Что происходит с двигателем при разрыве ремня грм

Разрыв ремня ГРМ: последствия и действия водителя

Разрыв ремня газораспределительного механизма довольно распространенное явление, которое может вылиться в поломку двигателя.

Катастрофических неприятностей можно избежать, если знать какие действия предпринимать в случае обрыва ремня ГРМ.

Основные задачи ремня ГРМ

В основные задачи ремня ГРМ входит контроль работы коленвала и распредвала, а также синхронизация работы поршней и валов. В итоге эта незамысловатая деталь влияет на работу всего транспортного средства.

При этом сам газораспределительный механизм подает топливно-воздушную смесь в моторные цилиндры и отводит отработанные газы.

Существует три модификации ремня ГРМ:

— из металлизированного материала на основе из резины

— в виде металлической цепи

Самым востребованным является вариант из металла и резины, так как относительно дешев, прост в эксплуатации и надежен.

Ремень ГРМ в виде металлической цепи представляет более сложную конструкцию, которая еще и довольно дорога.

Кожаные модификации ремня ГРМ быстро приходят в негодность.

Почему рвется ремень ГРМ

В основном ремень ГРМ рвется из-за ветхости, поэтому перед длительными путешествиями обязательно нужно проверять его состояние.

Наряду с этим к обрыву ремня ГРМ приводит попадание на него машинного масла или смазки, а также заклинивание ГРМ. В случае обрыва двигатель не заведется или будут слышны посторонние звуки.

При разрыве ремня клапаны и поршни мотора начинают двигаться хаотично: поршни каждый раз сталкиваются с клапанами и в итоге последние полностью могут выйти их строя, что приведет к поломке всего двигателя. В таком случае придется вызывать эвакуатор, чтобы доставить автомобиль к месту ремонта.

Мастера не советуют автомобилистам самим браться за ремонт ремня ГРМ, так как если водитель не обладает определенными навыками, экономия выйдет фейковой.

В пособиях по ремонту автомобилей отмечено, что если при разрыве ремня ГРМ погнулись только клапаны, то можно вздохнуть с облегчением — такой ремонт обходится не слишком дорого, в отличие от поломки поршней.

Что делать если ремень ГРМ порвался

Чтобы такая напасть, как разрыв ремня ГРМ не застал водителя в дороге, нужно регулярно менять его — оптимально каждые 80 тысяч км пробега, хотя в инструкциях к некоторым авто советуют это делать каждые 150 тысяч км. Стоимость ремонта будет зависеть не только от сложности поломки, но и от марки авто, а цена за ремонт начинается с 500 рублей и выше. Правда в эту сумму входит лишь замена ремня, а если сломался весь двигатель, то сумма увеличится значительно.

Чтоб не довести авто до поломки ГРМ нужно после покупки изучить инструкцию по эксплуатации машины, ежемесячно проверять состояние ГРМ и других деталей и узлов, иметь при себе номер телефона службы эвакуатора и возить с собой запасной ремень ГРМ.

Чем страшен обрыв ремня ГРМ?

Все используемые сегодня двигатели можно разделить в зависимости от способа привода ГРМ. У моторов премиум-класса такой привод выполняется цепным, что исключает необходимость сервиса и обслуживания этого узла. Однако большинство автопроизводителей для упрощения конструкции силового агрегата используют ременной привод ГРМ, что вынуждает автовладельцев постоянно выполнять обслуживание этого узла, заменяя как сам ремень, так и приводные ролики.

Привод ремня ГРМ отвечает за поднятие клапанов в цилиндрах, в зависимости от текущего положения коленвала. Соответственно, в том случае, если происходит обрыв ремня, то в двигателе движущиеся на огромной скорости поршни ударяются о закрытые клапана, разбивая их, что, в конечном счете, приводит к необходимости капитального ремонта. Многим автовладельцам известно, что именно восстановление двигателя после обрыва ремня ГРМ имеет высокую стоимость, поэтому все из нас стараются предотвратить появление таких поломок, своевременно осуществляя сервис двигателя.

В зависимости от своей конструкции ременной привод ГРМ может служить от 40 до 80 тысяч километров пробега автомобиля. Большинство автопроизводителей рекомендуют выполнять замену ремня ГРМ при пробеге в 50-60 тысяч километров. Превышать такой ресурс привода не стоит, так как в этом случае существует вероятность его обрыва, а последствия таких поломок будут неизменно печальными.

Сегодня отдельные производители указывают в сервисном регламенте замену привода ремня ГРМ раз в 5 лет или каждые 150 тысяч километров пробега. Однако большинство специалистов, которые занимаются ремонтом и обслуживанием двигателей, рекомендуют всё же выполнять такую процедуру при пробеге в 75 000 километров, используя исключительно качественные оригинальные запчасти для такой работы, в том числе сам ремень и все заменяемые ролики.

Экономить на качестве сервиса ремня ГРМ не следует. Сегодня в продаже можно найти различные китайские запчасти, которые не отличаются должным качеством. Соответственно, экономя на приобретении запчастей или выполняя такие работы с большим интервалом, вы неизменно рискуете. В итоге стоимость восстановления двигателя после таких поломок превысит 100 000 рублей и более. Не следует также менять лишь один ремень, оставляя на месте старые ролики натяжителей. Это неизменно приводит к различного рода поломкам, в том числе и заклиниванию силового агрегата.

Выполнять замену ремня ГРМ необходимо в том случае, если по каким-либо причинам производилось вскрытие двигателя и его ремонт. Дело в том, что в последующем после вскрытия двигателя обеспечить качественное натяжение механизма газораспределения будет затруднительно. Поэтому необходимо использовать новые запчасти, что позволит гарантировать беспроблемную эксплуатацию силового агрегата.

Чем опасен обрыв ремня ГРМ?

В том случае, если проскакивают зубья ремня или он вовсе ломается, то двигающийся в камере сгорания в верхней точке поршень догоняет не успевшие закрыться клапана. После чего двигатель ломается, необходимо менять поршни с клапанами, а стоимость такого ремонта будет чрезвычайно высока.

В последние годы многие автопроизводители стали выпускать двигатели, у которых на поршнях имеются небольшие выемки. Поэтому при обрыве ремня поршень не разбивает клапана, что в последующем избавляет от необходимости дорогостоящего капитального ремонта. Следует сказать, что наличие таких конструктивных особенностей двигателя существенно упрощает ремонт, фактически исключая необходимость капитального восстановления техники при обрывах привода газораспределительного механизма. В данном случае ремонт двигателя заключается в замене ремня и правильной настройке работы двигателя. Стоимость такого восстановления будет куда меньше, чем классический ремонт после соударения поршней с клапанами.

У дизельных силовых агрегатов часто используются специальные конструкции, которые позволяют несколько уменьшить повреждение двигателя при обрыве ремня ГРМ. У таких моторов при разрыве ремня поршень соударяется лишь с одним выпускным клапаном, что позволяет уменьшить повреждения силового агрегата. В зависимости от такта двигателя, на котором произошел обрыв привода, ремонт может заключаться лишь в замене одного поршня или поврежденного им клапана.

Степень повреждения автомобиля при подобных поломках может зависеть от характера обрыва. Не редкость ситуации, когда у некачественных ремней на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых условиях, стачиваются зубья на приводе, и газораспределительный механизм проскакивает на один или сразу несколько зубьев. При подобных поломках распределительный вал и коленвал могут вращаться, что несколько уменьшает степень повреждения силового агрегата. Ремонт в данном случае будет заключаться в замене клапанов и тарелок, а в случаях серьезных поломок требуется также менять головку блока цилиндров или головки поршней.

Спрогнозировать степень повреждения двигателя при обрыве привода газораспределительного механизма зачастую затруднительно. В каждом конкретном случае поломка будет индивидуальной, так как необходимо учитывать такт двигателя, обороты мотора, положения педали газа и степень разрыва или повреждения ремня ГРМ. У отдельных современных моторов имеются специальные системы, которые нивелируют повреждения двигателя, которые могут возникать в результате обрыва ремня газораспределительного механизма. Однако на большинстве автомобилей всё же используются стандартные силовые агрегаты, соответственно при подобных поломках отмечается полный клин двигателя и восстановление мотора будет иметь высокую стоимость.

Профилактика обрыва ремня ГРМ

Мастера на СТО рекомендуют в качестве профилактической меры использовать исключительно качественные оригинальные запчасти, своевременно выполняя соответствующий сервис двигателя. В данном случае автовладелец будет полностью уверен в том, что вероятность обрыва привода будет минимальной. Ни в коем случае не следует экономить на качестве запчастей, так как, сэкономив несколько тысяч рублей на работе или оригинальных роликах, можно в последующем оборвать ремень. Восстановление двигателя после таких поломок будет стоить вам несколько сотен тысяч рублей.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя ajt

Подведем итоги

Заклинивание двигателя, когда поршни ударяются о клапана, что происходит при обрыве привода газораспределительного механизма, — это чрезвычайно сложная и серьезная поломка, восстановление после которой относится к категории капитального ремонта. Избежать подобных проблем можно своевременным регулярным сервисом, заменой ремня и роликов натяжения. Также избежать проблем можно с двигателями, у которых имеется цепной привод или используется специальная конструкция, которая исключает соударение клапанов и поршней даже при обрыве механизма привода.

В чем опасность порвавшегося ремня ГРМ

Головка блока цилиндров (или ГБЦ) представляет важный элемент любой силовой установки. Это даже целый комплекс, включающий ряд узлов, деталей и механизмов для правильного функционирования фаз газораспределения. При этом связующим звеном между ГБЦ и блоком двигателя является ремень. Еще два десятка лет назад привод газораспределительного механизма (ГРМ) был цепным. Теперь же под капотом большинства автомобилей можно увидеть менее жесткую «цепь». Самая распространенная неисправность – это обрыв ремня ГРМ.

Большинство водителей закономерно опасаются последствий упомянутой проблемы. Особенно новичков интересует, могут ли погнуться клапана? Или неисправность приведет просто к гибели силового агрегата? Некоторые начинающие автолюбители отмечают становление машины колом и потом при разрыве изделия мотор не запустить, да и не рекомендовано это делать. Следует разбираться в этих моментах, чем собственно и займемся далее.

Первая необходимость

Присутствие ремня ГРМ не стоит недооценивать, ведь благодаря ему синхронизируется работа между распределительным и коленчатым валами двигателя внутреннего сгорания (ДВС). А ведь это изделие тоже можно считать расходником, как и сайлентблоки, масло и остальные материалы. Для правильного функционирования силовой установки важно вовремя открывать и закрывать клапана.

Когда изделие целое, то распредвал поворачивается в определено заданном темпе – то есть его обороты ровно в два раза меньше, нежели у коленчатого вала. При вращении распределительной оси в цилиндры поступает топливовоздушная смесь и выводятся отработавшие газы. При разрыве мягкого изделия весь этот слаженный процесс нарушается, что приводит к неутешительным последствиям и порой тяжелым для ДВС.

Ременная передача производителями была введена не просто так – такая мера позволяет выпускать более легкие и недорогие силовые агрегаты. К тому же существенно снижена шумность по сравнению с цепью. Однако рядовым потребителям приходится расплачиваться – ресурс мягкого полотна значительно меньше его цепкого аналога. Вдобавок нужно регулярно проверять его техническое состояние.

Последствия

Что происходит при обрыве ремня ГРМ? Такая проблема не сулит ничего хорошего, о чем нужно знать каждому водителю, особенно начинающим автолюбителям. Последствия этой поломки могут быть разными. Причем обойтись можно малой кровью, когда нужно просто срочно заменить деталь. Как худший вариант – не избежать капитального ремонта силового агрегата, включая восстановление работоспособности механизма.

Гнет ли клапана при обрыве мягкой «цепи»? Как раз на этот вопрос однозначного ответа не существует. Во многом все зависит от мотора и везения, а также своевременной реакции самого водителя. Степень тяжести поражения находится в непосредственной зависимости от конструктивных особенностей силовой установки. Иными словами, чем проще двигатель, тем меньше губительных осложнений для него. Можно даже не задумываться по поводу того, как гнет клапана. Это чистое везение, ведь в случае обрыва привода заменить остается лишь его.

Если по сути, то проблема выглядит в следующем: когда разрывается полотно, распредвал сразу же останавливает вращение, но коленвал еще в движении. Может случиться так, что «вентиль» в этот момент принимает положение открытия (или закрытия), то есть отстает от седла на определенное расстояние для впуска смеси или выпуска отработанных газов. И хорошо, если поршень при движении верх не столкнется с ним, в чем собственно и заключается везение.

Однако далеко не всегда получается обойтись «малой кровью – практически каждый современный силовой агрегат (в целях повышения мощности) оснащен многоклапанной системой, где не предусмотрены глубокие выборки под тарелки.

О том, что именно может произойти

При обрыве в режиме холостого хода под замену обычно попадает пара тройка деталей. Но если неисправность проявит себя на передаче, тогда придется менять их все. Однако опытные механики рекомендуют все же приобретать новый целый комплект клапанов.

Помимо этого, разрыв полотна может привести к лопанью направляющих втулок. В редких случаях от взаимодействия с клапаном разрушается сам поршень. Также бывают куда более серьезные ситуации:

  • лопаются направляющие втулки;
  • пробивание поршней;
  • прогиб всех клапанов.

В этом случае ремонт двигателя после обрыва ремня ГРМ обойдется существенно дороже. Как показывает статистика, вышеперечисленные последствия разрыва привода касаются преимущественно моторов японского производства:

  • DOHC Nissan.
  • Mazda.
  • Toyota.
  • Subaru.

Однако более серьезные осложнения затрагивают как раз дизельные моторы. В силу их конструктивных особенностей при обрыве мягкой «цепи» страдает целая цепочка:

  • распредвал;
  • подшипники распределительного вала;
  • толкатели;
  • шатуны.

А если разрыв произойдет на высоких оборотах, блок цилиндров полежит капитальному ремонту.

Симптоматика

Те водители, у которых еще пока мало опыта, зачастую не могут самостоятельно определить характер неисправности. В частности на обрыв привода оказывают следующие симптомы:

  • Глушение двигателя, который потом не запустить.
  • Слишком легко вращение коленвала.

Когда мотор уже не запускается, это свидетельствует о нарушении компрессии. Малоопытные автолюбители стараются всеми силами запустить мотор, разрежая тем самым аккумуляторную батарею. Однако такие усердия только вредят ДВС, что может закончиться дорогостоящим ремонтом.

В случае слишком легкой работы мотора компрессия вообще отсутствует и поршни уже ничего не удерживает.

Стоит при таких признаках обрыва ремня ГРМ открыть капот – с большей долей вероятности обнаружится его остатки. Тут еще стоит отметить, что если и планируется замена мягкого привода, то нужно обратить внимание на помпу, ролики, включая остальные детали механизма. Только так ресурс агрегата в целом продлится.

Что может служить причиной разрыва?

С тем, как определить, какие признаки указывают на проблему, мы уже ознакомились, теперь стоит понять, почему рвется полотно. Ведь не происходит же это ни с того ни с сего?! Да, у любого «технического недуга» имеется своя причина. И основная кроется как раз в недобросовестном отношении владельца к собственному автомобилю. Проявляется это в виде несвоевременном проведении замены изношенных деталей.

В среднем интервал замены привода находится в пределах 60 тысяч км пробега. И если впервые водители приезжают на СТО, то впоследствии могут просто забыть об этой процедуре. Также можно назвать и ряд других причин, почему рвется мягкое изделие. Приведем ниже еще несколько самых распространенных причин обрыва ремня ГРМ.

Качество

Надежность запасных частей во многом зависит от производителей. А поскольку привод обеспечивает правильное функционирование циклов работы двигателя, следовательно, на этой детали просто нельзя экономить! В противном случае, придется менять его чаще положенного срока. Здесь уместна народная мудрость про скупого, который всегда платит дважды.

Проблем с приобретением новой детали просто нет:

  • В среднюю ценовую категорию входят изделия под марками:
    • Балаково.
    • Bosch.
    • Lemforder.
  • Тем, кто ценит надежность можно обратить внимание на более дорогие изделия:
    • Gates.
    • Contitech.
    • Dayco.

Во избежание неприятностей с двигателем стоит приобретать продукцию от проверенных производителей. В этом случае можно избежать риска, когда гнет клапана при обрыве ремня ГРМ.

Неправильная операция

Как показывает практика, частые разрывы случаются спустя 1000 или 2000 км пробега, после предыдущей операции замены. Во много это объясняется банальным человеческим фактором – неправильная установка привода.

Доверять эту процедуру необходимо только опытным мастерам, после чего проверять состояние транспортного средства по завершению работ. Главное обратить внимание на звук, издаваемый мотором – изменился ли он в лучшую сторону, проверить состояние и положения полотна привода.

Проблема с роликами натяжения

Ролики служат для натяжения привода ГРМ и не позволяют ему соскользнуть, а также проскальзывать. Это своего рода подшипник, имеющий специальное покрытие. Сила натяжения имеет значение:

  • Если оно слабое привод проскальзывает, что отрицательно скажется на вспомогательных агрегатах.
  • В случае чрезмерной затяжки, изделие просто лопается и тогда звук при этом будет резким, что явно указывает на его обрыв.

Стоит отметить, что у любой детали свой срок службы и ролик не является исключением. Изношенная деталь начинает шуметь. Если проигнорировать данную проблему, то в скором времени полотно может испортиться.

Инородные тела

Как это ни парадоксально, но это тоже является причиной того, почему гнет клапана при обрыве расходника. Защитная крышка крепления нуждается в регулярном контроле технического состояния. В некоторых случаях на изделия попадает масло, загрязнения, что приводит к заклиниванию распредвала либо коленвала. В случае необходимости крышку стоит заменить.

Читать еще:  109 лошадиных сил это какой объем двигателя

Не соблюдение регулярности замены

Самая основная причина разрыва – это естественное старение детали. В среднем изделие способно продержаться на протяжении 60 000 км пробега (ранее уже было об этом упомянуто). По крайней мере, это относится ко многим автомобилям отечественного производства. У иномарок эта отметка заметно выше – до 150 000 км. Соответственно риск того, что начнет гнуть клапана при обрыве ремня ГРМ заметно ниже.

В любом случае у любой детали есть свой передел – изношенное изделие теряет свои функциональные качества и уже не способно выполнять свои обязанности. Самый распространенная ситуация – износ расходника.

Заклинивание помпы

Как показывает практика, в большинстве случаев данная поломка актуальна по отношении к отечественным транспортным средствам. А вот у автомобилей от зарубежных производителей такое случается крайне редко. Из-за заклинивания помпы рвется полотно привода, что требует срочной замены.

Какие действия нужно предпринять

Многих новичков интересует, что делать в случае разрыва полотна привода? Прежде всего, стоит готовиться к тому, что придется заменить не один клапан, а несколько, а то и все. В дальнейшем действия таковы:

  • Первое – поднять капот и заглянуть под защитную крышку. Для этого достаточно ее немного приподнять или же демонтировать ее.
  • Второе – оценить состояние полотна – оборванное изделие заметно сразу. Но если повреждение внизу, стоит провернуть коленвал вполоборота.
  • Третье – в случае обнаружение поломки машину следует транспортировать в гараж либо СТО.

Один важный момент касательно последнего. Если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией, то его нельзя брать на буксир – только эвакуатор.

Операция замены расходника

Процедура по замене ремня включает несколько этапов – купить необходимые детали, подготовить инструменты и собственно сам процесс. Кроме самого полотна рекомендуется заменить обводные ролики, включая натяжители.

При этом нужно убедиться в полной идентичности приобретаемых деталей, к ранее установленным изделиям. Для этого стоит предварительно демонтировать старые элементы и взять их с собой в качестве образца.

Инструменты

Из инструментов понадобится следующее:

  • монтировка;
  • несколько отверток;
  • пассатижи или плоскогубцы;
  • гаечные ключи, головки;
  • домкрат или яма.

Подготовив все самое необходимое можно переходить непосредственно к ремонтным работам.

Технология

Вся процедура замены ремня ГРМ после обрыва (когда не загибает клапана) представлена следующим образом:

  • Отсоединить минусовую клемму АКБ.
  • Получить доступ к приводу.
  • Совместить метки ГРМ.
  • Снять ролики с натяжителем.
  • Демонтировать неисправную деталь.
  • Очистить посадочные места.
  • Ставятся новые детали.
  • Заменить заодно и остальные расходники (к примеру прокладки).
  • Проводится сборка в обратном порядке.

Теперь автомобилем можно пользоваться, только не забывать следить за состоянием ремня и всего комплекса ГРМ. Также стоит обратить внимание на наличие попутных неисправностей. Если им имеет место, нужно устранить их, иначе ремонт окажет лишь кратковременный эффект.

Выставление меток

Перед заменой расходника важно обратить внимание на сохранение меток. Иначе придется потратить более часа на разборку настроек. В момент установки ремня важно обеспечить положение поршня в первом цилиндре в верхней мертвой точке (ВМТ). В этом случае он удален на максимальное расстояние от коленвала.

Как раз в этом положении выставляются метки, и только после этого допускается менять привод ГРМ. При этом количество рисок, а также их расположение зависит от типа силового агрегата.

Как выставить метки? Для этого нужно провернуть коленчатый вал посредством болта крепления шкива к нему. За сам шкив прокручивать коленвал нельзя! После выставления ВМТ можно приступать к замене полотна и затянуть натяжитель. В завершении стоит обязательно провернуть коленвал на несколько оборотов и проверить сбились ли риски. Если в этом есть необходимость, регулировку нужно повторить.

Цена вопроса

Сколько же будет стоить ремонт оборванного расходника? Если не произошло загиба клапанов и прочих негативных последствий, можно обойтись минимальными расходами. Если обойтись своими силами, то финансовые потери могут составить от 1000 до 3000 рублей. При обращении на СТО цену можно смело умножать на 1,5 или 2. В том случае, когда обнаружатся более серьезные неисправности двигателя, то ремонт обойдется в пятизначный ценник.

В качестве заключения

Чтобы понять, гнутся ли клапана или нет, достаточно обратиться к технической документации к двигателю от производителя. Тем не менее полной уверенности в том, что клапана останутся нетронутыми на основе визуальных и табличных данных не добиться. По этой причине лучше соблюдать меры профилактики, и регулярно менять ремень ГРМ в положенные сроки. Только так можно продлит двигателю жизнь, а также избежать серьезных последствий.

Обрыв ремня ГРМ: причины и последствия

Назначение ремня ГРМ

Ремень ГРМ – это важный элемент, отвечающий за синхронную и слаженную работу распределительного и коленчатого валов двигателя внутреннего сгорания. Деталь отвечает за функцию своевременного открытия и закрытия клапанов. Полностью исправный ремень поворачивает распределительный вал в строго заданном темпе – ровно в два раза медленнее, чем оборачивается коленчатый вал. В процессе вращения распределительного вала в цилиндры двигателя подается топливовоздушная смесь (ТВС), а отработанные газы выводятся через выхлопную систему. Обрыв ремня ГРМ сбивают весь нормальный цикл работы силового узла, и может привести к серьезным последствиям.

Ременной привод был внедрен производителями в целях выпуска более легких и дешевых автомобильных двигателей. Вместе с этим, в значительной степени был уменьшен шум работающего мотора. Но за все расплачивались рядовые потребители. Нововведения в плане установки ремня газораспределительного механизма принесли проблемы в обслуживании и замене. Эксплуатационный срок ременного привода гораздо ниже, и при его эксплуатации следует постоянно «мониторить» его состояние и натяжение.

Конструкторами подразумевалось то, что сам ремень механизма газораспределения должен одновременно обладать и высокой прочностью, которая близка к цепи, и быть вполне эластичным и износостойким. В результате конструкторских «потуг» и появилась трехслойная конструкция ремня ГРМ.

Периодичность замены ремня ГРМ

Даже если работа двигателя не вызывает нареканий, не забывайте о своевременной проверке состояния ремня ГРМ, ведь у него тоже есть предел износа. Узнать эту величину можно из технического паспорта автомобиля, но можно поступить гораздо проще: рекомендуется менять запчасть через каждые 50 тысяч километров пробега. Если вы купили подержанный автомобиль и не знаете, когда последний раз производили замену, осмотрите ремень визуально. Появление микротрещин на корпусе – это первый признак беспокойства.

При этом не паникуйте, ведь микротрещины не означают, что узел оборвется при первой же нагрузке. Внутри у него предусмотрена металлическая основа из тонких прутьев. Это позволяет выдерживать внушительные ударные нагрузки и не рваться продолжительный период времени. На некоторые модели автопроизводители устанавливают ударопрочные ремни с усиленным металлическим кордом. Таким образом, удается продлить срок эксплуатации примерно на 30 %.

Причины обрыва ремня ГРМ

Причин, побуждающих к обрыву ремня механизма газораспределения, существует несколько, и для их определения необходимо хотя бы немного разбираться в устройстве силового агрегата. Зачастую, с данной проблемой водители сталкиваются после замены ремня либо ремонта механизма газораспределения, который связан с заменой направляющих клапанных втулок.

Причины обрыва ремня газораспределительного механизма

Ремень ГРМ – один из основных элементов авто, который нужно своевременно и качественно обслуживать. При этом причины обрыва ремня ГРМ могут быть следующие:

Читать еще:  Двигатель citroen c3 picasso как у bmw

Несвоевременная замена узла. Как правило, производитель рекомендуют менять изделие уже через 60-70 тысяч километров. Но рекомендации могут отличаться – каждый производитель может указывать свои временные параметры, которые часто бывают больше или меньше упомянутого нами периода.

Неправильная эксплуатация. Ремень может оборваться не только из-за естественного старения, но из-за ошибок в эксплуатации всего узла. К примеру, если натяжители, ролики или помпа заклинят во время движения, то возникший импульс может привести к разрыву ремня ГРМ. Это на вид он крепкий и не рвется. Когда вращение коленчатого вала достигает 5-6 тысяч оборотов, любой резкий импульс может привести к непоправимым последствиям. Особое внимание нужно уделять натяжению ремня. Часто причиной разрыва является его перетяжка. С другой стороны ослабление натяжения может привести к аналогичной по последствиям проблеме – соскакиванию ремня с пазов шкива. Высока вероятность такой же ситуации и при наличии сильного люфта одного из шкивов. Вот почему так важно своевременно проверять натяжение ремня ГРМ и состояние всех элементов системы.

Попадание масла на поверхность. При появлении первых же следов масла или охлаждающей жидкости на ремне ГРМ, изделие необходимо менять. В противном случае возможна неэффективная работа всего газораспределительного механизма, проскальзывание ремня, его соскакивание со шкива и даже обрыв. Многие автолюбители делают большую ошибку – они просто стирают имеющееся загрязнение тряпкой и продолжают эксплуатировать автомобиль.

Как показывает практика, после попадания технической жидкости на текстуру ремня вывести ее уже невозможно. Резина буквально впитывает масло и теряет свои качества. Спастись можно только заменой.

Низкое качество изделия. При покупке ремня ГРМ на рынке «по дешевке» будьте готовы к «сюрпризам» в процессе эксплуатации. Учтите, что экономия в таком вопросе неизбежно приведет к еще большим затратам в будущем. Если уж и покупать детали для машины, то они должны быть оригинальными. В этом случае вы будете точно уверены в их качестве и заявленном сроке службы. Мастерам на СТО хорошо известны ситуации, когда из-за нескольких сотен рублей экономии владельцы авто выбрасывали в ремонт десятки тысяч. Это не удивительно, ведь ремень ГРМ низкого качества может не пройти и 20 тысяч километров. Поверьте, ездить и ожидать, что ремень в любой момент выдержит – удовольствие не из лучших.

Наружные повреждения. По причине естественного износа или низкого качества на ремне могут появиться различные дефекты, к примеру, углубления, трещинки, отслоение нитей на торцевой части изделия и так далее. Подобные дефекты невозможно и нельзя устранять. Единственный выход в этом случае – это установка нового ремня. Игнорировать проблему также не стоит, ведь на максимальной нагрузке даже небольшой дефект разовьется очень быстро и станет причиной разрыва ремня. Впоследствии можно долго себя винить за нерасторопность, но ведь прошлого уже не вернуть.

Суровый климат и активная езда. Учтите, что эксплуатация авто в условиях слишком низких или, наоборот, слишком высоких температур требует особого подхода к ремонту. В частности, резкие и частые изменения температурного режима могут быстрее износить ремень ГРМ, а особенно, если он имеет низкое качество. Как следствие, замену лучше производится намного чаще, чем рекомендует сам производитель.

Признаки обрыва ремня ГРМ

В большинстве случаев при обрыве ремня ГРМ раздается хлопок, и двигатель глохнет, хотя все остальные автомобильные элементы продолжают функционировать нормально. Повторный завод мотора в таком случае чаще всего сопровождается металлическим стуком и легкостью вращения стартером, из-за отсутствия компрессии в цилиндрах. Хотя при наличии любых подозрений возможный разрыв изделия делать повторный запуск двигателя до осмотра не стоит.

При возникновении первых подозрений на обрыв ремня ГРМ следует остановить автомобиль и приподняв капот осмотреть, в каком состоянии находится ремень, если есть такая возможность с быстрым доступом, как правило, такой возможности нет.

В наиболее тяжелых случаях при повторной заводке может быть слышен металлический стук где-то в области двигателя. В момент самого обрыва ремня можно услышать резкий характерный хлопок (но при включенной магнитоле его можно и не заметить).

В противном случае вам придется узнать, гнутся ли клапана при обрыве ремня ГРМ и какие еще могут быть «сюрпризы».

Последствия обрыва ремня ГРМ

Самое страшное в рассматриваемой нами проблеме – это возможные последствия обрыва ремня ГРМ. А они могут быть различными, начиная с необходимости обычно замены ремня ГРМ до капитального ремонта двигателя и восстановления газораспределительного механизма. Здесь много зависит от двух факторов – двигателя, своевременной реакции и везения. Самая сложная ситуация, когда из-за обрыва ремня ГРМ гнутся клапана.

Последствия обрыва ремня ГРМ зависят напрямую от конструкции силового агрегата. По сути, чем проще устроен двигатель, тем выше вероятность того, что при обрыве ничего не повредится. В случае если на двигателе в положении верхней мертвой точки поршень клапана в открытом положении не достает до днища поршня, то можно считать, что это везение – в случае обрыва придется менять только сам ремень. Но не всегда получится отделаться так легко. Нынешние многоклапанные двигатели направлены на повышение мощностных характеристик и они лишены достаточно глубоких выборок под клапанные тарелки. В результате, когда обрывается ремень ГРМ, положение газораспределительных валов останавливается в той точке, что была в момент обрыва. Коленвал, который раскручен маховиком, в силу своего инерционного движения еще вращается и встречается с поршнем. Самое простое, что может произойти вследствие этого, – загиб клапанов. В данном случае необходимо демонтировать головку блока.

Если ремень ГРМ оборвался на холостых оборотах, тогда потребуется, как показывает практика, замена всего пары-тройки клапанов, а если на передаче, тогда уже, скорее всего, всех. Но опытные механики в любом случае рекомендуют полную замену всего комплекта клапанов. Однако могут лопнуть и направляющие втулки, что грозит ремонтом блока цилиндров либо его заменой. Реже, даже от удара головок о поршень, второй разрушается. Бывает и так, что оборванный на высокой скорости ремень способствует загибанию всех шестнадцати клапанов, лопанью втулок и сквозному пробиванию поршней осколками. В таком случае ремонт силового агрегата будет очень дорогостоящим. Моторная статистика показывает, что некоторые двигатели склонны получать вышеописанные повреждения при обрыве ремня газораспределительного механизма, и в основном это агрегаты от японских производителей. Лидируют здесь DOHC Nissan, Mazda, Toyota, Subaru и прочие. Но наиболее серьезные последствия разрыва ремня механизма газораспределения проявляются у дизельных двигателей. Вследствие своей специфической конструкции, в положении верхней мертвой точки клапаны почти не имеют ход, поэтому происходит разрушение целой цепочки деталей сразу: распределительный вал и его подшипники, толкатели и деформация шатунов. А обрыв на высокой частоте вращения силового агрегата грозит даже капитальным ремонтом блока цилиндров.

Что делать, чтобы избежать обрыва ремня ГРМ? Серьезной неприятностью для каждого автовладельца является момент обрыва ремня газораспределительного механизма. В данном случае можно сказать с полной уверенностью о том, что придется восстанавливать не один погнутый клапан. В зависимости от того, какими конструктивными особенностями обладает силовой агрегат, их количество может варьироваться, и не факт, что в сторону убывания. Так, в шестнадцати клапанных двигателях случается, что выходит из строя 75% клапанов, то есть целых 12! Продолжать поездку с такой катастрофической неисправностью силового агрегата попросту невозможно. Еще хуже, когда обрыв ремня газораспределительного механизма влияет на работу поршневой системы. В этом случае гарантирован дорогостоящий ремонт и много потерянного времени на полное восстановление двигателя и работоспособности всего автомобиля в целом. Поэтому ни в коем случае не доводите свой автомобиль до состояния возникновения такой ситуации. А для этого необходимо соблюдать несколько определенных процедур, благодаря которым Вы, как правило, избавите себя от неприятности обрыва ремня механизма газораспределения. Соблюдайте их, и Вы не только избежите колоссальных вложений в ремонт своего автомобиля, но и существенно сэкономите себе время и нервы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector