Что такое глиссер на лодке

Глиссер — что это такое? Стеклопластиковые лодки

Большинство начинающих рыболовов и просто любителей водных прогулок при выборе своей первой лодки в первую очередь ориентируются на силовой потенциал. Комбинация материала, из которого изготовлено маломерное судно, и возможностей двигателя многими рассматривается как основной фактор оценки эксплуатационных свойств модели. При этом конструкционные достоинства рассматриваются главным образом как показатель эргономики.

На деле же именно устройство корпуса имеет наибольшее значение для способностей катера преодолевать расстояния по водной глади. Как раз в начальной категории лодок распространен так называемый глиссер. Что это такое с точки зрения эксплуатации? Это физически обусловленная способность небольших судов при меньшем сопротивлении двигаться по водной поверхности. Под эту возможность затачивается и конструкция модели, и материал корпуса.

Общие сведения о глиссере

Принцип работы глиссирующей лодки основан на известном многим с детства эффекте плоского камушка, который совершает скачкообразные действия при высокой скорости запуска. Сплющенная поверхность при небольшой массе объекта не просто предполагает меньшие показатели сопротивления водной поверхности, но и получает дополнительную энергию для движения вперед, то есть проскальзывания. На этом принципе и строится морской глиссер. Что это такое в конструкции лодок и катеров? В первую очередь, это плоское дно, обеспечивающее плавание при минимальной поддержке силового агрегата. Но есть и другая конструкционная особенность. Дело в том, что за возможность глиссера приходится расплачиваться хрупкостью того же днища. Даже на озере при появлении небольших волн есть риск повреждения корпуса лодки. По этой причине глиссирующие модели получают V-образные носы, которые отсекают волны. Но это встречается далеко не во всех модификациях.

Режимы глиссирования

Выделяется три разновидности практического глиссера. Это водоизмещающий формат плавания, переходный и спортивный глиссер, при котором скорость может достигать более 20 км/ч. В режиме водоизмещения предполагается максимальное «пятно» смачивания и почти не задействуются скоростные качества лодки. При этом движение сопровождается образованием высокой волны. Переходный режим характеризуется высоким подъемом носовой части, а скорость в среднем составляет 17-18 км/ч.

Собственно, полноценный глиссер в спортивном режиме является самым желанным эффектом, который достигается при управлении быстроходными судами. Это движение по водной поверхности, активатором которого является только скоростной напор воды. Иными словами, достижение минимизации сопротивления движению – это и есть спортивный глиссер. Что это такое для практического применения? Использование данного режима обусловлено не попытками получить более высокий мощностный потенциал или новые скоростные возможности судна. Опытные судовладельцы применяют его для снижения топливного расхода. Глиссер приподнимает лодку из водного массива и практически ведет ее над поверхностью при минимальном сопротивлении.

Лодки из поливинилхлорида

Одним из самых доступных материалов в сегменте маломерных глиссеров является поливинилхлорид (ПВХ). Обычно используется армированная ткань, выбор которой зависит от того, какой режим глиссирования планируется использовать. Также к преимуществам поливинилхлорида как такового можно отнести легкость и эластичность. В плане удобства практического применения это оптимальный вариант, но в показателях защищенности от повреждений, конечно, это не лучший выбор.

Тем не менее, производители не отказываются от данной концепции, стремясь поднимать прочностные свойства тканей, которыми формируется лодка ПВХ. Глиссер также органично сочетается с поливинилхлоридом, за счет небольшой массы объекта, позволяя получать довольно высокие показатели в плане снижения сопротивления. При условии бережной эксплуатации и использовании подходящих клеевых составов рабочий ресурс таких лодок может достигать 10 лет.

Особенности стеклопластиковых лодок

Изначально решить проблемы долговечности глиссирующих лодок позволяет стеклопластик. Он не так удобен в физическом обращении и транспортировке, однако в «полевых условиях» проявляет себя достойно. Конечно, если его сравнивать с алюминием, то обнаружится масса недостатков, но как бюджетное и более или менее серьезное решение для полноценного использования стеклопластиковые лодки себя оправдывают. К их бесспорным достоинствам относится и внешний вид – чего только стоят солнечные отблески на корпусе. Что касается глиссирования, то материал в некоторых аспектах оказывается эффективнее алюминия и тканевых моделей.

Читать еще:  Якорь для лодки

Ограничения в использовании стеклопластиковых глиссеров

Почти все модели глиссеров чувствительны к эксплуатации в условиях мелководья. Также стеклопластику противопоказана долгая стоянки с обращенным к берегу носом. В отличие от некоторых смесей поливинилхлорида, стеклопластик является токсичным. Причем не сама его основа, а обязательные защитные покрытия в виде гелькоута и особенно эфирных смол. Поэтому следует минимизировать частоту прямых контактов с такими корпусами. Особых условий стеклопластиковые лодки требуют и в плане хранения. Опять же, упомянутый гелькоут характеризуется способностью накапливать влагу, которая при замерзании оказывает на структуру корпуса разрушающее воздействие. Поэтому при регулярной эксплуатации хотя бы раз в неделю следует просушивать лодку, а длительное хранение в зимний период организовывать только в отапливаемых помещениях.

Где используются глиссеры?

Спектр областей применения глиссера довольно обширен. Это и спасательные маломерные суда, и спортивная сфера, а также пассажирские лодки с небольшой вместимостью. Важным условием для реализации этого режима является низкая загруженность. Не всегда даже рыболовам удается выйти на минимизацию площади контакта с водной поверхностью из-за неверно рассчитанного распределения груза. Важно отметить, что практикуется и воздушный глиссер. Что это такое на практике? Чаще всего это судна, оснащенные толкающими воздушными винтами. Такая оснастка используется на охранных, пожарных, спасательных и некоторых почтовых моделях лодок и катеров.

Что определяет эффективность глиссера?

Независимо от материала для каждого глиссера предусматриваются одинаковые факторы, способствующие его осуществлению. Базовым условием для выхода на этот режим является небольшой вес. Соотношение силового потенциала к массе судна должно быть таким, чтобы объект мог преодолевать волновые барьеры, которые формируются в моменты повышения кормового дифферента. Помимо этого, на гидродинамическую силу удержания влияет и сама форма корпуса. Традиционный катер-глиссер отличается плоским дном и зауженным носиком.

Заключение

Введение глиссера в массовую практику использования маломерных судов обусловлено вполне логичным стремлением к понижению затрат на топливо. Глиссирующий формат плавания исключает плотный контакт объекта с волнами, за счет чего отпадает и потребность в подключении мощностного потенциала от двигателя. Но следует учитывать и некоторые недостатки этого режима. Дело в том, что легкое быстроходное судно в условиях глиссера подвергается быстрому износу в части дна, близкой к корме. Из-за этого, например, те же стеклопластиковые и поливинилхлоридные модели регулярно требуют починки. Если в случае с ПВХ возможен и риск элементарного пореза ткани на мелководье, то на пластик оказывает негативное воздействие столкновение покрытия с мелкими песчаными и каменистыми частицами. Впрочем, современные покрытия корпусов в виде тех же эфирных смол обеспечивают качественную механическую защиту.

Что такое глиссирование лодки?

Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.

Что такое глиссирование

Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.

Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.

Читать еще:  Надувная лодка пвх с жестким дном

Глиссирование лодок ПВХ

Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:

  • Водоизмещающий. Скорость передвижения в этом режиме сравнительно небольшая – до 15 км/ч, лодка поднимает высокую волну и кильватерную струю. Именно в этом режиме перемещаются лодки со слабыми моторами. Вследствие большой смачиваемой поверхности и, как результат, относительно большого трения, этот режим является наименее экономичным.
  • Переходный. Еще не глиссирование, но водоизмещение лодки уже уменьшается, происходит достаточно сильное приподнимание носовой части плавательного средства. В зависимости от веса лодки переход на этот режим происходит на скорости от 16 до 18 км/ч.
  • Глиссирующий. В среднем переход на этот режим передвижения происходит на скорости больше 20 км/ч. Смачиваемая водой поверхность днища лодки достигает на этом режиме минимума, наблюдается снижение нужной на поддержание режима мощности – глиссирующий режим наиболее экономичен. Лодка перестает поднимать высокую волну.

Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.

Как выйти на глиссирование

В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.

Скорость

Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.

Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.

Минимальная скорость

В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.

Лодка не выходит на глиссирование

Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:

  • Слишком низкая мощность двигателя. Примерная минимальная необходимая мощность вычисляется из расчета, что на 25 кг веса лодки должна приходиться 1 лошадиная сила мощности мотора.
  • Материал изготовления лодки. Плавательные средства из поливинилхлорида требуют от мотора несколько большей мощности, чем, к примеру, цельнопластиковые.
  • Неправильный угол наклона двигателя. Оптимальный вариант для большинства лодок и моторов находится в диапазоне 5-15 градусов, меньшее или большее значение угла наклона будет препятствовать переходу лодки на глиссирующий режим передвижения. В целях безопасности регулировка угла наклона выполняется только при выключенном двигателе.
  • Неправильно установленный транец. Если гребной винт оказался так высоко, что захватывает лопастями воздух, то ни о каком глиссировании думать не приходится. Если же винт оказывается слишком глубоко, то кроме всего прочего, такая ситуация при достаточной мощности мотора приведёт к переворачиванию лодки.
  • Неправильно распределённый груз. Слишком перегруженная корма или один из бортов может стать непреодолимым препятствием при попытке выхода на глиссер.
  • Изначально неподходящая для глиссирования форма корпуса лодки.

Как улучшить

Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:

  • Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
  • Максимально снизить вес лодки.
  • Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
  • Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.
Читать еще:  Лодочные моторы бу из финляндии

Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.

В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:

  • Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
  • Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
  • Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.

Как лодка выходит на глиссирование: 3 способа помочь выйти на глисс

Такая задача, как выйти на глисс, преследует многих водомоторников. От скорости лодки, скольжения по воде зависит не только комфорт передвижения, но и экономия самого маршрута. Рассмотрим этапы, за которые лодка выходит на глиссирование и узнаем 3 способа, как помочь лодке выйти на глиссэ.

Глиссирование – это скольжение судна по воде благодаря специально созданным для этого условиям, как мощность подвесного лодочного мотора и конструкция лодки.

Условия глиссирования лодки

Чаще всего судно выходит на глисс, если оно надувное и выполнено из ПВХ. Такое плавсредство благодаря легкому весу способно скользить даже с маломощным подвесным двигателем от 9,9 лошадиных сил.

Однако мощные моторы с силой тяги от 50 лошадей способны вывести на глиссирование даже каркасную, алюминиевую или стеклопластиковую лодку. Другое дело, что комфорт и безопасность передвижения на высокой скорости может значительно снизиться.

Впрочем, глиссировка – это довольно азартное занятие на воде, которое зависит от следующих условий:

  • Габаритов судна;
  • Массы загрузки кокпита;
  • Мощности подвесного лодочного двигателя;
  • Конструкции плавсредства;
  • Глубины водоема;
  • Мастерства шкипера.

Этапы глиссирования

Для любой лодки необходимо соблюсти индивидуальные, специфичные условия, после которых лодка начнет поэтапно приближаться к выходу на глиссирование.

Предпосылки скорого выхода на глиссэ:

  • появление высокой волны из-под кормы;
  • приподнимание носовой части;
  • комфортное и парящее чувство пассажиров;
  • отсутствие вибраций кокпита или днища;
  • прекращение высоких кормовых волн.

Когда судно демонстрирует вышеперечисленные качества, то можно поздравить шкипера с успешным выходом на глисс.

Лодка проходит несколько этапов на пути к глиссированию:

  1. Водоизмещение. Максимальная скорость составляет 16 км/ч. Погружение основания лодки в воду и сила трения максимальные.
  2. Переход. Скорость увеличивается до 20 км/ч. Ощущается быстрый рывок вверх носовой части.
  3. Глиссировка. Судно набирает максимальные обороты двигателя, а скорость превышает 25 км/ч. Поверхность соприкосновения днища лодки с водой минимальна, как и сила трения о волны.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Загрузите носовую часть лодки при одиночном движении в лодке, длиной больше 2,5 метров. Это поможет судну сохранить устойчивость и не двигаться в вертикальном положении по отношению к воде.

Способы выхода на глисс

Выйти на глиссирование в лодке можно с помощью трех полезных способов:

  1. Удалитесь от берега на безопасное расстояние и выберите ровный водный маршрут без видимых порогов и мели.
  2. Плавно добавьте максимальный газ лодочному двигателю.
  3. При выходе на глисс сбросьте газ наполовину.

Видео

Видеосюжет наглядно демонстрирует, как лодка выходит на глисс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector