Парус для надувной лодки

Парус на надувной моторной лодке

Парус на надувной моторной лодке – что это? Блажь изощренных водномоторников или тоска по природе, когда вместо румпеля ревущего подвесника в руке – тяга чуткого шкота, и ты, «слушая» ветер, идешь к своей цели, сливаешься с ее величеством Природой, бесшумно скользя по волнам?

Многие владельцы надувнушек однажды задумываются о том, как обеспечить устойчивое, комфортное и экономичное движение под парусом на любимой лодке. Ведь парус – это «запасной двигатель» на случай внезапной поломки мотора или отсутствия горючего, во время бесшумной ловли «на дорожку» и, наконец, возможность освоения любых водоемов, где запрещено использование моторов.

В интернете можно найти множество различных вариантов конструкции парусного вооружения лодок. Не вдаваясь в их системную оценку, предлагаю рассмотреть еще один вариант, имеющий, на мой взгляд, некоторые достоинства.

Итак, парусное вооружение (рис. 1) для надувной лодки (в дальнейшем – парус). При выборе его конструкции основными целями были обеспечение:
– устойчивого движения лодки под парусом, в том числе под острыми углами к ветру;
– постановки и сброса паруса на воде в кратчайшие сроки;
– простоты управления парусом, в том числе и с установленным на транце мотором;
– минимальных размеров упаковки комплекта, который включает мачту с парусом, швертовое устройство со шверцами и рулевое устройство.

При этом следовало избежать загромождения кокпита различными трубами и вспомогательными конструкциями (кроме, естественно, мачты).

Была выбрана алюминиевая мачта, состоящая из трех алюминиевых трубчатых колен, соединенных между собой втулками. Нижнее колено мачты через шарнирное соединение закрепляется на жестком пайоле и может наклоняться в ДП лодки. Средняя часть нижнего колена закрепляется на жестком переднем сиденье через степс мачты, причем установка мачты возможна как спереди, так и сзади передней банки. Мачта не имеет вант. Жесткость конструкции обеспечивается благодаря креплению мачты в двух точках и зависит от жесткости установки передней банки. На мачте размещаются элементы для проводки и закрепления такелажа.

Парус для надувной лодки – шпринтового типа от швертбота «Оптимист». По передней шкаторине он имеет карман, в который продевается мачта. По диагонали полотнище растягивается с помощью составного трубчатого шпринта, одним концом вставляемого в петлю в нок-бензельном углу верхней шкаторины паруса. Натяжение паруса регулируется с помощью оттяжки шпринта с петлей, в которую вставляется нижний наконечник шпринта. По нижней шкаторине парус растягивается на составном трубчатом гике. Пятка гика через вилку входит в мачту, а шкотовый угол через обушок закрепляется на ноке гика. Нижняя шкаторина паруса крепится на гике снасточками, продетыми в люверсы. Парус имеет лат-карманы с установленными в них латами и управляется гика-шкотом, закрепленным одним концом через блок на шпрюйте гика-шкота, а другим через блок за обушок на жестком пайоле лодки.

Швертовое устройство состоит из двух прямоугольных профилированных шверцев, размещенных в швертовых коробках. Шверцы изготовлены из склеенных сосновых брусков и окрашены водостойким «яхтенным» лаком. Работают шверцы поочередно: при движении правым галсом работает левый шверц, при движении левым галсом – правый. При движении попутными курсами оба шверца можно поднимать.

Швертовые коробки изготовлены из алюминия и закреплены через болт-петли на оси, в свою очередь закрепленной на бортах лодки через приклеенные проушины («рым-устройства»).

На рис. 2 показан вариант закрепления на резиновом борту лодки рым-устройства, изготовленного из ПВХ. Рым-устройство «пришивалось» медной проволокой к резиновой накладке, а затем все вместе приклеивалось к борту лодки.

Места установки шверцев на бортах лодки надо выбирать таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие положения центра парусности и центра бокового сопротивления. Шверцы размещаются в швертовых коробках, опираются на борта лодки и могут перемещаться в нескольких плоскостях, обеспечивая при этом тонкую настройку парусного вооружения. Немаловажным преимуществом данной конструкции швертового устройства является то, что наиболее эффективно используется рабочая часть шверцев, что позволяет увеличить полезную площадь сопротивлению дрейфу (рис.3). Рулевое устройство паруса состоит из рулевой коробки и пера руля (рис.4).

Рулевая коробка состоит из двух алюминиевых щек с проушинами для баллера руля и распорными втулками с болтами и гайками. Щеки коробки имеют прорезь для оси вращения. В нижней части коробки размещается страховочный болт с цепочкой. Перо руля вынимается и вставляется в коробку за ручку-петлю, закрепленную в верхней части. Кроме того, перо руля может проворачиваться вокруг оси при «нештатном» наезде на препятствие, преодолевая сопротивление страховочного болта.

Рулевое устройство можно устанавливать в любом удобном месте на транце лодки максимально близко к ДП, в том числе и рядом с подвесным мотором. Для удобства работы съемный румпель имеет изгиб, обеспечивающий необходимый поворот руля при расположении баллера рядом с мотором.

Установка парусного вооружения для надувной моторной лодки включает два этапа. На первом этапе (на берегу) надо подготовить лодку:
– установить шарнир мачты на пайол лодки;
– разметить и просверлить отверстия в сиденье лодки для установки степса;
– приклеить проушины для осей швертовых коробок;
– установить проушины для баллера руля на транце лодки.

На втором этапе (на воде при положении лодки в «левентик») необходимо:
– установить рулевое устройство на транец;
– установить нижнее колено на шарнир и закрепить степс на сиденье;
– вставить верхнее и среднее колена мачты в карман на передней шкаторине паруса;
– установить шпринт в петли на парусе и на оттяжке шпринта;
– вставить среднее и верхнее колена мачты в нижнее;
– установить гик и провести гика-шкот;
– установить шверцы в швертовые коробки.

Читать еще:  Лодочный мотор ветерок 8м характеристики

После этого можно лечь на курс.

Объем работ на втором этапе можно значительно сократить, если перед походом рулевое устройство заранее установить на транец при поднятом пере руля, нижнее колено мачты – на шарнир и опустить в нос лодки (или корму), шверцы вставить в швертовые коробки и подготовить к опусканию. Это ни в коей мере не мешает в дальнейшем использовать мотор.

Время установки паруса на воде – около 10 мин. Все парусное вооружение укладывается в чехол размерами 100х30х15 см. Вес пакета – 12 кг. Следует отметить, что при небольших переделках данная конструкция может быть успешно применена и на «жестких» лодках.

Выполнив все поставленные перед собой задачи, мы получили простое и эффективное парусное вооружение для надувных лодок, причем пригодное для любых конструкций длиной до 4,5 м.

Парусное вооружение было испытано на Ладоге и Кавголовском озере под Санкт-Петербургом и оправдало все ожидания. Лодка идет довольно круто к ветру, уверенно делает повороты оверштаг и фордевинд и хорошо слушается руля. В заключение хотелось бы отметить, что для управления парусным вооружением на любом судне необходимо наличие определенных навыков и знаний. И хотя надувнушка с парусом – не гоночная яхта, надо быть осторожным при общении с ветром и, прежде чем применять парус в полном объеме, изучить правила его использования и потренироваться.

Валерий Власов, «КиЯ» №1 (217) 2009 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Парус для надувной лодки

Парус для надувной лодки.

Вспомогательный парус на лодке дает рыболову известные преимущества. Во-первых, он позволяет рыбачить на крупных водоемах, где запрещено плавание на моторных судах. Во-вторых, под парусом лодка может идти с минимальной скоростью и бесшумно, что важно при ловле, например, на дорожку.

Нет необходимости копировать парусное вооружение спортивной яхты: оно хорошо только в сочетании с типично яхтенным корпусом, позволяющим судну идти к направлению ветра под углом 30— 35°. Корпус обычной лодки на это не рассчитан, ее просто понесет боком.

Парусное вооружение для надувных лодок должно быть компактным, максимально облегчающим его установку, хранение и управление, мачта и другие части рангоута — легкими и небольшой длины, чтобы их можно было без особого труда уложить в лодке, когда в них нет необходимости.

Самое важное требование к вспомогательным парусам — безопасность плавания. Поэтому площадь парусов и высота центра парусности не должны превышать величин, допустимых для данной лодки с учетом ее остойчивости.

Надувная лодка должна быть снабжена хотя бы выносным килем, который будет препятствовать дрейфу, или боковому сносу, при плавании под углом к ветру.

Прежде чем приступить к изготовлению паруса, следует знать:

для открытых гребных лодок с высотой надводного борта (при загруженности по ватерлинию) 0,3 метра, а также для лодок, имеющих хотя бы узкую палубу вдоль бортов, площадь парусов рассчитывается по формуле:

S=1,3 ٭ L ٭ В ( м 2 ) , где L — длина лодки;

В — ширина лодки по ватерлинии.

Рис. 1. Парусное вооружение лодки «Волна»

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м 2 . Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м 2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа «Волна» шпринтовым гротом и стакселем показан на рис. 1.

Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины. Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов. К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами. Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов.

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шко-тов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Читать еще:  Какой купить лодочный мотор

Рис. 2. Крепление мачты на «Нырке-1»

Если в лодке установлены пай-олы, то самый ответственный узел — крепление мачты и швер-цев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2). В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц. Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров. Они вращаются на штырях по торцам шверц-бал-ки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении. При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками.

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы «змейкой», а стаксель — передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке. Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки «Нырок-1». Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте. Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки.

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок. На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.

Грот крепится к мачте и к гику тонким тросом способом «змейка».

Мачта состоит из двух отрезков трубы 45×1,5×1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.

Парусное вооружение для надувной лодки

Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ДЛЯ НАДУВНОЙ ЛОДКИ

ВВЕДЕНИЕ

Надувные лодки с вспомогательным парусным вооружением предназначены для прогулок в светлое время суток по рекам, озерам и водохранилищам с удалением от берега до 500м., при скорости ветра до 6 м/сек. и при высоте волны не более 0,25м. Применение парусного вооружения на этих судах даже небольшой площади при выходах на воду (как в походах, так и на прогулках) увеличивает количество положительных эмоций у экипажей на порядок. Любой желающий может испытать всю прелесть парусного плавания на «открытом» водоеме.

Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Высота мачты (от верха основных баллонов)

Тип грота (основного паруса)

Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота)

1,45 х 0,25 х 0,25 м

Масса в упаковке к-та (со шверцами)

КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.

Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.

На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.

Шверцы крепятся к задней части продольной опорной трубы с внешней стороны.. В качестве руля используется весло, закрепленн0е на задней рулевой балке в уключине.

При ширине лодки от 1,3 м и более использование аутригеров не требуется (поперечной устойчивости достаточно).

КОМПЛЕКТАЦИЯ

КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ

— труба низ мачты Ф 40х1,5 мм.

— труба верх мачты Ф 40х1,5 мм.

Читать еще:  Плм отзывы

— труба опорная 30х30х2 мм.

— труба подмачтовая 40х60х1400 мм.

2 Крепеж:

— Винт — кольцо М8х60

— Гайка самоконтрящяяся М8

— Гайка барашек М8

— Шайба Ф8 увелич.

Лента с пряжкой 1 м.

ГРОТ «ЛАТИНСКИЙ»

Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2

— труба нижний реек 30х1 мм

2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.)

— труба верхний реек 30х1 мм

— гайка барашаек М6

— шайба М6 увеличенная

Крючек s-образный 3 мм

Веревка 5 мм – 0,5 м

Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал)

Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот)

Пакет п/э для паруса

ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ

2 шт. 2

Консоль на лодку

2 шт. 3 2 шт. 4

КОРМОВАЯ БАЛКА

Труба поперечная 30х30х2 мм.

Труба продольная 25х25х2 мм.

— гайка барашек М8

— шайба Ф8 увелич.

— крючек S-образный 4мм.

Лента с пряжкой 1 м.

Опорная пластина малая под М8

Упаковка (пакет п/э)

СХЕМА СБОРКИ

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

УСТАНОВКА МАЧТЫ

На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8. Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.

СБОРКА И УСТАНОВКА ГРОТА «ЛАТИНСКИЙ»

Соберите верхний (3) и нижний (4) рейки паруса и вставьте их в карманы передней и нижней шкаторин (кромок) соответственно, постепенно надвигая на рейки хомуты с карабинами (14). Рейки впереди соединить хомутом (15), притянуть веревкой передний угол паруса к хомутам, задний угол к крючку на рейке (16). Затянуть все хомуты с карабинами по центру вырезов в карманах паруса. Закрепить фал (5) к карабину верхнего рейка, с другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Поднять парус и фал закрепить на подмачтовой балке. Ленту с пряжкой (17) закрепить петлей за карабин на нижнем рейке паруса и пропустить через подмачтовую балку. Ленту продеть в пряжку и растянуть парус. Шкот (6) закрепить на раме каркаса и пропустить в карабин на нижнем рейке паруса.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ

При эксплуатации парусно-гребной надувной лодки необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».

Не допускается эксплуатация судна:

  • с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
  • в темное время суток;
  • во время грозы;
  • при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
  • лицами не умеющими плавать.

Нельзя также выходить на воду без:

  • одетых на экипаж спасательных жилетов;
  • наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.

Перед спуском на воду необходимо проверить:

  • правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
  • правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.

Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:

  • повреждения поплавка баллона;
  • приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
  • усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
  • при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
  • при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.

Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.

Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.

Разборка парусного вооружения проводится в порядке обратном сборке. Мелкие детали складываются в пластиковый пакет. Места соединения элементов вооружения тщательно очищают от грязи и песка, влажные снасти и другие принадлежности из ткани и пленки перед укладкой просушивают. Паруса складывают «гармошкой» вдоль нижней шкаторины (ширина «складки» -300…500 мм), затем получившуюся полосу – в перпендикулярном направлении. Снасти сматывают в бухты.

Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector