Чем грозит переохлаждение двигателя

Неисправности системы охлаждения

При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:

  • неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
  • неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
  • неисправности термостата;
  • неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода — ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
  • трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров;
  • прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
  • неисправность датчика температуры;
  • неисправность указателя температуры;
  • низкий уровень охлаждающей жидкости.

Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:

  • нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
  • применение некачественных комплектующих;
  • предельный срок службы элементов системы;
  • неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.

Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока цилиндров, а также появлению трещин.

Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:

  • перегрев двигателя;
  • переохлаждения двигателя;
  • наружная утечка охлаждающей жидкости;
  • внутренняя утечка охлаждающей жидкости.

Для того, чтобы не пропустить зарождающуюся неисправность водитель должен систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление.

Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Переохлаждение — двигатель

Переохлаждение двигателя сопровождается также потерей мощности и усиленным износом деталей двигателя. [1]

Переохлаждение двигателя увеличивает потери тепла, уносимого охлаждающей средой, что ведет к увеличению расхода топлива. Неполное испарение топлива ухудшает процесс сгорания, неиспарившиеся частицы топлива оседают на стенках цилиндров и смывают с них масляную пленку, а часть топливного конденсата попадает в картер и разжижает масло. Все это приводит к усиленному износу деталей двигателя и уменьшает его мощность. [2]

Переохлаждение двигателя может быть из-за неисправного термостата или недостаточного утепления радиатора в холодное время года. [3]

Переохлаждение двигателя ухудшает смесеобразование и вследствие этого увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя и резко увеличивается износ его деталей. [4]

Переохлаждение двигателя при низкой температуре охлаждающего воздуха может быть вызвано неисправностью термостата ( не закрывается основной клапан), отсутствием утеплителя и заеданием жалюзи в открытом положении. Причиной заедания жалюзи обычно является отсутствие смазки в приводе. Для устранения неисправности необходимо снять трос привода с оболочкой, проныть его в керосине, смазать и установить на место. [5]

Переохлаждение двигателя также вредно. При температуре деталей двигателя ниже нормальной ухудшаются условия образования и сгорания рабочей смеси и возрастают потери на трение из-за повышения вязкости масла и отдачи тепла газов холодным стенкам цилиндров и камер сгорания. Переохлаждение двигателя вызывает перерасход топлива вследствие его неполного сгорания и образования нагара на днищах поршней и в камерах сгорания. У ( переохлажденного карбюраторного двигателя на холодных стенках цилиндров конденсируется бензин, который разжижает масло, что приводит к повышенному износу деталей двигателя. [6]

Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправной работой термостата или заеданием жалюзи в открытом положении. Зимой, при низкой температуре воздуха, если не принять предохранительных мер ( прикрыть жалюзи, надеть утеплитель ный чехол), также возможно переохлаждение двигателя и даже замерзание воды в системе. [7]

Переохлаждение двигателя , как правило, происходит из-за неправильной работы термостата. [8]

Переохлаждение двигателя при низкой температуре охлаждающего воздуха может быть вызвано неисправностью термостата ( не закрывается основной клапан), отсутствием утеплителя и заеданием жалюзи в открытом положении. Причиной заедания жалюзи обычно является отсутствие смазки в приводе. Для устранения неисправности необходимо снять трос привода с оболочкой, помыть его в керосине, смазать и установить на место. [9]

Переохлаждение двигателя при установившемся движении обычно предотвращается работой термостата, а в зимнее время капот двигателя и радиатор дополиительно утепляют чехлами. Термостат, устраняя переохлаждение двигателя, выполняет еще одну, не менее важную функцию — способствует ускоренному прогреву и уменьшению износа двигателя после его запуска. [11]

Читать еще:  Характеристики двигателя ауди авс

Переохлаждение двигателя или его работа при недостаточном прогреве также отрицательно сказывается на смесеобразовании и сгорании ( дополнительные потери теплоты на прогрев двигателя или отвод в систему охлаждения, плохое испарение, конденсация топлива, неоднородная рабочая смесь, смыв масла топливом), а следовательно, снижает эффективность работы двигателя. [12]

Устранение переохлаждения двигателя и ускорение его прогрева делают применение термостата особенно необходимым в осенне-зимний период эксплуатации автомобилей; опасность же замерзания воды в радиаторе устраняется надежной защитой его утеплительным чехлом. В процессе работы двигателя, особенно при его перегреве, возможно нарушение работы термостата. [14]

При переохлаждении двигателя прежде всего следует убедиться, закрыты ли жалюзи, нет ли заедания тяги управления жалюзи. [15]

Не запороть мотор: что вызывает перегрев двигателя, чем опасно его переохлаждение

С перегревом по тяжести последствий для двигателя мало что сравнится. Если из-за перегрева «винтом» пошла только головка цилиндров и прогорела ее прокладка, значит, мотор еще неплохо отделался. Могло быть гораздо хуже, если бы вследствие температурного расширения зазоры между трущимися деталями стали не только меньше необходимых, что само по себе ведет к вытеснению из них масла и ухудшению условий смазывания, но и были выбраны полностью.

В последнем случае на поверхностях деталей появляются задиры, детали могут и вовсе заклинить. Такой исход вызывает необходимость капитального ремонта силового агрегата либо замены его другим двигателем, пусть «бэушным», но исправным.

Однако мотор необходимо защищать не только от перегрева, вызываемого превышением допустимой температуры, но и не допускать его работы при температурах, которые ниже оптимальных с точки зрения смесеобразования и качественной смазки. Пока двигатель не прогрет, топливо хуже испаряется, что ведет к некачественному смесеобразованию, из-за чего горючая смесь сгорает не так хорошо, как должна. Более того, топливо может конденсироваться на стенках цилиндров и смывать с них смазку.

Кроме того, при низких температурах моторное масло остается слишком вязким. Из-за этого оно, во-первых, хуже поступает в места смазки и сопротивляется прокачиванию по системе смазки, из-за чего предохранительный клапан, чтобы не допустить масляного голодания, открывается и пропускает грязное масло к трущимся деталям в обход масляного фильтра. Во-вторых, вязкое масло создает лишнее сопротивление движущимся деталям.

В результате увеличиваются потери мощности, растет расход топлива, а по влиянию на срок службы силового агрегата холодный запуск и последующий прогрев до рабочей температуры часто приравнивают к 300-400-километровым пробегам в прогретом состоянии. Зафиксированный исследованиями факт — при работе двигателя с температурой моторного масла 50°С износ увеличивается в 1,6 раза.

Для ускорения прогрева двигателя после запуска, поддержания оптимального теплового режима во время работы силового агрегата после прогрева и недопущения перегрева служит система охлаждения. Из двух способов охлаждения, жидкостного и воздушного, к настоящему времени всеобщее распространение получил первый.

Система жидкостного охлаждения состоит из рубашки охлаждения, насоса, с помощью которого осуществляется принудительная циркуляция жидкости по системе, термостата, радиатора, вентилятора, расширительного бачка и соединительных шлангов и патрубков. Отдельным контуром к системе охлаждения подключен отопитель салона. Помимо этого, к системе охлаждения двигателя могут быть подключены генератор, турбокомпрессор, теплообменник «автомата», если это предусмотрено их конструкцией.

После запуска, когда холодный двигатель требуется не столько охлаждать, сколько быстрее прогреть до рабочей температуры, жидкость циркулирует по малому кругу, фактически включающему только рубашку охлаждения, представляющую собой полости в блоке и головке цилиндров, и насос, или помпу, как этот узел еще называют. Достигается это благодаря термостату, клапан которого перекрывает проход жидкости в радиатор.

Когда температура охлаждающей жидкости достигла определенного значения, клапан термостата открывается и пропускает жидкость в радиатор. После этого жидкость в системе охлаждения начинает перемещаться по большому кругу циркуляции.

Радиатор состоит из двух бачков, между которыми находится сердцевина, набранная из трубок и тонких пластин или лент, увеличивающих охлаждающую поверхность. Снаружи трубки обдуваются воздухом, которому передается тепло, вынесенное жидкостью из рубашки охлаждения.

Для увеличения количества и скорости воздуха, проходящего через радиатор, служит вентилятор. Для поддержания выгодного теплового режима привод вентилятора делают автоматически выключаемым. Пока отсутствует опасность перегрева, вентилятор отключен. Так система охлаждения работает, но что может ей помешать справляться с обязанностями?

Основополагающее условие работоспособности системы — она должна быть заполнена достаточным количеством охлаждающей жидкости. Из-за потери жидкости забирать и отводить избыточное тепло становится нечему, стало быть, появляется угроза перегрева.

Читать еще:  В чем причина течи масла на двигателе

Одной из распространенных неисправностей, вызывающих убыль жидкости, являются течи.

Причиной может быть ослабление затяжки крепежных хомутов, коррозия металлических патрубков и радиатора, разрывы резиновых шлангов, трещины в пластмассовых деталях, износ сальника, изолирующего подшипниковый узел помпы от жидкости, проблемы с уплотнениями.

Однако убывать жидкость способна и из-за испарения. Современные системы охлаждения работают под некоторым избыточным давлением, чем не допускается преждевременное закипание жидкости. Поддерживает избыточное давление в системе клапан в пробке расширительного бачка. Когда давление пара под пробкой становится чрезмерным, что может вызвать повреждение радиатора и выдавливание жидкости по стыкам, клапан открывается и выпускает испарения в окружающую среду.

При неисправности клапана, наличии в пробке трещины либо неплотном закрытии пробки, что часто делают сознательно, чтобы поберечь от прорыва изнутри сердцевину радиатора, истонченную коррозией, жидкость не только быстро испаряется, но может и вовсе закипеть, даже когда температура не превысила рабочий диапазон.

Кроме того что в системе во избежание перегрева двигателя должно быть достаточное количество охлаждающей жидкости, необходимо обеспечить эффективный отвод тепла. Обеспечивает циркуляцию жидкости внутри системы водяной насос, однако он может подвести, если по какой-то причине разрушилась или проворачивается на валу его крыльчатка.

Отдельная тема — привод помпы.

Если насос приводится тем же зубчатым ремнем, что и ГРМ, то неисправность подшипника помпы может не вызвать перегрев, а стать причиной повреждения ремня с последствиями, тяжесть которых как раз с перегревом сравнима.

Теплоотвод нарушается также при загрязнении системы накипью и продуктами коррозии. Одна часть накипи, осевшая на поверхностях рубашки охлаждения и трубок радиатора, работает как теплоизоляция, другая вместе с частицами коррозии забивает каналы, оседает в патрубках и бачках, чем нарушает нормальный проток охлаждающей жидкости.

Следующее звено в теплопередаче — воздух, которым охлаждается радиатор. Нарушить свободное и достаточное поступление воздуха в сердцевину радиатора способно ее загрязнение тополиным пухом, насекомыми, дорожной пылью. При наличии кондиционера его конденсор устанавливают перед радиатором двигателя — засорение конденсора также ухудшает охлаждение мотора.

Другая напасть, которая угрожает двигателю перегревом со стороны радиатора, — проблемы с приводом вентилятора, где в зависимости от устройства привода не исключены вопросы с приводным ремнем, вискомуфтой, температурным датчиком, электродвигателем или реле его включения.

Наконец, термостат. В первую очередь он попадает под подозрение в случае, когда двигатель прогревается слишком долго или не достигает рабочих температур вовсе, то есть, говоря проще, работает в условиях переохлаждения, но и к перегреву термостат тоже бывает причастен. Все зависит от того, в каком положении заклинил клапан термостата.

У медленного прогрева и недобора рабочей температуры бывает и другой виновник — вентилятор, если из-за неисправности в управлении он перестает выключаться и «молотит» без перерыва.

На проблемы, имеющие ресурсный характер, повлиять трудно, но что в таком случае может и должен делать владелец автомобиля, чтобы уменьшить вероятность неприятных сюрпризов, которые способна преподносить система охлаждения?

Первое — следить за уровнем жидкости. При этом контролировать уровень в расширительном бачке желательно на холодном двигателе при температуре не ниже 15°С и не выше 25°С. Связано это со способностью антифризов более существенно изменять объем в зависимости от температуры по сравнению с водой, что, к слову, и было причиной появления расширительных бачков в конструкции систем охлаждения после того, как антифризы вместо воды стали использоваться в качестве охлаждающей жидкости.

Второе — своевременно менять антифриз, памятуя, что это агрессивная жидкость, срок службы которой определяется в основном долговечностью присадок, сдерживающих химическую активность субстанции по отношению к материалам, из которых выполнены узлы системы охлаждения. Наиболее широко используются и представлены в продаже силикатные и карбоксилатные антифризы. Название отражает природу используемых антикоррозийных присадок. Силикатные антифризы в наших условиях нежелательно использовать без замены свыше трех лет, карбоксилатные — больше пяти лет.

При отсутствии единого стандарта, который бы регламентировал охлаждающие жидкости, и единообразия в обозначениях при покупке антифриза для замены или доливки ориентиром должна быть инструкция по эксплуатации. В ней указано, требованиям каких стандартов и спецификаций должен удовлетворять антифриз.

Что касается цвета, то следует знать, что окрашивают антифризы не для того, чтобы позиционировать их по типам. Окраска должна помогать определять уровень в расширительном бачке, ибо без добавления красителя все антифризы бесцветные. Другое назначение окраски — предупреждать пользователя, что он имеет дело с небезопасной для здоровья жидкостью.

Третье — уход за радиатором, заключающийся в очистке его от грязи, набившейся в сердцевину, с целью обеспечить свободный и достаточный обдув трубок и пластин. Поскольку снаружи на радиатор губительно действуют составы, применяемые для обработки дорог против гололеда, по окончании зимнего сезона не будет лишним промыть радиатор из поливочного шланга.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя пежо 806

Ни одна из этих процедур не является настолько обременительной и затратной, чтобы ею пренебрегать в ущерб пользе, которую можно получить взамен.

Как понять что двигатель был перегрет?

Что может быть при перегреве двигателя?

Перегреваться мотор может, если не срабатывает электровентилятор охлаждения радиатора. Причин несколько: вышли из строя электродвигатель, реле включения или датчик, повреждена проводка. У некоторых двигателей используется теплообменник «масло – охлаждающая жидкость».

  1. Какое масло заливать в хендай крета
  2. Почему плохо крутит стартер
  3. Замена масла в вариаторе ниссан мурано z51
  4. Что делать если замерзла вода в бачке
  5. Быстрый ответ: Какой объем у c63 AMG?
  6. Как работает датчик температуры двигателя
  7. Как снять датчик температуры охлаждающей жидкости
  8. Как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости
  9. Сколько скоростей у танка Т 80?

Какая температура считается перегревом двигателя?

Температура перегрева двигателя определяется по температуре охлаждающей жидкости. Её рабочие значения – 80-100 градусов Цельсия. Если стрелка прибора поднимается выше, то мотор начал перегреваться. При обнаружении первых признаков резкого повышения температуры необходимо остановиться и заглушить мотор.

Каковы последствия работы двигателя с переохлаждением?

Результатом работы двигателя в таких условиях будет потеря части мощности, повышенный расход топлива и износ за каждый запуск, сопоставимый с 300-400 км пробега. … Запустив двигатель, необходимо быстрее вывести его на рабочую температуру, поэтому охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу охлаждения, т. е.

Как долго можно ехать на перегретом двигателе?

Температура двигателя до 100 градусов, является допустимой. Это значит, что кратковременное повышение температуры до 100, иногда до 105 градусов – допускается. Именно кратковременно – до 5 минут.

Чем грозит перегрев двигателя?

радиатор, неисправный вентилятор, низкий уровень охлаждающей жидкости, неисправный датчик температуры. Перегрев двигателя может привести к искривлению плоскости головки блока цилиндров, или же образованию в них трещин, вылетанию клапанного гнезда, разрушению межкольцевых перегородок.

Что может быть при перегреве тела?

Могут быть тошнота и рвота, учащение пульса и дыхания, повышенное потоотделение, кровотечение из носа. При более тяжёлом поражении появляется сильная головная боль, температура повышается до 40-410С, артериальное давление падает, могут возникать потеря сознания, нарушения дыхания и судороги.

Какая нормальная рабочая температура двигателя?

Нормальная температура работающего двигателя — 80-90°С. При достижении температуры 100°С — жидкость начинает закипать.

Какая температура опасна для двигателя?

В настоящий момен все автомобили с бензиновым двигателем имеют опасную температуру двигателя, которая составляет 130 градусов Цельсия. При достижении температуры этой отметки как раз и происходит заклинивание двигателя. Предельно допустимые температуры ограничиваются свойствами охлаждающей жидкости.

Что делать в случае перегрева двигателя?

Что делать при перегреве двигателя

  1. Включите печку на максимум. …
  2. Если после ваших действий из воздуховодов подул горячий воздух — отлично, значит антифриз в системе есть, и вы успешно отводите лишнее тепло. …
  3. А вот если из печки дует холодным воздухом — всё плохо: антифриза в системе нет, либо его уровень критически низок.

Какая рабочая температура двигателя с воздушным охлаждением?

Оптимальной температурой работы «воздушного» мотора с учётом современных технологий считается 130-140 градусов Цельсия. Против 90-100 у «водянок».

Какое устройство системы охлаждения обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе?

Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается центробежным насосом. В обиходе центробежный насос называют помпой. Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др.

Каковы причины перегрева или переохлаждения двигателя?

Причиной может быть ослабление затяжки крепежных хомутов, коррозия металлических патрубков и радиатора, разрывы резиновых шлангов, трещины в пластмассовых деталях, износ сальника, изолирующего подшипниковый узел помпы от жидкости, проблемы с уплотнениями. Однако убывать жидкость способна и из-за испарения.

Можно ли ездить на авто без охлаждающей жидкости?

При опустошении системы охлаждения масло начнёт перегреваться и разлагаться, теряя свои рабочие свойства и образовывая шламовые отложения. Поэтому в общем случае ответ на вопрос, можно ли ездить без антифриза, однозначный: нельзя.

Почему бурлит в расширительном бачке?

Причиной является скопление отложений в трубках (часто после использования некачественного антифриза). Зачастую в радиаторе образовывается накипь, в результате ухудшается циркуляция охладительной жидкости и она бурлит. Загрязненный радиатор нуждается в незамедлительной промывке на СТО или замене.

Как проверить термостат работает или нет?

Как проверить термостат на работоспособность вне автомобиля

Для этого необходима емкость с горячей водой. Опустив устройство в горячую воду, нужно подождать несколько минут, пока оно нагреется. Если термостат исправен, то растопленный воск вытолкнет шток клапана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector