Выбор винта для лодочного мотора

Выбор гребного винта

Одна из наиболее актуальных тем в кругу водномоторников – это подбор гребного винта. Какие преимущества даёт оптимальный винт? Подбор — насколько это дорого? Что обозначают числа на ступице винта?

Мы постараемся получить сегодня исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы:

Для чего нужно подбирать гребной винт?

Разновидности гребных винтов

Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они различаются по:

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.

Маркировка винтов

Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.

Обычно выглядит следующим образом:

11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.

Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.

Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:

13 х 19 3RH, или 3 х 10-3/8 х 11 R, где цифра «3» — количество лопастей, RH или R – правое вращение.

Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:

  • Material: Stainless Steel
  • Pitch (шаг): 15
  • Blade (лопасти):
  • Diameter: 10
  • Engine (мотор): Yamaha

Расчет гребного винта

Для точного расчета необходимо знать:

  • Размерения судна
  • Килеватость
  • Водоизмещение
  • Размерения в зоне ватерлинии
  • Наличие и расположение реданов
  • Мощность и максимальные обороты двигателя
  • Редукцию и многие другие параметры.

Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.

Для этого нам понадобятся следующие данные:

  1. Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
  2. Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
  3. Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).

Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:

H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.

В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.

  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  1. Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  2. Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97″. Округляем до 21″.

Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.

Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.

Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.

Выбор оптимального винта

Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.

  • Тяжёлый винт. Двигатель не развивает полных оборотов, выход на глиссирование затруднен. Необходимо уменьшать шаг.
  • Скоростной винт. Максимальные обороты и скорость достигаются только с малой загрузкой и верхнем положении гидроподъёма («трима»).
  • Универсальный. С минимальной загрузкой мотор развивает максимальные обороты, с полной загрузкой позволяет выйти на глиссирование.
  • Грузовой винт. Позволяет легко выходить на глиссирование с полной загрузкой путём некоторой потери скорости, максимальные обороты достигаются уже со средней нагрузкой.
  • Слишком лёгкий винт. Лодка сильно недобирает в скорости, мотор превышает максимально допустимые обороты (т.н. «перекрут»), срабатывает ограничитель оборотов. В этом случае нужен винт с большим шагом.

Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.

В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.

Вопрос — ответ

Сегодня мы пригласили эксперта, который ответит на наиболее частые вопросы читателей, касающиеся гребных винтов.

Как проще проверить, насколько подходит к катеру имеющийся винт?

Читать еще:  Пропорция масла и бензина для лодочного мотора

-Нужно замерить обороты в «полный газ» с максимальной и минимальной загрузкой. Обороты должны находиться в пределах, рекомендованных изготовителем. Если мотор «недобирает» оборотов – поставьте винт с меньшим шагом, если происходит «перекрут», то есть превышение оборотов – то шаг требуется увеличить.

Сколько лопастей лучше – 3 или 4?

-Смотря что требуется от лодки. Если нужна устойчивая минимальная скорость глиссирования, грузоподъемность, больший упор – то 4 лопасти имеют определенные преимущества. Если важнее скорость налегке – то выбираем винт с тремя лопастями.

Следует иметь в виду, что за счет большего упора обороты четырехлопастного винта будут приблизительно на 100 меньше, чем трехлопастного аналогичного диаметра и шага.

Какой винт лучше – алюминиевый или стальной?

-Опять же, что важнее для пользователя. Если нужна максимальная скорость, возможность максимального увеличения ходового дифферента тримом без возникновения подхвата воздуха, то стальной винт предпочтительнее. Но он сильнее нагружает редуктор за счет большей массы и стоит гораздо дороже.

Для повседневной эксплуатации вполне подходит алюминиевый винт. Относительно недорогой, он обладает весьма достойными гидродинамическими характеристиками, к тому же при ударе о подводное препятствие меньше вероятность повреждения вертикального и гребного валов, а также деталей редуктора за счет более хрупких лопастей.

Если же вы решите провести эксперимент со стальным винтом, следует иметь в виду, что стальной винт нужно брать с шагом на 1″ меньше, чем алюминиевый.

При выходе на глисс такое ощущение, что «буксует сцепление» Как с этим бороться? Винт с виду целый.

-Возможно, провернулся демпфер, находящийся между втулкой и ступицей. Попробуйте установить другой винт – ситуация должна измениться.

-Как продлить срок службы винта?

-Основная рекомендация — избегать касания дна: внимательно следить за изменением глубины и пользоваться гидроподъёмом при прохождении проблемных мест: отмелей, подводных препятствий.

-Обязательно ли использовать оригинальный винт?

-Нужно понимать, что многие оригинальные винты сделаны на тех же предприятиях, что и «неоригинал». Существует ряд проверенных производителей, выпускающих качественную замену оригиналу при более низкой цене. Поэтому говорить о необходимости использования именно оригинальных винтов некорректно.

К сожалению, формат статьи не позволяет максимально подробно рассмотреть все нюансы подбора винта, но основные вопросы мы рассмотрели, и теперь при необходимости можем подобрать наиболее подходящий винт для моторной лодки или катера. Тем, кто заинтересовался темой и хочет изучить теорию гребных винтов, можно порекомендовать труды Х. Баадера, Л.Л. Хейфеца, В.В. Вейнберга, а также книгу «Гребные винты. Современные методы расчета» В. Бавина и др.

Гребные винты для лодочных моторов, как выбрать

в Советы 0 8,409 Просмотров

Давайте коснемся темы выбора гребного винта для подвесного лодочного мотора. Сегодня на Российском рынке существует несколько производителей гребных винтов для лодочных моторов. Производители моторов обычно устанавливают на валы своих моторов винты собственного производства, т.к. для эффективного преобразования мощности мотора в скорость необходим гребной винт, который бы соответствовал характеристикам именно этого лодочного мотора.

Оригинальные гребные винты для лодочных моторов

Собственным производством гребных винтов занимаются все производители лодочных моторов. Но вот Honda до недавнего времени на свои моторы ставила винты компании Michigan, а сейчас уже ставит Solas. И компания Tohatsu на некоторые свои модели лодочных моторов ставит винты Solas. Все производители лодочных моторов рекомендуют ставить на свои моторы именно оригинальные гребные винты. Мы конечно же не будем верить им на слово и попытаемся узнать почему и как. Кроме шага винта, сами винты различаются еще несколькими характеристиками. И если вы даже установите винт не оригинальный, но с тем же шагом на свой лодочный мотор, то не факт, что вы получите положительные эффект в скорости.

Неоригинальные гребные винты для лодочных моторов.

Кроме известных производителей гребных винтов, таких как Solas и Michigan, есть еще менее известные: Компрон (4-х лопастные, неразборные) и Пиранья (3-х и 4-х лопастные, разборные). Композитные винты (пластмассовые) очень стойки к коррозии, но полностью неремонтнопригодны, обладают низким КПД (толстых профиль лопасти), и стоят не дорого. Все же мы рекомендуем их использовать вам самим, если вы конечно не покупали надувную лодку и мотор на самые последние деньги и сама лодка и мотор абсолютно не известного бренда. Тогда вам и такой винт подойдет. Если же вы достаточно серьезно подходите к выбору как лодки так и лодочного мотора, вам стоит более тщательно выбирать и гребной винт. Просто разница в цене быстро невелируется бОльшим расходом топлива. Конечно же если вы потомок Рокфеллера и вам плевать на скорость, то пластмассовые винты — ваш выбор.

Гребные винты компании Michigan.

Компания Michigan производит гребные винты для лодочных моторо уже более 100 лет. И является крупнейшим и одним из самых авторитетных производителей. В основном они занимаются производством точных копий оригинальных винтов всех производителей моторов. Но у них есть и свои собственные разработки, которые так или иначе улучшают характеристики мотора.

Серия Michigan Match — это алюминиевые винты и нержавеющие винты, которые в точности копирую характеристики оригинальных винтов.

Серия Vortex
— 3-ч и 4-х лопастные алюминиевые и нержавеющие сборные винты, имеющие сборную конструкцию втулки. Это позволяет утснавливать винты Vortex на моторы разных производителей.

Серия Rapture
— вентилируемые, полированные винты повышенного качества. Они позволяют получить прирост в скорости до 5%.

Серия Ballistic
— гребные винты с высоким КПД на больших скоростях. Рекомендуется устанавливать на суда с мощными моторами. Прирост скорости до 8%.
В плюсы всем гребным винтам от компании Michigan можно записать более низкую цены, по сравнению с оригинальными винтами и точное 100% совпадение характеристик, высокое качество. Минусом является то, что алюминиевые винты окрашиваются без предварительного грунтования.

Читать еще:  Как установить транцевые колеса на лодку пвх

Гребные винты Solas.

Эта компания делает гребные винты, которые можно приспособить для любых моторов. Стремление удешевить производство. Все гребные винты Solas — это их собственная разработка. Характеристики конечно не плохи, но есть несколько минусов.

Первое
— это то, что характеристики гребных винтов Solas полностью не соответствуют характеристикам оригинальных винтов, что чаще всего в итоге приводит к падению скорости. Если вы все же нацелены купить гребной винт Solas, то вам скорее всего понадобиться совет специалиста, который поможет сравнить характеристики нескольких винтов, и поможет вам выбрать оптимальный именно для вашего мотора. Но все же универсально — не значит лучшее. А Solas именно универсальные гребные винты для лодочных моторов.

Второе касательно минусов — Solas подгоняет диаметр ступицы своих гребных винтов под диаметры редукторов различных производителей моторов. Результатом является то, что к примеру для лодочного мотора yamaha 30 Solas предлагает винт с диаметром ступицы на 11 мм. больше (!). А это значительно увеличенное сопротивление. В плюсы этих винтов можно записать опять же цену по сравнению с оригинальными винтами, хорошее качество окраски и универсальность (но это сомнительный плюс).

Как правильно подобрать гребной винт для лодочного мотора

Для того, чтобы правильно выбрать гребной винт, необходимо знать несколько вещей:

  • диаметр винта (диаметр окружности, которую описывают лопасти винта).
  • шаг винта (расстояние, которое винт пройдет за один оборот)
  • проскальзывание (разница между реальным шагом и шагом по паспорту, такая разница появляется из-за частичного стекания воды с лопастей)
  • дисковое отношение (отношение площади лопастей винта к площади описываемого круга)

Основной параметр это конечно же шаг винта. Шаг винта является главной характеристикой гребного винта, которая влияет на нагрузку на мотор. Тут линейная зависимость: больше шаг — больше скорость — больше оборотов должен выдавать мотор. Теперь о диаметре винта: чем выше шаг винта — тем меньше диаметр, и наоборот. Но вот компания Michigan производит некоторые гребные винты, которые отличаются диаметром и дисковым отношением. Но вот по поводу таких нестандартных винтов стоит сначала обратиться к специалисту. Он уже даст вам рекомендации относительно именно вашего лодочного мотора. От проскальзывания напрямую зависит КПД мотора. Чем меньше оно, тем выше КПД. Верно утверждение: чем меньше оборотов может развить мотор (при полном дросселе) тем выше проскальзывание. Нормальным можно считать проскальзывание 18%.

Теперь немного рекомендаций, если ваш лодочный мотор развивает обороты, которые отличаются от паспортных.

  • если обороты ниже, стоит уменьшить шаг винта. Шаг винта ниже и повысит обороты на 200.
  • если обороты выше, сделайте все наоборот, учитывая зависимость шага от оборотов.

Рекомендуемые шаги винта для более быстрого выхода на глисс или для меньшей скорости глиссирования (экономия топлива при крейсерской скорости).

  • следует выбирать гребной винт с большим дисковым отношением. 4-х лопастной винт Solas, к примеру, немного снизит скорость на максимальных оборотах. Или Michigan Wild blade, дисковое отношение увеличиться не сильно по сравнению с выбором 4-х лопастного винта, но и максимальная скорость не снизиться, но обороты мотора при этом упадут.
  • следует выбирать винт с большим диаметром. Но тут надо учитывать хватит ли мощности мотору. Обороты мотора при этом упадут, но тут есть вероятность повреждения редуктора при выборе слишком большого по диаметру винта.

Если вы хотите получить максимальную скорость.

  • выбирайте нержавеющие винты, а лучше нержавеющие, полированные винты, а вообще отлично нержавеющие, вентилируемые, полированные гребные винты. Обороты при использовании таких винтов могут возрасти.
  • для получения максимальной скорости стоит купить гребной винт с максимальным КПД, к примеру Michigan Ballistics. При использовании 3-х лопастных винтов этой серии обороты у мотора возрастут существенно. В связи с этим рекомендуем увеличить шаг винта. Если же использовать 4-х лопастные гребные винты Ballistics, то обороты, если и возрастут, то несущественно из-за уменьшения проскальзывания.

Подбор винта для лодочного мотора

Покупка лодочного мотора – это далеко не все. Если вы хотите, чтобы мотор работал с максимальной эффективностью – необходимо правильно выбрать гребной винт для лодочного мотора, так как для различных целей могут использоваться различные винты, хотя при этом на судне будет установлен один и тот же мотор. Чтобы научиться разбираться в винтах, сначала необходимо научиться терминологии.

Технические характеристики винтов

В классификации моторных винтов используется несколько показателей, но основными являются три: диаметр винта, шаг и количество лопастей.

  • Диаметр винта. Тут все просто – эта величина обозначает длину окружности, которую описывают лопасти винта в рабочем состоянии. У четырехлопастных винтов этот показатель измеряется как расстояние от конца одной лопасти до конца противоположной. У трехлопасного необходимо измерить длину одной лопасти от конца до центра втулки и помножить эту величину на два.
  • Шаг винта – величина, которая показывает, насколько винт продвинется при одном обороте. Этот показатель всегда идет вторым в маркировке. Нужно принимать во внимание, что в маркировке указывается теоретический шаг, без учет слипа или проскальзывания. Но так как вода частично стекает с лопастей, реальный шаг будет немного отличаться от паспортного.
  • Количество лопастей у лодочных винтов обычно три, реже четыре. Трехлопастный винт обычно устанавливается на суда длиной до 6 метров, а четырехлопастный – на суда длиной более 6 метров. Двухлопастные винты встречаются редко, в основном на малосильных моторах. При этом трехлопастные больше подходят для скоростного режима, а вот четырехлопастные считаются «грузовыми» и эффективнее проявляются себя на крейсерской скорости, при этом их работа «ровнее», чем у трехлопастных аналогов из-за равного количества лопастей и большего дискового отношения.
Читать еще:  Российские производители лодок пвх

Маркировка винтов выглядит следующим образом: 4×9.1/3x9R. Это расшифровывается следующим образом: четырехлопастный винт, диаметр 9.1/3, шаг 9 с правым вращением.

Диаметр и шаг винта оказывают решающее влияние на поведение судна. При большом шаге винт получается «скоростнее», так как за один оборот лодка проходит большее расстояние. В то же время чем больше диаметр, тем больше «тяговитость» у мотора и он может толкать груженую лодку. Поэтому если необходимо улучшить скоростные качества, то увеличивайте шаг винта, а если необходимо сделать его тяговым – увеличивайте диаметр. Но при этом нужно учитывать и примерную мощность мотора, на который рассчитан винт – поставив к примеру винт 3×11,3/4x10R на мотор мощностью 5 л.с., Вы не получите должно эффекта, так как такой винт рассчитан на более мощные моторы от 30 до 60 л.с.

Пластик, алюминий или сталь – что выбрать?

Еще один важный критерий выбора – это материал, из которого изготавливается винт. На сегодняшний день используются три основных материала: композитный материал (пластик, углепластик и т.д), алюминий и сталь.

  • Пластик – это самый дешевый материал, но при этом не значит, что он самый плохой. Пластиковый гребной винт на 30-50% прочнее алюминиевого, совершенно не поддается коррозии и самое главное – он пластичен. При ударе о дно, пластиковый винт в 75% случаев «сыграет» и распрямиться после удара, приняв на себя большую часть ударной нагрузки и защитив редуктор от удара. Но для высокой скорости такие винты не подходят – под действием кавитации они будут деформироваться, в результате чего скорость снизится. Поэтому их устанавливают в 95% случаев на малосильные моторы – до 3 л.с.
  • Алюминий – точнее алюминиевый сплав – материал, устойчивый к коррозии. Отлично подходят для поддержания крейсерской скорости. Могут быть использованы на мелководье – рабочая кромка затачивается и тогда лопасти не путаются в водорослях. Но так как алюминий сравнительно мягкий и плохо сопротивляется растягивающим напряжениям, лопасти делаются для этого достаточно толстыми. При этом удар по такому винту нанесет ему серьезные повреждения и может деформировать его без возможности ремонта. Более того, при сильном ударе алюминиевый гребной винт может передать ударную энергию на редуктор, что может привести к его разрушению.
  • Нержавеющая сталь – самый лучший материал. Во-первых, прочность стали намного выше, чем у алюминия и пластика, поэтому лопасти стального гребного винта тоньше и не меняют геометрию со временем. Во-вторых, он менее подвержен кавитации. В-третьих, он менее подвержен износу и поломке. Ну и самое главное – КПД стального винта – за счет меньшей толщины на 12-15% выше, чем у алюминиевого. Если на винт будет установлена съемная втулка из пластика или алюминия, то даже при сильном ударе большая часть энергии уйдет на то, чтобы деформировать сам винт, а остальная не передастся редуктору, а пойдет на деформацию втулки. Так что уверенность в том, что при ударе стального винта о камень редуктор разнесет в клочья – это миф прошлых лет, когда на стальные винты ставили несъемные втулки.

Исходя из вышесказанного, стальной винт – это оптимальный вариант, даже несмотря на то, что он дороже, чем аналогичные изделия. По статистке, около 70% гребных винтов изготовлены именно из нержавеющей стали.

Выбираем гребной винт

Так как же выбрать хороший гребной винт? Очень просто:

  • Вам нужен винт для тихой спокойной рыбалки с малосильным мотором? Выбирайте винт из алюминия или пластика. Количество лопастей роли не сыграет.
  • Четырехлопастный алюминиевый винт – универсальный и дешевый вариант для дальних заплывов на небольшом судне и позволит сэкономить топливо на крейсерской скорости.
  • Винт из полированной нержавеющей стали – самый лучший вариант, особенно если вам нужна долговечность и надежность. При этом для тяжелого судна длиной более 6 метров лучше выбрать четырехлопастный вариант, а вот для скорости подойдут три лопасти.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector