Что такое лодка риб

Roma-iz6vagona › Блог › Катера и лодки РИБ (RIB) — что это такое и с чем их «едят»… Часть 1.

Попробую подробно ответить на один из самых популярных вопросов, с которым мне приходилось, приходится и придется еще не раз сталкиваться в будущем: «А что такое РИБ? Чем он лучше обычного катера/лодки?»

Для начала, что такое вообще РИБ?
Первоначально РИБ — от англ. RIB (Rigid Infalatable Boat) — жестко-надувной катер/лодка. Или есть еще американская транскрипция — RHIB (Rigid Hull Inflatable Board) — жесткий корпус и надувной борт. И если вы в поисковике, например Гугл, введете именно RHIB сможете увидеть много интересного…
Итак RIB или RHIB — катер с жестким корпусом и надувным бортом.
В России, по причине использования таких катеров в основном в государственных структурах и необходимости как-то расшифровать их название на русском языке, кроме понятия РИБ появилось и закрепилось наименование: Жестко-Модульный Катер, которое по моему мнению наиболее верно раскрывает саму идею катеров РИБ.
А вот сокращения ЖМК нигде не встречается (видимо ввиду его неблагозвучного восприятия)))).

РИБ-ы это молодое направление маломерного судостроения, возникшее в 70-х годах 20-го века. Именно тогда появились первые катера у которых к жесткому корпусу был прикреплен надувной баллон. Или наоборот, к надувной лодке прикрепили жесткое дно. Простое и элегантное решение, совмещающее положительные качества надувной лодки и классического катера.
Позже появились катера с бортом, заполненным легкой эластичной пеной вместо воздуха. Вспененные блоки таких катеров представляют собой отдельные модули (как впрочем отдельными модулями можно считать и независимые отсеки надувного борта) именно поэтому название «жестко-модульный катер» будет самым правильным. Т.е. РИБ — это катер с жестким корпусом и эластичным/упругим бортом не входящим в конструкцию этого корпуса, а являющийся отдельным модулем или состоящий из нескольких модулей замкнутого объема.
Наиболее оригинальную трактовку жестко-модульного катера я наблюдал в норвежском Тронхейме, где стоял РИБ с бортом сваренным из… стандартных железных БОЧЕК! Дешево, сердито, надежно, безопасно… И судя по состоянию борта — этот катер находился в постоянной работе. Кто-то может сказать, что бочки не эластичные! Просто их надо ударить с нужной силой)))

Сразу хочу развеять основную ошибочную теорию, что RIB это для тех, у кого нет денег на нормальный катер))). В 90-х годах и начале «нулевых» появилось даже уничижительное, хоть и достаточно меткое прозвище для владельцев лодок с надувными бортами — «гандольеры»)). И к ним же были причислены владельцы РИБ-ов, что делало их в глазах «реальных пацанов» не лишком уважаемыми людьми.
На самом деле РИБ-ы всегда были и остаются дороже (и порой очень существенно), чем аналогичные по размеру катера обычной конструкции. Объяснить это несложно: и дело даже не в наличие дополнительного надувного баллона, имеющего свою собственную цену, а в относительно малой серийности производства таких катеров. Практически любой RIB — это эксклюзив, а за это приходится платить!

Но что есть в нем еще, кроме эксклюзива, ради чего владельцы РИБ-ов «переплачивают», по сравнению с обычными катерами?!
Назову эти качества, по мере убывания важности:
— Остойчивость — динамическая!
— Остойчивость — статическая!
— Непотопляемость.
— Комфорт в штормовых условиях и просто на волне.
— Удобство швартовки.

Давайте попробуем представить картину различных вариантов аварии/крушения маломерного судна…, т.е. что-же может вообще случиться:
1) Самый распространенный вариант — сложные погодные условия, неправильный выбор скорости и курса и в результате переворачивание катера. Именно переворачивание. Потому что затопление катера, в результате заливания волной — все равно приведет именно к переворачиванию, так как затопленный катер имеет существенно меньшую (в разы меньшую) способность противостоять опрокидыванию. А дальше все будет совсем НЕхорошо, вернее — очень плохо. Люди в воде (возможно с травмами в результате ударов во время переворачивания), катер обесточен, моторы не работают, нет связи, отметка на радарах поисковых служб минимальна, даже держаться не за что, т.к. ручек на нижней части корпуса нет. Хорошо, если выход катера был зарегистрирован службами МЧС, регион с теплой погодой — Черное или Азовское море…, а время года — лето… Иначе, все чаще всего, заканчивается печально(

Читать еще:  Лафет для лодки

2) Второй, по массовости случай — внешнее повреждение. Наезд на топляк, плавающий предмет, другое судно в открытом водном районе. Удар в какие-то береговые конструкции, мост, выброс на отмель вблизи берега. И как результат затопление катера через поврежденные корпусные конструкции. Часто может сопровождаться потерей остойчивости и переходом к случаю №1.

3) Потеря хода. Поломка двигателя или его выход из строя из-за аварии. Как результат — невозможность удержания безопасного курса на волну и увеличение вероятности опрокидывания.

Во всех этих случаях РИБ, с его надувным «спасательным кругом» — это практически панацея от всех несчастий.
Подробнее, почему это так — читайте во второй части.

Про то, какие бывают РИБ, почему они так популярны у профессионалов во всем мире, примеры интересных моделей катеров РИБ(RIB) и ссылки на их производителей — в третьей части.

Преимущества лодки РИБ для рыбалки, отдыха и туризма

(01.06.2017, автор Ильин Владимир)

У любителей рыбалки и водного отдыха сейчас имеется достаточно большой выбор всевозможных правсредств. Среди них особо выделяются лодки РИБ (RIB). Конструктивные особенности этих лодок сделали их популярными и любимыми в широких кругах. Как это часто бывает, РИБы были изначально созданы в военных целях, использовались морскими десантниками. Потом они получили широкое распространение среди гражданского населения, приобретя совершенно мирное назначение. Сейчас они используются как различными службами, так и обычными людьми.

Название лодки связано с английской аббревиатурой RIB — Rigid Inflatable Boat, что в переводе звучит как «жесткая надувная лодка». Их отличие от обычных надувных лодок из ПВХ состоит в том, что РИБ имеет жесткое пластиковое или алюминиевое дно. Для соединений надувной части используются как вулканизация, так и склеивание, а также ультразвуковая сварка.

Если лодка используется в достаточно жестких условиях, например, во льду или в водоемах со скальной породой, то лучше выбирать алюминиевое дно. В случае более спокойных условий прекрасно рекомендует себя пластик. В любом случае дно обычно двойное, и жесткая структура надежно противостоит деформации. Это хорошо еще и тем, что становится возможным сделать киль и повысить ходовые качества лодки, при этом она легко передвигается и по мелководью. Таким образом, РИБ соединяет в себе достоинства надувной ПВХ-лодки и жесткого маломерного судна.

Размеры лодок РИБ можно выбрать на любой вкус, в зависимости от цели. Рыбаки предпочитают не крупные складные модели (около 2-4 м в длину), а любители отдыха могут выбрать модели покрупнее (вплоть до 11 м) и чувствовать себя практически как на яхте.

Плюсы РИБов

Прежде всего, это надежность и износостойкость, обеспеченные прочностью материалов, из которых сделаны борта и дно. Надувные борта служат фактически амортизаторами и существенно смягчают удары волн. Их высокое, по сравнению с бортами обычных надувных лодок, положение, способствует уменьшению боковой качки. Баллоны состоят из нескольких секций, что повышает плавучесть и устойчивость лодки, ее безопасность. Этому благоприятствует и то, что при заполнении междонного пространства используется водостойкая плотная пена.

Читать еще:  Лодочный мотор без регистрации

Конструкция лодки позволяет ставить на нее мощные моторы. При этом в отличие от обычных моторных лодок, они легко транспортируются и скромнее в габаритах. Отменные скоростные качества особенно заметны на фоне обычных лодок из ПВХ. Быстроходности способствует также V-образная форма жесткого дна. Сочетание мощного мотора и конструктивных особенностей РИБа позволяет достигать скорости до 100 км/час. Быстро разгоняясь, лодка выходит на глиссирование с минимальными затратами времени и топлива.

К несомненным достоинствам лодок РИБ относится и большая грузоподъемность. Их прочность, наличие жесткого дна, плавучесть, устойчивость дают отличные основания для этого.

Складные модели РИБов компактны, многие помещаются в багажник, как и обычная лодка из ПВХ. Стандартная складная модель весит примерно 90 кг.

На палубе можно устанавливать закрытые надстройки, делая пребывание на лодке более комфортным, что особенно актуально на отдыхе.

Недостатки РИБов

Существуют и некоторые недостатки в сравнении с обычными лодками ПВХ, к которым относятся:

  • Достаточно большой вес некоторых моделей лодки. Это делает невозможным их перемещение без прицепа.
  • У разборных лодок процесс сборки и разборки достаточно длительный и трудоемкий, но этого недостатка лишены складные РИБы.
  • Пластиковое днище может быть поцарапано при подходе к твердому (например, бетонному) берегу.
  • Есть некоторые неудобства с полным удалением воды из лодки, поэтому, особенно для первых двух секций, черпак и губка необходимы.

Кому подойдут лодки RIB

Если при покупке лодки ясно себе представлять, для каких целей она берется, и выбрать подходящую модель, то многих проблем можно избежать изначально. Например, не стоит брать складные РИБы, если планируется длительное путешествие. Они хороши для коротких выездов.

Также имеет смысл заранее прикинуть, как будет транспортироваться лодка. Если покупать складной РИБ, стоит иметь в виду, что удобнее будет транспортировать ту лодку, где баллоны и дно упакованы отдельно друг от друга.

Большой выбор лодок РИБ позволяет найти ту, которая будет служить долго и надежно именно в тех целях, ради которых покупалась.

Что такое лодка RIB?

Аббревиатура RIB (Rigid Inflatable Boat) в переводе с английского означает «жесткая надувная лодка».

Суда этого типа сочетают в своей конструкции полезные качества жестких и надувных плавательных средств. В конструкции лодки этого типа:

  • Жесткое днище V-образной формы;
  • Надувные, разбитые на несколько автономных секций борта.

Днище, как правило, двухслойное, изготовлено из пластика или алюминия, пространство между слоями заполнено пеной, по своим свойствам схожей с применяемой в строительстве монтажной пеной. Использование этих материалов позволяет применять плавательное средство на мелководье, даже если оно имеет каменистую структуру. Изготовленное в форме киля днище позволяет применять в сочетании с судном мощные лодочные моторы и развивать в движении значительную скорость.

Надувные борта изготовлены из ПВХ. Применение этого материала позволяет уменьшить собственный вес плавательного средства, сделать лодку более компактной при транспортировке. К тому же ПВХ – достаточно жесткий, устойчивый к любым видам воздействия материал, который в случае повреждения легко поддается ремонту даже в полевых условиях. Надувные борта, разделенные на автономные секции, повышают общую плавучесть плавательного средства.

Жесткое днище и надувные борта соединяются в конструкции лодки посредством применения ультразвуковой сварки или клея.

Этот тип маломерных судов достаточно долгое время использовался только военными и спасателями. Предлагаемые нашим предприятиям лодки и катера RIB изготовлены для:

Читать еще:  Тележка для лодочного мотора своими руками чертежи

Лодки этого типа могут применяться, как для ловли рыбы на относительно небольшом водоеме, так и для длительного сплава по большой реке.

Преимущества лодок и катеров RIB

К достоинствам лодок и катеров RIB по праву относят:

  • Простоту, надежность и общую износоустойчивость всех элементов конструкции, обусловленную свойствами применяемых в конструкции материалов – пластика, легкого металла и ПВХ.

Технические характеристики лодок этого типа обычно сравнивают с характеристиками надувных лодок из ПВХ. В сравнении с ними лодки RIB:

  • Способны развивать большую скорость, т.к. могут быть оснащены более мощными моторами (максимальная скорость до 100 км/ч);
  • Обладают большей грузоподъемностью;
  • Способны выходить в режим глиссирования за самое короткое время, с минимальными затратами топлива.

А в отличие от лодок и катеров из жестких материалов, полужесткие плавательные средства:

  • Компактны и эргономичны при транспортировке;
  • Высокие надувные борта позволяют лучше гасить удары волн и способствуют снижению качки во время движения;
  • Обладают меньшим собственным весом.

Одним из важнейших преимуществ лодок этого типа считается их безопасность. Для ее обеспечения надувные борта разбиты на отдельные секции, которые надуваются независимо друг от друга. Это обеспечивает максимальную плавучесть. На многих моделях вдоль всего борта имеются тросы.

Лодки и катера сочетают в своей конструкции все положительные качества надувных и жестких плавательных средств.

Недостатки лодок и катеров RIB

Сочетая в своей конструкции положительные качества жестких и надувных лодок и катеров, лодки RIB не могли не унаследовать недостатки конструкции.

В сравнении с надувными лодками RIB:

  • Обладают большим весом;
  • Менее маневренны при движении на веслах;
  • Сложнее в изготовлении;
  • Днище таких лодок могут быть повреждено при выходе на мелководье с каменистым (или бетонным) дном.

Критерии выбора лодок и катеров RIB

Выбирая лодку, нужно учитывать не только ее технические характеристики. Обратите внимание на:

  • Назначение (для каких целей она будет использоваться) или категория плавания (указывается в техническом паспорте лодки). При необходимости лучше обратиться за консультацией к профессионалу, который подскажет оптимальные варианты;
  • Грузоподъемность и вместимость лодки (сколько человек она будет перевозить и какой по весу дополнительный груз брать). Считается, что этот показатель находится в зависимости от длины лодки. Плавательные средства длиной до 3,0 метра, как правило, рассчитаны на одного или двух человек. Лодки длиной от 3 до 4 метров способны вмещать от 3 до 5 человек, а лодки длиной свыше 4 метров свободно выдерживают 5 и более человек. Эта характеристика так же отображается в паспорте;
  • Габариты лодки или катера, чтобы можно было оценить насколько та или иная модель поддается перевозке имеющимся транспортным средством;
  • Собственный вес;
  • Плотность применяемого в конструкции материала.

Критериев выбора может быть много. Многое зависит от индивидуальных требований покупателя, потому что каждый человек предъявляет к такой долгосрочной и достаточно дорогой покупке, как катер или лодка собственные требования.

Дополнительное оборудование к лодке. Как его правильно подобрать.

Лодки РИБ, как правило, в обязательном порядке комплектуются веслами, сидениями, рем.комплектом и двухкамерным ножным насосом. Транец для установки двигателя может быть только стационарным.

Дополнительно придется докупать:

  • Якорь. Выбор якоря зависит в основном от веса лодки и грунта, на котором он чаще будет применяться.
  • Спасательный жилет для каждого пассажира или члена экипажа.
  • Возможно для перемещения катера (лодки) придется докупать специальный автомобильный прицеп, а для комфорта во время подготовки лодки к использованию можно докупить электронасос.

Самая дорогостоящая покупка, связанная с покупкой лодки RIB – это покупка лодочного мотора, критерии выбора которого – большая отдельная тема.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector