Лодки дюралевые ссср

Обзор советских моторных лодок

Решил завести моторную лодку, но не знаю, какую лучше купить? Наугад покупать не хочется — деньги немалые! Обращался к любителям, все говорят по-разному. Только запутали. Названия разные, а на вид вроде бы одно и то же. Где можно найти такой прейскурант, чтобы были перечислены все модели? И чтобы объяснялось, чем же одна лодка лучше или хуже другой. Ни в одном магазине их все сразу не увидишь: в одном одна лодка, в другом —другая

Итак, вы решили купить мотолодку и оказались перед необходимостью выбора.

Прежде чем делать покупку, новичок должен четко сформулировать ответы на три принципиальных вопроса:

  • нужна ли мотолодка вообще!
  • для чего именно она нужна!
  • где и как будут храниться лодка и мотор летом и зимой!

Не торопитесь с ответом на первый вопрос: он получится сам собой, когда вы разберетесь с двумя другими.
Прикиньте, куда — на какие расстояния, а каких условиях (по тихой ли речке или по открытому всем ветрам водохранилищу), с какой скоростью, с каким экипажем, с каким багажом и, самое главное,— с какой основной целью чаще всего придется вам плавать!

Каждому «типичному» варианту использования соответствуют и свои особые предъявляемые к лодке требования — по скоростным качествам и мореходности, грузоподъемности и остойчивости, наличию того или иного оборудования и даже виду основного конструкционного материала.
Если, например, вы предполагаете использовать лодку для кратковременных и быстрых выездов с приятелем за город — на воскресную рыбалку, понадобится лодка быстроходная, остойчивая, имеющая свободный открытый кокпит со сплошным горизонтальным пайолом, легко идущая на веслах. Сдвижная рубка и мягкие кресла, раскладывающиеся в спальные места, будут только мешать рыболовам, а их «мертвый вес» отразится на скорости (или потребует излишних затрат мощности).

Другое дело, если вы собираетесь на весь отпуск или на все лето со всем семейством, включая детей, в дальнее туристское плавание. Тут уж на первый план выдвигаются требования мореходности, экономичности движения с большой нагрузкой, комфортабельности лодки — приспособленности ее к длительному пребыванию людей, которые будут здесь же, на борту лодки, ночевать, готовить и принимать пищу. При выборе лодки для туризма стоит обратить внимание на объем багажников и удобство размещения запасов (включая топливо), возможность оборудования спальных мест и камбузного уголка, удобство управления лодкой при плавании в плохую погоду.

Ясно, что тому, кто собирается тренироваться на водных лыжах, а ими занимаются лишь на гладкой воде и не удаляясь от берега, будут не нужны ни большая грузоподъемность, ни рубка, ни мягкий ход по крутой волне.

Обязательно заранее уточните, с каким мотором (или двумя моторами) придется эксплуатировать вашу лодку, имея а виду и необходимую скорость хода, и затраты на топливо — экономичность силовой установки, и требования к ее надежности. Надо ознакомиться и со всеми существующими а районе эксплуатации будущего судна ограничениями, чтобы не получилось так, что вы приобретете лодку, рассчитанную на такую мощность (скорость], которую ставить (развивать) нельзя по каким-то иным соображениям.
Удача выбора во многом зависит и от учета характера акватории, где вы будете плавать. Поговорите с любителями, выясните — какая мотолодка и почему наиболее популярна, какие -черты характерны для традиционных лодок народной постройки, вобравших лучшие качества, необходимые для плавания в данном районе. Чем больше узнаете о господствующих ветрах, об особенностях акватории и берегов, тем лучше!

Ясно, что для плавания вдоль морского побережья, по большим рекам, водохранилищам или крупным озерам, где в любую минуту надо быть готовым к серьезной борьбе с налетевшим шквалом и волной, необходимо более мореходное — остойчивое и высокобортное судно относительно больших размерений, чтобы длина лодки оказалась соразмерной длине волны. Например, на «Прогрессе-4», «Сарепте», «Казанке-5» или «Москве-2» (а а ближайшем будущем — еще и на «Ладоге-2» и «Крыме-3»), словом, при длине лодки где-то за 4,5— 4,6 м, на таких акваториях вы будете чувствовать себя более уверенно!

Не стоит решаться на покупку, пока вы не будете знать, где и как лодка будет храниться. Мотолодка — не автомобиль (щелкнула дверца — и он уже в относительной безопасности. Найти охраняемую стоянку для судна, причем по возможности недалеко от дома и с удобным выходом, в район плаваний в современном городе — задача нелегкая. Покупка же дорогой и тяжелой лодки без места хранения принесет одни огорчения. Если вы рассчитываете хранить мотолодку в гараже, рядом с машиной, и каждый раз будете доставлять ее к берегу по асфальту, потребуется модель («Прогресс», «Дон»), снабженная колесами; если же возить лодку по суше не предполагается, то естественно, что лучше искать в продаже тот же понравившийся «Прогресс», но в исполнении № 1 — без колес. Предположим, вы уже представляете, для чего и какая — в идеале — лодка вам нужна, договорились о месте ее стоянки и зимнего хранения, семейный совет дал окончательное «добро» на покупку. Теперь дело за тем, чтобы зайти в магазин и выбрать модель, наиболее полно соответствующую вашему идеалу.

Читать еще:  Моторная лодка казанка

Приводим составленную по просьбе читателей таблицу, дающую представление о всей номенклатуре имеющихся в продаже мотолодок, включая и те модели, которые уже сняты с производства, но есть на складах и в магазинах (и для определенных условий плавания вполне могут быть рекомендованы), и те, которые появятся а торговой сети лишь в ближайшем будущем. Отметим сразу, что а таблицу не включены различные малые разборные и не разборные картоп-мотолодки, а также шпоновые универсальные лодки («Форель», «Кефаль») и немногочисленные пока катера со стационарными двигателями. Их выбор— это отдельные темы. Точно так же отдельную и актуальную, на наш взгляд, тему представляет комплекс вопросов, связанных с созданием мореходной прогулочно – туристской мотолодки (катера), рассчитанной на движение в водоизмещающем (переходном) режиме. Однако на сегодня таких «неторопливых» лодок, пригодных для запуска в серию, еще нет, как нет, скажем, и подходящих стационарных лодочных двигателей малой мощности.

В данной статье мы затрагиваем только проблему выбора именно универсальной глиссирующей, чаще всего открытой мотолодки, т. е. «водного автомобиля» длиной 3,6— 5,0 м, рассчитанного на эксплуатацию с выпускаемыми у нас массовыми подвесными моторами мощностью 20—30 л. с.
Действительно, уже при беглом просмотре приведенной таблицы бросается в глаза, что основные характеристики подавляющего большинства выпускаемых на сегодня моделей близки. Однако при всей их «похожести» существуют между ними и отличия, на которые и надо обратить внимание.

Дело, разумеется, не только в том, что модели отличаются по внешнему виду и цвету окраски. Имеют существенное значение такие на первый взгляд мелочи, как отличия в форме ветрового стекла, лучше или хуже защищающего пассажиров от брызг и ветра. На одной лодке это стекло имеет жесткую окантовку, за которую удобно придерживаться, скажем, во время хода по волне, на другой дпя этой цели есть небольшой поручень, а на третьей — нет ничего. На одной лодке конструкторы, разрабатывая проект, тщательно продумали такие вопросы, как удобство посадки в лодку (через носовую палубу, через борт) и укладки багажа, работы с мотором, гребли, работы с якорем и при швартовке лодки (например, при шлюзовании), откачки воды и наведения чистоты, а вот авторы другой лодки, судя по всему, обо всем этом заботились мало и главным образом «выжимали» скорость. Другими словами, неважных мелочей нет. Знакомясь с лодкой, выставленной в магазине, стоит обратить внимание на конструкцию тента, сидений и пайолов; форму и расположение различных рымов, уток и ручек для переноски; наличие шкафчиков, карманов и полочек для мелких вещей, которые должны быть под рукой, и т. д. и т. п. Очень важно, обратившись к заводской инструкции, разобраться с тем, подходит ли ДУ, включенное в комплект лодки (иди имеющееся в продаже) к мотору той марки, с которым предполагается эксплуатировать лодку.

Наконец, различаются одинаковые на первый взгляд лодки и еще более существенно — по таким характеристикам корпуса, которые определяют режим движения лодки (с разной нагрузкой и под моторами различной мощности), ее маневренные качества, остойчивость на ходу и на стоянке (валкость), поведение при ходе на волне.
Как уже отмечалось, чем лодка крупнее, тем больше может быть волна, при которой допустимо безопасное плавание. При длине меньше 3,6—3,7 м сделать лодку относительно мореходной не удается: ее корпус оказывается меньше, чем расстояние между соседними гребнями даже невысоких волн, лодка проваливается, удары о гребни становятся резче. Но и увеличивать длину лодки за 4,6—4,7 м тоже нельзя: возрастают вес и трудоемкость изготовления корпуса; чтобы обеспечить ту же скорость, придется увеличивать мощность (а поскольку моторы мощнее 25—30 л. с. у нас не выпускаются, надо будет ставить на транец даже не два, а три мотора) и т. д. Вот по совокупности всех этих соображений с учетом технологических возможностей наших заводов и возник тот «4-метровый» класс, среди «представителей» которого нам предоставляется «право выбора».

В таблице мотолодки расположены в порядке возрастания длины. Однако большая длина — условие необходимое, но недостаточное. Например, имеющиеся пока в продаже «Казанка-М» и «Южанка» — длина их за 4,6 м — из-за недостаточной ширины, высоты борта и почти плоского днища для сколько-нибудь серьезных акваторий просто небезопасны. Значит, надежность, остойчивость и мореходность судна определяются не только длиной, но и соотношением размерений и формой корпуса — обводами. Опытный судоводитель-любитель оценивает лодку самостоятельно по таким ее данным, как:

  • относительная ширина, т. е. отношение длины к ширине;
  • высота надводного борта (не только на миделе, но и на самом опасном месте — у подмоторного выреза в транце);
  • подъем линии скулы, форма сечений по шпангоутам и форма палубы в плане — в носовой части;
  • развал или завал бортов;
  • килеватость днища — как в районе ударов о волну, так и на транце;
  • наличие и вид продольных реданов и брызгоотбойника.

Новичку чаще всего приходится доверяться мнениям случайных людей и сведениям, приведенным в Инструкции по эксплуатации. Увы, указания в паспорте лодки, например, о предельной высоте волны, при которой можно выходить в плавание, далеко не точно и, во всяком случае, неполно характеризуют фактическую мореходность лодки.

Читать еще:  Самые надежные лодочные моторы

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМЕЮЩИХСЯ В ПРОДАЖЕ И НЕКОТОРЫХ ИЗ ПОДГОТОВЛЕННЫХ К ПРОИЗВОДСТВУ ПРОГУЛОЧНО-ТУРИСТСКИХ МОТОРНЫХ ЛОДОК ДЛИНОЙ СВЫШЕ 3,5 М

Тестирование импортных подвесников на старых советских дюралюминиевых лодках

Новый мотор к старой лодке

С чего начнет обновление своей техники типичный водномоторник-любитель, сумевший накопить достаточные для этого средства? Конечно же, с оборудования, наиболее изношенного и ненадежного, требующего трудоемких ремонтов и повышенных эксплуатационных расходов. Как показывает жизнь, в эту категорию все чаще попадают двигатели отечественного производства, капризные в запуске, малоэкономичные и давно не отвечающие требованиям, предъявляемым к современным моторам для малого судна. Их главное преимущество — низкая цена — все более становится неочевидным по мере того, как в страну завозятся, как правило, бывшие в употреблении и потому недорогие, но еще вполне надежные импортные подвесные моторы. А вот отечественные лодки 20-30летней давности — обычно дюралевые — широко распространены, до сих пор успешно эксплуатируются и ликвидны на вторичном рынке.

Наши читатели постоянно задают вопросы, какие выгоды можно получить и с какими проблемами столкнуться, приспосабливая американский, японский, европейский подвесник к своим старым «дюралькам». Подойдут ли высота и толщина транца при увеличившейся массе мотора? Известно, что «их» силы не вполне соответствуют «нашим»; возрастет ли при этом скорость и не ухудшится ли безопасность? Что станет с экономичностью хода?

Чтобы ответить на них, мы провели специальные испытания, в которых участвовали несколько популярных моторных лодок, позаимствованных у действующих владельцев, под тремя японскими подвесными моторами различной мощности. Предлагаем ознакомиться с его результатами.

Претенденты

В нашем тесте на ветреных плесах озера Вуокса в Ленинградской области участвовали четыре модели лодок — старушка-«Южанка» и более современные (если можно так сказать) «Обь-М», «Крым» и «Днепр». Все они имеют близкие паспортные характеристики, поэтому их ходовые качества, грузоподъемность, экономичность, эргономику и прочее целесообразно было сравнить под одними и теми же моторами допустимой мощности. Моторный парк составили три двухтактных «коротких» мотора мощностью 15, 18 и 30 л.с. — соответственно «Suzuki», «Tohatsu» и «Yamaha» со стандартными комплектными винтами. Эти моторы полностью отдают заявленную мощность, близки по удельному расходу топлива, их представительства в России оказывают полноценную поддержку своей продукции. Мы стремились к сравнению не столько моторов, сколько лодок, поэтому относящиеся к моторам критические замечания отнесем к разряду второстепенных. Естественно, из-за дефицита времени тестировались простые румпельные моторы, менее удобные в управлении, хотя и обеспечивающие более благоприятную по скорости центровку лодкам.

Основные данные протестированных лодок

Характеристика «Южанка» «Обь-М» «Крым» «Днепр»
Длина наибольшая, м 4.63 4.24 4.20 4.40
Ширина наибольшая, м 1.59 1.52 1.55 1.59
Высота транца, м 0.38 0.38 0.39 0.38
Пассажировместимость, чел. 4-5 4 5 4-5
Грузоподъемность, кг 400 400 400 400
Масса с оборудованием, кг 145 170 190 190
Допустимая мощность ПМ, л.с. 25 30 30 30

Основные данные протестированных моторов

Характеристика «Suzuki DT1SS» «Tohatsu M18S» «Yamaha 30 HMH»
Число цилиндров 2 2 2
Мощность, л.с. 15 18 30
Масса, кг 37 43 53
Рабочий объем, см 3 284 294 496
Номинальные обороты 4800-5600 5200-5800 4500-5500
Электросистема 12В/80Вт 12В/80Вт (опция) 12В/80Вт

Установки, посадки и допуски

Установка моторов на транцы лодок особых затруднений не вызвала. Но вот гарантированно затянуть до упора струбцины не удалось ни разу: толщина пожеванных долгой эксплуатацией транцевых досок (около 25 мм) японским требованиям не отвечала, и моторы фиксировались где-то на самом конце резьбы винта, а под «Yamaha» приходилось подкладывать и специальную досочку. Во всяком случае без страховочного тросика мы на воду не выходили. Высоты транцев 380-400 мм хватало во всех случаях, один только «Днепр» с «Tohatsu» проявлял склонность к сильному брызгообразованию из-под «ноги» мотора, видимо, из-за ее избыточного погружения. Больше проблем вызвала неприспособленность некоторых лодок к румпельному управлению. У «Крыма» приходилось тянуться к румпелю через высокую кормовую переборку, а у «Днепра» он вообще упирался в наклонную стенку рецесса, ограничивая и затрудняя управление. Наиболее комфортной в управлении за румпель оказалась «Обь-М», обошедшая «Южанку» с ее тесной узкой кормой.

Скакуны и тяжеловозы

Во время тестов дул умеренно сильный ветер, разведший волну в 0.2-0.3 м высотой, он и позволил выявить некоторые особенности судов. Его влияние учитывалось усреднением данных, полученных при пробегах по ветру и против него. Скорость и пробег на мерной топливной емкости фиксировались по GPS-приемнику, обороты — электронным тахометром «Stihl». Испытания на управляемость и соответствие мощности мотора лодке проводились по методике ISO на размеченной буйками трассе.

Полную паспортную нагрузку сумели вывести на глиссирование даже под самым слабым 15-сильным «Suzuki» все лодки, кроме «Днепра» — он смог «вытащить» не более троих. «Крым» же проявил просто чудеса грузоподъемности — под теми же 15 силами он вышел на глиссирование (точнее — оторвал поток от транца и дал раскрутиться мотору) аж с шестью пассажирами! На графиках зависимости скоростей от нагрузки видно, что эта лодка исправно несла больший груз во всех тестах, но преимущества ее в ходовых качествах особенно очевидны при малых мощностях. Под «тридцаткой» «Крым» стремился прижать нос на полном ходу и уступил в ходкости «Оби», при этом ход «Крыма» комфортным назвать было невозможно: просторный корпус гулко громыхал при довольно жестких ударах о волну, постоянно стремился увалиться с курса при встречном ветре и зарыскивал на попутной волне. «Обь», напротив, уверенно выигрывавшая у всех прочих при самой малой нагрузке, быстро теряла скорость с ее ростом — это лодка особенно хороша при энерговооруженности не более 25 кг водоизмещения на лошадиную силу мотора. «Южанка» показала себя крепким середнячком, превосходя в скорости килеватый «Днепр», но уступая «Оби-М», особенно при более высоких мощностях; 15-18 импортных сил для нее — то что надо. При скоростях выше 30-32 км/ч «Южанка» уже стремилась «подлипнуть» носом и сильнее других раскачивалась на встречной волне, а при косых курсах ветер мог неожиданно забросить вбок парусящий нос, едва не разворачивая лодку неожиданно для рулевого. Кроме того, неприятности на ней доставляло отсутствие рецесса, когда на заднем ходу в кокпит заплескивала даже невысокая волна.

Читать еще:  Надувная парусная лодка

«Днепр» проявил себя по-особому. Заведомо проигрывая в скорости другим претендентам, он, тем не менее, выглядел на ходу «правильнее», так, как подобает среднестатистическому мореходному судну: плавно, без ударов проходил волну и надежно управлялся во всем диапазоне скоростей, но об этом подробнее в следующем разделе. Обнаружилась и еще одна замечательная особенность. Когда к двум пассажирам, сидящим на кормовом и носовом сиденьях, добавился третий на корму, скорость оказалась точно такой же, что и с двумя. Это свидетельствует об избыточной носовой центровке лодки, когда ею управляют со штатного поста водителя и тем более когда пассажир сидит рядом с водителем; для экономичного быстрого хода кормовая консоль управления была бы здесь более уместна.

Если сравнивать полученные результаты со справочными данными по лодкам, полученными при испытаниях их с отечественными моторами, то выводы окажутся не в пользу последних. «Обь-М» под «Вихрем-30» и полной нагрузкой должна была бы развить скорость 32 км/ч, в то время как под «Yamaha» она уверенно бежала за 40; под 25-сильным же «Вихрем-М» и при минимальной нагрузке она вообще не дает того, на что способна «пятнашка» «Suzuki» (35 и 37 км/ч соответственно). «Крым» при полном водоизмещении 515 кг (что соответствовало нашей нагрузке в три человека) должен развить под «тридцаткой» 38 км/ч, «Yamaha» же разогнала его до 39.7 км/ч. «Южанка» под «Вихрем-25» должна показывать ту же скорость, что она развила у нас под «Tohatsu». Только «Днепр» при полной нагрузке показал под «тридцаткой» заявленную справочником скорость, хотя максимальная скорость с 25-сильным «Вихрем» все-таки оказалась почти такой же, как и под «Tohatsu-18» (37 и 36.2 км/ч соответственно).

ВОДНО — МОТОРНЫЙ КЛУБ «НЕВОД»

Место встречи водномоторников

  • Водномоторный Портал » Форум водномоторников » НовостиКаталог лодок, катеров и моторовМотолодки производства СССР
  • Мобильная версия
  • Правила Форума
  • Архив журнала КиЯ № 1- 100
  • Архив журнала КиЯ № 101- 142
  • Книги о водно — моторной технике, спорте, судовождении и судостроении
  • Сервисные и пользовательские руководства к лодочным моторам
  • Судовождение
  • Картография, Карты, Атласы, Лоции
  • Карта глубин водоемов России
  • Экзамен ГИМС
  • Сводная таблица моторных лодок и катеров
  • Сводная таблица надувных лодок
  • Сводная таблица РИБов
  • Таблица винтов и скоростей
  • Максимальная скорость катера
  • Помощь Клубу!
  • Поиск
  • Карты
  • Регистрация
  • Вход
    • А вы знали?
    • Мотолодки производства СССР

      • Пользователь просматривает форум: нет зарегистрированных пользователей
      • Темы Ответов Просмотров Последнее сообщение
      • Мотолодки «Прогресс-2» и «Прогресс-4»
        Johny » 08 дек 2015, 08:47 0 1180 Johny
        08 дек 2015, 08:47
      • Мотолодки «Казанка-5»
        Johny » 06 дек 2015, 16:18 0 484 Johny
        06 дек 2015, 16:18
      • Мотолодка «Ока-4»
        Johny » 06 дек 2015, 15:46 0 542 Johny
        06 дек 2015, 15:46
      • Мотолодка «Крым»
        Johny » 06 дек 2015, 15:10 0 725 Johny
        06 дек 2015, 15:10
      • Мотолодки «Нептун», «Нептун-2» и «Нептун-3»
        Johny » 02 дек 2015, 09:54 0 949 Johny
        02 дек 2015, 09:54
      • Мотолодка «Гамма»
        Johny » 02 дек 2015, 09:43 0 348 Johny
        02 дек 2015, 09:43
      • Мотолодки «Обь», «Обь-М», «Обь-3»
        Johny » 02 дек 2015, 09:29 0 1108 Johny
        02 дек 2015, 09:29
      • Мотолодка «Южанка-2»
        Johny » 02 дек 2015, 08:53 0 490 Johny
        02 дек 2015, 08:53
      • Мотолодка «Днепр»
        Johny » 02 дек 2015, 08:48 0 537 Johny
        02 дек 2015, 08:48
      • Мотолодка «Воронеж»
        Johny » 02 дек 2015, 08:39 0 423 Johny
        02 дек 2015, 08:39
      • Мотолодка «МКМ»
        Johny » 25 ноя 2015, 10:40 0 325 Johny
        25 ноя 2015, 10:40
      • Мотолодка «Афалина»
        Johny » 25 ноя 2015, 09:18 0 525 Johny
        25 ноя 2015, 09:18
      • Мотолодки «Неман» и «Неман-2»
        Johny » 25 ноя 2015, 09:03 0 1274 Johny
        25 ноя 2015, 09:03
      • Мотолодки «Казанка», «Казанка-М» и «Южанка»
        Johny » 25 ноя 2015, 08:26 0 756 Johny
        25 ноя 2015, 08:26
      • Мотолодки «Темп» и «Дракон»
        Johny » 25 ноя 2015, 08:14 0 443 Johny
        25 ноя 2015, 08:14

      На борту!

      Пользователь просматривает форум: нет зарегистрированных пользователей

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector