Что с двигателями для пак фа

Генконструктор НПО «Сатурн» Юрий Шмотин: «Двигатель второго этапа подарит самолету ПАК ФА (Т-50) пятого поколения новую жизнь»

Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед российским авиадвигателестроением, является разработка двигателя второго этапа для самолета ПАК ФА (Т-50). Большую часть работ по созданию этого двигателя выполняет Рыбинское НПО «Сатурн».

О том, на какой стадии находится процесс создания этого двигателя, какие возможности приобретет самолет с новым «сердцем» рассказал «Интерфаксу-АВН» генеральный конструктор НПО «Сатурн» Юрий ШМОТИН.

— Юрий Николаевич, расскажите, каким должен быть двигатель для самолета пятого поколения? Каковы его основные признаки?

— Самолет пятого поколения Т-50 это не просто истребитель, бомбардировщик или штурмовик. Это многоцелевой летательный аппарат. Такому самолету надо дать новое «сердце», которое позволит сделать его высокоманевренным, скоростным, экономичным и способным противостоять таким конкурентам, как американские F-22 и F-35.

Двигатель для самолета пятого поколения будет отличаться от двигателя предыдущего поколения увеличенной удельной тягой, меньшим весом, сниженным удельным расходом топлива и наличием новых решений по малой заметности. При этом он должен быть относительно дешевым в обслуживании и эксплуатации. НПО «Сатурн» сейчас работает именно над таким двигателем.

— Каким узлам и агрегатам нового двигателя уделяется особое внимание при разработке? Что представляет наибольшую сложность для инженеров?

— В авиационном двигателе важно все. Одним из сложнейших узлов двигателя является турбина высокого давления. Нам было задано сделать турбину, работающую при таком уровне температур, при которых металлические никелевые сплавы просто плавятся. Эта работа была успешно выполнена.

Сердцем авиационного двигателя является компрессор высокого давления. От уровня его совершенства напрямую зависят все основные характеристики двигателя. Количество деталей в новом компрессоре высокого давления мы сумели сократить практически вдвое по сравнению с компрессором предыдущего этапа, при этом обеспечили значительное увеличение работы на одну ступень. Стоимость изготовления такого компрессора не будет превышать стоимость изготовления КВД двигателя четвертого поколения. И это при условии применения новых материалов и технологий.

Решив эти и другие задачи, на выходе мы получим газогенератор с новым уровнем характеристик, который будет основой для нового семейства двигателей. Характеристики узлов этого газогенератора, например эффективность КВД, повышена в среднем более чем на четыре процента, а на ряде режимов и на восемь. Фактически, это революция в двигателестроении, т.к. определяет возможность создания двигателя с колоссальным резервом развития по тяге.

— Каким конструкционным материалам отдается предпочтение при создании нового двигателя?

— Без принципиально новых материалов невозможно обеспечить те характеристики, которые мы предъявляем к ГТД нового поколения. У специалистов НПО «Сатурн» есть опыт и неплохие результаты применения новых материалов, разработанных Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов (ВИАМ).

В первую очередь, это, конечно, лопаточные жаропрочные никелевые сплавы. Лопатка турбины — это абсолютно уникальное изделие. Она представляет собой сложную пространственную конструкцию, которая должна работать при температурах выше 2000 К.

Есть также материалы собственной разработки НПО «Сатурн». Мы готовы предложить их для двигателя нового поколения. Эти материалы позволяют в полтора раза повысить ресурс двигателя при тех же температурах.

Сегодня много говорится о применении композиционных материалов. В новом двигателе для ПАК ФА применяются композиты, которые построены не только на полимерной матрице для холодной части, а также детали, созданные на высокотемпературных композициях. Эти работы НПО «Сатурн» ведет уже достаточно давно.

— Нельзя забывать, что все новое и современное со временем устаревает. Предусмотрена ли в создаваемом двигателе возможность его модернизации?

— Конечно. Одновременно с выполнением опытно-конструкторских работ по двигателю пятого поколения мы формируем задел, который позволит развивать двигатель не только на десять, но и на 30, возможно и 50 лет вперед.

Сегодня в НПО «Сатурн» ведутся серьезные исследования по развитию двигателя пятого поколения с применением технологии, которую называют «двигатель переменного цикла». Выполнены исследования, которые говорят о том, что при определенной трансформации термодинамики двигателя за счет конструктивных изменений можно существенно улучшить характеристики двигателя на дозвуковых и сверхзвуковых режимах полета. Одной из таких трансформаций может стать применение третьего контура. Все это предусмотрено.

— Каким образом повлияет установка новых двигателей на летные характеристики истребителя пятого поколения? Почувствует ли разницу летчик, пересевший с самолета с двигателем первого этапа на самолет с двигателем второго этапа?

— Новый двигатель принципиально отличается от предыдущего изделия первого этапа. Безусловно, летчик сразу почувствует разницу в тяге. Самолет с новым двигателем станет более послушным и сможет быстрее реагировать на действия пилота. Фактически, двигатель второго этапа должен дать самолету Т-50 новую жизнь.

Читать еще:  Awt двигатель что это

— Юрий Николаевич, известно, что ПАК ФА уже проходит испытания. Какими двигателями оснащаются первые опытные образцы?

— Сейчас опытные образцы комплектуются двигателем первого этапа, который в инженерных кругах известен как изделие 117. По сути, это результат глубокого развития семейства двигателей АЛ-31, который устанавливается сегодня на самолеты семейства Су-27.

Безусловно, это замечательный двигатель, который является бестселлером и построен на основных принципах и базовых идеях конструкторского бюро Архипа Люльки. Но все-таки это двигатель этапа 4++.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта АВИАПорт Дайджест.

«Изделие 30». Первое супер-фото двигателя для Су-57

Двигатель V поколения под кодовым названием «Изделие 30» — новая силовая установка, которую создают и испытывают в рамках программы ПАК ФА

Продолжается второй этап испытаний давно ожидаемых двигателей, известных как «Изделие 30» или «Тип 30» для многофункционального российского истребителя пятого поколения Су-57.

Судя по появлению в сети качественных фотографий нового двигателя («зубастый» левый двигатель), сделанных во время испытаний, в ОКБ имени Сухого сейчас проходят активные воздушные испытания «Изделия 30». Фотографии были сделаны 16 марта.

Скорее всего, испытываемое «Изделие 30», как планировалось ранее имеет встроенную плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. В итоге, модернизированные форсунки должны обеспечивать зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина. Это поможет избежать «факеления» — выброса огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. Таким образом, заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне заметно снизится.

Еще одним важным новшеством «Изделия 30» является изменяемая степень двухконтурности. Двигатель истребителя будет способен адаптироваться под любые условия полета лишь «приказами» летчика.

Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель будет способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам.

В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги.

Технические подробности

По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.

Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.

Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.

«Изделия 30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму.

Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла.

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

Читать еще:  6a13tt двигатель расход топлива

Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная — 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.

Путин заявил об ускоренной закупке истребителей пятого поколения Су-57

Контракт на поставку 76 новейших истребителей пятого поколения Су-57 будет подписан в ближайшее время. Об этом заявил в среду президент России Владимир Путин во время прошедшего в Сочи совещания по проблемам перевооружения Воздушно-космических сил (ВКС). «Государственной программой вооружений до 2027 г. планировалось закупить 16 таких самолетов. Проанализировали вчера ситуацию, министр доложил, в результате проделанной работы, в результате того, что мы договорились с промышленностью, промышленность фактически на 20% снизила стоимость и летательных аппаратов, и вооружения, и у нас появилась возможность закупить гораздо больше боевых машин этого класса и, по сути, нового поколения», – пояснил президент (цитата по «Интерфаксу»).

Ранее во вторник Путин посетил Государственный летный испытательный центр ВКС в Ахтубинске (Астраханская обл.), где его самолет сопровождала шестерка опытных и предсерийных Су-57 – практически все летные на данный момент машины этого типа. В настоящее время у ВКС имеется подписанный в августе прошлого года контракт на поставку двух Су-57 в 2019 и 2020 гг.

Первый полет перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации разработки ОКБ Сухого ПАК ФА (Т-50, затем ему было присвоено имя Су-57) состоялся 29 января 2010 г. в Комсомольске-на-Амуре (самолет производится на местном авиазаводе), и до настоящего времени он проходит испытания. В 2018 г. истребители Су-57 прошли короткие испытания вооружения в Сирии.

Все собранные до настоящего времени Су-57, а также два заказанных оснащаются двигателями АЛ-41Ф1 (изделие 117) так называемого «первого этапа». Двигатель «второго этапа», изделие 129, сейчас проходит испытания, которые должны завершиться в 2021–2022 гг., говорит менеджер предприятия авиационной промышленности, и именно с этим двигателем Су-57 достигнет требуемых изначально характеристик. Если военными принято решение закупать Су-57 с новыми двигателями, то поставки могут начаться с 2022 г. темпом до 15 машин в год, добавляет собеседник «Ведомостей». По словам человека, близкого к Минобороны, не все машины будут оснащены новыми двигателями «второго этапа». При этом стоимость контракта, по оценке двух менеджеров предприятий авиапромышленности, составит не менее 150 млрд руб. По словам одного из них, цена контракта на данный момент носит ориентировочный характер, так как стоимость того же нового двигателя еще неизвестна. Экономия, о которой говорил президент, достигнута за счет увеличения серии, добавляет собеседник.

Если этот замысел будет реализован, то перспективы продвижения Су-57 в Индии возрастут, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но куда важнее то, что американские истребители пятого поколения F-35 уже планирует закупить Польша, они закупаются и другими союзниками США и даже небольшое количество таких машин может изменить баланс сил на неблагоприятном для России направлении, поэтому ускоренная закупка Су-57 оправданна, заключает эксперт.

Путин потребовал купить 76 истребителей пятого поколения Су-57

Автор фото, Sergei Bobylev/TASS

Президент России Владимир Путин рассчитывает, что в ближайшее время будет заключен контракт на поставку 76 российских истребителей пятого поколения Су-57. Это почти в пять раз больше, чем планировалось.

«Программой вооружений до 2027 года планировалось закупить 16 таких самолетов. Проанализировали вчера ситуацию, министр [обороны Сергей Шойгу] доложил, в результате проделанной работы, в результате того, что мы договорились с промышленностью, промышленность фактически на 20% снизила стоимость и летательных аппаратов, и вооружения, у нас появилась возможность закупить гораздо больше боевых машин этого класса и по сути нового поколения», — сказал Путин в среду на совещании по развитию военной авиации.

  • Зачем Россия отправила в Сирию новейший Су-57
  • Российский истребитель пятого поколения впервые взлетел с оружием
  • В интернете появились снимки секретного российского тяжелого беспилотника
Читать еще:  Что появилось раньше двигатель внутреннего сгорания

Российский президент выразил надежду на то, что уже в ближайшее время будет заключен контракт на комплексную поставку всех 76 истребителей Су-57. По его словам, к 2028 году нужно полностью перевооружить ими три авиационных полка воздушно-космических сил (ВКС).

Как пишет в четверг газета «Коммерсант», контракт может быть подписан в присутствии Путина на авиакосмическом салоне МАКС в конце августа 2019 года.

Стоимость контракта оценивается в 170 млрд рублей, пишет издание, ссылаясь на топ-менеджера одного из предприятий оборонной промышленности. Собеседники газеты «Ведомости» оценили стоимость контракта в сумму не менее 150 млрд рублей.

Подобный контракт может стать крупнейшим в истории авиации и гарантировать полную загрузку мощностей авиастроительного завода в Комсомольске-на-Амуре как минимум на десятилетие, отмечает «Коммерсант».

Во вторник Путин летал в Ахтубинск, где осмотрел экспозицию современной военной авиатехники. В полете президентский самолет сопровождали шесть опытных и предсерийных Су-57.

Что это за истребитель?

Су-57 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, ранее назывался Т-50) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого.

О разработке истребителя пятого поколения российского производства заговорили еще в начале 2000-х годов — он должен был продемонстрировать способность России производить современные вооружения.

Сначала планировалось запустить его в первый полет в 2006 году, потом сроки неоднократно переносились. В итоге первый полет Су-57 состоялся в январе 2010 года в Комсомольске-на-Амуре.

В декабре 2017 года Су-57 совершил полет с новыми двигателями, а в конце января 2018 года стало известно, что истребитель приступил к полетам с вооружением.

Истребитель предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей с преодолением систем ПВО противника, осуществления мониторинга воздушного пространства на большом удалении от места базирования, пишет Интерфакс.

  • Ил-112В совершил первый полет, но самолет нужно переделывать. Это нормально?
  • Ил-112В впервые поднялся в воздух. Это третий небоевой самолет, созданный в современной России
  • Станут ли российские «Русланы» немецкими, чтобы возить грузы НАТО

В марте 2018 года глава минобороны России рассказал, что новейшие истребители Су-57 прошли программу испытаний в Сирии. Спустя несколько месяцев Шойгу уточнил, что испытания проходили в феврале и что во время них с самолетов были проведены практические пуски перспективных крылатых ракет.

Путин на совещании по развитию ОПК в в среду заявил, что боевое применение российской авиации в Сирии позволило выявить недостатки в техническом состоянии самолетов и вертолетов.

«Боевое применение российской авиации в Сирии выявило и ряд недостатков в техническом состоянии самолетов и вертолетов, а также в применяемых средствах поражения. Хотел бы обратить внимание на то, о чем вы и так хорошо знаете, тем не менее: это было бы невозможно обнаружить в ходе испытаний на полигонах», — сказал он.

«Форсировать производство нет смысла»

В начале июля 2018 года вице-премьер Юрий Борисов в эфире телеканала «Россия-24» заявил о планах заключить контракт на поставку первых двух истребителей Су-57 с возможным расширением заказа до 12 таких самолетов.

«Испытания идут в соответствии с планами. Никаких срывов нет. В этом году будет законтрактовано два самолета для опытной партии. Вообще у нас в планах ГПВ [госпрограммы вооружений] — 12 самолетов. Две эскадрильи», — говорил он.

Эти цифры Борисов объяснял тем, что, по его мнению, форсировать массовое производство многофункционального истребителя пятого поколения Су-57 смысла нет.

«Самолет проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности. Вы знаете, что у нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолетов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения», — сказал тогда он (цитата по ТАСС).

Су-57 — «это наш такой «козырек», который мы всегда сможем разыграть тогда, когда самолеты предыдущих поколений будут отставать по своим характеристикам от аналогичных самолетов ведущих стран мира», говорил Борисов.

На форуме «Армия-2018» был подписан контракт на поставку первых двух Су-57 — в 2019-м и 2020-м.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщал, что партия истребителей Су-57, состоящая из 12 машин, должна быть поставлена российским ВКС в 2019 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector