Как установить датчик эхолота на лодку пвх

Установка эхолота на лодку

С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.

Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.

КАВИТАЦИЯ

Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.

Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик( излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.

Как правильно установить эхолот на лодку

Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.

Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.

Читать еще:  Как заклеить надувную лодку из пвх

Правильная установка и крепление эхолота на лодку ПВХ

Эхолот создавался для кораблей, помогая обходить мелководье и подводные препятствия. Но с развитием микроэлектроники появилась возможность создавать компактные устройства для любителей рыбной ловли. Современные изделия могут показать рельеф дна, глубину, температуру воды и даже косяки рыбы.

Так как эхолот не относится к разряду дешевых товаров, давайте разберемся, зачем он нужен рыбаку. Итак:

  • Определяет глубину. Крупные особи всегда находятся около дна, поэтому правильно подобрать параметры спиннинга или выбрать оптимальный вес приманки является залогом успешной рыбалки;
  • Показывает рельеф дна. Особенно важно это при ловле хищных представителей водоема. Зная повадки рыбы можно быстро определить место ее обитания;
  • Указывает места скопления, размер рыбы. Так подобрать оптимальное место для заброса значительно легче;
  • Постоянно контролируется температура и атмосферное явление. От этих факторов в основном зависит активность подводных жителей;
  • Функция GPS. Особенно помогает при выезде на крупный водоем. Удачное место помечается, прибор сохраняет координаты.

Место установки эхолота

Хорошая лодка ПВХ незаменима для рыбалки, но эхолот для получения адекватных показаний требует выполнения нескольких условий:

    Транец – это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок

Перпендикулярный к поверхности воды сигнал от датчика (трансдьюсера). Только так можно добиться правильной картины дна;

  • Отсутствие пузырьков воздуха под водой около датчика в результате возникновения завихрений при движении лодки;
  • Исключение даже небольшой вибрации трансдьюсера.
  • Исходя из этих особенностей, рекомендуется три основных места для крепления датчика:

    • Транец. Это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок. Так обеспечивается необходимая жесткость, возможность корректировки положения при помощи заводских или самодельных креплений;
    • Днище лодки. Еще один распространенный метод, позволяющий добиться правильных показаний. Используется клей или присоски, часто включающиеся в комплектацию прибора;
    • Выносной способ. При отсутствии транца или постоянно меняющихся плавательных средствах можно использовать пластиковую бутылку, которая позволит разместить изделие перпендикулярно воде. Глубину погружения можно регулировать доливая или убирая жидкость из бутылки.

    Непосредственно экран эхолота чаще всего крепится:

    • Скамейка в удобном месте. Это может быть кронштейн, присоска, клей. Каждый определяется самостоятельно;
    • Днище или боковая поверхность. Способы крепежа практически те же – клей или присоска.

    Крепление эхолота

    Каждый прибор комплектуется системой крепления, помимо этого подобрать крепеж можно под себя, он доступен в продаже отдельно. Но наши люди не привыкли доверять важное дело производителям, поэтому существует несколько вариантов самостоятельного изготовления.

    Заводской способ

    Наиболее распространенным креплением является вариант жесткой установки на транец при помощи следующих приспособлений:

    • Струбцина. Обычно выполняется из нержавеющего материала с резиновой прослойкой, позволяющей плотно и надежно закрепить изделие к жесткой поверхности лодки;
    • Кронштейн. Трубка, дающая возможность регулировать датчик по глубине, а в дорогих моделях и углу поворота;
    • Крепежный узел для трансдьюсера. Этим приспособлением датчик прижимается к кронштейну.

    Порядок работы:

    • Струбцина плотно прижимается к транцу. При наличии двигателя положение изделия подбирается так, чтобы исключить неудобства при маневрировании. Место крепления обычно переносится вправо или влево ближе к борту;
    • Датчик жестко крепится к кронштейну, опускается на необходимую глубину;
    • Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине;
    • Проводится корректировка по глубине и углу к поверхности. Для этого зажим на струбцине слегка отпускается и кронштейн двигается в необходимом направлении. После этого вся конструкция жестко закрепляется.
    • Экран эхолота помещается на скамейке или днище. Возможен вариант с присоской на резиновом борту.
    Читать еще:  Лодочные моторы из европы бу

    Преимущества:

    • Возможность быстрого монтажа и демонтажа. Для лодки ПВХ это важно, так как она после окончания рыбалки обычно сдувается и складывается;
    • Надежность крепления, корректное расположение датчика, простая корректировка.

    Недостатки:

    • сравнительно высокая цена;
    • жесткость конструкции может привести к серьезным повреждениям транца при наезде на препятствие, поэтому управлять лодкой нужно крайне осторожно.

    Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине

    Самодельное крепление

    Вариант 1

    Намного дешевле изготовить конструкцию самостоятельно. Для этого понадобится:

    • Обычная металлопластиковая труба около метра длиной;
    • Трубка из нержавеющего материала, диаметр которой будет немного больше металлопластиковой;
    • Струбцина. Легко находится в строительных магазинах;
    • Болты с шайбами, резиновые прокладки (можно использовать старые велосипедные камеры), хомуты, шплинт.

    Порядок действий:

    • При помощи хомутов и прокладок крепим металлическую трубу длиной около 0,4 метра к струбцине;
    • Вставляем во внутрь металлопластик, нижний конец которого расплющиваем. Сверлим 2 отверстия для крепления датчика с помощью болтов, гаек. Обязательно использование шайб;
    • Трансдьюсер закрепляется, а провод от него пропускается внутри трубы;
    • Струбцина становится на свое место (транец), а длина металлопластиковой трубы выставляется с помощью шплинта и просверленных заранее отверстий;
    • На выступающий вверху конец металлопластика любым удобным способом крепится экран.

    Вариант 2

    Другой способ крепления датчика раз и навсегда заключается в его вклеивании в корпус. Как это делается:

    • Около киля снимаются все слои на днище вплоть до внешнего;
    • При помощи эпоксидного клея датчик приклеивается к поверхности. Малая толщина резины не способна помешать нормальной работе трансдьюсера;
    • Оставшееся место от выреза заливается тем же составом.

    Данный способ подойдет для людей, постоянно пользующихся одной и той же лодкой, а при хранении в свернутом состоянии вреда датчику нанесено не будет.

    Вариант 3

    Вынос датчика за пределы плавательного средства. Простая инструкция:

    • скотчем или изолентой трансдьюсер крепится к середине пластиковой бутылки, объемом от 0,5 до литра;
    • провод от датчика теми же средствами закрепляется на горлышке;
    • экран становится на скамейке, к нему подключается провод;
    • в бутылку наливается вода до тех пор, пока не будет достигнута необходимая глубина погружения датчика.

    Подойдет для водоемов без течения или заводей.

    Как увеличить улов рыбы?

    За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

    1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
    2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
    3. Приманки на основе феромонов.

    Блиц-советы

    • Всегда старайтесь использовать заводские крепежи – это надежнее. Выделяют всего несколько случаев, когда действительно стоит проявить собственную техническую мысль:
      • нестандартная лодка (для ПВХ практически фантастика, но Китай может удивить);
      • отсутствие транца;
      • несовместимость крепежного элемента прибора и держателя при раздельной покупке;
      • наличие нескольких лодок, принципиально отличающихся конструкцией;
    • При отсутствии струбцины всегда можно воспользоваться дрелью и болтами. Через отверстия в транце крепится кронштейн и эхолотом можно пользоваться успешно. Это не так удобно, как при съемных держателях, но на качество сигнала влиять не будет.
    • Эхолот сильно облегчает жизнь, но ловить рыбу вместо вас не в состоянии. Поэтому качественная приманка и хорошая снасть все равно необходима.
    Читать еще:  Лодочный мотор ниссан марин

    Группа рыболовов на допросе раскрыла название секретной приманки.

    Особенности установки эхолота на лодки

    Сегодня эхолот уже не является привилегией больших судов. Данный прибор с успехом используют и на обычных небольших плавсредствах. Он дает возможность обнаружить различные объекты в толще воды или на дне, рассмотреть рельеф последнего и пр. Попробуем разобраться, как правильно установить эхолот на лодку.

    Особенности установки эхолота на гребную лодку

    Качество изображения на экране прибора напрямую зависит от правильности установки его излучателя. В случае с гребными лодками существуют некоторые особенности его монтажа. Скорости у данного плавсредства нет, потому нет необходимости в обеспечении откидывания датчика в случае препятствия.

    Отличным вариантом может стать крепление на специальную струбцину. Опять же, благодаря отсутствию скорости, минимизируется риск сдвига или сбивания струбцины. Зато датчик может быть легко демонтирован. Что касается места монтажа, то на гребной лодке лучше всего установить датчик по килевой линии.

    На гребную лодку имеет смысл устанавливать небольшой эхолот, к примеру, как этот — Lowrance Elite 5 HDI лучший выбор среди эхолотов среднего ценового диапазона.

    Еще одно важное требование – перпендикулярность датчика поверхности воды. В таком случае минимизируются искажения. Причем в гребной лодке добиться этого достаточно просто, так как во время движения ее положение почти не изменяется.

    Монтаж эхолота на моторную лодку

    В случае с моторной лодкой со стационарным транцем правильная установка датчика еще больше влияет на качество и точность изображения, а также на возможность функционирования при высоких скоростях. Датчик необходимо разместить таким образом, чтобы линия транца условно разделяла его пополам. Крепление осуществляется на специальном кронштейне, который позволяет датчику откидываться назад при появлении препятствия. Для этого нужно в меру сильно затягивать крепежную гайку. Кронштейн датчика должен быть оборудован длинными прорезями для сдвига вверх или вниз. Изначальное же его положение – в средней точке для обеспечения последующих передвижений.

    Что касается последствий неправильного монтажа датчика, то они несколько различаются для разных типов приборов. Так, для сонаров (2Д датчиков) главное полная горизонтальность. Ведь наклон вперед или назад искажает изображение и измерение глубины. Наклон вправо или влево не очень критичен. Сканирующие датчики еще боле чувствительны к горизонтальности установки. Датчики же, оснащенные боковыми лучами, требуют установки без боковых наклонов. В противном случае область полезного изображения со стороны наклона сильно уменьшается, сужая обзор.

    Монтаж датчика эхолота внутри корпуса лодки

    Очень удобным вариантом является крепление датчика к внутренней поверхности днища лодки. Однако он возможен лишь в случае с пластиковыми плавсредствами, так как лишь пластик не препятствует нормальной работе излучателя. Крепление датчика осуществляется посредством приклеивания на эпоксидную смолу. Причем желательно вырезать под него плавучий материал вместе с внутренней оболочкой, чтобы между датчиком и водой была минимальная толщина пластика. При этом данное место также должно обеспечивать максимальную перпендикулярность датчика водной поверхности, как в случае дрейфа, так и при глиссировании. После установки и тестирования датчика полученную для его установки полость лучше всего также залить эпоксидной смолой.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector