Большое давление масла в двигателе газ 53

Низкое давление масла на ЗМЗ-402

10 мая 2011, 21:56 #1

доброго времени суток всем! проблема у меня такая может кто подскажет, накрылся на волге змз402 лопнул блок, поставил другой такой же (кот в мешке) завел давление масла на холодном 3,2 прогретый 0,4 можно ли поднять давление нетратя много времени и денег чтобы мотор Прожил хотя бы месяц и реально ли поменять гильзы, поршня не снимая Мотор с машины БОЛЬШОЕ МЕРСИ!

10 мая 2011, 22:15 #2

2-сними голову, сбей поперечную рулевую тягу, отусти подушки, поддомкрать двиг. за картер сцепления, поддон снимется. дальше понятно. гильзы бывает закисают и выбиваются плохо, нужна оправка. если решишь снимать колено, то проще вынуть мотор.1-попр. маслонасос поменять.

10 мая 2011, 22:19 #3

skorikoffx199xp, 10 мая 2011, 21:56

доброго времени суток всем! проблема у меня такая может кто подскажет, накрылся на волге змз402 лопнул блок, поставил другой такой же (кот в мешке) завел давление масла на холодном 3,2 прогретый 0,4 можно ли поднять давление нетратя много времени и денег чтобы мотор Прожил хотя бы месяц и реально ли поменять гильзы, поршня не снимая Мотор с машины БОЛЬШОЕ МЕРСИ!

У меня была та же песня с давлением масла. Даже мысли появлялись про убитые вкладыши, капремонт и т. п. Товарищ посоветовал поменять датчик давления. Они, сказал, недолговечны. Поменял и давление ниже тройки показывает только летом в жару и когда едешь долго (но не меньше двух). Попробуй поменяй, он до 200 рублей стоит. Может причина в нём?

10 мая 2011, 23:40 #4

спосибо! завтра попробую все варианты чё выйдет напишу вДруг кому пригодиться

Лада Нива 2131М
Nissan Patrol

11 мая 2011, 06:36 #5

Снять двигатель и поменять поршневую намного проще и удобней, чем корячиться под машиной и прыгать из ямы и в яму постоянно, больше намучишься. И почему всего на месяц?

11 мая 2011, 20:02 #6

skorikoffx199xp, 10 мая 2011, 21:56

доброго времени суток всем! проблема у меня такая может кто подскажет, накрылся на волге змз402 лопнул блок, поставил другой такой же (кот в мешке) завел давление масла на холодном 3,2 прогретый 0,4 можно ли поднять давление нетратя много времени и денег чтобы мотор Прожил хотя бы месяц и реально ли поменять гильзы, поршня не снимая Мотор с машины БОЛЬШОЕ МЕРСИ!

Пришлось менять гильзы, поршня с кольцами на М-412. При этом картер не вскрывал. Гильзы «раскачал» и поднял. Пальцы «выкрутил» с промоцию шпильки и гаечного ключа. О качественном ремонте вопрос не стоял. Была задача, уменьшить расход масла (1,0 Л на тысячу), и как говорят – сколько походит. Коленчатый вал был «молодым». Расход масла, за счет новых колец, резко сократился. Остальное все с пробегом сто тысяч. 17 тысяч прошел без замечаний, потом не знаю, отдал в работу (ИХ 2715 – пирожок, каблучок), три года видел на ходу.

Renault Megane Экстрим

11 мая 2011, 20:11 #7

У него давление масла низкое, при чем тут поршневая, шейки коренные шлифовать под ремонтный размер и вкладыши новые ставить, хотя может быть действительно датчик врет или маслозаборник картера грязью забит.

Большое давление масла в двигателе газ 53

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53-12

Основные возможные неисправности двигателя автомобиля ГАЗ-53-12 , причины и способы их устранения

Основные возможные неисправности двигателя, причины и способы их устранения

Повышенное давление масла

Засорение или заедание плунжера редукционного клапана в закрытом положении, вследствие чего сливное отверстие не открывается

Отвернуть пробку в крышке масляного насоса, вынуть пружину и плунжер, промыть детали и гнездо в масляном насосе.

При необходимости устранить причину заедания

Пониженное давление масла при средних и малых оборотах коленчатого вала неизношенного двигателя

Засорение или заедание плунжера редукционного клапана в открытом положении

Выполнить операции, указанные выше

Пониженное давление масла при любой частоте вращения коленчатого вала двигателя

Чрезмерное изнашивание подшипников коленчатого вала или распределительного вала
Перегрев двигателя, вызывающий чрезмерное разжижение масла
Ослабление пружины редукционного клапана или ее поломка
Изнашивание масляного насоса, вследствие чего через торцовые зазоры происходит перетекание масла
Подсасывание воздуха через неплотности, например в трубке
Вытекание масла через заглушки масляных каналов

Заменить вкладыши подшипников коленчатого вала или втулки распределительного вала
Охладить двигатель и устранить причину перегрева
Заменить пружину
Заменить паронитовую прокладку в насосе на бумажную.

При невозможности отремонтировать, насос заменить новым
Заменить уплотняющее резиновое кольцо трубки маслоприемника
Подтянуть заглушки, желательно на горячем двигателе, сняв крышку распределительных шестерен

Повышенный расход масла двигателем

Износ поршневых колец

Утечка масла через сальники и уплотнения
Подсасывание масла через впускные каналы:
через боковые прокладки впускного трубопровода
в зазор между впускным клапаном и его втулкой из-за разрушения маслоотражательного колпачка или изнашивания стержня и втулки клапана

Заменить поршневые кольца (в первое время после замены, пока кольца не приработаются, расход может быть повышенным)
Заменить сальники и устранить неплотности (заменить прокладки, подтянуть соединения)
Заменить прокладки втулку и клапан, заменить маслоотражательный колпачок

Быстрый перегрев двигателя

Заедание клапана термостата в закрытом положении или позднее открытие его
Засорение трубок радиатора накипью или продуктами коррозии

Снять термостат и проверить его работу.

При неисправности заменить
Снять радиатор с автомобиля и промыть

Двигатель не прогревается длительное время

Заедание клапана термостата в открытом положении или раннее открытие его

Снять термостат, проверить его работу.

При неисправности заменить

Течь охлаждающей жидкости из контрольного отверстия

Износ уплотнительной шайбы или манжеты сальника водяного насоса

Снять водяной насос с двигателя и заменить манжету сальника и уплотняющую шайбу

Шумная работа водяного насоса

Износ подшипников водяного насоса

Снять насос с двигателя и заменить подшипники

Пониженная компрессия в цилиндрах

Отсутствие зазора между торцом клапана и коромыслом, неплотное закрытие клапана
Обгорание рабочей фаски клапана

Негерметичность клапанов
Изнашивание, потеря упругости, поломка поршневых колец или закоксовывание их
Изнашивание цилиндра, царапины и задиры на нем
Зависание клапанов в направляющих втулках

Пробой прокладки головки цилиндров

Отрегулировать зазор между торцом стержня клапана и коромыслом
Прошлифовать фаску клапана или заменить клапан и притереть его
Притереть клапаны
Установить новые поршневые кольца.

Канавки и поршне очистить
Установить новую гильзу цилиндров и новый поршень с кольцами стандартных размеров
Устранить зависание клапанов
Заменить прокладку

Детонационные стуки в двигателе

Установлено слишком раннее зажигание

Применено низкооктановое топливо

Установить более позднее зажигание

Применить соответствующее топливо

Стуки в двигателе при применении соответствующего топлива и правильной установке зажигания

Увеличенные зазоры в коренных и шатунных подшипниках

Увеличенные зазоры в опорах распределительного вала

Увеличенные зазоры между поршневым пальцем и поршнем, пальцем и шатуном

Увеличенные зазоры между цилиндрами и поршнями, задиры и царапины на поверхностях цилиндров и поршней

Заменить вкладыши. Если необходимо, прошлифовать шейки коленчатого вала под ближайший ремонтный размер

Заменить втулки опор, расточить втулки под необходимый размер. Если необходимо, прошлифовать шейки вала

Заменить поршень и палец. В верхнюю головку та туна запрессовать новую втулку, прогладить брошью и развернуть

Заменить гильзы цилиндров в комплекте с поршня ми стандартного размера или отремонтирован, гильзы под ремонтный размер поршня. При смене поршня заменить втулку в головке шатуна и развернуть под стандартный размер пальца

Увеличенный зазор между стержнем клапана и втулкой
Изнашивание или задиры кулачков распределительного вала и толкателей, изнашивание опор подшипников распределительного вала
Изнашивание шестерни распределительного вала, ослабление ее посадки на ступице, изнашивание шестерен привода масляного насоса
Увеличенный осевой зазор коленчатого вала
Большой зазор между коромыслами и клапанами

Заменить втулки и клапаны, прошлифовать седла клапанов и притереть клапаны или отремонтировать клапаны путем нанесения на их стержни ремонтного слоя (например, хромированием), развернуть втулки, прошлифовать седла и произвести притирку
Прошлифовать кулачки и торцы толкателей, заменить втулки опор распределительного вала. При необходимости прошлифовать шейки вала или заменить дефектные детали
Заменить дефектные детали
изношенные шайбы упорного подшипника
Отрегулировать зазоры

Высокий расход топлива (при правильной регулировке карбюратора)

Износ, поломка или заедание поршневых колец в канавках
Большой зазор между поршнем и гильзой цилиндра
Плохая герметизация клапана

Заменить непригодные детали на новые, устранить причину заедания
Заменить гильзу и поршень
Притереть клапаны к седлам, при необходимости заменить клапаны на новые

Читать еще:  Вазовские двигатели какие бывает

Устройство системы смазки двигателя

Устройство и принцип работы системы смазки двигателя ни чем не отличается от принципа работы любой гидравлической системы. В экскаваторе или подъёмном кране работа масляной системы основана на одних и тех же законах. Неисправности также имеют общие причины.

Масляные каналы

Система смазки двигателя обеспечивает подачу масла под давлением во все трущиеся и вращающиеся элементы. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала вращаются во вкладышах. Вкладыши имеют масляную канавку. В которую подаётся масло из масляного канала. Давление с которым масло подаётся. Создаёт вокруг шеек масляное кольцо. Шейки коленвала вращаются в масляном кольце. Масло смягчает все удары от возникающих нагрузок. Это способствует тому что коленвал служит длительный срок. По масляным каналам коленвала от коренных шеек масло так же под давлением подаётся в шатунные шейки. Обеспечивает вращение шатунов. Шатунный палец и гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием масла. Для этого в шейках шатуна имеются калиброванные отверстия.

Масло к коленчатому валу подаётся из центрального канала. Канал имеет ответвления под каждую коренную шейку коленчатого вала.

Параллельно от центрального канала масло подаётся к шейкам распределительного вала. Вращение распределительного вала происходит по тому же принципу что и вращение коленчатого вала. Масло создаёт кольцо вокруг каждой шейки распределительного вала.

Если устройство системы смазки двигателя имеет конструкцию газораспределительного механизма с применение коромысел клапанов. Присутствует канал который подаёт масло в вал коромысел. По валу к втулкам коромысел. Через втулки и канал в коромыслах масло поступает в регулировочный винт. Через него смазываются штанги толкателей коромысел. При использовании других конструкций ГРМ. Существуют масляные каналы, через которые масло поступает к ним. Рокера, гидрокомпенсаторы, толкатели и другие элементы конструкции ГРМ.

То есть все механизмы двигателя связаны между собой масляными каналами. В которых создаётся давление масла.

Масляный насос

Давление масла создаёт масляный насос. Как правило шестеренный. Благодаря минимальным зазорам между вкладышами, шейками валов, калиброванными отве5рстиями. Предназначенными для разбрызгивания масло. В системе поддерживается необходимое рабочее давление масла.

Любая гидравлическая система имеет один и тот же принцип действия. Масляный насос не начнет создавать давление до тех пор пока масло не встретить сопротивление. Или в нашем случае пока есть сопротивление для масла во вкладышах и калиброванных отверстиях насос создает необходимое рабочее давление.

Давление масла в системе

Коренные и шатунные шейки коленчатого вала, шейки распределительного вала, вал коромысел имеют зазоры между втулками и вкладышами в среднем не превышающим 0,15 мм. Этого достаточно чтобы насос создавал в системе на рабочее давление от 0,2 до 6,5мм. Давление может создавать и большее. Насос будет давить до тех пор пока н разрушится. Разрушение насоса предохраняет редукционный клапан. Он устанавливается либо в самом насосе, либо в масляном канале. Давление при котором происходит сброс масла в обратку составляет 6,5 нм. Как только давление в системе становится меньше. Насос снова вступает в работу. Редукционный клапан представляет собой шарик и поршенек с пружиной. Пружина подбирается таким образом. Что сдерживает требуемое давление . При возникновении большего давления. Шарик или поршенек открывают магистраль где создаётся основное давление и по каналам масло начинает поступает на слив в картер двигателя, То есть в обратку. Давление падает шарик или поршенёк закрывают магистраль. В ней снова начинает поддерживаться рабочее давление.

Магистраль высокого и низкого давления

Устройство системы смазки двигателя имеет магистраль низкого и высокого давления. Высокое давление создаётся нагнетанием масла в систему. Низкая магистраль подает масло в насос. Элементами низкой магистрали являются масло заборник и трубка подводящая масло от масло забурника к насосу. Масло заборник представляет собой расширение на конце поводящей трубки. Закрытое сеткой. Сетка служит для предохранения от попадания в насос крупных элементов. Это может быть нагар, куски металла, стружка.

Фильтр тонкой очистки масла

В магистрали высокого давления установлен фильтр тонкой очистки масла. Параллельно с ним , или непосредственно в фильтре предусмотрен клапан. Он открывается в случае засорения фильтрующего элемента. Масло начинает проходить через клапан. Так как фильтр перестаёт пропускать требуемое для работы двигателя количество масла. Еще его называют байпасный клапан. Или проще сказать резервный, запасной путь для движения масла.

Причины низкого давления масла в двигателе

Причины низкого давления масла в двигателе могут возникать в различных узлах. Они связаны между собой как с общим износом двигателя, так и с выходом из строя отдельных механизмов двигателя. Влияющих на работу системы смазки в целом.

Износ деталей.

Износ шеек валов, вкладышей, приводит к увеличению зазора между ними. Маслу становится легче выходить из под рабочей поверхности. В результате снижается нагрузка на насос. Он начинает создавать меньшее давление. Соответственно снижается общее давление в магистралях высокого давления двигателя. Это основная причина низкого давления масла в двигателе.

Какое давление масла должно быть в двигателе.

Давление масла должно создавать оптимально устойчивое масляное кольцо вокруг валов и шеек коленчатого и распределительного валов.

Последствия низкого давления масла

Если давление ниже нормы возникает усиленное трение между валом и вкладышем. Удары возникающие при работе вала о вкладыш становятся более сильными и действенными. И как результат вкладыши разбиваются. Двигатель клинит.

В среднем практически на всех двигателях допустимое низкое давление составляет 0,2 Нм

Нормальное давление на холостых оборотах двигателя от1,5 до2,5 Нм

При скорости движения 60 км/ч и оборотах 2000 об/мин нормальное давление составляет от3-4 Нм до 6.5 Нм

Выше давление в масляной системе не создаётся благодаря редукционному клапану. Современные автомобили не оборудуются приборами указывающими давление масла. Для контроля давления достаточно контрольной лампочки давления масла. Она загорается если давление в системе становится ниже 0,2 Нм.

Когда на холостых оборотах лампочка начинает помаргивать. То это первый звонок того что двигатель подходит к критическому износу. Скоро потребуется ремонт. Если на скорости 60 км/ час лампочка не тухнет, давление масла в системе составляет 0,6 Нм . двигатель эксплуатировать еще можно.

Например двигатель ЗМЗ 511,его устанавливают на автомобиле Газ 53. Очень чувствителен к износу. Низкое давление масла для этих двигателей почти норма. Некоторые водители заклеивают контрольную лампочку, чтобы не светила в глаза и не отвлекала. Двигатель завелся на холодную и лампочка погасла на короткое время, до прогрева. Это нормально и лучшего желать не приходится. Но как бы ни было низкое давление губит мотор. И рассчитывать на его долгую работу не приходится.

Износ масляного насоса

Масляный насос как любой механизм подвергается износу. Стачиваются шестерни и плоскости их прилегания. Масло начинает перепускаться внутри насоса. Давление в системе падает. Насосы очень редко выходят из строя. Скорее двигатель станет не пригодным для ремонта. Ничто не вечно. Существуют специальные стенды для проверки работы насоса. И если возникли сомнения насос можно проверить.

Сетка маслозаборника.

Причины низкого давления масла в двигателе возникают в ситеме забора масла масляным насосом. Нагар стружка, грязь которая возникает в полости двигателя. Забивает сетку маслозаборника. Масло через неё начинает проходить с большим трудом. Насосу не достаточна масла для работы . как результат падение давления в системе двигателя. Прочистить сетку можно, только если снять поддон.

Механическое повреждение поддона двигателя.

Вмятина на поддоне может служить падению давления. Если поддон вмялся внутрь от удара он мог вплотную приблизиться к масло заборнику. Частично перекрыть его. Так же как и при засорении поступления масла будет недостаточно для создания нормального давления в системе.

Трещина на трубке масло заборника.

Возможный удар по поддону может согнуть трубку маслозаборника. В результате в нем появится трещина. Которая нарушит герметичность трубки. Она начнет вместе с маслом подавать воздух в масляный насос. Давление от этого так же упадет. Трубка соединяется с насосом через резиновое уплотнительное кольцо. Таких уплотнении может быть несколько. В зависимости от конструкции маслозаборника. Возможно, он состоит из нескольких трубок и переходов. В качестве уплотнений устанавливаются резиновые колечки. Со временем они теряют эластичность. Становятся твердыми. И малейшая нагрузка или смещение трубки. Может вызвать подсос воздуха в месте уплотнения. Это приведет к снижению давления масла в системе высокого давления. Поэтому при вскрытии поддона требуется убедиться что колечки в порядке. Лучше их заменить на новые.

Уплотнения в магистрали высокого давления.

В некоторых конструкциях масляной системы предусмотрены резиновые уплотнения и в магистрали высокого давления. Например, в двигателе Газ 53. Штуцер притягивает корпус редукционного клапана. Под ним предусмотрена для уплотнения плоское резиновое кольцо. Со временем оно теряет эластичность и становится хрупким. При замене масляного фильтра. Откручивается корпус фильтра. Он вкручен в этот штуцер. Фильтр откручивается. Штуцер как при откручивании фильтра так и при его затягивании. Обязательно прокручивается. При этом резиновое кольцо, которое должно быть эластичным лопается. Все давление масла уходит под это кольцо. Если об этом не знать давление в двигателе не появится. Поэтому если существует проблема с давлением масла. Необходимо тщательно изучить схему масляной системы.

Читать еще:  Irbis virago какой двигатель

Диагностика давления масла.

Горит лампочка давления масла на холостых оборотах двигателя. Это первый тревожный симптом. Но может быть не всё еще потеряно. Причиной низкого давления масла в двигателе может быть очень простой и легко устраняемой.

Самая дальняя точка от масляного насоса головка блока двигателя. Естественно на коромыслах или на распревалу если он расположен в головке блока. Образуется самое низкое давлене. Но для нормальной работы двигателя оно должно присутствовать. Поэтому если даже просто открыть заливную пробку в клапанной крышке. Детали головки тщательно смазываются. При работающем двигателе будут видны брызги масла. Если их нет значит масло поступает с низким давлением. И уже даже по этому факту можно судить о том что в масляной системе неисправность. И уже можно судить о том почему загорелась лампа давления масла.

Но может быть и такое что неисправен датчик давления масла. Лампочка загорается . а детали головки блока смазываются обильно. Можно просто попробовать заменить датчик. Но будет более правильно, если измерить давление при помощи механического манометра.

Необходимо найти где находится датчик давления масла. Открутить его. На его место установить механический манометр. Он точно покажет давление масла в масляной системе. Давление масла ниже 0,2 Нм на холостых оборотах. Означает наличие неисправности.

Любую неисправность в двигателе необходимо начинать со снятия поддона. В первую очередь, конечно необходимо убедиться в исправном состоянии маслоприёмника и мест соединения с насосом. Отсутствие трещин, грязи состояние уплотнений. Если все в порядке. Проверяются вкладыши коренных и шатунных шеек коленвала. Это можно сделать при помощи калиброванной пластиковой проволоки . Откручивается крышка коренных и шатунных подшипников ставится между шейкой коленвала и вкладышем пластиковая проволока. Крышка закручивается с усилием, предназначенным для данной модели двигателя. Крышка снова снимается. И по ширине полученного пятна можно судить о величине образовавшегося зазора. Он не должен превышать более 0,15 мм. Измерение это можно назвать условным. Потому что шейка коленвала изнашивается не равномерно. Износ образует овал. По поперечному сечению шейки вала. Поэтому данное измерение может дать приблизительное представление о износе. И условно исключить или подтвердить причину неисправности. Для того чтобы двигаться дальше в поиске неисправности.

Износ распредвала и гидрокомпенсаторов.

Устройство системы смазки двигателя предполагает размещение распредвала в головке блока. Величина износа также проверяется при помощи пластиковой проволоки . Он не должен превышать 0,1 мм.

Если устройство системы смазки двигателя предполагает размещение рапредвала в блоке двигателя. Можно попробовать просунуть щуп между шейкой распредвала и втулкой. Если щуп походит, то износ недопустимый для дальнейшей работы. При наличии шатунов сделать это будет трудно. Но как вариант.

О потере масла в валах коромысел можно судить по износу втулок . Коромысла не должны болтаться влево вправо на валу

Стук гидрокомпенсаторов говорит о утечки давления в них.

Конечно более точная картина будет видна при полной разборке двигателя. И все подобные измерения не могут дать точного ответа на вопрос о износе двигателя. Единственное почему можно провести эти измерения, только для того чтобы обнаружить причину не связанную с износом. Такую как нарушение уплотнений, трещины. Возможно масляный насос вышел из строя или заклинил редукционный клапан в одном положение. В результате чего масло с магистрали высокого давления сбрасывается в обратку.

Устройство системы смазки двигателя имеет различные конструкции. Правильно определить причину неисправности можно . Зная конструкцию и схему. Но если двигатель прошел более 150 тыс км дело скорее всего в износе.

Система смазки двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Система смазки двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшая износ деталей, защиты их от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей.
От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения ТО и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.

Содержание

Введение……
Глава 1.
1.Система смазки. Масла и требования к ним.
1.1.Назначение, характеристика и общее устройство системы.
1.2. Устройство и работа агрегатов и приборов системы смазки.
1.3. Работа масляного насоса.
1.4. Работа системы смазки.
Глава 2.
2.Сравнительная характеристика системы двигателей КамАЗ 740 и
ГАЗ 53……..
2.1.КамАЗ -740
2.2.Газ- 53
Заключение…………………
Список литературы…………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

1.Система смазки. Масла и требования к ним.

1.1.Назначение, характеристика и общее устройство системы.

1.2. Устройство и работа агрегатов и приборов системы смазки.

1.3. Работа масляного насоса.

1.4. Работа системы смазки.

2.Сравнительная характеристика системы двигателей КамАЗ 740 и

Система смазки двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшая износ деталей, защиты их от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей.

От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения ТО и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.

Между отдельными деталями двигателя, поверхности которых перемещаются одна относительно другой, возникает сила, препятствующая этому перемещению, называемая силой трения.

Сила трения зависит от точности обработки соприкасающихся поверхностей, давления и скорости относительного перемещения.

В своей работе я расскажу сравнительные характеристики системы двигателя КамаЗ -740 и ГАЗ -53.

1.Система смазки. Масла и требования к ним

Необходимость смазки трущихся деталей объясняется тем, что между перемещающимися сопряженными поверхностями деталей механизма возникают силы трения, на преодоление которых затрачивается определенная мощность. Если трущиеся поверхности покрыть масляной пленкой, то силы трения значительно снижаются, при этом уменьшается износ и нагрев трущихся деталей.

Назначение. Система смазки двигателя предопределяет долговечность и надежность его работы и должна обеспечивать: подачу необходимого количества масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения в парах трения, вынос продуктов износа из зоны трения соприкасающихся поверхностей, частичное охлаждение, антикоррозионную защиту трущихся и иных внутренних поверхностей, очистку масла от твердых частиц, поддержание оптимальной температуры смазочного масла.

Требования к смазочным системам и их основные параметры.

Исходя из основного назначения смазочных систем – обеспечения работоспособности двигателей – эти системы должны обеспечивать следующее:

1. Надежный подвод масла на всех режимах работы двигателей ко всем трущимся деталям двигателя, охлаждаемым маслом поверхностям и устройствам, в которых масло используется в качестве рабочего тела (нагнетателей и регуляторов, гидравлические муфты и др.).

2. Работу двигателей и их агрегатов в различных условиях окружающей среды и на всех эксплуатационных режимах.

3. Заданную длительность работы двигателя без остановок для заправки маслом, регулировки и устранения недостатков в смазочной системе, очисти от отложений примесей, шлама и нагара на поверхностях деталей двигателей и их агрегатов.

4. Длительную работу масла и малый его расход.

Кроме того, они должны быть компактными, простыми и нетрудоемкими в обслуживании, иметь невысокую стоимость.

Так как масло обладает большой вязкостью, а системы маслопроводов сильно разветвлены и оказывают большое сопротивление, то для прокачивания требуемого количества масла необходимо создание большого избыточного давления, которое для различных двигателей имеет следующие значения (в МПа).

Быстроходные 0,2-0,5 (это как раз и есть все двигатели современных автомобилей)

Быстроходные форсированные 0,6-1,5 (некоторые джипы, гоночные машины, дорогие машины)

Тихоходные 0,08-0,18 (это в основном судовые двигатели)Смазочные материалы подразделяются на масла и консистентные (густые) смазки. Автомобильные масла подразделяются на две группы: масла для двигателей и трансмиссионные масла. Консистентные смазки применяются для узлов с недостаточно уплотненными зазорами, через которые жидкое масло вытекает. Масла для двигателей применяют минерального происхождения (получают путём переработки нефти после отгонки из нее легких фракций). Основные требования к ним: маслянистость, вязкость, отсутствие механических примесей и кислот. В настоящее время действует классификация моторных масел, принятая в 1985 году.

Читать еще:  Что такое двигатель мрі

Моторные масла Российского производства в зависимости от вязкости подразделяются на 7 групп: 6, 8, 10, 12, 14, 16 и 20, а по эксплуатационным свойствам на 6 групп: А, Б, В, Г, Д, Е (ГОСТ 17479.1-85).

Группа А — для нефорсированных карбюраторных двигателей и дизелей; группа Б -для малофорсированных карбюраторных двигателей и дизелей; группа В -для среднефорсированных бензиновых двигателей и дизелей; группа Г -для высокофорсированных двигателей, работающих в тяжёлых условиях; Д -для высокофорсированных дизелей с наддувом; группа Е -для малогабаритных дизелей. Масла групп Б, В и Г, предназначенные для применения только в карбюраторных двигателях или только в дизелях, маркируются соответственно цифровыми индексами 1или 2.

Например: M8B или М10Г2 где: М- моторное, цифра — вязкость в мм 2 /с (сСт) при 100° В — для малофорсированных двигателей.

1.1.Назначение, характеристика и общее устройство системы

Система смазки подает масло к деталям в целях уменьшения сил трения, удаления продуктов износа, частичного охлаждения деталей, уплотнения зазоров. Масло из поддона всасывается насосом, нагнетается в фильтр для очистки и далее в главную магистраль, откуда по сверлениям в блок-картере непрерывно подводится к подшипникам коленчатого и распределительного валов и другим деталям.

Это первый способ подвода масла (по сверлениям в блоке – рис.1). Есть и второй – масло от фильтра подводится к центральной крышке, стоящей на торце коленвала, далее по сверлениям в коленчатом валу подается к коренным и шатунным вкладышам.

Второй способ выгоден тем, что при нем не нужно делать сверления в блоке цилиндров, которые ослабляют его. Особенно это важно для блоков из алюминиевого сплава, которые сами по себе по свойствам материала не являются жесткими. Кроме того – каналы в блоке в виде сверлений (технологически это дорого) малы по диметру, имеют много поворотов, узких мест, где могут скапливаться загрязнения, в результате подача масла может прекратится (двигатель в этом случае выйдет из строя).

Но у второго способа есть и существенный недостаток – подача масла к коренным подшипникам ведется последовательно – к первому подшипнику поступает масло с полным давлением, ко второму уже меньшее давление из-за гидравлических потерь и т.д. А к последнему (особенно в холодное время при запуске двигателя) может вообще не дойти. Это тяжелая авария, дорогой ремонт с заменой вкладышей, а возможно и перешлифовкой шеек коленвала.

Эти недостатки можно устранить двумя мерами:

— установить маслозакачивающий насос с электроприводом, который в период запуска холодного двигателя создает хорошее давление в системе;

— установить клапан в системе подачи топлива, который открывается только после создания нужного давления в системе смазки.

Эти меры могут применяться как вместе, так и отдельно. Кстати, они могут применяться и при первом способе подачи масла (по сверлениям в блоке).

Вытекающее из подшипников масло разбрызгивается движущимися деталями и попадает на поверхности, к которым нет подвода, а затем стекает в поддон. Следовательно, наиболее нагруженные детали механизмов смазываются под давлением, а другие — разбрызгиванием. Такая система называется комбинированной минимальное давление — 40 — 80 кПа; масло заливается через маслоналивную горловину, а сливается из картера, который имеет пробку слива.

Рис. 1. Схема системы смазки: 1 — масляный радиатор; 2 — полость оси коромысел; 3 — канал в головке блока; 4 — масляный фильтр; 5 — канал в блоке; 6 — главная масляная магистраль; 9 — масляный насос; 10 — редукционный клапан масляного насоса; 11 — четвертая шейка распредвала; 12 — маслоприемник; 13 — предохранительный клапан; 14 — кран отключения масляного радиатора; 15 — вторая шейка распределительного вала

Характеристика системы смазки: комбинированная, с мокрым картером; емкость — 8 литров; применяемое масло M8B1 — летнее, М-6з/l0B1 — всесезонное; рабочее давление масла в системе 0,2 — 0,4 МПа, давление на холостом ходу — 0,1 — 0,2 МПа;

Система смазки (рис. 1) состоит из: неподвижного маслоприемника 12; масляного насоса 9; масляного радиатора 1; масляного фильтра 4; маслоналивной горловины (на крышке головки блока); измерителя уровня масла, манометра, каналов и шлангов.

На автомобилях последних выпусков (ГАЗ-53) вместо фильтра-центрифуги устанавливается масляный фильтр со сменным элементом из специального картона.

В зависимости от способа подачи масла к трущимся поверхностям различают три типа систем: разбрызгиванием, под давлением, самотеком и комбинированную.

В двигателях автомобилей применяют комбинированную систему [разбр ызгиванием (гильзы цилиндров и другие детали, куда масло подать сложно), под давлением (вкладыши, опоры распредвала) и самотеком (детали ГРМ, поршневой палец].

В зависимости от места размещения основного запаса масла смазки могут быть с мокрым (ЗИЛ-4314, КамАЗ-740, ЯМЗ-238 и др.) или сухим (двигатели магистральных тягачей) картером.

В автомобильных двигателях наиболее распространены системы смазки с мокрым картером, имеющие более простую конструкцию (основной запас масла — в катере).

В системах с сухим картером основной запас масла содержится в автономном масляном баке и масло подаётся к трущимся деталям нагнетающим масляным насосом. Стекающее в поддон масло удаляется откачивающей секцией в масляной бак.

Преимущества системы с «сухим» картером:

  • обеспечивает длительную работу на крутых подъёмах, спусках и прикренах без утечки масла через сальники коленчатого вала, а также даётвозможность снизить высоту двигателя;
  • исключает возможность забрасывания лишнего масла на стенки цилиндров(расход масла);
  • масло не контактирует с отработавшими газами, меньше нагреваетсяот деталей двигателя и лучше сохраняет свои физико-химическиесвойства.

Схема подвода масла к деталям может быть выполнена по одной из принципиальных схем:

  • насос, фильтр, главная магистраль в блоке, каналы к подшипникам;
  • насос, фильтр, полость в коленчатом валу, подшипники.

Вторая схема позволяет обеспечить остаточный и непрерывный подвод масла к шатунным подшипникам, не прибегая к кольцевым канавкам в коренных вкладышах, снижающих их несущую способность.

Кроме того, отсутствие сверлений в блоке способствует увеличению его жёсткости, снижается стоимость блока.

Система смазки с мокрым картером имеет следующие положительные свойства:

  • простота конструкции и удобство в эксплуатации;
  • надёжность подачи масла (между насосом и маслом нетсоединительных трубопроводов);
  • минимальная стоимость.

Недостатки системы смазки с мокрым картером:

  • увеличиваются габаритные размеры двигателя по высоте;
  • масло постоянно подвергается воздействию горячих газов;

— при крутых подъёмах и спусках маслозаборник может оголиться, из-закрена масло сливается в одну сторону.

Положительные свойства системы смазки с сухим картером:

  • уменьшаются габаритные размеры двигателя по высоте;
  • масло отстаивается в баке, воздух отделяется от масла;
  • большой запас хода.

1.2. Устройство и работа агрегатов и приборов системы смазки

Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся деталям приборам очистки.

Масляные насосы, применяемые в системе смазки современных двигателей, бывают трех типов — шестеренные с внешним зацеплением зубьев (рис а, см. ниже, такой насос применяется на 4-х цилиндровом двигателе Ауди и Фольксваген) и с внутренним зацеплением (рис б, г см. ниже, например на двигателях Жигулей, на рис г показан масляный насос пятицилиндрового двигателя Ауди-100) и так называемые роторные (рис в). Роторные применяются редко.

Шестеренные с внутренним зацеплением дороже, но для их привода требуется меньше мощности ( у них выше кпд).

Шестеренные насосы в системах смазки двигателей применяются потому, что они при сравнительно небольшой производительности (например, меньше, чем у центробежных водяных насосов) создают достаточно большое давление (в 5-10 раз большее, чем у центробежных).

Для примера рассмотрим насос двигателя ГАЗ-53. Тип- односекционный, шестеренчатый (рис. 2), установлен снаружи блока с левой стороны и получает привод от распределительного вала.

Состоит из корпуса 5; пары шестерен 2 и 4; вала; редукционного клапана 6, 7.

На автомобиле ГАЗ-53 установлен односекционный насос с одним редукционным клапаном, который закачивает масло из масляного поддона к смазываемым поверхностям двигателя, а затем подает его в масляный фильтр и радиатор.

На автомобилях старых выпусков насос двухсекционный. Верхняя секция нагнетает масло в систему двигателя, а нижняя — в масляный фильтр-центрифугу.

На автомобиле ГАЗ-53 установлен фильтр со сменным элементом . Принцип очистки заключается в том, что масло под давлением проходит через неподвижный картонный элемент (частицы грязи остаются на нем), а очищенное масло под давлением будет поступать в магистраль системы смазки.

Рис. 2. Схема работы масляного насоса:

1 — впускной канал; 2 и 4 — пара шестерен; 3 — нагнетающая полость; 5 — корпус; 6, 7 — редукционный клапан

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector