Установка датчика эхолота внутри лодки

Особенности установки эхолота на лодки

Сегодня эхолот уже не является привилегией больших судов. Данный прибор с успехом используют и на обычных небольших плавсредствах. Он дает возможность обнаружить различные объекты в толще воды или на дне, рассмотреть рельеф последнего и пр. Попробуем разобраться, как правильно установить эхолот на лодку.

Особенности установки эхолота на гребную лодку

Качество изображения на экране прибора напрямую зависит от правильности установки его излучателя. В случае с гребными лодками существуют некоторые особенности его монтажа. Скорости у данного плавсредства нет, потому нет необходимости в обеспечении откидывания датчика в случае препятствия.

Отличным вариантом может стать крепление на специальную струбцину. Опять же, благодаря отсутствию скорости, минимизируется риск сдвига или сбивания струбцины. Зато датчик может быть легко демонтирован. Что касается места монтажа, то на гребной лодке лучше всего установить датчик по килевой линии.

На гребную лодку имеет смысл устанавливать небольшой эхолот, к примеру, как этот — Lowrance Elite 5 HDI лучший выбор среди эхолотов среднего ценового диапазона.

Еще одно важное требование – перпендикулярность датчика поверхности воды. В таком случае минимизируются искажения. Причем в гребной лодке добиться этого достаточно просто, так как во время движения ее положение почти не изменяется.

Монтаж эхолота на моторную лодку

В случае с моторной лодкой со стационарным транцем правильная установка датчика еще больше влияет на качество и точность изображения, а также на возможность функционирования при высоких скоростях. Датчик необходимо разместить таким образом, чтобы линия транца условно разделяла его пополам. Крепление осуществляется на специальном кронштейне, который позволяет датчику откидываться назад при появлении препятствия. Для этого нужно в меру сильно затягивать крепежную гайку. Кронштейн датчика должен быть оборудован длинными прорезями для сдвига вверх или вниз. Изначальное же его положение – в средней точке для обеспечения последующих передвижений.

Что касается последствий неправильного монтажа датчика, то они несколько различаются для разных типов приборов. Так, для сонаров (2Д датчиков) главное полная горизонтальность. Ведь наклон вперед или назад искажает изображение и измерение глубины. Наклон вправо или влево не очень критичен. Сканирующие датчики еще боле чувствительны к горизонтальности установки. Датчики же, оснащенные боковыми лучами, требуют установки без боковых наклонов. В противном случае область полезного изображения со стороны наклона сильно уменьшается, сужая обзор.

Монтаж датчика эхолота внутри корпуса лодки

Очень удобным вариантом является крепление датчика к внутренней поверхности днища лодки. Однако он возможен лишь в случае с пластиковыми плавсредствами, так как лишь пластик не препятствует нормальной работе излучателя. Крепление датчика осуществляется посредством приклеивания на эпоксидную смолу. Причем желательно вырезать под него плавучий материал вместе с внутренней оболочкой, чтобы между датчиком и водой была минимальная толщина пластика. При этом данное место также должно обеспечивать максимальную перпендикулярность датчика водной поверхности, как в случае дрейфа, так и при глиссировании. После установки и тестирования датчика полученную для его установки полость лучше всего также залить эпоксидной смолой.

Читать еще:  Прицеп для лодки своими руками

Установка эхолота на лодку

С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.

Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.

КАВИТАЦИЯ

Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.

Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик( излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.

Как правильно установить эхолот на лодку

Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

Читать еще:  Замена масла в редукторе

На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.

Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.

Датчик эхолота внутри корпуса.

#1 Капитан Дэн

Шарик мал, а Океан велик. Куда иду знают лишь Океан и Ветер

  • Капитан
  • 2 896 сообщений
    • Из: Кстово
    • Судно: Harmoni 47
    • Название: «Menestrel»

    #2 FStager

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 769 сообщений
    • Из: Москва

    #3 Savage

  • Капитан
  • 11 904 сообщений
    • Из: Ленинград

    На полиу ретановый ге рметик, чтоб как бы было единым целым с ко рпусом. Именно поэтому на Дукате был вклеен на смолу.

    Но бывает, что не всегда с рабатывает. Может в ко р пусе воздушные пузы рики быть.

    Выдавливаешь толстый слой и в него вжимаешь датчик го ризонтально . У большинства работает но рмально, но бывают отдельные случаи, что и не кажет.

    #4 Vladimir_A

  • Капитан
  • 3 812 сообщений
    • Из: Подмосковье
    • Судно: MacGregor26M

    О, матерые! Вопросю: как правильно установить датчик эхолота ВНУТРИ полиэфирного корпуса? На Дукате был просто приклеен на смолу под пайолой. Думал, просто для того, чтоб не болтался. Сейчас на Транзишне поставил на пол — не айс, на экране тупо 1,8 м, не важно, где идем, возможно меряет высоту потолка В чем собака порылась? Нужно таки вклеить? Грешу на воздушную прослойку между корпусом датчика и корпусом лодки. Или не пробивает?
    Хелп, о матерые!

    1. Корпус сэндвич или монолит? Если сэндвич, то беда именно в этом. Придется вырезать внутренний слой полиэфирки до сэндвича, затем вырезать сам сэндвич до наружного слоя и клеить уже на него. Иначе никак.

    2. Если корпус монолит, то проблема может быть либо (а) в воздушных пузырях в корпусе в аккурат под датчиком (тогда надо попробовать переставить датчик в другое место), либо (б) в воздушных пузырях в клее, которым приклеен датчик, либо (в) в самом клее (непрозрачен для ультразвука).

    В общем, проблема, скорее всего, в непрозрачной для ультразвука прослойке под датчиком. Лечение — правильно (чтобы не допустить образования воздушных пузырей) переклеить датчик на правильный клей в правильное место.

    Ну или кардинально сменить датчик на вот такой, например: https://lowrance-spb.ru/airmar-p79

    Читать еще:  Бронирование дна пвх лодки своими руками

    Этот датчик как бы висит в стакане, заполненном пропиленгликолем, а не приклеивается прямо к корпусу. Это поможет решить проблему неправильного клея или воздушных пузырей в клее, но НЕ поможет решить проблему воздушных пузырей в монолитном корпусе или проблему сэндвича. Сэндвич — только резать до наружного слоя, а в монолите искать место без пузырей. Во втором случае может иногда помочь просветка очень мощным фонарем корпуса снаружи (только надо снять в этом месте необрастайку до гелькоута): если смотреть на световое пятно изнутри, то воздушные пузыри обычно будут видны.

    Сообщение отредактировал Vladimir_A: 21 июля 2017 — 11:59

    #5 WinderWanderer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 955 сообщений
    • Из: Кострома

    #6 Vladimir_A

  • Капитан
  • 3 812 сообщений
    • Из: Подмосковье
    • Судно: MacGregor26M

    Есть еще один способ найти правильное место для установки датчика, работающего сквозь МОНОЛИТНЫЙ пластиковый корпус, ЕСЛИ ЛОДКА УЖЕ НА ВОДЕ.

    Датчик, предназначенный для работы сквозь корпус, как правило водонепроницаем, поскольку может быть залит подсланевыми водами. Если он действительно водонепроницаем, то действуем так: берем полиэтиленовый пакет, наливаем туда немножко воды, помещаем туда датчик. пакет завязываем, чтобы вода не проливалась, провода датчика присоединяем к эхолоту/картплоттеру и пакет с этим датчиком просто переставляем с место на место в разные точки, где его хотелось бы закрепить постоянно. Поставив пакет с датчиком в одно из таких мест, включаем эхолот и смотрим на его показания. Если они соответствуют истине, то отмечаем это место, вынимаем датчик из пакета и клеим его на это место. Фишка в том, что между датчиком в пакете с водой и пластиковым монолитным корпусом воздушного зазора не будет вообще. Если показания эхолота неверные, то несем пакет с датчиком в другое место, и так до тех пор, пока не найдем точку, где датчик в пакете с водой правильно работает сквозь корпус. Вот если на месте, где датчик в пакете с водой работал сквозь корпус правильно (=эхолот давал истинные показания), а после того, как датчик на это место приклеили, то показания стали неверные, то проблема однозначно в клее: либо он является препятствием для ультразвука, либо в нем после застывания осталось много воздушных пузырьков. Ну, тут либо менять клей, либо тщательнее клеить, либо, наконец, приклеивать к этому месту вертикально короткий отрезок трубы, заливать в трубу пропиленгликоль, датчик помещать в трубу так, чтобы нижняя его часть всегда находилась в пропиленгликоле, далее трубу сверху закрывать пробкой так, чтобы пропиленгликоль не выливался.

    Собственно, по этой технологии и ставится датчик, ссылку на который я давал в своем предыдущем посте.

    Сообщение отредактировал Vladimir_A: 21 июля 2017 — 14:52

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector