Самые надежные лодочные моторы

30 лучших лодочных моторов

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Лодочные моторы представляют собой специализированный вид двигателей внутреннего сгорания, сопряжённых с «ногой» и винтом для придания движения лодкам и другим видам малогабаритных суден. Исторически, как и все двигатели, подчиняются классификации по количеству тактов сгорания топлива, подразделяясь на двухтактные и четырёхтактные. С технической точки зрения последние выглядят совершеннее, поскольку позволяют развивать высокую скорость за счёт большей мощности и крутящего момента, а также перемещать по воде заведомо более габаритные лодки. А вот с вопросами надёжности тут не всё так однозначно, о чём мы подробно расскажем в рекомендациях по выбору и в пункте сравнения.

Что же касается проблематики статьи, то она целиком и полностью заключается в обилии модельных единиц моторов в соответствующем сегменте рынка, равно как и компаний, их производящих. Из-за столь высокой конкуренции (за лидерство в различных направлениях борются свыше тысячи агрегатов) порой крайне трудно разглядеть действительно стоящий и подходящий товар. Поэтому, проведя собственное исследование рыночной ситуации, журнал Expertology отобрал 30 наиболее перспективных лодочных моторов, разделённых на восемь тематических категорий. В качестве критериев оценивания выступали заключения группы штатных экспертов, а также отзывы пользователей, испытавших модели в различных климатических и эксплуатационных условиях.

Как выбрать лодочный мотор

Процедура выбора лодочного мотора сопряжена с рядом фундаментальных и специфических нюансов, которые следует учитывать в обязательном порядке. Специалисты нашего журнала в тематике моторных лодок выделили целых 7 подобных пунктов:

Тип двигателя. Согласно данному аспекту, все моторы для лодок подразделяются на бензиновые и электрические.

Бензиновые представляют собой стандартные двигатели внутреннего сгорания, преобразующие энергию сгорания топлива во вращательное движение винта и последующее поступательное движение лодки. Подразделяются на двухтактные и четырехтактные, о чём было сказано во вступлении.

двухтактные – технически более простые агрегаты, впрыск, сжатие топлива, детонация, сгорание и отвод отработанных газов в которых проходят за два такта. Практически во всех компонентах эксплуатации проигрывают четырёхтактным аналогам, зато в вопросах стоимости и эргономики значительно опережают последних. Считаются более надёжными с точки зрения простоты конструкции, однако работают в условиях постоянных повышенных вибраций и низкой экологичности, что также влияет на надёжность в длительной перспективе, причём со знаком «минус»;

четырехтактные – последний виток развития двигателей внутреннего сгорания, рабочий цикл которых состоит из четырёх тактов (впрыск, сжатие, детонация (сгорание), выпуск отработанных газов – каждому действию соответствует один рабочий такт). Представляют собой более сложную конструктивную единицу, что негативно влияет на параметры надёжности. Однако ввиду понижения вибрационной нагрузки, увеличения экологичности работы и качества сгорания топлива происходит компенсация показателей долговечности (одной из составляющих надёжности). Отличаются экономичностью, однако стоят не в пример дороже двухтактных версий, доставляют неудобства в плане транспортировки, да и в целом выглядят куда габаритнее.

Электрические моторы стали прерогативой выбора для отечественных потребителей относительно недавно, однако успели прочно и успешно закрепиться на рынке Европы и Северной Америки. Их главные плюсы: практически полное отсутствие шума ввиду отказа от такого обилия трущихся узлов в конструкции (как у бензиновых движков), а также высокая экологичность, обусловленная использованием электрической энергии. Многие эксперты относят к числу преимуществ и показатели стоимости, однако в реальности приобретение такого мотора обходится чуть ли не дороже, чем простого бензинового аналога. Дело в том, что, помимо самого рабочего агрегата, необходимо приобретать аккумулятор и зарядное устройство, что, к тому же, отрицательно сказывается на общем весе оборудования.

Мощность. Выбирать мотор по данному признаку следует исходя из габаритных размеров судна и максимального количества человек, которые будут в нём находиться. Так, если вы планируете совершать одиночные заплывы без нагромождения груза (в виде снастей, спиннингов и прочего рыболовного мерча), то идеальным вариантом станет агрегат мощностью 5 лошадиных сил. Он же сгодится и для кратковременных переплывов с одного «пятачка» водоёма на другой при наличии в лодке пары человек с небольшим количеством оснастки.

Если лодка предполагает размещение 2-3 человек и небольшого количества груза, оптимальная мощность приобретаемого мотора будет равна 10 лошадиным силам.

Для массовых заплывов на больших лодках и металлических катерах (с размещением до 6-8 человек) необходимым «минимумом» будет очень сильный, по меркам сегмента, движок на 20-25 лошадок.

Габариты. Обязательно сопоставляйте размеры лодочного мотора с габаритами лодки. В случае неправильного подбора одного к другому существует риск дать большой угол наклона задней части лодки, при котором комфортное нахождение на борту будет иметь сомнительную комфортность. Для маленького судёнышка достаточным условием перемещения по воде станет компактный движок (двухтактный или четырёхтактный – решать исключительно вам) с топливным баком на 1-2 литра. Всегда смотрите на совершаемую покупку с позиции умеренности – будет ли его возможностей достаточно для обеспечения должного уровня работы.

Глубина погружения винта. Длина дейдвудного механизма (в простонародье – длина колена от двигателя до винта) – очень важный аспект лодочного мотора. От правильного выбора здесь зависит не только скорость выработки ресурса, но и рациональность использования полезной мощности. При выборе следует отталкиваться от высоты борта судна и глубины его погружения в воду. Так, если выбрать мотор с коротким дейдвудом, то винт может не до конца погружаться в воду, при этом теряя значительную часть мощности вхолостую, в том числе преодолевая сопротивление перехода из воздушной среды в водную. Плохо и обратное: при длинном колене винт будет заглубляться сильнее и работать с несколько более высокими значениями сопротивлений, тем самым значительно понижая мощностные показатели. Обязательно уделите данному фактору более пристальное внимание.

Читать еще:  Сузуки 20

Тип системы управления. Системы управления лодочными моторами подразделяются на дистанционное (удалённое) и непосредственное. Первое характерно для длинных лодок и катеров: в них рулевая часть устанавливается посередине борта. Управление производится за счёт набора передаточных звеньев, которые исправно, но с небольшой задержкой, реагируют на манипуляции пилота.

Непосредственное управление мотором осуществляется благодаря румпелю – рукоятки поворота, являющейся обязательной частью конструкции агрегата. Стоит сказать, что румпельная система обладает более высокой надёжностью, так как не имеет в себе столь большого нагромождения связей и передаточных механизмов. Считается базовой системой для малогабаритных и средних лодок, дистанция до управляющего органа в которых не столь велика.

Фирмы-производители. Косвенный параметр, способный, тем не менее, в значительной степени предопределить склонность лодочного мотора к длительной эксплуатации. Специфика этого пункта заключается в направленности советов для двух больших потребительских групп.

Новичкам мы настоятельно рекомендуем отдать предпочтение движкам лидеров сегмента – производителям, широко известным на мировом рынке: Mercury, Yamaha, HDX, Tohatsu, Honda и пр. Во-первых, данные компании зарекомендовали себя в качестве поставщиков надёжной продукции, способной прослужить без поломок и всяческих нареканий не один сезон. Во-вторых, в интернете можно найти кучу руководств и других материалов по их обслуживанию и ремонту, а также не один десяток дилерских центров.

Для опытных пользователей ограничений гораздо меньше: несмотря на то что лидеры рынка являются превалирующим звеном в цепи продаж, можно обращать внимание и на развивающиеся компании. В частности, российские и китайские, сумевшие вывести производство на приемлемый уровень. Конечно, речь в этом смысле идёт, больше, о возможности самостоятельного ремонта моторов при поломке, без ссылки на материалы (которых по малоизвестным моделям не так много) и руководства. Но при любви к периодическому копанию в деталях сделка выглядит весьма выгодной – затраченные суммы на приобретение ноунеймов не идут ни в какое сравнение с ценой широко известных моторов.

Верный метод удешевления. Для тех, кто всё же желает взять агрегат от известного производителя, но стеснён в денежном отношении, существует альтернативный путь на вторичный рынок. Вообще, многое из представленного там – мусор, но и среди него бывает, встречаются довольно-таки любопытные экземпляры.

При приобретении мотора на вторичке очень важно проверить его состояние и работоспособность, если такая возможность предоставляется. Либо взять время на «обкатку» мотора. Обычно срок проверки составляет 3-7 дней, однако и на такие условия продавцы идут достаточно редко.

Поэтому, если перед вами стоит выбор о приобретении подержанного или нового лодочного мотора, но средств на второй не хватает – имеет смысл отложить покупку и собрать достаточную сумму на новый агрегат. Однако если время не терпит, то приобретайте на вторичном рынке только качественные модели от именитых производителей, получивших сотни и тысячи хвалебных отзывов от пользователей и экспертов.

Какой лодочный мотор лучше двухтактный или четырехтактный

Как было сказано во вступлении, бензиновые лодочные моторы подразделяются на двухтактные и четырехтактные. Несмотря на принципиальную близость по выполняемым функциям и компоновочным решениям, всё же данные агрегаты имеют массу различий, а также сопутствующие этому плюсы и минусы. Но кто же всё-таки лучше? Ответ на этот вопрос мы можем найти в таблице сравнения:

20 лучших лодочных моторов

Выбор лодочного мотора не прост. В зависимости от поставленной задачи необходимо определиться с мощностью, с типом двигателя, со способом управления. Но в любом случае, мотор должен быть надежным – если он подведет на воде, серьезных проблем не избежать. В этом рейтинге – только лучшие лодочные двигатели, достойные внимания самого взыскательного покупателя.

Выбирая хороший лодочный мотор, нужно учитывать множество нюансов конструкции – например, при эксплуатации преимущественно на грязной воде гораздо жестче требования к конструкции термостата, наиболее уязвимого для загрязнений элемента системы охлаждения. Основная же ошибка – это приобретение дешевого, но недостаточно мощного мотора, который в итоге будет постоянно эксплуатироваться в режиме «полный газ», интенсивно изнашиваться, и обойдется в перспективе с учетом ремонта даже дороже более мощного агрегата. В нашем рейтинге рассмотрены в том числе и китайские лодочные моторы заслуживших доверие марок. Но эксперты единодушны — «китайцев» следует покупать, только если Ваш бюджет ограничен.

Сегодня мы попробуем разобраться с самыми популярными в 2018-2019 г.г. моделями лодочных моторов российского рынка – какие из них заслуживают наибольшего внимания? Разделение на категории мы выбрали согласно наиболее востребованным мощностям, дополнительно разделив самые популярные 5-сильные (максимальная мощность, при которой не нужны права и уплата налога) моторы по тактности. Отдельного внимания заслужила категория «почти 10 л.с.», не требующая регистрации лодки в ГИМС: здесь потеря пары десятых долей мощности снимает с владельца много забот, и спрос на моторы в 9,8 л.с. гораздо больше, чем на имеющие ровно 10.

Читать еще:  Защита лодочного мотора от камней

Рейтинг лучших лодочных моторов 2019 года

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие лодочные моторы малой мощности 1 Mercury ME F 2.5 M 9.9 / 10 47 500
2 NS Marine NM 3.5 B2 S 9.6 / 10 38 100
3 HDX T 2.6 CBMS 9.4 / 10 10 799
4 Carver MHT 3.8 S 8.8 / 10 8 621
5 PATRIOT BM-120 8.7 / 10 15 490
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с. 1 Toyama TM5TS 9.0 / 10 16 990
2 HDX T 5 BMS 8.5 / 10 45 500
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с. 1 Yamaha F5A 9.8 / 10 74 900
2 HONDA BF5DH SHU 9.7 / 10 113 100
3 Mercury ME F 5 M 9.5 / 10 67 900
4 Toyama TM5FS 9.0 / 10 44 589
5 HDX F 5 BMS 8.5 / 10 17 200
Лучшие лодочные моторы мощностью до 10 л. с. 1 Yamaha F9.9J 9.9 / 10 159 700
2 Tohatsu M 9.8B S 9.8 / 10 47 500
3 Mercury ME F 9.9 M 9.7 / 10 130 000
4 HDX F 9.8 BMS 9.2 / 10 98 600
5 SEA-PRO ОТН 9.9S 9.1 / 10 67 332
6 HDX T 9.9 BMS 9.0 / 10 79 500
7 Hidea HD9.8FHS 8.9 / 10 66 200
8 Toyama TM9.8FS 8.3 / 10 87 695
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с. 1 Honda BF20D3 SHSU 9.6 / 10 223 100
2 Yamaha F20B 9.6 / 10 195 600
3 Suzuki DF20AS 9.5 / 10 199 900
4 SEA-PRO T 15S 8.9 / 10 73 700
Лучшие лодочные моторы высокой мощности 1 Yamaha 30H 9.9 / 10 174 900
2 Honda BF30DK2 SHGU 9.8 / 10 381 100

Лучшие лодочные моторы малой мощности

Выхлоп у него выведен над винтом. что вместе с малым уровнем шума оценят рыбаки – улов у них явно увеличится в сравнении с трескучими двухтактниками, из-под воды очень хорошо слышными. И даже литровый встроенный бензобак нельзя назвать большим недостатком, ведь у большинства двухтактных аналогов он максимум в полтора раза больше, но настолько же больше и их «аппетит».

К комплектации производитель тоже подошел основательно – много ли лодочных моторов такой мощности имеют возможность подключения дистанционного управления? К мотору прилагаются полноценный комплект инструмента для обслуживания и запасные свечи, что еще раз указывает на его позиционирование – его купит скорее обеспеченный хозяин, не успевший забить гараж наборами ключей и запчастями от старых моторов. К тому же и с надежностью у ME F 2.5 M проблем не отмечено, так что этот комплект инструмента надолго станет приятным бонусом, а не реальной необходимостью.

Как не ошибиться с выбором лодочного мотора?

Выбор лодочного мотора зависит от условий его эксплуатации, а они могут быть неодинаковыми. Двигатель может устанавливаться на рыбацкой лодке,на небольшом катере для водных перемещений или даже на яхте. Соответственно, моторы для разных плавучих средств понадобятся с различными техническими характеристиками.

Как выбрать лодочный мотор

В первую очередь лодочный мотор выбирается по мощности. Подбирают его, руководствуясь параметрами лодки или катера. Мощность устанавливаемого двигателя должна быть чуть меньше максимально допустимого показателя, обозначенного в технических условиях плавучего средства – слишком слабый двигатель не справится с управлением судна, превышение нормы приведет к перегрузке.

Моторы различаются по управлению. По запуску могут быть с ручным запуском (ручной стартер) и электрическим, по управлению движением плавучего средства – с румпелем или дистанционным приводом.

При выборе двигателя также обращают внимание:

  • на количество цилиндров;
  • тип (двухтактный или четырехтактный);
  • по длине дейдвуда («ноги» мотора);
  • на тип зажигания (контактное или электронное).

Производитель

Большое значение имеет выбор производителя. Среди них есть такие известные фирмы, как Сузуки, Ямаха, Тохатцу (Ниссан), Меркурий, Хонда. В последнее время появилось много различных двигателей китайского производства.

Среди отечественных лодочных моторов следует отметить модели:

  • «Ветерок» ульяновского завода;
  • самарский «Вихрь»;
  • моторы «Салют» и «Нептун» московского завода.

Пожалуй, Хонда занимает лидирующие позиции в производстве лодочных моторов. Качество и надежность продукции этой марки находится на очень высоком уровне.

Мощность

Приблизительно моторы по лодочные мощности можно классифицировать следующим образом:

  • от 2 до 6 лошадиных сил – для небольших лодок, движущихся на небольшой скорости;
  • от 8 до 15 л.с. – хорошо подходят на лодки длиной 3–3,5 м, можно передвигаться на значительные расстояния;
  • свыше 20 л.с. – позволяют быстро передвигаться по водоему,рассчитаны на перевозку большого груза.

2-6 л.с.

Такие двигатели развивают скорость судна от 5 до 10 км/час. Они рассчитаны на плавание по небольшим озерам или спокойным рекам. Следует отметить, что эксплуатация мотора слишком малой мощности в некоторых случаях небезопасно – увесистую лодку под действием ветра может сносить.

Как правило, моторы имеют следующие характерные отличия:

  • количество цилиндров – 1;
  • тип – двухтактный и четырехтактный (но чаще двухтактный);
  • топливный бак встроенный;
  • защита гребного винта шпоночного типа;
  • небольшой вес.

С маломощным двигателем (от 2 до 6 л.с.) лодка вряд ли сможет выйти в режим глиссирования (глиссирование – это способность лодки при движении подниматься над водой, и лодка движется почти параллельно поверхности водного пространства). Длительная работа на полном газу способствует быстрому износу маломощного агрегата, а холостые обороты очень нестабильны из-за того, что работает один цилиндр.

8-15 л.с.

С такими моторами лодка уже может выходить на глиссирование. Потребление топлива может доходить до 6 литров в час на больших нагрузках, в режиме троллинга (метод рыбной ловли) расход существенно меньше.

Читать еще:  Навесной транец для лодки

Такие двигатели характеризуются:

  • наличием двух цилиндров;
  • ручным управлением газа;
  • весом от 25 до 55 кг;
  • довольно высокой стоимостью относительно самых слабосильных агрегатов;
  • обеспечивают скорость движения лодки или катера от 3 до 30 км/ч (одновременно есть возможность троллингаи глиссирования);
  • управляются с помощью румпеля.

Более 20 л.с.

Такие двигатели не пользуются слишком большой популярностью у рыбаков в силу их низкой экономичности, но для катеров и яхт такие агрегаты будут в самый раз. С мощным мотором трудно осуществить троллинг, зато можно обеспечить катание на водных лыжах.

Моторы нередко имеют:

  • электрическую систему запуска;
  • дистанционное управление;
  • четырехтактный тип двигателя;
  • два цилиндра.

Вес самого легкого 20-сильного мотора не менее 45 кг, но обычно они еще тяжелее. Цена импортного двигателя начинается от 80 000 рублей.

Двухтактный или четырехтактный мотор

У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки. Но для мощных двигателей четырехтактный вариант более предпочтителен.

Двухтактный мотор

  • потребляет больше топлива (где-то процентов на 20 по сравнению с 4-тактным);
  • для его работы требуется смешивание топлива и бензина;
  • на так ровно работает, как 4-тактный;
  • более шумный.

Четырехтактный мотор

  • обладает лучшим ресурсом и реже нуждается в ремонте;
  • резвее набирает обороты;
  • стабильнее работает на холостых оборотах;
  • не очень требователен к качеству топлива.

Несмотря на ряд преимуществ 4-тактного двигателя, 2-тактный более интересен при передвижениях на небольшие расстояния. Затем, двухтактные моторы имеют более низкую стоимость и относительно небольшой вес.

Фиксация двигателя

От установки мотора на транец лодки зависит, как он будет вести себя в различных условиях. При слишком высокой посадке двигатель может захватывать лопастями воздух, при слишком низком расположении возрастает сопротивление движению лодки.

Установку производят на транец струбцинами, но при этом все равно есть свободный ход – мотор можно опускать и поднимать. Жесткая фиксация приводит к тому, что при наезде на препятствие двигатель можно повредить. Поэтому установку производят так, чтобы при наезде на препятствие двигатель мог опрокидываться.

Уровни наклона двигателя

Мотор должен крепиться на транце обязательно по центру, а зажимы при этом завернуты до упора. Важно правильно выбрать угол наклона мотора, его неправильная установка повышает сопротивление движению и снижает мощность.

Угол наклона проверяют на скорости, соответствующей среднему значению. При этом учитывается дифферент лодки (наклон относительно поверхности воды). Правильным считается дифферент, если в состоянии неподвижности плавучего средства нос будет поднят на 3–5 градусов. Высоко задранный нос может привести к опрокидыванию лодки,низкий угол повышает нагрузку на мотор, теряется управляемость.

Рейтинг популярных лодочных моторов с ценами

Среди всех производителей лодочных моторов лучше всех себя зарекомендовали марки:

Средние цены на другие марки 15 сильных двигателей:

  • Suzuki DF-15 – около 130 тыс.руб.;
  • Tohatsu M15D2 S –95 тыс. руб.;
  • Mercury 15m – 95 тыс.руб.;
  • Yamaha 15FMHS– 100 тыс.руб.

Ямаха

Компания YAMAHA MOTOR является крупнейшим мировым производителем моторов для лодок. Она выпускает двигатели разной мощности начиная с 2 л.с. и заканчивая 250 л.с. Компания дает гарантию 2 года на всю выпускаемую продукцию.

Сузуки

Лодочные моторы фирмы Suzuki отличаются великолепными эксплуатационными характеристиками и надежным качеством. Компания пользуется самыми современными технологиями в разработке своей продукции. Наиболее популярными стали модели лодочных моторов мощностью от 9,9 и до 40 л.с.

Тохатсу

Фирма Tohatsu на рынке бензиновых двигателей существует с 1922 года, первый лодочный мотор корпорация выпустила в 1956 году. Продукция компании отличается безупречным качеством. Моторы Tohatsu по праву считаются одними из самых экологически чистых в мире.

Меркурий

Американская корпорация MercuryMarine удерживает ведущие позиции в области производства лодочных моторов. Двигатели Mercury бесшумны, экономичны и легки в управлении. Продукция компании соответствует всем требованиям мировых стандартов.

Какой лодочный мотор выбрать из китайских

Среди китайской продукции выбор не так прост, тем более, что лодочные моторы китайского производства отличаются должным качеством. При выборе двигателя следует руководствоваться наличием сервиса по ремонту и обслуживанию моторов. В частности, у компании SIA-PRO в России такой сервис имеется. Также следует отметить неплохое качество продукции фирм Parsun,Trollи Hondex (HDX).

Общие советы

Для того чтобы не возникало проблем при эксплуатации лодочного мотора, стоит придерживаться ряда правил:

  • Не стоит проверять работоспособность мотора на постоянном полном газу тем более по густой траве и камням на мелководье. Такие поездки могут закончиться повреждением гребного вала или выходом из строя редуктора.
  • Смесь бензина с маслом должна быть в нужной пропорции. Нарушение пропорции приводит к выходу из строя деталей топливной системы.
  • Нужно во время менять свечи, руководствуясь заводскими нормами. В запасе неплохо всегда иметь пару свечей.
  • Необходимо регулярно проверять наличие струи в контрольном отверстии охлаждающей системы во избежание перегрева мотора.
  • Необходимо иметь с собой запасные шпонки. При обрыве шпонки ее можно будет заменить в пути и двигаться дальше.

Следует не забывать, что на воде обстоятельства складываются несколько по иному, чем на автомобильной дороге. Может так получиться, что рядом никого не окажется и помочь будет некому.

Ссылка на основную публикацию