Что такое форсаж двигателя самолета

Форсаж что это такое

Форсаж — это. Что такое Форсаж?

Форс́аж — режим работы некоторых поршневых и реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости (взлёт, разгон до сверхзвуковой скорости, манёвр воздушного боя). Применяется в основном на боевых самолётах, единственными гражданскими самолётами, на которых применялся форсаж, были пассажирские Ту-144 и Конкорд.

Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания (далее ФКС), устанавливаемой за основной камерой сгорания и турбиной. При включении форсажа производится сжигание в ФКС дополнительного горючего, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя.

Температура газов за основной камерой сгорания лимитируется, в основном, жаростойкостью и жаропрочностью лопаток турбины. Установка за турбиной дополнительной камеры сгорания позволяет обойти это ограничение. Основным недостатком такого решения является резкое падение экономичности двигательной установки.

В силу означенных выше причин, переход на форсажный режим работы двигателя производится лишь в случае необходимости энергичного разгона летательного аппарата и/или его полета на высокой скорости (взлёт, набор высоты с целью занятия выгодной позиции для атаки, экстренный выход из боя, преодоление зоны действия ПВО противника и т. д.). Интересно, что на некоторых ЛА после отрыва от ВПП форсажный режим части двигателей выключается, для экономии топлива (хотя это и вызывает некоторые проблемы с устойчивостью — разворачивающий момент)

При работе двигателя на форсаже за реактивным соплом возникает видимая струя раскалённых газов, имеющая характерную полосатую окраску. При неполном сгорании керосина (из-за недостатка кислорода) струя будет иметь красный цвет с жёлтыми вертикальными кольцами. Если горение хорошо оптимизировано, то цвет пламени будет синий. Давление на срезе сопла значительно превышает давление окружающей среды, и по мере удаления от сопла давление уменьшается, а скорость истекающих газов возрастает. При этом поперечное сечение струи увеличивается и давление в наибольшем сечении становится менее атмосферного. После этого струя снова начинает сужаться, с увеличением давления. Такая цикличность приводит к тому, что сверхзвуковая струя выходящих газов периодически (циклично) становится дозвуковой, с возникновением скачков уплотнения — это как раз и есть видимые светлые кольца пламени. Из-за несовершенства топливной аппаратуры некоторых двигателей иногда наблюдается интересный эффект — на одном и том же самолёте у одного двигателя на форсаже выхлоп синий, у второго — красный или жёлтый.

Первым серийным самолётом, двигатель которого планово работал на форсаже в течение всего полёта, был SR-71 Blackbird (и на его предшественнике Lockheed A-12).

Что такое форсаж двигателя и в чём его суть? — База ответов на любые вопросы

В лексикон автолюбителей слово «форсаж» попало из военной авиации. В применении к воздушным двигателям под ним понимают специальный режим работы, используемый для краткосрочного увеличения силы тяги. Как правило, в авиации форсаж применяется при взлете, разгоне или маневрах самолета и реализуется посредством монтажа дополнительной камеры сгорания. Но что понимают под этим термином в автомобильной сфере? Что такое форсаж и в чем его суть?

Что означает слово «форсаж»?

Термин «форсаж» происходит от французского forcage, что означает «вынуждать, напрягать». В отношении любого двигателя, будь то реактивный или поршневой, слово подразумевает повышение мощности мотора, то есть его принуждение к работе сверх установленных параметров.

В традиционном понимании этого слова, то есть в авиации, форсаж применяется, в основном, на боевой технике, требующей набора сверхзвуковых скоростей и хорошей маневренности при воздушных боях. В гражданской авиации подобный режим устанавливался только на самолетах Concorde и Ту-144.

Что такое форсаж двигателя?

Применительно к автомобилям форсаж является разновидностью тюнинга и часто используется в контексте с форсированием двигателя, то есть с повышением его мощности путем увеличения рабочего объема мотора и прочих технических приемов. Если в авиации суть форсажа заключается в увеличении тяги двигателя, то в автомобильной среде подобная модернизация предполагает повышение показателей крутящего момента.

Как и тяга в реактивных моторах, крутящий момент в автомобилях возникает преимущественно за счет рабочей смеси. При сгорании она начинает расширяться и толкать поршень, который, в свою очередь, осуществляет механическое давление на коленчатый вал. В связи с этим сам собой напрашивается вывод: чем больше объем двигателя, тем больше сгорает рабочей смеси и тем выше мощность мотора.

Таким образом, увеличение рабочего объема позволяет увеличить крутящий момент и добиться возможностей, аналогичных форсажу в авиации – лучшего разгона и лучшей скорости.

Как форсируется двигатель автомобиля?

Для форсирования пригодны практически все дизельные и бензиновые двигатели. Наиболее эффективным способом увеличения мощности мотора является расточка блока цилиндров, которая выполняется посредством специального станка. Этим методом можно расточить детали под гораздо больший диаметр поршня, чем изначально установлен в машине, и тем самым повысить крутящий момент. Другой прием – смена жиклеров в карбюраторе. Этот подход поможет повысить мощность, однако существенно увеличит расход топлива.

Некоторые автомобилисты прибегают к замене распределительного вала, устанавливая механизм с кулачками с более острым профилем. Процедура улучшает газообмен, но одновременно приводит к повышению нагрузок на механизмы распределения газа, поэтому дополнительно приходится менять клапанные пружины.

В отдельных случаях целесообразно прибегнуть к монтажу турбокомпрессора, но такой вариант возможен только в том случае, если на моторе не увеличивалась степень сжатия.

Зачем нужно форсирование двигателя?

В большинстве случаев форсирование мотора автомобиля приносит владельцу транспорта неоспоримые преимущества. Прежде всего, автолюбителю удается значительно обогатить топливную смесь, что не только повысит мощность, но и увеличит срок эксплуатации двигателя, а также будет способствовать его более стабильному функционированию. За счет баланса в работе мотора на холостом ходу динамика разгона становится значительно лучше. Если сделать форсаж правильно, то можно сразу заметить, насколько стремительно автомобиль начинает набирать ход. При всех достоинствах форсировки очень важно правильно подойти к данной процедуре, поскольку при увеличении мощности значительно возрастает нагрузка на трансмиссию. Другими словами, помимо самого мотора, дорабатывать приходится и ее.

«Форсаж» (The Fast and the Furious, 2001)

Визг из под колес дорогих, прокачанных по самые помидоры тачек, отвязные девицы в будоражащих воображение нарядах, музыкальный драйв и яростный до беспредела угар — казалось бы, что еще нужно для субботнего оттяга перед экраном телевизионного ящика? Как выясняется, несколько больше, чем все это. История Брайана Спилнера, постепенно втирающегося в доверие к маститому уличному гонщику Доминику Торетто и его команде с не самыми очевидными, по мнению сценаристов, мотивами, не способна удивить, но, по крайней мере, не вызывает стойкого отторжения. Тюнинг автомобилей, шумные вечеринки и стрит-рейсерские соревнования вперемешку с потугами полиции в отношении грабителей грузовиков и главного героя в отношении сестры Доминика — такой незамысловатый, но без дурного привкуса, коктейль ждет благодарного (в идеале) зрителя. Крутые парни, модные чики, монстры на колесах и рэп из динамиков, да. Вылизанное до блеска кино, которым, к сожалению, я так и не смог проникнуться. Почему? На этот вопрос нашлось достаточно ответов. Во-первых, сама идеология стрит-рейсинга всегда казалась мне довольно-таки надуманной. Все эти заезды по вечерам и копание в гаражах в светлое время суток, раздел города по территориям влияния, недюжинные якобы страсти и неизменно надутый пафос гонщиков — задумайтесь, как-то несерьезно. Я, скажем, фанат Need For Speed: Most Wanted, но никогда не придавал особого значения тамошнему сюжету, слишком уж он искусственный, надуманный. И прошу не рвать меня на лоскуты: любовь к большим скоростям — это одно, а слабая по сути идеологическая составляющая — совсем, совсем другое. Во-вторых, фильму не удалось выдавить из меня никаких существенных переживаний, хоть и производились попытки внести элементы драмы в этот скоростной боевик. Переживания Доминика насчет себя и своего отца, сомнения Брайана в отношении собственных поступков и прочие инъекции слишком слабо разыграны, чтобы придать им хоть какое-то значение. В этом фильме много красок и визуального блеска, но только для глаз. Развлекушечка, не более. В-третьих, актерский состав не блещет особыми успехами. При взгляде в деревянное лицо Пола Уокера мне представляется типичный калифорнийский мальчик, который пытается задуматься. Слишком мало выразительности для главного героя фильма. Вин Дизель, конечно, самец, но и он, признайтесь честно, не самого высокого полета птица. Мне он больше нравится в образе мрачного и немногословного Риддика из соответствующей дилогии, чем в роли рейсера с нечистой душой, тем более что личность его персонажа (как, впрочем, и многих других) раскрыта слабо. Про остальных действующих лиц кинокартины я предпочту не распространяться — особо нечего сказать. Разве что один из злодеев порадовал своей зверской физиономией, не более.

Читать еще:  Двигатель yd22ddti технические характеристики

Можно было бы продолжить шеголять числительными и выявлять недостатки, но, пожалуй, не стоит. Поймите меня правильно: это неплохое кино, достаточно зрелищное и динамичное, обладающее набором драк, погонь и словесных перепалок для услады жаждущего отдыха потребителя, но не более того. Попав на местный драйв в ходе переключения каналов, вы, скорее всего, досмотрите его до конца. Но повторить просмотр лично у меня желания не возникает. Это дом с отличным фасадом и осыпающейся штукатуркой внутри, мимо которого приятно идти и любоваться, но в котором не хочется жить.

Форсаж (серия фильмов) — это. Что такое Форсаж (серия фильмов)?

«Форса́ж» (англ. The Fast and the Furious) — серия фильмов, состоящая из пяти частей, выпущенных с 2001 по 2011 год.

Фильмы

Форсаж

Основная статья: Форсаж (фильм, 2001, США)

Группа налётчиков грабит грузовики с бытовой техникой. Полиции Лос-Анджелеса и ФБР известно лишь, что преступники орудуют на трёх машинах Honda Civic чёрного цвета с неоновым освещением. Налётчиками, скорее всего, являются кто-нибудь из местных уличных гонщиков.

Его зовут Брайан, и он — фанатик турбин и нитроускорителей. Его цель — быть принятым в автобанду легендарного Доминика Торетто, чемпиона опасных и незаконных уличных гонок. Но это лишь часть правды… Брайан также полицейский, имеющий задание войти в доверие к Торетто, подозреваемому в причастности к дерзким грабежам трейлеров, совершенным прямо «с колес».

Но чем больше доверяет нахальному новичку харизматичный Доминик, тем больше проникается герой идеалами «ангелов дорог». И тем меньше ему хочется выполнять свою миссию. И вот, наступает момент, когда Брайану придется выбирать между дружбой и долгом. И выбирать на скорости в 200 километров в час…

Двойной форсаж

Основная статья: Двойной форсаж

Бывший полицейский Брайн О’Коннер вместе с напарником Романом Пирсом (Тайриз Гибсон) собираются перевезти крупную сумму «грязных» денег известного мафиози Картера Верона (Коул Хаузер) в качестве его подручных. Но на самом деле эта работа является только прикрытием для Брайана, который вместе с тайным агентом Моникой Фуэнтес (Ева Мендес) должны уличить могущественного преступника.

Форсаж 4

Основная статья: Форсаж 4

Когда кривая дорожка заставляет скрывающегося от правосудия Дома Торетто вернуться в Лос-Анджелес, вражда с агентом Брайаном О’Коннером вспыхивает с новой силой. Но у парочки обнаруживается общий противник, и Дому с Брайаном приходится заключить перемирие в надежде одержать над ним победу. Грабя конвои, роя подкопы и пересекая границы, они приходят к идеальной форме отмщения — педали газа, вдавленной до упора.

Форсаж 5

Основная статья: Форсаж 5

Бывший полицейский Брайан О`Коннер вместе с бывалым лихачом Домиником Торетто совсем немного увлеклись жизнью вне закона. После того, как Брайан и Миа Торетто освободили Доминика, они не рискуют долго задерживаться на одном месте, так как являются желанной целью порядком недовольных копов

Токийский дрифт

Основная статья: Тройной форсаж: Токийский дрифт

Шон Босуэлл — одинокий парень, который хочет казаться профи уличных гонок. Он бесшабашно гоняется по улицам города, пытаясь убежать от жизненных невзгод и наживая себе врагов среди местных властей. Когда Шону грозит тюрьма, его от греха подальше отсылают к отцу — профессиональному военному, который служит на военной базе в Японии.

В незнакомой стране, живущей по своим законам, Шон чувствует себя еще большим изгоем. Однако вскоре его американский приятель Твинки знакомит его с миром подпольного дрифт-рейсинга. Раньше Шон просто тупо гонялся по улицам, а здесь перед ним открылся целый мир своеобразного искусства из металла и резины, дороги которого оказались невообразимо круты на поворотах…

Форсаж 6

Основная статья: Форсаж 6

Фильм находится на стадии разработки[1].

Короткометражные фильмы

Актёры и персонажи

Основная статья: Список персонажей серии фильмов «Форсаж»

  • Тёмно-серый цвет — персонаж не появляется, белый — появляется.

Съёмочная группа

Примечания

  1. ↑ Universal запускает в производство «Форсаж 6»

Самолет-истребитель МиГ-23МЛ. СССР

Экипаж — 1 человек

Размах кры­ла — 7,78/13,97 м

Площадь крыльев – 34,16 / 37,27 кв. м

Угол стреловидности по передней кромке – 72° /45° /16°

Масса пустого самолета – 10 230 кг

Масса максимальная взлетная – 17 800 кг

Максимальная скорость на высоте / у земли — 2500 / 1400 км/ч

Практический потолок – 18 600 м

Максимальная дальность полета – 1450 км

Вооружение: 1х23-мм пушка ГШ-23Л; 2 управляемые ракеты Р-23Л/Т или Р-24Р/Т; 4 — 6 управляемых ракет Р-13М, Р-13М1 или Р-3С; 2 управляемые ракеты Х-66 или Х-23; 2 пушечных контейнера УПК-23-250; 4 блока неуправляемых ракет С-5/С-8 или 2 неуправляемые ракеты С-24Б

Максимальная бомбовая нагрузка — 2000 кг авиабомб.

Многообразие задач, стоящих перед авиационной техникой, привело к созданию универсальных, многоцелевых боевых самолетов. Одной из подобных конструкций стал самолет МИГ-23 — представитель первого поколения советских боевых истребителей с изменяемой стреловидностью крыла, способный выполнять функции фронтового истребителя, истребителя-перехватчика и маловысотного истребителя-бомбардировщика.

В 1964 году в ОКБ-155 А.И. Микояна начались работы по созданию нового фронтового истребителя под обозначением «МиГ-23». Главным конструктором был назначен Г.А. Седов. Общее руководство осуществлял А.И. Микоян, а после его смерти — Р.А. Беляков. Работе по созданию этого самолета предшествовал большой объем исследований, в которых принимали участие Г.С. Бюшгенс, Г.В. Александров, С.М. Белоцерковский, Г.И. Загайнов и другие ведущие ученые-аэродинамики ЦАГИ. По мнению военных, во время полномасштабной войны крупные аэродромы с бетонными ВПП будут очень уязвимыми, поэтому ВВС требовались машины, способные эксплуатироваться с укоро­ченных ВПП. Достичь этого можно было двумя путями: за счет примене­ния подъемных двигателей или использования крыла с изменяемой гео­метрией.

Было доказано, что применение крыла изменяемой стреловидности позволит создать многорежимный боевой самолет, а проведенные в ЦАГИ расчеты показали, что летательный аппарат с по­добным крылом получит заметное преимущество. Поворотное крыло или крыло с изменяемой геометрией, стреловидность которого меняется от скорости полета, позволяло на треть увеличивать радиус действия машины и на четверть снизить ее посадочную скорость.

Фронтовой самолет-истребитель Миг-23 предназначался для борьбы с самолетами противника в широком диапазоне высот и скоростей полета и выполнения задач в интересах войск оперативно-стратегического объединения. Предполагалось, что это будет сравнительно дешевая машиной, способная эффективно применяться в малых войнах, решать задачи ПВО и сочетать лучшие качества МиГ-21. Его основными достоинствами должны были стать высокие ско­рость и скороподъемность, большие дальность и продолжительность поле­та, а также способность поражения наземных целей.

Для МиГ -23 был выбран широкий диапазон изменения стреловидности от 16° для взлета и посадки, крейсерского полета на дальность и барражирования в воздухе до 72°. В зависимости от режима полета, оно могло становиться то почти прямым, то стреловидным. За очень короткий срок, с января по март 1966 года, был создан эскизный проект МиГ-23. 10 июня 1967 года был совершен первый полет МиГ-23. Самолет показал себя легким в управлении при всех положениях крыла. Серийное производство истребителя МиГ-23С было освоено на Московском машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» в 1969 году.

От всех предыдущих машин, созданных ОКБ (МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21), этот истребитель отличался прежде всего своей принципиальной схемой — самолет МиГ-23 представлял собой высокоплан с крылом изме­няемой стреловидности. Высокопланное расположение крыла было выбрано для того, чтобы обеспечить возможность при большой стреловидности часть крыла убрать в фюзеляж. Крыло состояло из неподвижной части и двух поворотных консолей. Угол стреловидности неподвижной части по передней кромке — 70°, а подвижных консолей по передней кромке изменялся — от 16° до 72°. Поворот кон­солей производился специальной системой СПК-1. Принятая для МиГ-23 аэродинамическая схема обеспечила ему высокие несущие свойства. На взлетно-посадочных режимах, режимах крейсерского полета на дальность и барражирование использовался минимальный угол стреловидности крыла — 16°. В этой конфигурации самолет имел наибольшее аэродинамическое качество, что существенно увеличивало дальность полета. На режимах маневра и воздушного боя использовался средний угол стреловидности крыла — 45°. Подобная конфигурация допускала увеличенные эксплуатационные перегрузки, улучшая скоростные характеристики самолета. Полет на сверхзвуковых скоростях, в том числе, и на больших скоростях у земли выполнялся при максимальном угле стреловидности крыла в 72°. Причем, и в этом положении крыла у самолета сохранялись высокие маневренные характеристики на трансзвуковых скоростях, устойчивость и управляемость.

Для улучшения обтекания и увеличения подъемной силы крыла на взлетно-посадочных и маневренных режимах на его передней кромке были установлены отклоняемые носки, а на задней кромке — поворотные закрылки по всему размаху. Путевая устойчивость самолета обеспечивалась вертикальным оперением, включавшим киль, руль направления и специальный подфюзеляжный гребень, сблокированный с шасси: при его уборке гребень поворачивался в вертикальное положение на угол 95°. Фюзеляж самолета — типа полумонокок, его хвостовая часть имела четыре секции воздушных тормозов. Шасси — трехопорное, обеспечивало эксплуатацию на бетонных и грунтовых ВПП.

Читать еще:  Асинхронный двигатель схема намоток

Для МиГ-23 был специально разработан в ОКБ К. Р. Хачатурова на базе Р-11Ф2С-300 новый двухконтурный турбореактивный двигатель Р-27Ф-300 с максимальной тягой 5200 кгс и 7800 кгс на форсаже. Этот двигатель обеспечивал истребителю полет в широком диапазоне скоростей, максимальная скорость у земли составляла 1350 км/ч, а на высоте — 2500 км/ч. Конструкция двигателя была разработана таким образом, чтоб максимально выдерживать боевые повреждения, наносимые авиационными и зенитными ракетами. Боковые воздухозаборники имели систему автоматического всережимного регулирования. Для сокращения длины пробега был установлен тормозной парашют ПТ-10370-65. МиГ-23 имел герметичную кабину. Фонарь кабины открывался вверх и назад. При разгерметизации кабины на большой высоте летчика должен был выручить высотный компенсирующий костюм, а, в крайнем случае — катапультируемое кресло КМ-1М.

На истребителях МиГ-23 использовались различные обзорно-прицельные системы. Так, на МиГ-23С/М/МЛ устанавливалась система ОПСС-23МЛ, а на МиГ-23МЛА/МЛД — ОПСС- 23МЛА. В состав первой входили: радиоприцел РП-23МЛ («Сапфир-23МЛ») с дальностью обнаружения воздушной цели до 55 км и дальностью захвата до 35 км, тепло-пеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТП-23М и оптический прицел АСП-23ДЦМ. Вторая включала — радиоприцел РП-23МЛА («Сапфир-23МЛА»), теплопеленгатор ТП-23М или ТП-26 и оптический прицел АСП-17МЛ. Это оборудование обеспечивало: обнаружение воздушных целей; определение их государственной принадлежности; захват и сопровождение; вычисление и индикацию команд, необходимых для управления истребителем при прицеливании по воздушным и наземным целям; выдачу сигналов ракетам при подготовке их к пуску; подсветку целей (при применении управляемых ракет с полуактивной системой радиолокационного наведения). Станция «Сапфир-23МЛА» позволяла выполнять перехват воздушной цели в свободном пространстве или на фоне земли (при минимальной высоте полета цели до 40 м), днем и ночью, в любых метеоусловиях, на встречно-пересекающихся курсах и с задней полусферы, а также ведение огня из пушки по невидимым целям (ночью, в облаках), маневрирующих с перегрузкой до 3, на дальностях 550 — 1000 м. Для обнаружения воздушных целей использовался также теплопеленгатор ТП-23М или ТП-26 (с максимальной дальностью обнаружения реактивных самолетов в задней полусфере на фоне свободного пространства до 60 км). Кроме того, в состав оборудования входили станция наведения управляемых ракет класса «воздух – земля» «Дельта-Н» (МиГ-23С) или «Дельта-НГ»; система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ/МЛД), обеспечивающая автоматическое наведение самолета с использованием наземной системы управления «Воздух».

На самолетах МиГ-23С/М устанавливалась УКВ-радиостанция Р-832М, а на МиГ-23МЛ/МЛД — Р-862; навигационная система «Полет-1Л-23» (МиГ-23С/М) или «Полет-2Л-23» (МиГ-23МЛ/МЛД); автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М, и др. Истребители МиГ-23МЛ и последующие модификации получили навигационно-пилотажную систему «Полет-21-23», которая использовалась для автоматизации решения задач ближней навигации, а также захода на посадку (до высоты 60 м) днем и ночью, в т. ч. в сложных метеоусловиях. На МиГ-23 поздних серий устанавливались контейнеры с ИК-ловушками. Все варианты самолета МиГ-23 имели встроенную 23-мм двухствольную пушку ГШ-23Л, также была возможна подвеска еще двух этих пушек в контейнерах УПК-23/250. Для борьбы с воздушными целями самолеты МиГ-23 могли брать на борт две ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-23Р, Р-24Р (МиГ-23МЛА/МЛД) с радиолокационной полуактивной системой наведения, или Р-23Т, или Р-24Т (МиГ-23МЛА/ МЛД) с тепловой системой наведения, подвешиваемых на неподвижных частях крыла.

Оружие малой дальности составляли ракеты «воздух-воздух»: две Р-13М, Р-13М1 или Р-3С (или позднее — четыре Р-60 или Р-60М), подвешиваемые на подфюзеляжных узлах. Для поражения наземных целей использовались управляемые ракеты «воздух – земля» Х-66, Х-23 (Х-23М), подвешиваемые под крылом. Кроме них, могли также использоваться и неуправляемые авиационные ракеты С-5, С-8, С-24.

Бомбардировочное вооружение МиГ-23 включало 4 авиабомбы ФАБ-500 или 16 ФАБ-100 (с общей массой до 2000 кг), а также бомбовые кассеты, сбрасываемые с высот 500 — 600 м, и баки с зажигательной смесью ЗБ-500, ЗБ-500Р или ЗБ-500Ш. Часть самолетов МиГ-23 оснащалась узлами подвески для тактических ядерных бомб РН-40 мощностью 30 килотонн. В перегрузочном варианте МиГ-23МЛД масса боевой нагрузки достигала 4500 кг.

Первым истребитель МиГ-23С в 1969 году получил Липецкий Центр боевой подготовки, а первым строевым полком ВВС СССР, перевооруженным на МиГ-23, стал 32-й гвардейский Виленский орденов Ленина и Кутузова III степени истребительный авиаполк (пос. Шаталово Смоленской области). Однако МиГ-23С оказался очень «сырым» — его освоение сопровождалось большим количеством аварий и катастроф, происходивших, прежде всего, из-за недостаточной прочности крыла. Но со временем, конструкторские недостатки самолета удалось полностью устранить, и по своей боевой эффективности он практически по все показателям стал превосходить МиГ-21. Серийное производство МиГ-23 в варианте истребителя и истребителя-бомбардировщика велось только на Московском машиностроительном заводе «Знамя труда». Он выпускался в следующих основных модификациях:

— МиГ-23С — фронтовой истребитель. Отличался двигателем Р-27Ф2М-300, новыми консолями крыла, смещенным назад на 860 мм горизонтальным оперением и дополнительным фюзеляжным баком. Выпускался в 1969 -1970 годах;

— МиГ-23М/МС/МФ — фронтовой истребитель. В начале 1970-х годов, в связи с острой необходимостью дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик, потребовалось коренное улучшения МиГ-23. Модернизированный самолет МиГ-23М оснащался новым мощным двигателем (Р29Ф-300), более совершенным оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой. Выпускался с 1971 по 1978 год. Всего было построено свыше 1300 самолетов МИГ-23М;

— МиГ-23Б/БН/БМ — истребитель-бомбардировщик (с плоской носовой частью фюзеляжа), комплектовавшийся новым прицельно-навигационным комплексом ПрКН-23 с лазер­ным дальномером-указателем «Фон» (взамен бортовой РЛС), а также новой шестиствольной 30-мм пушкой ГШ-6-30. На самолетах МиГ-23Б монтировался двигатель АЛ-21Ф-3, а на МиГ-23БН — Р-29Б-300. Выпускался с 1972 по 1985 год. Было построено свыше 500 машин этого типа;

— МиГ-23МЛ – модернизированный фронтовой истребитель. Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в СССР в 1973 году облегченного истребителя МиГ-23МЛ. Этот самолет получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель с увеличенной тягой Р-35Ф-300. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен фюзеляж. В этой модели была впервые применена система ограничения углов атаки. Выпускался в 1976 — 1983 годах. Всего было построено более 1300 самолетов МиГ-23МЛ;

— МиГ-23П — облегченный истребитель-перехватчик ПВО. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО с другим комплектом оборудования, способный вести борьбу с низколетящими целями. Выпускался в 1978 – 1983 годах;

МиГ-23МЛД/МЛГ/МЛС — фронтовой истребитель наиболее совершенной модификации в семействе МиГ-23. Доработке подверглась конструкция фюзеляжа, что улучшило характеристики устойчивости самолета на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной ботовой РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла монтировались блоки-контейнеры с инфракрасными ловушками. МиГ-23МЛД выпускался серийно с 1982 по 1985 год. Кроме этого, в вариант МиГ-23МЛД до 1985 года было переоборудовано большое количество самолетов МиГ-23 других модификаций.

Наряду с боевым самолетом МиГ-23, выпускавшимся в Москве, Иркутским авиационным заводом им. 60-летия СССР в 1970 — 1978 годах было налажено производство двухместного учебно-боевого самолета МиГ-23УБ.

К середине 1980-х годов МиГ-23 стал самым массовым истребителем советских ВВС, а его вариант — МиГ-23П почти вытеснил из авиации ПВО страны перехватчики МиГ-21, Су-9, Су-11 и Су-15. С 1984 года истребители МиГ-23МЛД широко использовались ВВС 40-й армии в Афганистане для нанесения ударов по наземным целям, а также прикрывали действия советских ударных самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах. Истребители МиГ-23 широко поставлялись на экспорт и применялись почти во всех международных конфликтах, в том числе в локальных войнах на Ближнем Востоке, где успешно противостояли израильским ВВС, оснащенным американскими самолетами F-15 «Игл» и F-16 «Файтинг-Фалкон», а также французские истребителями Дассо «Мираж».

Самолеты МиГ-23 производились в 1969 – 1985 годах. На Московском машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» было выпущено 4278 самолетов (включая и истребительно-бомбардировочные модификации), в Иркутске на авиационном заводе им. 60-летия СССР было изготовлено 769 учебно-тренировочных самолетов МиГ-23УБ (с учетом, переоборудования в вариант МиГ-23УМ — 1020 самолетов).

Многоцелевой истребитель Су-35. История и характеристики

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 июля 2021 года пресс-служба Восточного военного округа сообщила, что в Хабаровском крае при выполнении плановых учебно-тренировочных полетов произошел отказ двигателя на самолете Су-35С. По предварительным данным, самолет упал в акватории Охотского моря. Летчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования, угрозы его здоровью нет.

Су-35 — российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Дальнейшее развитие «одноместной» линейки самолетов Су-27. Строевая модификация для Воздушно-космических сил (ВКС) России имеет индекс Су-35С.

Читать еще:  Шум при запуске двигателя на холодную рено каптур

История проектирования и испытаний

Работа над модификацией перехватчика Су-27, способной обнаруживать и поражать наземные цели (то есть над полноценным многофункциональным истребителем), началась в ОКБ Сухого еще в середине 1980-х годов. Самолет получил название Су-27М (Т-10М). Он был оснащен новым радиоэлектронным оборудованием (в том числе РЛС заднего обзора), вооружением, системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), многофункциональными индикаторами в кабине пилота, комплексом дозаправки топливом в воздухе и прочим.

Первый полет Су-27М (вскоре получившего наименование Су-35) состоялся 1 апреля 1992 года. Су-35 демонстрировался на различных международных авиасалонах и предлагался на экспорт, но покупателей не нашел. Серийное производство новых истребителей не началось из-за экономических проблем.

Часть новых технических решений, использованных в Су-27М, были затем применены в истребителях Су-30 разных типов и Су-37. Работы над одноместным многофункциональным истребителем на базе Су-27 возобновились в середине 2000-х годов. Он получил шифр «изделие Т-10БМ». Конструкторы установили на истребителе новую авионику, радиолокационную станцию «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, новые, более мощные двигатели с поворотным вектором тяги. Также на самолете была применена новая информационно-управляющая система, создатели которой были удостоены премии правительства РФ в области науки и техники за 2017 год.

В ходе «перекомпоновки» было решено, в частности, отказаться от переднего горизонтального оперения и аэродинамического тормоза, которые использовались на Су-27М.

Первый полет Т-10БМ был выполнен 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

Истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина, КнААЗ). В 2009 году подписан контракт на поставку ВВС России 48 самолетов. Первые 12 истребителей были переданы 12 февраля 2014 года 23-му истребительному авиационному полку (аэродром Дзёмги, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край). Полностью контракт был выполнен в 2015 году, после чего военные заказали еще 50 самолетов. 19 февраля 2020 года в госкорпорации «Ростех» сообщали, что ВКС России эксплуатируют около 70 экземпляров Су-35С.

С 2015 года самолеты этого типа входили в состав группировки ВКС РФ в Сирии. 19 сентября 2017 года пресс-служба Министерства промышленности и торговли РФ сообщила, что истребитель Су-35С принят на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) России.

4 апреля 2018 года на заседании государственной комиссии, рассматривающей ход испытаний Су-35С в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) имени В. П. Чкалова в Ахтубинске, заместитель министра обороны России Юрий Борисов дал высокую оценку качеству выполненных работ по самолету. Он также подчеркнул, что «летный состав, эксплуатирующий Су-35С в Сирии, очень высоко оценивает качество самолетов и его боевые и эксплуатационные характеристики».

Летно-технические характеристики

Аэродинамическая схема самолета — двухдвигательный высокоплан с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Оборудован двумя турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С мощностью 14 500 кгс (на форсаже) каждый. Эти двигатели с управляемым в одной плоскости вектором тяги разработаны Научно-производственным объединением «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Длина самолета — 21,95 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,92 м.

Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2 500 км/ч (2,35 Маха), максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3 600 км, с ПТБ — 4 500 км. Практический потолок — 18 тыс. м. РЛС истребителя способна обнаруживать цели на дальности до 400 км и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно. Экипаж состоит из одного человека.

Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.

Вооружение

На 12 узлах подвески может нести управляемые ракеты типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», неуправляемые ракеты, авиабомбы различных калибров. Максимальная боевая нагрузка — 8 т. Оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).

Экспортные поставки

19 ноября 2015 года государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР стала первым иностранным покупателем этих самолетов. Сумма контракта оценивалась в $2,5 млрд. В сентябре 2018 года за эту сделку США применили к Китаю так называемые вторичные санкции — ограничительные меры были наложены на департамент разработки оборудования Центрального военного совета КНР и его начальника Ли Шанфу. В 2016 году российская сторона передала Китаю четыре, в 2017 году — десять и в 2018 году — оставшиеся десять самолетов.

20 февраля 2017 года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил СМИ, что соглашение о намерениях по закупке Су-35 подписали с РФ Объединенные Арабские Эмираты.

1 марта 2018 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Владимир Кожин сообщил о подписании контракта на поставку Су-35 в Индонезию. Ранее в Ростехе сообщали, что Индонезии вручалось коммерческое предложение, где речь идет об 11 самолетах. Сделка оценивалась в $1,1 млрд, по состоянию на июль 2021 года реализация контракта еще не началась.

16 мая 2020 года военно-дипломатический источник сообщил ТАСС, что Россия начала производство Су-35 по контракту с Египтом. По данным источника, «на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина началось производство Су-35, предназначенных для поставки египетским ВВС по заключенному в 2018 году контракту». Источник отмечал, что «сроки поставки первой партии самолетов египетской стороне в связи с ограничениями, накладываемыми пандемией коронавируса, пока не определены».

Авиапроисшествия

По данным открытых источников, с самолетами этого типа до 31 июля 2021 года произошло только одно авиационное происшествие без жертв. 26 апреля 2009 года в ходе испытаний прототип Су-35-4 (бортовой номер 904, третий летный образец) потерпел аварию на аэродроме Дзёмги. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолет сошел с взлетно-посадочной полосы, столкнулся с препятствием и получил значительные повреждения. Летчик-испытатель Евгений Фролов катапультировался и не пострадал. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж.

В ОАК сообщили о приостановке полетов схожего с упавшим Ил-112В самолета

Испытания опытного самолета Ил-114 не будут проводиться до установления причины крушения Ил-112В в Московской области, сообщила пресс-служба Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

«Испытательные полеты опытного самолета Ил-114, оборудованного схожей силовой установкой, некоторое время не будут проводиться», — рассказали в корпорации.

Опытный образец транспортного самолета Ил-112В разбился 17 августа в лесополосе при заходе на посадку в населенном пункте Никольское. Погибли все три человека, находившиеся на борту, в том числе летчик-испытатель первого класса, герой России Николай Куимов. Самолет должен был принять участие в форуме «Армия-2021» в конце августа.

В ОАК также отметили, что для выяснения точной причины еще следует проанализировать данные с черных ящиков. «Комиссия по расследованию происшествия только приступила к работе. Делать выводы пока слишком рано», — подчеркнули в корпорации.

По предварительным данным, причиной крушения стало возгорание правого двигателя. ТАСС со ссылкой на источник в авиационной отрасли сообщил, что ОАК запретила участвовать в «Армии-2021» пассажирскому самолету Ил-114-300. Собеседник агентства уточнил, что это решение вызвано наличием у Ил-114 таких же двигателей, как и у разбившегося самолета — ТВ7-117СТ. В ОАК опровергли данные о запрете на участие в форуме.

По данным ТАСС, самолет мог рухнуть из-за проблем с винтом. По словам источников агентства в силовых структурах, при горящем двигателе борт способен совершить посадку, однако этого не позволила сделать система флюгирования. Эта система делает возможным поворот лопастей воздушного винта так, чтобы они не тормозили о поток воздуха, а были расположены ребром к нему. По данным агентства, с момента возгорания до крушения прошло 42 секунды, до катастрофы борт шел строго по глиссаде (траектория полета при посадке).

Пилоты могли потерять управление самолетом также из-за перегрева элеронов — части крыльев, управляющих самолетом, сообщил РБК заслуженный военный летчик России Владимир Попов. По его словам, это бы объяснило крен на правый борт.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта — ч. 3 ст. 263. Максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок до семи лет.

Самолет Ил-112В является легким военно-транспортным бортом и сконструирован для транспортировки грузов и воздушного десантирования людей. Он производится на Воронежском авиационном заводе. В основном комплектующие выпускает государственная корпорация «Ростех». В ОАК планируют, что борт заменит модификации самолетов Ан-26.

Пассажирский турбовинтовой Ил-114-300 впервые был испытан в конце прошлого года. В ОАК планируют завершить сертификацию борта к 2022 году, а с 2023 начать серийно выпускать самолеты и поставлять их авиаперевозчикам. В течение ближайших десяти лет производитель планирует выпустить до ста штук Ил-114-300, уточнил глава Минпромторга Денис Мантуров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector