Лодка для мелководья

Лодка для мелководья: выбираем по всем правилам

Лодка — это ни много ни мало, а собственное судно, наличие которого открывает больше возможностей в мобильности перемещения по водоему и попадании даже в самые труднодоступные места. А так как это средство для передвижения, то к нему нужно со всей серьезностью относиться, особенно если это касается вопросов выбора, правильной эксплуатации, бережного ухода и хранения.

Лодка для мелководья поможет рыбаку решить ряд проблем. Чтобы судно приносило ожидаемый эффект и обеспечивало комфорт во время его использования, рекомендуется ознакомиться со всеми правилами удачного выбора.

Преимущества и недостатки надувных лодок

Надувные лодки дают незначительную осадку, что расширяет выбор доступных акваторий. Такую модель идеально применять на мелководье. Еще один весомый фактор, о котором следует знать: надувная лодка по сравнению с обычной шлюпкой весьма устойчива к опрокидыванию даже в том случае, если все пассажиры перейдут на один борт (действует закон Архимеда о выталкивающей силе). Если сложится такая ситуация, в которой данное плавсредство не сможет обойти какое-то препятствие (будь то плотина или пороги и т. п.), то его, в зависимости от габаритов, спокойно перенесут несколько или даже один человек по берегу. Что же касается хранения надувной лодки, то и в этом вопросе она неприхотлива. Достаточно ее хорошенько просушить и сложить в рюкзак, который можно не занимая много места поставить не только в гараже, но и собственно в квартире.

Огромный спрос на приобретение надувных лодок обусловлен прежде всего их достоинствами. Использование подобных моделей довольно разнообразное: от туристических путешествий до спасательных операций.

К минусам надувных лодок можно отнести минимальную степень комфорта, не самую лучшую управляемость, уступающие динамические параметры при аналогичной мощности двигателя в сравнении с твердотельными аналогами и малый показатель прочности.

Ассортимент надувных плавсредств весьма многообразен. Исходя из материальных возможностей рыбака и целевого назначения, можно подобрать удачный вариант либо отечественного производства, либо зарубежного.

Классификация видов надувных лодок

Производители выпускают лодки в разных воплощениях: весельные, предназначенные под установку двигателя, с корпусом из упругого стеклопластика, с надувными бортами. Некоторые модели разработаны с учетом постановки на них двигателей с дистанционным управлением, а также есть варианты суден, оснащенные тентом.

Учитывая разновидности исполнений, надувные лодки подразделяются на гребные и моторные.

Конструкция гребных моделей характеризуется своей простотой. Правильное разделение надувных бортов на соответствующее количество отсеков обеспечивает устойчивость лодки на плаву в случае порчи одного из них. Материал, из которого выполнен пол, может быть как полужестким (с добавлением определенных фрагментов пластика, фанеры), так и жестким (из легкого сплава, фанеры). Для создания комфортных условий во время гребли и придания корпусу дополнительной жесткости между двумя бортами можно вставить скамейку. Что же касается остальных сидячих мест, то рекомендуется использовать надувные подушки. Гребные лодки идеально подходят для рыбалки, туристических путешествий, охоты на малых дистанциях, а также непосредственно для отдыха на водоеме.

Материалы для надувных лодок


Чаще всего при производстве надувных лодок пользуются армированными эластомерами (различные виды резины), армированными и неармированными пленочными пластомерами (ПВХ материалы с добавлением определенных компонентов). Состав ткани включает переплетенный синтетический корд или хлопчатобумажную ткань, специально покрытую с обеих сторон резиной, неопреном.

Недостатки резиновой ткани:

  • малый показатель практичности;
  • значительный процент отслаивания резины от самого корда;
  • низкая сопротивляемость резины к морской воде, нефтепродуктам, солнечным лучам, истиранию, образованию грибка и гниению.

Преимуществом эластомерных материалов на резиновой основе считается их доступная стоимость. Отсюда и дешевизна таких надувных плавсредств. Моторные лодки, эксплуатирующиеся в комплекте с мощными двигателями, выполненные из прорезиненой ткани, исходя из практики применения отличаются своей ненадежностью именно за счет малопрактичных составляющих.

Преимущества пластомерных материалов:

  • высокий уровень практичности по отношению к истиранию;
  • отличные показатели устойчивости к морской воде, нефтепродуктам;
  • малый процент отслаивания ПВХ от корда.

Лодки, изготовленные на основе тентовых тканей (трехслойных по составу), производятся лишь определенными отечественными фирмами, поскольку не имеют сертификата в Европе. Такие судна малопрактичны.

Европейские производители также специализируются на выпуске надувных лодок из хайполона-неопрена, стоимость которого довольно высокая. Такой материал легко поддается склеиванию, а вот сварить его практически нереально. Хайполон-неопрен целесообразнее использовать в производстве плавсредств специального назначения (к примеру, военное применение).

Читать еще:  Электродвигатель на лодку

Популярными производителями надувных лодок являются:

  • Уфимский завод резиновой техники («Чиж-1», «Омега-2», «Ветерок-1», «Айгуль», «Турист-3», «Уфимка-22», «Идель»);
  • Ярославский завод резиновой техники («Ласточка-11», «Нырок-11», «Ласточка-11М», «Иволга-1», «Нырок-21», «Язь-21» и другие);
  • Mnev&Co («Вуокса», «Медуза», «Краб-R275», R285, «Скат-S330», S360, S310 и другие);
  • Zodiak (Cadet, Yahtline и другие);
  • BRIG (Dingo, Baltik и другие).

Видео о том, как выбрать качественную лодку ПВХ для рыбалки:

Видео рассказывающее о том, как за 2 минуты накачать любую лодку ПВХ:

Как выбрать лодку для рыбалки на мелководье

Лодка — неотъемлемое и необходимое «орудие производства» для рыбака с незапамятных времен. И даже сейчас, когда рыбная ловля превратилась из способа выжить в увлечение, вопрос выбора лодки для многих рыбаков (и даже охотников) более чем актуален. Плавсредство необходимо не только для того, чтобы ловить рыбу с середины реки. Зачастую оно очень даже нужно, просто чтобы подобраться к точке облова. Особенно если берег зарос осокой или рогозом, подтоплен, или доступ к нему по другой причине затруднен. В этих условиях особенно актуальна лодка для мелководья. Также очень важно грамотно выбрать мотор для мелководья.

Причины актуальности выбора

Мелким условно можно счесть водоем (реку, пруд, озеро), где глубина составляет до полутора метров. При этом очень часто его дно покрыто толстым слоем ила, мусора, там покоятся коряги, остатки стройматериалов от разрушившихся или недостроенных мостов, дамб и т. п. Мелководными водоемами в той или иной степени является большинство небольших рек и лиманов.

Фото 1. Типичное мелководье.

Чтобы спокойно передвигаться по ним, необходимо иметь оптимальную лодку для мелководья. Крупногабаритное судно, такое, как катер, не всегда подойдет для этого. Он может просто сесть на мель, повредить винт или вал двигателя, в худшем случае получить пробоину днища. Лодки для мелководья, в том числе, например, для горных рек — быстрых, норовистых, но неглубоких, должны обладать следующими характеристиками:

  • малая осадка;
  • небольшие размеры и масса;
  • плоское дно либо слабо выраженный v-образный киль;
  • прочный корпус + запас по непотопляемости;
  • хорошая остойчивость;
  • специальный мотор для мелководья.

Такими характеристиками обладают, как правило, либо надувные лодки из ПВХ, либо пластиковые — с жестким корпусом из полиэфирных смол и/или композитных материалов.

К лодочным моторам для мелководья также предъявляются схожие требования — они должны обеспечивать уверенное движение по неглубокому участку с небольшой скоростью, при этом по сути работать в подповерхностном слое. При этом такому мотору желательно иметь защиту от попадания в механизм ила, грязи, ряски и т. п., которых всегда много в мелких, часто заболоченных речках и прудах.

Выбор между ПВХ и пластиком

«Лучшим другом» рыболова уже много лет считается надувная лодка. Ее несомненными достоинствами являются:

  • транспортабельность;
  • малая осадка в воде (даже с большой загрузкой)
  • отличная остойчивость.

Надувные лодки настолько устойчивы, что выдерживают даже скопление груза и пассажиров на одном борту, тогда как, например, шлюпка при этом легко может перевернуться. Благодаря малому весу они легко перетаскиваются волоком по берегу, если в этом возникает необходимость.

Существует большое разнообразие надувных лодок и катеров для разных целей (вплоть до спасательных операций на море), но нас сейчас интересует только небольшое плавсредство для двух-трех человек, гребное либо предусматривающее тихий маломощный мотор (до 4-х л.с. мощностью). Использование более мощных двигателей в данном случае нерационально.

Так как мелкая речка, пруд или озеро при передвижении по ним создают опасность повреждения плавсредства, во главе угла оказывается сочетание малой осадки с плоским дном повышенной прочности.

Поэтому, выбирая для передвижения по мелководью надувную лодку, стоит сделать выбор в пользу плавсредства, изготовленного из ПВХ.

Это поливинилхлорид, используемый в сочетании с армированием специальным кордом. Фактически лодка изготавливается из композита — упрочненный корд для жесткости, покрытый сверху многослойным — от трех до пяти слоев — поливинилхлоридным материалом.

Читать еще:  Плавающий квадроцикл

Следует отдавать предпочтение пятислойному композиту из ПВХ с жестким кордом, т. к. велика вероятность повреждения плавсредства каким-либо подводным объектом — от камня до коряги. Лодки из ПВХ обладают следующими преимуществами по сравнению с резиновыми:

  1. Высокая стойкость к истиранию.
  2. Высокая стойкость к отслаиванию от корда.
  3. Высокая химическая стойкость.
  4. Относительная легкость ремонта.

Недостатком лодок из ПВХ можно назвать их слабость перед солнечным светом. Этот материал не любит длительного нахождения на свету, поэтому на хранении лодку нужно сдувать или накрывать тентом.

Жесткие пластиковые или композитные лодки-плоскодонки с малой осадкой также являются неплохим вариантом для мелкого дна. Они изготовлены из полиэфирных (близких к эпоксидным) смол методом формования. В них присутствует жесткий каркас.

Для мелководья можно выбрать пластиковую лодку длиной до 4 метров, с высотой бортов не более 50 см. Ее достоинства будут следующими:

  1. Приемлемая масса для перетаскивания волоком на небольшое расстояние.
  2. Стойкость к коррозии, к солнечному свету, другим агрессивным факторам.
  3. Относительная прочность.
  4. Положительная плавучесть в случае опрокидывания (хотя для мелководья это не актуально).
  5. Лучшая управляемость по сравнению с надувными.

Жесткий полимерный корпус может выдержать посадку на мель или столкновение с рифом на небольшой скорости, например, при движении на веслах. Пластик не может быть разорван, к примеру, при транспортировке — случайным зацепом об острый предмет. Но для провоза к месту рыбалки даже маленькой пластиковой лодки потребуется автомобиль.

Фото 2. Современная пластиковая плоскодонка.

Основным недостатком пластмассовых лодок является сложность ремонта. Дырку в металле можно заварить, дырку в ПВХ залатать при помощи вулканизации, но заделать пробоину или трещину в пластике в бытовых условиях практически нереально.

Выбор мотора

К сожалению, узкоспециализированные лодочные двигатели для мелкой воды встречаются редко. К таковым можно отнести разве что аэровинты, которые в принципе не погружаются в воду, но их использование на отечественных речках и лиманах будет выглядеть как минимум странно. Поэтому, в принципе, можно использовать почти любой двигатель, если он обладает следующими качествами:

  • подходит для установки на вашу лодку;
  • обладает адекватной мощностью;
  • имеет минимум одно, а лучше два-три мелководных положения;
  • защищен от втягивания ила, ряски и грязи.

В некоторых случаях, например на чистой воде, можно использовать водометные движители, которые работают как раз в подповерхностном слое. Но для лодок-болотоходов они совершенно не годятся.

Под адекватной мощностью подразумевается мотор, работающий не очень шумно и позволяющий плыть со скоростью около 4 км/ч. Требуемая мощность находится в диапазоне 2-4 л.с. Плыть быстрее опасно — можно повредить лодку.

Мелководное положение — это специальная фиксация вала и винта в подповерхностном слое, среднее положение между опущенным и поднятым. Лучше всего, если мелководных «уровней работы» у мотора будет несколько — можно подобрать наиболее подходящий.

Фото 3. Водометный лодочный мотор.

Кроме того, обратите внимание на материал винта. Винт должен быть сделан из стали, т. к. алюминиевый или дюралевый легко повреждается о дно. Неплохим вариантом является винт из углепластика. При маломощном моторе выбирайте винт с большим количеством лопастей — 5, а не 3. Он создаст большее усилие.

Поскольку ключевым условием для рыболова является малошумность, можно использовать электродвигатель, работающий от аккумулятора. Он не обладает большой мощностью, зато работает очень тихо.

Выбор лодки для мелководных горных рек и дальних расстояний

Не знаю — сюда ли я обратился, но смотрю народ активен. может поможете.
В общем задача такая — купить лодку и мотор для путешествий по горным рекам протяжонностью до 100-150 километров, с мелкими перекатами и прочими прелестями горных рек А так же по охотскому морю но в пределах видимости берега — так же на примерно такие же расстояния.
Первое что следует из это задачи — это покупка мотора с насадкой под водомет, я правильно понимаю? Или можно купить водометный мотор и непариться?
Следующие — количество путешествующих — макс 4 крупных человека под 100 кг, шмурдяк и топливо. То есть вывозить гдето под 600-800 кг.
Длительность путешествий — ну три четыре дня — рыбалка охота и прочее. Заправиться негде, поэтому все топливо с собой.
Бюджет — не то что бы не ограничен- но скажем так — хочется купить хороший мотор — А вот лодку zodiac — я уже не потяну при стоимости мотора полтинника той же ямахи под 160 штук.
В общем — кто что может посоветовать. С чего начать поиски — может гдето есть хорошие статьи на эту тему, а я хожу мимо.

Читать еще:  Самодельный транец на лодку пвх

Я бы посоветовал Ротан 420М под 30 сильной ямахой с водометом, как минималку для данной задачи. Грузоподъемность 900 кг. Лучше, конечно 520М, но это уже дороже и мотор надо сильнее. Пройдет везде, даже одной скегой по берегу недалеко летает. Надо брать именно с М — заточено под мелководье (на двойных скегах). Ну и водомет для мелководья самое то, винт навернется моментально. Можно поглядеть на Ротановском форуме в паре тем отчеты владельцев похожих комплектов. http://rotan.spybb.ru/viewtopic.php? >http://rotan.spybb.ru/viewtopic.php? >На этом же воруме есть продажа б.у. Я себе брал новую тут http://rotanoved.ru/boats/420m/
Взял 420М с Ямой 30. Хожу пока под винтом,коплю на водомет. Написал потому, что задачи стоят аналогичные, сам недавно ломал голову. Теперь сомневаюсь, правильно ли взял 420 или надо было добавить до 520го. Аппетиты растут. А лодкой очень доволен. Со временем можно навесить кучу прибамбасов типа транцевых колес, тента и т.д. Но лучше наверное обвес делать самому — на сайте дороговато.

С уважением, Павел.
P.S. на том форуме ник ПроПаН.

Дополню по водометам.
Водомет сожрет примерно 30% силы мотора. То есть по морю все же быстрее и экономичней ходить на винте. Перекидывать водометную насадку и обратно на винт говорят минут 30-60 (сам пока не пробовал). Очень убыстряет данный процесс наличие дополнительной помпы. Водометы на Ямаху бывают американские и тайваньские. На 30ку яму, американский стоит 72 тыс. руб, тайвань около 60. Рекомендуют дополнительно заказывать и ставить стальной импеллер. По водометным насадкам можно неплохо почитать здесь http://motomarket-russia.ru/vodometnye-nasadki/ . Там же их и продают. Люди брали, вроде бы нормально.

был владельцем алл.лодки 4.70м и суза DF-50 4тк +америкосовская улитка+стальной импеллер.отмечу сразу что на винту родном пятнадцатом лодка как ракета а когда на улитке в двоем +вещи+бенз вроде хорошо но когда четыре чела очень тяжко вобщем «не то пальто» если 30ка с улиткой то и передвигаться будете как улитка.по этому я продал весь комплект и теперь строю стационарный водомет.с Уважением

Как вариант аэролодка по типу Патруля или Пираньи, на горных реках будет неплохо себя чувствовать. У Патруля есть модификация на 4-х человек, но вот стоит она и кушает. Это вам сзади еще надо будет цистерну горючки на буксире тянуть)))Моторчик там не плохой от субарика стоит, но и покушать любит)

Резиновый аэроглиссер, не?

цитата: Originally posted by теоретег:

Резиновый аэроглиссер, не?

цитата: Originally posted by Goblinid:

для путешествий по горным рекам протяжонностью до 100-150 километров

. а не для издевательства над собой
Вот когда будет тема, типа «какую лодку взять, чтобы вынести себе все мозги шумом и воем» — тогда да, стоит посоветовать аэродвижитель.

Подвесной водометный мотор «Сталкер-Джет».

некрофилы, на дату первого поста посмотреть никто не пробовал?

Катаю братан 460м
Взял для горных рек
Единственное, что не сделал — регулируемый транец по высоте — и пофиг мели

Водомет — гуд, но мозги и адекватная защита мотора — неплохая альтернатива, имхо.

Блин, а дату то не глянул.

цитата: Изначально написано Mad Fisherman:
Блин, а дату то не глянул.

Советуйте актуальное, ничего страшного

Я вам советую обратить внимание на аэролодку Патруль , бак на 70 литров, разработчики утверждают что хватит на 500 км, значит 200 точно пройдет, плавать можно как зимой так и летом, особая конструкция дна, должна обезопасить баллоны. 4х дверная кабина, 4 места и стекла из небьющегося поликарбоната. Вроде как 500 кг может перевозить.
Вот нашел Статью
и Видеоообзор

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×