Чем осуществляется торможения двигателя

Почему автомобилю в некоторых случаях полезно торможение двигателем

Летняя жара и движение в плотном городском потоке негативно сказывается на ресурсе многих технических узлов в автомобиле. Силовой агрегат и коробка передач может перегреваться, а система охлаждения работает на пределе своих возможностей. В таких условиях очень важно отрегулировать температурный баланс. Сделать это можно несколькими способами. Рассмотрим, как в таком деле может помочь торможение двигателем и приносит ли оно пользу при эксплуатации транспортного средства в жаркую погоду.

Как правило, торможение осуществляется на второй или третьей передаче МКПП. Наибольшая эффективность отмечается, когда стрелка тахометра находится в пределах 4000 – 5000 оборотов

Как тормозить двигателем. Торможение мотором происходит при помощи внутреннего сопротивления механики транспортного средства. Карданный вал заставляет вращаться коленчатый вал мотора, при этом создается ситуация, при которой механические потери обеспечивают снижение скорости автомобиля. Процесс торможения двигателем на самом деле самый простой. Если на автомобиле с МКПП отпустить педаль газа, выжать сцепление и переставить рычаг на вторую передачу, в трансмиссии и моторе начнет повышаться внутреннее сопротивление. При этом чем выше обороты, тем больше будет сопротивление. Из-за этого скорость автомобиль снижается и стабилизируется на 30 км/ч.

Как правило, торможение осуществляется на второй или третьей передаче МКПП. Наибольшая эффективность отмечается, когда стрелка тахометра находится в пределах 4000 – 5000 оборотов. Поэтому если отпустить педаль газа на скорости 80 км/ч, можно спокойно включать 3 передачу. Если же отпускать педаль на скорости 60 км/ч, нужно будет ставить МКПП на вторую скорость. Не стоит включать сразу первую передачу, так как из-за этого будет идти повышенная нагрузка на двигатель, что может привести к повреждению ремня ГРМ.

Перегрев тормозов. Как правило, торможение мотором применяют при съезде с горки, чтобы снизить нагрузку на колодки и суппорты. При длительном движении под гору автомобилист вынужден постоянно держать педаль тормоза, из-за чего все элементы в системе быстро перегреваются. При небольшой скорости силы набегающего воздуха недостает, чтобы их охладить. Именно поэтому старая тормозная жидкость в сильную жару может закипать. Внутри образуются пузырьки газа, которые сокращают усилия на колодках, а интенсивность замедления понижается. Торможение двигателем способно сократить данный риск. Колодки остаются незадействованными, а автомобиль замедляется при помощи нагрузки в двигателе и трансмиссии.

Экономия топлива. Если периодически тормозить мотором, можно заметить небольшую экономию топлива. Во время движения накатом электроника блокирует подачу горючего в цилиндры. Автомобиль катится, а зажигание не работает в этот момент. В результате, пока автомобиль спускается с горы, топливо не расходуется, а значит экономится бюджет.

Главный недостаток заключается в сильной нагрузке на ремень ГРМ. Поэтому в начале торможения не нужно резко бросать педаль сцепления

Охлаждение мотора. В автомобиле достаточно систем, которые работают при помощи оборотов мотора. Сюда можно отнести и масляный насос. Чем выше будут обороты, тем больше давление масла. Во время торможения мотором выключается зажигание, а насос создает максимальное давление масла. Циркуляция улучшается, а значит и тепло отводится быстрее. Мотор одновременно охлаждается и смазывается. Особенно такое преимущество актуально для турбированных силовых агрегатов.

Циркуляция ОЖ. Вал мотора приводит в движение помпу системы охлаждения. Чем быстрее вращается двигатель, тем эффективнее будет циркулировать жидкость в системе охлаждения. Поэтому при торможении мотором можно предотвратить возможность локального закипания антифриза.

Главный недостаток заключается в сильной нагрузке на ремень ГРМ. Поэтому в начале торможения не нужно резко бросать педаль сцепления. Кроме того, автомобиль, который тормозит двигателем, не может подать другим участникам движения сигнал о замедлении, так как стоп-сигналы при этом не срабатывают.

Читать еще:  Что считается перегревом двигателя

Итог. Торможение двигателем — полезный способ, который часто применяется при съезде с затяжного спуска. Он имеет несколько преимуществ, но в неумелых руках может стать причиной поломки автомобиля или ДТП.

Что такое торможение двигателем и опасно ли оно для автомобиля?

Во время эксплуатации автомобиля возникают различные моменты, которые заставляют водителя принимать быстрые решения для того, чтобы не возникло аварийной ситуации или других проблем.

Использование основной тормозной системы это, пожалуй, самый безопасный способ остановить автомобиль. Однако, порой в ее работе возникают определенные проблемы и неполадки, поэтому водителям нужно быстро ориентироваться в этой ситуации и использовать другие способы для того, чтобы остановить машину.

Торможение двигателем. Процесс торможения двигателем считается одним из самых востребованных. Все дело в том, что к нему прибегает большинство автомобилистов, у которых не остается другого варианта остановить автомобиль. Действие этого процесса начинается в тот момент, когда водитель убирает ногу с педали газа. В результате перекрывается дроссельная заслонка и доступ воздуха к цилиндрам. По сути, прекращается выработка полноценной энергии и создается тормозное усилие, останавливающее автомобиль.

Прибегнуть к такому торможению водитель может только в случае движения автомобиля. Легче всего выполнить торможение двигателем на машине с механической коробкой передач, потому что водитель имеет возможность выжать педаль сцепления, что приведет к замедлению силы двигателя, которая постепенно отключится из-за перекрытия дроссельной заслонки и не перейдет на трансмиссию. При переключении на более низкие передачи, водитель получает возможность ускорить этот процесс.

Преимущества. Главным преимуществом такого способа остановки автомобиля становится снижение воздействия на тормозную систему, в которой скорее всего и так произошла серьезная поломка, раз она не может остановить машину самостоятельно. Тормозная система основана на принципах трения, она изнашивается каждый раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза.

Еще одним преимуществом, которое возникает при торможении двигателем, становится контроль ситуации, водитель должен быть очень внимательным и контролировать весь процесс.

При торможении двигателем сделать это проще, так как все действия выполняются последовательно. По сути, такой способ остановки автомобиля позволяет избежать возникновения дорожно-транспортных происшествий. Торможение двигателем можно выполнить не только на ровной и гладкой дороге, но и во время гололеда.

Вред машине. Для того, чтобы определиться какой вред нанесет машине процесс торможения двигателем, нужно понимать, что все напрямую зависит от действий водителя. В случае, если он будет делать все постепенно, то вред станет в буквальном смысле минимальным. Перед тем, как осуществлять включение более низкой передачи, водитель должен понимать, что ему крайне важно снизить обороты, чтобы переход был плавным.

Итог. В каждой непредвиденной ситуации водитель должен быть прежде всего спокойным. От порядка выполнения его действий зависит то, сможет ли он быстро остановить машину и не приведет ли это к серьезным проблемам. Процедура торможения двигателем может стать спасением от возникновения аварийной ситуации. Однако, выполнять ее нужно крайне ответственно и аккуратно, понимая то, что она не настолько эффективна и быстра, как торможение традиционным способом.

Чем осуществляется торможения двигателя

Динамическое торможение АД (торможение постоянным током) осуществляется путем подключения к двум любым обмоткам статора источника постоянного тока. При этом с помощью группы контактов К1 асинхронный двигатель сначала отключают от питания трехфазным переменным током, и только после этого, замыкают группу контактов К2 и подают постоянный ток. Величину постоянного тока регулируют сопротивлением r т (рисунок 1).

Рисунок 1 — Схема динамического торможения асинхронного двигателя

Само динамическое торможение асинхронного двигателя сопровождается следующими процессами и изменениями:

При отключении переменного тока, вращающееся магнитное поле перестает существовать. Далее подключают источник постоянного тока, который создает постоянное магнитное поле. Ротор по инерции продолжает крутиться теперь уже в постоянном магнитном поле, в обмотке ротора наводится ЭДС, ее частота прямо пропорциональна скорости вращения вала. Появление тока в обмотке ротора вызвано наличием вышеупомянутой ЭДС. Ток создает магнитный поток, который неподвижнен относительно статора. Взаимодействие результирующего магнитного поля АД и тока ротора создает тормозной момент. При этом асинхронный двигатель становится генератором; преобразовует кинетическую энергию вращающегося вала в электрическую, которая на обмотке ротора рассеивается в виде тепловой энергии. При переходе в режим динамического торможения частота и угловая скорость равны: f =0 w =0. Кривая динамического торможения должна проходить через начало координат и торможение происходит до полной остановки (рисунок 2).

Читать еще:  Двигатель brs сколько масла

Эффективность динамического торможения зависит от параметров:

— Величина постоянного тока, который протекает по статорной обмотке двигателя (чем больше ток, тем больше тормозной эффект);

— Величина сопротивления, введенного в цепь ротора. Эффективность торможения повышается путем комбинирования динамического торможения и торможения с введением сопротивлений в обмотку ротора (рисунок 2):

Рисунок 2 – Механическая характеристика динамического торможения асинхронного двигателя

Чем больше сопротивление введено в цепь ротора, тем выше эффективность торможения, то есть на кривой а1 изображена самая быстрая остановка двигателя при наибольшем сопротивлении — R1>R2 >R3 .

— Схема соединения обмоток статора .

Величина магнитодвижущей силы ( F ) напрямую связана с понятием эффективность торможения, чем больше значение силы – тем эффективней происходит торможение,

На рисунках, которые изображены ниже, стрелками показаны направления протекания постоянного тока по обмоткам, IW – ампер витки (так как количество витков в обмотках одинаково, то зависит значение только от величины тока). Векторные диаграммы иллюстрируют направления магнитодвижущих сил ( F ), сложив по правилам суммирования векторы, мы получим результирующий вектор, который обозначен жирной стрелкой.

Обмотка статора может быть соединена:

а) Схема соединения обмотки статора в звезду:

б) Схема соединения статорной обмотки в треугольник:

в) Соединение обмотки статора в звезду с закороченными двумя фазами:

г) Подключение звезда с разорванным нулем:

д) Подключение треугольник с закороченными фазами:

Схемы соединения а) и б) имеют наибольшее распространение, потому что не требуют переключения при торможении самих обмоток.

Необходимо подметить, что напряжение ( U ) источника постоянного тока должно быть малой величиной, потому что сопротивление обмотки статора мало. Ток выбирается из условия необходимого начального тормозного момента, обычно выбирают

Преимущества режима динамического торможения:

— Относительная простота осуществления способа;

— Возможность торможения до полной остановки вала ротора;

— Высокая эффективность торможения, особенно при использовании комбинированного метода.

Основным недостатком является необходимость наличия источника постоянного тока.

Расчет величины тормозного сопротивления:

где R T — полное сопротивление цепи источника постоянного тока,

rф.ст — сопротивление фазы статора.

Вышеприведенные формулы являются частным случаем (для понимания отношений величин сопротивления), когда постоянный ток протекает только по двум обмоткам статора, если же ток будет протекать по трем обмоткам, то коэффициент (количество фаз) перед сопротивлением фазы статора нужно соответственно изменить.

Советую вам прочесть статью про торможение противовключением, в которой подробно расписан данный вид остановки двигателя.

Чем хорошо торможение двигателем летом? 4 причины научиться это делать

Теплая солнечная погода и движение в рваном городском ритме негативно сказываются на ресурсе технических узлов автомобиля. Двигатели и коробка перегреваются, и система охлаждения работает на пределе возможностей. Какие хитрости помогут улучшить температурный баланс и насколько в этом отношении важно так называемое торможение двигателем? Несет ли оно пользу во время летней эксплуатации?

Как тормозить мотором?

Торможение двигателем осуществляется за счет внутреннего сопротивления механики автомобиля. Когда вращение карданного вала через включенную передачу заставляет вращаться коленчатый вал двигателя, создается ситуация, при которой механические потери от вынужденной работы коленвала и деталей цилиндро-поршневой группы обеспечивают снижение скорости транспортного средства. Процесс торможения мотором заключается в следующем. Если на машине с механической коробкой отпустить педаль газа, выжать сцепление и включить вторую передачу, то в трансмиссии и в моторе растет внутреннее сопротивление. Чем выше обороты, тем больше сила сопротивления, из-за чего скорость автомобиля снижается и стабилизируется в районе 30 км/ч.

Читать еще:  Что происходит в самолете при неисправности в двигателе

Чаще всего торможение осуществляется на второй и третьей передачах механической коробки. Лучше всего машина тормозит, когда стрелка тахометра колеблется в пределах 4-5 тысяч оборотов. Поэтому при отпускании педали газа на 80 км/ч можно включать третью передачу, а на 60 км/ч — уже вторую. Нельзя включать сразу первую передачу, так как нагрузка на мотор будет слишком сильной и есть вероятность повреждения ремня ГРМ.

Борьба с перегревом тормозов

Обычно торможение мотором применяют в гористой местности, чтобы снизить нагрузку на колодки и суппорты тормозной системы. При долгом движении под гору водителю приходится постоянно держать педаль тормоза прижатой, из-за чего колодки трутся о диски и перегреваются, а при небольшой скорости силы набегающего потока воздуха не хватает, чтобы их охладить. Поэтому старая тормозная жидкость в сильную жару при перегреве может вскипеть. Внутри нее образуются пузырьки газа, которые резко снижают усилия на колодках, и интенсивность замедления снижается.

Торможение мотором снижает этот риск, так как колодки остаются незадействованными, а машина замедляется за счет нагрузки в моторе и в трансмиссии.

Однако торможение двигателем полезно и по другим причинам.

Экономия топлива

При торможении двигателем достигается небольшая экономия топлива. Дело в том, что при движении накатом электроника перекрывает подачу бензина в цилиндры двигателя в тот момент, когда он сбрасывает обороты. Поэтому машина катится, а зажигание не работает, и топливо не расходуется. Так может продолжаться в течение нескольких минут, пока автомобиль катится под гору.

Если же выключить передачу, перевести коробку в нейтраль и замедляться с помощью педали тормоза, то двигатель сразу же переходит в режим холостого хода и начинает потреблять топливо.

Охлаждение мотора

В машине много систем, которые работают за счет оборотов мотора. В первую очередь это масляный насос. Чем выше обороты, тем выше давление масла, из-за чего его циркуляция улучшается. При торможении мотором перегретый двигатель выключает зажигание, а насос создает максимально высокое давление масла, благодаря чему снимаются излишки температуры с его внутренних механизмов, куда нет доступа охлаждающей жидкости. Мотор охлаждается и смазывается. Особенно это актуально для турбированных моторов, чувствительных к перегреву масла.

Циркулирующее под давлением масло смывает небольшие прикипания смазывающей жидкости и удаляет продукты износа пар трения. Затем эти мелкие загрязнения остаются в фильтре и удаляются из системы.

Улучшается циркуляция антифриза

От вала мотора приводится в действие помпа системы охлаждения. Чем быстрее вращается мотор, тем лучше циркулирует жидкость. Поэтому принудительная его раскрутка при движении под горку позволяет быстро охладить мотор и предотвратить возможность локального вскипания старого антифриза и образования пузырьков газа, мешающих эффективному охлаждению.

Недостатки

Основной недостаток торможения двигателем заключается в том, что при сильном замедлении нагружается ремень газораспределительного механизма. Поэтому в начале торможения нельзя резко бросать педаль сцепления. Кроме того, торможение двигателем не влияет на срабатывание стоп-сигналов, а значит, идущие вслед попутные автомобили могут не сразу заметить, что машина снижает скорость. Поэтому для избежания риска возникновения аварийной ситуации необходимо торможение мотором сопровождать легким нажатием на тормоз, чтобы активировать задние стоп-сигналы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector