Что такое капотирование двигателя
«Это называется капотирование»: в авиакомпании рассказали, как Ан-28 перевернулся через «голову», но остался цел
16 июля 2021 20:28
В Томской области люди едва не погибли во время авиарейса. Самолет Ан-28 летел в Томск из крошечного городка в области — Кедрового. Когда борт пропал с радаров, искать его вылетели спасатели. И застали всех пассажиров, а также членов экипажа живыми.
Что произошло в воздухе еще не известно — выясняют следователи, которые возбудили уголовное дело. По предварительной версии, отказал двигатель, или даже два. Причин ЧП не знают и в авиакомпании «СиЛА», которой принадлежит самолет. Но, по крайне мере, руководству известно, какой была обстановка на месте посадки. Об этом КП-Новосибирск рассказал заместитель начальника по авиационной безопасности «Силы» Михаил Богданов.
— Пока надо молить бога, что люди остались живы. Это — самое главное. Меня там не было, командира допрашивают. Он в больнице. Насколько я знаю, что-то с ногой, повредил ее. Пока не известно, что случилось. Мы потом узнаем, что явилось причиной. Либо техника подвела, либо экипаж, но в этом я сомневаюсь. Очень опытный пилот и невозможно, чтобы он как-то где-то ошибся. Тем более, на такой машине, как Ан-28. Самолет абсолютно адекватный, простой в обслуживании, в управлении. И даже при отказе двух двигателей он способен планировать довольно долго, — рассказал КП-Новосибирск Михаил Богданов.
— То есть для Ан-28 даже отказ двух двигателей — не приговор?
— Да, у него очень большое крыло, способен планировать очень долго. Шикарная аэродинамика, уникальный самолет. Да, он чуть-чуть поврежден, была грубая посадка.
— На фотографиях видно, что самолет лежит «пузом» вверх. Он именно так приземлился?
— Самолет таким манером приземлиться не может, а скорее всего произошло капотирование. У него шасси не убираются, и даже по руководству летной эксплуатации, этот самолет может садиться в грунт, в песок, в снег. Но там — болото. И видно, что передняя стойка вывернута хорошо. Видимо, поджало переднюю стойку, и он просто перевернулся, когда останавливался. Это называется капотирование — перевернулся через капот.
— Говорите, там — болото?
— Там Васюганские болота. Одни болота кругом, больше ничего нет.
— Но самолет же на суше.
— Спорный вопрос. Сушей это не назовешь.
— Много раз слышал утверждение, что аварии происходят либо при взлете, либо при посадке. Но здесь-то самолет был посреди пути…
— Если б были проблемы при взлете, командир развернул бы самолет и сел. Что-то произошло в воздухе. Но что — я не знаю.
— Вы можете оценить работу экипажа? Как он справился с задачей?
— Идеально! Не знаю, смог ли бы я на их месте так сделать. Главное для нас — это пассажиры. Сейчас мы решили, что по 100 тысяч заплатим им компенсации за то, что не смогли довезти до точки. А экипаж сделал свою работу. Молодцы! — заявил КП-Новосибирск Михаил Богданов.
Кадры с места крушения АН-28
На этих кадрах — аварийная посадка пассажирского самолёта АН-28. По предварительным данным, вышел из строя двигатель. Самолет носом пропахал в земле борозду, после чего перевернулся. Все 19 пассажиров выжили и остались целы
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
ЧП с самолетом Ан-28 Кедровый-Томск 16 июля 2021: прямая онлайн-трансляция
На борту самолета было больше 13 человек, в том числе дети (подробнее).
Следователи возбудили уголовное дело после исчезновения АН-28 в Томске
На борту самолета было минимум 13 пассажиров (подробнее).
К ЧИТАТЕЛЯМ
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию:
Редакция: (383) 289-91-00
WhatsApp: 8-923-145-11-03
Почта: kp.nsk@phkp.ru
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях:
Также наши сообщества есть в Телеграм и Viber.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Что такое капотирование двигателя
18 июля 2017 г., AEX.RU – Североирландская компания Nacelle Systems Consultancy (NSC) провела аудит проекта мотогондолы для российского двигателя нового поколения ПД-14, предназначенного для авиалайнера МС-21-300. По мнению экспертов NSC, мотогондола ПД-14 воплощает в себе последние технические решения и является продуктом мирового уровня. Об этом сообщает пресс-служба ОДК.
Мотогондола – это часть самолета, которая служит для капотирования двигателя, придания аэродинамической формы и размещения агрегатов и устройства реверсирования тяги.
Базовый турбовентиляторный двигатель ПД-14 создается в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21-300 с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных. В настоящее время ОДК на основе сертификационного базиса проводит комплексные испытания двигателя ПД-14. В течение 2015-2017 гг. были успешно проведены 1-й и 2-й этапы летных испытаний.
Головной исполнитель по программе – Объединенная двигателестроительная корпорация, разработчик – «ОДК – Авиадвигатель», серийный изготовитель – «ОДК – Пермские моторы» («ОДК – ПМ»). Впервые в истории создания отечественных гражданских турбовентиляторных двигателей разработчик двигателя создает и мотогондолу для него.
Главная цель сотрудничества ОДК и NSC – подтверждение соответствия мотогондолы двигателя ПД-14 требованиям сертификационного базиса EASA. Североирландские эксперты в ходе многократных визитов в Пермь проанализировали конструкцию российской мотогондолы на соответствие конструкции сертификационному базису, в том числе в части пожарной безопасности и молниестойкости.
«Мы хорошо знакомы с международными стандартами и можем правильным образом интерпретировать их с целью обеспечения сертификации силовой установки и мотогондолы EASA и другими регулирующими органами, – говорит генеральный директор Nacelle Systems Consultancy Майкл Томпсон. – В Перми мы провели аудит российской разработки, при этом в конструкцию в соответствии с сертификационными требованиями были внесены лишь незначительные коррективы. Считаем, что это будет способствовать успешному проведению сертификации мотогондолы ПД-14 в EASA и продвижению двигателя на международный рынок. Фактически мотогондола ПД-14 может стать эталоном, с которым западные конкуренты будут сравнивать свои продукты и уровень которого они будут пытаться достичь».
Представители ОДК также посещали штаб-квартиру NSC в Северной Ирландии (Великобритания) для обмена опытом с NSC.
Все работы, предусмотренные контрактными обязательствами NSC, на сегодня выполнены. При этом сотрудничество ОДК и североирландской компании по проекту ПД-14 продолжается.
Взаимодействие ОДК и NSC обсуждалось на проходившей в июне международной авиационной выставке Paris Air Show 2017. Ранее, в июле 2016 года в ходе выставки Farnborough International Airshow 2016 шале ОДК посетил министр экономики Северной Ирландии Саймон Гамильтон. Основной темой переговоров были перспективы сотрудничества в области создания композитных материалов для российских гражданских двигателей. Во встрече также участвовали представители NSC. Стороны проявили большой интерес к возможности объединения усилий для реализации новых совместных проектов.
Основная компетенция Nacelle Systems Consultancy – это экспертиза в области интеграции силовых установок воздушных судов. Эксперты компании участвовали в реализации проектов создания целого ряда силовых установок ведущих производителей, недавно поступивших в эксплуатацию.
Двигатель ПД-14 представлен на стенде ОДК на проходящем с 18 по 23 июля в г. Жуковский Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017.
Капот NACA
Капо́т NACA (англ. NACA cowling ) — разновидность аэродинамического обтекателя для радиальных авиационных поршневых двигателей, разработанный в США Национальным консультативным комитетом по воздухоплаванию (англ. NACA — НАКА) в 1927 году. Это было большим достижением в решении проблемы снижения аэродинамического сопротивления, что многократно окупило затраты на разработку и внедрение благодаря росту экономии топлива [1] .
Содержание
- 1 Предпосылки изобретения
- 2 История
- 3 Применение
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Источники
- 7 Ссылки
Предпосылки изобретения [ править ]
В 1920-е годы в авиации широко использовались звездообразные двигатели воздушного охлаждения. Благодаря применению новых материалов и улучшению формы ребристости цилиндров удалось создать стационарные двигатели большой мощности — свыше 500 л.с. В сравнении с двигателями водяного охлаждения они имели меньший удельный вес, более простую конструкцию и дешевле. Недостатком двигателей воздушного охлаждения был большой аэродинамическое сопротивление из-за выступания в поток плохообтекаемых ребристых цилиндров и рост миделя такого мотора.
История [ править ]
В 1927 году сотрудник Национальной физической лаборатории (англ. National Physical Laboratory, NPL ) Великобритании доктор Хьюберт Тауненд (англ. Hubert Townend ) занимался изучением обтекаемости тел, фюзеляжа-монокока и корпуса дирижабля. Он обнаружил, что при расположении кольцевой поверхности у передней части исследоваемого тела суммарное аэродинамическое сопротивление уменьшается. При прохождении через кольцо поток ускорялся, а увеличение скорости обтекания препятствовало преждевременному срыву потока и образованию вихрей. На основе этого исследования он разработал конструкцию обтекателя цилиндров звездообразного двигателя в форме узкого кольца, которое получило название «кольцо Тауненда».
Одновременно с Таунендом изучением лучшей формы обтекателя для авиационного двигателя воздушного охлаждения занимался американский экспериментатор Фред Вейк (англ. Fred E. Weick ). В результате опытов в аэродинамической трубе в одном из научных центров NACA в 1927 году он нашёл форму капота, которая позволяла почти вдвое уменьшить лобовое сопротивление двигателя. Этот тип капота получил известность как «капот NACA». В отличие от кольца Тауненда он полностью закрывал двигатель.
Капотирование двигателей воздушного охлаждения позволило уменьшить коэффициент лобового сопротивления силовой установки до величины того же порядка, что и на двигателях с водяным охлаждением. Это и обусловило преимущественное использование звездообразных двигателей воздушного охлаждения в авиации в 1930-е годы.
Применение [ править ]
Капот NACA играл большую роль, чем просто устройство направления потока воздуха. При его установке улучшалось охлаждение двигателя, росла скорость полёта за счёт снижения сопротивления и использование тепла двигателя для создания тяги. Обтекатель имел осесимметричный, аэродинамический профиль, в отличие от линейного профиля крыла.
После сотен опытов, в технической записке NACA Ф. Вейк в ноябре 1928 года опубликовал [2] убедительные результаты. Тогда же, Лаборатория аэронавтики имени Лэнгли приобрела истребитель-биплан Curtiss Hawk AT-5A и оборудовала его капотом вокруг радиального двигателя. Результаты были впечатляющими. Несмотря на рост веса, максимальная скорость самолёта подскочила со 190 до 220 км/ч, то есть на 16% [3] .
Преимущества капота NACA получили всеобщее признание в следующем году, когда Фрэнк Хоукс (англ. Frank Hawks ), известный лётчик-трюкач и воздушный гонщик после оснащения капотом NACA моноплана Lockheed Air Express компании Lockheed Corporation установил новый рекорд беспосадочного перелёта между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком со временем 18 часов и 13 минут. Капот обеспечил рост скорости самолета с 250 до 285 км/ч. После завершения полёта компания Lockheed направила в комитет NACA телеграмму со следующим текстом: «Рекорд был бы невозможен без нового капота. Все заслуги принадлежат NACA за их кропотливые и точные исследования» [4] . Использование капота NACA оценивается экономическим эффектом в 5 миллионов долларов, что превышало суммарные ассигнования NACA от его создания и до 1928 года.
Капот NACA направляет поток холодного воздуха через самые горячие точки двигателя (цилиндры и головки цилиндров). Кроме того, турбулентность потока после прохождения зоны цилиндров существенно снижалась. Суммарно все эти эффекты снижали аэродинамическое сопротивление двигателя почти на 60%. Такие выводы были сделаны на основе различных типов радиально-поршневых двигателей, которые оснащались капотами, начиная от 1932 года [5] .
При попытке использования капота на многомоторных самолётах конструкторы выяснили, что такая мера практически не влияет на аэродинамические показатели машины. Проведённые опыты в аэродинамических трубах показали, что капотирование дает положительный эффект только когда двигатель расположен на носу фюзеляжа или на передней кромке крыла. К середине 1930-х годов капоты NACA стали обязательной частью конструкции военных и пассажирских самолётов с двигателями воздушного охлаждения. Благодаря этому скорость полёта в среднем выросла на 6. 10%
капотирование
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957—1984 .
- капота́ж
- капоти́ровать
Смотреть что такое «капотирование» в других словарях:
капотирование — опрокидывание Словарь русских синонимов. капотирование сущ., кол во синонимов: 1 • опрокидывание (18) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
капотирование — я, ср. capoter.1. К. или кожухование один из приемов композиционного решения формы изделий и оборудования, состоящий в том, сто внутреннее техническое устройство заключается в оболочку (кожух, капот), которая упрощает внешние очертания изделий.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Капотирование — самолёта опрокидывание самолёта на нос или на спину через нос. К. может возникнуть при резком торможении или наезде передних колёс самолёта на препятствие. К. возможно при близком расположении центра тяжести к относительно высокой стойке шасси,… … Энциклопедия техники
КАПОТИРОВАНИЕ — см. , вид (см.) опрокидывание через носовую (моторную) часть автомобиля или самолёта с хвостовым колесом при их движении вперёд по земле Происходит при наезде колёсами на препятствие при высокой скорости или в результате излишне резкого… … Большая политехническая энциклопедия
Капотирование — I ср. 1. процесс действия по гл. капотировать I 2. Результат такого действия. II ср. 1. процесс действия по несов. гл. капотировать II 2. Результат такого действия; капотаж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Капотирование — I ср. 1. процесс действия по гл. капотировать I 2. Результат такого действия. II ср. 1. процесс действия по несов. гл. капотировать II 2. Результат такого действия; капотаж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
капотирование — капотирование, капотирования, капотирования, капотирований, капотированию, капотированиям, капотирование, капотирования, капотированием, капотированиями, капотировании, капотированиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
КАПОТИРОВАНИЕ — самолёта опрокидывание самолёта на нос или на спину через нос. Возможно при резком торможении или наезде передних колёс на препятствие у лёгких самолётов с носовой винтомоторной установкой … Большой энциклопедический политехнический словарь
капотирование — капот ирование, я … Русский орфографический словарь
капотирование — я; ср. к 1. Капотировать и 2. Капотировать. К. самолёта. К. тракторов … Энциклопедический словарь
капотирование — I см. капотировать II II я; ср. к капотировать I, II. Капоти/рование самолёта. Капоти/рование тракторов … Словарь многих выражений