Что обдувает вентилятор двигателя

Что обдувает вентилятор двигателя

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.

Назначение датчика включения вентилятора и его место в автомобиле

Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.

Ключевая функция датчика — включение электровентилятора в определенном интервале температур (в пределах 82-110 градусов), что обеспечивает обдув радиатора и интенсивное отвод тепла от двигателя. Некоторые датчики не только включают и выключают вентилятор, но и изменяют скорость его вращения в зависимости от температуры.

ДВВ входят в состав систем охлаждения двигателей, оснащенных электрическим приводом вентилятора (с электромотором). В автотракторной технике с приводом вентилятора от коленчатого вала используются иные средства его включения и отключения, о которых в данной статье не рассказано.

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87 град. ПЕКАР

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 DAEWOO Nexia 92-87 град. VERNET

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87град. АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82град. АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87град. 16А АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82 град. АВТОТРЕЙД

Датчик включения вентилятора КАМАЗ АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 99-94 град. ПЕКАР

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 97-92 град. VERNET

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 95-86 град. VERNET

Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора

В настоящее время находят применение три основных типа датчиков:

  • Восковые — на основе герметичного объема, заполненного воском (церезитом) или иным вязким рабочим телом с высоким коэффициентом расширения;
  • Биметаллические (термобиметаллические) — на основе биметаллической пластины;
  • Бесконтактные электронные — на основе терморезистора (термистора).

Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора. Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора. О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.

Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:

  • Односкоростные — включают и отключают вентилятор только в одном интервале температур, имеют единственную контактную группу;
  • Двухскоростные — включают и отключают вентилятор, а также изменяют скорость его вращения в различных интервалах температур, имеют две контактные группы, замыкающиеся/размыкающиеся при различной температуре.

Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:

  • От 82 до 87 градусов;
  • От 87 до 92 градусов;
  • От 92 (94) до 99 градусов;
  • От 104 до 110 градусов.

В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.

ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем. Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости. В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.

Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16). Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой. Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.

Устройство и принцип действия воскового ДВВ

Работа датчика данного типа основана на известном эффекте температурного расширения тел — увеличении и уменьшении объема при увеличении и уменьшении температуры. В качестве рабочего тела в таких датчиках используется смесь парафинов — церезит (он же нефтяной воск) с добавкой небольшого количества медной пудры для повышения теплопроводности. Церезит помещен в герметичный корпус, закрытый диафрагмой (мембраной), которая связана с приводом контактной группы. Привод может быть прямым (мембрана непосредственно связана с контактами) или косвенным (через рычаг и пружину, обеспечивающую более надежное замыкание и размыкание контактов). В односкоростных датчиках есть только одна мембрана и контактная группа, в двухскоростных — две мембраны со своими контактными группами.

Работает датчик следующим образом. При низкой температуре церезит имеет определенный объем, при котором на диафрагму не оказывается никакого воздействия — контакты датчика разомкнуты (либо замкнуты, если для данного датчика это положение является нормальным), цепь вентилятора обесточена. При повышении температуры церезит расширяется и приподнимает мембрану, в определенный момент она настолько поднимается, что обеспечивает замыкание контактной группы — цепь вентилятора замыкается. В двухскоростных датчиках при дальнейшем повышении температуры церезит расширяется и воздействует на вторую диафрагму. При понижении температуры объем воска уменьшается и в определенный момент контакты размыкаются — вентилятор выключается.

Сегодня именно восковые датчики включения вентилятора получили наибольшее распространение во всех типах автотракторной техники.

Устройство и принцип действия биметаллического датчика включения вентилятора

Работа ДВВ этого типа основана на свойства биметаллической пластины — плоской или изогнутой пластины, спаянной из двух полос металлов с различным коэффициентом температурного расширения — деформироваться при изменении ее температуры. Основу датчика составляет биметалл той или иной формы, помещенный в герметичном корпусе, и непосредственно либо косвенно связанный с контактной группой. Пластина конструируется таким образом, чтобы деформация происходила резко, с щелчком — это обеспечивает более надежное срабатывание датчика.

Работает датчик довольно просто. При нагревании биметаллическая пластина деформируется и в определенный момент замыкает цепь вентилятора. При охлаждении пластина принимает первоначальную форму, обеспечивая разрыв электрической цепи. В двухскоростных датчиках могут использоваться две пластины, либо одна, но с несколькими контактами.

Биметаллические датчики сегодня менее распространены, чем восковые, что объясняется их более высокой стоимостью.

Устройство и принцип действия электронных ДВВ

Устройства данного типа являются датчиками абсолютной температуры охлаждающей жидкости — они не замыкают и размыкают цепь, а постоянно отслеживают температуру в радиаторе, передавая данные на электронный блок управления, который и осуществляет включение/отключение или изменение скорости вращения вентилятора.

Чувствительным элементом такого датчика является терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от температуры. Сопротивление термистора постоянно измеряется электронным блоком, и в соответствии с заложенными алгоритмами осуществляется управление вентилятором. Более подробно о данном типе устройств можно узнать в статье о датчиках температуры.

Читать еще:  Характеристика топлива реактивного двигателя

Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора

От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.

Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.

Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.

При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

О водяном охлаждении: зачем нужно и как выбрать

При сборке ПК важно учесть не только ключевые комплектующие: материнскую плату, видеокарту и процессор. Для эффективной и долгой работы всех вышеперечисленных компонентов нужно активное охлаждение. Оно бывает двух видов — воздушное или водяное.

Воздушное охлаждение состоит из радиатора на тепловыделяющей детали и вентилятора, который обдувает этот радиатор — здесь существует множество вариантов и конфигураций.

Водяное охлаждение работает по похожему принципу с башенными кулерами. Отличие в том, что здесь охлаждение происходит не в едином с радиатором контуре, а благодаря переносу охлаждающей жидкости по системе охлаждения от теплосъемника к отдельному радиатору, который обдувают вентиляторы. Большинство таких систем состоят из блока водяного охлаждения, двух шлангов, радиатора и нескольких вентиляторов.

Как и в случае с системами воздушного охлаждения, существует широкий выбор доступных вариантов, которое подразделяются на две большие категории: готовые системы охлаждения «все в одном» или настраиваемые контуры охлаждения, которые делаются под заказ. Сегодня мы сосредоточимся на готовых решениях.

Кому нужно водяное охлаждение?

Большинство обычных пользователей не нуждается в водяном охлаждении.

Даже игровой ПК чаще всего не требует водяного охлаждения — достаточно обычного башенного кулера. Дело в том, что даже дорогой процессор в игровом ПК обычно не выделяет так много тепла, сколько покрывает водяное охлаждение. Потенциал дорогой системы охлаждения не будет использоваться.

Тем не менее, есть ситуации, без которых водяное охлаждение — это необходимость. Речь идет о дорогом и производительном сегменте, в котором встречаются процессоры с парой десятков ядер. У процессора с большим количеством ядер и суффиксом XE тепловыделение может превысить 350 Вт — воздушное охлаждение просто не справится.

Тоже самое касается и разогнанных процессоров — тепловыделение увеличивается и всей системе требуется серьезное охлаждение. Если в вашем ПК и производительная видеокарта. и разогнанный процессор, то вся система получится очень горячей — есть вероятность, что воздушное охлаждение будет недостаточно эффективно.

Также водяное охлаждение актуально тем, кто готов переплатить за тихую работу ПК. В водяном охлаждении тоже используются вентиляторы, но необходимую мощность можно подобрать более габаритным радиатором. В итоге система будет тише, чем башенный кулер при схожем теплопакете.

Давайте перейдем к конкретным моделям. Сами модели систем водяного охлаждения отличаются от друг друга незначительно. Основное отличие заключается в количестве вентиляторов.

Если вам нужно водяное охлаждение с одним вентилятором, подойдет Cooler Master MasterLiquid ML120L RGB MLW-D12M-A20PC-R1.

Отдельно отметим модель Cooler Master MasterLiquid ML120R RGB MLX-D12M-A20PC-R1 — эта односекционная система с двумя вентиляторами.

Большинство моделей оснащены двумя вентиляторами. Вы можете выбрать из следующих похожих моделей:

Также в каталоге представлена одна модель с тремя вентиляторамиCooler Master MasterLiquid ML360R RGB MLX-D36M-A20PC-R1.

Все перечисленные выше модели поддерживают подключение 4-pin + 3-pin и большинство распространенных сокетов:

INTEL: LGA 1150/1151/1155/1156, LGA 1356/1366, LGA 2011/2011v3/2066;

AMD: AM2/AM2+/AM3/AM3+/AM4/FM1/FM2/FM2+.

Системы водяного охлаждения несколько сложнее в установке, чем воздушного. Тем не менее, если ориентироваться на официальные гайды от производителя, эта задача тоже не займет много времени

  • Все посты
  • KVM-оборудование (equipment)
  • Powerline-адаптеры
  • Безопасность (security)
  • Беспроводные адаптеры
  • Блоки питания (power supply)
  • Видеокарты (videocard)
  • Видеонаблюдение (CCTV)
  • Диски HDD и твердотельные SSD
  • Дисковые полки (JBOD)
  • Звуковые карты (sound card)
  • Инструменты (instruments)
  • Источники бесперебойного питания (ИБП, UPS)
  • Кабели и патч-корды
  • Коммутаторы (switches)
  • Компьютерная периферия (computer peripherals)
  • Компьютеры (PC)
  • Контроллеры (RAID, HBA, Expander)
  • Корпусы для ПК
  • Материнские платы для ПК
  • Многофункциональные устройства (МФУ)
  • Модули памяти для ПК, ноутбуков и серверов
  • Мониторы (monitor)
  • Моноблоки (All-in-one PC)
  • Настольные системы хранения данных (NAS)
  • Ноутбуки (notebook, laptop)
  • Общая справка
  • Охлаждение (cooling)
  • Планшеты (tablets)
  • Принтеры (printer)
  • Программное обеспечение (software)
  • Программное обеспечение для корпоративного потребителя
  • Проекторы (projector)
  • Процессоры для ПК и серверов
  • Рабочие станции (workstation)
  • Расширители Wi-Fi (повторители, репиторы)
  • Роутеры (маршрутизаторы)
  • Серверы и серверное оборудование
  • Сетевые карты (network card)
  • Телекоммуникационные шкафы и стойки
  • Телефония (phone)
  • Тонкие клиенты (thin client)
  • Трансиверы (trensceiver)
  • Умные часы (watch)
Читать еще:  Давление горения дизельного двигателя

Также вас может заинтересовать

Жесткие диски: кто делает самые надежные?

Современный рынок переполнен всевозможными моделями жестких дисков. Давайте разберемся, кто делает самые лучшие жесткие диски, и почему производителей значительно меньше, чем брендов.

Локальная сеть от Allied Telesis: как выбрать коммутатор?

Свитч или сетевой коммутатор — это оборудование, которое предназначено либо для подключения нескольких компьютеров к проводному интернету, либо для объединения нескольких компьютеров в локальную сеть (без интернет-доступа).

Как выбрать SSD SATA для сервера

Надежность, безотказная работа, производительность и время отклика — это четыре ключевых параметра хорошего сервера. Эти же параметры важны и для серверных жестких дисков.

Как выбрать настольную систему хранения данных

Надежно храним большие объемы данных на NAS-системе

Лицензионное ПО: выбираем продукты Microsoft для дома и учебы

Нелицензионное ПО может создать множество трудностей в работе компьютеров и ноутбуков: замедлять работу и не обеспечивать защиту от вирусов.

Game Mode: рост производительности системы без конструктивных изменений

Разбираемся, что такое Game Mode, в каких ситуациях он полезен и как его активировать

Сколько фаз нужно материнской плате

Разбираемся, что такое фазы питания в подсистеме материнской платы, на что они влияют и как выбрать необходимое количество

Как выбрать домашний компьютер

Выбираем бюджетный компьютер для домашнего пользования

Как выбрать компактный корпус для ПК

При покупке корпуса для ПК важны не только такие параметры, как цена и внешний вид, но и габариты.

Как выбрать сервер для хостинга

Сайты хранят свои файлы на серверах. От обычного компьютера они отличаются круглосуточным подключением к интернету и специализированным программным обеспечением.

Телекоммуникационные шкафы и стойки: какие бывают и как выбрать

Как и в любом серьезном деле – сетевая область нуждается в четком структурировании, обеспечивающим как легкость построения, так и удобство эксплуатации и обслуживания.

Рейтинг лучших роутеров для дома и офиса

Разбираемся, как правильно выбрать роутер и какие модели пользуются хорошей репутацией у покупателей

Рабочая станция или настольный ПК: что нужно вашему офису

Разбираемся, чем отличается рабочая станция, и в каких случаях следует гнаться за производительностью

Выбираем рабочую станцию в 2020 году

Чем рабочая станция отличается от обычного рабочего ПК?

Видеокарта RTX 3060 Ti — новинка от Nvidia

Что нового в видеокарте GeForce RTX 3060 Ti

Как выбрать проводной телефон для офиса

Проводные телефоны почти не используются дома, но все еще актуальны для офиса

Как выбрать SSD-накопитель для ноутбука

Сейчас SSD появляется не только в дорогих ноутбуках, но и достаточно бюджетных. Замена HDD на SSD сильно сказывается на скорости и удобстве работы — обновив эту деталь, можно еще пару лет пользоваться уже имеющимся ноутбуком.

Как выбрать процессор Intel для ПК

При выборе процессора перед покупателем встает вопрос: что выбрать — AMD или Intel? В этой статье мы разберем вторую часть этого вопроса — рассмотрим ассортимент процессоров Intel.

Рабочие станции Precision 3240 от Dell: компактные и производительные

Dell Precision 3240 – еще больше возможностей для творчества и высокая производительность в компактном корпусе.

Как выбрать модули памяти для ноутбука

В этой статье мы рассмотрим ассортимент модулей памяти для ноутбука. Надеемся, что это поможет вам с выбором.

Есть вопросы по взаимодействию или обнаружили ошибку на сайте?
Просьба связаться с нами

125480, Москва, ул. Туристская, д.33, к.1

Устройство для автоматического регулирования количества воздуха, подаваемого приводным вентилятором на обдув радиатора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Системы охлаждения двигателей внутреннего сгораиия с применением термодатчиков сильфонного типа, омываемых охлаждающей водой и воздействующих на муфты привода вентилятора, известны.

Применение в предлагаемом устройстве механической связи термодатчика с фрикционным сцеплением привода вентилятора, выполненной -в виде центрально расположениого и подвижного в осевом направлении подпружиненного валика, который совместно с сильфоном термодатчика кинематически связан с ведомой втулкой вентилятора , упрощает и улучшает работу устройства.

На чертеже показана схема устройства (вертикальный разрез) для автоматического регулирования количества воздуха в двух вариантах .

Устройство состоит 1ИЗ вентилятора, лопасти / которого укрепляются на свободно вращающемся колпаке-втулке 2 (нижний вариант). Внутренняя поверхность открытой части колпака-.втулки 2 контактирует при осевом перемещении с ведущим конусом 5 фрикциона, приводимого в движение клиноременной передачей через щкив 4 от коленчатого вала двигателя. Колпак 2 (верхний вариант) центрируется относительно ведущей части фрикциона втулкой 5 и закрепляется на центрально проходящем валике 6 при помощи подщипников качения 7 и 8. Валик 6 проходит через полый валик 9 водяного насоса 10 и может свободно перемещаться в нем в осевом направлении. Привод водяного насоса осуществляется от ведущего фрикциона через втулку // и щпоночное соединение 12. Правый конец валика 6 подпружинен относительно корпуса ведущего фрикциона пружиной 13, удерживающей ведомый конус с вентилятором в отжатом состоянии, и дополнительно стопорящейся в таком положении пружиной 14, входящей в заточку 15 валика 6.

№ 136121- 2 При помощи регулируемого резьбового соединения 16 валик 6 соединен с фланцем сильфондого термодатчика 17, который, будучи заполнен легко ипящей жидкостью, установлен на левом конце валика 6 в корпусе водяного насоса 10.

Сильфон омывается водой из системы охлаждения, которая заполняет камеру 18 водяного насоса.

По мере повышения температуры охлаждающей воды упругость паров легкокилящей жидкости в сильфоне возрастает и возникает усилие, стремящееся переместить валик 6 и соединенный с ним ведомый колпак-втулку фрикциона влево. Когда это усилие преодолевает сопротивление пружин 13 и 14, фр-икцион включается и вентилятор начинает работать. При понижении температуры воды и охлаждении жидкости, заполняющей сильфов термодатчика, пружина 13 своим усилием разъединяет фрикцион, который фиксируется в таком положении с помощью стопорной пружины 14 и вентилятор перестает работать.

1.Устройство для автоматического регулирова.ния количества воздуха, подаваемого приводным вентиляторол-г на обдув радиатора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, с использованием фрикционной муфты и термодатчика Сильфонного типа, омываемого охлаждающей водой, отличающееся тем, что, с целью периодического включения или выключения вентилятора в зависимости от изменения теплового состояния двигателя, для экономии горючего и улучщеиия эксплуатационных свойств машины вентилятор монтирован на свободно вращающейся втулке, снабженной элементом фриюцконнаго сцепления, взаимодействующим при помощи центрально расположенного и подвижного в осевом направлении валика с сильфонным термодатчиком.

2.Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что датчик расположен в корпусе водяного насоса и взаимодействует с подвижным в осевом направлении фланцем термодатчика, который посредством валика соединен с подвижным элементом фрикционного сцепления.

Вентилятор охлаждения радиатора не работает или не выключается: что делать

Бесперебойная работа двигателя может быть обеспечена только в оптимальном температурном режиме, именно поэтому системе охлаждения производители моторов уделяют особое внимание. Давно принято в автомобильных двигателях внутреннего сгорания использовать воздушное и жидкостное охлаждение. Воздушное охлаждение устроено довольно просто, и оно представляет собой турбину с крыльчаткой, которая приводится во вращении от коленчатого вала, то есть работает постоянно, пока запущен двигатель. Жидкостное охлаждение значительно сложнее, и оно включает в себя массу элементов. Одним из них является вентилятор охлаждения радиатора, при неправильной работе которого достигнуть эффективного охлаждения мотора не получится.

Читать еще:  Двигатель ea71 технические характеристики

Зачем нужен вентилятор охлаждения радиатора

Система охлаждения жидкостью подразумевает, что по специальным кругам в двигателе циркулирует охлаждающая жидкость. Первый круг «малый» — он необходим, чтобы быстро прогреть охлаждающую жидкость и довести ее до рабочей температуры. Второй круг «большой», и он отличается от «малого» тем, что включает в себя радиатор, где перегретая жидкость остывает.

Эффективность охлаждения жидкости при прохождении через радиатор позволяет повысить встречный поток воздуха, возникающий при движении автомобиля. Он проходит через «соты» радиатора, отводя от них тепло, за счет чего более эффективно понижается температура охлаждающей жидкости. Однако при движении на малой скорости или когда двигатель работает на холостом ходу, поток воздуха недостаточен для эффективного охлаждения радиатора. Соответственно, охлаждающая жидкость будет сильно нагреваться при работе, из-за чего может возникнуть перегрев мотора. Чтобы этого избежать, включается в работу вентилятор охлаждения радиатора, который направляет поток воздуха на радиатор и охлаждает его.

Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора

На большинстве легковых автомобилей используется вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Он устроен достаточно просто и состоит из трех ключевых элементов: электродвигатель на 12 Вольт, крыльчатка (крепится на роторе) и провода (подводятся к электрической системе автомобиля).

Поскольку вентилятору охлаждения радиатора требуется работать только в тот момент, когда охлаждающая жидкость перегревается, ему необходим управляющий элемент. Им выступает датчик, контролирующий температуру жидкости. Когда она ниже допустимого значения, вентилятор охлаждения отключен. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, датчик подает команду на включение вентилятора для снижения ее температуры до допустимых значений.

Обратите внимание: При движении автомобиля вентилятор охлаждения радиатора практически всегда находится в выключенном состоянии, благодаря встречному потоку воздуха, который охлаждает радиатор. Однако в пробке или на холостых оборотах он обязан включаться, чтобы не произошел перегрев мотора из-за высокой температуры охлаждающей жидкости.

Также существуют вентиляторы охлаждения радиатора на механическом приводе, но они получили распространение только на крупных грузовиках, тракторах и другой специальной технике. Вентиляторы на механическом приводе работают постоянно, если не предусмотрена специальная дополнительная муфта сцепления для их отключения.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не работает

Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу. Когда на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору радиатора, чтобы тот включился в работу. В этот момент водитель услышит дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около радиатора крутится крыльчатка вентилятора.

Если температура охлаждающей жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит. Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор охлаждения радиатора не работает:

Проблемы с электродвигателем. Если электродвигатель вышел из строя, его ротор не будет крутиться, соответственно, крыльчатка не станет вращаться. Проверить работоспособность электродвигателя можно, если напрямую подключить его к аккумуляторной батарее. Для этого потребуется взять два провода, подключить их к двум клеммам аккумулятора и двум выводам электродвигателя. Если вентилятор при прямом подключении «на батарею» не крутится, можно сделать вывод, что требуется замена электродвигателя;

  • Проблемы с датчиком. Если датчик не способен определить температуру охлаждающей жидкости и передать сигнал на включение электродвигателя, его потребуется заменить. Чтобы убедиться в его неработоспособности, нужно отсоединить от него два провода и замкнуть их между собой. Если электромотор начнет раскручивать крыльчатку, это подскажет, что датчик неисправен и требуется его заменить;
  • Отсутствует напряжение. Третьей и наиболее распространенной причиной неработающего вентилятора охлаждения радиатора является отсутствие напряжения в цепи его питания. Если случился обрыв в проводах или вышел из строя предохранитель, цепь будет обесточена. Чтобы убедиться в наличии данной проблемы нужно «прозвонить» провода и проверить предохранители.
  • Если вентилятор охлаждения радиатора не включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно выполнить описанные выше проверки.

    Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно

    Еще одной проблемой, которая может возникать с вентилятором охлаждения радиатора, является его постоянная работа. Если электродвигатель не выключается или включается слишком рано, когда температура охлаждающей жидкости еще далека от критической зоны, необходимо установить причину подобной неисправности и устранить ее.

    Работа вентилятора охлаждения радиатора без остановки может быть связана со следующими проблемами:

    «Залипли» контакты реле. Если контакты реле зафиксированы в положении «Включен», электродвигатель будет стартовать сразу после пуска мотора автомобиля;

  • Проблема с датчиком. В ситуации, когда электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора начал включаться раньше времени, чаще всего виноват датчик температуры. В такой ситуации следует его заменить;
  • Заклинил термостат. Если вентилятор охлаждения радиатора не оснащается отдельным датчиком для контроля температуры, он будет руководствоваться общим показателем. Когда термостат заклинивает и не позволяет охлаждающей жидкости перейти на «большой» круг, она быстро перегревается, и электропривод вентилятора включается. Поскольку жидкость не попадает на радиатор, работает вентилятор «в холостую», и температура охлаждающей жидкости снижаться не будет, что приведет к скорому перегреву мотора. Также возможно заклинивание термостата в промежуточном положении, из-за чего не будет обеспечиваться достаточное охлаждение жидкости, что приведет к постоянной работе вентилятора.
  • Стоит отметить, что постоянная работа вентилятора охлаждения не столь опасна, как его полный выход из строя, но только не в той ситуации, когда проблема связана с заклинившим термостатом и перегревом мотора.

    Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

    Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

    Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;

  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.
  • Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector