Что такое прерыватель в двигателе

Устройство трамблера и принцип работы

Система зажигания на автомобилях условно может быть электронной, бесконтактной и контактной (механической). Зачастую на двигателях с карбюратором в основе системы зажигания лежит электромеханический элемент под названием распределитель-прерыватель зажигания. Многие автолюбители и специалисты по ремонту автомобилей знают данный элемент под названием трамблер.

При этом именно трамблер на автомобиле позволяет формировать искру в конкретном цилиндре в точно заданный момент. В результате двигатель работает синхронно, рабочая топливная смесь своевременно воспламеняется и эффективно сгорает. Соответственно, сбои в работе и пропуски зажигания часто связаны с неисправностями трамблера или его регулировками. Подробнее читайте в нашей статье.

Что такое трамблер

Трамблер – это прерыватель-распределитель зажигания в системе зажигания бензинового двигателя, который отвечает за искрообразование. Как правило, данное решение встречается на двигателях с карбюратором, которые не имеют электронного управления впрыском и зажиганием.

В свою очередь, трамблер выполняет следующие функции:

  • отвечает за искрообразование на свечах;
  • замыкает и размыкает контакты прерывателя;
  • распределяет напряжение на нужную свечу;
  • накапливает энергию в бобине;
  • изменяет момент искрообразования (с учетом режима работы мотора).

Установлен трамблер в подкапотном пространстве, находится в непосредственной близости к ГБЦ. При помощи высоковольтных бронепроводов трамблер соединен с катушкой зажигания и свечами зажигания. Также есть низковольтный провод трамблера, подключенный к бобине. В целом решение простое и надежное, однако, в процессе эксплуатации автомобиля нужно учитывать отдельные нюансы.

Устройство и схема трамблера

Устройство распределителя зажигания (трамблера) включает в себя несколько основных составных элементов:

  1. крышка трамблера и прерыватель контура низкого напряжения;
  2. распределитель напряжения от катушки зажигания;
  3. центробежный механический регулятор для изменения УОЗ (угол опережения зажигания);
  4. вакуумный регулятор для изменения УОЗ с учетом положения дроссельной заслонки;

Также есть группа подвижных контактных пластин, которые размыкаются при помощи кулачков вала. Общее количество кулачков на валу прерывателя определяет количество цилиндров двигателя. Еще в устройстве прерывателя можно выделить конденсатор.

Как работает распределитель зажигания

Чтобы понять, как работает трамблер зажигания, необходимо отметить основные особенности. Трамблер в определенный момент размыкает первичную цепь зажигания, после чего вторичная обмотка бобины подает высоковольтный импульс.

Далее импульс передается на бегунок на трамблере, после чего переходит на высоковольтный свечной провод зажигания. Параллельно механические регуляторы меняют момент подачи напряжения на свечи. Центробежный регулятор делает угол опережения больше при наборе оборотов, а также уменьшает угол при снижении оборотов двигателя.

Вакуумный регулятор уменьшает угол опережения зажигания в том случае, если нагрузка на двигатель растет. Если же нагрузка будет уменьшаться, данный регулятор автоматически увеличит УОЗ.

С учетом того, что смесь топлива и воздуха воспламеняется не мгновенно, искру на свече нужно сформировать немного ранее, чем поршень успеет дойти до ВМТ. Это и есть угол опережения зажигания.

При этом величина данного угла должна гибко меняться во время работы силового агрегата (в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя, положения дросселя и степени нагрузки на мотор и т.д.). Дело в том, что от правильно подобранного угла зажигания зависит не только эффективность сгорания топлива, но и предотвращение детонации двигателя.

В свою очередь, если УОЗ не корректировать, детонация значительно снизит ресурс мотора, КПД двигателя также понижается. По той причине важно своевременно устранять малейшие проблемы с зажиганием, чтобы трамблер работал максимально эффективно.

Как проверить трамблер: настройка

В процессе эксплуатации автомобиля контакты трамблера постепенно окисляются, также приходят в негодность некоторые подвижные части. В результате устройство перестает нормально работать, возникают проблемы с зажиганием. В одних случаях необходимо произвести чистку контактов, в других отдельные элементы подлежат замене.

Также важно правильно настроить зажигание. Для примера рассмотрим «Москвич» 2141 с контактной системой зажигания. При этом аналогичные действия применимы и для моторов ВАЗ, а также старых иномарок. Единственное, нужно отметить, что бегунок на Москвиче вращается против часовой стрелки.

Для регулировки трамблера выполняем следующие действия:

  1. Ослабить крепление трамблера и определить начало хода сжатия в первом цилиндре (вывернуть свечу 1-го цилиндра, закрыть отверстие пробкой). Для этого нужно провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал до момента, пока пробка выскочит;
  2. Дальше проворачиваем коленвал, пока первая риска на его шкиве не совместится с острием штифта установки зажигания, который запрессован в нижнюю крышку картера;
  3. Важно убедиться в том, что бегунок своей токопроводящей пластиной направлен точно на контакт крышки трамблера, который соответствует проводу 1-го цилиндра;
  4. Теперь нужно подсоединить любую лампочку с небольшой мощностью к массе и клемме низкого напряжения катушки, соединенной с прерывателем;
  5. Далее можно включить зажигание, после чего корпус трамблера корпус трамблера поворачивается против часовой стрелки до момента, ока не произойдет замыкание контактов прерывателя. В норме лампочка, которая закорочена прерывателем, гаснет;
  6. Теперь можно взяться за бегунок и приложить небольшое усилие по часовой стрелке, чтобы устранить зазоры в приводном механизме. Затем медленно трамблер проворачивается по часовой стрелке до момента, пока не загорится лампочка;
  7. После того, как лампа загорелась, можно затягивать крепление трамблера и ставить обратно свечу 1-го цилиндра. На данном этапе регулировка трамблера завершена.
Читать еще:  Что с двигателями у hyundai grand starex

В таких системах искра формируется за счет электронной схемы, которая фиксирует данные от ДПКВ (датчик коленвала). Такая система более точная и надежная, при этом для многих отечественных авто можно найти готовые решения и перейти на электронное зажигание.

Подобная модернизация потребует определенных затрат, однако стабильность работы двигателя, а также экономичность и мощность при переходе на бесконтактное зажигание заметно возрастают.

Прерыватель-распределитель зажигания

Прерыватель-распределитель зажигания (в просто народе трамблёр) — механизм, определяющий момент формирования низковольтных импульсов в системе зажигания, который предназначен для распределения высоковольтного электрического зажигания по цилиндрам карбюраторных и ранних инжекторных двигателей внутреннего сгорания.

Трамблер имеет достаточно большой перечень изнашиваемых деталей. Состояние прерывателя-распределителя влияет на пусковые характеристики и экономичность мотора, динамику автомобиля и токсичность выхлопа.

Функции прерывателя распределителя (трамблера)

Трамблер выполняет две функции:

  1. Прерывает первичную цепь зажигания, чем обеспечивает колебание тока в первичной обмотке катушки, вследствие чего во вторичной обмотке создается высокое напряжение.
  2. Распределяет ток высокого напряжения катушки между свечами зажигания цилиндров. Трамблер оснащен механизмами, которые обеспечивают требуемое изменение угла опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя.

Устройство прерывателя распределителя

Основной узел прерывателя – пара контактов, которые находятся в сжатом состоянии под усилием пластинчатой пружины. Размыкание контактов происходит под действием кулачков на валу трамблера, которые перемещают пластиковую подушку подвижного контакта.

Работа прерывателя во многом зависит от угла замкнутого состояния контактов и момента их размыкания, который определяет угол опережения зажигания, в чем и заключается работа пары контактов.

Угол опережения зажигания изменяется под воздействием вакуумного и центробежного регуляторов в зависимости от оборотов и режима работы двигателя.

Практика показала, что большое внимание следует уделять именно контактам, так как они наиболее подвержены износу, коррозии и загрязнениям, что со временем искажает сигнал на катушку зажигания. Все эти несоответствия могут привести к отсутствию искры на свече.

При износе пластиковой подушки подвижного контакта искра на свече может появляться с запаздыванием, что говорит о изменение зазора между контактами прерывателя. Регулировку зазора между контактами прерывателя следует проводить каждые 10 тыс. км.

Со временем изнашиваются и подшипники подвижного основания контактной группы, а также вала распределителя. В результате зазор между контактами может «плавать». Вследствие этого ухудшаются пусковые характеристики двигателя, обороты холостого хода плавают, двигатель работает под нагрузкой неустойчиво, снижается разгонная динамика автомобиля. На ресурс контактной пары может влиять выход из строя конденсатора, который предназначен для исключения подгорания контактов.

Неисправность конденсатора диагностируется при снижении напряжения во вторичной цепи системы зажигания, как следствие падает мощность искрового разряда между электродами свечей.

Устранить проблемы с контактами трамблера можно выровняв рабочие плоскости бархатным надфилем, после чего тщательно прочистить их ветошью смоченной в бензине. Затем отрегулируйте зазор между контактами прерывателя и момент размыкания. Изношенные подшипники вала распределителя, стертые кулачок и подушку, поврежденные контакты, поломанный конденсатор необходимо заменить. Для нормальной работы узла, необходимо провести ремонт прерывателя распределителя (трамблера).

Глобальное решение проблемы с траблером – переход с классической системы зажигания на электронную систему зажигания с прерывателем-распределителем, со встроенным датчиком Холла. Для этого вам потребуется узнать как установить электронную систему зажигания.

Контакт прерывателя

Назначение, сроки службы и хранения, гарантии изготовителя

Контакт прерывателя в определённый момент размыкает первичную цепь обмотки катушки зажигания, что вызывает индуцирование тока высокого напряжения в её вторичной обмотке, которое затем через вращающийся бегунок подается по высоковольтным проводам к свечам зажигания соответствующих цилиндров.

Гарантийный срок эксплуатации—два года со дня продажи. Срок хранения—не более двух лет со дня изготовления.

В случае выявления недостатков в течение гарантийного срока эксплуатации, просим Вас вернуть либо заменить изделие у продавца, предъявив чек или иное подтверждение покупки. При отсутствии отметки о дате продажи гарантийный срок исчисляется с момента изготовления контакта прерывателя (см. трехзначную цифру, указанную на корпусе изделия: первые два знака—неделя изготовления, третий знак—последняя цифра года изготовления).

Гарантия не действительна в случае:

— несоблюдения правил монтажа, технического обслуживания, эксплуатации контактов прерывателя зажигания, установленных руководством по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля;

— наличия механических повреждений (трещины, вмятины, сколы и т.п.).

Читать еще:  Характеристики дизельного двигателя qd32

Комплектность

Комплект поставки: контакты прерывателя зажигания, монтажный комплект, индивидуальная упаковка.

Требования безопасности

При работе коммутатора зажигания выделяется большое количество тепла.

Чтобы не вывести из строя электронные приборы системы зажигания, а также во избежание возможных травм, выполняйте следующие правила:

1. Не касайтесь руками высоковольтных проводов и узлов системы (катушки, коммутатора и т.д.) при работающем двигателе, так как бесконтактная система зажигания имеет более высокое напряжение по сравнению с контактной системой.

2. Не проверяйте работоспособность системы “на искру”, держа наконечник свечи или высоковольтный провод в руках. Для проверки используйте специальный разрядник.

3. Запрещается прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения системы зажигания.

4. Не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи при включенном зажигании: это выведет из строя электронные узлы системы зажигания.

5. Запрещается отсоединять колодку с проводами от коммутатора при включенном зажигании: коммутатор выйдет из строя.

6. Не допускайте ослабления затяжки винтов крепления коммутатора: через эти винты он соединяется с “массой».

7. Во время проверки не касайтесь проводов и приборов системы зажигания при работающем двигателе.

8. Отсоединяйте и подсоединяйте провода системы зажигания только при выключенном зажигании.

9. Для проверки на “искру” нужно пользоваться специальным разрядником с зазором между электродами 5-7 мм. При зазоре более 10 мм электронные приборы системы зажигания могут выйти из строя. В качестве разрядника можно использовать старые работоспособные свечи. Зазор между электродами свечей должен быть 0,7-0,8 мм.

Порядок замены распределителя зажигания двигателя, требования к эксплуатации

Рекомендуется замену контактов прерывателя зажигания производить на сертифицированных сервисных станциях с квалифицированным персоналом согласно руководству по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Требования к эксплуатации—согласно руководству по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Диагностика неисправностей контактов прерывателя зажигания

Неправильный зазор между контактами прерывателя зажигания, износ или загрязнение контактов.

Прерыватель зажигания состоит из двух частей: неподвижной (называемой наковальней) и подвижной (называемой молоточком). Он служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения системы зажигания в определенные моменты. Оба контакта (наковальня и молоточек) заканчиваются наконечниками из тугоплавкого металла.

Подвижный контакт, направляемый пружиной в сторону неподвижного контакта, опирается фибровой или турбаксовой подушечкой на кулачковую муфту распределительного вала. При неисправности прерывателя нарушается правильность установки зажигания, т. е. происходит его преждевременное действие или запаздывание. И в том, и в другом случае уменьшается мощность двигателя и увеличивается расход топлива. Чем больше отклонение от нормального времени зажигания, тем в большей степени нарушается процесс сгорания смеси в двигателе и возрастает расход топлива. Преждевременное зажигание смеси в цилиндре двигателя происходит в том случае, когда цепь низкого напряжения преждевременно размыкается. Причиной данного явления может служить обычный износ контактов и, как следствие этого, большее расстояние между ними или ослабление пружины контакта, не обеспечивающей в этом случае соответствующего сближения контактов.

Стирание фибровой или турбаксовой подушечки приводит к более позднему отведению подвижного контакта от неподвижного. В этом случае происходит запаздывание зажигания смеси в цилиндре двигателя.

Другой характерной неисправностью прерывателя является неравномерный износ или подгорание его контактов, в результате чего они не соприкасаются друг с другом всей своей поверхностью. В этом случае изменяется ток в первичной обмотке катушки зажигания, что приводит к снижению напряжения в ее вторичной обмотке. При снижении напряжения возникают трудности с пуском двигателя, так как свечи зажигания дают слишком слабую искру, не обеспечивающую зажигание топливовоздушной смеси, и поэтому возникают перерывы в ее зажигании. Если при определенном ходе поршня зажигания не происходит, то из цилиндра выходит несгоревшая смесь, в связи с чем увеличивается непроизвольный расход топлива (до 20 %). Поэтому необходимо периодически проверять состояние прерывателя зажигания и его контактов, а также зазор между ними. Если неплотность прилегания контактов или раковин на них невелика, то их поверхность можно выровнять надфилем. При сильном износе наконечников контактов и подушечек или ослаблении пружины прерыватель необходимо заменить.

FENOX Automotive Components 220026, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, Г. МИНСК, ПАРТИЗАНСКИЙ ПР-Т, Д. 95

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИСТРИБЬЮТОР НА ТЕРРИТОРИИ РФ ООО «ДС-Тек»
108811, Г. МОСКВА, П. МОСКОВСКИЙ, КИЕВСКОЕ ШОССЕ 22-Й КМ., ДОМОВЛ. 4, СТР. 2, ЭТАЖ 4, БЛОК Г, ОФИС 424Г.

Прерыватель-распределитель

Прерыватель-распределитель состоит из прерывателя и распределителя, объединенных в один прибор с общим приводом.

Прерыватель разрывает в требуемые моменты цепь первичного тока.
Он состоит из чугунного корпуса 19, неподвижного опорного 7 и подвижного 8 дисков, вольфрамовых контактов 25 и 26, валика 12, кулачка 22, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания и октан-корректора.

Прерыватель-распределитель

Прерыватель-распределитель:

1 — корпус вакуумного регулятора опережения зажигания; 2 — отверстие для присоединения трубки; 3 — пружина диафрагмы; 4 — диафрагма; 5 — тяга; 6 — фитиль; 7 и 8 — неподвижный и подвижной диски; пластина октан-корректора; 10 — пластина крепления прерывателя; 11 — масленка; 12 — валик прерывателя: 13 — винт; 14 — пластина корпуса прерывателя; 15 — тяга октан-корректора; 16 — гайки; 17 — конденсатор; 18 — центробежный регулятор опережения зажигания; 19 — корпус прерывателя; 20 — зажим низкого напряжения; 21 — эксцентрик; 22 — кулачок; 23 — пружина рычага; 24 — рычаг подвижного контакта; 25 и 26 — контакты; 27 — стойка неподвижного контакта; 28 — металлическая (токонесущая) пластина; 29 — ротор; 30 — сегмент бокового контакта; 31 и 35 угольный контакт и его пружина; 32 — крышка распределителя; 33 и 34 — боковой и центральный контакты крышки; 36 — войлочная шайба.

Цилиндрической шейкой нижней части корпуса прерыватель-распределитель вставлен в гнездо блока цилиндров (ГАЗ-51), головки цилиндров (МЗМА-408) или в гнездо специального привода, расположенного на блоке цилиндров и состоящего из литого корпуса и валика с приводной шестерней (3M3-53, ЗИЛ-130, АЗЛК-412).

Корпус удерживается неподвижно пластиной 10, привертываемой одним или двумя болтами к блоку цилиндров или корпусу привода. Валик прерывателя приводится во вращение либо от распределительного вала двигателя (вместе с валиком масляного насоса), либо от коленчатого вала (АЗЛК-412).

В любом случае частота вращения валика прерывателя в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала двигателя. Кулачок 22, установленный на валике сверху, связан с ним центробежным регулятором 18. Число выступов на боковой поверхности кулачков равно числу цилиндров двигателя.

Соединенный с массой неподвижный контакт (наковальня) 26 и изолированный от массы качающийся рычаг (молоточек) 24 с контактом 25 смонтированы на подвижном диске 8, установленном на диске 7, на шариковом подшипнике. Рычаг 24 через гибкий проводник, зажим 20 прерывателя и наружный провод соединен с зажимом Р первичной обмотки катушки зажигания.

Действующая на рычаг пластинчатая пружина 23 стремится удерживать контакты замкнутыми. За два оборота коленчатого вала кулачок прерывателя сделает один оборот и его выступы разомкнут контакты, а следовательно, прервут цепь тока низкого напряжения столько раз, сколько двигатель имеет цилиндров. При каждом размыкании во вторичной обмотке катушки индуцируется ток высокого напряжения.

Распределитель служит для распределения тока высокого напряжения по свечам в соответствии с порядком работы цилиндров.

Его основные части:
карболитовая крышка 32 и ротор 29. Крышку крепят к корпусу 19 прерывателя пружинными застежками. Чтобы ротор не провертывался относительно кулачка, его фиксируют на лыске кулачка.

В гнездо центрального контакта 34 крышки распределителя вставляют провод высокого напряжения, соединяющий распределитель со вторичной обмоткой катушки, а в гнезда боковых контактов 33, число которых равно числу цилиндров, — провода от свечей, которые присоединяют к боковым контактам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.

Так, если порядок работы цилиндров 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8 в (ЗИЛ-130, 3M3-53), то провод от первой свечи присоединяют к первому по вращению ротора боковому контакту распределителя, провод от пятой свечи — ко второму контакту, от четвертой — к третьему контакту, от второй — к четвертому и т. д.

Ток высокого напряжения, индуцированный во вторичной обмотке катушки в момент размыкания контактов прерывателя, поступает к свече через центральный контакт 34 распределителя, угольный контакт 31, прижатый к ротору пружиной 35, металлическую пластину 28 ротора, воздушный промежуток между этой пластиной и сегментом 30, боковой контакт и провод, соединенный со свечой.

При следующем размыкании контактов прерывателя ротор вместе с кулачком повернется и расположится против сегмента следующего бокового контакта, ток высокого напряжения пойдет к свече очередного цилиндра и т. д.

Конденсатор состоит из двух тонких алюминиевых лент (обкладок), изолированных друг от друга конденсаторной бумагой, пропитанной трансформаторным маслом. Применяют также малогабаритные конденсаторы, изготовленные из металлизированной бумаги.

Роль обкладок в таких конденсаторах выполняют очень тонкие слои олова, покрытого цинком, нанесенного с одной стороны на ленты лакированной конденсаторной бумаги.

Преимущество этих конденсаторов
— способность самовосстанавливаться при пробое изоляции между обкладками, поскольку слой металла около места пробоя выгорает и замыкание устраняется.

Алюминиевые и бумажные или металлизированные бумажные ленты свернуты в рулон и помещены в цилиндрический корпус из оцинкованной стали. Одна обкладка конденсатора соединена с его корпусом, а другая — с выводным проводом. Корпус конденсатора 17 крепят к корпусу 19 прерывателя, а его провод — к зажиму 20, соединенному с рычагом подвижного контакта. Емкость конденсатора 0,17 — 0,25 мкф.

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector