Советские лодки

ВОДНО — МОТОРНЫЙ КЛУБ «НЕВОД»

Место встречи водномоторников

  • Водномоторный Портал » Форум водномоторников » НовостиКаталог лодок, катеров и моторовМотолодки производства СССР
  • Мобильная версия
  • Правила Форума
  • Архив журнала КиЯ № 1- 100
  • Архив журнала КиЯ № 101- 142
  • Книги о водно — моторной технике, спорте, судовождении и судостроении
  • Сервисные и пользовательские руководства к лодочным моторам
  • Судовождение
  • Картография, Карты, Атласы, Лоции
  • Карта глубин водоемов России
  • Экзамен ГИМС
  • Сводная таблица моторных лодок и катеров
  • Сводная таблица надувных лодок
  • Сводная таблица РИБов
  • Таблица винтов и скоростей
  • Максимальная скорость катера
  • Помощь Клубу!
  • Поиск
  • Карты
  • Регистрация
  • Вход
    • А вы знали?
    • Мотолодки производства СССР

      • Пользователь просматривает форум: нет зарегистрированных пользователей
      • Темы Ответов Просмотров Последнее сообщение
      • Мотолодки «Прогресс-2» и «Прогресс-4»
        Johny » 08 дек 2015, 08:47 0 1180 Johny
        08 дек 2015, 08:47
      • Мотолодки «Казанка-5»
        Johny » 06 дек 2015, 16:18 0 484 Johny
        06 дек 2015, 16:18
      • Мотолодка «Ока-4»
        Johny » 06 дек 2015, 15:46 0 542 Johny
        06 дек 2015, 15:46
      • Мотолодка «Крым»
        Johny » 06 дек 2015, 15:10 0 725 Johny
        06 дек 2015, 15:10
      • Мотолодки «Нептун», «Нептун-2» и «Нептун-3»
        Johny » 02 дек 2015, 09:54 0 949 Johny
        02 дек 2015, 09:54
      • Мотолодка «Гамма»
        Johny » 02 дек 2015, 09:43 0 348 Johny
        02 дек 2015, 09:43
      • Мотолодки «Обь», «Обь-М», «Обь-3»
        Johny » 02 дек 2015, 09:29 0 1108 Johny
        02 дек 2015, 09:29
      • Мотолодка «Южанка-2»
        Johny » 02 дек 2015, 08:53 0 490 Johny
        02 дек 2015, 08:53
      • Мотолодка «Днепр»
        Johny » 02 дек 2015, 08:48 0 537 Johny
        02 дек 2015, 08:48
      • Мотолодка «Воронеж»
        Johny » 02 дек 2015, 08:39 0 423 Johny
        02 дек 2015, 08:39
      • Мотолодка «МКМ»
        Johny » 25 ноя 2015, 10:40 0 325 Johny
        25 ноя 2015, 10:40
      • Мотолодка «Афалина»
        Johny » 25 ноя 2015, 09:18 0 525 Johny
        25 ноя 2015, 09:18
      • Мотолодки «Неман» и «Неман-2»
        Johny » 25 ноя 2015, 09:03 0 1275 Johny
        25 ноя 2015, 09:03
      • Мотолодки «Казанка», «Казанка-М» и «Южанка»
        Johny » 25 ноя 2015, 08:26 0 756 Johny
        25 ноя 2015, 08:26
      • Мотолодки «Темп» и «Дракон»
        Johny » 25 ноя 2015, 08:14 0 443 Johny
        25 ноя 2015, 08:14

      На борту!

      Пользователь просматривает форум: нет зарегистрированных пользователей

      Обзор советских моторных лодок

      Решил завести моторную лодку, но не знаю, какую лучше купить? Наугад покупать не хочется — деньги немалые! Обращался к любителям, все говорят по-разному. Только запутали. Названия разные, а на вид вроде бы одно и то же. Где можно найти такой прейскурант, чтобы были перечислены все модели? И чтобы объяснялось, чем же одна лодка лучше или хуже другой. Ни в одном магазине их все сразу не увидишь: в одном одна лодка, в другом —другая

      Итак, вы решили купить мотолодку и оказались перед необходимостью выбора.

      Прежде чем делать покупку, новичок должен четко сформулировать ответы на три принципиальных вопроса:

      • нужна ли мотолодка вообще!
      • для чего именно она нужна!
      • где и как будут храниться лодка и мотор летом и зимой!

      Не торопитесь с ответом на первый вопрос: он получится сам собой, когда вы разберетесь с двумя другими.
      Прикиньте, куда — на какие расстояния, а каких условиях (по тихой ли речке или по открытому всем ветрам водохранилищу), с какой скоростью, с каким экипажем, с каким багажом и, самое главное,— с какой основной целью чаще всего придется вам плавать!

      Каждому «типичному» варианту использования соответствуют и свои особые предъявляемые к лодке требования — по скоростным качествам и мореходности, грузоподъемности и остойчивости, наличию того или иного оборудования и даже виду основного конструкционного материала.
      Если, например, вы предполагаете использовать лодку для кратковременных и быстрых выездов с приятелем за город — на воскресную рыбалку, понадобится лодка быстроходная, остойчивая, имеющая свободный открытый кокпит со сплошным горизонтальным пайолом, легко идущая на веслах. Сдвижная рубка и мягкие кресла, раскладывающиеся в спальные места, будут только мешать рыболовам, а их «мертвый вес» отразится на скорости (или потребует излишних затрат мощности).

      Другое дело, если вы собираетесь на весь отпуск или на все лето со всем семейством, включая детей, в дальнее туристское плавание. Тут уж на первый план выдвигаются требования мореходности, экономичности движения с большой нагрузкой, комфортабельности лодки — приспособленности ее к длительному пребыванию людей, которые будут здесь же, на борту лодки, ночевать, готовить и принимать пищу. При выборе лодки для туризма стоит обратить внимание на объем багажников и удобство размещения запасов (включая топливо), возможность оборудования спальных мест и камбузного уголка, удобство управления лодкой при плавании в плохую погоду.

      Ясно, что тому, кто собирается тренироваться на водных лыжах, а ими занимаются лишь на гладкой воде и не удаляясь от берега, будут не нужны ни большая грузоподъемность, ни рубка, ни мягкий ход по крутой волне.

      Обязательно заранее уточните, с каким мотором (или двумя моторами) придется эксплуатировать вашу лодку, имея а виду и необходимую скорость хода, и затраты на топливо — экономичность силовой установки, и требования к ее надежности. Надо ознакомиться и со всеми существующими а районе эксплуатации будущего судна ограничениями, чтобы не получилось так, что вы приобретете лодку, рассчитанную на такую мощность (скорость], которую ставить (развивать) нельзя по каким-то иным соображениям.
      Удача выбора во многом зависит и от учета характера акватории, где вы будете плавать. Поговорите с любителями, выясните — какая мотолодка и почему наиболее популярна, какие -черты характерны для традиционных лодок народной постройки, вобравших лучшие качества, необходимые для плавания в данном районе. Чем больше узнаете о господствующих ветрах, об особенностях акватории и берегов, тем лучше!

      Ясно, что для плавания вдоль морского побережья, по большим рекам, водохранилищам или крупным озерам, где в любую минуту надо быть готовым к серьезной борьбе с налетевшим шквалом и волной, необходимо более мореходное — остойчивое и высокобортное судно относительно больших размерений, чтобы длина лодки оказалась соразмерной длине волны. Например, на «Прогрессе-4», «Сарепте», «Казанке-5» или «Москве-2» (а а ближайшем будущем — еще и на «Ладоге-2» и «Крыме-3»), словом, при длине лодки где-то за 4,5— 4,6 м, на таких акваториях вы будете чувствовать себя более уверенно!

      Не стоит решаться на покупку, пока вы не будете знать, где и как лодка будет храниться. Мотолодка — не автомобиль (щелкнула дверца — и он уже в относительной безопасности. Найти охраняемую стоянку для судна, причем по возможности недалеко от дома и с удобным выходом, в район плаваний в современном городе — задача нелегкая. Покупка же дорогой и тяжелой лодки без места хранения принесет одни огорчения. Если вы рассчитываете хранить мотолодку в гараже, рядом с машиной, и каждый раз будете доставлять ее к берегу по асфальту, потребуется модель («Прогресс», «Дон»), снабженная колесами; если же возить лодку по суше не предполагается, то естественно, что лучше искать в продаже тот же понравившийся «Прогресс», но в исполнении № 1 — без колес. Предположим, вы уже представляете, для чего и какая — в идеале — лодка вам нужна, договорились о месте ее стоянки и зимнего хранения, семейный совет дал окончательное «добро» на покупку. Теперь дело за тем, чтобы зайти в магазин и выбрать модель, наиболее полно соответствующую вашему идеалу.

      Приводим составленную по просьбе читателей таблицу, дающую представление о всей номенклатуре имеющихся в продаже мотолодок, включая и те модели, которые уже сняты с производства, но есть на складах и в магазинах (и для определенных условий плавания вполне могут быть рекомендованы), и те, которые появятся а торговой сети лишь в ближайшем будущем. Отметим сразу, что а таблицу не включены различные малые разборные и не разборные картоп-мотолодки, а также шпоновые универсальные лодки («Форель», «Кефаль») и немногочисленные пока катера со стационарными двигателями. Их выбор— это отдельные темы. Точно так же отдельную и актуальную, на наш взгляд, тему представляет комплекс вопросов, связанных с созданием мореходной прогулочно – туристской мотолодки (катера), рассчитанной на движение в водоизмещающем (переходном) режиме. Однако на сегодня таких «неторопливых» лодок, пригодных для запуска в серию, еще нет, как нет, скажем, и подходящих стационарных лодочных двигателей малой мощности.

      В данной статье мы затрагиваем только проблему выбора именно универсальной глиссирующей, чаще всего открытой мотолодки, т. е. «водного автомобиля» длиной 3,6— 5,0 м, рассчитанного на эксплуатацию с выпускаемыми у нас массовыми подвесными моторами мощностью 20—30 л. с.
      Действительно, уже при беглом просмотре приведенной таблицы бросается в глаза, что основные характеристики подавляющего большинства выпускаемых на сегодня моделей близки. Однако при всей их «похожести» существуют между ними и отличия, на которые и надо обратить внимание.

      Дело, разумеется, не только в том, что модели отличаются по внешнему виду и цвету окраски. Имеют существенное значение такие на первый взгляд мелочи, как отличия в форме ветрового стекла, лучше или хуже защищающего пассажиров от брызг и ветра. На одной лодке это стекло имеет жесткую окантовку, за которую удобно придерживаться, скажем, во время хода по волне, на другой дпя этой цели есть небольшой поручень, а на третьей — нет ничего. На одной лодке конструкторы, разрабатывая проект, тщательно продумали такие вопросы, как удобство посадки в лодку (через носовую палубу, через борт) и укладки багажа, работы с мотором, гребли, работы с якорем и при швартовке лодки (например, при шлюзовании), откачки воды и наведения чистоты, а вот авторы другой лодки, судя по всему, обо всем этом заботились мало и главным образом «выжимали» скорость. Другими словами, неважных мелочей нет. Знакомясь с лодкой, выставленной в магазине, стоит обратить внимание на конструкцию тента, сидений и пайолов; форму и расположение различных рымов, уток и ручек для переноски; наличие шкафчиков, карманов и полочек для мелких вещей, которые должны быть под рукой, и т. д. и т. п. Очень важно, обратившись к заводской инструкции, разобраться с тем, подходит ли ДУ, включенное в комплект лодки (иди имеющееся в продаже) к мотору той марки, с которым предполагается эксплуатировать лодку.

      Наконец, различаются одинаковые на первый взгляд лодки и еще более существенно — по таким характеристикам корпуса, которые определяют режим движения лодки (с разной нагрузкой и под моторами различной мощности), ее маневренные качества, остойчивость на ходу и на стоянке (валкость), поведение при ходе на волне.
      Как уже отмечалось, чем лодка крупнее, тем больше может быть волна, при которой допустимо безопасное плавание. При длине меньше 3,6—3,7 м сделать лодку относительно мореходной не удается: ее корпус оказывается меньше, чем расстояние между соседними гребнями даже невысоких волн, лодка проваливается, удары о гребни становятся резче. Но и увеличивать длину лодки за 4,6—4,7 м тоже нельзя: возрастают вес и трудоемкость изготовления корпуса; чтобы обеспечить ту же скорость, придется увеличивать мощность (а поскольку моторы мощнее 25—30 л. с. у нас не выпускаются, надо будет ставить на транец даже не два, а три мотора) и т. д. Вот по совокупности всех этих соображений с учетом технологических возможностей наших заводов и возник тот «4-метровый» класс, среди «представителей» которого нам предоставляется «право выбора».

      В таблице мотолодки расположены в порядке возрастания длины. Однако большая длина — условие необходимое, но недостаточное. Например, имеющиеся пока в продаже «Казанка-М» и «Южанка» — длина их за 4,6 м — из-за недостаточной ширины, высоты борта и почти плоского днища для сколько-нибудь серьезных акваторий просто небезопасны. Значит, надежность, остойчивость и мореходность судна определяются не только длиной, но и соотношением размерений и формой корпуса — обводами. Опытный судоводитель-любитель оценивает лодку самостоятельно по таким ее данным, как:

      • относительная ширина, т. е. отношение длины к ширине;
      • высота надводного борта (не только на миделе, но и на самом опасном месте — у подмоторного выреза в транце);
      • подъем линии скулы, форма сечений по шпангоутам и форма палубы в плане — в носовой части;
      • развал или завал бортов;
      • килеватость днища — как в районе ударов о волну, так и на транце;
      • наличие и вид продольных реданов и брызгоотбойника.

      Новичку чаще всего приходится доверяться мнениям случайных людей и сведениям, приведенным в Инструкции по эксплуатации. Увы, указания в паспорте лодки, например, о предельной высоте волны, при которой можно выходить в плавание, далеко не точно и, во всяком случае, неполно характеризуют фактическую мореходность лодки.

      ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМЕЮЩИХСЯ В ПРОДАЖЕ И НЕКОТОРЫХ ИЗ ПОДГОТОВЛЕННЫХ К ПРОИЗВОДСТВУ ПРОГУЛОЧНО-ТУРИСТСКИХ МОТОРНЫХ ЛОДОК ДЛИНОЙ СВЫШЕ 3,5 М

      Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.2. Становление отрасли.

      Как и обещано в прошлом посте, в этом переходим к лодочным моторам 50х годов, которые стали массовыми, доступными рядовому советскому гражданину и по этой причине дошли до наших дней в достаточных количествах и рабочем состоянии. Первый в списке — ЛМ-1 (4 лошадиных силы).

      Данный мотор выпускался заводом им. Фрунзе в Куйбышеве (ныне Самара), в Казани и в Молотове (ныне Пермь). Основным производителем был Самарский завод ЗиФ. Мотор выпускался с конца 40х по середину 50х годов. Было выпущено очень большое количество моторов. Появление мотора совпало с появлением и развитием ядерного оружия и этот мотор по всей видимости был создан, чтобы пережить ядерную войну и человечество. Более неприхотливую и простую конструкцию сложно представить. Поплавок в карбюраторе был выполнен из пробки, дроссельная заслонка открывалась в ручную поворотом шестеренки на самом карбюраторе. Топливопровод, соединяющий бензобак с карбюратором был медный, в то время, как на большинстве моторов он представлял из себя обычный резиновый шланг.

      Опережение зажигания также выставлялось в ручную прямо на ходу на слух поворотом рычага под маховиком. По сути необходимость регулировки этого мотора отсутствовала.

      Редуктор мотора был также предельно простым и надежным. В нем использовались широко распространенные шариковые подшипники № 202 и 203, уплотнение вертикального вала отсутствовало, а качестве уплотнения гребного вала использовалась сальниковая набивка. Нейтраль отсутствовала, как и на всех моторах тех лет, мотор начинал движение сразу после запуска. В надежных уплотнениях редуктора необходимости не было, так как для его смазки использовался распространенный в то время густой солидол, который долгое время сохранялся в редукторе.

      Сам двигатель мог работать на всем, что горит, в прямом смысле этого слова. Специальная, откидывающаяся на пружинке крышка карбюратора позволяла легко и быстро залить в него порядка 100 г. бензина для запуска, после чего открывался кран бензобака, откуда могла поступать любая жижа, включая низкосортные сорта бензина, керосина и их смеси, перемешанные с самым дешевым маслом автолом. Система зажигания была контактной, предельно простой, но качественно выполненной.

      Основным недостатком мотора является его вес. 34 кг при мощности всего 4 лошадиных силы. Простота и надежность этих моторов позволила многим из них дожить до наших дней и не только в качестве коллекционных экземпляров, но и в качестве рабочих лошадок в отдаленных местах нашей Родины. Последние 10 лет эти моторы начинают уходить в историю, так как двигатель, рассчитанный на дешевый керосин, потребляет просто чудовищные количества 92 бензина, а другого топлива в нашей стране уже не достать. Также есть вполне объяснимая проблема с запчастями, достать которые на мотор, выпускавшийся 60 лет назад все сложнее, приходится заказывать у токарей за кругленькие суммы. Наконец подвела свеча зажигания, в ЛМ-1 она от ГАЗ 52 с резьбой М18х1.5, найти такие свечи с каждым годом все сложнее. По всей видимости, очень скоро эти моторы покинут водоемы и поселятся на стойках у коллекционеров.

      Следующие моторы этой эпохи ЛММ-6, ЛММ-6а и ЛМР-6 (мощность 6 л.с.). Лодочный мотор морской, лодочный мотор морской короткий и лодочный мотор речной соответственно. В народе все три мотора получили общее название «Звезда». Почему-вы поймете по фото мотора ЛММ-6:

      История этих моторов уникальна. Моторы выпускались Богородским Механическим заводом. Мотор ЛМР-6 выпускался с конца 50х годов по 1962 год. А теперь самое интересное. Мотор ЛММ-6 в обеих модификация выпускался все с того же конца 40х по. 2008 год! И производство до сих пор не закрыто, оно приостановлено. На сайте завода все еще можно заказать эти моторы под маркировками ПД-211 и ПД-221 (ПД-Подвесной двигатель). Более того украинское предприятие «Мотор-Сич» до 2010 года выпускало модернизированную версию мотора «Мотор Сич МС-15» мощностью 15 лошадиных сил. Таким образом этот мотор выпускается на протяжении порядка 70 лет, пережив страну, которая его создала на 25 лет и своего собрата ЛМР на 64 года! На картинке ЛМР-6:

      Столь долгую жизнь мотора объяснить довольно легко. Если ЛМР-6 выпускался для тяжелогруженых лодок народного хозяйства, то ЛММ-6 и ЛММ-6а были редкими гостями среди рядовых советских граждан, так как выпускались для нужд ВМФ. ЛММ-6 был создан для установки на шлюпки ЯЛ-12, длина данного мотора более 1.5 метров! Понятное дело, что лодок на водоемах страны под него просто не существовало. Короткая версия мотора ЛМР-6а выпускалась для установки на шлюпки ЯЛ-6 и могла быть использована на обычных лодках населением. На фото ЛММ-6а:

      Мотор обладает всеми достоинствами присущими мотору ЛМ-1, но на нем вместо маховичного магнето установлено агрегатное, что делает еще более надежным. Более того моторы этой серии были первыми в СССР, оснащенными помпой охлаждения. И она была текстолитовой, что делало ее практически вечной! В последствие такая помпа была применена только на «Привете», все остальные моторы помпой либо не снабжались, либо снабжались резиновой крыльчаткой, выходившей из строя из-за износа и морозов. Фото мотора поздних выпусков:

      Мотор, не имея механизма переключения реверса, обладал задним ходом. Для этого он просто разворачивался на 180 градусов, при этом нога мотора входила в специальный паз на подвеске, что не позволяло мотору откидываться в лодку и служило вместо стопора заднего хода, который устанавливался на моторы, снабженные механизмом переключения передач. Мотор снаряжался четырехлопастным гребным винтом, чего не встречается ни на одном другом советском моторе. Моторы ЛММ-6 и ЛММ-6а принципиальных технических отличий не имели и отличались только длиной «ноги». Первые моторы ЛМР-6 отличались от ЛММ другим гребным винтом, топливным баком, который легко заменялся на бак от ЛММ. Подводная часть была идентична с ЛММ. Позже ее упростили, заменив сварную «ногу» из нержавейки на литую, изменив передаточные числа редуктора, посчитав, что тяговитость и надежность редуктора ЛММ чрезмерна для ЛМР, который поставлялся народному хозяйству. Бак был унифицирован с ЛММ.

      Бронебойная надежность, тяговитость и неприхотливость мотора послужила причиной его долгой жизни и непрекращающегося спроса со стороны ВМФ.

      Не буду перегружать этот пост оставшимися моторами того периода. В следующем посте рассмотрю моторы поздних 50х и начала 60х годов: «ЗиФ-5 (Стрела)», МЛ-20 «Чайка» и «Кама».

      Читать еще:  Мотор ямаха 5
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector