Что такое 8 и 16 клапанный двигатель отличие
Какой двигатель лучше 16 клапанный или 8
Related Post
- Что такое ошиповка шин и зачем она нужна
- Преимущества покупки зимней автомобильной резины б/у в интернет-магазине
- Мониторы для Lexus LX
- Выбираем лучшие детали для комплектации багажника
- Чем отличатся восстановленная техника от новой?
Сегодня давайте рассмотрим не очень простой вопрос, а именно: какой двигатель лучше 16 клапанный или 8. Нередко можно заметить ситуацию, когда автомобиль одной и той же модели может иметь совершенно разные двигатели. Подобные градации встречаются в различных комплектациях, и отличия касаются не только мощности или типа потребляемого топлива, но и количества клапанов. Особенно заметна подобная практика на автомобиля семейства ВАЗ и ряда европейских производителей.
Что же касается конкретных особенностей и преимуществ 8-ми и 16-ти клапанных двигателей, то тут существует масса споров по этому вопросу. Многие автомобилисты со стажем непременно будут настаивать на преимуществе именно версий с восемью клапанами на 4 цилиндра, однако те, кто предпочитает большую мощность с меньшего объема никогда не согласятся с подобной позицией. И все-таки данный вопрос о преимущества того или иного типа газораспределительной системы нельзя отнести к разряду «дело вкуса». Каждый тип обладает своими плюсами и минусами. Давайте попробуем проанализировать какой тип двигателя будет лучше 8 клапанный или 16 клапанный и при каких обстоятельствах.
Ремонтопригодность и долговечность эксплуатации
Многие опытные автомеханики вам со 100% вероятностью подтвердят факт, что количество причин, способных вывести из строя двигатель с 8-ми клапанами значительно меньше чем с 16-тью. Собственно в этом нет ничего удивительно, ведь при удвоении клапанов удваивается и общая сложность конструкции, а выход из строя хотя бы одного элемента неминуемо ведет к поломке всей системы.
Если взять блок цилиндров с 16-ти или 8-ми клапанного двигателя и попытаться определить с мотора, какого типа он был снят, то даже опытные автомобилисты не смогут дать вам однозначного ответа, и это не мудрено, ведь все отличия кроются именно в «голове» т.е. в агрегатах ГБЦ. Разница между 16 клапанами и 8 прежде всего заключается в следующих моментах:
— удвоенном количестве клапанов;
— двух распредвалах вместо одного, два на впуск цилиндра – два на выпуск.
— увеличенной нагрузке на ремень ГРМ.
Следует так же заметить, что при обрыве ремня, соединяющего распредвал с коленвалом у 8-ми клапанного двигателя клапаны гнуться с меньшей вероятностью, чем у рассматриваемого оппонента. Отсюда вытекают и более жесткие требования к плановому осмотру и проверке состояния ремней.
Так же следует отметить еще более неприятную особенность, возникающую при эксплуатации 16-ти-клапанника. В частности, если у более традиционного двигателя довольно часто встречается течь масла в области верхней крышки, которая решается заменой прокладки, то у варианта с двумя распредвалами масло уже течет в районе так называемого стыка постелей.
Удельная мощность
Если же рассматривать 16 или 8 клапанный двигатель с точки зрения получения максимальной мощности с одного и того же объема, то у 16-ти клапанов присутствует несомненное преимущество. Два клапана на впуск создают большую турбулентность при смешивании горючей смеси и, как следствие, более быстрое сгорание и увеличенный топливный КПД. Если для 8-ми клапанника 8000 оборотов – это практически предел, то с 16-тью клапанами двигатель может работать и на 10 000 оборотах. С точки зрения цифр при сравнении динамики разгона с 0 до 100 с чисто заводским двигателем, авто с 16-тью клапанами будет быстрее в среднем на 1 секунду.
Конкретно, если брать мощностные характеристики, то идеальным примером могут служить двигатели, устанавливаемые на ВАЗ 2110. С одним и тем же блоком цилиндров (считай с одинаковым объемом) мотор с 8-ю клапанами выдает в районе 81 л.с., а вот при переходе на 16 клапанов мощность вырастает до 92 л.с. Возможно, разница кажется несущественной, но при тюнинге мотора разрыв уже выглядит намного более внушительным.
Экономия при эксплуатации
Необходимо отметить два ключевых отличия 8 клапанов от 16. Во-первых, цена за ремонт, а во-вторых, сколько можно сэкономить благодаря более эффективному сгоранию топлива. В первом случае бесспорным лидером является именно 8-ми клапанник с вдвое меньшим количеством деталей и значительно более непритязательными условиями эксплуатации.
