Как установить эхолот на лодку

Установка эхолота на лодку

С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.

Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.

КАВИТАЦИЯ

Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.

Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик( излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.

Как правильно установить эхолот на лодку

Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.

Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.

Правильная установка и крепление эхолота на лодку ПВХ

Эхолот создавался для кораблей, помогая обходить мелководье и подводные препятствия. Но с развитием микроэлектроники появилась возможность создавать компактные устройства для любителей рыбной ловли. Современные изделия могут показать рельеф дна, глубину, температуру воды и даже косяки рыбы.

Так как эхолот не относится к разряду дешевых товаров, давайте разберемся, зачем он нужен рыбаку. Итак:

  • Определяет глубину. Крупные особи всегда находятся около дна, поэтому правильно подобрать параметры спиннинга или выбрать оптимальный вес приманки является залогом успешной рыбалки;
  • Показывает рельеф дна. Особенно важно это при ловле хищных представителей водоема. Зная повадки рыбы можно быстро определить место ее обитания;
  • Указывает места скопления, размер рыбы. Так подобрать оптимальное место для заброса значительно легче;
  • Постоянно контролируется температура и атмосферное явление. От этих факторов в основном зависит активность подводных жителей;
  • Функция GPS. Особенно помогает при выезде на крупный водоем. Удачное место помечается, прибор сохраняет координаты.

Место установки эхолота

Хорошая лодка ПВХ незаменима для рыбалки, но эхолот для получения адекватных показаний требует выполнения нескольких условий:

Читать еще:  Как заклеить пвх

    Транец – это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок

Перпендикулярный к поверхности воды сигнал от датчика (трансдьюсера). Только так можно добиться правильной картины дна;

  • Отсутствие пузырьков воздуха под водой около датчика в результате возникновения завихрений при движении лодки;
  • Исключение даже небольшой вибрации трансдьюсера.
  • Исходя из этих особенностей, рекомендуется три основных места для крепления датчика:

    • Транец. Это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок. Так обеспечивается необходимая жесткость, возможность корректировки положения при помощи заводских или самодельных креплений;
    • Днище лодки. Еще один распространенный метод, позволяющий добиться правильных показаний. Используется клей или присоски, часто включающиеся в комплектацию прибора;
    • Выносной способ. При отсутствии транца или постоянно меняющихся плавательных средствах можно использовать пластиковую бутылку, которая позволит разместить изделие перпендикулярно воде. Глубину погружения можно регулировать доливая или убирая жидкость из бутылки.

    Непосредственно экран эхолота чаще всего крепится:

    • Скамейка в удобном месте. Это может быть кронштейн, присоска, клей. Каждый определяется самостоятельно;
    • Днище или боковая поверхность. Способы крепежа практически те же – клей или присоска.

    Крепление эхолота

    Каждый прибор комплектуется системой крепления, помимо этого подобрать крепеж можно под себя, он доступен в продаже отдельно. Но наши люди не привыкли доверять важное дело производителям, поэтому существует несколько вариантов самостоятельного изготовления.

    Заводской способ

    Наиболее распространенным креплением является вариант жесткой установки на транец при помощи следующих приспособлений:

    • Струбцина. Обычно выполняется из нержавеющего материала с резиновой прослойкой, позволяющей плотно и надежно закрепить изделие к жесткой поверхности лодки;
    • Кронштейн. Трубка, дающая возможность регулировать датчик по глубине, а в дорогих моделях и углу поворота;
    • Крепежный узел для трансдьюсера. Этим приспособлением датчик прижимается к кронштейну.

    Порядок работы:

    • Струбцина плотно прижимается к транцу. При наличии двигателя положение изделия подбирается так, чтобы исключить неудобства при маневрировании. Место крепления обычно переносится вправо или влево ближе к борту;
    • Датчик жестко крепится к кронштейну, опускается на необходимую глубину;
    • Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине;
    • Проводится корректировка по глубине и углу к поверхности. Для этого зажим на струбцине слегка отпускается и кронштейн двигается в необходимом направлении. После этого вся конструкция жестко закрепляется.
    • Экран эхолота помещается на скамейке или днище. Возможен вариант с присоской на резиновом борту.

    Преимущества:

    • Возможность быстрого монтажа и демонтажа. Для лодки ПВХ это важно, так как она после окончания рыбалки обычно сдувается и складывается;
    • Надежность крепления, корректное расположение датчика, простая корректировка.

    Недостатки:

    • сравнительно высокая цена;
    • жесткость конструкции может привести к серьезным повреждениям транца при наезде на препятствие, поэтому управлять лодкой нужно крайне осторожно.

    Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине

    Самодельное крепление

    Вариант 1

    Намного дешевле изготовить конструкцию самостоятельно. Для этого понадобится:

    • Обычная металлопластиковая труба около метра длиной;
    • Трубка из нержавеющего материала, диаметр которой будет немного больше металлопластиковой;
    • Струбцина. Легко находится в строительных магазинах;
    • Болты с шайбами, резиновые прокладки (можно использовать старые велосипедные камеры), хомуты, шплинт.

    Порядок действий:

    • При помощи хомутов и прокладок крепим металлическую трубу длиной около 0,4 метра к струбцине;
    • Вставляем во внутрь металлопластик, нижний конец которого расплющиваем. Сверлим 2 отверстия для крепления датчика с помощью болтов, гаек. Обязательно использование шайб;
    • Трансдьюсер закрепляется, а провод от него пропускается внутри трубы;
    • Струбцина становится на свое место (транец), а длина металлопластиковой трубы выставляется с помощью шплинта и просверленных заранее отверстий;
    • На выступающий вверху конец металлопластика любым удобным способом крепится экран.

    Вариант 2

    Другой способ крепления датчика раз и навсегда заключается в его вклеивании в корпус. Как это делается:

    • Около киля снимаются все слои на днище вплоть до внешнего;
    • При помощи эпоксидного клея датчик приклеивается к поверхности. Малая толщина резины не способна помешать нормальной работе трансдьюсера;
    • Оставшееся место от выреза заливается тем же составом.

    Данный способ подойдет для людей, постоянно пользующихся одной и той же лодкой, а при хранении в свернутом состоянии вреда датчику нанесено не будет.

    Вариант 3

    Вынос датчика за пределы плавательного средства. Простая инструкция:

    • скотчем или изолентой трансдьюсер крепится к середине пластиковой бутылки, объемом от 0,5 до литра;
    • провод от датчика теми же средствами закрепляется на горлышке;
    • экран становится на скамейке, к нему подключается провод;
    • в бутылку наливается вода до тех пор, пока не будет достигнута необходимая глубина погружения датчика.
    Читать еще:  Лодки российского производства

    Подойдет для водоемов без течения или заводей.

    Как увеличить улов рыбы?

    За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

    1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
    2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
    3. Приманки на основе феромонов.

    Блиц-советы

    • Всегда старайтесь использовать заводские крепежи – это надежнее. Выделяют всего несколько случаев, когда действительно стоит проявить собственную техническую мысль:
      • нестандартная лодка (для ПВХ практически фантастика, но Китай может удивить);
      • отсутствие транца;
      • несовместимость крепежного элемента прибора и держателя при раздельной покупке;
      • наличие нескольких лодок, принципиально отличающихся конструкцией;
    • При отсутствии струбцины всегда можно воспользоваться дрелью и болтами. Через отверстия в транце крепится кронштейн и эхолотом можно пользоваться успешно. Это не так удобно, как при съемных держателях, но на качество сигнала влиять не будет.
    • Эхолот сильно облегчает жизнь, но ловить рыбу вместо вас не в состоянии. Поэтому качественная приманка и хорошая снасть все равно необходима.

    Группа рыболовов на допросе раскрыла название секретной приманки.

    Как правильно установить эхолот на катер?

    Эхолоты для рыбалки все чаще используются в качестве опционального обеспечения катеров. Однако не всегда владельцам удается добиться желаемого эффекта эксплуатации навигационной системы. Отчасти это связано с нарушениями в использовании устройства, но проблемы могут возникать и по причине неправильного монтажа. Корректная инсталляция эхолота для катера предполагает и правильное расположение компонентов системы, и их надежную фиксацию.

    Выбор места для фиксации датчика

    Практически все модели сонаров для плавсредств комплектуются выносными датчиками, требующими отдельной установки. Начинать комплекс работ по креплению навигационной системы следует именно с этого устройства. Первым делом нужно найти место для оптимального размещения датчика. Желательно ориентироваться на плоскую площадку, рядом с которой нет ни выступов, ни отверстий.

    На работу чувствительного элемента не должна оказывать влияние турбулентность, возникающая при движении техники. Поэтому искать точку монтажа следует именно в процессе работы двигателя. Его лопасти с завихрениями воды не должны мешать функции навигатора. Эхолот для катера может устанавливаться и на транце, но датчик на этой площадке можно фиксировать только при условии, что винт не находится перед транцем. Когда отстраненная от внешних воздействий зона будет найдена, следует проверить возможность погружения устройства в воду и приступать к монтажу.

    Установка датчика

    Обычно в комплекте с эхолотами поставляются шаблоны с конфигурацией отверстий для сверления. По этому приспособлению следует маркировать монтажные точки. Далее необходимо проделать отверстия. Диаметр сверла зависит от конструкции несущей оснастки – как правило, толщина составляет несколько миллиметров. После этого можно приступать к сборке устройства.

    В первую очередь соединяется корпус и несущая основа. Непосредственно установка датчика эхолота на катер производится с помощью винтов через проделанные отверстия. В обязательном порядке узел крепления смазывается силиконом для герметизации. Рабочие манипуляции следует выполнять аккуратно, чтобы не повредить начинку чувствительного элемента. Малейший удар способен сделать работу датчика некорректной.

    Подготовка базы для эхолота

    Для установки прибора используется специальная база – несущая основа, обеспечивающая жесткость крепления с минимальными нагрузками на аппаратную часть. Сборка этого приспособления может выполняться по-разному в зависимости от конкретной модели. Главное на этом этапе – произвести ее соединение с эхолотом. Эта операция обычно реализуется посредством тех же винтовых метизов в корпусе.

    Важно убедиться, что эхолот для катера правильно посажен в предназначенное для него гнездо. Об этом будет свидетельствовать отсутствие раскачиваний устройства при тряске относительно несущей платформы. В некоторых конструкциях предусматривается и возможность изменения положения эхолота на базе. Для этого прикрученные винты ослабляются, а корпус прибора поворачивается по линиям регулировки. Окончательную позицию желательно определить до монтажных работ, обеспечив достаточную затяжку крепежей.

    Определение местоположение эхолота

    На этом этапе необходимо найти подходящее место для размещения установочной панели, на которой будет зафиксирован прибор. Его следует определять с учетом нескольких факторов. В первую очередь до монтажной точки должен дотягиваться кабель от самого датчика. При необходимости можно приобрести и некомплектный более длинный провод, но лучше обходиться штатной фурнитурой. Также выбирать место следует исходя из возможности доступа к эхолоту изнутри корпуса. Это позволит его надежнее установить и отрегулировать.

    Читать еще:  Прицеп для перевозки лодки пвх своими руками

    Учитываются и эргономические нюансы. Если не планируется использовать эхолот для катера на регулярной основе, то монтажные работы при установке и разборке должны быть максимально облегчены. К этому стоит добавить и доступность к монитору аппарата в процессе эксплуатации. Дисплей должен быть хорошо виден с обычной позиции пользователя.

    Подключение кабеля

    Обычно в комплектах предусматриваются питающие провода на 2-3 м. Желательно использовать длину кабеля ровно на ту дистанцию, которой будет достаточно для связки прибора и источника энергоснабжения. Заранее рассчитывается и соответствие прибора системе питания. Как правило, стандартный эхолот для катера GPS требует подключения к цепи на 12 В. Непосредственно подключение осуществляется через предохранитель. Его следует размещать или возле панели крепления, или рядом с аккумулятором. Некоторые модели предохранителей также требуют использования клемм, которыми следует запасаться в отдельном порядке – их часто не поставляют в комплектах. Также рекомендуется на случай выхода из строя основной батареи или конфликтов между разными электротехническими каналами устанавливать и резервный блок питания.

    Монтаж основы для эхолота

    В зависимости от конструкции прибора и типа его соединения с несущей базой установка может выполняться в сборном виде или по отдельности. Чаще всего крепление осуществляется по второму принципу. Но для определения оптимального способа инсталляции важно ответить на следующий вопрос: как правильно установить эхолот на катер, чтобы в ходе крепления не повредилась его начинка? Только монтаж в разобранном виде позволит исключить риск повреждения устройства.

    Далее вновь помечаются точки крепления и с помощью дрели выполняются отверстия нужного диаметра. В этот раз потребуются и отдельные отверстия для проводки кабеля, который должен быть пропущен до фиксации основы. Установка выполняется комплектным крепежом. Сильно сдавливать метизы не стоит, поскольку излишнее напряжение может привести к деформации поверхности корпуса лодки.

    Подключение эхолота к датчику

    Это завершающий этап в части электротехнических работ. Кабель от датчика подключается к навигационному аппарату с помощью специальных разъемов и штекеров. Для определения оптимальной длины захода провода в ранее подготовленное отверстие следует произвести временную установку эхолота на катер в соответствующую позицию. Кабеля должно хватать на возможность поворота дисплея, а лишняя длина обрезается.

    При наличии комплектных фиксаторов провода их следует использовать на этом этапе. Перед тем как снять монитор, систему следует протестировать. Проверяются рабочие параметры интерфейса, а также чувствительность датчика. Отдельное внимание уделяется звуковым сигналам. Обычно эта функция не работает исправно, если электропроводка была подключена с ошибками или в контуре имеет место повреждение изоляции.

    Установка прибора

    Основные монтажные работы по креплению эхолота производятся внутри корпуса. Это наиболее надежная конфигурация установки, но она возможна только в случае если корпус катера однослойный. Монтаж выполняется двумя способами: посредством крепежей и эпоксидного клея. Желательно использовать одновременно два средства, что добавит прочности конструкции. На внутренней стороне корпуса также устанавливается платформа, соответствующая по схеме расположения отверстий основной внешней базе. При необходимости можно вывести и дополнительные коммуникации в нишу конструкции.

    Теперь следует ответить на другой вопрос: как установить эхолот на катер, чтобы он допускал минимум помех? К сожалению, заранее просчитать воздействие шумов на сигнал сложно. Однако их уровень можно снизить, если рядом с техникой и в подкорпусной нише исключить прохождение сторонней проводки. Монтаж осуществляется винтами, после того как панель изнутри будет корректно установлена и зафиксирована эпоксидным клеем. Важно подчеркнуть, что силикон в этом случае не применяется, поскольку аналогичные составы тоже негативно сказываются на качестве приема сигналов.

    Заключение

    Если монтаж был правильно произведен, то появятся все основания рассчитывать на эффективную работу устройства. Но, опять же, не стоит забывать и о правилах эксплуатации эхолота для катера, которые часто нарушаются. К примеру, многие производители не рекомендуют использовать навигатор при движении на большой скорости. Также следует осторожно преодолевать мелководья и участки с затопленными объектами. В таких зонах оборудование может показывать некорректные данные. К тому же показания могут обновляться лишь через определенные временные интервалы, и для точной фиксации параметров на конкретном участке придется остановить катер.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector