Ветерок 12 расход топлива
Технические характеристики и устройство моторов Ветерок
Подвесные лодочные моторы семейства «Ветерок» предназначены для установки на лодки хозяйственного, прогулочного, туристского и спортивного назначения. Они успешно эксплуатируются на моторных и гребномоторных лодках, таких как «Казанка», «Южанка», «Форель», («Кефаль»), «Таймень», «Язь», «Автобот», «Казанка-6», «Романтика-2», «Таврия», на надувных резиновых лодках «Орион-8» и др. Широко используются эти моторы на деревянных водоизмещающих лодках, на разнообразных малых судах самостоятельной постройки, в качестве резервного двигателя для яхт.
Моторы «Ветерок» предназначены для установки на лодки с высотой транца до 380 мм (модели с удлиненным дейдвудом «Ветерок-8У» и «Ветерок-12У» рассчитаны на высоту транца до 500 мм) и могут эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 500 мм. «Ветерок-12» применяется на спортивных мотолодках в классе двигателей с рабочим объемом 250 см3. «Ветерок-8» («Ветерок-8Э») и «Ветерок-12» («Ветерок-12Э») в значительной мере унифицированы (рис. 1). Моторы с индексом «Э» отличаются от исходных моделей только комплектацией электронной бесконтактной системой зажигания.
Техническая характеристика моторов «Ветерок»
«Ветерок-8Э» «Ветерок-12Э»Тип двигателя | |
Тип двигателя | |
Номинальная мощность при частоте вращения 4800 об/мин, кВт (л. с.) | |
Число цилиндров | |
Рабочий объем цилиндров1, см3 | |
Диаметр цилиндра, мм … . | |
Ход поршня 2, мм | |
Эффективная степень сжатия3 | |
Направление вращения маховика при виде сверху | |
Тяга на швартовах, не менее Н | |
Система зажигания | |
Свеча зажигания | АП (ГОСТ 2043—74) |
Напряжение, В/мощность, Вт, системы освещения | |
Зазор между электродами в свече, мм | |
Карбюратор | |
Топливо и масло | Бензин автомобильный А-76 (ГОСТ 2084—77) с добавлением масла М-8В1 (ГОСТ 10541—78) |
Часовой расход топлива, кг/ч не более | |
Фазы газораспределения, град.: | |
выпуск | |
продувка | |
Передаточное отношение редуктора | |
Смазка редуктора | |
Диаметр гребного винта, мм | |
Шаг гребного винта, мм | |
Число лопастей | |
Емкость топливного бака, л | |
Масса мотора, кг | |
Габаритные размеры мотора (с поднятым вверх румпелем), мм: | |
350 | |
длина | 500 |
Моторы «Ветерок» состоят из следующих основных узлов и систем:
моторной головки с верхним и нижним кожухами (двигатель в сборе с магдино, высоковольтными трансформаторами, пусковым механизмом, карбюратором, бензонасосом, деталями управления карбюратором и опережением зажигания);
промежуточной передачи с подвеской (промежуточный корпус с механизмом переключения муфты холостого хода, плита управления с румпелем, подвеска с деталями крепления к транцу лодки, поворота и откидывания мотора);
подводной части (редуктор с зубчатой передачей и валом гребного винта, проставка с муфтой холостого хода, водяной насос, гребной винт);
системы питания двигателя (бензобак, бензиновый шланг с ручной подкачизающей грушей, карбюратор и диафрагменный бензонасос);
системы зажигания (магдино, высоковольтные трансформаторы, свечи зажигания);
системы охлаждения (всасывающий трубопровод, водяной насос, напорный трубопровод, рубашка охлаждения двигателя). Продольный разрез мотора показан на рис. 2.
Рис. 2. Продольный разрез мотора.
1 – картер; 2 – перегородка с клапанами; 3 – патрубок; 4 – карбюратор; 5, 69 – шарикоподшипники № 204; 6 – игольчатый ролик; 7 – крышка картера; 8 – кулачок блокировки; 9 – основание магдино; 10 – шпонка коленвала; 11 – маховик; 12 – блок цилиндров; 13 – коленчатый вал; 14 – шатун; 15 – поршневой палец; 16 – поршень; 17 – поршневое кольцо; 18 – стопорное кольцо поршневого пальца; 19 – свеча; 20 – головка блока цилиндров; 21 – ромежуточный корпус; 22 – рычаг; 23 – вертикальный вал; 24 – тяга; 25 – пластина; 26 – хомут; 27 – корпус помпы; 28 – шпонка крыльчатки; 29 – крыльчатка; 30 – нижняя пластина; 31 – сальник; 32 – шарикоподшипник № 201; 33 – стакан; 34 – трубка; 35 – ведущая муфта; 36 – вилка; 37 – ведомая муфта; 38 – водоприемник; 39 – демпфер винта; 40 – штифт; 41 – колпачок; 42 – гребной винт; 43, 68 – сальники; 44 – стопорное кольцо; 45 – стакан сальника; 46 – уплотнительное кольцо; 47 – шарикоподшипник №205; 48 – регулировочная шайба; 49 – ведомая шестерня; 50 – шарикоподшипник № 201; 51 – горизонтальный вал; 52 – ведущая шестерня; 53 – корпус редуктора; 54 – роликовый подшипник №7203; 55 – шарикоподшипник №203; 56 – проставка; 57 – нижняя пружина; 58 – замок; 59 – нижний вкладыш; 60 – наружный подшипник; 61 – кронштейн подвески; 62 – упор; 63 – опора подвески; 64 – верхний вкладыш; 65 – труба; 66 – винт опоры; 67 – подушечка; 70 – верхняя пружина; 71 – плита управления Рис. 3. Внешние характеристики двигателей
Внешние характеристики двигателей моторов «Ветерок» — зависимости мощности и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора — изображены на графике (рис. 3).
Лодочный мотор Ветерок 12
Лодочные моторы модели Ветерок 12 известны еще с советских времен. Данный агрегат выпускал Ульяновский моторный завод с 1967-го по 1984-ый год. Производство двигателя возобновилось в 1993-ем году. Окончательно с конвейера модель была снята в 2008-ом году.
Описание
Последняя глобальная модернизация лодочного мотора состоялась в 1993-ем году. В качестве основы был выбран Ветерок 12Э 1987-го года. Обновленная модель получила ряд принципиальных изменений, которые сохранились до завершения выпуска мотора.
- магнето МБЭ-3 повышенной надежности с улучшенным охлаждением тиристоров;
- антикавитационная плита новой формы;
- более высокая степень сжатия (7);
- увеличенный до 20 л топливный бак;
- игольчатый подшипник вместо бронзово-графитовой втулки;
- ступица гребного винта более высокой надежности;
- румпель улучшенной конструкции;
- два гребных винта (грузовой и скоростной).
При этом эталоном надежности отечественный мотор так и не стал. Нагрузки на втулки аппарата существенно превышали критические. И если 8-сильные «Ветерки» работали десятилетиями, то более мощные «собратья» регулярно выходили из строя. Средний срок эксплуатации мотора Ветерок 12 составлял 2-3 года, после чего двигатель начинал ломаться. Единственным решением данной проблемы стала бережная эксплуатация. Без полного газа больших нагрузок не создавалось, поломки случались реже.
С технической точки зрения Ветерок 12 был очень далек от совершенства. Устаревшие технологии, используемые при его производстве, не позволяли конкурировать с иностранными аналогами по показателям экономичности и производительности. Именно потому 12-сильную модификацию вскоре сменил 14-сильный мотор с улучшенной конструкцией.
За годы выпуска двигатель неоднократно модернизировался. Среди наиболее известных версий мотора следует выделить:
- Ветерок 12Э – первая глобальная модернизация (1978-ой год);
- Ветерок 12Р. Версия, выпущенная в 1995-ом году. Данный мотор получил реверс-редуктор, но был выпущен ограниченной серией из-за малого спроса.
- Ветерок 12У, Ветерок 12РУ. Модель с усиленным редуктором и удлиненным дейдвудом, предназначенная для более массивных яхт и лодок.
Достоинства модели Ветерок 12:
- отличная ремонтопригодность. Отечественный продукт можно чинить в домашней мастерской без наличия специальных навыков;
- сравнительно малая масса;
- большой КПД гребного винта и малое подводное лобовое сопротивление;
- простой пуск;
- маленькая стоимость мотора (почти в два раза меньше, чем иностранные аналоги) и запчастей к нему;
- высокая надежность;
- неприхотливость и возможность работы с бензином низкого качества;
- высокое качество обработки и окраски;
- красивый дизайн.
- отсутствие заднего хода в большинстве модификаций;
- устаревшие детали;
- неудобное крепление гребного винта;
- сильный шум при работе;
- отсутствие термостата, без которого поддерживать нормальный тепловой режим становится крайне тяжело;
- крайне нестабильная работа на начальном этапе движения;
- большое усилие при ручном запуске.
Характеристики
Средний показатель расхода топлива для данного мотора составляет 3,5 л/час. Агрегат комплектуется выносным топливным баком на 14 л.
Двигатель
Параметры двухтактного лодочного мотора Ветерок 12:
- рабочий объем – 0,249 л;
- номинальная мощность – 12 л.с.;
- частота вращения – 5000 об/мин;
- количество цилиндров – 2;
- диаметр цилиндра – 60 мм.
Масса агрегата составляет 26,5 кг.
Двигатель неприхотлив даже в процессе обкатки, которую можно осуществлять в обычной бочке. При обкатке используется топливная смесь с содержанием бензина и масла в пропорции 25:1.
Сам процесс состоит из 4 фаз:
- запуск и работа на малых оборотах в течение 20 минут;
- работа на средних оборотах в течение получаса;
- работа на 3000-3500 оборотах в течение 1-1,5 часов;
- работа на максимуме в течение 4 часов.
Видео
Отзывы
Несмотря на все несовершенство лодочного мотора Ветерок 12, отзывы о нем, преимущественно положительные.
Олег приобрел двигатель в 2011-ом году. На тот момент возраст агрегата составлял 30 лет. Испытания старенькая модель проходила на реке Исеть. Вместе с другом установили мотор на лодку ПВХ модели «Лиман 320» массой 52 кг. С первого раза Ветерок 12 заводиться не захотел. Однако с верхнего стартера пуск удался. Двигатель громко затарахтел, после установки специальной крышки звук несколько стих. На холостых оборотах агрегат уверенно держал обороты, но на скорости приходилось добавлять газу, чтобы мотор не заглох.
На глиссер с двумя пассажирами весом 190 кг двигатель выходил очень уверенно. Особенно понравилось движение на скоростном винте. Иногда выходить на глиссер удавалось даже с тремя пассажирами. Однако в этом случае необходимо было применять грузовой винт.
Ветерок 12 развивал достойную скорость в 27-30 км/час.
Проблемы в работе мотора возникали не так часто, но все же были. Однажды он заглох в процессе пути и отказался запускаться. Причину удалось найти довольно быстро. Чтобы не создавать вакуума, мешающего работе, топливную крышку пришлось немного открутить. После этого мотор завелся.
На агрегате при первом использовании было преодолено порядка 12 км с остановками и пусками. Средний расход за весь период эксплуатации составил около 5 л/час.
Недостатков у двигателя Ветерок 12 немало. Сильно мешает работе отсутствие заднего хода. По характеристикам он уступает даже Тохатсу 9,8. Однако для нескольких рыбалок данного агрегата вполне хватает.
Цена нового и б/у
Новый лодочный мотор Ветерок 12 купить уже не удастся, поскольку его выпуск завершен. Стоимость б/у вариантов двигателя составляет 25000-45000 рублей.
Аналоги
Иностранные моторы в полной мере назвать аналогами модели Ветерок 12 нельзя. Наиболее близким к нему является двигатель МОСКВА-М 10,5 л.с.
Лодочный мотор Ветерок 12
Ветерок-12 – малолитражный лодочный двигатель, разработанный в СССР. Двигатель считался передовым для своего времени, обладал конкретными техническими преимуществами на фоне зарубежных аналогов. Но в то же время, советские инженеры не скрывали тот факт, что данная модель позаимствовала много элементов у именитых иностранных двигателей. Этот факт многие хозяйственники и рыбаки восприняли как неоспоримое преимущество в бюджетной ценовой категории, и в результате Ветерок-12 приобрел мировую популярность. Особенно мотор был востребован на территории СССР, поскольку моделям семейства «Ветерок» в Советском союзе не было равных. Создать инновационное конструкторское решение в условиях отсутствия конкуренции – гениальная идея головного Ульяновского завода малолитражных двигателей. Не смотря на немалый возраст, мотор пользуется спросом до сих пор. На поддержанном рынке таких моторов достаточно много, и все почти все они в хорошем состоянии. Рассмотрим главные особенности модели Ветерок-12, ее характеристики, а также отзывы владельцев об этом моторе.
Общие сведения и конструкция
Ветерок-12 имеет классическую двухтактную конструкцию, проверенную временем. Двухцилиндровая компоновка благоприятно сказалась на расходе топлива, ремонтопригодности и простоте обслуживания в домашних условиях. Более того, владельцы этого мотора могут хорошо сэкономить на топливе, ведь модель Ветерок-12 поддерживает горючее с довольно низким октановым числом, начиная с А-66 и А-72. Таким образом, в этот мотор, не опасаясь, можно заливать ныне востребованный АИ-92.
Двухтактный мотор получил дефлекторную продувку цилиндров. В качестве системы зажигания выступает устройство МЛ-10-2С. Рекомендуемая свеча зажигания – типа А7 или 5Ус. Редуктор надо смазывать трансмиссионным автотракторным маслом. Мотор получился компактным и не слишком тяжелым. Эта особенность позволяет разместить его в багажнике легкового автомобиля. Также не возникнет проблем и при установке мотора – с этим справится один человек, не прибегая к посторонней помощи.
Ветерок-12 имеет рабочий объем 250 кубов, что позволяет его устанавливать не только на малоразмерные, но и среднеразмерные суда, включая надувные лодки и катера. Благодаря этому двигатель подойдет коммерческим структурам, будет востребован в профессиональной сфере, в рыбацкой и охотничьей деятельности. Возможности мотора неограниченны, ведь его можно использовать для передвижения не только по рекам и озерам, но и соленым морским водам. Этому способствует высокий уровень защиты подводной части корпуса мотора. Защита оберегает двигатель от подводных препятствий, камней и других преград. Таким образом, Ветерок-12 доказал свою востребованность не только в дальних поездках, но и при движении по мелководью.
Обратим внимание, что Ветерок-12 имеет множество взаимозаменяемых деталей, который подходят от мотора Ветерок-8. Этот факт существенно повышает ремонтопригодность и удобство обслуживания мотора.
Выносливость и долговечность мотора Ветерок-12 подтверждена не только эффективной системой охлаждения и качественной сборкой, но и 500-часовыми эксплуатационными испытаниями на специальном стенде. Затем двигатель успешно прошел реальные испытания по маршруту Ульяновск – Чебоксары – Ульяновск, двигаясь по реке Волга.
Видео
Характеристики
- Страна-разработчик – СССР, Россия
- Производитель – УМЗ
- Годы производства – с 1967 по 1998
- Тип мотора – бензиновый, двухтактный двухцилиндровый
- Число карбюраторов в топливной системе – 1
- Мощность – 12 лошадиных сил
- Максимальны обороты в минуту – 4800-5000
- Рабочий объем – 250 кубов
- Зажигание – МЛ-10
- Вместимость бака, л – 20
- Поддерживаемая высота транца, мм – 380
- Масса, кг – 26.
Расход топлива
Лодочный мотор Ветерок-12 потребляет в среднем 10 литров бензина в час.
Обкатка
Ветерок-12 – поддержанный двигатель, востребованный на вторичном рынке. Его первые владельцы, согласно рекомендациям производителя, должны были проходить своевременное обслуживание, а также обкатку. Впрочем, это касается каждого обладателя лодочного мотора. Даже если мотор поддержанный, и обкатка уже проводилась, ее ничто не должно помешать провести в очередной раз. Тем более, что в нашем случае это вдвойне необходимо. Ведь заодно владелец сможет оценить потенциал бывшего в использовании мотора, раскрыть его потенциал в максимально жестких условиях. Логично, что владелец изначально должен знать возможности двигателя, а также понимать, на что он способен в поддержанном состоянии. Не исключено, что будут выявлены некоторые недочеты в процессе обкатки, но водитель будет о них знать заранее, и сможет их устранить, чтобы эти дефекты в дальнейшем не разрастались до более крупных проблем.
Обкатка выполняется всего 10 часов. В связи с этим для этой процедуры надо подобрать подходящий водоем, в котором можно было бы раскрыть все возможности мотора, не опасаясь за его перегрев и проявление различных дефектов. Можно сказать, что в период испытаний мотор должен быть обкатан по полной программе, и для этих целей идеально подойдет река, озеро, ставок, море или другой водоем – главное, чтобы его глубина составляла не меньше 80 см.
Все подвижные органы мотора должны функционировать как положено, а мотор надо установить в вертикальном положении до того, как заливать расходные материалы. Топливная смесь готовится заранее, путем смешивания бензина и масла в пропорции 50:1. Моторное масло должно соответствовать типу TCW-3.
Подготовив все необходимые материалы и подобрав водоем для обкатки, можно приступать к процедуре.
- Запускаем двигатель, даем ему нагреться на холостом ходу
- Движение начинаем с низких оборотов
- Обратим внимание, как должно происходить увеличение оборотов: в идеале приветствуется поэтапное повышение, например на 5-10 процентов каждый час. Таким образом, примерно через 8 часов производительность мотора достигнет 80-90 процентов. Возможно повышение до 100%, но в таком режиме надо пристально наблюдать за работой системой охлаждения. Дело в том, что через 20-30 минут система может дать сбой, что может стать причиной перегрева
- Избежать перегрева и теплового удара при 100-процентной нагрузке можно, уменьшая обороты вплоть до самой низкой зоны. Вместе с тем, будет задействована переменная нагрузка и все обороты мотора, а это очень полезно для адаптации всех компонентов силовой установки
- После 10 часов обкатки двигатель надо остудить и выключить, затем выполнить технический осмотр и замену расходных материалов.
Цены в России
Средняя стоимость лодочного мотора Ветерок-12 на российском поддержанном рынке составляет в пределах 15-20 тысяч рублей.