Надувная парусная лодка

Надувная лодка с парусом

Надувная лодка с установленным на ней парусом, дарит наслаждение водным пространством, а скорость передвижения усиливает ветер. Малые судна, изначально оснащенные парусом, встречаются редко. Чаще оснащение устанавливается отдельно уже готовыми парусами или пошитыми самостоятельно.

Особенности

Скорость движения плавсредства определяется:

  • опытом управления парусными суднами;
  • направлением основного курса относительно ветра;
  • величиной, жесткостью, а также обтекаемостью и материалом, из которого изготовлен парус;
  • месторасположением и конструкцией снаряжения;
  • количеством и размещением грузов;

Выбирая судно для хождения под парусом, следует учитывать особенности изготовления парусного оснащения. Традиционный материал – парусину или плотную ткань, постепенно вытесняют современные изделия из полимеров. Они обладают повышенной прочностью, малым весом и долговечностью службы.

Ярким примером таких инноваций выступают эластичные надувные паруса, которые в собранном состоянии вместе с лодкой занимают минимум места.

Правильно подобранное и укомплектованное парусное сооружение устанавливается за пятнадцать минут. Помните, что установка парусной конструкции на лодки, изначально не предполагающие такой вид хождения, снижает вместимость, уменьшая рабочий объем кокпита.

Конструкция надувной лодки с парусом

Делая выбор плавательного средства, стоит учитывать:

  • тип днища;
  • тип настила на дне;
  • материал изготовления баллонов;
  • вместимость и грузоподъемность;
  • конструкцию устройства транца;
  • удобство закрепления сидений;
  • фурнитуру и аксессуары;

Тип днища разделяется на плоское и килеватое строение. Плоскодонные судна менее устойчивы при высокой скорости передвижения и подвержены влиянию сильного ветра и волн. Преимущество плоского дна – устойчивость во время стоянки и способность быстро выходить на глиссирование.

Такие модели стоят дешевле, а конструкция отличается простотой по сравнению с плавательными средствами, обладающими килевидным днищем. Судна с килем имеют вдоль внешней стороны днища дополнительный баллон, который при наполнении воздухом принимает V-образную форму.

Они устойчивы в движении, просты в управлении на высокой скорости и легко разрезают волну за счет меньшего сопротивления. Для хождения под парусом лучше подходят плавательные средства с килевидным днищем, так как они обеспечивают большую управляемость при высокой скорости передвижения по воде.

Тип настила в суднах бывает разным – реечный, жесткий и надувная палуба. От этого зависит удобство пользования и скорость передвижения плавательного средства.

Простой тип настила – реечный, состоящий из алюминиевых или фанерных полос, вставленных в специальные кармашки и удерживающихся давлением в баллонах. Это самый легкий способ придать дополнительную жесткость дну и одновременно, очень неудобный, так как рейки мешают комфортному передвижению, путаясь в ногах.

Жесткий тип настила состоит из алюминиевого, изредка фанерного каркаса. Он гарантирует комфортное использование и ровный ход плавательного средства при скоростном движении по воде.

Преимущества надувной палубы заключаются в том, что она состоит из двух слоев современного герметичного материала, соединенного капроновыми прочными нитями. Толщина в несколько сантиметров сравнима с плотностью фанерного профиля и гарантирует большую плавучесть судна, защиту людей в нем и сравнительно комфортные условия нахождения внутри.

При использовании автоматического насоса можно быстро надуть или собрать лодку без отдельного специального места для транспортировки цельного каркаса или разъемных реек.

Выбор материала, из которого изготовлена лодка, важен для безопасности и продолжительной службы. Современные надувные судна изготавливаются из хайпалона (хлорсульфированного полиэтилена) либо из поливинилхлорида. Первый износоустойчив даже при постоянном механическом контакте с поверхностями, ультрафиолетом и химическими веществами.

Но он дороже стоит, чем изделия из ПВХ, которые дешевле и проще ремонтируются. Плотность материала определяет размер, вместимость, вес и практическое использование изделия – чем плотнее материал, тем надежнее в эксплуатации парусное судно.

Для безопасности лучше иметь с собой насос и ремкомплект, ведь материал можно случайно проткнуть корягой или острым плавником крупной рыбы.

Качество швов зависит от способа соединения основного материала – склейки или сварки. Современные технологии и материалы делают швы одинаково надежными, но сварка считается более технологичным и прочным вариантом. Производители предпочитают использовать одновременно оба способа соединения.

Нужно внимательно осмотреть швы на присутствие дефектов – заломов, надутостей и недобросовестно проклеенных участков. Качественно сделанный шов выглядит аккуратно, не перетягивается, излишне не изгибается.

Также важно уделить внимание вклейке баллонов в днище. Она обязана быть выполнена на одном уровне и не содержать морщин и лишних складок. На месте соединения днища с транцем, при правильном изготовлении, отсутствуют любые выступы, которые препятствуют нормальной работе двигателя.

Размер лодки для двоих человек составляет в среднем 3,5 метра в длину. Если эксплуатация происходит на малых водных просторах, можно использовать судно меньших размеров, в ущерб собственному комфорту.

Читать еще:  Лодочный мотор suzuki df20as

Номинальная грузоподъемность плавательного средства выше, чем реальный рабочий объем. Рассчитывая загрузить желаемое количество улова, не стоит ориентироваться на указанные объемы, так как они физически не в состоянии вместиться в кокпит.

Площадь и высота вспомогательных парусов не должны превышать допустимых величин. Необходимо, чтобы надувная лодка была оснащена выносным килем, препятствующим дрейфу или боковому сносу.

Транец – элемент быстроходной рыбачьей лодки, который достоин пристального внимания при выборе плавсредства – насколько качественно он изготовлен и вклеен в конструкцию модели.

Для создания прочного легкого транца обычно используется водостойкая фанера или алюминиевый каркас. Чтобы транец не повреждался за счет взаимодействия со струбцинами двигателя, на него устанавливают специальную защитную металлическую накладку.

Транец фиксируется под углом до 10 градусов по отношению к вертикали, для максимально возможного регулирования наклона двигателя любой модели и мощности.

Сиденья (банки) изготовляют из армированной фанеры или прочного пластика. Важно уделить внимание способу крепления сидений к баллону:

  • литые гнезда из поливинилхлорида обеспечивают жесткость крепления за счет давления воздуха в баллонах. При малой глубине пазов сидения могут выпасть из гнезд. Их нельзя перемещать, так как они стационарно зажаты между бортами;
  • ликтрос-ликпаз – устройство, состоящее из прочной основы, которая крепится на бортах, и специальной формой самой банки или особой конструкции накладки снизу сидения. Оно устанавливается в любом подходящем для комфортной рыбалки месте;
  • ременные петли с закрепленной в них банкой стягивают надутые баллоны, за счет чего достигается определенная жесткость конструкции. Недостатком такого способа размещения сидения выступает большая вероятность того, что сидения вылетят из петли в критической ситуации;

Фурнитура и аксессуары, идущие в комплекте с надувной лодкой предоставляют возможность замены деталей.

Вшитая прочная ручка необходима для переноски изделия в собранном состоянии, ведь надувная лодка обладает значительным весом и объемом. Вмонтированное в корму сливное отверстие предотвращает накопление попавшей вовнутрь воды, которая выливается, без обязательного переворачивания судна.

Корпус безопасного парусного судна обязательно оборудован специальными элементами. Баллоны защищены привальным брусом или заменяющим его деталями, которые отбивают волну и отодвигают заросли при заплыве в заводи. На носу таких лодок имеется буксировочный рым.

Как выбрать надувную лодку с парусом

Чтобы превратить надувную лодку в парусное малое судно, установите на нее силовую рамку необходимой жесткости. Ее крепят с помощью специальных петель, наклеенных на бортовые баллоны.

Нужна мачта для надежной установки паруса над плавсредством и руль управления, который лучше закрепить на правом краю кормы. Для таких целей выбирайте только прочные высококачественные лодки из ПВХ.

Выбирая надувную лодку, которая будет ходить под парусом важно обратить внимание на изготовителей с хорошей репутацией. Эти компании гарантируют высокое качество своей продукции.

Крупные производители меняют бракованные надувные лодки на новые или гарантируют замену деталей и элементов снаряжения. Продукция известных компаний – это залог длительной эксплуатации изделий, износоустойчивости материалов, а также возможность приобрести подходящую деталь для замены в сервисных центрах или официальных магазинах.

При выборе лодки важно учитывать цветовое решение, удобство размещения, предполагаемое количество людей. Время, потраченное на поиск, сполна окупится приятными эмоциями и незабываемыми часами, проведенными под парусом собственного судна.

На надувной лодке под парусом!

Привет всем! В этот раз я решил рассказать про то как я из надувной лодки решил сделать тримаран. Другими словами парусное судно с двумя боковыми баллонами по бокам. Итак, начнем.

Все началось ранней весной, когда запахло походами и туристической романтикой. Я купил надувную байдарку. Мучений выбора не было. Просто купил что дешевле, так как денег особо не было в тот момент, а сплавиться по реке жуть как хотелось. Купил байдарку под названием Налим 300. Это трёхместная байдарка длинной 4.5 метра. И безумной грузоподъёмностью.

Но до сплава было ещё несколько месяцев, а руки чесались что нибудь улучшить)) Решил, что лодке нужен парус. Наткнулся на просторах интернета на такое изделие.

Не увидел ничего сложного и через несколько часов у меня был изготовлен практически такой же парус. Цвет был обусловлен наличием именно такой ткани в ближайшем магазине)) Я решил что у меня будут Алые паруса, но коллеги на работе назвали мой парус красными труселями))

Читать еще:  Лучшие лодочные моторы

Я решил долго не затягивать с испытаниями и на ближайших выходных спустил свой парусник на воду.

Испытания показали что эта штука очень неплохо помогает идти, если ветер попутный или немного сбоку. Приделал руль, изготовил даже шверцы, что бы не сносило при боковом ветре и стал радоваться жизни и ветру)) мой парус мгновенно складывался вдоль борта лодки, когда он был не нужен и одним движением раскладывался при попутном ветре.

Но настал тот день, когда я понял что не хочу ходить под парусом только при попутном ветре, хочу как настоящий парусник, резать ветер под острым углом, ходить галсами) и я нашел недорогой парус, а из строительного магазина собрал аллюминивую раму. Несколько ноу хау, так как надувнуха ну никак не хотела дружить с парусным оборудованием. Рама, как у сплавного катамарана, и уже к ней, с помощью вант, системы тросов и карабинов крепится мачта с парусом и боковые аутригеры.

Первый же спуск на воду показал всю прелесть этой конструкции. Было много скептиков, те кто говорили что это все шляпа и полная хрень. Но испытания показали скорость до 12 км/ч. Крен лодки был градусов 30. Было страшно, выдержит или нет. Все выдержало. Я продолжал улучшать конструкцию.

Вся прелесть моей лодки в следующем. Парус и надувные аутригеры в сложенном виде практически не занимают места в огромной лодке и я могу идти по узким протокам и порогам как обычная байдарка, а на открытой воде через 5 минут сборки уже иду под парусом с неплохой скоростью. Да и весит это все немного. Лодка 9 кг. И все остальное 15. Для тримарана очень немного.

Парус на надувной моторной лодке

Парус на надувной моторной лодке – что это? Блажь изощренных водномоторников или тоска по природе, когда вместо румпеля ревущего подвесника в руке – тяга чуткого шкота, и ты, «слушая» ветер, идешь к своей цели, сливаешься с ее величеством Природой, бесшумно скользя по волнам?

Многие владельцы надувнушек однажды задумываются о том, как обеспечить устойчивое, комфортное и экономичное движение под парусом на любимой лодке. Ведь парус – это «запасной двигатель» на случай внезапной поломки мотора или отсутствия горючего, во время бесшумной ловли «на дорожку» и, наконец, возможность освоения любых водоемов, где запрещено использование моторов.

В интернете можно найти множество различных вариантов конструкции парусного вооружения лодок. Не вдаваясь в их системную оценку, предлагаю рассмотреть еще один вариант, имеющий, на мой взгляд, некоторые достоинства.

Итак, парусное вооружение (рис. 1) для надувной лодки (в дальнейшем – парус). При выборе его конструкции основными целями были обеспечение:
– устойчивого движения лодки под парусом, в том числе под острыми углами к ветру;
– постановки и сброса паруса на воде в кратчайшие сроки;
– простоты управления парусом, в том числе и с установленным на транце мотором;
– минимальных размеров упаковки комплекта, который включает мачту с парусом, швертовое устройство со шверцами и рулевое устройство.

При этом следовало избежать загромождения кокпита различными трубами и вспомогательными конструкциями (кроме, естественно, мачты).

Была выбрана алюминиевая мачта, состоящая из трех алюминиевых трубчатых колен, соединенных между собой втулками. Нижнее колено мачты через шарнирное соединение закрепляется на жестком пайоле и может наклоняться в ДП лодки. Средняя часть нижнего колена закрепляется на жестком переднем сиденье через степс мачты, причем установка мачты возможна как спереди, так и сзади передней банки. Мачта не имеет вант. Жесткость конструкции обеспечивается благодаря креплению мачты в двух точках и зависит от жесткости установки передней банки. На мачте размещаются элементы для проводки и закрепления такелажа.

Парус для надувной лодки – шпринтового типа от швертбота «Оптимист». По передней шкаторине он имеет карман, в который продевается мачта. По диагонали полотнище растягивается с помощью составного трубчатого шпринта, одним концом вставляемого в петлю в нок-бензельном углу верхней шкаторины паруса. Натяжение паруса регулируется с помощью оттяжки шпринта с петлей, в которую вставляется нижний наконечник шпринта. По нижней шкаторине парус растягивается на составном трубчатом гике. Пятка гика через вилку входит в мачту, а шкотовый угол через обушок закрепляется на ноке гика. Нижняя шкаторина паруса крепится на гике снасточками, продетыми в люверсы. Парус имеет лат-карманы с установленными в них латами и управляется гика-шкотом, закрепленным одним концом через блок на шпрюйте гика-шкота, а другим через блок за обушок на жестком пайоле лодки.

Читать еще:  Пеликан 280

Швертовое устройство состоит из двух прямоугольных профилированных шверцев, размещенных в швертовых коробках. Шверцы изготовлены из склеенных сосновых брусков и окрашены водостойким «яхтенным» лаком. Работают шверцы поочередно: при движении правым галсом работает левый шверц, при движении левым галсом – правый. При движении попутными курсами оба шверца можно поднимать.

Швертовые коробки изготовлены из алюминия и закреплены через болт-петли на оси, в свою очередь закрепленной на бортах лодки через приклеенные проушины («рым-устройства»).

На рис. 2 показан вариант закрепления на резиновом борту лодки рым-устройства, изготовленного из ПВХ. Рым-устройство «пришивалось» медной проволокой к резиновой накладке, а затем все вместе приклеивалось к борту лодки.

Места установки шверцев на бортах лодки надо выбирать таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие положения центра парусности и центра бокового сопротивления. Шверцы размещаются в швертовых коробках, опираются на борта лодки и могут перемещаться в нескольких плоскостях, обеспечивая при этом тонкую настройку парусного вооружения. Немаловажным преимуществом данной конструкции швертового устройства является то, что наиболее эффективно используется рабочая часть шверцев, что позволяет увеличить полезную площадь сопротивлению дрейфу (рис.3). Рулевое устройство паруса состоит из рулевой коробки и пера руля (рис.4).

Рулевая коробка состоит из двух алюминиевых щек с проушинами для баллера руля и распорными втулками с болтами и гайками. Щеки коробки имеют прорезь для оси вращения. В нижней части коробки размещается страховочный болт с цепочкой. Перо руля вынимается и вставляется в коробку за ручку-петлю, закрепленную в верхней части. Кроме того, перо руля может проворачиваться вокруг оси при «нештатном» наезде на препятствие, преодолевая сопротивление страховочного болта.

Рулевое устройство можно устанавливать в любом удобном месте на транце лодки максимально близко к ДП, в том числе и рядом с подвесным мотором. Для удобства работы съемный румпель имеет изгиб, обеспечивающий необходимый поворот руля при расположении баллера рядом с мотором.

Установка парусного вооружения для надувной моторной лодки включает два этапа. На первом этапе (на берегу) надо подготовить лодку:
– установить шарнир мачты на пайол лодки;
– разметить и просверлить отверстия в сиденье лодки для установки степса;
– приклеить проушины для осей швертовых коробок;
– установить проушины для баллера руля на транце лодки.

На втором этапе (на воде при положении лодки в «левентик») необходимо:
– установить рулевое устройство на транец;
– установить нижнее колено на шарнир и закрепить степс на сиденье;
– вставить верхнее и среднее колена мачты в карман на передней шкаторине паруса;
– установить шпринт в петли на парусе и на оттяжке шпринта;
– вставить среднее и верхнее колена мачты в нижнее;
– установить гик и провести гика-шкот;
– установить шверцы в швертовые коробки.

После этого можно лечь на курс.

Объем работ на втором этапе можно значительно сократить, если перед походом рулевое устройство заранее установить на транец при поднятом пере руля, нижнее колено мачты – на шарнир и опустить в нос лодки (или корму), шверцы вставить в швертовые коробки и подготовить к опусканию. Это ни в коей мере не мешает в дальнейшем использовать мотор.

Время установки паруса на воде – около 10 мин. Все парусное вооружение укладывается в чехол размерами 100х30х15 см. Вес пакета – 12 кг. Следует отметить, что при небольших переделках данная конструкция может быть успешно применена и на «жестких» лодках.

Выполнив все поставленные перед собой задачи, мы получили простое и эффективное парусное вооружение для надувных лодок, причем пригодное для любых конструкций длиной до 4,5 м.

Парусное вооружение было испытано на Ладоге и Кавголовском озере под Санкт-Петербургом и оправдало все ожидания. Лодка идет довольно круто к ветру, уверенно делает повороты оверштаг и фордевинд и хорошо слушается руля. В заключение хотелось бы отметить, что для управления парусным вооружением на любом судне необходимо наличие определенных навыков и знаний. И хотя надувнушка с парусом – не гоночная яхта, надо быть осторожным при общении с ветром и, прежде чем применять парус в полном объеме, изучить правила его использования и потренироваться.

Валерий Власов, «КиЯ» №1 (217) 2009 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector