Глиссирование что это на лодках

Что такое глиссирование лодки?

Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.

Что такое глиссирование

Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.

Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.

Глиссирование лодок ПВХ

Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:

  • Водоизмещающий. Скорость передвижения в этом режиме сравнительно небольшая – до 15 км/ч, лодка поднимает высокую волну и кильватерную струю. Именно в этом режиме перемещаются лодки со слабыми моторами. Вследствие большой смачиваемой поверхности и, как результат, относительно большого трения, этот режим является наименее экономичным.
  • Переходный. Еще не глиссирование, но водоизмещение лодки уже уменьшается, происходит достаточно сильное приподнимание носовой части плавательного средства. В зависимости от веса лодки переход на этот режим происходит на скорости от 16 до 18 км/ч.
  • Глиссирующий. В среднем переход на этот режим передвижения происходит на скорости больше 20 км/ч. Смачиваемая водой поверхность днища лодки достигает на этом режиме минимума, наблюдается снижение нужной на поддержание режима мощности – глиссирующий режим наиболее экономичен. Лодка перестает поднимать высокую волну.

Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.

Как выйти на глиссирование

В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.

Скорость

Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.

Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.

Минимальная скорость

В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.

Лодка не выходит на глиссирование

Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:

  • Слишком низкая мощность двигателя. Примерная минимальная необходимая мощность вычисляется из расчета, что на 25 кг веса лодки должна приходиться 1 лошадиная сила мощности мотора.
  • Материал изготовления лодки. Плавательные средства из поливинилхлорида требуют от мотора несколько большей мощности, чем, к примеру, цельнопластиковые.
  • Неправильный угол наклона двигателя. Оптимальный вариант для большинства лодок и моторов находится в диапазоне 5-15 градусов, меньшее или большее значение угла наклона будет препятствовать переходу лодки на глиссирующий режим передвижения. В целях безопасности регулировка угла наклона выполняется только при выключенном двигателе.
  • Неправильно установленный транец. Если гребной винт оказался так высоко, что захватывает лопастями воздух, то ни о каком глиссировании думать не приходится. Если же винт оказывается слишком глубоко, то кроме всего прочего, такая ситуация при достаточной мощности мотора приведёт к переворачиванию лодки.
  • Неправильно распределённый груз. Слишком перегруженная корма или один из бортов может стать непреодолимым препятствием при попытке выхода на глиссер.
  • Изначально неподходящая для глиссирования форма корпуса лодки.
Читать еще:  Выбор лодки

Как улучшить

Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:

  • Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
  • Максимально снизить вес лодки.
  • Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
  • Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.

Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.

В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:

  • Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
  • Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
  • Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.

Как выйти в режим глиссирования: подбор мощности мотора, расчёт скорости, рекомендации

(21.02.2017, автор Ильин Владимир)

Многие владельцы лодок любят пройтись по воде с ветерком, рассекая волны. А каждый рыбак рано или поздно сталкивается с вопросом, как набрать большую скорость и экономить при этом топливо. На самом деле есть отличное решение для обоих случаев – это режим глиссирования, который активно используется уже давно. Такой режим является доступным для владельцев лодок из ПВХ, катеров, и любых других материалов, на которых установлены достаточно мощные моторы. В этой статье мы подробно расскажем, что такое глиссирование, поговорим о том, как выйти в режим на лодке и рассмотрим возможные проблемы.

Что такое глиссирование

Глиссирование – это вариант передвижения лодки, при котором она скользит по поверхности воды, в результате чего создается минимальный контакт с водой, а судно удерживается на поверхности за счет подъемной силы и скоростного напора. Однако у режима глиссирования есть одна особенность – для выхода на него мотору нужно приложить усилие, а поддерживать режим можно и на меньших оборотах.

Если рассматривать глиссирование с точки зрения физики, то все достаточно просто объясняется. Изначально развивается большая скорость, она позволяет получить необходимый угол наклона и судно выталкивается из воды. Уменьшается площадь соприкосновения корпуса с водой, отчего уменьшается трение. Соответственно и силу для поддержания той же скорости можно приложить меньшую. Поэтому обороты мотора можно снизить до некоего предела, который удержит судно в том же режиме.

Скорость глиссирования

Для каждого судна возможная скорость глиссирования определяется в индивидуальном порядке. Есть формула числа Фруда, выглядит она следующим образом:

  • V – скорость движения лодки.
  • g – ускорение свободного падения.
  • L – весовое водоизмещение.

Если число Фруда для вашей лодки выше единицы, то скорость V достаточна для глиссирования. Однако такая формула для владельцев маломерных лодок малопригодна. Это связанно с тем, что выполнить правильные расчеты достаточно сложно, да и из неё непонятно, какой мощности нужен мотор.

Минимальная скорость

Число Фруда ещё и избыточно. Проще запомнить, что небольшие и средние лодки ПВХ или катера могут войти в режим глиссирования на скорости 18-20 км/ч. Эта скорость может быть и выше или чуть ниже, однако здесь все зависит от технических особенностей каждой модели. Также на минимальную скорость влияет:

  • Вес груза.
  • Где расположен груз (центр массы).
  • Конструктивные особенности днища.
  • Угол наклона мотора, глубина погружения винта, наличие антикавитационной пластины.
  • На скорость влияет плотность воды и течение.

Соответственно, если мы говорим про небольшие и легкие плавательные средства, то им выйти в такой режим гораздо проще. А вот те, кто из-за массы или размера создают значительное сопротивление, войти в глиссирование могут с трудом.

Читать еще:  Производители лодок в россии

Как выйти на глиссирование на лодке ПВХ

Выйти в режим глиссирования на ПВХ лодке достаточно легко. Однако следует придерживаться некоторых правил.

Очень важно равномерно распределить груз на лодке. Если центр масс будет на корме, то мотор будет зарываться под лодку. Его мощности в таком случае не будет хватать. А если резко дать полный газ на достаточно мощном моторе, то лодка может даже перевернуться.

Так как ПЛМ – один из самых тяжёлых элементов лодки, и центр масс по умолчанию смещён к корме, то рекомендуется все грузы переместить ближе к носу. При этом стоит учитывать и массу собственного тела, ведь вы тоже будете находиться на корме. Вы можете отсесть чуть дальше от мотора, а чтобы дотягиваться до него – использовать удлинитель румпеля.

Противоположный случай – когда развесовка слишком сильно смещена к носу. Нос должен немного подняться над водой. В противном случае центр масс будет тянуть нос ко дну, именно это не позволит оторваться от воды и уменьшить трение.

Когда вы равномерно распределите массу, отойдите от берега на безопасное расстояние. Важно выбрать прямой курс. И помните о том, что сильные волны и порывы ветра могут усложнить задачу. Если ничего не мешает, необходимо постепенно перейти на «Полный газ». Нос ПВХ лодки должен оторваться от воды, затем можно плавно сбавить газ. Стоит помнить о том, что мотор должен быть подобран так, чтобы его мощности хватало. Сбрасывать газ в первое время стоит медленно, чтобы вы для себя могли понять, какой мощности будет достаточно для режима глиссирования.

Есть и несколько рекомендаций, которые помогут выйти в режим глиссирования без проблем:

  • Если вы пытаетесь все сделать в первый раз, не стоит давать полные обороты мотора сразу. Лучше провести несколько экспериментов, чтобы вы смогли прочувствовать лодку.
  • Гребной винт не должен быть слишком глубоко – это будет создавать дополнительное трение, а если он будет на поверхности, вы не сможете набрать скорость.
  • Расположение груза. Всегда обращайте внимание на то, где находится груз. Старайтесь создать равномерную развесовку.
  • После входа в глиссирование не стоит резко дергать руль. Это приведет к потере равновесия, да и в режим придется выходить снова. Управлять рекомендуем учиться постепенно, методом проб и ошибок.
  • Первые разы пытайтесь снизить вес лодки к минимуму. Это поможет вам понять суть, да и войти в глиссер будет проще.

Расчёт мощности мотора для выхода на глиссер

Можно выделить достаточно простую формулу, которая позволит подобрать мотор для выхода на глиссер. На каждые 100 кг веса (учитывая лодку и мотор) необходимо 5 лошадиных сил. Делаем расчет для примера: два пассажира со снаряжением весят 180 кг, для выхода в глиссер понадобится мотор мощностью 10 л.с.

Что делать, если ПВХ лодка не выходит в глиссирование

Даже не смотря на простую и понятную инструкцию о выходе в этот режим, у обыкновенных пользователей далеко не всегда получается сделать все правильно. Это связанно с тем, что необходимо учитывать большое количество тонкостей и конструктивных особенностей лодки. Выделим несколько ключевых причин, которые не позволяют выйти в режим глиссирования:

  • Слишком слабый двигатель. Как правило, именно двигатель подводит многих людей.
  • Неправильный вес. Во многих ситуациях люди даже не пытаются установить точный вес, ошибочно считая, что в этом нет смысла. Бывает и так, что вес лодки по паспорту 40 кг, но люди дополнительно устанавливают усиленное дно и забывают это посчитать.
  • Неправильное распределение веса. Груз должен лежать строго посередине. Не пытайтесь его перевозить сзади или по бортам. Это в любом случае вызовет дополнительные сложности во время выхода в глиссер.
  • Неправильная высота мотора. Здесь есть две ошибки: если гребной винт находится слишком глубоко, то он будет испытывать лишнее сопротивление от воды, а скорости это не прибавит. Если же установить ПЛМ слишком высоко, то он будет захватывать воздух. В газовоздушной смеси винт будет крутиться впустую, скорость снизится. Если мотор не получается установить ниже, попробуйте использовать антикавитационную пластину.
  • Неправильная форма лодки ПВХ. Иногда бывает так, что её дно имеет неровные поверхности, что создает дополнительное трение с водой. Поэтому не все лодки ПВХ подходят по своей конструкции. Если дно плавное, то никаких проблем у вас возникнуть не должно.
Читать еще:  Расход топлива плм сузуки

Вот мы с вами и разобрали, как выйти в глиссер на лодке ПВХ. Как вы могли заметить, ничего сложного нет, есть только определенные тонкости, которые стоит учитывать. Методом проб и ошибок каждый сможет понять, как входить и управлять лодкой во время глиссирования. Главное – никуда не торопиться и делать все аккуратно.

Глиссирование надувных лодок и всё что нужно знать об этом

Глиссирование является одним из самых экономичных вариантов передвижения плавательного средства, который стал доступен после появления мощных и в то же время легких двигателей внутреннего сгорания.

Варианты движения надувных лодок

Судна ПВХ, как и другие плавсредства могут перемещаться по поверхности воды в трех режимах, а именно:

  • водоизмещающий – сохраняется при ходе на веслах, приостановке средства или движения на небольших скоростях (менее 15 км/ч.);
  • пограничный – развивается на скорости 17 – 18 км/ч, при этом передняя часть лодки значительно приподнимается вверх, а корма лодки заметно проседает;
  • глиссирование – обычно, данный режим формируется на скорости от 20 км/ч, судно занимает горизонтально положение, при этом смоченная поверхность днища не достигает одной трети от общей длины плавсредства.

Для глиссирования характерно уменьшение мощности, при этом скорость движения будет находиться на максимальном уровне. Данная особенность связана с тем, что сила, необходимая для перехода на глиссир значительно превышает силу, которая требуется для его сохранения.

Глиссирование ПВХ лодок

Глиссирование – это один из вариантов движения судна, при котором плавсредство удерживается на поверхности воды, за счет создаваемой им подъемной силы и скоростного напора воды. Иными словами, судно скользит по водной глади, при этом смоченная поверхность днища остается на минимальном уровне.

Основными условиями для выхода лодки ПВХ на глиссир являются:

  • плоское днище;
  • двигатель высокой мощности.

Расчет выхода на глиссирование вычисляется индивидуально в каждом случае, при этом учитывается соотношение общей массы судна (совместно с грузом и пассажирами) и мощности мотора. Данный показатель измеряется в лошадиных силах, но даже корректность его определения не может выступать гарантом в беспроблемном переходе на глиссирующий режим.

На практике, большое влияние также оказывает длина лодки (чем она больше, тем быстрее и легче получиться развить нужную скорость), размещение груза, форма плавсредства, киля, конфигурация и объем баллонов, жесткость днища и пр.

Как перейти на глиссирование?

Для вывода ПВХ-лодки на режим глиссирования следует удалиться от береговой линии, а также объектов, которые могут преграждать путь во время движения. Затем необходимо плавно выдавить «полный газ», а после получения глиссирующего хода сбросить его до ½ (этого будет вполне достаточно для сохранения глиссирования).

Расчет скорости

Чтобы вычислить максимально возможную скорость глиссирования для конкретного плавсредства специалисты обычно используются специальную формулу Фруда — Fr= V/√ (g*L), где:

V – скорость движения судна;

g – ускорение свободного падения;

L – длина корпуса судна.

Как правило, для водоизмещающих судов значение Фруда варьируется в диапазоне 0, 2 – 0, 3, а для лодок, имеющих возможность глиссирования, оно превышает единицу.

Стоит учитывать, что минимальная скорость необходимая для перехода на глиссирующий режим также зависит от установленного двигателя, гребного винта, общего веса лодки, правильности распределения груза и конструкционных особенностей днища. В среднем для выхода на глиссирующий режим для поливинилхлоридных лодок достаточно скорости 19 – 20 км/ч.

Судно не выходит на глиссирование – возможные причины

Недоступность перехода на глиссирующий режим для ПВХ лодок может быть обусловлена следующими факторами:

  • недостаточная мощность двигателя – на 25 кг. веса должна приходиться 1 л. с.;
  • некорректный угол наклона двигателя – оптимальное значение данного показателя варьируется в пределах 5 – 15 град.;
  • локация гребного винта – слишком высокое/низкое размещение транца часто является причиной невозможности перехода лодки на глиссирование;
  • неподходящая конфигурация корпуса;
  • неправильное распределение груза – чтобы улучшить переход плавсредства на глиссир нужно снизить вес груза и переместить его основную часть в носовую область лодки.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector