Асинхронные двигатели схемы соединения двухскоростных

Асинхронные двигатели схемы соединения двухскоростных

24. СХЕМЫ ОБМОТОК МНОГОСКОРОСТНЫХ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Многоскоростные трехфазные асинхронные двигатели обычно изготовляют на две, три и четыре частоты вращения.

Двухскоростные двигатели на кратные частоты вращения (число полюсов 2р=4/2; 8/4; 12/6) имеют на статоре одну двухслойную обмотку, которая может переключаться на два разных числа полюсов 4 и 2,8, и 4,12 и 6.

Двухскоростные двигатели на некратные частоты вращения (2р=6/4) имеют две отдельные обмотки, расположенные в одних и тех

Рис. 48. Развернутая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=4/2, z=24, а=1 и соединении фаз Δ/YY

Рис 49. Развернутая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=4/2, z=36, а=1 и соединении фаз Δ/YY

Рис. 50. Развернутая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=8/4, z=36, а=1 и соединении фаз Δ/YY

же пазах. В этом случае обмотки выполняют однослойными с концентрическими катушками. Катушечные группы обычно соединяют последовательно (число параллельных ветвей а=1), а фазы— в звезду, чтобы избежать замкнутых контуров при включенной в сеть второй обмотке.

Двигатели на три и четыре частоты вращения имеют также две отдельные обмотки. При трех частотах вращения одна обмотка переключается на два разных числа полюсов, а вторая имеет промежу-

Рис. 51. Торцовая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=8/4, а=1 и соединении фаз Δ/YY

точное число полюсов. У двигателей на четыре частоты вращения каждая из обмоток переключается на два числа полюсов.

На рис. 48—56 приведены наиболее распространенные схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей.

При небольших размерах расточки статора и числе полюсов 2р=4/2 применяют такие двухслойные обмотки (рис. 48, 49), у которых часть катушек укладывается на дно паза, а часть — у клина (в верхнем слое обмотки). Например, у обмотки, схема которой представлена на рис. 48, катушки в пазы 1,2—7,8; 3,4—9,10 и 5,6—11,12 укладывают обеими сторонами на дно паза, а катушки в пазах 21,22—3,4; 23,24—5,6 и 19,20—1,2— обеими сторонами у клина. Это облегчает укладку обмотки, так как не приходится поднимать

верхние стороны первых катушек при закладке в пазы катушек последнего шага. Остальные катушки укладываются как в обычной двухслойной обмотке.

Двухслойная двухскоростная обмотка изготовляется в виде катушечных групп, укладка которых производится как в обычной двухслойной обмотке. Соединение выводов катушечных групп двухскоростной обмотки может быть также представлено в виде круговой схемы. На рис. 51 и 53 изображены торцовые схемы, соответствующие развернутым схемам, показанным на рис. 50 и 52.

Рис. 52. Развернутая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=8/4, z=36, a=2 и соединении фаз Δ/YY

Катушечные группы в двухслойных двухскоростных обмотках в каждой фазе разделяются на две части таким образом, чтобы при подключении на меньшее число полюсов ток в половине катушечных групп изменял направление. При большем числе полюсов направление тока во всех катушечных группах фазы одинаково. На рисунках направление тока в группах показано при подключении на большее число полюсов сплошной стрелкой, при подключении на меньшее число полюсов — пунктирной. Направление тока на схемах в первой и второй фазах принято от начала фазы к концу, в третьей фазе — от конца к началу.

Рассмотрим для примера схему, показанную на рис. 51. Из нее следует, что должны быть соединены между собой выводы катушечных групп: 2—13, 4—15, 10—21, 12—23, 18—5, 20—7. Начала фаз присоединяются к выводам: 8С1—1—24; 8С2—8—9; 8С3—16—17; 4С1 —14—19; 4С3—3—22; 4С2—6—11.

При включении схемы на большее число полюсов к сети присоединяются начала фаз 8С1, 8С2 и 8СЗ. При этом ток в катушечных группах каждой фазы направлен одинаково; в первой и второй фазах—от начала к концу (от нечетной цифры к четной), в третьей — от конца к началу. При включении на меньшее число полюсов ток в половине катушечных групп каждой фазы меняет направление на противоположное (группы: 1—2,3—4, 11—12, 13—14; 15—16; 23—24).

Читать еще:  Характеристики двигателей легковых авто

Рис. 53. Торцовая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=8/4, a=2 и соединении фаз Δ/YY

Рис. 54. Торцовая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=4/2, a=1 и соединении фаз Δ/YY

Рис. 55. Торцовая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=12/6, a=1 и соединении фаз Δ/YY

Рис. 56. Торцовая схема двухскоростной двухслойной обмотки при 2р=12/6, а=3 и соединении фаз Δ/YY

У многоскоростного двигателя одновременно к сети подключается одна из обмоток (рис. 57). Если эта обмотка с переключением чисел полюсов и включается на высшую скорость, то остальные выводы от нее при соединении фаз Δ/YY замыкаются накоротко (зажимы

Рис. 57. Схема включения электродвигателей на четыре скорости вращения

12С1, 12С2, 12С3 и 8С1, 8С2, 8С3 при включении соответственно на шесть и четыре полюса). Выводы второй обмотки остаются разомкнутыми.

Схемы присоединения асинхронных электродвигателей к сети

Схемы присоединения односкоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором

Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором до 11 кВт включительно имеют три выводных конца в вводном устройстве и зажим заземления. Обмотки этих двигателей соединены в звезду или треугольник и предназначены для включения на одно из стандартных напряжений.

Двигатели мощностью от 15 до 400 кВт имеют шесть выводных концов во вводном устройстве и зажим заземления. Эти двигатели могут включаться на два напряжения: 220/380 или 380/660 В. Схемы включения обмоток показаны на рисунке.

Схемы включения односкоростного двигателя на два напряжения 220/380 или 380/660 В: а — звезда (высшее напряжение); б — треугольник (низшее напряжение).

Схемы присоединения многоскоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором

Многоскоростные асинхронные электродвигатели отличаются от односкоростных только обмотками статора и пазами ротора. Число частот вращения может быть две, три или четыре. Например, в серии 4А предусмотрены многоскоростные двигатели со следующими соотношениями частот вращения: 3000/1500, 1500/1000, 1500/750, 1000/500, 1000/750, 3000/1500/1000, 3000/1500/750, 1500/1000/750, 3000/1500/1000/750, 1500/1000/750/500 об/мин.

Схемы соединений обмоток двухскоростных двигателей: а — Д/YY. Низшая скорость — Д: 1В, 2В, ЗВ свободны, на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость — YY. 1Н, 2Н, 3Н замкнуты между собой, на 1В, 2В, 3В подается напряжение, б — Д/YY с дополнительной обмоткой. Низшая скорость — YY с дополнительной обмоткой, IB, 2B, ЗВ замкнуты между собой: на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость — Д: Ш, 2Н, 3Н свободны, на IB, 2B, ЗВ подается напряжение, е — YYY. Низшая скорость: 1В, 2В, 3В свободны, на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость: 1Н, 2Н, 3Н свободны, на IB, 2B, ЗВ подается напряжение.

Двухскоростные двигатели имеют одну полюсопереключаемую обмотку с шестью выводными концами. Обмотка двигателей с соотношением частот вращения 1 : 2 выполняется по схеме Даландера и соединяется в треугольник (Д) при низшей частоте вращения и в двойную звезду (YY) при высшей частоте вращения Схема соединения обмоток показана на рисунке.

Схема присоединений двухскоростных двигателей с соотношением скоростей 2:3 и 3:4: а — Д/YY без дополнительной обмотки; б — Д/YY с дополнительной обмоткой; в — YYY/YYY

Обмотки двухскоростных двигателей с соотношением частот вращения 2:3 и 3:4 соединяются либо в тройную звезду, либо в треугольник — двойную звезду без дополнительной обмотки или с дополнительной обмоткой.

Трехскоростные двигатели имеют две независимые обмотки, одна из которых выполняется по схеме Даландера и соединяется по схеме Д/YY. Число выводных концов трехскоростного двигателя — девять.

Читать еще:  Возможные неисправности двигателя газ 31105

Четырехскоростные двигатели имеют две полюсопереключаемые независимые обмотки, выполненные по схеме Даландера, с 12 выводными концами. Схема соединений во вводном устройстве показана на рисунке. При включении в сеть одной из обмоток вторая обмотка остается свободной.

Схема присоединений четырехскоростных двигателей

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Двухскоростной электродвигатель – конструкция и сфера использования

Пожалуй, нет такой отрасли промышленности, где не используется оборудование с электродвигателями. Очень часто процесс работы ряда станков и механизмов требует ступенчатого регулирования скорости, поэтому одним из наиболее популярных вариантов комплектации является двухскоростной электродвигатель.

Двухскоростные электродвигатели – особенности конструкции

Несмотря на появление на рынке электротехники более современных двигателей с частотными преобразователями, двухскоростные агрегаты широко используются даже на самом современном оборудовании. Это объясняется рядом причин:

  • Простота и надежность конструкции.
  • Возможность развивать разную мощность на разных скоростях благодаря наличию двух пар обмоток на одном роторе, что позволяет получить две скорости вращения и две пары полюсов.

Двигатели с частотным преобразователем могут выдавать только постоянную мощность, соответственно, это несколько снижает сферу их использования.

Двухскоростные двигатели – сфера применения

Двухскоростные электродвигатели давно и успешно используются во многих отраслях сельского хозяйства и промышленности, в частности, при комплектации следующих видов оборудования:

  • лебедок и крановых установок;
  • лифтов и других подъемных механизмов;
  • станков для химической промышленности и металлургии;
  • вентиляторов;
  • циркуляционных механизмов;
  • буровых установок.

Кроме того, подобные силовые агрегаты устанавливаются на бытовом оборудовании, станках, профессиональной технике (в столовых, прачечных и пр.), применяются в судостроении (для приведения в движение гребных винтов).

Таким образом, двухскоростные электродвигатели отличаются:

  • невысоким уровнем шума;
  • минимальной вибрацией;
  • высокой производительностью;
  • высоким пусковым моментом.

В зависимости от модели, эти двигатели предназначены для использования в разных климатических условиях, в частности, в:

  • умеренном климате;
  • умеренно холодном климате;
  • морском и речном климате (т.е. в условиях повышенной влажности).

Разнообразие сфер применения данных агрегатов в полной мере обусловлено вышеизложенными характеристиками.

Схемы подключения

Данные двигатели производятся на базе односкоростных, следовательно, габариты и параметры и принципы подсоединения практически одинаковы.

  • Обмотка статора. Возможны два варианта: одна или две независимые обмотки. В первом случае путем переключения полюсов можно получить изменение скорости в пропорции 1:2, во втором случае – 1:4. Двигатели второго типа часто используются в подъемных механизмах: например, кабина лифта двигается на определенной скорости между этажами, а по мере приближения к конечной точке скорость понижается.
  • Иногда может варьироваться форма пазов ротора и длина сердечников.

Существуют различные схемы подключения двухскоростных электродвигателей. Самый распространенный тип – мотор, работающий с 2-4 полюсами, который имеет одну обмотку с подключением Даландера. Если необходима меньшая скорость запуска, то подключение производится между фазами двигателя треугольником. При запуске на большей скорости двигатель работает с двумя полюсами, а подключение осуществляется в виде двойной трехлучевой звезды. При автоматическом запуске для моторов данного типа применяются три контактора.

Кроме того, выделяются следующие типы подключений:

  • Обмотка Даландера плюс независимая обмотка.
  • Две обмотки Даландера.
  • Две независимые обмотки, взаимодействующие с разным числом полюсов. Подключение производится «звездой».

Асинхронные двигатели схемы соединения двухскоростных

Асинхронные трехфазные двигатели типа АГД100 У3 односкоростные и двухскоростные, с нормальной или повышенной точностью по установочным и присоединительным размерам, с температурной защитой или без защиты, и любое их сочетание предназначены для электропривода главного движения металлообрабатывающих станков и для применения в широком спектре устройств общепромышленного оборудования.

Читать еще:  Шаговый двигатель nema17 8401 характеристики

Структура условного обозначения

АГД100ХХ ПБ У3:
А — асинхронный;
ГД — главного движения;
100 — габарит (высота оси вращения, мм);
Х — установочный размер по длине станины (S, L);
Х — число полюсов односкоростных двигателей (2; 4; 6; 8);
соотношение чисел полюсов двухскоростных двигателей
(4/2; 6/4; 8/4; 8/6);
П — повышенная точность присоединительных и установочных
размеров;
Б — встроенная температурная защита;
У3 — климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

В помещениях с естественной вентиляцией.
высота над уровнем моря до 1000 м, при эксплуатации на высотах более 1000 м мощность на валу должна быть снижена с учетом коэффициента нагрузки, приведенного в табл. 1;

Температура окружающей среды от минус 45 до 40 °С.
Относительная влажность воздуха до 80% при температуре 15 ° С.
Группа механического исполнения М8 по ГОСТ 17516.1-90.
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75, ГОСТ 21130-75 с учетом требований «Правил устройства электроустановок».
Двигатели изготовляются ТУ 3.06 Украины 017-94.

ТУ 3.06 Украины 017-94

Номинальные значения основных параметров односкоростных двигателей при работе от сети переменного тока с напряжением 380 В частотой 50 Гц приведены в табл. 2, двухскоростных — в табл. 3.

Допустимые отклонения основных параметров по ГОСТ 183-74.
Номинальный режим работы двигателей продолжительный (S1) по ГОСТ 183-74.
Двигатели изготовляются для работы от сети переменного тока напряжением 220, 220/380, 440 и 660 В, частотой 50 и 60 Гц.
При отсутствии указаний заказчика двигатели изготовляются на напряжение 380 В при соединении фаз в «треугольник», частоту тока 50 Гц.
Класс нагревостойкости изоляции F по ГОСТ 8865-93.
Среднеквадратическое значение виброскорости при работе двигателя на холостом ходу:
1,12 мм/с для двигателей повышенной точности по габаритным и присоединительным размерам;
1,8 мм/с для двигателей нормальной точности.
Гарантийный срок — 2 года со дня ввода двигателя в эксплуатацию при гарантийной наработке 10 000 ч.

Двигатель выполнен закрытым с наружным обдувом.
Статор состоит из алюминиевой станины с горизонтальным оребрением с прилитым корпусом коробки выводов и сердечника, запрессованного в станину. Статор двигателя имеет трехфазную обмотку. Обмотка статора — всыпная, выполненная эмалированным проводом.
Односкоростные двигатели напряжением 380 В имеют три вывода и схему соединения обмоток «звезда», напряжением 220/380 В имеют шесть выводов и схему соединения обмоток «треугольник»/»звезда».
Обмотки двухскоростных двигателей рассчитаны и соединены в соответствии со схемами, приведенными в табл. 4.

Двигатель может иметь (буква Б в условном обозначении) встроенный в обмотку статора датчик температурной защиты — терморезистор СТ4-15 по ОЖО.468.053 ТУ.
Блок управления температурной защитой в комплект поставки не входит.
Ротор представляет собой сердечник из электротехнической стали, насаженный на вал. Короткозамкнутая обмотка ротора выполнена из алюминия.
Подшипниковые щиты выполнены из алюминия. В подшипниковых щитах установлены закрытые подшипники, в которые заложена смазка на весь срок службы подшипника. Тип подшипников — 76-180306К1С9Ш2У.
Кожух вентилятора дистанционирован от статора и образует кольцевой воздуховод охлаждающего воздуха.
Токоввод электродвигателя выполнен в виде коробки выводов:
исполнения К-3-II для двигателей с температурной защитой;
исполнения К-3-I для двигателей без температурной защиты.
Конструктивное исполнение двигателя (рисунок) по способу монтажа IМ1081, IМ1082, IМ2081, IМ2082, IМ3081 по ГОСТ 2479-79.
Предельные отклонения на установочные и присоединительные размеры по ГОСТ 8592-79.
Степень защиты двигателя IР54 по ГОСТ 17494-87.
Способ охлаждения 1С0141 по ГОСТ 20459-87.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей:
АГД100S (l3=365 мм; l1=112 мм) и АГД100L (l3=395 мм; l1=140 мм) исполнений IM1081 (а), IM2081 (б), IM3081 (в) Q

В комплект поставки входят: двигатель, паспорт, инструкция по эксплуатации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector