Что происходит с двигателем если мало масла
Доливка масла в мотор: когда нужна и как это делается правильно
Одна из обязанностей водителя, прописанная в руководстве по эксплуатации — следить за уровнем масла в двигателе. Что делать, если уровень упал ниже минимального: как срочно нужно доливать, какое именно? Ответы на эти и другие частые вопросы — в нашей статье.
Нормальный уровень масла необходим для максимально эффективной защиты деталей от износа. Для контроля уровня в двигателях предусмотрен щуп, который легко доступен из подкапотного пространства. Проверка осуществляется визуальным способом. На щупе нанесены отметки Min и Max (обычно пространство между ними выделают пластиковой насадкой, рифлением или другими способами). На вынутом щупе масло должно находиться между этими отметками.
На относительно новых автомобилях уровень масла всегда находится в допустимых пределах. Доливать его нет необходимости: достаточно просто заезжать на сервис для своевременной замены. Специалисты ГК «Фаворит Моторс» напоминают, что для каждого транспортного средства установлена своя периодичность: например, для европейских моделей с бензиновыми двигателями она составляет 15 000 км или (при тяжелых условиях эксплуатации автомобиля) 10 000 км. Точный межсервисный интервал можно узнать в руководстве по эксплуатации. Необходимость замены связана с тем, что масло теряет свои свойства: присадки вырабатывают ресурс, накапливаются мельчайшие продукты износа, которые не может задержать фильтр. Даже, если вы ездите на машине редко, следует менять масло раз в год.
«Моя машина сама подскажет, когда долить масло»
Мы привыкли, что во всех автомобилях есть индикаторы на панели приборов с изображением масленки или надписью OIL. Многие водители не утруждают себя проверкой уровня масла, надеясь на помощь бортовой системы диагностики. Но не всегда это оправдано. Дело в том, что тот самый индикатор свидетельствует о проблеме с давлением масла, а не его уровнем. Говоря простыми словами, масляный насос забирает масло практически с самого дна поддона. Соответственно, пока оно в принципе есть, в штатных режимах проблем с давлением не будет. Они могут возникнуть при резких маневрах, движении в гору или с горы, и лишь тогда в насос попадет воздух и загорится лампочка. Так что надеяться на знакомый индикатор в плане контроля уровня неправильно.
Справедливости ради отметим, что в некоторых автомобилях при самодиагностике проверяется, в том числе и количество масла. Это сильно облегчает жизнь водителю.
Как правильно проверять уровень масла?
Хотя такая проверка — элементарная процедура, есть несколько принципиально важных правил ее выполнения. Во-первых, контроль лучше выполнять на холодном двигателе. В этом случае все масло находится в поддоне — в процессе поездки оно прокачивается насосом и разбрызгивается по всему мотору. Если выполнить проверку «на горячем двигателе», уровень может показаться большим, чем на самом деле. Во-вторых, желательно перед оценкой уровня вынуть щуп, протереть его, затем аккуратно погрузить обратно и вынуть еще раз. В противном случае уровень не всегда правильно «читается» на щупе.
Почему уровень масла падает?
В сильно изношенных двигателях смазка утекает через негерметичные уплотнения. Также масло расходуется «на угар», то есть сгорает в цилиндрах двигателя. Чем сильнее изношены масляные кольца на поршнях, тем больше будет уходить масла. Современные двигатели иногда расходуют достаточно большой объем и это прописано в инструкции: например, у немецких авто нормой считается расход масла до 1 л на 1000 км.
Доливка масла в двигатель: как это правильно сделать?
Если вы видите, что уровень масла ниже нормы, его необходимо долить как можно быстрее, иначе силовой агрегат будет испытывать масляное голодание и интенсивно изнашиваться. В идеале доливать такое же масло, что уже залито в ваш двигатель внутреннего сгорания. Тем, кто обслуживается в дилерских центрах ГК «Фаворит Моторс», советуем поискать смазочные материалы на нашем сайте – здесь можно купить емкости как по 1 л, так и по 4-5 л.
Почему не рекомендуют использовать другие масла, даже того же производителя? В каждом наименовании масла используются свои присадки, которые не всегда совместимы с другими. В итоге после долива может образоваться осадок, помутнение, измениться вязкость — словом, масляная смесь будет иметь другие характеристики.
Если вы находитесь далеко от своего сервиса и не можете найти необходимое, руководствуйтесь следующими правилами. В минеральное масло допустимо доливать другое, но на минеральной основе. Аналогично с синтетикой: лучше использовать синтетическое. Полусинтетические масла универсальны: их можно смешивать с любыми другими, а также любое другое можно долить в «полусинтетику». Постарайтесь доливать масло до минимально допустимого уровня, чтобы при возможности купить «родное» и заполнить им полный объем.
В самом крайнем случае, когда масла нет, а ехать надо, можно долить любое в любое. Здесь мы фактически выбираем из двух зол: ехать без масла гораздо хуже. В поездке старайтесь не нагружать двигатель без необходимости, не раскручивать его до высоких оборотом. По возвращении получившаяся «моторная жидкость» должна быть заменена на нормальное масло, желательно с промывкой.
Заливать масло нужно через воронку или из горлышка канистры порциями по 200-300 грамм, ждать несколько минут пока оно дойдет от заливной горловины до картера и только потом проверять уровень.
Можно ли заливать моторное масло «с запасом»?
Если двигатель довольно активно потребляет моторное масло, возникает логичный вопрос: нельзя ли налить его «с запасом», чтобы не так часто залезать под капот? Нет, нельзя. При излишке масла оно будет выдавливаться через все прокладки, к тому же есть риск выдавливания сальников коленвала. Зимой масло густеет, и чем больше его в моторе, тем сложнее прокрутить вал для запуска. Поэтому перелив недопустим.
Можно ли реже менять масло при частом доливе?
Еще один популярный вопрос. Логика такая: если вы периодически доливаете масло, то есть обновляете его, оно должно служить дольше. Но это не совсем так. В масле накапливаются продукты сгорания и износа деталей — не все задерживаются масляным фильтром. Именно поэтому изначально полупрозрачное масло темнеет уже после первой тысячи километров. Когда масло угорает или утекает через прокладки и сальники, продукты износа и сгорания остаются внутри. Избавиться от них можно только полной заменой масла. Если вы добавили 1 л масла, а потом еще 1 л, вам кажется, что вы заменили уже 2 л из, скажем, 4-х. Но это не так: ведь первый литр смешался с «грязным» содержимым смазочной системы. В итоге после долива 2 л нельзя сказать, что вы обновили половину объема: в лучшем случае это будет 20-30%. Поэтому менять масло надо независимо от его качества и частоты долива.
Недостаток масла: причины для беспокойства
Масляное голодание двигателя — опасно! Ресурс мотора при недостаточной смазке сокращается намного быстрее. Это похоже на ядерную реакцию: продукты износа разносятся остатками масла по всему агрегату и повреждают еще не тронутые детали. Добавим сюда повреждения от работы «на сухую» и получим грустный результат. Если вы поняли, что долго ездили без масла, оно быстро «уходит» или заметили странный звук двигателя — записывайтесь на диагностику. Возможно, достаточно будет заменить прокладку поддона или герметик, чтобы забыть о проблеме. Точную причину может установить только специалист.
Что на самом деле происходит, когда в двигателе автомобиля недостаточно масла?
Когда автомобиль заправлен маслом, большинству людей ясно, что вы должны заполнить его до рекомендованного производителем количества (как правило, на щупе).
Каковы все недостатки работы двигателя, когда масло становится слишком низким?
Моторное масло делает для двигателя гораздо больше, чем смазывает. Он обеспечивает охлаждение, уборку и кучу других дел. Вы уже знаете, что функция двигателя ухудшается, когда у вас заканчивается масло. Давайте посмотрим, сможем ли мы запустить его, чтобы понять, как это происходит.
Допустим, из-за отсутствия аргументов ваш двигатель работает практически без масла. Индикатор моторного масла горит, когда двигатель работает. Антифриз готов понюхать, но это не остановит перегрев слишком долго. Вот что происходит:
Поскольку любое ограниченное масло в двигателе выталкивается, оно становится все горячее и горячее. Становится горячее, потому что маслу не дают достаточно времени, чтобы немного остыть, прежде чем он должен вернуться в двигатель и сделать свое дело. Когда это произойдет, масло изнашивается быстрее. Полностью синтетическое масло прослужит дольше, чем дино (рафинированное) масло, но рано или поздно оно также потерпит поражение. С нефтью происходит несколько реакций, включая окисление, термическое разложение и нагрев при сжатии. Имейте в виду, что все эти вещи создаются при нормальных условиях использования (и, следовательно, причина, по которой мы меняем масла, когда должны), но в экстремальных условиях, как вы и предполагали, все это происходит гораздо быстрее .
Это отличное изображение, которое описывает, что происходит с веб-сайта Machinery Lubrication —
Вся эта разбивка создает регулярные: tar; осадка; лак; сажа; и т.д. Все эти вещи начинают оседать на внутренних частях вашего двигателя, таких как кольца, подшипники, стенки цилиндров . везде, где обычно течет масло. Если вы вернетесь к своим учениям по химии, вы, вероятно, помните, что большая часть нефти — это углерод. Все ранее упомянутые противные вещества — фактически побочные продукты углерода. Поскольку эти углеродные вещества продолжают откладываться, любая часть, которая соприкасается с ними, изнашивается, поскольку углерод может стать довольно твердым и / или липким при определенных обстоятельствах. Это начинает создавать больше трения на этих частях. Так что теперь вместо охлаждения / смазывания / очистки масло разлагалось, теперь оно нагревается (из-за большего трения), создает отложения и делает двигатель действительно грязным местом, Вы должны понимать, что теперь он делает все, что первоначально предполагалось заменить.
Каждая обработанная поверхность внутри двигателя подвержена повышенному износу. Поскольку масло продолжает разрушаться с возрастающей скоростью, температура внутри двигателя на поверхностях этих машин продолжает становиться все выше и выше. Износ происходит все быстрее и быстрее, пока что-то не дает. В большинстве случаев в этих ситуациях первое, что нужно сделать, — это шток или главный подшипник. Если задняя сторона подшипника стержня достаточно сильна, когда это происходит, вы можете бросить стержень.
Бросать стержень в основном там, где трение в подшипнике на штоке шатуна коленчатого вала достаточно сильное, чтобы преодолеть прочность самого стержня, и это имеет катастрофическую пластическую деформацию металла. Поршень может спуститься в отверстие и не вернется. Он может выйти из нижней части и затем упасть внутри масляного поддона, или сам шток сломается и вытолкнет себя и / или поршень со стороны блока цилиндров.
На данный момент, нет возврата от него (в большинстве случаев). Двигатель сделан, и его нужно будет заменить.
Если вы продолжите запускать двигатель с очень низким содержанием масла, произойдет разрушение . и нет . Я не чувствую мелодраматичность по этому поводу.
РЕДАКТИРОВАТЬ: Вот несколько видео, которые описывают, что происходит, когда вы не меняете масло в своем автомобиле. Это то, что происходит с нефтью, когда ее недостаточно: при недостатке масла это не займет 130 км.
В большинстве двигателей, когда вы заливаете масло, оно стекает в резервуар на дне двигателя, известный как масляный поддон. Трубка для измерительного щупа идет прямо в этот резервуар для измерения уровня масла. Другим важным элементом, расположенным в этом резервуаре, является приемная трубка для масляного насоса.
Пока всасывающая трубка насоса остается ниже уровня масла, ответ на ваш вопрос «не очень». Вы можете потерять немного охлаждающей способности из-за уменьшенного объема масла, но все будет работать правильно, и вы не увидите никаких предупреждений, потому что ваше давление масла будет в порядке.
Кроме того, в большинстве автомобилей сигнальная лампа масла срабатывает из-за падения давления масла, которое может быть вызвано низким уровнем масла. Чтобы это произошло, у вас должно быть ОЧЕНЬ мало масла. Раньше у меня было 2 литра / литра, и я видел, как загорался мой масляный свет, когда проходил поворот на высокой скорости. Небольшое количество масла, оставшегося в масляном поддоне, могло выплеснуться в сторону, и всасывающая трубка высохла, и давление было потеряно.
Вы НИКОГДА не должны водить автомобиль, если индикатор масла горит или если давление масла не является нормальным, но низкий уровень масла не повредит, пока он не станет слишком низким . Как только вы потеряете давление масла, повреждение может быть близко позади.
Моторное масло используется для смазки и охлаждения, а падение давления означает, что масло не попадет туда, куда нужно, или, по крайней мере, оно не будет циклически проходить достаточно быстро, и оно начнет перегреваться и сломаться, что также приведет к потере смазки.
Отказ от ответственности: я работаю с более старым 202 прямым двигателем 6 Holden в Land Rover, так что моя перспектива несколько винтажная. Однако основные базовые концепции одинаковы.
Причина: низкий уровень масла в масляном поддоне, в самом низу двигателя. Обычно масло должно показываться прямо на полной линии на щупе, когда автомобиль находится на уровне, а двигатель холодный и не работает несколько часов. Это позволяет маслу в верхней части двигателя стекать обратно в поддон.
Пояснение: Масло вытягивается из поддона в трубу, называемую маслосборником. Это жесткая труба, которая свисает в нижнюю часть вашего масляного поддона. Пока эта часть все время покрыта маслом, ты в порядке. При крутом подъеме или спуске масло может отойти от подборщика, что является тем же условием, что и при постоянном низком уровне масла. Кроме того, при прохождении поворотов вокруг масла может образоваться трещина, поэтому на мгновение звукосниматель станет чистым.
Вот масляный датчик и экран на месте. Кастрюли нет, и этот двигатель перевернут.
Если датчик открыт, он попытается всасывать воздух из картера, а не чистое масло. Поскольку воздух гораздо более сжимаем, чем масло, эффективное давление масла падает вместе с воздухом в трубопроводе. Масляный насос должен проталкивать большинство пузырьков воздуха, но в худшем случае он может оказаться пустым от масла и заполнен воздухом. Это может вызвать воздушную пробку, и масло просто перестает течь.
Эффект: ваш двигатель накачивает масло вверх по стороне двигателя в головку, где есть много движущихся частей, таких как кулачки и кулачковые толкатели. У моего мотора есть толкатели, коромысла и штоки клапанов, которые нужно постоянно смазывать. При более низком давлении масла из насоса меньшее количество масла выталкивается в верхнюю часть двигателя, и эти движущиеся части могут работать суше.
Кроме того, в разных местах вокруг коленчатого вала находятся маслоотбрасыватели и стропальщики. Они улавливают и черпают масло и выбрасывают его в / в места, где требуется смазка, например, на стенки цилиндров, когда поршень поднят, и в подшипники с проушиной шатуна. Если уровень масла падает низко, это смазывание двигателя ниже, и вещи нагреваются с повышенным трением и износом.
Напомню, что средний двигатель автомобиля зацикливает весь запас масла через двигатель 4 раза в минуту. Я подозреваю, что это чаще в более новом двигателе.
Не все так плохо — есть более современные системы, такие как сухие поддоны в гоночных автомобилях, где масло закачивается в накопительный бак под давлением, а затем подается в двигатель, поэтому у него есть резервуар для масла для поворотов. Вы по-прежнему не должны выбегать, но вы можете жестко повернуть без потери смазки.
Story: Машина моей второй половинки звучала очень непривлекательно, но в остальном ехала нормально. До тех пор, пока она не ехала на приличной отметке, загорелся индикатор давления масла. Это было 2 литра, и почти не регистрируется на щупе вообще. Через пару дней она выгнала машину из гаража, а затем проверила масло. Это читалось очень низко, потому что двигатель только что работал. Поэтому она добавила еще 2 литра и ехала 30 минут. Машина работала очень плохо, пуская синий дым, когда масло стекало по кольцам мимо поршней и в камеру сгорания. Мы выпили немного, и все было хорошо.
Так что слишком много — это плохо, недостаточно — плохо, и просто правильно, это правильно.
Я могу ответить на это, потому что это случилось со мной несколько раз. Есть несколько различных возможностей в зависимости от температуры окружающей среды и возраста двигателя. Вот три реальных сценария, которые произошли с моим Volvo 850 1996 года:
(1) Когда масло становится низким, первое, что вы можете заметить, это больше шума. Масло заглушает двигатель, поэтому при низком уровне масла стук двигателя становится немного громче. В конце концов, загорается масляная лампа «масла низкого давления» (надеюсь). Если автомобиль новый, он быстро нагреется, потому что фитинг между цилиндрами и отверстием затянут. Если двигатель старый, он может просто продолжать гнить из-за более слабой посадки. Пока температура не нагревается, это нормально, но ваш двигатель будет иметь ускоренный износ.
(2) При высокой температуре окружающей среды (летом) вы сначала получите перегрузку по температуре. Как только мой индикатор низкого давления масла вышел из строя, я неохотно кончил масло. Температура двигателя прогрелась и я не наблюдал за температурным индикатором. Первым, что я заметил, был пар, выходящий из капюшона. Я НЕМЕДЛЕННО остановился. Полноразмерным пляжным полотенцем я открыла капот и сняла крышку радиатора, взорвался пар и горячая вода, заливая двигатель; это хорошо, потому что сброс давления вызывает охлаждение. Затем я взял галлон холодной воды, налил ее и налил еще два галлона прямо над двигателем. Не был нанесен постоянный ущерб.
Изменить: обратите внимание, что это может быть очень опасно! Охлаждающая жидкость находится под давлением, и открывание крышки на горячем двигателе может привести к ее кипению и значительному вытеснению горячей охлаждающей жидкости. Могут возникнуть серьезные ожоги. Стандартная рекомендация — дать двигателю остыть перед снятием крышки радиатора или бачка с охлаждающей жидкостью. В моем случае я использовал большое полноразмерное пляжное полотенце, чтобы подавить взрыв. Использование такого большого полотенца, одеяла или другого большого, толстого тканевого покрытия необходимо, чтобы избежать ожогов.
(3) В условиях низкой температуры (зимой) в старом автомобиле двигатель может застрять перед перегревом. Это случилось со мной несколько недель назад. Чувствительный датчик давления масла снова вышел из строя. Я счастливо ехал по шоссе, никаких температурных аномалий вообще, но игнорируя шум двигателя, который должен был предупредить меня, у меня было мало масла, ОЧЕНЬ мало. Я остановился, чтобы заправиться. Я заполнил бензобак и пошел, чтобы запустить машину: удар, удар, удар, это пошло как 5 футов и затем остановилось. Перепробовал снова, прррр, пррр, эрк, ларек. Двигатель был конфискован. Это означает, что оно горячее, а детали трутся. На шоссе поршни движутся так быстро и тяжело, что продолжают двигаться, но после остановки трение препятствует их движению: захват. Я проверил масло: ушел полностью. Я залил масло нужным количеством. Машина завелась и поехала нормально.
Поскольку моя машина старше, она может выдерживать более высокие температуры и не так быстро перегреваться. С более новым автомобилем с плотно прилегающими поршнями или высокопроизводительным автомобилем потеря масла намного опаснее, поскольку двигатель может накапливать тепло так быстро, что он раскаляется. Если это произойдет, головка может деформироваться, и тогда двигатель будет быстро вытекать масло. Двигатель более или менее мусор на этом этапе.
Куда уходит масло: если уровень упал
Обычно это случается неожиданно – или по подсказке сигнализатора, или визуально по щупу мы вдруг замечаем, что двигатель «берет масло». Неужели капремонт? Без паники: мы знаем и другие ответы на этот вопрос.
Моторное масло, пожалуй, самая главная жидкость в автомобиле, без него и бензин ни к чему. Если уровень масла в картере падает до минимума, нужно срочно глушить двигатель. Но необходимость бежать в магазин за литровой бутылкой для долива – это еще полбеды. Важно выяснить причину “пропажи” – куда уходит масло? Ответ может сильно повлиять на ваше настроение.
Сухой щуп – очень серьезная причина для безпокойства: во-первых, езда без смазки проводит к заклиниванию мотора, во-вторых, причиной исчезновения масла может оказаться износ дорогих деталей
Утечка
Этот вариант не самый грустный, но к счастью, ожидать его следует не всем, а в первую очередь владельцам подержанных машин. Моторное масло может банально вытекать из двигателя на дорогу. Происходит это в разных режимах работы мотора и с разной степенью интенсивности.
Бывает, что из-за пересыхания или усадки пропускают масло прокладки силового агрегата: крышки клапанного механизма, поддона картера. Часто течет в точках пристыковки различного навесного оборудования – распределителя зажигания, механического бензонасоса, масляного фильтра, датчиков.
В моторах совсем старых моделей «перспективное» место для потерь масла – отводящие шланги к маслорадиатору, отдельно расположенным фильтрам. Еще вариант – утечка через изношенный сальник, а именно – один из сальников коленчатого вала и сальник привода трамблера.
Зачастую внизу силового агрегата вытекшее из него масло лишь скапливается, а источник “ручья” может быть где-то вверху или сбоку
Место утечки выявляется визуально, путем осмотра двигателя начиная с самого верха. При этом нужно учесть несколько моментов.
1. Если масло течет только на работающем двигателе, на некоторых – в первую очередь вертикальных – участках поверхности двигателя оно может не оставлять следов, полностью стекая с них в разогретом состоянии. Поэтому обычно мы замечаем потеки там, где они припадают пылью.
2. Часто течет не там, где капает или где видны следы – горячее масло на движущейся машине порой находит самые невероятные пути. Ищите место утечки выше от точки, где оно стекает на землю, и как правило – ближе к передку от автомобиля.
3. Вытекающая смазка не обязательно оставляет следы на асфальте в месте стоянки автомобиля, масло может капать только на ходу.
4. Не путайте реальную утечку масла и потение двигателя. Последнее явление – следствие начального этапа износа уплотнительных прокладок. Оно вполне допустимо, если зона потения имеет видимые границы и не переходит в потеки.
Место течи масла через стыки деталей проще выявить, вымыв и высушив двигатель, а еще лучше – присыпав его потом тальком
Рекомендация Авто24
Если поиск места утечки затянулся, полностью вымойте двигатель на автомойке, высушите и припорошите поверхность двигателя тальком (продается в аптеках как детская присыпка). Запустите мотор и наблюдайте за ним – жирные темные пятна появившегося масла будут хорошо заметны на белесой поверхности блока цилиндров, его головки и поддоне.
Естественный угар
В принципе, любой двигатель потребляет моторное масло «на угар». Оно неизбежно остается на стенке цилиндра после каждого хода поршня вниз, и тут же сгорает во время рабочего цикла. Количество масла, не снятого маслосъемным кольцом со стенки, зависит от его свойств, от конструкции двигателя и от степени износа его цилиндро-поршневой группы и клапанного механизма.
Нынешние маловязкие масла снижают потери на трение, но по сравнению с конструкциями 1970-1990-х гг. больше масла уходит на угар
Многие современные моторы конструктивно предрасположены к “поеданию” масла (например, часть агрегатов VW Group, Subaru и др.), часто руководства по эксплуатации допускают цифры его расхода порядка 1,0 л на 1000 км пробега.
На самом деле, такой “масляный аппетит” на неизношенном моторе встречается не так уж часто, хотя гарантийный инженер на дилерской СТО всегда готов предъявить вам именно эту цифру. И тем не менее, если на новой или почти новой машине вы заметили, что уровень масла в двигателе резко упал, немедля обращайтесь на СТО – возможно, на то есть некая аварийная причина. Кстати, новый двигатель с пробегом до 2000 – 3000 км почти всегда потребляет масла больше, чем обкатанный агрегат.
Рекомендация Авто24
Даже если ваш двигатель относится к семейству активных пожирателей масла, совсем не обязательно он будет делать это – часто высокая паспортная цифра прописана производителем лишь для подстраховки. Но если вы заметили, что масляный аппетит ранее умеренного в этом вопросе мотора вдруг вырос без видимых причин, не списывайте все на эту его фамильную особенность. Очень возможно, что где-то появилась другая причина – попытайтесь выяснить ее, причем учтите, что официальный дилер скорее всего не поможет вам в этом, сославшись на официальные документы, где прописана высокая цифра расхода масла.
Если двигатель с наддувом, расход масла почти наверняка будет выше,чем у “атмосферника”: масло “уходит” через подшипники турбины
Неестественный угар
Ненормальный масляный аппетит мотора с заметным пробегом бывает обусловлен износом цилиндров, поршней и их колец, уплотнительных сальников клапанов. И если сальники клапанов (маслосъемные колпачки) в принципе несложно заменить, то замена изношенных деталей цилиндро-поршневой группы требует полной разборки силового агрегата – а это уже серьезная работа, требующая квалификации от мастеров и денег от владельца.
Еще один вариант, даже не на слишком изношенном моторе – так называемое залегание колец. Это означает, что из-за забитых нагаром канавок в поршне кольца теряют подвижность и не исполняют полноценно свою функцию, из-за чего большое количество масла остается на стенках цилиндров и сгорает. Эту проблему порой удается решить применением промывочных присадок.
Рекомендация Авто24
Прежде чем пойти на такой серьезный шаг, как ремонт мотора, подопритесь мнением профессионала: все-таки есть разница между разборкой двигателя и промывкой его присадкой. Мастера, специализирующиеся на данной марке силовых агрегатов, скорее всего смогут заранее назвать вам причину “жора”. Так что в данном случае не поскупитесь на диагностику.
Доливая моторное масло после подозрительно резкого падения уровня, замеряйте добавленное количество и запишите показания одометра. При следующем доливе высчитайте расход масла на 1000 км.
Сам виноват
Есть также несколько субъективных причин падения уровня масла. Например, уровень может заметно снижаться при длительном движении с большой скоростью, ведь на высоких оборотах масляный аппетит существенно растет, в особенности у некоторых моделей двигателей. А если вы долго не заглядывали под капот, а потом еще съездили в скоростном режиме в Одессу, Харьков или иной город, куда ведет двухполосная трасса неплохого качества, то последующий замер может показать тревожный результат.
Еще одна тонкость, независящая от состояния автомобиля – свойства определенных сортов моторного масла. Некоторые его сорта склонны к повышенному расходу на угар – и даже сами производители смазок не особо скрывают данный факт. Такова плата за высокую экологичность и экономичность того или иного современного двигателя. Можно попробовать перейти на масло той же вязкости и группы качества, но другой товарной линейки или другого производителя.
Рекомендация Авто24
Прежде чем готовить деньги на визит к специалистам, убедитесь, что повышенный расход действительно имеет место. Не паникуйте, долейте масло до уровня и проследите за ним регулярно и более внимательно. Замеры делайте на ровной площадке, желательно всегда в одном и том же месте, ведь даже небольшой уклон может искажать “показания” такого неточного прибора, как измерительный щуп.
Как следить за уровнем масла
Железный лязг и грохот из-под капота, «гирлянда» на приборной панели, масляный след на асфальте… Вот он, страшный сон водителя! Но с этими ужасами можно столкнуться и вживую, если упустить уровень масла. Разберемся, как правильно следить за ним.
Уровень масла
Про важность масла слышали все — оно защищает двигатель от износа, смазывая его детали. Для стабильной работы мотора нужно не только подобрать масло подходящей вязкости, но и следить за его количеством. Недостаток или избыток масла могут создать большие проблемы.
Низкий уровень моторного масла ведет к масляному голоданию: детали либо получают недостаточно смазки для корректной работы, либо не смазываются вообще. Растёт температура, увеличивается износ двигателя, возникает риск заклинивания поршней и клапанов.
Слишком высокий уровень масла тоже опасен. Многие автолюбители считают, что переизбыток смазки не вредит двигателю — кашу маслом не испортишь. Это не так. Масло выше уровня быстрее вспенивается и образует нагар в цилиндрах. Разрушаются прокладки и сальники, появляются течи, растёт нагрузка на масляный насос.
Вот почему важно следить за маслом в двигателе и регулярно проверять его уровень.
Датчик давления и красная лампа
Уровень масла влияет на его давление, которое измеряет специальный датчик в блоке цилиндров. По давлению можно косвенно судить и об уровне: при опасных значениях на приборной панели загорается лампа давления масла, знакомая каждому водителю — красная маслёнка.
Всегда проверяйте, работает ли масляный индикатор: он должен загораться вместе с другими лампами при включении зажигания и быстро гаснуть после запуска двигателя. Если маслёнки на панели нет, нужно искать причину — перегоревшую лампочку или неисправный датчик.
Если лампа давления масла зажглась на ходу, нужно немедленно остановиться и заглушить мотор. А лучше даже наоборот: заглушить двигатель сразу, включив нейтраль, и накатом ехать к обочине. Проверьте уровень масла — возможно, его недостаточно. Ехать дальше нельзя: придётся либо долить масло до нормы, либо вызывать эвакуатор.
Но полагаться только на лампочку не стоит, ведь с ней связан датчик давления масла, а не уровня. Исправный масляный насос способен поддерживать давление даже при опасно низком уровне, и индикатор будет предательски молчать. Или наоборот: маслёнка может моргать из-за изношенного насоса или некачественного фильтра при нормальном количестве масла. Поэтому нужно регулярно замерять его уровень вручную с помощью щупа.
Масляный щуп
«Моя машина не ест масло. Просто я часто его проверяю и вычерпываю щупом»
(Автомобильный юмор)
Масляный щуп — простой и проверенный временем инструмент для проверки уровня масла, который есть в любом двигателе. Он не зависит от датчиков и лампочек, а результат видно сразу.
На конце щупа есть риски. Нижняя (может быть обозначена MIN или LOW) соответствует минимальному уровню масла, верхняя (MAX или FULL) — максимальному.
Желательно проверять уровень масла щупом перед каждой поездкой — правда, мало кто из водителей так делает. Но заглядывать под капот хотя бы раз в неделю нужно. Не стоит ждать, пока загорится красная лампочка — может быть слишком поздно.
Как проверить уровень масла
Проверка уровня масла возможна двумя способами. В обоих автомобиль должен стоять на ровной поверхности с выключенным двигателем.
Проверка масла на холодном двигателе. Обычно масло замеряют именно так, до поездки. Это логично: проверил уровень с утра, и ездишь весь день спокойно. Но вот воспользоваться автозапуском, заведя машину из дома, не получится, что неудобно зимой. На этот случай есть второй способ проверки.
Проверка масла на горячем двигателе. Для замера после поездки нужно заглушить мотор и подождать 10–15 минут, чтобы масло стекло в картер. Так проверка будет более точной.
Порядок проверки уровня масла
- Подготовьте плотные салфетки или бумажные полотенца для протирки щупа. Влажные салфетки или ветошь, оставляющая катышки, не подойдут: нельзя, чтобы в двигатель попала грязь.
- Откройте капот и найдите масляный щуп. Обычно на его ручке написано Engine Oil.
- Достаньте щуп, протрите его салфеткой и вставьте обратно до упора.
- Повторно вытащите щуп и определите уровень масла по рискам. Масляный след должен находиться между ними, в идеале — посередине.
- Если результат получился смазанным (во всех смыслах), повторите два предыдущих пункта.
Точный алгоритм проверки уровня масла есть в инструкции к автомобилю.
Как долить масло или слить лишнее
Если уровень оказался ниже или выше нормы, заводить мотор нельзя. Сперва нужно долить недостающее масло, либо избавиться от лишнего.
Как правильно долить масло в двигатель
Для начала нужно найти то же масло, что уже залито в двигатель — параметры есть в сервисной книжке. Не стоит смешивать масла разных производителей и типов. Разумно сразу покупать масло с небольшим запасом, оставляя его на долив, либо возить отдельную «литрушку» на экстренный случай.
Открыв крышку масляной горловины (обычно на ней красуется маслёнка, цифра вязкости или надпись Engine Oil), вставьте воронку и заливайте масло маленькими порциями, регулярно проверяя уровень с помощью щупа. От верхней до нижней риски примерно 0,5–1 л масла, в зависимости от автомобиля.
Как правильно слить лишнее масло из двигателя
Чтобы откачать излишек масла, нужно посетить ближайшую аптеку — понадобится капельница и большой шприц. Шланг капельницы нужно отрезать по длине масляного щупа и надеть на носик шприца.
Достаньте щуп, вставьте в его горловину сделанный «специнструмент» и аккуратно откачивайте масло с помощью шприца. Не увлекайтесь: регулярно вытаскивайте шланг и проверяйте уровень с помощью щупа. Удаляйте масло до тех пор, пока в двигателе не останется нужное количество.
Только не выливайте масло из шприца на землю — слейте его в отдельную бутылку, чтобы утилизировать при следующем визите в сервис.
Утечки масла
Масло может не только сгореть в процессе работы, но и вытечь наружу, причём очень быстро. Поэтому, кроме замеров щупом, нужно обращать внимание на масляные пятна и подтёки.
Полезная привычка — бросить взгляд под переднюю часть машины перед поездкой. Если на асфальте чернеют свежие масляные пятна — убедитесь, что они не ваши. Откройте капот и внимательно осмотрите двигатель. Подтёки могут быть глубоко: на датчике давления масла, сальниках коленвала (переднем и заднем) или на самом блоке. Лучше вооружиться фонариком.
При малейших подозрениях проверьте масло щупом, прежде чем заводить машину. Долейте его до нужного уровня при необходимости. И срочно обратитесь в сервис, если нашли утечку — она может усилиться.
Если сальники просто «потеют», — масло не капает на землю, но покрывает двигатель черной «шугой» — можно на какое-то время отсрочить ремонт, или даже избежать его, залив «Антитечь». Это специальная присадка к маслу (герметик масляной системы), которая возвращает эластичность прокладкам и сальникам и устраняет течь.
Следуйте этим простым советам: регулярно проверяйте уровень масла, следите за красной маслёнкой на приборной панели, осматривайте автомобиль и не игнорируйте проблемы. Тогда водительские легенды-ужастики вас не коснутся.