Что нужно соблюсти при сборке двигателя

Устройство автомобилей

Правила сборки деталей КШМ

При сборке узлов и деталей групп кривошипно-шатунного механизма следует придерживаться определенных правил и требований, иначе можно повредить двигатель при запуске и работе.
Условия и требования монтажа деталей обусловлены особенностями их конструкции, которые были описаны в соответствующих разделах сайта.

Так, например, поршень современного поршневого двигателя внутреннего сгорания имеет ряд конструктивных элементов, которые не всегда можно обнаружить простым осмотром. В частности, отверстие под палец смещено относительно центральной оси симметрии поршня, а на его юбке имеются разрезы и проточки, которые, при неправильной установке поршня, могут вызвать его разрушение и поломку.

Кроме того, детали многоцилиндровых двигателей подбираются методом селекции по размерам и массе, чтобы уменьшить дополнительные инерционные нагрузки.
По этим причинам монтаж узлов и деталей КШМ требует внимательности и знаний правил их сборки.

Особенности сборки поршней и гильз цилиндров

Поршни и гильзы цилиндров устанавливают комплектно в соответствии с размерами деталей. Массы различных поршней не должны отличаться друг от друга более чем на 2…8 гр. Поршни устанавливают меткой (обычно в виде стрелки) на днище поршня вперед по ходу движения. На некоторых поршнях вместо метки применяют надпись «Перед».

Точная установка поршня при сборке вызвана ослаблением юбки прорезью с одной стороны и смещением поршневого пальца от оси цилиндра в сторону. При установке поршней, имеющих выточки под клапаны, необходимо следить за правильным расположением выточек, иначе можно погнуть стержни клапанов при запуске двигателя.

При установке гильз резиновые уплотнительные кольца обязательно следует менять на новые.

Поршень, палец и шатун комплектуются из деталей только одной размерной группы. Во избежание задиров на сопряженных поверхностях сборку пальца с поршнем производят после нагрева поршня в чистом масле до температуры 80…100 ˚С.

Особенности сборки поршневых колец

Компрессионные кольца устанавливаются на поршень так, чтобы выточка на внутренней поверхности колец была обращена вверх (рис. 1). При этом стыки замков колец должны быть смещены друг относительно друга на 180˚ при двух и на 120˚ при трех компрессионных кольцах.

При установке составных маслосъемных колец замки их плоских дисков располагаются под углом 180˚ один к другому и под углом 90˚ к замкам компрессионных колец. При этом замки осевого 3 и радиального 4 расширителей должны быть расположены под углом 90˚ к ним.

При установке чугунного маслосъемного кольца замки всех поршневых колец располагают относительно друг друга под углом 90˚.

Особенности сборки шатунной группы

На боковой поверхности стержня шатунов наносят метки, номер шатуна и его массу.

При установке на двигатель с V-образным расположением цилиндров поршня в сборе с шатуном метка или номер на стрежне шатуна и стрелка на днище поршня для левого ряда цилиндров должны быть направлены в одну сторону, а для правого ряда – в разные стороны.
Кроме того, на крышках шатунов некоторых двигателей выбивается порядковый номер цилиндра. Сами крышки при сборке должны быть закреплены на шатуне в том же положении, что и до разборки, для чего на крышках наносят метки, которые обращены в ту же сторону, что и метка на стержне шатуна или его номер.

Особое внимание следует уделять монтажу крышек коренных подшипников в блок-картер двигателя. Каждая крышка должна быть установлена строго на свое место, поскольку при изготовлении блок-картера на заводе-изготовителе отверстия под коренные шейки коленчатого вала, образованные крышками и блоком, растачиваются после сборки этих деталей совместно, после чего их нельзя менять местами.
Обычно крышки коренных подшипников имеют цифровую нумерацию, указывающую их место в блок-картере, тем не менее, при демонтаже этих деталей их следует тщательно метить, чтобы при сборке случайно не поменять местами.

При сборке КШМ следует соблюдать требуемые величину моментов и порядок затяжки болтов или шпилек крепления подшипников коленчатого вала, а также головки блока цилиндров.
Болты и шпильки головки блока цилиндров затягиваются в строго определенной последовательности – от центра к краям, крест-накрест, чтобы избежать ее коробления при затяжке.

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Оборудование и организация работ при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, должны исключать наличие пыли, грязи в зоне рабочего места для сборки двигателя. Детали и узлы при установке на двигатель должны быть чистыми, без следов коррозии, грязи, пыли, волосовин и ниток от ткани. Распаковывать детали и расконсервировать следует только непосредственно перед установкой их на двигатель.

Операции при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, после ремонта, установка коленчатого вала, сальникодержателя с сальником, маховика.

Перед сборкой двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, необходимо все его детали очистить от нагара и смолистых отложений. Нельзя промывать в щелочных растворах детали, изготовленные из алюминиевых сплавов (головку блока цилиндров, поршни, крышки и др.). Эти растворы разъедают алюминий. Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы:

Раствор для очистки от нагара алюминиевых деталей.

— Сода (Na2СО3), г : 18,5
— Мыло (зеленое или хозяйственное), г : 10,0
— Жидкое стекло, г : 8,5
— Вода, л : 1,0

Раствор для очистки от нагара стальных и чугунных деталей.

— Каустическая сода (NаОН), г : 25
— Сода (Na2СO3), г : 33
— Мыло (зеленое или хозяйственное), г : 8,5
— Жидкое стекло, г : 1,5
— Вода, л : 1,0

При сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO необходимо соблюдать следующие условия.

Протереть все детали чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом. Все трущиеся поверхности (поверхности цилиндров, вкладыши и шейки коленчатого вала, опоры распределительного вала в головке цилиндров и шейки вала и т.п.) смазать чистым моторным маслом, применяемым для двигателя.

Порядок операций при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

1. Очистить все привалочные поверхности блока от прилипших и порванных при разборке прокладок.
2. Закрепить блок цилиндров на сборочном стенде, внимательно осмотреть зеркало цилиндров, при необходимости следует снять шабером не изношенный поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра.
3. Вывернуть пробки масляных каналов блока и головки блока цилиндров. Продуть все масляные каналы сжатым воздухом. Завернуть пробки на место.

Читать еще:  Двигатель бедини самозапитка схема
Пробки масляных каналов блока цилиндров двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Пробки масляных каналов головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Установка коленчатого вала при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO после ремонта.

4. Вывернуть пробки грязеуловительных полостей шатунных шеек коленчатого вала и удалить из них отложения. Для чего промыть полости и каналы раствором каустической соды (NaOH), нагретым до плюс 80 градусов, и металлическим ершиком тщательно прочистить полости и каналы. Промыть полости и каналы керосином и высушить сжатым воздухом, после чего завернуть пробки на место моментом 37-51 Нм (3,8-5,2 кгсм). Предварительно нанеся на их резьбовую поверхность анаэробный герметик.

Пробки, каналы и грязеуловительные полости коленчатого вала двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, задиры и другие наружные дефекты не допускаются. Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных подшипников.

Установить в постели блока вкладыши коренных подшипников верхние (с канавками и отверстиями), а в постели крышек — нижние (без канавок). Протереть вкладыши салфеткой и смазать их маслом, применяемым для двигателя. Протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смазать их чистым маслом и установить коленчатый вал в блок цилиндров.

Установка коленчатого вала при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Смазать моторным маслом и установить полушайбы упорного подшипника, ориентируя их поверхностью с канавками в сторону коленчатого вала:

– Верхние, в проточки третьей коренной постели.
– Нижние, вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Выступы нижних полушайб должны зайти в пазы крышки.

Пластмассовые полушайбы подлежат установке только в передние (ближайшие к переднему торцу блока цилиндров) проточки коренной постели и крышки опоры. Ориентируя поверхностью с канавками к щеке коленчатого вала.

Установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 98-107, 9 Нм (10-11 кгсм). На нижних поверхностях коренных крышек выбиты их порядковые номера. А на нижней поверхности крышки третьей коренной опоры расположено резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насоса. На боковых поверхностях – проточки и пазы для установки полушайб.

Крышки коренных опор устанавливаются согласно их нумерации, ориентируясь так, чтобы пазы под ус вкладыша в крышке и блоке располагались с одной стороны. Провернуть коленчатый вал. Вращение его должно быть свободным при небольшом усилии.

5. Проверить величину осевого зазора коленчатого вала, который должен быть не более 0,36 мм. Для не изношенных коленчатого вала и полушайб упорного подшипника зазор составляет 0,06-0,27 мм. При превышении осевого зазора максимально допустимой величины заменить упорные полушайбы на новые или ремонтные, увеличенной на 0,13 мм толщины, и вновь замерить величину осевого зазора. Если при замере он окажется более 0,36 мм, заменить коленчатый вал.

Проверка осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Установка сальникодержателя с сальником заднего конца коленчатого вала при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO после ремонта.

6. Взять сальникодержатель с сальником заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает фланец коленчатого вала — заменить его новым.

Запрессовка сальника в сальникодержатель при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при помощи оправки. Сальник (резиновая манжета с пружиной или без пружины с конической рабочей кромкой, имеющей винтовую насечку) должен быть установлен пыльником наружу двигателя, рабочей кромкой внутрь. Перед запрессовкой на наружную поверхность сальника нанести смазку, для облегчения запрессовки.

Установка сальникодержателя при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты смазкой «ЦИАТИМ-221» или «ЦИАТИМ-279». Установить сальникодержатель с прокладкой. Для установки сальникодержателя с сальником рекомендуется использовать специальную оправку с целью правильного расположения рабочей кромки. Для установки сальникодержателя с сальником, имеющим пружину, используется оправка ЗМ 7853-4215.

Ориентирование рабочей кромки на валу для сальника без пружины.

Для установки сальникодержателя с сальником без пружины в дополнение к оправке ЗМ 7853-4215 используется приспособление ЗМ 7820-4733. Рабочая кромка сальника без пружины должна быть расположена на валу. Установить оправку ЗМ 7853-4418 для центрирования заднего сальника на фланец коленчатого вала и в сальникодержатель. Закрепить сальникодержатель болтами моментом 5,9-8,8 Нм (0,6-0,9 кгс∙м) и снять оправку.

Установка маховика при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO после ремонта.

7. Установить маховик на задний конец коленчатого вала, совместив отверстие в маховике под штифт с установочным штифтом, запрессованным во фланец коленчатого вала. Установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 70,6-78,4 Нм (7,2-8,0 кгсм). Не допускается повторное использование болтов крепления маховика, они допускают только одну затяжку.

8. Запрессовать подшипник в гнездо маховика. Подшипник запрессовывать, прикладывая усилие к наружному кольцу. Запрессовка за внутреннее кольцо приведет к повреждению подшипника.

Сборка соединений и двигателя. 287

Порядок сборки двигателя достаточно подробно описывается в сервисной литературе. При прочтении литературы следует обращать внимание на текст, выделенный курсивом или жирным шрифтом. Как правило, такой текст содержит требования обязательные для исполнения ремонтным персоналом. Технология сборки двигателя определяется его конструкцией и может различаться в зависимости от модели. Тем не менее, имеет место ряд технологических особенностей сборки, общих для большинства существующих конструкций.
При сборке двигателя должны быть обеспечены:

1). Необходимые натяги/зазоры в соединениях и в парах трения. Например, между гильзой и её гнездом, поршнем и гильзой, поршневым пальцем и отверстием поршневого пальца, поршневым пальцем и верхней головкой шатуна (втулкой верхней головки шатуна), кольцами и канавками поршня, краями поршневых колец (в замке кольца), седлом клапана и его посадочным отверстием в головке блока цилиндров и т.п.
Условно, все установочные зазоры можно поделить на тепловые, которые компенсируют тепловое расширение металла при нагревании, и масленые, которые обеспечивают нахождение смазки между трущимися поверхностями. Величины и тех, и других зазоров строго регламентированы техническими условиями. Нарушение рекомендаций приводит к заклиниванию деталей при нагревании, разрушению деталей из-за недостатка смазки и т.п.
Натяг, т.е. соединение без зазора, обеспечивает неподвижность охватываемой детали (втулки) при тепловом расширении охватывающей детали. Натяг обеспечивается установкой детали большего диаметра в отверстие, меньшего диаметра, для чего, либо «нагревают отверстие», либо охлаждают (например, в жидком азоте) втулку.

Читать еще:  Аварийные режимы работы асинхронного двигателя

2). Подборка (комплектование) деталей по массе. Уравновешенность двигателя достигается, в том числе тщательной подборкой деталей по весу.

3). Ориентирование деталей. При сборке соединений необходимо соблюсти правильную «ориентацию» поршней и шатунов в цилиндрах двигателя, поршневых колец в канавках поршня, крышек шатунов на разъёме нижней головки шатунов и крышек коленчатого вала на его опорах. Ориентируются и некоторые другие детали двигателя.

4). Усилия, последовательность и порядок затяжки резьбовых соединений. От общего объёма сборочных работ автомобиля сборка резьбовых соединений составляет примерно одну треть. При выполнении сборочных операций и работе с резьбовыми соединениями следует помнить и выполнять некоторые общие правила:

  • Весь используемый крепёж должен быть абсолютно чистым, прямым, с ненарушенной резьбой и несмятыми гранями головок. Повреждённый крепёж подлежит обязательной замене.
  • Соединения, в которых предусматривается законтривание болтов (гаек), должны быть соответствующим образом зафиксированы. Способом фиксирования болтов и гаек может быть шплинтование или установка под опорную поверхность крепежа гроверных и стопорных шайб. Между стопорной шайбой и мягкой металлической поверхностью (например, алюминиевой) всегда устанавливаются плоские опорные шайбы;
  • Следует применять крепёж соответствующей размерности и соответствующего класса прочности.
    Класс прочности болтов маркируется на головке болта в виде цифры или радиальной насечки. Класс прочности шестигранных гаек обозначается либо цифрой, либо насечкой в виде точек (рис. 6.14). Чем больше количество насечек, или чем выше номер цифрового кода, тем выше прочность и допустимое усилие закручивания гайки (болта). Имеет место следующий ряд маркировочных чисел: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.8; 8.8; 10.9; 12.9.

  • В глухих резьбовых отверстиях не должно оставаться эксплутационных и иных жидкостей. Так как жидкость не сжимается, то при вкручивании болта в отверстие возможно образование трещин в детали;
  • При необходимости обеспечения герметичности резьбы, на резьбу наносят специальный герметик;
  • Резьбовое соединение затягивается так, чтобы была обеспечена надёжность соединения. Крепёж должен обеспечивать соединение деталей с усилием, достаточным для предотвращения их смещения под воздействием рабочих нагрузок. В случае чрезмерных усилий затяжки возможен не только срыв резьбы, но и деформация самих соединяемых деталей и отверстий (например, цилиндров). Предусмотренный момент затяжки резьбового соединения приводится в технических условиях и, как правило, выражается в кгс х м. (килограмм-сила умноженная на метр) либо в Н х м (ньютон умноженный на метр). Усилия затяжки, регламентируемые ТУ, обязательны для выполнения ремонтным персоналом. Контроль затяжки резьбовых соединений осуществляется динамометрическим ключом.
    Для резьбового крепежа ниже 5-го класса прочности, при отсутствии ТУ, максимальные усилия затяжки можно вычислить по формуле: Mmax=O — 4 (кгс х м); гдеMmax –максимальное усилие затяжки, O-диаметр резьбы крепежа. Пример: Гайка с диаметром резьбы 8мм, будет иметь максимальное усилие затяжки Mmax=8 — 4=4 (кгс х м).
  • Порядок затяжки определяется тем, за сколько «подходов» достигается регламентируемое (номинальное) усилие затяжки крепёжной детали. Порядок затяжки, как и усилие, определяется ТУ. При отсутствии рекомендаций изготовителя можно придерживаться общего правила:

1) Если усилие затяжки не превышает 14 кгс/м, затяжка осуществляется за четыре «подхода»

    • Подводка болта (гайки) к плоскости детали;
    • Подтяжка болта (гайки) усилием в половину номинального момента;
    • Затяжка болта (гайки) номинальным моментом;
    • Проверка правильности затяжки всего крепежа.

2) Если усилие затяжки больше 14 кгс/м, затяжка осуществляется за пять «подходов»

    • Подводка болта (гайки) к плоскости детали;
    • Подтяжка болта (гайки) усилием в одну треть от номинального момента;
    • Подтяжка болта (гайки) усилием в две трети от номинального момента;
    • Затяжка болта (гайки) номинальным моментом;
    • Проверка правильности затяжки всего крепежа.
  • Последовательность затяжки (схема затяжки) должна соответствовать схеме, предложенной изготовителем. Схемы затяжки головок блоков некоторых двигателей и других соединений представлены на рис. 6.15.

Требование соблюдать последовательность затяжки резьбового крепежа определяется необходимостью равномерно распределить прикладываемые нагрузки по плоскости детали, обеспечить должную прочность и герметичность соединения. Общие рекомендации к схеме затяжки следующие:

  • «Длинные детали» (например, такие как головка блока или корпус подшипников распределительного вала) затягиваются от центра к краям «по спирали» или «по окружности».
  • Соединений типа «колесо» с четырьмя, пятью, шестью и более соединениями затягиваются «крест на крест» (снежинкой), при чётном числе крепёжных деталей или «через один», при нечётном числе крепёжных деталей (рис. 6.15).

Что нужно соблюсти при сборке двигателя

ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ И РАЗБОРКИ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

При сборке блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. При надевании резиновых уплотнительных колец на гильзу цилиндров не допускается их перекручивание в канавках. Резиновые кольца и нижний посадочный пояс в блоке цилиндров (0151 мм) должны быть смазаны дизельным маслом, иначе резиновые кольца при установке гильз в блок могут быть повреждены. Заходная фаска на нижнем посадочном поясе в блоке цилиндров должна быть пологой, чистой, без забоин.

Овальность новых гильз цилиндров при закрепленной головке цилиндров не должна превышать 0,03—0,05 мм.

2. Перед сборкой поршня с шатуном и пальцем поршень следует нагревать в масляной ванне до температуры 80—100° С. Запрещается запрессовывать поршневой палец в поршень в холодном состоянии.

Шатун с поршнем необходимо собирать так, чтобы камера сгорания была смещена в сторону длинного шатунного болта. При установке поршня с шатуном в блок цилиндров камера в поршне должна быть смещена с оси цилиндров в сторону, противоположную распределительному валу.

3. Компрессионные кольца нужно устанавливать на поршень фасками вверх, при этом следует иметь в виду, что верхнее кольцо хромированное, а остальное нехромированные.

Нельзя допускать больших деформаций колец при их установке в поршневые канавки, поэтому рекомендуется применять специальное
приспособление, показанное на рисунке 19, которое ограничивает расширение колец до наружного диаметра 142,5 мм.

4. При установке поршня с поршневыми кольцами в гильзу цилиндров во избежание повреждения колец следует применять технологическую конусную оправку («ложную гильзу»), как показано на рисунке 20.

5. Вынимать гильзы из блока цилиндров необходимо при помощи съемника (рис. 21), который вводят во внутреннюю полость гильзы.

6. Перед установкой деталей поршневой группы в цилиндры двигателя замки соседних поршневых колец должны быть расположены под углом 120—180° один относительно другого. Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно в них перемещаться под действием собственного веса.

Радиальный зазор между кольцами и канавками (при охвате их обоймой диам 130 мм) необходимо соблюдать в следующих пределах (табл. 4).

7. При укладке коленчатого вала в блок цилиндров и установке деталей шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы номер (стан-дарт) производственного (1Н, 2Н) или ремонтного (PI, Р2, РЗ) размера шатунных и коренных шеек коленчатого вала соответствовал номеру (стандарту) вкладышей.

Не допускается устанавливать вал и вкладыши разных размеров, так как это приведет к заклиниванию коленчатого вала.

Перед сборкой необходимо прочистить, промыть керосином или дизельным топливом и продуть сжатым воздухом масляные полости и каналы в блоке цилиндров, коленчатом вале и в шатунах. Забоины, вмятины, заусенцы и риски должны быть тщательно зачищены. Постели и наружные поверхности следует протереть насухо, а шейки коленчатого вала смазать тонким слоем чистого дизельного масла.

Запрещается шабрить вкладыши, подпиливать крышки коренных подшипников, ставить какие-либо прокладки между вкладышем и его постелью и между плоскостями разъема подшипников, переставлять крышки шатунов с одного шатуна на другой или их переворачивать, переставлять с одного места на другое крышки коренных подшипников.

При сборке поршневой группы и коленчатого вала следует пользоваться деревянными или медными молотками и выколотками.

8. Следует иметь в виду, что затягивать шатунные болты нужно начинать с длинного (призонного) болта. В противном случае это может привести к нарушению посадки шлицевого стыка и деформации постели шатуна.

Не допускается повторное использование стопорных шайб шатунных болтов при переборках двигателя и применение самодельных стопорных шайб.

9. Гайки крепления крышек коренных подшипников рекомендуется затягивать в порядке, показанном на рисунке 22, в два приема тарированным ключом, применяя момент затяжки 41—44 кГм. Устанавливать крышки подшипников следует в соответствии с выбитыми на них цифрами.

10. Гайки крепления головок цилиндров к блоку нужно затягивать в порядке, показанном на рисунке 23, в два приема (предварительно и окончательно) .

В холодном состоянии двигателя момент затяжки гаек

крепления головок цилиндров должен быть 16—18 кГм, в горячем — 18—20 кГм.

11. Если необходимо разобрать механизм уравновешивания, следует пользоваться съемником для выпрессовки подшипников (рис. 24).

Для этого нужно расконтрить болты 11 (см. рис. 18) крепления пластин 8, отвернуть их и снять пластины. Затем легким ударом молотка или выколотки по торцу оси груза-шестерни сдвинуть груз в ту и другую сторону до упора во внутренние стенки корпуса механизма. Под воздействием смещения груза наружные обоймы подшипников будут выпрессовываться из расточки корпуса механизма. После этого выпрессовать наружную обойму подшипника съемником. Затем этим же съемником спрессовать внутреннюю обойму, после чего груз-шестерню вынуть из корпуса.

Собирать следует в обратной последовательности. Напрессовывать подшипник рекомендуется одновременно и в корпус и на цапфу груза-шестерни.

Следует иметь в виду, что наружное кольцо подшипника № 12507КМ подогнано к внутренней обойме и не взаимозаменяемо с другими подшипниками.

При установке механизма уравновешивания на двигатель метки шестерен и венца коленчатого вала должны быть совмещены. После установки механизма при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. грузы-шестерни должны быть обращены вниз с точностью ±5°.

При установке механизма уравновешивания на двигатель между корпусом механизма и привалочной плоскостью блока цилиндров необходимо установить регулировочные прокладки, при помощи которых обеспечивают боковой зазор между зубьями в зацеплении шестерни-груза с венцом коленчатого вала (0,25—0,4 мм по щупу). Нарушение этого зазора при сборке как в сторону уменьшения, так и в сторону его увеличения может привести к повышенному шуму в зацеплении и аварийному износу зубьев шестерен.

Качество сборки механизма уравновешивания проверяют проворачиванием грузов в подшипниках вручную. Шестерни должны возвра-щаться в исходное положение под действием собственного веса грузов.

Сборку головок цилиндров начинают с установки и притирки клапанов. Клапаны устанавливают в направляющие втулки, при этом клапан должен входить в отверстие втулки легко, под действием своего веса. Затем клапан притирают до тех пор, пока не будет достигнута требуемая герметичность конусной фаски гнезда (или седла) головки цилиндров и клапана.

После притирки клапанов головку очищают от притирочной пасты и промывают.

Клапанный механизм рекомендуется разбирать и собирать при помощи приспособления (рис. 25).

Для удобства демонтажа стакана форсунки (при замене резинового кольца или медной прокладки под стаканом) можно использовать съемник (см. рис. 108). При замене шпилек используют шпильковерт (рис. 26).

Болты крепления маховика, крышки шатуна, болт крепления шестерни на распределительном валу, болты крепления опор осей толкателей, гайки крепления стоек осей коромысел следует надежно законтрить. При этом усики шайб должны плотно прилегать к грани болта или гайки. В случае контрения проволокой натягивать ее нужно в сторону заворачивания.

При запрессовке каркасных сальников (манжет) в корпусные детали (картер маховика, крышку картера шестерен, колпак головки цилиндров) нельзя допускать перекосов сальника и сколов на его поверхности.

Уплотняющая кромка должна быть ровной и гладкой. Перед установкой на вал поверхность сальника необходимо смазать смазкой УС (солидолом) или ЦИАТИМ-201.

Все уплотнительные прокладки должны быть без следов смятия и разрывов.

Рис. 19. Приспособление для снятия и установки поршневых колец:
1 — корпус; 2 — винт; 3 — крышка; 4 — пружина; 5 — серьга: 6 — рукоятка; 7 — Ось; 8 — сухарь (губки).

Рис. 20. Конусная оправка для установки поршня в гильзу цилиндра.

Рис. 21. Съемник для выемки гильз цилиндров из блока:
1 — диск; 2 — серьга; 3 — проушина винта; 4 — винт; 5 — дистанционная втулка; 6 — планка; 7 — рукоятка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector