Что означает торможение двигателем на акпп

Насколько вредно для «автомата» в ручном режиме тормозить двигателем

Не секрет, что подобный способ торможения широко используется водителями машин, оборудованных механической коробкой. Обычно в экстренной ситуации где-нибудь на затяжном скользком спуске мало кого интересует, насколько это вредно с технической точки зрения — главное вовремя остановиться и не спровоцировать ДТП. А если это умело сделать с помощью коробки, то у водителя будет меньше шансов, что колеса заблкируются, и машина уйдет в неконтролируемый занос.

В сравнении с «механикой» конструкция автоматической коробки передач гораздо сложнее, учитывая наличие гидротрансформатора. В связи с этим у многих водителей возникают опасения, что езда на пониженной передаче вредит такому агрегату гораздо больше, чем простому ручному механизму.

Начнем с того, что в инструкции по эксплуатации машины с «автоматом» вряд ли можно найти предупреждение о том, что подобное использование ручного режима негативно сказывается на работе коробки. Если такая функция имеется в наличии, значит, производитель предусмотрел возможные риски и нагрузки.

Передача крутящего момента в гидротрансформаторе происходит за счет вращения турбины под действием потока жидкости от насоса. При торможении происходит разблокировки гидромуфты, которая за счет масляного демпфера гасит нагрузки и предохраняет агрегат от повреждений.

В результате этого процесса, торможение двигателем происходит заметно медленнее, чем на машинах с ручной коробкой. Кроме того, в современных «автоматах» ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что также не способствует быстрому замедлению. Поэтому по необходимости все-таки следует прибегать к помощи педали тормоза.

4 самых загадочных кнопки в автомобиле

Как с помощью новых дорожных знаков надуют всех автовладельцев

Конечно, сбрасывать передачи в мануальном режиме нужно разумно, правильно выбирая нужный диапазон, исходя из текущей скорости, как это делается на обычной «механике».

Неслучайно современные «автоматы» с ручным управлением предусмотрительно оборудованы «защитой от дурака»: электроника не позволит врубить первую передачу на предельно высокой скорости.

На некоторых машинах, обычно японских и американских, устанавливается автоматическая коробка с особым режимом, ограничивающим переключение выше второй или третьей передачи. Это сделано специально для движения по спускам, подъемам и по скользкой поверхности. Понятное дело, если включить «двойку» на скорости более 80 километров в час, ничего хорошего из этого не выйдет. Так что торможение ручного управления автоматической коробкой никак не отразится на ее ресурсе, если делать это с умом и в допустимых пределах.

Как осуществляется торможение двигателем на машинах с МКПП и АКПП

Умение водить автомобиль, хоть и кажется на первый взгляд довольно простым, состоит из множества приемов и умения их применять в той или иной ситуации. Торможение двигателем — один из таких навыков, который требует знания специфики работы мотора, умения прогнозировать дорожную ситуацию, рассчитывать свои действия.

Торможением двигателем принято называть действие, когда водитель отпускает педаль акселератора, тем самым сводя подачу топлива к минимуму и заставляя мотор принимать энергию от трансмиссии, которая продолжает работать по инерции.

Возникает сопротивление, которое снижает скорость вращения коленвала и тем самым замедляет автомобиль. Ощутимый эффект от торможения двигателем заметен при движении на пониженной передаче.

Главное преимущество торможения двигателем — оно увеличивает стойкость авто к заносу, ведь замедление движения осуществляется без участия тормозных колодок. Тормозить таким способом оптимально и при езде по скользким, извилистым дорогам, на длительном спуске, при подъезде к светофору.

Такой прием не даст перегреться тормозной системе, тем самым сохранив её от выхода из строя, а также убережет колеса от блокировки, что может стать критическим на скользком участке дороги. Торможение двигателем выручит, если у вас отказали тормоза: тогда оно является, пожалуй, единственным способом снизить скорость до минимально возможной.

У этого приема вождения есть и недостатки. Например, если вы едете в потоке, то автомобили, следующие за вами, могут не среагировать вовремя на ваше замедление, ведь они не видят соответствующих сигналов.

Если днем это не настолько критично, то ночью, при плохом или вовсе отсутствующем освещении те, кто едет за вами, не будут иметь малейшего представления о расстоянии до вашего авто, его скорости движения, возможном замедлении.

Как следствие, торможение только двигателем ночью может иметь весьма неприятные последствия в виде аварий. В целом, эффективность такого способа замедления зависит не только от индивидуального мастерства, но и от состояния дорожного покрытия, наличия водителей, которые едут за вами.

Читать еще:  Что означает капремонт двигателя

Отметим, что нежелательно часто прибегать к этому методу после ремонта двигателя, коробки передач или на новом автомобиле.

Способов тормозить двигателем есть десятки, но чаще всего применяются только несколько из них, да и те досконально изучены и доведены до автоматизма не всеми водителями.

Торможение двигателем на механике

Опишем самый простой способ: для начала отпускаем педаль акселератора и включаем пониженную передачу (чаще всего это третья, ведь на более высоких передачах эффект от такого торможения менее заметен).

Когда скорость ощутимо снижается, переключаем на вторую, а затем и на первую передачу; переключать сразу с третьей на первую нельзя — автомобиль может вылететь на встречную полосу, развернуться или войти в занос, также резкое переключение передач провоцирует поломки.

Нужно научиться выбирать момент для переключения передач, чтобы не допустить чрезмерного тормозящего усилия из-за несоответствия оборотов коленвала передаче. Можно в момент торможения нажать педаль газа, чтобы немного поднять обороты коленвала, а потом отпустить её — это избавит вас от негативных последствий для автомобиля, в частности, от так называемого «клевка носом».

Особого умения требует торможение двигателем на скользком и мокром дорожном покрытии — если слишком резко отпустить сцепление, то ведущие колеса могут заблокироваться; лучше всего буквально на секунду задержать педаль.

Торможение двигателем на автомате

Тормозить двигателем можно и при автоматической коробке передач, правда, предварительно нужно будет изучить этот вопрос с помощью руководства по эксплуатации автомобиля. Более того, поскольку автоматика намного лучше и аккуратнее работает со сцеплением, торможение двигателем будет безопаснее и мягче, чем при использовании механической коробки.

Наличие системы ЕВС только помогает при торможении, предотвращая блокировку колес и контролируя сам процесс. Если же в вашем автомобиле есть ABS, торможение двигателем — не лучший выход; она сама справится с замедлением машины эффективнее вас, сэкономив несколько секунд и метров дистанции, что в определенной ситуации может оказаться критическим.

Среди автолюбителей бытует мнение, что дизельные двигатели более адаптированы для такого вида торможения, чем бензиновые, ведь топливная смесь в них сжимается в 1.5 раза сильнее.

Оценить, так ли это, можно только в том случае, если сравнить два автомобиля с разными моторами, за рулем которых будут одинаково опытные водители. В целом же это не имеет принципиального значения, так как при покупке автомобиля практически не рассматривается этот параметр.

Торможение двигателем не так вредно для автомобиля, как это принято считать — при правильном исполнении оно никак не сказывается на состоянии авто, более того, при длительном спуске оно предохраняет тормозные колодки от перегрева, что особенно актуально для тех, кто живет в холмистой местности.

При торможении подача топлива сильно снижается и практически равна нулю, так что можно говорить об экономии горючего в конкретный промежуток времени.

В целом, торможение двигателем, безусловно, является тем приемом, которым должен владеть и правильно применять каждый водитель — оно не только продлит жизнь тормозных колодок и немного сэкономит топливо, но и может уберечь от аварии в случае поломки тормозной системы.

Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом?

Механическая коробка на автомобилях уходит в прошлое. На смену им идут автоматические трансмиссии. Можно ли с ними ездить так же, как прежде, помогает разобраться эксперт и раллийный пилот Дмитрий Соколов.

Бережем колодки

Торможение двигателем было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.

В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.

Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.

Читать еще:  Где показаны обороты двигателя

Бережливая гидромафта

Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.

Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.

При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.
Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.

Собственные мозги

Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.

В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.

К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.

Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.

Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.

В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.

Тормозим двигателем правильно

В один прекрасный (хотя вам так точно не покажется) момент вы понимаете, что у машины отказали тормоза. Возможно, они перегрелись при длительном спуске, а может, произошла утечка тормозной жидкости. С причинами разберёмся потом. Сейчас же надо экстренно решить, как остановить автомобиль? Не паникуйте! Сделать это всегда реально при помощи двигателя.

Замедление хода автомобиля при помощи торможения двигателем – довольно распространённый приём. Одни водители считают, что снижать скорость таким образом намного безопаснее, нежели выжимая педаль тормоза. Заодно снижается износ тормозной системы. Плюс ко всему этот способ позволяет сэкономить на топливе. Спорный вопрос. Лично мы знаем множество других более эффективных вариантов сберечь бензин.

Противники торможения двигателем упирают на то, что подобный способ уменьшения скорости вредит и самому мотору, и трансмиссии автомобиля и приводит их к стремительной поломке.

Давайте разбираться, что же такое «торможение двигателем», в каких ситуациях его необходимо применять и как это отразится на ключевых элементах вашей машины.

Что такое «торможение двигателем»?

Словосочетание «торможение двигателем» у некоторых водителей, особенно новичков, вызывает безрадостную картину, когда автомобиль сначала врезается бампером, потом мнётся капот, радиатор и, наконец, двигатель. Уффф. Остановились! Конечно, это всего лишь шутка. Хотя и такой способ остановки машины имеет место быть и называется он контактным торможением. Только до него ситуацию, конечно, лучше не доводить.

Торможение двигателем происходит абсолютно по-другому. Это уменьшение скорости автомобиля за счёт снятия ноги с педали акселератора при включенной передаче. Двигатель в данных обстоятельствах не будет придавать машине ускорение, а наоборот начнёт затормаживать её.

Только учитывайте, что, двигаясь со скоростью гонщика «Формулы-1», замедлить автомобиль вы не сможете. Поэтому по мере того, как снижаются обороты двигателя, постепенно переключайтесь на пониженную передачу. В идеале – добраться до первой скорости.

Читать еще:  Шунтовая обмотка двигателя для чего

Однако учтите – делать это надо максимально плавно. Зачастую неопытность и ошибки водителя приводят к аварийным ситуациям, особенно когда дорога покрыта корочкой льда или лужами. Если вы переключите четвёртую передачу сразу на первую, то, скорее всего, машину сразу же занесёт. Автомобиль закрутит и, возможно, даже вынесет на полосу со встречным движением. Стоит ли допускать такой потери управляемости? Не думаем. Так что всегда понижайте передачу постепенно. Когда скорость будет сведена до минимума, можно подтормаживать педалью или «ручником» (если тормозная система не работает).

Когда может потребоваться тормозить двигателем?

Самое огромное преимущество в торможении двигателем, несомненно, состоит в том, что этот способ уменьшения скорости, если, конечно, выполнять его без ошибок (то есть как мы описали выше), минимизирует возможность заноса машины, потому что колёса не блокируются тормозными колодками, как при замедлении за счёт нажатия на педаль тормоза. Это обстоятельство причисляет торможение двигателем к наиболее эффективным приёмам контраварийного вождения.

Другая экстремальная ситуация, когда не остаётся ничего другого, кроме как тормозить двигателем: когда отказали тормоза. Самое важное при таких обстоятельствах – не паниковать. Даже если тормоза перегрелись и отказали во время затяжного спуска. Кстати, в этом случае полностью остановить автомобиль при помощи одного только мотора довольно тяжело. В критической ситуации при спуске с горки к торможению двигателем придётся добавить. контактное торможение (да-да, то самое: бампер-капот-радиатор-двигатель). Только прежде, чем таранить впереди едущий автомобиль, уравняйте вашу скорость с его и просто упритесь в задний бампер. Это, конечно, вариант на самый крайний случай. Но если к нему когда-нибудь придётся прибегать, то подобное развитие событий будет иметь меньше негативных последствий, нежели, если вы вылетите в кювет или столкнётесь с ограждением дороги.

Торможение двигателем может пригодиться не только в критических ситуациях, но и в обыденной обстановке. Допустим, вы заметили впереди себя метров через 300 светофор, на котором уже загорелся красный свет. Дорога перед вами свободна, и позволяет подкатиться к стоп-линии, не прибегая к резкому торможению. В этом случае как раз можно снять ногу с педали акселератора и потихоньку замедляясь, шаг за шагом переключать передачи в сторону уменьшения по мере снижения оборотов двигателя. С опытом вы научитесь настолько точно выбирать место начала торможения в соответствии со скоростью, что вам достаточно будет лишь слегка надавить на педаль тормоза, чтобы остановить автомобиль у светофора.

Но случаются обратные ситуации, когда такой способ торможения не применим. Например, вы мчитесь по загородной трассе, и вдруг на дорогу неожиданно выскакивает лось. Или вы «выныриваете» из тумана, а прямо перед вами стоп-сигналы другого автомобиля. Понятно, что тут никакое торможение двигателем не поможет. Вдавливаем педаль тормоза в пол, молимся на создателей ABS и надеемся, что места до препятствия окажется достаточно, чтобы не произошла авария.

Резюмируя всё вышенаписанное: для каждой дорожной ситуации – свой вид торможения.

Минусы торможения двигателем

К сожалению, у торможения двигателем есть и негативная сторона. Во-первых, если вы что-то сделаете не так, то вероятность заноса увеличивается в разы. Так что новичкам, которые пока не слишком хорошо знают процесс торможения двигателем, советуем взять несколько занятий с инструктором, чтобы не допускать ошибки в этом маневре.

Кроме того, противники этого способа торможения отмечают повышенный износ поршневых колец и увеличенный расход масла. Также страдают синхронизаторы коробки передач и другие детали. Однако, не так всё страшно, как кажется. Опять же, если вы выполняете всё правильно, то никакого вреда автомобилю не нанесёте. Да и, ко всему прочему, во всём нужно знать меру. Вы же не будете каждый раз фанатично тормозить именно двигателем. Данный способ применяют только, когда это действительно нужно по соображениям безопасности.

Ну и наконец, самая большая опасность таится в том, что стоп-сигналы на машине при таком виде торможения не загораются. Соответственно, водитель, движущийся позади, может просто не успеть вовремя понять ваш маневр и затормозить. Особенно аккуратно применять торможение двигателем надо ночью, так как скорость и расстояние между машинами в темное время суток плохо воспринимаются. Советуем отточить своё мастерство на закрытых учебных автодромах прежде, чем выезжать на дороги общего пользования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector