Часы работы двигателя катера

Все, что вы хотели знать о буксировщиках

Все, что вы хотели знать о буксировщиках

30.05.2020

Мы собрали памятку для всех моделей двигателей PCM с 2000 года выпуска. В памятке указаны все необходимые номера деталей и масел для технического обслуживания катера. По указанным номерам вы самостоятельно сможете заказывать расходники и находить необходимые запчасти на нашем сайте. Если у вас возникнут вопросы, звоните, не стесняйтесь!

Это официальный регламент работ от производителя. Как нужно обслуживать двигатель катера-буксировщика:

Ежедневная проверка:

Выполняется владельцем/водителем

1. Уровень охлаждающей жидкости (для двойных систем охлаждения)

2. Уровень масла в двигателе

3.Уровень масла в трансмиссии

4. Общий осмотр заведенного двигателя на предмет утечек в системе охлаждения и топливной системе

5. Дроссельная система и рулевая система — проверка работы

6. Фильтр забортной воды (если имеется)

7. Проверка выхлопных коллекторов на предмет утечек охлаждающей жидкости

Проверка после первых 25-ти часов работы:

Выполняется владельцем/водителем

1. Система охлаждения — проверка всех шлангов системы охлаждения и фиксирующих хомутов

2. Ремень приводной — проверка состояния ремня и его натяжения

3. Система выхлопа — проверка состояния и затяжки всех креплений

4. Общая проверка двигателя — крепление деталей и частей двигателя, стартера, работа всех систем управления

5. Замена масла и масляного фильтра

6. Проверка состояния аккумуляторов, проводки и соединений

Выполняется официальным дилером PCM

1. Система зажигания — проверка состояния свечей и их работы

2. Проверка и смазка двигателя, если требуется

3. Замена топливного фильтра

4. Замена трансмиссионной жидкости и чистка фильтра трансмиссии (если установлен)

5. Замена жидкости в редукторе и чистка фильтра (если установлен)

Каждые 50 часов работы:

Выполняется владельцем/водителем

1. Проверка заборной помпы системы охлаждения и состояния импеллера/замена импеллера

2. Замена масла и масляного фильтра

3. Проверка состояния аккумуляторов, проводки и соединений

4. Проверка электропроводки двигателя и соединений кабелей (для пресной воды выполняется каждые 50 часов или 60 дней эксплуатации, для соленой воды каждые 25 часов или 30 дней эксплуатации)

Выполняется официальным дилером PCM

1. Замена топливного фильтра

Каждые 100 часов работы:

Выполняется владельцем/водителем

1. Система охлаждения — проверка всех шлангов системы охлаждения и фиксирующих хомутов (для пресной воды выполняется каждые 100 часов или 120 дней эксплуатации, для соленой воды каждые 50 часов или 60 дней эксплуатации)

2. Ремень приводной — проверка состояния ремня и его натяжения

3. Система выхлопа — проверка состояния и затяжки всех креплений (для пресной воды выполняется каждые 100 часов или 120 дней эксплуатации, для соленой воды каждые 50 часов или 60 дней эксплуатации)

4. Общая проверка двигателя — крепление деталей и частей двигателя, стартера, работа всех систем управления

5. Плямегаситель — проверка состояния и чистка

6. Проверка всех шлангов двигателя

7. Смазка рулевой системы и дросселя двигателя (для пресной воды выполняется каждые 100 часов или 120 дней эксплуатации, для соленой воды каждые 50 часов или 60 дней эксплуатации)

Выполняется официальным дилером PCM

1. Система зажигания — проверка состояния свечей и их работы

Ежегодный сервис:

Выполняется владельцем/водителем

1. Система охлаждения — проверка всех шлангов системы охлаждения и фиксирующих хомутов

2. Проверка заборной помпы системы охлаждения и состояния импеллера/замена импеллера

3. Ремень приводной — проверка состояния ремня и его натяжения

4. Система выхлопа — проверка состояния и затяжки всех креплений

5. Общая проверка двигателя — крепление деталей и частей двигателя, стартера, работа всех систем управления

6. Замена масла и масляного фильтра

7. Проверка состояния аккумуляторов, проводки и соединений

8. Проверка электропроводки двигателя и соединений кабелей

9. Плямегаситель — проверка состояния и чистка

10. Проверка всех шлангов двигателя

11. Смазка рулевой системы и дросселя двигателя

Выполняется официальным дилером PCM

1. Система зажигания — проверка состояния свечей и их работы, замена свечей

2. Проверка и смазка двигателя, если требуется

3. Замена топливного фильтра

4. Замена трансмиссионной жидкости (см. расходники и масла ниже) и чистка фильтра трансмиссии (если установлен)

5. Замена жидкости в редукторе (см. расходники и масла ниже) и чистка фильтра (если установлен)

6. Замена импеллера

Дополнительные работы:

Выполняется владельцем/водителем

Для катеров с двойной системой охлаждения — чистка системы охлаждения — по мере необходимости

Для катеров с двойной системой охлаждения — проверка кондиции охлаждающей жидкости — как минимум, один раз в год

Замена охлаждающей жидкости — каждые пять лет

Аноды — проверка каждые 30 дней. Если катер эксплуатируется в соленой или минерализованной воде — требуется более частые инспекции

Внешняя обработка двигателя антикоррозийными препаратами — для пресной воды, каждые 60 дней; для соленой воды, каждые 30 дней

Для катеров морской эксплуатации — промывка системы охлаждения — после каждого использования

Расходники и масла:

Используемые масла:

Выше 10 градусов Цельсия — масло SAE 15W40

Ниже 10 градусов Цельсия (ну а вдруг?) — масло SAE 5W30

За исключением двигателей XS550/XR550

Для двигателей XS550/XR550 используется масло Mobil 1 Synthetic 5W30

Для трансмиссии PCM — Dextron III

Для редуктора PCM V-Drive масло R190250

Для редуктора Walters V-Drive масло SAE 30

Для всех трансмиссий Hurth — Dextron III

Читать еще:  Efco бензопила обороты двигателя

Объемы масел:

Минимальный объем масла в двигателе с новым фильтром около 3,7 литра

Трансмиссия PCM 1:1 — 1,9 литра — Dextron III

Трансмиссия PCM 1,23:1 — 1,9 литра — Dextron III

Трансмиссия HURTH (для всех) — 3,7 литра — Dextron III

Редуктор HURTH V-Drive — 4,35-4,73 литра — Dextron III

Редуктор PCM Power Plus — 1,42 литра — R190250

Редуктор Walters RV-36D — 1,42 литра — SAE30

Гибридные двигатели на катерах и яхтах

Электрические моторы устанавливают на лодках с 1838 года. Принцип их работы прост. Электродвигатель подключают к аккумуляторной батарее, а контроллер регулирует количество оборотов винта и скорость движения судна. Но даже с аккумуляторами большой емкости запас хода у лодки с электромотором ограничен. После того как тяговые аккумуляторы разрядятся для их зарядки приходится запускать двигатель внутреннего сгорания или возвращаться на базу и подключать зарядное устройство к береговой электросети. В результате электроустановка работает менее эффективно, чем дизельный двигатель с правильно подобранным дополнительным оборудованием. При этом она оказывается тяжелее, стоит дороже и занимает больше места.

Чтобы затраты на электромотор оказались оправданными, аккумуляторная батарея большой емкости и мощное зарядное устройство должны работать эффективнее традиционного двигателя

Транспортное средство с гибридной силовой установкой использует для движения две независимые системы привода. Чаще всего это двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. В настоящее время гибридные двигатели – это основная технология в автомобильной промышленности, которая постепенно получает распространение и в судостроении.

Отличительная особенность гибридных энергосистем — накопитель энергии, благодаря которому бортовое оборудование может использовать несколько источников мощности. На катерах и яхтах это дизельный двигатель, береговая электрическая сеть, ветрогенератор, солнечные панели или гидрогенератор. Полученная из разных мест электрическая энергия сохраняется в аккумуляторах, позволяя гибридной установке длительное время работать на созданном запасе или сразу направляется потребителям.

Последовательная гибридная установка

Гибридную установку, состоящую из дизельного генератора переменного или постоянного тока и электродвигателя называют последовательной. Генератор увеличивает запас хода и питает электромотор, после того как разрядятся аккумуляторы. Чаще всего используют DC генератор на постоянных магнитах, для которого электромотор это единственная и самая большая нагрузка. Электромотор в последовательной установке должен быть достаточно мощным, чтобы противостоять неблагоприятным условиям, в которых может оказаться судно.

Режим работы при котором электродвигатель, вращающий гребной винт, напрямую работает от генератора называется дизель-электрическим

Эффективность использования последовательной гибридной установки зависит от скорости движения. Испытания, проведенные на яхте длиной 14,5 метров с дизельным двигателем мощностью 75 л.с показали, что на скорости 4 узла гибрид сохраняет 50% топлива. Но поскольку в этом режиме потребление топлива у традиционной системы также не высокое, экономия в литрах оказывается не значительной.

Удельное потребление топлива вдоль рабочей кривой винта в зависимости от скорости яхты. Данные испытаний в реальных условиях дизельного двигателя мощностью 75 л.с на яхте длиной 48 футов (14,5 м) и весом 16 тонн. На графике видна неэффективность обычной силовой установки при небольших нагрузках и медленной скорости судна. Точки пересечения горизонтальных линий с рабочей кривой отображают оптимальную скорость для различных режимов работы двигателя — дизель-электрического или от аккумуляторов. Выше этих скоростей эффективнее двигатель внутреннего сгорания

С ростом скорости экономия топлива снижается, и при 6,8 узлах двигатель внутреннего сгорания становится эффективнее (пороговая скорость). Если электродвигатель работает от аккумуляторных батарей, а не напрямую от генератора, то из-за того, что КПД аккумуляторов составляет 80-90%, удельный расход топлива на валу возрастает, и пороговая скорость снижается до 5,4 узлов.

Так же, как и в двигателях внутреннего сгорания эффективность электродвигателей падает при небольших оборотах и низких нагрузках. Чем мощнее двигатель, тем выше скорость, при которой возрастают потери. Последовательный гибрид станет экономически оправданным, если большую часть времени судно будет двигаться со скоростью ниже пороговой, лишь иногда превышая ее.

Альтернативные источники энергии

В основе гибридной установки лежит шина, с помощью которой электродвигатель и бортовое оборудование подключают к источникам электрической энергии. Для катеров и яхт такие источники — это береговая сеть, солнечные панели, ветро или гидрогенератор. Каждый кВтч выработанный без помощи двигателя внутреннего сгорания снижает удельный расход топлива, а в некоторых случаях не моторные источники энергии компенсируют всю потребляемую мощность. Например:

  1. Небольшой паром, работающий на коротком маршруте,заряжает аккумуляторные батареи во время высадки и посадки пассажиров от береговой электрической сети. 20-30 минут работы мощного зарядного устройства достаточно, чтобы подготовить судно к новой поездке.
  2. На скоростных парусных катамаранах за счет регенерации судно создает большой запас энергии, который сохраняется в аккумуляторах и используется для питания электродвигателя. Свободная площадь на катамаране позволяет дополнительно устанавливать солнечные панели большой мощности.
  3. Электрический двигатель на яхте, часто используется только чтобы войти и выйти из гавани, а в остальное время яхта двигается под парусом.

Во всех трех примерах судно работает на электрической тяге, а генератор находится в резерве для аварийных ситуаций и длительных поездок. Чем меньше работает генератор во время движения судна, тем экономичнее гибридная установка. Суммарное удельное потребление топлива у нее будет ниже, чем у традиционной системы, несмотря на то, что во время работы генератора расход топлива может быть больше.

Читать еще:  Давление в двигателе таурег

В настоящее время, кроме регенерации, которая используется только на парусных яхтах, основных источников альтернативной энергии два – солнце и ветер. Их полноценному использованию мешают два обстоятельства – низкая удельная мощность устройств, вырабатывающих электричество и невысокая плотность хранимой в аккумуляторах энергии.

Каждый раз, когда в водоизмещающем режиме судно разгоняется выше предельной скорости, его сопротивление резко возрастает, мощности, генерируемой не связанными с двигателем источниками энергии становится недостаточно и аккумуляторные батареи быстро разряжаются. Последовательная гибридная установка не может поддерживать длительное время скорость движения выше пороговой без использования генератора и в этом режиме проигрывает двигателю внутреннего сгорания.

Напряжение системы

Самое большое сечение кабеля которое без затруднений можно использовать на судне – 2/0 AWG (70 мм2). Такой кабель рассчитан на ток 300 А, что при напряжении 12 вольт эквивалентно потребляемой мощности 12 х 300 = 3600 Вт. Чтобы не превышать уровень 300 А и использовать более мощные устройства увеличивают напряжение в системе.

Последовательные гибридные системы на судах длиной более 25 футов (7,5метров) используют напряжения от 70 до 700 вольт. При токе 300 ампер это дает мощность до 200 кВт. Высокое напряжении заставляет тщательно учитывать вопросы безопасности и устанавливать большое количество последовательно соединенных аккумуляторов. Чем больше аккумуляторов, тем больше проблем с их балансировкой и контролем и тем больше число потенциальных точек отказа.

Параллельные гибридные установки

В параллельной гибридной установке внешний электродвигатель дополняет уже установленный двигатель внутреннего сгорания. Электромотор подключают к валу, вращающему винт, с помощью муфты, благодаря чему он может работать как одновременно, так и независимо от основного двигателя.

Параллельная гибридная установка Fischer Panda. Цифрами на схеме обозначены: 1. Электрический двигатель 2. Контроллер EasyBox 3. Панель управления GD2 4. Рычаг управления 5. Электромагнитная муфта 6. Зарядное устройство 7. Береговое подключение 8. Инвертoр для оборудования 220 Вольт EasyBox – это сердце силовой установки. В нем находится блок управления электромотором, блок предохранителей, зарядное устройство и разъемы для подключения рычага управления, контрольной панели и аккумуляторной батареи.

При параллельной компоновке электродвигатель не обязательно должен быть очень мощным, его должно хватать для движения со скоростью ниже пороговой или выполнения маневров, а на высокой скорости винт вращает двигатель внутреннего сгорания. Менее мощный электродвигатель эффективнее на небольших скоростях, однако в параллельной установке он может работать только от аккумуляторов, которые являются источником дополнительных потерь энергии. Однако несмотря на потери в аккумуляторной батарее общая эффективность параллельной установки выше, чем последовательной.

Емкость аккумуляторов при параллельной установке меньше, чем при последовательной, а значит меньше их объем, вес и стоимость. Если придерживаться ограничения тока в 300 ампер, то максимальная мощность двигателя составит 300 ампер × 48 вольт = 14,4 кВт. Этого достаточно для маневрирования в гавани на яхте длиной 18-20 м.

В параллельном гибриде во время работы двигателя внутреннего сгорания электромотор может работать как генератор. При этом винт может вращаться или быть отключен. На парусных яхтах электромотор подключают к выходному валу таким образом, что во время движения под парусом винт вращает ротор электромотора и двигатель работает как гидрогенератор, заряжая аккумуляторные батареи

Работа электродвигателя в режиме генератора позволяет питать бортовую электрическую систему постоянного тока, и силовая установка оказывается более компактной, чем автономный генератор

Преимущества гибридного двигателя

Оба типа установок позволяют использовать электродвигатель для маневрирования в гавани и передвижения в водоемах, где запрещено использовать двигатели внутреннего сгорания. Принять решение о установке гибридного двигателя можно после сравнения крейсерской и пороговой скорости судна. Если пороговая скорость в дизель электрическом режиме выше крейсерской, то последовательная гибридная установка большую часть времени будет работать эффективнее дизельного двигателя. Если регулярная скорость больше пороговой, но используются дополнительные источники энергии, то расход топлива будет меньше, чем при работе двигателя внутреннего сгорания.

Если на судне планируется устанавливать вспомогательный генератор, то параллельная гибридная установка может заменить его. Как правило она работает эффективнее, чем генератор переменного тока, стоит не дороже его, занимает меньше места и не требует монтажа выхлопной, охлаждающей и топливной системы. Электродвигатель в этом случае оказывается дополнительным бонусом.

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

Типы и особенности движителей катеров

Движитель катера − узел, отвечающий за преобразование работы двигателя в работу, направленную на преодоление судном силы сопротивления воды. Выбор движителя – одна из самых сложных задач в процессе создания проекта катера.

Основные современные типы движителей катеров следующие:

  • гребной винт;
  • водомёт;
  • угловая поворотная колонка;
  • винторулевая колонка

Тип — Гребной винт

Самый распространенный тип движителя. С момента его изобретения было осуществлено множество усовершенствований. Изобретатели меняли их размеры, формы контура и сечений лопастей и т.д. В основу работы гребных винтов положен принцип гидродинамического крыла. При рассмотрении сечения лопастей можно увидеть их крыловидную форму. Движитель размещается на ступичной составляющей силового узла. Он устанавливается таким образом, чтобы задняя часть составляла угол атаки с вектором общей скорости водного потока.

На поверхности-нагнетателе при начале вращательного движения гребного винта давление увеличивается, а на передней − уменьшается. Из-за разницы показателей давления происходит возникновение силы. Составляющие этой силы отвечают за создание упора для винта и крутящего момента, преодоление которого входит в задачи движителя судна.

Читать еще:  Шнур аварийного запуска двигателя

Скоростные водомётные движители

Водометные движители: этот тип — единственно возможное решение для использования на мелких водоемах и замусоренных водах. Водометы необходимы там, где быстроходное судно должно беспрепятственно двигаться по мелководью. Они повышают его возможности использования, более безопасны в эксплуатации. Преимуществом этого типа является и то, что благодаря такому движителю катер на ходу может подойти к необорудованному берегу, а затем сняться с него за счет обратной струи, которая гонит воду под корпус.

Водомёты часто устанавливаются на катера российского производства. Их работа базируется на реактивном действии струи воды, которая выбрасывается под высоким давлением. Это решение позволяет судам из алюминия, стали проходить по мелководью. В отличие от других видов у водометных движителей отсутствует вероятность поломки или деформации при контакте с дном.

Схема движителя ВД-05

Конструктивно он представляет собой импеллер, помещённый в корпус небольшой длины. Вода засасывается, выбрасывается в зоне кормы, за счёт чего образуется движущая сила. Если нужно организовать движение задним ходом, забор жидкости выполняется в противоположном направлении. Возможно механическое и гидравлическое управление.

В нашем каталоге:

Угловая поворотная колонка для катеров и лодок

Если сравнивать типы движителей катеров российского производства, то этот вариант тоже имеет свои плюсы. Мотор помещён в отдельный отсек, что увеличивает полезную площадь судна. Благодаря особенностям конструкции и использования системы подъема колонки у катера появляется возможность проходить в зонах мелководья.

Дополнительный плюс − небольшое количество компонентов, что положительно влияет на КПД и показатель скорости.

Универсальный тип движителя — Винторулевая колонка

Винторулевые колонки (ВРК) эксплуатируются на буксирах всех видов, используются там, где в первую очередь важна тяга в разных направлениях. Она представляет собой гребной винт, установленный на поворотной конструкции, что обеспечивает судну отличную маневренность, стабильность хода и точное позиционирование при швартовке. Данный тип движителей становится отличным вариантом для судов, где большое внимание уделяется оптимальному использованию имеющейся мощности.

Винторулевая колонка — ДВИЖИТЕЛЬ — ВРК-250

Для того, чтобы движитель типа ВРК имел высокую эффективность и был экономичным, его конструкция постоянно совершенствуется. Наша страна находится сразу в нескольких климатических зонах, и именно данная разновидность движителей подходит для эксплуатации как в умеренных, так и экстремальных погодных условиях (соответствуют современным нормам ледового класса). Немаловажным является и то, что в районах с узкими реками важна максимальная маневренность, именно здесь они будут практически незаменимыми.

Как выбрать двигатель для катера буксировщика?

При выборе катера часто встает вопрос, какой же двигатель выбрать для модели и на что необходимо обратить внимание. Вопрос очень актуален для сегмента катеров буксировщиков, так как большая часть приобретаемых катеров проводит большое количество часов на воде в режиме эксплуатации.

Во первых необходимо учитывать нагрузку на двигатель буксировщика по трем показателям:

  • Сухой вес катера
  • Максимальная загрузка балластной системы
  • Ожидаемое количество человек на борту.

Сложив показатели Вы будете понимать нагрузку которая приходится на двигатель. Как правило у производителей катеров есть базовые двигатели для моделей, они являются стартовыми для небольшего числа людей на борту катера.

Malibu Boats — является лидером рынка по производству катеров буксировщиков, на который мы будем ориентироваться сегодня.

Верфь выпускает 3 типа силовых установок для своих катеров:

  • Malibu Monsoon M5Di — 360 л.c. / 5.3 L / 542 Нм @ 3800 RPM
  • Malibu Monsoon M6Di — 430 л.c. / 6.2 L / 623 Нм @ 3800 RPM
  • Malibu LT4 — 607 л.с. / 6.2 L / 821 Нм @ 3800 RPM

Все двигатели линейки — V-образная восьмерка, силовые установки обладают повышенным крутящим моментом, имеют двухконтурную систему охлаждения и технологию прямого впрыска.

Исходя из потребностей можно выбрать один из типов двигателей:

  • На борту катера обычно менее 7 человек и катер длинной не более 23 футов — выбор можно остановить на базовом двигателе M5Di
  • Катер работающий в повышенном режиме эксплуатации, от 7 до 11 человек на борту или длинной более 24 футов — минимальный двигатель M6Di
  • Если хочется иметь самую мощную силовую установку в индустрии которая с легкостью выходит на глиссирующий режим за считанные секунды, необходим настоящий монстр LT4

Необходимо учитывать регионы плавания, двигатели имеют различные пакеты:

  • C морской подготовкой
  • Для пресной воды

В пакет морской подготовки входит покрытие внутреннего контура коллекторов специальным напылением, усиленная электропроводка, аноды и система промывки коллекторов пресной водой, выведенная на кормовую часть купальной платформы.

Катер с морской подготовкой является универсальным катером для пресной и морской воды, в то время как речная подготовка катера обеспечивает бесперебойную работу двигателя только в пресной воде.

Также стоит обратить внимание на расход топлива, Malibu Boats добилась улучшения показателей в этом важном аспекте опередив своих конкурентов.

Учитывайте и громкость работы двигателя, так как Вы будете проводить время на борту с близкими и друзьями, необходим оптимальный уровень шума который не будет вредить коммуникации друг с другом.


При подборе двигателя к Вашему новому катеру рекомендуем обратиться к специалисту компании Burevestnik Group, официальному представителю Malibu Boats и Axis Wake Research на территории России и Черногории.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector