Навесной транец своими руками

Всякой вещи — своё место, транец для резиновой лодки

Представляет собой жесткую пластину из фанеры, толщиной 16-22 миллиметра.

Может изготавливаться в Т-образной форме для последующего крепления в карман-накладку.

Конструкция подвесного транца

Основой конструкции транца является доска, упор, ось вместе с кольцом и удерживающая скоба (её размер и форма бывают разными, в зависимости от метода крепления).

Размер пластины — 35 на 26 сантиметров. Общая ширина конструкции начиная с оси и заканчивая упором — 108 миллиметров. При таких габаритах распределение нагрузки получается самым оптимальным (на верхнюю и нижнюю часть баллона).

Также в нижней части транца, правда, на лодке ПВХ, а не резиновой, могут устанавливаться колёса. Транцевые колёса предназначены для более комфортного перемещения лодки в воду или на берег.

Недостатки подвесного транца

Главный недостаток подвесного транца — малый допустимый вес двигателя, который можно закрепить на нем. Жесткость конструкции достигается за счет силы накачивания баллонов, поэтому если двигатель включить на полную мощность, велика вероятность того, что его «засосет» подо дно лодки. Соответственно, передняя её часть поднимется вверх, что повлечет последующее опрокидывание.

По этой причине на резиновую лодку можно подвесить только маломощный электромотор, рассчитанный на 1-1,5 часа активной эксплуатации, не больше 2 л.с.

Максимальной мощности такого двигателя недостаточно для того, чтобы мотор подогнуть под лодку.

Устанавливая транец надо обратить внимание на следующие два момента:

  1. Чаще всего причиной «угона ноги» становится недостаточное давление внутри баллонов. При критической нагрузке они легко сжимаются, поэтому мотор начинает свободно двигаться в захвате. Следовательно, баллоны не должны быть спущены.
  2. Считается, что управляемость судном зависит от угла, под которым устанавливается транец. В большинстве случаев его монтируют под 90 градусов, хотя в заводских комплектациях некоторых моделей угол наклона составляет 76-80 градусов, относительно поверхности воды, это делается потому, что на малых баллонах транец выгибается. На низких скоростях угол наклона особо не влияет на сам транец, но в процессе эксплуатации высокопроизводительных двигателей второй вариант угла наклона оказывается более предпочтительным.

Крепление транца

Прикрепить транец на надувную резиновую или ПВХ-лодку можно несколькими методами.

Самый простой — с помощью накладки-кармана, который клеится к основанию. Его фиксация выполняется через кольца, через них же пропускается прочная жесткая веревка.

Также можно крепить транец на выступающие резиновые детали корпуса. Если они не предусмотрены конструкцией — их приклеивают (методом термического соединения под воздействием строительного фена). При этом через фиксаторы пропускается металлическая скоба, которая крепится к фанерной части гайками (с шайбами с противоположной стороны).

Ещё одно решение крепежа, позволяет установить мотор до 2,5 л.с.

Вот таким способом возможно крепление к резиновой лодке:

Как изготовить транец для резиновой лодки самостоятельно

Конструкция транца такая простая, что его можно сделать самому, конкретно под свой размер лодки.

Для того чтобы транец прикрепить на достаточно небольшие резиновые баллоны надо будет сделать жёсткое основание на пол лодки. Обычно используют фанеру, чем толще, тем лучше. ДСП не берут, так как она тяжёлая и более сложная по структуре для крепления. Пол вырезается под размеры вашего плавсредства, К острым краям фанеры на шурупы стоит прикрутить полоски резины от камеры автомобиля, чтобы защитить баллоны от перетирания. На всю лодку делать такой пол не надо.

К фанере прикручивается металлическая пластина с приваренными к ней двумя металлическими трубочками, в которые будет вставляться два одинаково изогнутых два раза под прямым углом арматурных штыря.

Сиденье служит дополнительным укреплением конструкции. Для того чтобы мотор не подгибался под днище, а упирался на заднюю часть лодки, к арматуре привариваются железные пластины а к этим пластинам прикручивается влагостойкая фанера в два слоя. Это опора для мотора. Высота транца определяется моделью вашего мотора. Обыкновенную фанеру придётся покрасить в несколько слоёв, защитить от влаги.

Ещё одна идея как изготовить самостоятельно транец для резиновой лодки представлена на видео:

Где купить

В Москве транец можно приобрести в следующих магазинах:

  • «Водомоторка» — (499) 703-40-99.
  • «Лодки-Лодки» — (495) 729-13-60.
  • «ТехноСила» — (495) 2668165.

В Санкт-Петербурге он доступен в продаже в салонах:

  • «Tent-Piter» — пр. Юрия Гагарина д.34, к.2, литера А.
  • «HunterBoat» — +7 (812) 677-82-55.
  • «Спб-Интекс» — 8 (812) 334-14-09.

В регионы доставку выполняют следующие интернет-магазины:

Модель транца Intex, стоимость — 2000 рублей, предназначена для лодки ПВХ, под мотор 3,5. л.с.

Народная примета: Если радуга скоро пропадает после дождя — к ясной погоде, стоит долго — к ненастью!

Навесной транец для лодки ПВХ

7 минут Автор: Игорь Карпов 303

Читать еще:  Электрический двигатель для лодки

Большинство рыбаков, приобретая лодку из ПВХ, не хотят останавливаться на достигнутом. Поэтому сразу либо спустя время решают увеличить скорость ее передвижения на воде за счет монтажа мотора. Но для этого потребуется сначала заняться изготовлением навесного транца – неотъемлемой детали для качественного и надежного крепежа мотора. Собрать транец получится и своими руками, не тратя много средств на покупку материалов.

Что это такое

Простыми словами – место установки подвесного мотора (бензинового или электрического) . Именно поэтому прочности транца уделяется особое внимание, ведь любая ошибка в фиксации мотора может стоить жизни пассажиров резиновой лодки.

Бывает двух видов:

  • стационарный (несъемный);
  • навесной (съемный).

В первом случае – это вклеенная производителем деталь из многослойной бакелитовой фанеры, устойчивой к постоянному воздействию влаги.

Во втором – транец выступает съемным элементом, благодаря чему лодка может использоваться как с мотором, так и без него.

Основная функция – передача тяговых усилий двигателя корпусу судна, что обеспечивает устойчивое движение по воде.

Конструкция в зависимости от вида крепежа

Стоит отметить существенный недостаток этой детали для лодок из пвх – необходимо будет следить за тем, чтобы судно всегда было хорошо накачанным. В противном случае при малейшем спуске воздуха нога мотора начнет уходить под судно, а это угроза безопасного движения по водоему.

Другие составляющие зависят от выбранного способа монтажа, который бывает 2 видов:

  • Приклеить к корпусу лодки резиновые бобышки. Сверху – 2 небольших для того, чтобы вставить трубчатые дуги. Снизу приклеивается одна большая бобышка – главный фиксатор транца.
  • Установить с помощью шнуров. Считается более эффективным в сравнении с первым, поскольку используется вся ширина транца, а значит, нагрузка от двигателя распределяется равномерно. В этом случае навесной транец для надувной лодки представляет собой 2 прямоугольных пластины, соединенных между собой под углом 90 градусов. Причем горизонтальная монтируется к кормовому баллону, на вертикальную подвешивают мотор.

Совместимость с мотором

Нужно понимать, что размеры и комплектация транца подбираются индивидуально под конкретную модель, а не производителя.

На начальном этапе стоит тщательно изучить технические параметры вашего судна, чтобы правильно сделать расчеты по подбору размеров транца.

Конструкция должна быть продумана до мелочей, поскольку имеет существенное давление на корму.

Чтобы не перегрузить лодку важно учесть несколько ключевых моментов:

  • Предельно допустимая мощность мотора – не больше 3,5 лошадиных сил.
  • Максимальная скорость движения – до 10 км в час.
  • Вес двигателя – до 15 кг.
  • Чем мощнее выбран мотор, тем сильнее он оказывает давление на корму лодки.
  • Лодку нужно держать хорошо накачанной.

Современные усиленные модели лодок из ПВХ фирмы Барк, Колибри или Аква позволяют устанавливать двигатели мощностью до 5 л. с. Но в водоемах с течением производители не рекомендуют использовать агрегат на полную мощность, чтобы судно не перевернулось.

Каким требованиям должно соответствовать изделие

При покупке готового транца нужно обращать внимание на технические характеристики, указанные в инструкции. Именно там содержится информация о максимальной мощности мотора, что можно использовать.

Категорически запрещается превышать этот показатель.

Кроме того, изделие должно создаваться из водостойкого материала, быть прочным и надежно зафиксированным. Необходимо, чтобы толщина используемой пластины соответствовала силе тяги мотора.

Пошаговая инструкция изготовления

Определившись с параметрами транца, можно приступать к его созданию.

Если с лодкой поставлялись бобышки, то будет проще. Останется сделать только пластину и закрепить. Их можно купить в магазине и просто приклеить к кормовому баллону.
Но практика показывает, что вариант вклейки не самый надежный. Точечная нагрузка приводит к большому напряжению. Поэтому зачастую приводит к порче приклееных бобышек.

Самодельный навесной транец для лодки пвх обойдется недорого, а при условии качественно выполненного монтажа прослужит не один год.

Материалы, инструменты

Необходимо иметь под рукой следующий перечень:

  • сварочный аппарат с защитной маской, электродами;
  • болгарка с диском по металлу;
  • клей для лодок ПВХ;
  • наждачная бумага;
  • растворитель;
  • электродрель;
  • ножовка по дереву;
  • прутки, профильные трубы малого сечения из нержавеющей стали;
  • кусок влагостойкой ламинированной фанеры толщиной от 15–17 мм.

Для скоб рекомендуется брать нержавеющую сталь с защитным слоем хрома, цинка или никеля. Конструкция выйдет прочной и долговечной.

Если же в наличии обычные стальные прутья или трубы, то их следует перед фиксацией обработать антикоррозийной грунтовкой. После чего покрасить влагостойким средством.

Выполнять любые сварочные работы необходимо только при наличии навыков или пригласить специалиста.

Процесс сборки

Лучше начинать с составления чертежа. Наглядное изображение будущей конструкции позволит избежать возможных ошибок на практике. Схему переделать проще, чем повторно тратить средства на покупку материалов.

Читать еще:  Эхолот humminbird

На первом этапе вырезается пластина из фанеры подходящего размера. Края тщательно обрабатываются наждачной бумагой, что острые углы при установке не повредили покрытие ПВХ.

В месте крепежа под двигатель монтируют дополнительный брусок, чтобы повысить прочность фиксации.

Следующий шаг – изготовление крепежей. Оптимальный вариант – использовать трубки из стали диаметром 6–10 мм. Дуги можно выгнуть вручную или с помощью станка. Чтобы усилить крепеж приваривается поперек еще одна трубка.

На транцевой пластине высверливаются отверстия под петли для дуг либо для фиксации болтов (в зависимости от выбранного способа монтажа).
Окончательная сборка конструкции выполняется перед спуском лодки на воду.

Модернизируем днище

Устойчивое и жесткое днище – один из факторов, что обеспечивают безопасный ход судна по водоему. При движении эластичная плоскость из ПВХ прогибается под весом человека, образовывая под водой своеобразный горб, из-за которого увеличивается сопротивление воды во время работы судна. Как результат, конструкция становится неустойчивой, растет расход топлива.

Многие выбирают именно последний вариант за счет улучшения комфортности. Основой может стать двухместный надувной матрац. Его накачивают воздухом, затем укладывают в кокпит подушкой. После этого можно накачивать борта плавательного средства до рабочего давления. Они зажмут матрац, плотно закрепив его у днища.

Не забываем установить жесткий кильсон между настилом и дном в виде продольной балки. Кильсон фиксируют к кормовой, носовой части слани. Его основная функция – повысить устойчивость лодки во время движения.

Установка на лодку

Проводится после того, как судно будет полностью накачано. Следующий шаг – разметка маркером мест крепежей рымов или бобышек.

Будущие места склейки рекомендуется сначала обезжирить растворителем марки 646.

Наносим слой клея к рымам, выжидаем 5 минут и крепим их к лодке. Места фиксации хорошо прижимаем, выпуская воздух. Полное высыхание происходит в течение суток.

Количество рымов зависит от размеров крепежных дуг. Как только поверхность просохнет, из лодки стравливаем воздух, чтобы соединить металлические дуги с пластиной. Сначала надуваем судно наполовину, проверяем прочность крепежей и затем уже полностью.

Как самостоятельно усилить транец

Классический навесной транец подразумевает наличие двух скоб и 4 рымов. Усиленный вариант – это увеличение количества этих элементов.

Бюджетное решение – монтаж дополнительных растяжек, сделанных из нержавеющих стальных прутьев. На борта клеятся леера, а их отверстия вставляются металлические растяжки. Допускается вариант крепежа растяжек к днищу, банке судна.

Сделать в домашних условиях комплектацию к лодке из ПВХ в виде навесного транца несложная процедура, что по стоимости обойдется гораздо дешевле заводского аналога, а при условии качественного крепежа изделия прослужит долгие годы.

Делаем навесной транец для лодки ПВХ

Сегодня транец стал неотъемлемой частью катеров, моторных и гребных надувных лодок, грузоподъемность которых превышает 220-250 кг.

В зависимости от типа лодки различают два основных вида транца: стационарный (несъемный) и навесной (съемный).

Многие любители активного отдыха на воде, имеющие в своем распоряжении резиновую или ПВХ лодку, желают увеличить скорость передвижения по воде за счет установки мотора – бензинового или электрического. Стационарный жесткий элемент наглухо вклеивается в корму судна заводом-изготовителем. Как правило, он изготавливается из многослойной водостойкой бакелитовой фанеры.

Многие производители включают в комплект поставки навесной транец. Каждый из них имеет свои элементы крепления и предназначен для установки маломощного мотора (до 3 л.с.). Кроме этого жесткий элемент на корме судна из ПВХ часто используется для крепления дополнительного оборудования, например, датчика эхолота.

В том случае, когда навесной транец предусмотрен заводом-изготовителем и входит в комплект поставки, особых проблем не возникает – необходимо закрепить его в соответствии с инструкцией и использовать по назначению.

А вот любителям рыбалки и других видов отдыха на воде, имеющим лодки достаточной грузоподъемности и по различным причинам не укомплектованные жестким элементом для крепления мотора, приходится покупать его или делать своими руками.

Изготавливаем транец для лодки ПВХ

Способ установки транца зависит от формы лодки.

Возможные варианты:

  • крепление к формованным элементам, закрепленным на судне попарно – два сверху (для крепления) и два снизу (упор в борт);
  • монтаж к бортам с помощью специальных штырей;
  • увеличение опорной площади за счет установки кронштейнов в виде изогнутых трубчатых рам;
  • пристегивание с помощью ремней или шнуровка жесткого элемента к борту кормовой части надувной лодки.

Один из наиболее доступных и менее затратных способов – установка транца, прикрепленного к металлическому каркасу, через стандартные элементы для надувных лодок.

Читать еще:  Тарга на лодку

Для работы понадобятся:

  • слесарные инструменты;
  • сварочный аппарат;
  • растворитель, клей для лодок ПВХ, наждачная бумага;
  • толстая влагостойкая фанера 15-17 мм;
  • каркас из металлических прутьев или полос;
  • лодочные леера и защелки для весел.

В первую очередь лучше сделать металлический каркас, изготовить, собрать и прикрепить к каркасу самодельный навесной транец.

После чего (в зависимости от размеров получившейся конструкции) приклеить дополнительные крепежные элементы.

Каркас изготавливается из металлического прутка сечением 10 мм.

Для увеличения периода службы желательно сразу подобрать подходящий материал – нержавейку.

Далее в соответствии с размерами в нужных местах делаем загибы элементов, после чего скрепляем их при помощи сварки.

Приступаем к изготовлению транца. Он состоит из двух плит, изготовленных из влагостойкой бакелитовой фанеры (можно использовать обычную фанеру – понадобится соответствующая обработка).

Вырезаем нужные фрагменты, обрабатываем края, размечаем места для отверстий и проделываем их в соответствии с размерами.

В случае, когда под рукой нет водостойкой фанеры, используем обычную.

Обязательна соответствующая обработка водоотталкивающими составами, после чего фрагмент покрываем яхтным лаком.

Особое внимание уделяем обработке отверстий и краев. Правда, срок службы такого жесткого элемента будет намного короче.

Собираем всю конструкцию в соответствии с картинкой. Упорами для металлического каркаса служат шайбы, предварительно надетые на пруток со стороны кормы и приваренные точечной сваркой.

Последовательность выполнения операций:

  1. Полностью накачиваем лодку.
  2. Прикладываем навесной транец так, чтобы он плотно прилегал к корме.
  3. Размечаем маркером места для крепления лееров в верхней и нижней части баллона.
  4. Выпускаем воздух из баллонов и расправляем кормовую часть.
  5. Тщательно удаляем загрязнения с поверхности и легонько зачищаем размеченные места для приклеивания лееров «нулевкой».
  6. Обезжириваем место предстоящей склейки при помощи растворителя 646.
  7. Оклеиваем периметр размеченной области бумажным скотчем.
  8. Аккуратно наносим клей для лодок ПВХ (лучше из ремкомплекта) тонким слоем на склеиваемые поверхности, выжидаем 10-15 минут и повторно наносим слой клея.
  9. Через 5 минут состыковываем склеиваемые поверхности и тщательно «прокатываем» место склейки резиновым валиком, не допуская остатков воздуха.
  10. Прижать склеиваемые части тяжелым предметом (если есть возможность – стянуть струбциной через тонкую дощечку) и оставить сохнуть на сутки.

Данный способ крепления жесткого элемента для установки маломощного мотора подходит для лодок, имеющих О-образную и похожую на них форму.

Для этих же типов надувных плавсредств можно использовать и более простой вариант крепления для мотора – на шнуровке. Преимущество такого способа – уменьшение точечного давления на борт, недостаток – более длительное время установки.

Для крепления нижняя часть жесткого элемента вставляется в «ручку», закрепленную внизу кормового баллона, после чего одна приклеенная часть с отверстиями для шнуровки заводится через специальную прорезь, совмещается со второй и закрепляется через отверстия капроновым шнуром.

Используем мотор «по полной», или особенности усиления транца

Практика показывает, что рассмотренные способы крепления жесткого элемента хорошо показывают себя при работе мотора на половинной мощности.

Как только мотор включается на всю мощность, его часто начинает «заворачивать» под лодку, сгибать баллоны и т.п.

В большинстве случаев избавиться от этой проблемы позволяет усиление жесткого элемента. Суть процедуры – правильное распределение нагрузки от мотора по поверхности лодки. Сделать его своими руками также довольно просто.

Приемлемый вариант – установка дополнительных «растяжек», изготовленных из металлического прутка.

Для этого на борта лодки наклеиваются дополнительные леера, в отверстия которых вставляются металлические усилители.

Вместо бортов для придания дополнительной жесткости можно продумать вариант крепления навесного транца, где дополнительные «растяжки» крепятся к днищу или скамье (банке) лодки.

Бывалыми рыбаками замечено, что для придания нормального хода лодке из ПВХ с использованием мотора лучше использовать не настил днища, изготовленный в виде сланей из раздельных элементов, а представляющий собой цельную конструкцию.

Покупка готового транца – оптимальное решение проблемы с мотором

Как бы ни были хороши самоделки, но все же лучше использовать приспособления, изготавливаемые в промышленных масштабах на заводском оборудовании.

Тем более, что современная промышленность предлагает готовые комплекты для лодок ПВХ, цена которых вполне приемлема.

Своими руками остается только надежно приклеить крепежные элементы и правильно установить навесной транец.

Комплект, состоящий из каркаса, жесткого элемента и крепежных приспособлений, похожий на рассмотренный выше, обойдется владельцу недорого – его цена составляет примерно 2000 рублей.

Что касается варианта жесткого крепления с использованием шнуровки, то такой комплект также можно купить в интернет-магазине по цене 600-800 рублей.

Не стоит забывать, что даже выполнив усиление, подобные жесткие крепления нельзя использовать с моторами, мощность которых превышает 3,5-5 л.с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector