Водометный движитель

Все о двигателях водометных для лодок

Практически в каждом современном водном транспорте задействуются водопроточные двигатели. Одной из наиболее используемых разновидностей данных устройств является водометный движитель.

Это устройство применяется для лодок нового образца, которые работают в области мелководья, либо служит подруливающим изделием, созданным для усовершенствования маневренности морского транспорта.

Принцип работы и конструкция

Водометный движитель, или попросту водомет, представляет собой движитель (специальное устройство, которое преобразует энергию источника внешнего типа или двигателя, путем взаимодействия с окружающей средой, в процесс перемещения транспорта), чья сила, предающая морскому судну движение, образуется водной струей, которая выталкивается из него.

По сути водометный движитель – это насос водяного типа, функционирующий в подводном пространстве.

Принцип работы устройства напоминает способ передвижения некоторых моллюсков (осьминоги, медузы и т.д). Данные виды морских существ передвигаются посредством выбрасывания вбираемой воды.

Водометные движители в своей конструкции имеют четыре основных составляющих:

  • импеллер, или винт, имеющий вал;
  • водовод;
  • аппарат для спрямления;
  • устройство реверсивно-рулевого типа.

Водовод является трубой профилированного образца, в которой поток воды становится быстрее или благодаря механизму лопастного типа, или благодаря энергии топливного сгорания, или же благодаря давлению газа в сжатом виде. Последняя система способствует направленному движению струны сквозь выходное отверстие, расположенное в кормовой области. Водная масса, отбрасываемая резким импульсом, создает основной упор двигателя, а это в свою очередь заставляет судно двигаться на поверхности воды.

Водоводы находятся во внутренней части корпуса любой водометной подвесной лодки или катера с водометным движителем. То насколько может быть эффективен водометный двигатель, зависит в основном от того, какую форму имеют водопроводы, где они располагаются и какой конструкцией обладают водозаборники.

РРУ, во время совершения вращательных движений в горизонтальной потоковой плоскости, заставляет судно поворачиваться. В случае если поток перекрывается прямо из сопла, то водная струя делает поворот в обратную сторону, придавая судну обратный ход.

Водомет довольно часто забивается морскими водорослями. Когда они наматываются на импеллер и вал, то может произойти заклинивание механизма. Для таких случаев во избежание поломки системы, водометные лодочные двигатели предусматривают наличие на поверхности вала специальной шпонки. Можно открыть маленький люк удалить все водоросли.

Как создать двигатель самостоятельно?

Двигатель своими рукам создать не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Водометные движители обычно изготавливаются рыбаками на основе конструкции двигателя классического типа. Будущее изделие может базироваться, к примеру, на китайских моделях двигателей или на отечественных (от 5л до 100л). Чертежи данных конструкций представлены в следующем виде:

Чтобы сделать водометный мотор, можно воспользоваться классическим редуктором штатного образца: он должен быть закреплен на основном дейдвуде в области двигателя. Реализуется это путем использования фланца. После этого берется заготовка из металла, куда следует присвоить развертку водозаборника, 6 лопастей и водозаборника.

Чтобы создать заготовку на базе стандартной схемы, применяются напильник и вальцы. После, при помощи этих же инструментов производится обработка изделия. В результате проделанной работы заготовка получает необходимую форму. После этого наступает момент для того, чтобы сварить швы продольного и поперечного типов.

Водометная конструкция должна обзавестись также ступицей: для данной части отводится область в месте бобышка. Помпа лодки в сухой структуре имеет вес в двадцать килограмм. Тем не менее, схема этого изделия может встречаться в очень редких случаях. Однако любой человек может изготовить помпу самостоятельно, так как в глобальной сети присутствует вполне достаточное количество инструкционных материалов. Важно также учесть, что водометные лодки имеют большую степень рентабельности, чем лодки с простым двигателем.

Водометные лодочные моторы для надувных лодок изготавливать гораздо проще, чем для крупных катеров с водометным двигателем. Основным преимуществом является то, что для данного вида лодок могут быть использованы практически любые разновидности моторов независимо от конструкции. Рекомендуется для них выбирать водометные движители, мощность которых составляет от пятнадцати до двадцати л.с.

Наиболее подходящим вариантом мотора для лодки считается подвесной мотор. В сравнении с мотором стационарного образца подвесной водометный лодочный мотор не охватывает полезный лодочный объем, легко подвергается демонтажу. Устройство характеризуется небольшим весом, высоким уровнем УМ, простой конструкцией, а также доступностью в эксплуатации.

Читать еще:  Двигатель для лодки

Положительные и отрицательные особенности

Водометные движители характеризуются следующими достоинствами:

  • хорошая степень защищенности от повреждений механического характера, а также возможность предотвратить кавитацию;
  • судно может проходить через мелководье, преодолевать водоемы, повергшиеся засорению, а также иного рода препятствия, которые выступают из воды. Водометные движители здесь оказываются оптимальнее, чем простые моторы винтового типа, у которых может пострадать винт либо основной мотор;
  • гарантия безопасности – импеллер располагается во внутренней части изделия и не несет опасности для тех людей, которые находятся вблизи лодки;
  • водометные лодочные моторы обеспечивают катерам большую устойчивость и отличную управляемость;
  • водометные движители позволяют лодке либо катеру разворачиваться прямо на месте, а также перемещаться вперед бортом;
  • исчезает необходимость в использовании реверса, имеется возможность для резкого торможения;
  • более низкий шум гидродинамического типа, чем у движителей винтовых.
  • кПД на небольших скоростях меньше, чем у винтовых систем;
  • затрудненный процесс перенесения водной массы через днище водного транспорта к самому насосу;
  • водозабор функционирует подобно помпе, затягивая мелкий мусор со дна. Из-за этого может забиться охладительная система или повредиться водовод, а также импеллер;
  • высокая вероятность износа ротора, потому что эксплуатация судна происходить в районах мелководья;
  • дорогой ремонт;
  • катер водометный может барахлить, находясь на небольшом ходу.

Выбор водомета

Во время подбора изделия данного типа для лодки или катера необходимо владеть информацией, касающейся 3-х базовых составляющих водного средства передвижения:

В отношении движителя – это характеристики тяговые, которые зависят от степени мощности самого двигателя, а также от того, насколько быстро движется судно.

В отношении двигателя – это характеристика скорости внешнего образца, зависимая связь мощности самого двигателя и того, как быстро он совершает движения.

В отношении корпуса самого катера – сопротивление буксировочного вида, прямая зависимость сопротивляемости корпуса от той скорости, с которой он перемещается. Данного рода характеристики могут быть рассчитаны в случае многообразных загрузках судна.

Характеристики двигателя/движителя могут быть получены от самих производителей либо продавцов оборудования. На основе данных характеристик и должен осуществляться выбор продукта.

Эксплуатация и инсталляция

Водометы в большинстве случаев используются на судах, которые плавают в зоне мелководья. Такие агрегаты устанавливаются чаще всего на легкие лодки моторного типа и высокоскоростные суда, а также буксиры. Еще устройства могут быть применены как подруливающие механизмы, которые способствуют улучшению маневренности судов.

Используются водометы и на катерах. Большинство производителей моторов для лодок (Тохатсу, Сузуки, Ямаха) осуществляют выпуск моторов подвесных, оснащенных водометными движителями либо приставочные модули, которые предназначены для установки в самостоятельном режиме: для гидроциклов, использующихся во время процесса буксировки вейкбордистов/воднолыжников. Водометы широко применяются на водной бронетехнике.

Цены на устройства и где их приобрести?

Приобрести продукт от разных производителей можно, заказав его через интернет. Вот ссылки на наиболее востребованные интернет-магазины:

  1. http://www.motocontinent.ru/vodomety/.
  2. http://www.eastmarine.ru/vcd-87916/catalog.html.
  3. https://vodomotorika.ru/products/lodochnye_motory_vodomety.
  4. http://jackboat.ru/catalog/vodomyety/.
  5. http://www.kater-club.ru/vodomet-na-lodku.php.

Цены продукты от разных производителей:

Модель Стоимость
Водомет Джилекс проф 55 19 550 р
Водомет Ямаха 49 17 440 р
Движитель Тохатсу 66/48 14 990 р
Водомет Йосиба 108 7 890 р
Устройство Риддл Марин 10 450 р
Устройство Сузуки 20 700 р

Водомет – превосходное устройство для любого морского судна, которое спроектировано таким образом, чтобы водный транспорт мог спокойно проходить свой путь по мелководью. Благодаря новой технологии движителя, водометы данного типа представляются хорошей заменой устаревшим двигателям винтового образца.

Водометный движитель

Этот принцип передвижения наблюдается у кальмаров, осьминогов, медуз, каракатиц, морских гребешков и других. Эти животные передвигаются, выбрасывая вбираемую ими воду.

Достоинства

  1. На больших скоростях обеспечивает либо увеличенную максимальную скорость, либо экономию топлива. [1]
  2. Не требуется использование реверс-редуктора. [1]
  3. Выбег судна при экстренном торможении наиболее короткий. [1]
  4. Судно может совершить разворот на месте и даже двигаться лагом (в отличие от судна с классическим винтовым движителем). [1]
  5. Возможность прохождения судна по мелководью. [1]
Читать еще:  Самодельные транцевые колеса

Недостатки

  1. Затруднительность подачи воды сквозь днище судна к насосу, на эффективность которого будет влиять скорость движения судна относительно воды.
  2. Необходимость перевозки воды в качестве рабочего тела и груза — одновременно.
  3. Потери мощности из-за трения воды в трубопроводах.
  4. Потери мощности из-за турбулентных завихрений потока воды в каналах водомёта.
  5. Высока степень износа пары ротор-статор, т. к. эксплуатация производится на мелководье, ремонт более затратен по сравнению с обычным винтом.

Примечания

  1. 12345Rolls-Royce изготовил самый легкий в своем классе водометный движитель для военно-морского флота, portnews.ru, 25.02.2009

См.также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Водомётный движитель» в других словарях:

водомётный движитель — • водомётный движитель • водомёт движитель, состоящий из водопроточной трубы и насоса, который засасывает воду в передней части водопроточной трубы и выбрасывает её через напорный трубопровод. Сила тяги водомётного движителя создаётся вследствие… … Энциклопедия техники

ВОДОМЁТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ — (водомет), судовой движитель, у которого сила, движущая судном, выведена в подводную часть судна. Водной поток, попадая в трубу, ускоряется лопастным механизмом, энергией продуктов сгорания топлива или давлением сжатого газа и затем выбрасывается … Современная энциклопедия

Водомётный движитель — Водометный движитель ВОДОМЁТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ (водомет), судовой движитель, у которого сила, движущая судном, выведена в подводную часть судна. Водной поток, попадая в трубу, ускоряется лопастным механизмом, энергией продуктов сгорания топлива или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Водомётный движитель — водомёт, судовой движитель, у которого сила, движущая судно, создается выталкиваемой из него струей воды. В. д. представляет собой профилированную трубу (водовод), в которой водяной поток ускоряется лопастным механизмом (Гребной винт,… … Большая советская энциклопедия

ВОДОМЁТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ — водомёт, судовой движитель, у к рого сила, движущая судно, создаётся выталкиваемой из него струёй воды. В. д. представляет собой профилиров. трубу (водовод), в к рой водяной поток ускоряется лопастным механизмом (гребным винтом, крыльчаткой… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Водомётный движитель (водомёт) — установка, обеспечивающая движение судна (некоторых плавающих машин бронетанковой техники) за счёт реактив ион силы, возникающей при выталкивании из него водяной струи. Обеспечивает высокую проходимость судна при движении на мелководье и хорошую… … Словарь военных терминов

водомётный — см. водомёт 2); ая, ое. В ое устройство. Водомётный движитель … Словарь многих выражений

водомёт — • водомётный движитель • водомёт движитель, состоящий из водопроточной трубы и насоса, который засасывает воду в передней части водопроточной трубы и выбрасывает её через напорный трубопровод. Сила тяги водомётного движителя создаётся вследствие… … Энциклопедия техники

водомёт — а; м. 1. Устройство, выбрасывающее воду с большой силой. Дождевальный в. Горнопроходческий в. 2. Судовой движитель, обеспечивающий движение за счёт силы воды, выбрасываемой под давлением; судно с таким движителем. ◁ Водомётный, ая, ое. В ое… … Энциклопедический словарь

Движитель — Движитель устройство, преобразующее энергию двигателя, либо внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу по перемещению транспортного средства. Является частью машин. по суше Колесо автомобили, локомотивы,… … Википедия

Водометные движители и их особенности

Водомётные движители находят своё применение как на глиссирующих судах, судах с переходным режимом движения так и на водоизмещающих судах. В зависимости от поставленных перед судном задач, могут быть использованы те или иные преимущества, предоставляемые водомётными движителями. Рассмотрим основные из них.

Простота и надежность конструкции

Если рассматривать конструкцию рабочей части любого водомётного движителя, то, за некоторым исключением, она сводится к одному: корпус движителя внутри которого расположен вал с рабочим колесом. Отсутствие сложных механических передач, защищенный корпусом импеллер, всё это положительно сказывается на надежности водомётного движителя как устройства, что, при должном исполнении комплектующих и правильной эксплуатации, практически гарантирует долгую эксплуатацию судна без каких-либо поломок движущего модуля. Межсервисные интервалы водомётных движителей значительно больше чем у аналогов с открытым винтом, что уменьшает простой водомётного судна при ТО.

Читать еще:  Водометный двигатель для лодки купить

Малая осадка и отсутствие выступающих частей

Это качество весьма полезно при работе на мелководье. Помимо защиты рабочего колеса от повреждений, ровная поверхность днища не создает дополнительного сопротивления движению, как это могут делать рули, винты, или другие выступающие из корпуса части.

Высокий пропульсивный коэффициент

Если говорить об эффективности, то стоит отметить что водометные движители имеют больший пропульсивный коэффициент, относительно винтовых систем, в диапазоне скоростей от 25 узлов и выше. Этот фактор не всегда является ключевым при выборе пропульсивного модуля, но один из основных.Безопасность для объектов или людей за бортом. Благодаря тому что рабочая часть водомётного движителя находится внутри корпуса судна, любые объекты за бортом защищены от контакта с потенциально опасными вращающимися частями и элементами пропульсии.

Безопасность для объектов или людей за бортом

Благодаря тому что рабочая часть водомётного движителя находится внутри корпуса судна, любые объекты за бортом защищены от контакта с потенциально опасными вращающимися частями и элементами пропульсии.

Высочайшая маневренность

В сравнении с винтовыми системами, водомётные движители предоставляют значительно лучшие показатели маневренности во всём скоростном диапазоне, как при «нулевой» скорости, так и при движении на скоростях 50+ узлов. Благодаря реверс дефлектору, поворотному соплу и возможности комбинировать их положения, можно изменять вектор упора движителя на 360 градусов в короткий промежуток времени, обеспечивая феноменальную маневренность. Очень часто одних водомётных движителей, без вспомогательных подруливающих механизмов и устройств, достаточно для обеспечения движения судна в любом направлении с необходимой скоростью.

Видео маневрирования:

Способность эффективно работать на судах с переменной загрузкой

Импеллер водомётного движителя «поглощает» мощность с вала главного двигателя более или менее независимо от скорости движения судна, тогда как классические винты могут быстро перегрузить двигатель если скорость движения судна не оптимальна. Факторами влияющими на скорость движения могут быть как увеличенная масса, груз, так и неблагоприятные внешние условия.

Малая шумность

Водомётные движители имеют низкий уровень шума и вибрации, что позволяет повысить комфорт для пассажиров и команды и уменьшить расходы на шумоизоляцию судна.

Кавитационные характеристики

В отличие от классических винтовых систем у которых процесс кавитации происходит на максимальных скоростях, движители на высокой скорости работают более стабильно. Основной сложностью является сохранение оптимальных характеристик импеллера водомёта на низких и средних скоростях движения, которые, для некоторых исполнений судов, являются основными рабочими.

Кроме преимуществ, движители не лишены и определенных минусов, таких как:

Высокая изначальная стоимость.

Стоимость водомётных движителей часто выше чем классические решения на основе открытых винтов. Для большинства проектов это является основной причиной для неиспользования водомётов, но, часто, последующие расходы на обслуживание и ремонт винтовых систем могут в несколько раз превысить соответствующие расходы на водомётные движители.

Габариты.

Водомётный движитель занимает больше места в машинном отделении чем большинство альтернативных типов привода. Некоторые производители имеют компактные решения водометных движителей, но стоит учитывать тот факт, что любое изменение размера входного тракта движителя впоследствии влияет на его КПД и кавитационные характеристики.

Реверс редуктор.

В большинстве случаев можно подобрать водомётный движитель для сопряжения напрямую с главным двигателем, но чаще для оптимальной работы судна между двигателем и движителем приходится устанавливать понижающий редуктор. Понижение оборотов двигателя совместно с использованием оптимального движителя и импеллера способны очень сильно повлиять на ходовые качества катера и увеличить его эффективность. Минусом применения редуктора, опять же, является дополнительный вес, дополнительное место в машинном отделении и стоимость самого узла.

Сложность управления водомётным судном.

Для тех кто привык к классическим винтовым катерам, управление водомётным катером может быть сложным; особенно это касается движений корпуса отличных от движения вперёд-вправо/вперед-влево. Современные системы электронного управления движителями давно научились нивелировать эту разницу. Итог: Таким образом, проектировщик/верфь/судовладелец должен решить для себя насколько применение водомётных движителей актуально для него, с учетом всех эксплуатационных особенностей судна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector