Водомет на катер

Водометный лодочный мотор: назначение, варианты водометов на лодку

Водометный лодочный мотор давно привлекает внимание серьезных рыбаков. Этот силовой агрегат практически ничем не отличается от стандартного, винтового лодочного двигателя, за исключением того, что вместо винта у него водометная насадка. Рассмотрим, какой водометный лодочный мотор можно купить для надувной или каркасной лодки, его назначение и особенности эксплуатации.

Описание

Водометный лодочный мотор – это двигатель, работающий от силы набора и выталкивания воды. Он предназначен для безопасного хождения по мелководью, различных водных аттракционов, в качестве подруливающего вспомогательного устройства или как основной двигатель. Водомет используется как на лодках ПВХ, применяемых для передвижения по болоту или по глубоководью, так и на каркасных судах и катерах.

Рыбаки уважают водометный движитель за его низкий рабочий шум, возможность троллинга и спиннинга. Водомет удобен тем, что позволяет с комфортом менять направление движения лодки не только в направлении вперед-назад, но и влево-вправо, компактно припарковывать судно к берегу.

Водометы для рыбалки

Современный рынок водомоторики предлагает разнообразные варианты водометных лодочных моторов для рыбалки.

Yamaha 9.9 GMHS Jet

Это бензиновый, двухтактный, двухцилиндровый лодочный мотор водомет, обладающий мощностью 9,9 лошадиных сил. Двигатель отличается надежной сборкой рабочих деталей и механизмов, крепким корпусом с антикоррозийным покрытием и рабочим объемом цилиндра 246 кубических сантиметра. Водомет запускается от ручного стартера и управляется с помощью румпеля.

Установка и регулировка водометного двигателя также осуществляется вручную. Поскольку вес японского агрегата составляет 45 кг, то сделать это будет не сложно. В комплекте к водометному мотору предоставляется выносной 24 литровый топливный бак и небольшой ремкомплект.

Mercury 25 ML JE

Мощный, бензиновый, двухцилиндровый лодочный двигатель, с мощностью 25 лошадиных сил и рабочим объемом цилиндра 430 кубических сантиметров. Водомет предназначен для установки на транец, высотой 508 мм, и отлично подходит для крупных лодок и катеров. Это ручной водометный движитель, который управляется с помощью румпеля. Установка, регулировка угла наклона – всё осуществляется вручную. Для такой мощности 56 кг веса силового агрегата вполне сносно.

Honda-Кальмар-М

Практичный, легкий и выносливый водометный лодочный мотор, мощностью 3,5 лошадиных сил и рабочим объемом одного цилиндра 49 кубических сантиметров. Управление, установка и регулировка водомета ручная. Он весит около 9 кг и отличается компактностью и удобством транспортировки. Движитель удобен для хождения по болоту, в качестве сподручного мотора для швартовки, а также для сплава в заповедниках и охраняемых территориях.

Медуза МС-3,5

Водометный лодочный мотор не только для рыболовов, но и охотолюбителей. Сердце водометного мотора составляет двигатель Honda GXV50. Это четырехтактный движитель бензинового действия, со встроенным баком, объемом 5 литров, которого пни средней скорости вполне хватает на 6 километров водного пути. Компактный водомет развивает скорость до 10 км/ч. Благодаря раздвижной, телескопической ноге лодочного мотора, этот силовой агрегат спокойно подойдет как для транца под 381 мм, так и для 500 мм. Отличительный признак этого водометного движителя – возможность вертикальной установки или транспортировки, что не свойственно многим 4-х тактникам. В остальном, мотор-водомет достаточно удобен и спокойно покоряет мелководья, болота и прочие водоемы.

Важное о водометах

Водометные лодочные моторы – отнюдь не идеальный способ хождения по мелководью. Стоить помнить, что вместе с водой в систему охлаждения, импеллер или водовод может затянуть песок, мелкий мусор и прочие частички. В случае постоянного хождения по мелководью может износиться ротор и стартер. Ну а за счет всасывания определенного объема воды увеличивается общий вес судна, так что легкого выхода на глиссирующий режим от этих движков ждать не стоит. Если сравнивать водометные лодочные моторы с земноводной техникой, то они похожи на вездеходы.

Видео

Видеосюжет демонстрирует возможности водометного движителя.

Правильный подбор водомёта для лодки

Истинным ценителям рыбной ловли, имеющим в своем арсенале не только надувную лодку и набор простых снастей, со временем приходится выходить за привычные рамки простой любительской ловли.

Увлекательное занятие втягивает рыбаков настолько, что рано или поздно у них появляются различные маломерные плавсредства, рассчитанные на разные условия, что-то вроде автопарка на все случаи жизни. А вот можно ли получить универсальное средство для большой воды и для ловли на мелководье, для преодоления больших расстояний и для прохода через пороги или отмели?

Сегодня, одним из наиболее подходящих для этого вариантов, будет установка на лодку водометной установки или водомета.

Описание

Водометная установка или водомет – это не что иное, как подвесное устройство, с двигателем и рабочим органом, осуществляющее движение плавающего средства лодки, яхты или катера, посредством забора и выброса реактивной струи из водометного двигателя.

Ну а если просто на пальцах, то водомет – тот же самый гребной винт, но помещенный в трубу, движение происходит от того, что вода засасывается с одной стороны, винтом ускоряется и выбрасывается с другой немного суженой стороны трубы, образуя реактивную струю.

Читать еще:  Как выбрать мотор для лодки

Ввиду особенностей работы, а это размещение гребного винта или нескольких винтов внутри корпуса, использование водометного движителя в разы повышает безопасность пользования плавательного средства на водоемах, где расположены пляжи, в местах проведения водолазных работ, при занятиях водными лыжами.

Преимущества и недостатки водометных установок

Оценивая положительные и отрицательные стороны водометов, следует сразу акцентировать внимание, что речь идет о водометных установках для маломерных плавсредств, предназначенных для пользования на внутренних водоемах.

Это во многом связано:

  1. Для рек, озер, прудов и водохранилищ существуют облегченные варианты водометных установок.
  2. Для судов, предназначенных для выхода в открытое море, водометные установки устанавливаются стационарно, имеют большую, по сравнению с речными водометами, силу двигателей и соответственно несколько иные условия и характеристики эксплуатации.
  3. При оценке установок, не следует учитывать такие плавательные средства, как водные мотоциклы, поскольку они не предназначены для любительской рыбной ловли.

К достоинствам водометных установок можно отнести:

  1. Быстрое, и практически беспрепятственное передвижение лодки по мелководью, для движения вполне достаточно и 15 сантиметров воды.
  2. Суда с водометными движителями безопаснее обычных лодок с гребными винтами.
  3. Водометы меньше подвержены поломкам, из-за плавающего мусора или растительности, наматывающейся на гребной винт мотора.
  4. Слабая вибрация при работе и мягкость хода на средних и высоких скоростях.

К недостаткам может быть отнесено:

  1. Довольно солидная стоимость по сравнению с мотором, с гребным винтом, в большинстве случаев водометы стоят в 1,3-1,5 раза дороже, чем аналогичные системы с гребным винтом.
  2. Определенная сложность управления лодкой на «большой воде» и на мелководье.
  3. Увеличение массы лодки – кроме самого металлического корпуса, солидного веса придает и масса воды, что заполняет пространство внутри водомета.

Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.

Выбор лодки для водомета

Кроме вышеперечисленных достоинств и недостатков, следует учитывать и то, что для использования водометной установки необходимы и определенные конструктивные особенности самого плавательного средства.

К ним относятся:

  1. Резиновая лодка должна иметь специальное днище и возможность установки регулируемого транца. В качестве примера можно привести лодку Solar 420 Тоннель, в днище которой предусмотрен водоводный туннель.
  2. Лодка по своим характеристикам должна выдерживать нагрузку от двигателя и водомета, и здесь нужно очень серьезно задуматься, поскольку будет стоять выбор между полезной массой груза или массой водомета.
  3. При пользовании лодки, водометная установка достаточно быстро переходит на глиссирующий режим, соответственно лодка должна быть достаточно добротной и иметь соответствующую массу.
  4. При выборе резиновой лодки следует обратить внимание на плотность бортовых баллонов и днища, в особенности, если подразумевается ее эксплуатация на реках и других водоемах с каменистым дном.

Выбор водомета

Учитывая то, что водометные установки имеют несколько разновидностей, нелишне указать на их особенности:

  1. Водометные установки для установки на маломерные лодки.
  2. Водометные движители для катеров и лодок с двойной системой управления.
  3. Водометные установки, выполненные в одном целом корпусе с двигателем внутреннего сгорания.
  4. Двигатели, выполненные в качестве насадок на обычные моторы для лодок.

Исходя из такой классификации, становится понятно, что на большие катера и яхты в основном устанавливаются стационарные водометные установки, являющиеся частью корпуса судна, управление движением судна производится посредством электрического или механического привода со штурвала судна.

Для небольших катеров и яхт используются съемные водометы, которые крепятся на транец, управление такими судами может осуществляться как со штурвала, так и непосредственно двигателем.

Характеристики и цены

При выборе нужно обращать внимание на следующие технические характеристики:

  • тип двигателя лодочного мотора;
  • объем двигателя внутреннего сгорания;
  • максимальная эффективная мощность, развиваемая двигателем при высоких оборотах (7000 об/мин);
  • максимальный крутящий момент на средних оборотах (4500 об/мин);
  • устойчивая частота вращения вала;
  • расход топлива;
  • емкость топливного бака;
  • тип движителя;
  • диаметр шнека движителя;
  • размеры;
  • масса;
  • высота транца;

Немаловажным моментом при покупке движителя является цена такого агрегата, здесь следует учесть, что отечественные торговые марки, производящие водометные установки для лодок, как правило, собираются из импортных комплектующих, и при этом не уступают по качеству продукции зарубежных брендов.

Ценовой диапазон, в зависимости от комплектующих и классов моторов российских марок Кальмар, Медуза, Микроша стартует от 38 000 рублей для малых лодок, и 69 900 рублей для лодок среднего класса.

Японские подвесные водометы Yamaha стартуют от 540 000 рублей, но они предназначены для больших лодок и катеров.

Читать еще:  Плм эвинруд

Американские производители Mercury, предлагают свою продукцию от 220 000 рублей.

Изготовление своими руками

Для достижения своих целей конструкторам-самоучкам во многом могут помочь многочисленные форумы и сайты всемирной сети, но теория – это только половина дела, здесь необходимо еще и минимальное умение обращения со слесарными инструментами.

При изготовлении подвесной водометной приставки наилучшим материалом является листовая нержавеющая сталь, в отдельных случаях используют трубы разного диаметра, соединение отдельных деталей производится с помощью электросварки.

Поэтому для конструкторов-энтузиастов умение пользоваться электросварочным аппаратом и специальными электродами является обязательным условием успеха.

По сути, водомет, как уже говорилось, это труба, именно поэтому перед началом работ изготавливается бумажная модель, склеивается, примеряется и по методу папье-маше усиливается одним–двумя слоями бумаги. После, разрезается и изготавливается выкройка, переносится на металл, и формируется окончательный вид агрегата, после этого полученная конструкция сваривается, шлифуется, и проводятся испытания.

Подвесной водомет устанавливается на лодку с таким учетом, чтобы на 2-3 сантиметра заборное отверстие было ниже уровня транца по килю лодки. На резиновых лодках с водоводным каналом, заборная горловина устанавливается по уровню канала у транца лодки.

Для резиновых лодок сегодня существует возможность заказать готовый съемный транец, специально предназначенный для водометных движителей.

Советы

Как ни странно это звучит, но даже опытному рыбаку-лодочнику необходимо как минимум неделю-другую, для того чтобы научиться управлять новым типом двигателя.

Независимо от того, какими самолетами управляет пилот, а водительское удостоверение для управления автомобилем ему придется получать после учебы и сдачи экзамена. Примерно так чувствует себя и лодочник в лодке с водометным двигателем, ведь в отличие от гребного винта, лодка при движении ощущается совсем по-иному.

Группа рыболовов на допросе раскрыла название секретной приманки.

Водометы для лодок своими руками: рекомендации по изготовлению на базе лодочного мотора и центробежного насоса

Создание скоростного и экономичного водометного двигателя – весьма серьезная задача, требующая хорошей исследовательской и производственной базы.

Но примитивный вариант такого устройства вполне можно сделать самостоятельно.

Давайте посмотрим, как делают водометы для лодок своими руками, и какие особенности характерны для таких двигателей.

Конструкция водометного двигателя

Главными элементами такого механизма, как и в классическом варианте, являются двигатель внутреннего сгорания и винт, только последний расположен внутри длинной трубы, проложенной вдоль корпуса лодки. Разумеется, «труба» — это слишком упрощенный термин. Правильное название этой части двигателя – водовод, а состоит он из следующих узлов:

  • водозаборник: передняя часть, по которой вода поступает к винту;
  • спрямляющий аппарат: благодаря этому элементу вращательное движение закрученного винтом водного потока трансформируется в прямолинейное;
  • сопловой аппарат: завершающая часть «трубы», из которой вода выбрасывается наружу.

Еще один важный элемент водомета – реверсивно-рулевое устройство, благодаря которому лодка может менять направление движения, а также давать задний ход.

Схема конструкции водометного двигателя

Винты (их также называют рабочими колесами или импеллерами) бывают нескольких видов:

  • Осевые: наиболее просты в изготовлении, но обеспечивают самый низкий КПД и ввиду ярко выраженного эффекта кавитации могут работать только на низких оборотах.
  • Осе-диагональные: имеют более высокий КПД и рассчитаны на среднеоборотистые двигатели;
  • Диагональные и шнековые: наиболее современные и чрезвычайно сложные в изготовлении разновидности, характеризуются самым высоким КПД и способны работать с высокооборотистыми двигателями.

Среди всех составляющих водомета винты находятся на первом месте по сложности изготовления. Для этого применяется метод точного литья с последующей шлифовкой.

Не стоит приобретать водомет с импеллером, лопасти которого приварены к ступице, а не составляют с ней единое целое: такие винты зачастую имеют дисбаланс, что приводит к их разрушению при повышенных оборотах.

Преимущества и недостатки

За счет установки водометного двигателя владелец плавсредства выигрывает в следующем:

  1. Поскольку спрятанному в водоводе винту наматывание водорослей не грозит, лодка приобретает способность легко перемещаться по заросшим водоемам.
  2. Удары винта о дно также исключены, что дает возможность беспрепятственно плавать в местах с небольшой глубиной или с отмелями.
  3. Лодка с водометом становится безопасной для купальщиков, водолазов и обитающей в водоемах фауны.
  4. В отличие от обычных гребных винтов, рабочие колеса водометов, особенно современные, защищены от негативного воздействия кавитации.

Но придется примириться и с некоторыми недостатками:

  1. При той же мощности двигателя лодка будет двигаться медленнее, чем с обычным винтом.
  2. Ухудшается управляемость.

Кроме того, лодка становится тяжелее из-за веса воды, заполняющей водомет.

Для того чтобы поменять трубы в квартире, необязательно вызывать бригаду мастеров. Замена труб в квартире своими руками существенно сэкономит средства несмотря на всю сложность данного предприятия.

Как правильно соединить унитаз с канализационной трубой, смотрите тут. Обзор основных вариантов.

Слабый напор воды в квартире — не такая уж редкость. Если водоканал не может исправить ситуацию, воспользуйтесь нашими советами: http://aquacomm.ru/cancliz/mnogokvartirnyie-doma/santehnika/kak-uvelichit-napor-vody-v-kvartire.html. Способы увеличения давления воды — от замены труб до установки насосной станции.

Читать еще:  Советские лодочные моторы

Принцип работы

Выбрасывая с большой скоростью воду, водомет создает реактивную тягу, которая и приводит лодку в движение. Рассмотрим данный процесс более детально:

  1. Вода поступает в расположенный в передней части лодки водозаборник. Он снабжен сеткой, которая отфильтровывает водоросли и плавающий в воде мусор. Конструируя водозаборник, инженеры стремятся обеспечить ламинарное течение воды в нем, так как наличие турбулентности на подходе к винту значительно ухудшает характеристики двигателя.
  2. Винт с силой отбрасывает воду назад, при этом она попадает в сужение, благодаря чему ее скорость возрастает.
  3. Спрямляющий аппарат, как уже говорилось, увеличивает скорость потока за счет преобразования его вращательного движения в поступательное. Его лопаткам стараются придать такую форму, которая обеспечивала бы наименьшее сопротивление движущейся жидкости. Производители применяют различные конструкции спрямляющих аппаратов. Одна из них – лопаточное поджатие – позволяет использовать данный элемент одновременно в качестве соплового аппарата.
  4. Далее поток попадает в сопло (если эту функцию не выполняет спрямляющий аппарат). Благодаря небольшому проходному сечению, давление воды здесь преобразуется в скорость – этот эффект и называется поджатием.

Схема работы водомета

Водомет своими руками

Рассмотрим, как сделать водомет для лодки своими руками. Хитрые на выдумку умельцы придумали два варианта самодельных водометов.

На базе лодочного мотора

Как показал опыт, наиболее удачные самодельные водометы получаются из лодочного мотора «Ветерок-12». Но можно использовать и любой другой. Обычно применяют старые модели: «Москва», «СМ-557-9Л», «Стрела» и т.п. Главное преимущество «Ветерка» — в распространенности и доступности необходимых деталей.

Водовод можно размещать как снаружи лодки, так и внутри нее. Второй вариант применяется чаще, так как при наружном расположении увеличивается гидродинамическое сопротивление плавсредства. Некоторые элементы водовода изготавливают из труб, другие – сваривают из заготовок, вырезанных из листа нержавеющей стали.

Водомет на «Ветерке»

Придать заготовкам нужную форму можно с помощью оправки (вручную) либо гибочных вальцов. Лопасти рабочего колеса вырезаются из того же материала. Затем их подвергают профилировке и и приваривают к ступице.

На этапе проектирования модель водовода можно сделать из папье-маше. Затем ее достаточно будет разрезать, чтобы получить выкройку для заготовки-развертки.

Передача вращения от двигателя осуществляется посредством обычного штатного редуктора. Он крепится к главному дейдвуду мотора при помощи специального фланца.

Водоизмещение этой версии самодельного водомета составляет 450 кг. Благодаря ему судно может развивать скорость до 20 – 25 км/ч и выполнять глиссирование.

На базе центробежного насоса

Предлагается использовать насос Pacer Pumps 200GPM с пластиковым корпусом (термостойкий полистирол), имеющий вес около 18 кг.

Нагнетательный механизм этого аппарата приводится в движение двигателем Intek мощностью в 5 л.с. производства Briggs & Stratton.

Насос развивает напор в 35 м и имеет 2-дюймовые патрубки всаса и нагнетания. Его стоимость составляет около 300 долларов.

Насос устанавливается в лодке, после чего к нему со стороны всаса присоединяется 2-дюймовая ПВХ-труба. Через отверстие в носовой части днища лодки ее нужно вывести в воду, снабдив патрубком с сетчатым фильтром – это будет водозаборник.

На резьбу нагнетательного патрубка навинчивается высоконапорный штуцер с выходным отверстием диаметром 24 мм. Подойдет изготовленный из упрочненного винила – такие сегодня продаются в любом магазине для садоводов и огородников. Роль сопла также будет возложена на отрезок ПВХ-трубы, имеющей тот же, что и у штуцера, диаметр. Для подсоединения штуцера к соплу следует использовать резиновый шланг.

Не стоит опускать сопло в воду. Вопреки распространенному мнению, такой прием не ускорит, а замедлит лодку, так как приведет к возникновению кавитации.

Величина реактивной тяги, развиваемой таким водометом, зависит от суммарной длины всасывающей и нагнетательной магистралей.

Поскольку гидравлическое сопротивление возрастает с уменьшением диаметра трубы и увеличением скорости движения жидкости в ней, выгоднее всего установить насос как можно ближе к корме, чтобы длина сопла оказалась минимальной.

При таких условиях насос при максимальных оборотах двигателя развивал напор примерно в 20 метров водного столба (2 атм), благодаря чему лодка набрала скорость до 8 км/ч.

Испытателя подобного водомета может подстерегать неприятность: напорный штуцер довольно легко откручивается потоком воды, причем сила его воздействия настолько велика, что удержать деталь от вращения вручную нет никакой возможности.

Смазывание патрубка клеем перед навинчиванием штуцера желаемого эффекта не дает – штуцер все равно срывает. Рекомендуется разработать для резьбового штуцера дополнительное крепление либо использовать насос и штуцер с фланцами.

При монтаже систем водоснабжения часто необходимо соединять между собой разные виды труб. Соединение металлопластиковых труб с металлическими и полимерными при помощи фитингов — этой теме посвящена следующая статья.

Практические советы по установке поддона для душа смотрите на этой странице.

Видео на тему

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector