Что с двигателем по состоянию свечей

Советы! КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ: ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, УСТРАНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Свечи зажигания устанавливаются в автомобиле для выполнения двух функций – воспламенения рабочей смеси в камере сгорания и отвода лишнего тепла после детонации. Их грамотная работа серьезно влияет на тяговые свойства двигателя, и если мотор начал нестабильно работать на холостом ходу, с трудом заводиться или «дергаться», следует обратить внимание на состояние свечей.

Производители автомобилей прописывают в техническом паспорте информацию о том, как часто необходимо менять свечи зажигания. Но данные значения чаще всего преувеличены в маркетинговых целях, и менять свечи водителю приходится чаще, чем планируют разработчики автомобиля. При возникновении подозрений на неисправность свечей зажигания, проверить их состояние можно довольно просто, обратив внимание на цвет нагара, образованный на электродах. Это позволит определить, какие именно системы автомобиля привели к выходу из строя свечей зажигания.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ НАГАР НА ЭЛЕКТРОДАХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Автомобильные свечи работают в «жесткой» среде, где на них происходит не только термическое, но и химическое воздействие. При сгорании топлива на электродах свечей образуется серый налет, что сигнализирует о стабильной работе системы. При этом также на свече зажигания может возникнуть красный, черный или белый нагар, что должно заставить водителя автомобиля задуматься не только о замене свечей, но и о необходимости в срочном порядке проверить двигатель на определенные неисправности.

Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания. Более подробно каждый цвет нагара свечи зажигания мы рассмотрим ниже.

КАК ПРОВЕРИТЬ СОСТОЯНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПО НАГАРУ СВЕЧЕЙ

Считается, что свечи зажигания являются лучшим средством диагностики, если необходимо обнаружить неисправность, которая связана с циклом воспламенения рабочей смеси. При этом нельзя делать выводы о состоянии мотора, выкрутив свечи зажигания через 10-20 или более тысяч километров. Диагностика проводится исключительно на «свежих» свечах, но при этом они должны пройти обкатку в 150-200 километров.

Чтобы проверить состояние двигателя по нагару свечей необходимо:

  • Установить новые свечи;
  • Проехать на них 150-200 километров;
  • Выкрутить свечи и посмотреть на цвет нагара, который начал на них образовываться.

Внимание: Проверять цвет нагара на свечах зажигания следует только на прогретом двигателе.

ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Наиболее распространенным цветом нагара считается именно черный, и верно диагностировать неисправность, на которую он указывает, сложнее всего. Черный нагар может быть представлен в двух вариациях, каждая из которых указывается на возникновение определенной неисправности в работе двигателя. Различают черный нагар по структуре, что позволяет точно выявить группу причин возникновения проблем с двигателем.

Важно: Равномерно распределенный нагар кофейного или сероватого оттенка указывает, что проблем в момент сгорания рабочей смеси не наблюдается. Подобный нагар характерен при стабильной работе двигателя.

МАСЛЯНИСТЫЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР

Ярко выраженный маслянистый черный нагар, образованный в районе резьбовых соединений и на электроде, часто проявляется одновременно с другим симптомом – синим дымом из выхлопной трубы при старте двигателя. Подобный тип нагара на свечах зажигания указывает, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить по одной из следующих причин:

  • Износ маслосъемных колпачков на поршне;
  • Износ поршневых колец на клапане;
  • Износ направляющих втулок клапана.

Как можно видеть, проблема связана с изношенными деталями цилиндро-поршневой группы. При подобных неисправностях требуется заменить изношенные детали.

СУХОЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР В ВИДЕ САЖИ

Второй тип черного нагара на свечах зажигания принято называть «бархатистым». В данном случае нагар не отличается наличием масляных подтеков. Чаще всего подобный тип нагара говорит о том, что в камеру сгорания попадает топливо-воздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Если на свечах зажигания появился сухой черный нагар, возможны следующие неисправности:

  • Неверная работа свечи зажигания. Не исключено, что не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;
  • Низкая компрессия в цилиндрах двигателя. При проявлении черного бархатистого нагара на свече двигателя рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах;
  • Если двигатель карбюраторный, проблема может быть связана с неправильной настройкой карбюратора;
  • Если двигатель инжекторный, неисправность указывает на проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь. В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;
  • Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания.

Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.

Читать еще:  Асинхронный запуск синхронный двигатель

КРАСНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Если владелец автомобиля использует различные присадки для топлива или масла, он может заметить, что на свече зажигания образуется красный нагар. Связано это со сгоранием химических добавок, залитых с излишком. Если водитель регулярно использует определенные добавки и замечает, что его свечи зажигания покрываются красным нагаром, в следующий раз рекомендуется сократить количество заливаемых присадок.

Проблема характерна, если в составе присадок, применяемых в автомобиле, имеются добавки марганца или свинца. Если не уделять внимание красному нагару на свече зажигания, на электроде образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.

При появлении красного нагара на свечах зажигания рекомендуется удалить его, а также произвести замену масла или бензина, в зависимости от того, куда заливалась присадка.

БЕЛЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Как и черный нагар, белый имеет различные проявления. Он может обладать глянцевой поверхностью, из-за наличия в нагаре крупинок металла, или оседать на электроде в виде крупных белых отложений.

ГЛЯНЦЕВЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР

Глянцевый белый нагар опасен для двигателя автомобиля, и он указывает, что свеча не получает должного охлаждения. Помимо свечи могут также перегреваться поршни, что приведет к трещинам в клапане и обернется для водителя дорогостоящей заменой. Чаще всего причины для перегрева свечи зажигания и появления белого нагара кроются в недостаточном количестве жидкости в системе охлаждения. Также белый нагар с «глянцевым» отблеском может появляться по следующим причинам:

  • В камеру сгорания поступает обедненная топливная смесь;
  • Впускной трубопровод подсасывает лишний воздух;
  • Происходит пропуск искры или свеча выдает искру слишком рано из-за неверно настроенного зажигания;
  • Неверно выбрана свеча зажигания для данного типа двигателя.

Если на свече зажигания появляется глянцевый белый нагар со следами металлических вкраплений, следует как можно быстрее показать автомобиль диагностам или самостоятельно разобраться в проблеме. Эксплуатировать машину при подобном нагаре не рекомендуется.

СЛАБОВЫРАЖЕННЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР

Если на свече зажигания образовался белый нагар, ровно оседающий на поверхности электрода, проблема кроется в топливе, залитом в автомобиль. В такой ситуации рекомендуется проверить качество бензина и полностью его заменить, а после заправиться топливом от другого производителя.

Определение неисправностей двигателя по состоянию свечей зажигания

Свечи зажигания несут полезную информацию о работе бензинового двигателя и его отдельных агрегатов. По внешнему виду свечей зажигания можно своевременно определить нарушения в работе двигателя, что позволяет на раннем этапе возникновения устранить неисправность, повысить экономичность и мощностные показатели двигателя.
Ответственный момент: осмотр свечей зажигания нужно проводить после продолжительной работы двигателя, а лучше всего это сделать после длительной поездки по автомагистралям. Довольно часто многие автолюбители выкручивают свечи зажигания для определения причин неустойчивой работы двигателя сразу после его холодного пуска при отрицательной температуре окружающей среды, и, обнаружив черный нагар, делают поспешные выводы. Хотя на самом деле истинной причиной возникновения такого нагара является принудительное обогащение топливо-воздушной смеси во время работы мотора в режиме холодного старта, а причина нестабильной работы — плохое состояние высоковольтных проводов.
Поэтому, при выявлении отклонений от нормы в работе двигателя внутреннего сгорания необходимо проехать на заведомо чистых свечах как минимум 250-300 км, и только после этого производить диагностику.

На фото №1 изображена свеча зажигания, выкрученная из нормально работающего двигателя. Изолятор (юбка) центрального электрода имеет светлокоричневый оттенок, нагар и отложения на электроде минимальны, наблюдается полное отсутствие следов масла. Такой двигатель в своей работе обеспечивает оптимальные показатели расхода топлива и моторного масла.

Свеча, изображенная на фото №2, вывернута из двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод и юбка такой свечи покрыты бархатисто-черным нагаром. Причинами такого эффекта может служить богатая воздушно-топливная смесь (неправильно отрегулирован карбюратор или неисправность системы электронного впрыска), засорение воздушного фильтра.

На фото №3 изображена свеча из двигателя, топливо-воздушная смесь которого слишком обеднена. Цвет центрального электрода и его юбки такой свечи зажигания вырирует от светло-серого до белого. При работе на обедненной смеси эффективная мощность двигателя падает. Используя такую смесь в цилиндре она долго не воспламеняется, а сам процесс сгорания протекает с нарушениями, и сопровождается неравномерной работой двигателя.

Юбка электрода свечи, изображенного на фото №4, имеет четкий оттенок цвета красного кирпича. Как правило, такая окраска вызвана работой двигателя с использованием топлива содержащим избыточное количество присадок, имеющих в своем составе соли металлов. Длительное использование такого топлива приводит к образованию на поверхности изолятора токопроводящего налета. Тем самым, образование искры будет происходить не между электродами свечи, а в месте наименьшего зазора между наружным электродом и изолятором. Это приведет к пропускам зажигания и нестабильной работе двигателя.

Читать еще:  Характеристик двигателя ниссан hr16de

Свеча, изображенная на фото №5, имеет отчетливые следы масла, особенно на резьбовой части. Двигатель с представленными свечами зажигания после длительной стоянки обычно некоторое время «троить», и сопровождается выхлопом из выхлопной трубы характерного бело-синего дыма. Далее, по мере прогрева, работа двигателя стабилизируется. Причиной такой неисправности является неудовлетворительное состояние маслоотражательных колпачков, что приводит к перерасходу масла.

Свеча зажигания, показанная на фото №6, вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод такой свечи, а также его юбка покрыты плотным слоем масла смешанного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедших в этом цилиндре. Причина такой неисправности — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. Симптомы такой неисправности: двигатель «троит» не переставая, заметна значительная потеря мощности, многократно возрастает расход топлива. При появлении таких симптомов затягивать с поиском неисправности нельзя. Необходимо осмотреть свечи зажигания как можно скорее. Для устранения неполадок в описанном случае необходим капитальный ремонт двигателя.

На фото №7 свеча зажигания с полностью разрушенным центральным электродом и его керамической юбкой. Причиной такой неисправности могли стать длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание или просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя при этом сходны с предыдущим случаем. Владельцу автомобиля повезет, если частицы центрального электрода сумеют проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, в противном случае не избежать ремонта головки блока цилиндров.

Свеча зажигания, изображенная на фото №8, имеет электрод, покрытый зольными отложениями. При этом цвет отложений не играет решающей роли. Причина такого нароста — сгорание масла вследствие износа или залипания маслосъемных поршневых колец. На двигателе наблюдается повышенный расход масла, из выхлопной трубы валит синий дым.
Состояние свечей зажигания рекомендуется также проверять при проведении планового технического обслуживания автомобиля. При этом необходимо измерять величину зазора между электродами свечи и удалять нагар металлической щеткой. Удаление нагара пескоструйной машиной может привести к возникновению микротрещин, которые в дальнейшем перерастут в более серьезные дефекты, что, в конечном итоге, приведет к случаю, описанному на фото №7. Кроме того, рекомендуется менять местами свечи зажигания, поскольку температурные режимы работы различных цилиндров двигателя могут быть не одинаковы (например, средние цилиндры двигателей с центральным впрыском топлива работают при более высоких температурах, чем крайние).

Как провести диагностику двигателя по состоянию свечей зажигания?

При неполадках в топливной системе водитель в первую очередь поинтересуется, как выглядят свечи зажигания. Диагностика двигателя по состоянию свечей зажигания – самый простой вариант. Для этого достаточно провести визуальный осмотр свечей после долговременной работы двигателя. Естественно, выкручивать свечки можно только когда мотор остыл. В противном случае водитель рискует получить серьезный ожог и на этом диагностика временно прервется.

Некоторые водители ошибочно полагают, что, если зимой после холодного пуска двигатель работает неустойчиво и на выкрученных свечах имеется нагар, то это свидетельствует об их неисправности. На самом деле причиной может быть, как и обогащенная топливно-воздушная смесь, так и плохое состояние высоковольтного кабеля.

Поэтому для самостоятельной диагностики двигателя по внешнему виду свечей зажигания нужно, сначала тщательно очистить свечи, а затем проехать не менее 150 километров. Иначе результат корректным не будет. Итак, вы выполнили все подготовительные мероприятия и с соблюдением правил вывернули свечу. Что вы видите?

  • Нагара и отложений почти нет. Изоляционная юбка центрального электрода чистая и светло-коричневая. Следов масла не наблюдается. Вывод – топливная система в полном порядке, расход топлива в норме, масло часто доливать не придется.
  • Бархатисто-черный нагар на центральном электроде свидетельствует или о неправильной регулировке карбюратора, о неисправности инжектора, или о том, что воздушный фильтр окончательно засорился и его давно пора менять.
  • Светло-серый или даже белый налет на центральном электроде появился вследствие обедненной топливно-воздушной смеси. Здесь все может иметь печальные последствия. Повышенные нагрузки влекут за собой перегрев не только свечки, но и даже камеры сгорания. Осталось немного времени до прогорания выпускных клапанов.
  • Электроды словно осыпаны пылью красного кирпича. Это значит, что в топливе, которым вы заправляетесь, слишком большое количество присадок, содержащих металл. Со временем такой налет превратится в токопроводящий слой с меньшим, чем у электродов свечи сопротивлением. Как минимум такая свечка выйдет из строя. Хуже, если перестанет работать лямбда зонд и катализатор.
  • Свеча, особенно ее резьбовая часть, в масле. Причина – маслоотражательные колпачки в неудовлетворительном состоянии. С такими свечками мотор будет при запуске троить, пока не прогреется. Обратите внимание и на бело-синего цвета выхлоп. Колпачки придется заменить новыми, иначе будет перерасход масла.
  • На свечке следы масла, остатков несгоревшего топлива и даже что-то похожее на мелкую металлическую стружку. Диагностика двигателя с такой свечкой явно указывает на то, что, к сожалению, разрушен один из клапанов и/или разрушена перегородка между кольцами. Движок с таким цилиндром троит постоянно, топлива потребляет раза в полтора-два больше нормы с очень заметной потерей мощности. Что делать? Только ремонт двигателя.
  • Разрушен центральный электрод, а керамическая юбка отсутствует. До вскрытия двигатель, естественно, постоянно троил. Причина этого не одна. Может быть, вы просто купили бракованную свечу зажигания. Еще вариант – вы заправляетесь бензином с невысоким октановым числом. Может быть, движок очень долго работал с детонацией. В любом случае не исключено, что осколок электрода оказался под выпускным клапаном. Надежды, что он выскочил в выхлопную систему мало, и придется движок перебрать.
  • Если вы видите зольные отложения вследствие сгорания масла, значит, залегли или выработались маслосъемные поршневые кольца. У такого авто расход масла повышенный, а из трубы идет синеватый дым.
Читать еще:  Характеристика двигателя 21127 диаграмма

Определение состояния автомобиля по свечам зажигания

Одним из вариантов определения причины появления сбоев в работе автомобильного двигателя может стать проведение диагностики свечей зажигания.

В бензиновом двигателе задача свечей зажигания сводится к тому, чтобы обеспечить сгорание смеси топлива и воздуха, которая воспламеняется посредством подачи искры. Свеча зажигания, которая фактически находится в камере сгорания топлива, производится из металла и керамики.

Благодаря этой их особенности, у владельца автомобиля появляется возможность определения исправности работы мотора, а также его общее состояние, так как наличие определенных неполадок может повлиять на эффективность сгорания топливной смеси. Учитывая простоту демонтажа, большая часть опытных водителей и автолюбителей используют для диагностики состояния двигателя именно их.

Подготовка к диагностике. В первую очередь, стоит учитывать тот факт, что выкручивать свечи зажигания для проведения диагностических мероприятий можно уже после того, как мотор достиг рабочей температуры и проезда нескольких десятков километров. Выкручивание свечи из холодного двигателя не даст требуемого результата. Перед тем, как осуществлять осмотр, можно проехать по трассе, доведя двигатель до средних оборотов. Причина в том, что сразу после запуска, двигатель на протяжении некоторого времени будет работать на обогащенной топливной смеси, а сама работа мотора будет неустойчивой, в особенности при низкой температуре воздуха.

Для того, чтобы иметь максимальную уверенность в достоверности полученных данных, стоит установить в камеры сгорания чистые свечи зажигания, либо же приобрести их новый комплект. Уделить особое внимание стоит соответствию установленных свечей двигателю по таким параметрам, как калильное число и физический размер. Для успешной проверки пробег после их установки должен составлять не менее 200 километров. После этого, двигатель должен быть хорошо прогрет, а затем использоваться на протяжении 15-20 километров. После этого можно выкручивать свечи для проведения диагностики силовой установки.

Выполнение проверки свечей и оценки работы мотора. В двигателе, который работает исправно, на свечах должен отсутствовать нагар, обильные отложения любого характера, следы масла. Допустимым становится окрашивание юбки в светло-коричневый цвет. Это свидетельствует о нормальной работе мотора, с оптимальной степенью расходования топлива и полноценным сжиганием смеси.

  1. При наличии нагара черного цвета и пушистой структуры на центральном электроде, это становится свидетельством повышенного расхода топлива и чрезмерном обогащении смеси топлива и воздуха. Причиной этого может стать неверная настройка впрыска карбюратора или работы инжектора. Помимо этого, стоит обратить внимание на впускную систему, так как чрезмерное обогащение топливной смеси может стать следствием засорения воздушного фильтра;
  2. Наличие на центральном электроде серого или белого оттенка говорит о том, что рабочая смесь слишком бедная. В этом случае, необходимо выполнить комплексную проверку всех систем, чтобы выяснить причину. Следствием может стать перегрев камеры сгорания и свечей зажигания, что приведет к возможной детонации, перегреву и даже прогоранию выпускных клапанов;
  3. Красный или кирпичный цвет электрода говорит о том, что в используемом бензине содержатся присадки, в которые есть металлические примеси.

Итог. Свечи зажигания являются одним из наиболее информативных источников состояния двигателя. По ним можно определить, работает ли двигатель нормально, или же выяснить причину сбоев в его работе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector