Что ракеты газотурбинного двигателя

НПО «Сатурн» и АО «ОМКБ» будут вместе делать двигатели для крылатых ракет

Программа малоразмерных газотурбинных двигателей НПО «Сатурн» и АО «Омское моторостроительное конструкторское бюро» (АО «ОМКБ») будет развиваться под руководством НПО «Сатурн».

Начиная с апреля 2017 года, НПО «Сатурн» стало управляющей организацией АО «ОМКБ». Тесное взаимодействие НПО «Сатурн» и АО «ОМКБ» позволит обеспечить серийный выпуск продукции, успешное решение других задач, стоящих перед коллективами рыбинского и омского предприятий.

В конечном итоге происходящие изменения нацелены на экономию государственных ресурсов, на совместное создание продукта, оптимизацию его экономических характеристик. Будут консолидированы усилия как конструкторских служб ОМКБ и НПО «Сатурн», так и производственных. Между предприятиями всегда существовало тесное взаимодействие в области производственной кооперации по изготовлению деталей и сборочных единиц, также реализуется программа консолидации закупок комплектующих изделий, материалов и заготовок.

Безусловно, плюсов интеграции множество. В НПО «Сатурн» создана мощная производственная база, ОМКБ сильно в конструктивном и технологическом понимании процесса. В то же время в рамках тесного сотрудничества с НПО «Сатурн» Омское КБ получило толчок к развитию: вводятся новые производственные мощности, строятся новые цеха, инвестируются средства в оборудование.

В советские годы в нашей стране разработкой малоразмерных двигателей занимались два конструкторских бюро. Это Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» (АМНТК «Союз») – в ту пору его возглавлял академик Олег Николаевич Фаворский и Омское моторостроительное конструкторское бюро, под руководством Виктора Степановича Пащенко. Этими КБ были разработаны два двигателя, один из них, продукт «Союза», назывался изделие «95» (двигатель Р95-300) * , другое, омское, – изделие «36» (двигатель ТРДД-50) ** .

Перед Министерством авиационной промышленности (МАП) возникла дилемма — какому из этих двух двигателей дать «зелёную дорогу». Вопрос был поставлен на обсуждение в научно-техническом совете МАП. С одной стороны, ТРДД-50 превосходил конкурента по живучести, с другой, по вине этого двигателя окончились неудачей несколько испытательных пусков. В итоге на совете было принято решение о запуске в крупносерийное производство «изделия 95», закрыв таким образом дорогу в жизнь на многие годы двигателю ТРДД-50.

С распадом СССР единственный производитель двигателя Р95-300 остался на Украине. В связи с этим было решено возобновить выпуск «изделия 36» для замены исчерпавших ресурс Р95-300 и оснащения новых крылатых ракет. И тогда в конце 1990-х годов рыбинскому заводу было поручено освоить серийное производство подобной продукции и начать разработку дальнейших модификаций для различного типа крылатых ракет. В ОМКБ в 90-х годах благодаря усилиям Валентина Григорьевича Костогрыза удалось сохранить конструкторскую школу. И в сотрудничестве с екатеринбургским КБ «Новатор» на базе ранее имеющихся разработок создать новое изделие для современного ракетного комплекса.

НПО «Сатурн» исторически выполняло работы, направленные на обеспечение безопасности нашей страны. Одним из самых динамично развивающихся направлений деятельности компании является разработка, модернизация и серийное изготовление малоразмерных двигателей – газотурбинной техники для беспилотных летательных аппаратов. БПЛА становятся все более востребованными в различных областях применения. Темпы развития данного направления стремительно растут.

Заказчики ставят перед двигателистами новые, все более сложные задачи. Основными требованиями к двигательным установкам являются минимальные габариты и масса, высокая экономичность и значительный ресурс. В свое время, в соответствии с государственной политикой по переходу на отечественные двигатели для крылатых ракет НПО «Сатурн» успешно реализовало программу импортозамещения малоразмерных газотурбинных двигателей, были разработаны и поставлены на серийное производство несколько модификаций отечественных двигателей для оснащения крылатых ракет стратегического и оперативно-тактического назначения, воздушного и морского базирования.

Научно-технический потенциал предприятия и освоенные технологии разработки и производства малоразмерных двигателей позволяют разрабатывать двигатели для самых разнообразных БПЛА в интересах российских заказчиков, а также выполнять работы по адаптации и поставке изделий для летательных аппаратов инозаказчиков. В 2013 году в НПО «Сатурн» была завершена разработка и успешно проведены государственные испытания нового малоразмерного двигателя для БПЛА. Акт государственных стендовых испытаний утвержден заказчиком, и двигатель постановлен на серийное производство.

За последние несколько лет в рамках долгосрочных контрактов на поставку серийных изделий НПО «Сатурн» значительно увеличило объемы поставок малоразмерных двигателей, вышло на производство, сравнимое с объемами советского периода. Развитие серийных программ НПО «Сатурн» нацелено на увеличение пропускной способности производства и снижение себестоимости изготовления продукции. С целью консолидации усилий по разработке и серийному изготовлению двигателей для БПЛА инициированы процессы объединения НПО «Сатурн» и АО «ОМКБ».

АО «Омское моторостроительное конструкторское бюро» организовано в 1956 году для создания малоразмерных газотурбинных двигателей. С 1957 года предприятием проводились работы по разработке, изготовлению и испытаниям двигателей: ГТД-1, ГТД-5 (энергоустановка), ГТД-3, ГТД-3Ф, ГТД-3М с редуктором РВ-3М, РВ-3Ф для вертолета Ка-25, ТВД-10 для самолета МВЛ Бе-30, ТВД-10М для корабля на воздушной подушке, ТВД-10Б для пассажирского самолета МВЛ Ан-28, ТВД-20 для одномоторного самолета Ан-3 и модификации этого двигателя для самолета Ан-38-200. Созданы вспомогательная силовая установка ВСУ-10 (ВГТД ВСУ-10) для аэробуса Ил-86, ВСУ-10-02 – для Ил-96-300, Ил-96-300ПУ(М) и Ил-96-400Т, турбовальный двигатель ТВ-О-100 для вертолета Ка-126 и блок слежения (БС) унифицированного подвесного агрегата заправки (УПАЗ) для воздушных топливозаправщиков. Проведены работы по созданию вспомогательного газотурбинного двигателя ВГТД-43, предназначавшегося для среднемагистральных самолетов типа Ту-204.

Система автоматического управления двигателя ЗФ для палубного вертолета Ка-25 стала первой системой ОМКБ, внед­ренной в серийное производство. Эти агрегаты эксплуатируются уже более сорока лет, но до сих пор не уступают современным образцам по точности оборотов в спарке. Много труда и времени было потрачено на создание агрегатов для самолета вертикального взлета и посадки Як-38. Этими самолетами были оснащены первые авианесущие корабли СССР.

Предприятие занимается созданием малоразмерных турбореактивных двигателей. Последняя разработка – турбореактивный двигатель ТРД-500. Конструкторское бюро имеет опыт создания газотурбинных наземных установок, турбостартеров и воздушных турбин. На предприятии созданы приборы, установки, устройства для совершенствования производственной и экспериментальной баз, испытательного комплекса.

Основными направлениями деятельности ОМКБ в настоящее время являются:

– серийное производство турбореактивных двигателей собственной разработки;

– ремонт и оценка технического состояния для установления возможности поэтапного достижения установленных ресурсов и сроков службы двигателя ТВД-10Б;

– авторское сопровождение производства, ремонта и эксплуатации двигателей ТВД-20, ВГТД ВСУ-10, блока слежения УПАЗа;

– оценка технического состояния для установления возможности поэтапного достижения установленных ресурсов и сроков службы двигателей ТВД-20 и ВГТД ВСУ-10;

– расчетно-конструкторские и экспериментальные работы в области разработки и сертификации малоразмерных газотурбинных турбовинтовых и турбовальных двигателей мощностью до 2000 л. с. и турбореактивных с тягой 250–600 кгс;

– на производственной базе предприятия осуществляется выпуск широкого спектра деталей для всей номенклатуры двигателей, изготавливаемых и ремонтируемых ОМКБ. Одним из основных направлений дальнейшего развития предприятия является создание в АО «ОМКБ» современного испытательного комплекса для малоразмерных ГТД.

* Изделие «95» (Р95-300) — короткоресурсный двухконтурный турбореактивный двигатель. Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.

Технические данные Р95-300:

Максимальная тяга — 400 кгс.

Диаметр — 315 мм.

Сухой вес — 95 кг.

Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин).

** Изделие «36» (двигатель ТРДД-50) — малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения. Название является аббревиатурой от слов «ТурбоРеактивный Двухконтурный Двигатель». Применяется в качестве маршевого двигателя в составе крылатой ракеты авиационного или морского базирования.

Технические данные ТРДД-50:

Максимальная тяга — 450 кгс.

Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.

Диаметр — 330 мм.

Сухой вес — 82 кг.

Используемое масло — ВТ-301.

Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Первый полет МС-21 О перспективах самолетостроения Самолет МС-21 Самолет Ил-76МД-90А

«Триумф» Арктики: С-400 готовят к полярным холодам

«Триумф» осваивает сверхнизкие температуры. Минобороны начало испытания «полярного» С-400. Это модернизированная для работы в сложнейших климатических условиях система ПВО. Начинка усовершенствованной боевой машины надежно защищена от отрицательных температур. С-400 получил дополнительную систему поддержания микроклимата, работающую от независимых газотурбинных двигателей. Она обеспечивает электроэнергией бортовые системы, а также запускает основные двигатели тягачей даже при температуре от -60 до -70 градусов.

Читать еще:  Характеристика двигателя ява 640

В Минобороны «Известиям» рассказали, что был разработан и сейчас проходит испытания комплект «полярной» системы ПВО зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф». Пункт боевого управления (ПБУ), многофункциональная радиолокационная станция для подсветки целей (РЛС) и пусковые установки системы ПВО получили специальное шасси МЗКТ-7930 «Астролог». Кроме того, каждая машина С-400 оснащена вспомогательными газотурбинными установками (ГТД). Они предназначены для запуска основного двигателя тягача, независимого обогрева кабины, ракет и электронных систем. В отличие от традиционных двигателей внутреннего сгорания и дизелей в ГТД сжатый атмосферный воздух из компрессора поступает в камеру сгорания. Туда также подается топливо, которое, сгорая, преобразуется в механическое движение вала турбины. Поэтому газотурбинные двигатели оптимальны для работы при отрицательных температурах.

Для полярного варианта С-400 «Триумф» был выбран тягач «Астролог» с колесной формулой 8х8. Он отличается высокой проходимостью. «Астролог» давно себя зарекомендовал как надежная платформа для мощных систем вооружения. Сейчас на нем монтируют пусковые установки и радары оперативно-тактических ракет комплексов «Искандер», береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион», а также реактивных систем залпового огня «Ураган-1М» и отдельных модификаций С-400.

Новые ГТД устанавливаются сзади кабины тягача. Расположение выбрано неслучайно — здесь, как правило, располагаются электронные блоки, которые требуют дополнительного обогрева. Эти двигатели также смогут отапливать кабины личного состава при выключенном основном обогреве. Кабина водителя, а также блоки, где сосредоточена электроника систем ПВО, будут дополнительно утеплены теплоизолирующими материалами. Кроме того, подогрев получат непосредственно пусковые установки зенитных ракет.

Менее мощная независимая установка поможет серьезно сэкономить топливо, что повысит автономность С-400. Личному составу, находясь на боевой позиции, не придется гонять прожорливый дизель «Астролога». При необходимости независимый ГТД поможет тут же завести основной двигатель тягача. Этот бонус, безусловно, понравится полярным зенитчикам.

— Армейские шутки про энергичные танцы вокруг заглохшего на морозе двигателя возникли не на пустом месте, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — У военной техники при длительной стоянке в местах с температурой ниже -15 градусов зачастую возникают проблемы с запуском даже дизельных двигателей. Поэтому на танках, БМП и грузовиках зачастую просто не глушат силовые установки. Иначе их потом не запустить. А в полевых условиях нет теплых стоянок, куда можно отбуксировать технику и отогреть.

Поддержание постоянного температурного режима сможет продлить срок службы основных двигателей и компонентной базы «Триумфа», рассказал «Известиям» генерал-лейтенант запаса, бывший заместитель главкома ВВС по вопросам объединенной системы ПВО стран СНГ Айтеч Бижев.

— Электроника не любит скачков температуры, — отметил он. — Поэтому в блоках, где есть электроника, надо поддерживать постоянную температуру. Важно и то, что новые ГТД обеспечат быстрый запуск основных двигателей и помогут зенитной системе без промедления войти в рабочий режим.

Ранее сообщалось, что комплексы С-400 размещают в Арктике с 2015 года.

Отечественные системы ПВО постоянно совершенствуются. Для зенитных комплексов «Полимент-Редут», находящихся на вооружении кораблей ВМФ, разрабатываются новые дальнобойные сверхзвуковые управляемые ракеты. Предположительно они будут способны поражать аэродинамические цели на расстоянии до 400 км и высоте до 35 км. Ожидается, что испытания пройдут уже в этом году.

Двигатель НК-33 готовят к серийному производству

Российские и американские конструкторы строят амбициозные планы использования советского двигателя НК-33 на современных ракетах. На заводе «Кузнецов» думают над восстановлением его серийного производства, говорится в публикации «Независимой газеты».

Исполнилось 45 лет с момента первого старта знаменитой советской ракеты Н-1. Ее собственная судьба оказалась печальной. А вот ее двигатели продолжают жить. Более того, шаг за шагом укрепляют успех отечественной космонавтики как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В 2013 году двигатели НК-33 трижды использовалась при запуске новых ракет – российской «Союз-2-1в» и американской Antares. Благодаря этим удачным стартам, у двигателей НК-33 появилась перспектива восстановления в серийном производстве. А ведь 40 лет назад их чуть было не уничтожили – из-за закрытия в СССР лунной программы.

В 60–70-х годах прошлого века у Сергея Королева и его коллектива возникла идея построить ракету для полета на Марс. Потом цели были пересмотрены, и конфигурацию ракеты изменили под задачи «лунного» проекта.

«Для полета в космос нужны были двигатели с высокой степенью эффективности, надежности, с большой отдачей каждого килограмма топлива в тягу, – говорит главный конструктор ракетных двигателей ОАО «Кузнецов» Валерий Данильченко. – Королев считал, что для этого требуется реализовать замкнутую схему двигателя, чтобы все топливные компоненты поступали через камеру сгорания, создавали повышенный удельный импульс».

Сергей Павлович начал искать конструктора, который бы смог приступить к подобной разработке. Общался он и к авиаконструктору Андрею Туполеву. Но в итоге работать над проектом было предложено конструктору авиационных двигателей – Николаю Кузнецову.

«Особенностью Николая Дмитриевича Кузнецова было то, что он, помимо конструкторского таланта, оставался и великолепным организатором – создал уникальный коллектив, который с полной отдачей работал над поставленной задачей, – вспоминает начальник отдела опытно-конструкторского бюро ОАО «Кузнецов» Александр Иванов. – Узлы двигателя создавались командой специалистов, которые работали до этого над авиационной газотурбинной техникой, именно это определило его особые свойства».

В конструкторском бюро на предприятии под названием «Почтовый ящик 276», которое специализировалось на разработке авиационных моторов, шло создание двигателей, которые затем серийно производились на заводе № 24 имени М.В. Фрунзе. Конструкция НК-33 проста, но обеспечивает высокую надежность. Минимальная стоимость подготовки производства и изготовления при высокой надежности и простоте конструкции – до сих пор один из главных секретов востребованности НК-33.

В 1974 году «лунная программа» была закрыта. Это чуть не привело к трагедии – созданную партию НК-33 было приказано уничтожить. Кузнецову еле удалось их спасти.

То, что произошло спустя 40 лет, символично, ведь фактически состоялся отложенный триумф уникального двигателя. В 90-е годы НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес отечественных и зарубежных партнеров. И у двигателя началась новая жизнь.

В 1992 году российские специалисты совместно с американской двигателестроительной компанией Aerojet Rocketdyne подписали протокол о применении НК-33 на ракетах-носителях США. Причем подписывал соглашение еще сам Кузнецов.

Прошло 15 лет, прежде чем и отечественные заказчики обратились к разработке. Американский и российский проекты вышли на стартовую линию практически одновременно.

2013-й стал важнейшим с точки зрения реализации работы по НК-33. В апреле прошлого года в США два модернизированных двигателя НК-33 обеспечили первый успешный старт ракеты Antares. Второй ее запуск состоялся 18 сентября – на МКС был доставлен груз для экипажа станции. А 28 декабря 2013 года двигатели НК-33 обеспечили старт новейшей российской ракеты легкого класса «Союз-2-1в».

Американцы обратили внимание на НК-33 по нескольким причинам.

Во-первых, он сохранился в материальном заделе, вследствие чего не требовал большого срока воспроизводства. На отработку такого проекта с нуля ушло бы много времени. А ракета Antares, по сути, была создана за пять лет – фантастически короткий срок. «Работы по американской ракете-носителю начались в 2008 году, а в 2013-м мы уже осуществили старты, – отмечает исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин. – НК-33 дождался своего космического полета».

Во-вторых, двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность – 999,4. «Николай Дмитриевич Кузнецов в свое время решил это доказать, – рассказывает Александр Иванов. – Были проведены длительные испытания до отказа. НК-33 отработал без съема со стенда 16 пусков, наработал 15 тысяч секунд».

В-третьих, особенности конструкции. Умеренное по сравнению с аналогами давление в камере сгорания двигателя НК-33 (150 атмосфер) позволяет с высокой степенью безопасности использовать его в пилотируемой космонавтике.


Фото Vitaly V Kuzmin

Разработчики НК-33 возлагают большие надежды на проект его возрождения. «Нашему коллективу крайне важно, чтобы НК-33 был востребован и в России, – делится Александр Иванов. – Я часто говорю нашей молодежи: когда мы уйдем, вы будете работать с этим изделием еще долго – это источник для многих технических решений. Существующие ракетные двигатели вышли на предел своих энергетических характеристик. У НК-33 огромное будущее, и работы по его модернизации и восстановлению в серийном производстве имеют огромное значение».

Читать еще:  Что означает мощность двигателя внутреннего сгорания

Мечта заводчан – добиться пуска НК-33 в серию. «Мы сохранили двигатель в чертежах и товарном заделе, – говорит конструктор Данильченко. – И сегодня наша цель – восстановить его серийное производство. Эта работа уже началась. Реализуется она руками молодых специалистов на современном оборудовании».

Поскольку на ракетные двигатели есть спрос, на ОАО «Кузнецов» уже сформирован график восстановления их производства. «В настоящий момент вопрос воспроизводства двигателя мы решаем совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией, куда входит предприятие. Мы говорим о начале поставок новых двигателей с 2017–2018 года, – отмечает Якушин. – С учетом прогноза востребованности изделий, к 2020 году мы должны выйти на уровень производства 15–20 двигателей в год».

Есть у завода и другой перспективный проект – НК-39, еще один «лунный» двигатель. Объект пристального внимания со стороны европейских заказчиков. Но об этом речь впереди.

ОАО «Кузнецов» – одно из крупнейших предприятий авиационного и космического двигателестроения. Входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации».

«Объединенная двигателестроительная корпорация» – интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космические программы, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. Объединяет более 85% ведущих предприятий отрасли.

События, связанные с этим

Antares с российскими двигателями стартовал успешно

Министерство образования и науки Калужской области

  • ГЛАВНАЯ
  • >
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
  • >
  • НАУКА

  • МЕРОПРИЯТИЯ

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский [5(17).9.1857 — 19.9.1935] — российский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 году назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. В 1880-81 годах написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

Основные работы Циолковского после 1884 года были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 года он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.

В 1892 году Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области — созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом.

Циолковский построил в 1897 году первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел.

В 1932 году он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями. Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались Циолковским еще в 1883 году, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к 1896 году. Только в 1903 году ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших продолжениях ее (1911, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926-29 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел (приближенно) влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

К.Э. Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли (ИСЗ) — и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве и др.

Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении.

Циолковский — первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства. Он автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.

При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Циолковский в 1932 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. В связи со 100-летием со дня рождения Циолковского в 1954 году АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники ученому; создан мемориальный Дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.

В Калужской области в 1996 году в память о выдающемся ученом и в целях поддержки научных исследований в области технических, естественных и гуманитарных наук, изучения научного наследия и развития идей К.Э.Циолковского постановлением главы администрации – Губернатором Калужской области учреждены премии и стипендии имени К.Э. Циолковского. Это одни из самых первых и престижных наград области за успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности.

Ежегодно на конкурсной основе присуждаютсядве премии им. К.Э. Циолковского в размере 50000 рублей каждая победителям конкурса среди ученых или коллективов ученых и шесть стипендий им. К.Э. Циолковского:

две стипендии в размере 3000 рублей — победителю конкурса среди аспирантов;

две стипендии в размере 2000 рублей — победителю конкурса среди студентов вузов;

две стипендии в размере 1000 рублей — победителю конкурса среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального и начального профессионального образования, общеобразовательных учреждениях.

Премии вручаются в виде единовременной выплаты.

Стипендии выплачиваются ежемесячно с 1 сентября по 31 августа текущего учебного года.

По традиции областные премии и стипендии им. К.Э. Циолковского торжественно вручаются победителям конкурса в канун дня рождения великого ученого на пленарном заседании ежегодно проводимых в Калуге Научных Чтениях памяти К.Э. Циолковского.

Что ракеты газотурбинного двигателя

4‘ 2005 _______________________

Аннотации статей

ПРОЕТИРОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Читать еще:  Шаговый двигатель аналоговая схема управления

Л. В. МОРОЗОВ,
канд. техн. наук
(СГАУ, Самара)

Маневрирование в вертикальной плоскости буксируемого на тросовой связи летательного аппарата

Рассматривается равновесное состояние движения малоразмерного летательного аппарата на гибкой тросовой связи с горизонтально летящим самолетом-носителем. Определены условия и возможности вертикального перемещения материальной точки и гипотетического аппарата с аэродинамическими характеристиками.

УДК 629.7.048.7 (075.8)

А. В. ЧИЧИНДАЕВ
канд. техн. наук
(НГТУ, Новосибирск)

Особенности теплопередачи в компактном тепло-обменнике при фазовых переходах в теплоносителях

Рассматривается двухмерная численная модель компактного теплообменника с двухфазными теплоносителями в холодном и горячем трактах. Модель учитывает особенности тепломассообмена и изменение коэффициентов теплоотдачи на начальных участках теплообменных каналов. Приведены результаты численного исследования теплопередачи в теплообменнике-конденсаторе.

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

В. Д. Барсуков,
докт. техн. наук,
С. В. Голдаев,
канд. техн. наук,
Е. А. Козлов,
докт. техн. наук
(НИИ ПММ, Томск), Н. А. Обухов,
докт. техн. наук
(ГРЦ, Миасс)

Анализ модельного варианта начального движения ракеты при запуске из затопленной шахты

Приведены результаты расчета баллистических и кинетических характеристик модельного варианта начального движения ракеты с водозаполненным РДТТ при запуске из затопленной шахты подводной лодки. Показано, что реализация рассматриваемой схемы старта обеспечивает плавный разгон ракеты, вдвое уменьшает время пребывания «горячего» двигателя в пусковой шахте и понижает интенсивность теплового воздействия продуктов горения на корпус ракеты.

Т. З. Гимадиева,
ст. науч. сотр.
(НИИ АУС, Феодосия)

Моделирование наведения управляемой парашютной системы при наличии априорной информации о ветре

Предложен алгоритм наведения планирующей парашютной системы с приземлением против ветра при априорно известной информации о профиле ветра на участке предпосадочного маневрирования. Приводятся примеры расчетов.

В. С. Моисеев,
докт. техн. наук,
И. П. Ультриванов,
канд. техн. наук,
И. В. Матвеев,
аспирант (КГТУ – КАИ) ,
В. И. Овчинников,
зам. гл. конструктора
(ОАО «КВЗ», Казань)

Об одном подходе к выбору законов управления учебно-тренировочным вертолетом

Предлагается метод формирования законов управления учебно-тренировочным вертолетом, позволяющий имитировать выбранный участок траектории движения винтокрылой машины. Приводится пример решения задачи при моделировании вертикального взлета вертолета.

С. Е. Сомов,
аспирант (СГАУ, Самара)

Динамика успокоения упругого спутника при широтно-импульсной модуляции управления двигателями

Рассматриваются проблемы синтеза дискретных алгоритмов широтно-импульсного управления реактивными двигателями при начальном успокоении упругого космического аппарата. Представлены результаты динамического исследования в этом режиме спутника связи «SESAT» с крупногабаритными панелями солнечных батарей.

АЭРО- И ГАЗОДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

В. Г. Гумеров,
канд. техн. наук (СГАСУ),
А. В. Гумеров,
инженер-конструктор
(«ЦСКБ-Прогресс», Самара)

Расчет обтекания тел вращения методом сосредоточенных вихрей

Получены полуэмпирические зависимости изменения точек отрыва потока от времени при поперечном обтекании кругового цилиндра. Представлены результаты расчетов поперечного обтекания кругового цилиндра и пространственного обтекания цилиндрического тела с оживальной носовой частью под углом атаки 55°. Описывается выбор значений свободных параметров при расчете процесса образования вихревого следа.

Н. И. КЛЮЕВ,
докт. техн. наук,
Е. А. СОЛОВЬЕВА,
аспирант
(СамГУ, Самара)

Квазигомогенная модель дисперсно-пленочного течения двухфазной смеси

Описывается квазигомогенное дисперсно-пленочное восходящее течение двухфазной газо-жидкостной смеси по вертикальному цилиндрическому каналу без скольжения фаз и без учета теплообмена, определены характеристики такого течения.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

В. А. Зрелов,
канд. техн. наук,
А. И. Белоусов,
докт. техн. наук
(СГАУ, Самара)

Ретроспективный анализ конструктивных схем отечественных ГТД

На примере отечественных ТРДД проанализированы конструктивные схемы двигателей, имеющих лучшие основные параметры, и сравнены с конструктивными схемами лучших зарубежных ТРДД. Выявлены конструктивные особенности таких двигателей. На примере выбора схемных признаков проанализированных ТРДД дана экспертная оценка применения некоторых конструктивно-схемных решений. Проведенное исследование позволило с учетом опыта и традиций отечественных авиадвигателестроителей разработать конструктивные схемы ТРДД, имеющего высокие удельные параметры.

О. В. Толстель,
канд. техн. наук
(группа компаний
«Алгоритм», Калининград)

Проектирование и оптимизация блоков космических аппаратов на основе генетических алгоритмов

На примере конкретного блока разбирается суть применения метода генетических алгоритмов для многопараметрической оптимизации при проектировании сложных изделий космического машиностроения. Рассматривается только тепловая модель, без анализа прочности, устойчивости к различным воздействиям, без учета воздействия электромагнитного поля. Вводятся целевые функции определенного вида, случайным образом создается популяция решений, обсуждается полученный результат.

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

А. Н. Волобуев,
докт. техн. наук,
А. П. Толстоногов,
канд. техн. наук
(СГАУ, Самара)

Некоторые особенности гидродинамики потока жидкости в эластичном трубопроводе

Проведен сравнительный анализ уравнения импульса для потока идеальной жидкости в жестком и эластичном трубопроводах. На отдельных примерах показано принципиальное различие этих уравнений. Проанализирована роль характера границы. Выявлена принципиальная возможность решения уравнений гидродинамики в эластичном трубопроводе, моделирующих бегущую волну. Исследовано влияние вязкости жидкости на импульсный режим течения.

АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

В. Ю. Ченов,
канд. техн. наук
(ГУАП – ЛИАП, С.-Петербург)

Алгоритм полетного контроля состояния датчиков бортового комплекса управления самолета

Рассматривается алгоритм полетного контроля датчиков курса, тангажа, крена и блока датчиков угловых скоростей самолета. Получены оценки точности контроля основного алгоритма и его нелинейного преобразования для нормальных законов распределения погрешностей комплексируемых датчиков и упругих колебаний корпуса самолета. Работоспособность и эффективность алгоритма подтверждаются результатами его моделирования и априорной оценкой достоверности обнаружения отказов в системе.

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

К. В. Ершов,
нач. цеха (ОАО «КМПО») ,
А. А. Кушарев,
зам. ген. директора
(ООО «СВР – Казань») ,
Р. Т. Сиразетдинов,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

Виртуальное предприятие по реализации ремонтных технологий на технологическом оборудовании

Анализируются проблемы формирования сервисного центра, осуществляющего ремонт технологического оборудования предприятий авиационного моторостроения. Предложена новая структура организации ремонта и обслуживания технологического оборудования в форме сервисного центра как основного звена виртуального предприятия, реализующего ремонтные технологии, а также SADT-модели структуры сервисного центра. Рассмотрены основные функции автоматизированного рабочего места диспетчера как основного управляющего звена, организующего ремонт и обслуживание технологического оборудования.

И. М. Закиров,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ),
К. А. Алексеев,
нач. лаборатории
(ОАО «КНИАТ», Казань)

Определение параметров четырехлучевой спиралевидной складчатой структуры

Рассмотрены вопросы построения и математического описания спиралевидной складчатой структуры, расширяющей область применения складчатых заполнителей.

Л. Т. Моисеева,
О. Г. Захаров,
кандидаты техн. наук,
А. В. Туранов,
аспирант,
А. В. Стариков,
студент
(КГТУ – КАИ, Казань)

Моделирование процесса обработки межлопаточных каналов моноколес Г ТД кольцевым инструментом

Разработана математическая модель траектории движения режущего инструмента для прорезки сложнопрофильных межлопаточных каналов моноколеса. Предложена методика определения геометрических параметров инструмента.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ В АВИАЦИИ

Т. К. Сиразетдинов,
докт. техн. наук,
С. С. Смирнова,
студент
(КГТУ – КАИ, Казань)

Задача о выполнимости работы при производстве изделий

Предлагается способ измерения работы, выполняемой на производстве. Задача о выполнимости работ и заказов решается при условии наличия ограничений на оборотные и основные производственные фонды.

Технические заметки

ПРОЕТИРОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В. А. Лачугин,
зам. гл. конструктора (ОАО «ОКБ «Сокол»») ,
В. Г. Шатаев,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

Оценка высотности и максимальной скорости полета беспилотного летательного аппарата с поршневым двигателем

Предлагается простая и оперативная методика оценки высотности и максимальной скорости полета винтовых ЛА с поршневыми двигателями без построения располагаемых и потребных мощностей, исследуется влияние некоторых проектных параметров на эти характеристики аппарата.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

М. Н. ДАВЫДОВ,
аспирант (УГАТУ, Уфа)

Ускоренное моделирование высокотемпературной газовой коррозии лопаток турбин

Предлагается метод ускоренного моделирования высокотемпературной газовой коррозии лопаток турбин ГТД. Приведен пример использования результатов данного метода моделирования для образцов лопаток соплового аппарата одновального газотурбинного двигателя, выполненных из жаропрочного сплава ЖС6К.

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

О. А. АБДУЛБАСЕТ,
аспирант,
А. В. ИЛЬИНКОВ,
канд. техн. наук,
А.В.ЩУКИН,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

Теплогидравлические характеристики криволинейного канала со сферическими выступами на вогнутой поверхности

Приведены результаты исследований гидравлического сопротивления криволинейного канала cо сферическими выступами, расположенными на его вогнутой поверхности. Анализируются данные о распределении давления по поверхности выступа и теплоотдача.

Ссылка на основную публикацию