Но все-таки, даже не смотря на большую сложность при ремонте, 16-ти клапанный мотор не требует проведения такой операции как регулировка клапанов, ведь вместо толкателей в двигателе данного типа применяются гидрокомпенсаторы.
Что же касается топливной эффективности, то конкурировать 8-клапанники с 16-тью адекватно не могут. КПД выше как на низах, так и на средних и, особенно, на высоких оборотах. В среднем два одинаковых автомобиля с двигателями одного объема, но разной системой ГБЦ будут отличаться в потреблении топлива на 0.5 литра на 100 км пройденного пути. Следовательно, при длительных и частых поездках наибольшую актуальность имеет именно ДВС с 16-ю клапанами.
В целом, абсолютных достоинств одного типа двигателя над другим не имеется, вопрос касается приоритетов – экономии на топливе и большей удельной мощности или меньшей стоимости Т.О., ремонта и отсутствии необходимости заливки исключительно качественного топлива и проверки состояния масла. Если брать существующую мировой динамику, то автоконцерны постепенно отказываются от производства ДВС с двумя клапанами на цилиндр.
8-ми и 16-ти клапанные двигатели – плюсы и минусы
Наверняка многие знают, что существуют автомобильные силовые установки, у которых бывает как 8, так и 16 клапанов. Даже не зная, как устроен двигатель внутреннего сгорания, можно понять, что если в одном из двух почти одинаковых двигателей, в одном из его функциональных элементов, по какой-то причине, количество каких-то рабочих единиц удваивается, то эта причина, безусловно, “уважительная”. Ясно, что это делается для обретения каких-либо достоинств. Но удвоение их количества привносит некоторые отличия и сопряжено с усложнением конструкции, несущей данные рабочие единицы. Понятно, что это усложнение, приведет к, как минимум, двум недостаткам – удорожанию изготовления конструкции и, в случае поломки, – ее ремонта.
Сразу стоит сказать , что в не меньшей степени, чем от точного соприкосновения поршня с кольцами в цилиндре блока двигателя, от точной работы (идеально своевременное открывание и запирания) и плотности посадки клапанов в седле, зависит компрессия в цилиндрах, а это первый фактор, обеспечивающий максимальный КПД (мощность), при минимальном потреблении топлива. Логично полагать, что удерживать высокое давление в цилиндрах (компрессия) лучше меньшим количеством деталей, его обеспечивающих. Ведь даже мизерное ухудшение плотности посадки клапанов (изначально, или при износе) удваивает мизерную потерю энергии, приводящую в движение автомобиль, если таких деталей в 2 раза больше. Поэтому, рассматривая плюсы и минусы двигателей с разным количеством клапанов, этот фактор мы пропустим – будем считать, что они идеальны.
Главные отличия.
У 8-клапанного двигателя головка блока узкая, так как он имеет один распредвал. Свечи расположены на блоке горизонтально и под определенным углом. Распределительный вал контролирует поочередность их открытия – вначале открывает впускной, затем выпускной. Открытие клапана происходит с помощью конусных частей расположенных на распредвале, а закрытие происходит с помощью пружин, находящихся на нем. В четырехцилиндровом – на каждый один цилиндр мотора по два клапана – впускной и выпускной. Собственно, поэтому их получается восемь на силовой агрегат.
В 16-клапанном двигателе головка блока широкая по отношению к однорядному четырехцилиндровому блоку, так как на ней расположены два распредвала. Сама конструкция усложненная, клапана регулируются с помощью гидрокомпенсаторов. Открытие и закрытие имеют принцип такой же, как в 8-клапанном двигателе. Свечи в таких двигателях расположены строго вертикально, как бы утопая в крышке блока цилиндров. На каждый один цилиндр двигателя уже по 4 клапана – значит, соответственно, 16 на двигатель. А что если вместо двух маленьких клапанов вставить два больших по размеру клапана… В принципе можно, но тогда газ камеру сгорания будет заполнять неравномерно, двигатель будет работать не так бесшумно, как хотелось бы.
Достоинства двигателя с 8 клапанами:
- Изначально двигатель по конструкции, относительно, очень простой и, соответственно, прост в обслуживании.
- Отсутствие гидрокомпенсаторов, несомненно, упрощает конструкцию силовой установки в целом.
- Нетребователен к маслу.
Недостатки:
- Мощность меньше по отношению к 16 клапанному двигателю. Таких высоких оборотов достигнуть тоже не получается – два клапана на цилиндр не позволяет ускорить впуск и выпуск топлива и газов из камеры. Процесс происходит медленнее, чем бы хотелось.
- Увеличен расход топлива. По причине того, что газ выходит через один клапан, который не может пропустить больше, чем ему положено.
- Такие двигатели, в сущности, более шумные, особенно когда передвигаешься на больших оборотах.
- Отсутствие гидрокомпенсаторов требует регулировку клапанов по мере нарушения их четкой синхронизации (даже при небольшой деформации профиля кулачков распедвала), в худшем случае – появление стука.
Двигатель 16-клапанный и его значимые достоинства:
- Более мощный. Лучше разгоняется и, следовательно, максимальная скорость будет значительно выше, чем у 8-клапанного двигателяБолее мощный. Лучше разгоняется и, следовательно, максимальная скорость будет значительно выше, чем у 8-клапанного двигателя.
- Немаловажно, что расход топлива заметно меньше (должен быть).
- Шумность двигателя меньше.
- Клапана регулируются гидрокомпенсаторами.
Недостатки:
- Присутствие гидрокомпенсаторов требует своевременно менять масло в двигателе во избежание закоксовывания гидрокомпенсаторов.
- Обслуживание двигателя обходится дороже. Ведь конструкция такого двигателя на порядок сложнее, нежели конструкция 8-клапанного двигателя.
Несколько слов об еще одной из причин, почему клапана должны плотно сидеть в седле. Помимо обеспечения полной герметичности камеры сгорания, следует учитывать то, что тарелки на клапанах работают в тяжелых условиях сильного нагревания. К тому же тарелки должны плотно соприкасаться с седлом, которое расположено на головке цилиндра, которая охлаждается. Ведь нагретая тарелка передает седлу большую часть тепла. Особенно это касается выпускного клапана, так как он охлаждается только через плотное пролегание тарелки к седлу, а охлаждение впускного – при поступающей воздушно-топливной смеси в контакте с седлом. При плохом контакте с седлом никакой (даже самый жаростойкий) клапан не выдержит такого сильного перегрева. Он просто-напросто прогорит и разрушится, поэтому плотная его посадка в седло очень важна. Поэтому они делаются из жаростойких металлических сплавов. К тому же, они не обладают магнитными свойствами.
По большому счету, самая распространенная поломка клапанов – это несоблюдение своевременной замены деформированного ремня привода, находящегося в распределительном вале. При обрыве ремня клапан напрямую встречается с поршнем и деформируется при ударе. Такая поломка может произойти и при попытке разогнать автомобиль с толкача, и тогда ремень перескакивает на один, два зуба, следовательно, ремонт неминуем. Т. е. это наверняка замена и поршня, и шатуна, возможно, и головки блока. В двигателях на цепном приводе таких поломок не встречается.
Сколько клапанов в двигателе лучше — 8 или 16
Разногласия по поводу оптимального двигателя — 8- или 16-клапанного —не останавливаются со времён появления этого выбора.
На первый взгляд может показаться, что «чем больше, тем лучше», да и второй вариант появился позже, как усовершенствование, но всё не так просто: если бы восьмиклапанный мотор устарел, то им бы больше не комплектовались новые автомобили, что делают даже известные автофирмы.
Таким образом, в Opel Astra устанавливаются оба вида двигателей, но именно 8-клапанный вариант признан более надёжным и лучше всего ремонтируемым. Такие моторы можно видеть и на Auris, и Corolla E15/18, значит, устаревшими их считать некорректно. По большей части ответ на вопрос кроется в требованиях автовладельца к мощности и стоимости ремонта, который он может себе позволить, ведь более сложный 16-клапанный двигатель в теории может получить больше неисправностей, а самостоятельно его починить будет очень сложно.
Выбор лучшего типа обсуждаем, так как некоторые водители будут эксплуатировать его в городских условиях для небольших поездок, а другие на пересечённой местности или для долгой дороги. Затраты на содержание также одним могут показаться дорогими, а другие водители поймут, что те или иные преимущества ими не реализуются. Поэтому нужно углубиться в устройство и изучить вопрос детальнее.
Принципиальные отличия: с технической стороны разница между этими двигателями заключается в количестве распределительных валов — 1 на восьмиклапанном и 2 на шестандцатиклапанном. Эта деталь отвечает за своевременный впрыск топливной смеси и отвод выхлопных газов. Более современный вариант двигателя имеет в два раза большее количество клапанных пар «впрыск — отвод», а также гидрокомпенсаторы, которые следят за зазором между клапанами, функция чего отсутствует в восьмиклапанных моторах.
Простой и надёжный восьмиклапанный двигатель
Его чаще всего можно встретить на бюджетных, простых машинах. На каждый цилиндр рассчитано одно отверстие впуска топливной смеси и одно — выпуска отходов. Такой тип мотора комплектуется одним распределительным валом, приводящимся в движение обычным устройством вроде цепи или ремня. Именно простота технологии 8-клапанного мотора позволяет ремонтировать его своими руками, быстро и недорого. Такой вид больше подходит для условий, где сложно заручиться квалифицированной помощью специалистов из автосервиса.
Так, двигатель, не имеющий гидрокомпенсаторов, не требователен к качеству машинного масла и может довольствоваться не лучшим бензином, что делает его неприхотливым и экономным в эксплуатации. С другой стороны, примитивная схема регулировки тепловых зазоров может требовать много времени на настройку, а непредвиденный стук из системы впуска может доставить неприятности.
Система впуска не требует много места под капотом, открывая доступ к навесным частям — генератор, стартер и прочие. Специалисты солидарны с этим, утверждая, что ремонтировать 8-клапанные моторы удобнее. Однако, ремень ГРМ при обрыве упадёт в выемку поршня, нуждаясь в натяжении с помощью сторонних инструментов. Важно внимательно следить за тем, чтобы положение ремня совпадало с распредвалом и синхронизация тактов газораспределения сохранялась. Желательно проводить диагностику и обслуживание такого двигателя каждые 20000 километров, чтобы поддерживать требуемые для комфортной езды настройки.
V8-двигатель не подходит для быстрого передвижения, так как сравнительно малое количество самих клапанов отрицательно влияет на скорость поступления топливной смеси в цилиндры, а выхлопные газы дольше покидают систему, что не позволяет быстро набирать обороты и реагировать на впрыск топлива.
Помимо этого, небольшому количеству клапанов характерна нестабильная в плане вибрации конструкция: четырёхцилиндровый агрегат при быстром разгоне может начать шуметь, а при медленном передвижении — дребезжать, пропуская волны через кузов. Всё же восьмиклапанный двигатель гарантирует высокую мощность на низких оборотах, реализуя силу тяги. Поэтому такой тип двигателя рекомендуется для перевозки прицепа или трейлера, езды по не асфальтированной местности.
Высокая эффективность шестнадцатиклапанного мотора
Основное преимущество V16-двигателя — большая пропускная способность и развитая система впуска. Суммарная площадь цилиндров больше, что позволяет им соответственно получать больше топливной смеси и выводить выхлоп эффективнее. Процессы сгорания протекают быстрее, увеличивая мощность работы на 15–20% в сравнении с ранней версией двигателей. Комфортабельность также повышается — шум и вибрация почти полностью исчезает и не беспокоит водителя и пассажиров.
Гидрокомпенсаторы повышают удобство регулировки тепловых зазоров — не нужно вручную настраивать их на каждом клапане. Достаточно выставить параметр на устройстве. Более того, на двигателях V8, которые такой функцией чаще всего не комплектуются, малейшая ошибка может заставить проводить всю работу заново. Использование таких технологичных частей делает устройство чувствительным к качеству масла и топлива — минимальное количество примесей может заставить гидрокомпенсатор забиваться, быстрее выводя его из строя и изнашивая.
Механизм привода ГРМ не нуждается в регулировке до момента установки нового ремня. Оптимизированный процесс сжигания топлива и высокая «эластичность» двигателя с чувствительным переходом на требуемый режим работы позволяет экономить на бензине.
Рассматривая приобретение автомобиля с шестнадцатиклапанным двигателем, стоит брать во внимание условия эксплуатации. Этот тип мотора не лучшим образом будет вести себя на пересечённой местности, зато хорошо подходит для эксплуатации в городе, где, помимо прочего, проще найти качественный сервис.
V16-двигатели экономичнее в плане потребления топлива, но в то же время не допускают плохого его качества, как и в случае с маслом. Это вкупе с дорогостоящими сложным ремонтом не позволяет назвать такой мотор универсальным — он больше подходит для любителей активного стиля вождения, для которых не будет проблемой своевременно посетить специалистов.
Сравнение по всем параметрам
Узнав подробнее технические особенности двух аналогов, становится ясно, что нельзя назвать один из них лучшим — разница преимуществ делает V8 и V16 почти противоположными в применении.
Мощность
В этом критерии 8-клапанный двигатель уступает конкуренту. Он не может обеспечить ни высокой скорости, ни резкой её смены. Несмотря на это, 16-клапанный мотор слабее ведёт себя в ситуациях, где нужно стабильно держать обороты на небольшой скорости, будь то езда по бездорожью или тяга на буксире. Всё же восьмиклапанный не подходит любителям драйва.
Починка
Простота устройства, меньшее количество потенциальных неисправностей и сравнительная дешевизна ремонта позволяет восьмиклапанным двигателям занять лидирующую позицию в этом критерии. Продвинутые не шестнадцатиклапанные имеют множество функциональных деталей, одна диагностика которых требует вмешательства специалиста.
Общая экономичность эксплуатации
В этом показателе нет явного лидера, так как V8 может работать на дешёвом масле-полусинтетике с примесями, тогда как V16 нуждается в чистой синтетике высшего класса. В то же время второй тип позволяет экономить на топливе до 10–15% (однако и здесь есть потребность в высококачественном бензине, тогда как первый вариант готов работать и на А-92).
Гидрокомпенсаторы
Устанавливаются на все шестнадцатиклапанные моторы и позволяют настраивать все клапанные зазоры — сразу, быстро и удалённо. В ранних аналогах настройка производится вручную, но ошибки в регулировке могут заставить проводить процедуру сначала. Всё же, гидрокомпенсаторы подвержены частой поломке, и это при их высокой цене.
Какой выбор оптимален
Принципиальные отличия не позволяют однозначно сказать, какое количество лучше, 8 или 16 клапанов. Разница в том, что V16 при всей своей мощности требуют лучшего обслуживания, а V8 простые и нетребовательные, но менее комфортабельные в эксплуатации (шум, вибрация) и не позволяют набирать высокую скорость.
Подводя итоги, 16 клапанов в двигателе делают автомобиль динамичнее, но дороже в содержании, тогда как восьмиклапанный аналог является неприхотливым мотором для уверенной, неспешной езды.
Устройство 8-клапанного двигателя
8 клапанные двигатели чаще всего устанавливаются на бюджетных, недорогих моделях автомобилей. В каждом цилиндр имеется по одному отверстию для впуска топливовоздушной смеси, и по одному – для выпуска отработанных газов. Кроме того 8 клапанные двигатели имеют лишь один распределительный вал, приводится который от ременной или цепной передачи. Преимущество 8 клапанного двигателя в простоте конструкции, а следовательно ремонт 8 клапанного двигателя обойдется недорого.
Производители 8 клапанных двигателей всегда стараются сэкономить на производстве, например благодаря использованию схемы с ручной регулировкой тепловых зазоров , и такие двигатели, как в ы поняли, не оборудуются гидрокомпенсаторами. Это в коей-то мере можно назвать преимуществом, ведь такие двигатели не так восприимчивы к некачественному топливу. В 8 клапанном моторе, по сравнению с 16 клапанным не надо бояться обрыва ремня ГРМ, так как наличие специальных выемок в поршнях предотвращают серьезные повреждение силового агрегата, как это произошло бы в 16 клапанном двигателе. Но за счет того, что в 16 клапанном двигателе клапанов по 4 на каждый и два распредвала, он более экономичный, в плане расхода топлива, хоть и отличается более сложной конструкцией.
В 16 клапанном двигателе процессы сгорания проходят намного эффективней, что позволяет увеличить мощность до 15-20%, в сравнении с 8-клапанными моторами. Хочется отметить, что в автомобилях с 16 клапанном двигателем улучшается комфорт передвижения, снижается интенсивность шума и вибраций. Запасом хода 8-ми клапанные и 16-клапанные двигатели практически не отличаются.
Проще говоря, чем больше количество движущихся элементов, тем больше вероятность поломки. Если автомобиль вам нужен для спокойной, умеренной езды по городу, тогда 8-клапанный двигатель, то что вам нужно.
Двигатель с 16-ю клапанами более приемистый, на нем можно разогнаться, но на это придется немного потратиться. Возможность тюнинга двигателя в 16 клапанном двигателе более предпочтительна, так как у 16-клапанных двигателей впускной и выпускной тракты разнесены по разные стороны головки, что значительно облегчает монтаж впускных и выпускных коллекторов. Кроме того, сама головка блока цилиндров имеет больший потенциал для совершенствования. 8-клапанные двигатели тоже можно тюнинговать, но тюнинг 8 ми клапанного потребует больше сил и времени.
Какой двигатель лучше 8 клапанный или 16 клапанный
Принцип работы 8 клапанного и 16 клапанного двигателей одинаковый, отличие лишь в совершенствовании газораспределительного механизма. 8 клапанный механизм проще по конструкции, а у 16 клапанного значительные конструктивные преимущества.
Преимущества 16 клапанного двигателя
16 клапанный двигатель более мощный, в тоже время экономичнее, динамичный при разгоне, не требуется ручная регулировка клапанов, меньше шум и вибрация. Но, что следует отметить, 16 клапанный двигатель более дорогой в ремонте обслуживании.