Чем измеряют шум двигателя

Новый ГОСТ регламентировал громкость выхлопа автомобиля

Как ГИБДД штрафует водителей за громкий выхлоп автомобиля?

Наверное, нигде в мире не стоит так остро вопрос о тюнинге автомобиля. Наша страна еще со старых времен славится народным тюнингом. Надо признать, в нашей стране живет много творческих автолюбителей. К сожалению, в последние годы способов узаконить прямоток, или колесные диски с выносом осталось немного. Во-первых, это дорого и чаще всего невозможно.

В итоге многие автовладельцы улучшают своих железных коней, забывая, что за незаконный тюнинг есть административная ответственность. В том числе за превышение нормативов уровня шума транспортных средств согласно действующим ГОСТам. Портал 1Gai.Ru напоминает, что изменение выхлопной системы может оказаться вне закона.

Многие любители тюнинга очень любят в первую очередь модернизировать выхлопную систему. Особенно этим увлекаются молодые водители, которые хотят, чтобы на них обратили внимание.

Естественно, чем громче будет шуметь выхлопная система, тем лучше. 100 децибелов? 150 децибелов? Кому-то и этого мало. Ведь при таком громком звуке двигателя/выхлопа даже обычный автомобиль может показаться агрессивным мускулкаром. Но чаще всего подобный народный тюнинг оказывается вне закона.

Насколько громким может быть автомобиль, какой тюнинг выхлопной системы разрешен?

Предельный уровень шума автомобилей регламентирован новым ГОСТом 33997-2016, введенным в действие Приказом Росстандарта РФ от 18.07.2017 N 708-ст. Речь идет о пункте 4.12 ГОСТа 33997-2016 «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Также на этот ГОСТ ссылается Технический регламент Таможенного союза, регламентирующий безопасность транспортных средств.

Согласно ГОСТу 33997-2016, предельный уровень шума автомобилей категории M1, N1, L не должен быть выше 96 дБА (децибелов).

Для транспортных средств категории М2, N2 максимально допустимый уровень шума составляет 98 дБА. Для автомашин категории М3, N3 максимальный уровень шума не должен превышать 100 дБА.

Согласно пункту 4.9.9 ГОСТа 33997-2016, уровень шума отработавших газов транспортного средства измеряется на расстоянии 0,5±0,05 м от среза выпускной трубы под углом 45°±15° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу.

Чем проверяют уровень шума выхлопа в автомобилях?

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза, а также ГОСТу 33997-2016, уровень шума выхлопных газов проверяется специальным прибором – шумомером (5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов КТС).

Результат измерения шумомера признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 – в сторону увеличения. Результат сравнивают с установленным изготовителем в эксплуатационной документации, а при его отсутствии – с предельно допустимым значением регламентируемых ГОСТом 33997-2016.

Какая ответственность за превышение допустимого уровня шума выхлопной системой автомобиля?

Согласно действующему законодательству за превышение нормативов уровня шума транспортных средств предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.23 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа в размере 500 рублей.

Стоит отметить, что в Сети ходят слухи и сплетни о том, что по этой статье водителя не могут привлечь сотрудники ГИБДД, так как эта административная норма не входит в главу 12 КоАП РФ о безопасности дорожного движения. Однако спешим вас разочаровать. Сотрудники МВД РФ, в том числе инспекторы Госавтоинспекции, вправе привлекать водителей к ответственности по статье 8.23 КоАП РФ. Точку в этом споре поставил Верховный суд РФ, разъяснив, почему ГИБДД имеет право привлекать автовладельцев и водителей за превышение уровня шума транспортного средства. Вот это решение.

Но это еще не все беды, которые ждут любителей тюнинга и громкого выхлопа. Согласно действующему законодательству внесение изменений в конструкцию автомобилей должно быть оформлено надлежащим образом. Для этого необходимо для начала получить разрешение в ГИБДД, затем обратиться в испытательную лабораторию, для того чтобы получить добро на установку дополнительных конструкций для транспортного средства или элементов тюнинга, затем посетить специализированную организацию для модернизации автомобиля.

Далее требуется снова приехать в лабораторию для получения свидетельства о безопасности внесенных изменений в конструкцию автомобиля. После чего необходимо пройти техосмотр и обратиться в Госавтоинспекцию для перерегистрации автомобиля и внесения записи в ПТС о внесенных изменениях.

Естественно, что подобная сложность отпугивает водителей от легализации тюнинга автомобилей. Плюс не все изменения в конструкцию автомобилей могут быть оформлены. Например, если изменения в конструкцию автомобиля ухудшат его безопасность, испытательная лаборатория не даст разрешение на тюнинг работы.

В итоге по дорогам страны ездят тысячи машин с неоформленным тюнингом, чьи владельцы рискуют быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»).

Например, любителям шумного выхлопа стоит помнить, что инспектор ГИБДД вправе ограничить эксплуатацию транспортного средства, выхлопная система которого превышает установленную законом норму (пункт 6.5). Так, движение автомобиля может быть запрещено до устранения неисправности, которая является препятствием для эксплуатации на дорогах общего пользования. Также автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку, если в месте остановки машины инспектором ГИБДД автомобиль будет мешать безопасности других участников дорожного движения.

В том числе водителю, управляющему автомобилем, у которого шум выхлопа превышает предельную норму согласно ГОСТу, инспектор ГИБДД может выдать предписание-требование об устранении неправильный работы выхлопной системы, уровень шума которой превышает установленные ГОСТом нормы.

Если же водитель повторно попадется на превышении нормативов шума выхлопной системы, то он может быть уже привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей), что грозит штрафом в размере 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток.

Вот пример судебного дела, где водителя привлекли за громкий выхлоп автомобиля к административной ответственности не только по статье 8.23 КоАП РФ, но и в последующем привлекли к ответственности за невыполнение законного требования инспектора ГИБДД.

Наконец, напомним, что, согласно регламенту МВД о государственной регистрации транспортных средств, за незаконное внесение изменений в конструкцию автомобиля (неоформленный тюнинг, колеса с выносом, фаркоп, незаводские фары и т. д.) регистрационный учет автомобиля может быть прекращен. В этом случае для восстановления регистрации транспортного средства автовладельцу придется устранить причины прекращения регистрации, то есть вернуть конструкцию автомобиля к заводскому виду (демонтировать незаконный тюнинг).

Грозит ли штраф за превышение шума в случае демонтажа катализатора?

В последние годы многие автолюбители стали снимать катализатор (в дизельных машинах сажевый фильтр) с выхлопной системы автомобиля. Кто-то это делает, когда сажевый фильтр или катализатор пришел в негодность, поскольку эти новые детали стоят очень дорого. Кто-то считает, что данные автокомпоненты сильно душат современный автомобиль. В итоге немало водителей обращаются в специализированные технические центры, где им удаляют с выхлопной системы катализатор или сажевый фильтр.

К сожалению, часто это приводит не только к превышению допустимого уровня вредных веществ в выхлопе, но и к увеличению шума выхлопной системы. Нередко этот шум превышает допустимую ГОСТом норму. Естественно, за подобную экономию водителю может грозить административная ответственность по статье 8.23 КоАП РФ. Также подобное вмешательство в выхлопную систему может быть признано незаконным внесением изменений в конструкцию автомобиля со всеми отсюда вытекающими.

Шум в цифрах

120 дБ:это порог боли. При этом шуме человек может начать чувствовать боль в ушах
● 100-110 дБ: концерт, отбойный молоток
90 дБ: грузовик, движение мотоцикла
● 80-85 дБ: автодорога в рабочий день
● 20 дБ: шум листьев при ветре
● 10 дБ: дыхание

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей приведены в таблице.

1.3. Допускается увеличение уровней внутреннего шума полноприводных легковых и грузопассажирских автомобилей на 2 дБ А.

1.4. Для автобусов с передним расположением двигателя, производство которых начато до 01.01.89, допускается увеличение уровней шума на 2 дБ А.

1.5. Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБ А значений, приведенных в таблице.

Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей

Уровни звука дБ А, автомобилей, производство которых начато

Легковые и грузопассажирские автомобили

Читать еще:  Эксплуатационные характеристики двигателя внутреннего сгорания

Грузовые автомобили и автопоезда для международных и междугородных перевозок

Остальные грузовые автомобили и автопоезда

Автобусы с передним расположением двигателя:

рабочее место водителя

Автобусы с другим расположением двигателя:

рабочее место водителя

пассажирское помещение (кроме городского автобуса)

пассажирское помещение городского автобуса

1. Под грузовыми автомобилями и автопоездами для международных и междугородных перевозок подразумеваются автомобили, в которых имеется спальное место.

2. Для модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.

2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

1) шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-81;

2) приборы для измерения скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя (относительная погрешность измерения ±3 %);

3) прибор для измерения скорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с (погрешность измерения ±0,5 м/с);

4) прибор для измерения температуры окружающего воздуха (погрешность измерения ±1°С);

5) прибор для измерения атмосферного давления (погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).

2.2. Шумомер следует калибровать по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБ А, то его необходимо снова калибровать, а испытания повторить.

3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

3.1. Автомобиль, предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован, обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели.

3.2. Шины не должны иметь повреждений, их износ не должен превышать 30 % первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля.

3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением не расцепляемых автотранспортных средств.

3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры.

3.5. При измерениях окна, люки в крыше и отверстия для вентиляции должны быть закрыты.

3.6. Оборудование специальных и специализированных автомобилей, работающее во время движения автомобиля (например, холодильные установки), при измерениях должно быть включено.

3.7. Передвижные регулируемые сиденья, возле которых проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинки сидений, если имеется возможность их регулировки, должны находиться в нормальном положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем положении.

3.8. В автомобиле должны находиться два человека: водитель и испытатель. В автомобиле с числом сидений более 9 допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается.

3.9. Испытания следует проводить на прямом, сухом, гладком и чистом участке дороги с покрытием из бетона или асфальта в хорошем техническом состоянии. Продольный уклон измерительного участка не должен превышать 1%. На расстоянии 20м от продольной оси измерительного участка не должны находиться большие объекты, которые могли бы отражать звук.

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Испытания проводят при следующих климатических условиях:

1) отсутствие атмосферных осадков;

2) атмосферное давление — 1013 гПа (760 мм рт. ст.), допустимое отклонение ±5%;

3) температура окружающего воздуха от минус 5 до плюс 30°С;

4) скорость ветра не более 5 м/с.

4.3. При измерении шума вентиляционные установки (кондиционеры, отопители или вентиляторы) должны работать в режиме, соответствующем наиболее шумной работе.

4.4. Если автомобиль оборудован жалюзи и (или) вентилятором системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания должны проводиться при их работе в автоматическом режиме с указанием рабочего положения в протоколе испытаний. Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи.

1) у сиденья водителя;

2) у сиденья водителя, а также над последним рядом сидений (у сиденья, расположенного ближе к продольной оси симметрии автомобиля) в автомобиле с числом мест для сидения не более 9;

3) у сиденья водителя, а также над первым (за сиденьем водителя) и последним рядами сидений в автомобиле с числом мест для сидения более 9;

4) в автомобиле с числом рядов сидения более 3 (за сиденьем водителя) дополнительно проводят измерение над средним рядом сидений.

При выборе точек измерения откидные сиденья во внимание не принимают.

В случае расположения сидений вдоль борта автомобиля измерительные точки располагаются в продольной плоскости симметрии автомобиля.

В автомобилях, где отсутствуют места для сидения, измерения проводят в местах для стояния на высоте (1,6±0,1) м от пола. Измерения проводят в передней, средней и задней части пассажирского помещения.

В местах, предназначенных для лежащих пассажиров, измерения проводят на высоте (0,15±0,02) м над серединой подушки.

4.6. Ось максимальной чувствительности микрофона должна находиться в направлении движения автомобиля. Микрофон, расположенный у сидений пассажиров, устанавливают в точке А, указанной на чертеже.

Микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен быть смещен от его оси симметрии на (0,20±0,02) м в направлении, центра автомобиля согласно точке Б, указанной на чертеже.

Расстояние микрофона от стенок кабины или лиц, проводящих измерения, должно быть не менее 0,15 м. Если при измерении в автомобиле находится третье лицо, расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м.

4.7. При измерении уровня шума в шумомере включают временную характеристику «Быстро».

5. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА

Если при частоте вращения 0,9 × n ном скорость автомобиля на высшей передаче превышает 120 км/ч, измерения следует проводить на более низкой передаче, но не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более передач, и не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач.

5.2. Измерение следует проводить, начиная с наименьшей допустимой скорости, но не ниже скорости, соответствующей 0,45 × n ном .

Если при частоте 0,9 × n ном скорость автомобиля на выбранной передаче превышает 120 км/ч, начальная скорость автомобиля должна составлять 60 км/ч.

5.3. В автомобиле с автоматической коробкой передач измерение проводят, начиная со скорости, соответствующей 0,45 × n ном . При этом скорость автомобиля не должна быть выше 60 км/ч. Если в коробке передач происходит переключение передач раньше, чем частота достигнет 0,9 × n ном или скорость 120 км/ч, начальную скорость принимают равной 50% от скорости, при которой происходит переключение передач.

Принудительное включение понижающей передачи должно быть исключено.

5.4. В момент достижения автомобилем начальной скорости следует резко нажать до упора педаль дроссельной заслонки или подачи топлива и удерживать ее в таком положении до достижения скорости, указанной в п. 5.1 .

5.5. При измерении шума регистрируют максимальное показание шумомера.

В каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение, округленное до целого числа.

Если разность наибольшего и наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ, проводят повторное измерение.

За окончательный результат принимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждой точке расположения микрофона.

Результаты испытаний следует сравнить с допустимыми значениями, приведенными в таблице.

6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОСТОЯННЫМИ СКОРОСТЯМИ И НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ

Измерение шума опытных образцов автомобилей при движении с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле проводят в соответствии с методикой, приведенной в рекомендуемом приложении 1 .

7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

Результаты испытаний должны быть занесены в протокол, образец которого приведен в рекомендуемом приложении 2 .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемое

Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле

1. Измеряют уровни шума в децибелах (дБ А). Аппаратура, подготовка автомобиля к испытаниям, условия проведения испытаний должны соответствовать разд. 2 , 3 и 4 настоящего стандарта.

2. Измерение шума при движении с постоянными скоростями проводят на высшей передаче в диапазоне скоростей выше 60 км/ч или 40% от максимальной скорости автомобиля, но не более 120 км/ч или 80% от максимальной скорости автомобиля. Из указанных скоростей выбирают наименьшую.

Измерения проводят не менее чем при пяти значениях постоянных скоростей с округлением до 5 км/ч: наименьшей, наибольшей и промежуточных, обеспечивая равномерность интервалов между значениями скоростей.

В каждой точке измерения в соответствии с п. 4.5 настоящего стандарта и при каждой скорости в течение 5 с регистрируют среднее значение показания шумомера.

При измерении шума в шумомере включают временную характеристику «медленно».

3. Измерение шума на неподвижном автомобиле проводят только на грузовых автомобилях и автобусах, оснащенных дизельными двигателями. Измерение проводят в режиме холостого хода двигателя:

при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя;

при ускорении частоты вращения от минимальной до максимальной (при резком нажатии до упора педали подачи топлива и удержании ее в этом положении не менее 5с).

При измерении шума при минимальной частоте в шумомере включают временную характеристику «медленно», а при ускорении — «быстро».

4. В каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение, округленное до целого числа.

Читать еще:  Характеристики трехфазного синхронного двигателя

Если разность наибольшего и наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ А, проводят повторное измерение.

За окончательный результат принимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждой точке размещения микрофона.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендуемое

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Автомобиль (модель) _______________________________________________________

Двигатель № ____________________ Шасси № _________________________________

Дата проведения испытаний _________________________________________________

1. Техническая характеристика автомобиля:

Тип автомобиля ___________________________________________________________

Число мест _______________________________________________________________

Грузоподъемность, кг ______________________________________________________

Полная масса, кг __________________________________________________________

Тип двигателя ____________________________________________________________

Мощность двигателя, нетто, кВт (л. с.) _______________________________________

Номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин -1 _______________

Сорт топлива ____________________________________________________________

Тип коробки передач и передаточные отношения ______________________________

Тип ведущего моста и передаточные отношения _______________________________

Тип и размер шин _________________________________________________________

Давление в шинах, кПа (кгс/см 2 ):

2. Пробег автомобиля до начала испытаний, км ______________________________

3. Пробег, рекомендуемый заводом-изготовителем для обкатки, км______________

4. Место испытаний ______________________________________________________

5. Тип дорожного покрытия _______________________________________________

6. Уровень шумовых помех ________________________________________________

7. Атмосферные условия:

температура окружающего воздуха, °С ______________________________________

скорость ветра, м/с ______________________________________________________

барометрическое давление, гПа (мм рт. ст.) _________________________________

8. Измерительные приборы (тип, модель, номер) _____________________________

9. Расположение микрофона при измерениях шума:

точка 1 _________________________________________________________________

точка 2 _________________________________________________________________

точка 3 _________________________________________________________________

точка 4 _________________________________________________________________

10. Передача в коробке передач ____________________________________________

11. Скорость движения автомобиля:

начальная _________________________ км/ч;

конечная __________________________ км/ч.

12. Частота вращения коленчатого вала двигателя:

начальная _________________________ мин -1 ;

конечная __________________________ мин -1 .

13. Результаты измерений внутреннего шума, дБ А

Чем измеряют шум двигателя

Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество).

Содержание

  • 1 Классификация шумов
    • 1.1 По спектру
    • 1.2 По характеру спектра
    • 1.3 По частоте (Гц)
    • 1.4 По временны́м характеристикам
    • 1.5 По природе возникновения
    • 1.6 Отдельные категории шумов
  • 2 Измерение шумов
  • 3 Источники шума
    • 3.1 Неакустические шумы
  • 4 Воздействие шума
    • 4.1 На человека
      • 4.1.1 Гигиеническое нормирование шума
    • 4.2 На природу
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Классификация шумов [ править | править код ]

Шум — совокупность непериодических звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум — это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук.

По спектру [ править | править код ]

Шумы подразделяются на стационарные и нестационарные.

По характеру спектра [ править | править код ]

По характеру спектра шумы подразделяют на:

  • широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более 1 октавы;
  • тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тона. Выраженным тон считается, если одна из третьоктавных полос частот превышает остальные не менее, чем на 10 дБ[1] .

По частоте (Гц) [ править | править код ]

  • низкочастотный ( 800 Гц)

По временны́м характеристикам [ править | править код ]

  • стационарный;
  • нестационарный:
    • колеблющийся;
    • прерывистый;
    • импульсный.

По природе возникновения [ править | править код ]

  • Механический
  • Аэродинамический
  • Гидравлический
  • Электромагнитный

Отдельные категории шумов [ править | править код ]

  • Белый шум — стационарный шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот.
  • Цветные шумы — некоторые виды шумовых сигналов, которые имеют определённые цвета, исходя из аналогии между спектральной плотностью сигнала произвольной природы и спектрами различных цветов видимого света.
  • Розовый шум (в строительной акустике), у которого уровень звукового давления изменяется в октавной полосе частот. Обозначение: С;

Измерение шумов [ править | править код ]

Для количественной оценки шума используют усредненные параметры, определяемые на основании статистических законов. Для измерения характеристик шума применяются шумомеры, частотные анализаторы, коррелометры и др.

Уровень шума чаще всего измеряют в децибелах (20 дБ — звуковое давление в 10 раз выше стандартного порога слышимости; 40 дБ — в 100 раз…).

Сила звука в децибелах:

  • Разговор: 40—45
  • Офис: 50—60
  • Улица: 70—80
  • Фабрика (тяжелая промышленность): 70—110
  • Цепная пила: 100
  • Старт реактивного самолёта: 120
  • У раструба вувузелы: 130

Для измерения акустического шума Стивеном Орфилдом (Steven Orfield) была основана в Южном Миннеаполисе «Лаборатория Орфилд» (Orfield Laboratories). Чтобы достичь исключительной тишины, в комнате использованы стекловолоконные акустические платформы толщиной в метр, двойные стены из изолированной стали и бетон толщиной в 30 см. Комната блокирует 99,99 процентов внешних звуков и поглощает внутренние. Эта камера используется многими производителями для тестирования громкости своих продуктов, таких как клапаны сердца, звук дисплея мобильного телефона, звук переключателя на приборной панели автомобиля. Также её используют для определения качества звука. [2]

Источники шума [ править | править код ]

Источниками акустического шума могут служить любые колебания в твёрдых, жидких и газообразных средах; в технике основные источники шума — различные двигатели и механизмы. Общепринятой является следующая классификация шумов по источнику возникновения:

  • механические;
  • гидравлические;
  • аэродинамические;
  • электрические.

Повышенная шумность машин и механизмов часто является признаком наличия в них неисправностей или нерациональности конструкций. Источниками шума на производстве является транспорт, технологическое оборудование, системы вентиляции, пневмо- и гидроагрегаты, а также источники, вызывающие вибрацию.

Неакустические шумы [ править | править код ]

  • Радиоэлектронные шумы — случайные колебания токов и напряжений в радиоэлектронных устройствах, возникают в результате неравномерной эмиссии электронов в электровакуумных приборах (дробовой шум, фликкер-шум), неравномерности процессов генерации и рекомбинации носителей заряда (электронов проводимости и дырок) в полупроводниковых приборах, теплового движения носителей тока в проводниках (тепловой шум); см. также Электромагнитный шум[en] , Шум (радио)[en];
    • Цифровой шум изображения;
  • тепловое излучениеЗемли и земной атмосферы, а также планет, Солнца, звёзд, межзвёздной среды и т. д. (шумы космоса);
  • на Земле также имеются необъяснимые шумовые явления (см. звуковые аномалии).

Воздействие шума [ править | править код ]

На человека [ править | править код ]

Шум звукового диапазона замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы, это приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнении различных видов работ. Шум угнетает центральную нервную систему (ЦНС), вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни.
При воздействии шума высоких уровней (более 140 дБ) возможен разрыв барабанных перепонок, контузия, а при ещё более высоких (более 160 дБ) — и смерть.

Шум, производимый ветроэлектростанциями, также воздействует на среду обитания человека и природы.

Гигиеническое нормирование шума [ править | править код ]

Для определения допустимого уровня шума на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях и территории жилой застройки используется ГОСТ 12.1.003-2014. ССБТ «Шум. Общие требования безопасности», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Нормирование шума звукового диапазона осуществляется по предельному спектру уровня шума и по дБА. Этот метод устанавливает предельно допустимые уровни (ПДУ) в девяти октавных полосах со среднегеометрическими значениями частот 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц.

Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

Рабочее место Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц Уровни звука и эквивалентные уровни звука (в дБА) Максимальные уровни звука LАмакс, дБА
31,5 Гц 63 Гц 125 Гц 250 Гц 500 Гц 1000 Гц 2000 Гц 4000 Гц 8000 Гц
В помещениях проектно-конструкторских бюро, расчётчиков 86 71 61 54 49 45 42 40 38 50
В конторских помещений, в лабораториях 93 79 70 68 58 55 52 52 49 60
В помещениях диспетчерской службы 96 83 74 68 63 60 57 55 54 65
Дистанционное управление без речевой связи по телефону, в лабораториях 103 91 83 77 73 70 68 66 64 75
Выполнение всех видов работ на рабочих местах 107 95 87 82 78 75 73 71 69 80
Жилые комнаты квартир с 7 до 23 ч. 79 63 52 45 39 35 32 30 28 40 55
с 23 до 7 ч. 72 55 44 35 29 25 22 20 18 30 45
Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам с 7 до 23 ч. 90 75 66 59 54 50 47 45 44 55 70
с 23 до 7 ч. 83 67 57 49 44 40 42 43 40 45 60

На природу [ править | править код ]

В последнее время появились данные, что мощные двигатели кораблей и подводных лодок, и особенно гидролокаторы и сонары сильно мешают подводным обитателям, пользующимся гидролокационным способом общения и поиска добычи. Особенно страдают некоторые виды китов и дельфинов.

Читать еще:  Автомобильный двигатель для тюнинга

Некоторые необъяснимые ранее случаи массовой гибели китов, их «выбрасывания на берег» теперь нашли объяснение. В ряде случаев явление может быть связано с военными учениями, в ходе которых млекопитающие глохнут, и теряют способность ориентироваться.

Измерение уровня шума автомобиля

  • Допустимый уровень шума
  • Приборы для измерения шума
  • Требования к процедуре
  • Как проходит процедура

В данной статье мы поговорим о порядке и приборах измерения уровня шума автомобиля. В данном вопросе нам поможет разобраться ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки.

2.7 внешний шум КТС: Совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами КТС при их функционировании и представляющих собой волновое механическое движение частиц (акустические колебания) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.

Контрольное значение шума (дБА) – наибольшее значение шума выпускной системы двигателя, измеренное при сертифицированных испытаниях на неподвижном автомобиле. Контрольное значение шума указывают в сертификате соответствия а также в эксплуатационной документации на Ваш автомобиль.

Допустимые уровни шума выпускной системы Вашего автомобиля

Категория транспортного средства Уровень шума, дБА
M1, N1, L 96
M2, N2 98
M3, N3 100

В соответствии с 4.9.9 ГОСТ Уровень шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС, измеренный на расстоянии (0,5 +/- 0,05) м от среза выпускной трубы под углом 45° +/- 15° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу в режимах целевой частоты вращения коленчатого вала и в режиме замедления его вращения от целевой частоты до минимальной частоты холостого хода, не должен превышать более чем на 5 дБА значений, установленных изготовителем КТС, а при отсутствии этих данных — значений, указанных в таблице.

В случае, если контрольное значение уровня шума Вашего автомобиля не представляется возможным измерить, в таком случае допустимый уровень шума также не должен превышать значений, приведенных в таблице.

Приборы, используемые для измерения уровня шума

шумомер интегрирующий усредняющий первого (второго) класса по [9], обеспечивающий измерение среднего по времени корректированного по А уровня звука. Обслуживание и подготовку к работе шумомера проводят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации, а измерения внешнего шума КТС выполняют при включенной частотной коррекции А и включении постоянной времени усреднения «F» (LAF), а при измерении фона шумовых помех включают «LAT» (Эквивалентный уровень);

тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 мин-1 с приведенной погрешностью измерений не более +/- 2,5% от наибольшего значения. Допускается использование штатного прибора КТС, измеряющего частоту вращения коленчатого вала двигателя;

рулетка для измерения линейных размеров в диапазоне 1 . 1000 мм с абсолютной погрешностью +/- 1 мм;

секундомер с отсчетом 1 . 60 с абсолютной погрешностью измерения +/- 0,1 с;

угломер с абсолютной погрешностью измерения +/- 2°.

Требования к процедуре измерения уровня шума

1 Измерение уровня шума необходимо проводить на неподвижном автомобиле.

2 Перед измерением уровня шума автомобиль должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. В случае отсутствия данных рекомендаций, температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не менее 60 градусов.

3 Проверку в обязательном порядке проводят при погодных условиях, соответствующих техническим характеристикам шумомера. Перед тем, как произвести замер уровня шума, рекомендуем Вам ознакомиться с данными характеристиками и убедиться в том, что заявленные требования соответствуют фактическим условиям на площадке для испытаний.

4 Согласно ГОСТу, отдельные требования установлены для открытой испытательной площадки, так в соответствии с пунктом 5.2.4. ГОСТа она должна иметь твердое покрытие, при этом наличие снежного покрова на ней запрещено.

5 Микрофон устанавливается над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м и на расстоянии (0,5 +/- 0,05) м от среза выпускной трубы.

Также пунктом 5.2.4. ГОСТа допускается проведение предварительных измерений в закрытом помещении, в данном случае микрофон устанавливается на расстоянии не менее 1,5 метров до шумоотражающих объектов. Если при измерении шума в закрытом помещении, полученные значения превысили допустимый уровень шума, испытания в обязательном порядке проводят на открытой площадке.

6 Шум ветра и иной другой окружающий шум должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.

Процедура измерения уровня шума

Перед началом измерения проводится визуальный осмотр Вашего автомобиля.

Размещают автомобиль на испытательной площадке.

Устанавливают автомобиль на ручной тормоз, устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов.

Устанавливают тахометр, шумомер и микрофон в соответствии с инструкцией.

Рычаг КПП приводят в нейтральное положение (для автомобилей с АКПП – в положение избирания передач).

Запускают двигатель и производят замер.

Согласно пунктам 5.10.8.6. ГОСТа, для КТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне КТС или в более высокой точке над поверхностью площадки.

5.10.9 Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное в период выдержки целевой частоты вращения и ее сброса до установления минимальной частоты вращения. Результат измерения признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 — в сторону увеличения. Результат сравнивают с установленным изготовителем в эксплуатационной документации, а при его отсутствии — с предельно допустимым значением

Пункт 5.10.9. ГОСТа

Дополнительно хочется сказать о том, что существует перечень неисправностей автомобиля, вызывающих повышенный шум и в соответствии с которым измерения не проводят. К таким неисправностям относятся:

1 Неполная комплектация, повреждение или дефект монтажа систем впуска и (или) выпуска, вызывающая подсос воздуха и (или) утечку отработавших газов.

2 Отсутствие или неполная комплектация дополнительных устройств.

Подводя итог, хочется отметить то, что процедура замера шума Вашего автомобиля более чем конкретизирована законодателем. ГОСТ 33997-2016 максимально рассказывает о требованиях, порядке и ходе процедуры замера шума автомобиля. Отдельно хочется отметить тот факт, что результаты измерения шума Вашего автомобиля считаются действительными только в случае соблюдения всех требований, указанных в данном ГОСТе.

Поддержка

Снижение шума на производстве – актуальный вопрос

В зависимости от конструктивных особенностей электродвигателей уровень их шума может быть различным и порой достигает 120 дБ, что сравнимо со звуком взлетающего реактивного самолета и находится почти на грани болевого порока. Для электродвигателей общепромышленного назначения характерен уровень шума до 95 дБ, тогда как допустимый уровень шума на постоянном рабочем месте не должен превышать 80 дБ.

Важную роль в борьбе с шумом технологического оборудования играют правильный режим эксплуатации, хороший уход и своевременный текущий ремонт.

Шум электродвигателя может иметь различную природу, и в соответствии с этим классифицируется следующим образом:

  • аэродинамический шум — возникает в результате вращения вентилятора и движения воздушных потоков снаружи и внутри машины;
  • механический шум — вызывается вибрациями деталей вследствие остаточной неуравновешенности ротора, а также при работе подшипников;
  • магнитный шум — создается колебаниями статора и ротора под действием пульсирующих магнитных сил.

В большинстве случаев, особенно в быстроходных машинах, преобладают первые две категории, поэтому уровень шума определяется в первую очередь скоростью вращения и номинальной мощностью.

Для уменьшения шума принимаются следующие меры:

1. Применяются электродвигатели завышенной мощности, используемой не полностью. При неполной нагрузке машины снижается уровень магнитных составляющих шума. Для быстроходных двигателей, в которых возникает сильный шум в системе вентиляции, запас мощности позволяет ослабить вентиляцию и, следовательно, снизить шум.

2. Рекомендуется замена подшипников лучшими по качеству, промывка подшипников, регулярная смазка, аккуратная и тщательная сборка двигателя, обкатка в течение нескольких часов.

«Русэлпром» рекомендует

Если источником шума является подшипник, следует оценить его состояние и принять решение о его пригодности к дальнейшей эксплуатации. Подробнее об этом читайте здесь.

Устранение перекосов, осевых люфтов, а также чрезмерно больших радиальных и осевых натягов уменьшает шум подшипников на 5—10 дБ. Уменьшение размера подшипника на один номер сопровождается снижением его шума на 1—3 дБ. Замена роликовых подшипников шариковыми того же размера снижает шум на 2—4 дБ. Целесообразно также применение специальных малошумных подшипников.

«Русэлпром» рекомендует

Большое значение имеет правильная центровка электродвигателя с приводным механизмом, совместная их балансировка, применение амортизаторов и эластичных муфт.

Обеспечение всего комплекса мероприятий позволяет снизить уровень шума электродвигателя на 10-20 дБ, что обеспечит комфортное пребывание сотрудников в непосредственной близости от электрической машины и улучшит общие условия труда.

Ссылка на основную публикацию