • толстая влагостойкая фанера 15-17 мм;
  • каркас из металлических прутьев или полос;
  • лодочные леера и защелки для весел.

В первую очередь лучше сделать металлический каркас, изготовить, собрать и прикрепить к каркасу самодельный навесной транец.

После чего (в зависимости от размеров получившейся конструкции) приклеить дополнительные крепежные элементы.

Каркас изготавливается из металлического прутка сечением 10 мм.

Для увеличения периода службы желательно сразу подобрать подходящий материал – нержавейку.

Далее в соответствии с размерами в нужных местах делаем загибы элементов, после чего скрепляем их при помощи сварки.

Приступаем к изготовлению транца. Он состоит из двух плит, изготовленных из влагостойкой бакелитовой фанеры (можно использовать обычную фанеру – понадобится соответствующая обработка).

Вырезаем нужные фрагменты, обрабатываем края, размечаем места для отверстий и проделываем их в соответствии с размерами.

В случае, когда под рукой нет водостойкой фанеры, используем обычную.

Обязательна соответствующая обработка водоотталкивающими составами, после чего фрагмент покрываем яхтным лаком.

Особое внимание уделяем обработке отверстий и краев. Правда, срок службы такого жесткого элемента будет намного короче.

Собираем всю конструкцию в соответствии с картинкой. Упорами для металлического каркаса служат шайбы, предварительно надетые на пруток со стороны кормы и приваренные точечной сваркой.

Последовательность выполнения операций:

  1. Полностью накачиваем лодку.
  2. Прикладываем навесной транец так, чтобы он плотно прилегал к корме.
  3. Размечаем маркером места для крепления лееров в верхней и нижней части баллона.
  4. Выпускаем воздух из баллонов и расправляем кормовую часть.
  5. Тщательно удаляем загрязнения с поверхности и легонько зачищаем размеченные места для приклеивания лееров «нулевкой».
  6. Обезжириваем место предстоящей склейки при помощи растворителя 646.
  7. Оклеиваем периметр размеченной области бумажным скотчем.
  8. Аккуратно наносим клей для лодок ПВХ (лучше из ремкомплекта) тонким слоем на склеиваемые поверхности, выжидаем 10-15 минут и повторно наносим слой клея.
  9. Через 5 минут состыковываем склеиваемые поверхности и тщательно «прокатываем» место склейки резиновым валиком, не допуская остатков воздуха.
  10. Прижать склеиваемые части тяжелым предметом (если есть возможность – стянуть струбциной через тонкую дощечку) и оставить сохнуть на сутки.
Читать еще:  Лодочный мотор ямаха 2 л с видео

Данный способ крепления жесткого элемента для установки маломощного мотора подходит для лодок, имеющих О-образную и похожую на них форму.

Для этих же типов надувных плавсредств можно использовать и более простой вариант крепления для мотора – на шнуровке. Преимущество такого способа – уменьшение точечного давления на борт, недостаток – более длительное время установки.

Для крепления нижняя часть жесткого элемента вставляется в «ручку», закрепленную внизу кормового баллона, после чего одна приклеенная часть с отверстиями для шнуровки заводится через специальную прорезь, совмещается со второй и закрепляется через отверстия капроновым шнуром.

Используем мотор «по полной», или особенности усиления транца

Практика показывает, что рассмотренные способы крепления жесткого элемента хорошо показывают себя при работе мотора на половинной мощности.

Как только мотор включается на всю мощность, его часто начинает «заворачивать» под лодку, сгибать баллоны и т.п.

В большинстве случаев избавиться от этой проблемы позволяет усиление жесткого элемента. Суть процедуры – правильное распределение нагрузки от мотора по поверхности лодки. Сделать его своими руками также довольно просто.

Приемлемый вариант – установка дополнительных «растяжек», изготовленных из металлического прутка.

Для этого на борта лодки наклеиваются дополнительные леера, в отверстия которых вставляются металлические усилители.

Вместо бортов для придания дополнительной жесткости можно продумать вариант крепления навесного транца, где дополнительные «растяжки» крепятся к днищу или скамье (банке) лодки.

Бывалыми рыбаками замечено, что для придания нормального хода лодке из ПВХ с использованием мотора лучше использовать не настил днища, изготовленный в виде сланей из раздельных элементов, а представляющий собой цельную конструкцию.

Покупка готового транца – оптимальное решение проблемы с мотором

Как бы ни были хороши самоделки, но все же лучше использовать приспособления, изготавливаемые в промышленных масштабах на заводском оборудовании.

Тем более, что современная промышленность предлагает готовые комплекты для лодок ПВХ, цена которых вполне приемлема.

Своими руками остается только надежно приклеить крепежные элементы и правильно установить навесной транец.

Комплект, состоящий из каркаса, жесткого элемента и крепежных приспособлений, похожий на рассмотренный выше, обойдется владельцу недорого – его цена составляет примерно 2000 рублей.

Что касается варианта жесткого крепления с использованием шнуровки, то такой комплект также можно купить в интернет-магазине по цене 600-800 рублей.

Не стоит забывать, что даже выполнив усиление, подобные жесткие крепления нельзя использовать с моторами, мощность которых превышает 3,5-5 л.с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector