Что такое прожиг двигателей ракеты
Что такое прожиг двигателей ракеты
Разработка сверхтяжелой ракеты SLS началась в США в 2011 году, и первоначально предполагалось, что ракета отправится в первый полет уже в 2017 году. Постройкой SLS занимается компания Boeing по контракту НАСА. Инженеры неоднократно сталкивалась с техническими проблемами, в результате которых дата первого полета SLS ежегодно сдвигалась. Сейчас он запланирован на ноябрь 2021 года.
Основным элементом SLS является центральный блок – большая кислородно-водородная ступень диаметром 8,4 м и высотой 65 м с четырьмя двигателями RS-25, которые ранее применялись на космических шаттлах. В качестве верхней ступени SLS используется ступень ICPS, доставшаяся от ракеты Delta IV Heavy. Также новая американская сверхтяжелая ракета получит боковые твердотопливные ускорители в наследство от шаттлов, которые будут усилены за счет дополнительного топливного сегмента.
Постройка центрального блока SLS завершилась в 2019 году. В январе 2020 года он был доставлен в Космический центра НАСА им. Стенниса во Флориде для проведения комплекса испытаний, известных под названием Green Run. Заключительный этап Green Run – статические огневые испытания, во время которых двигатели SLS должны проработать полный полетный цикл, т. е. 8 минут (485 секунд). Раннее прерывание прожига допускается, но для сбора всей необходимой информации специалистам необходимо, чтобы прожиг длился от 2 до 4 минут. После успешного завершения испытаний центральный блок будет отремонтирован и отправлен на космодром.
На график Green Run повлияла и пандемия, и технические сложности, которые возникали по мере выполнения промежуточных испытаний. Статический прожиг SLS в 2020 году так и не состоялся: в декабре специалисты два раза неудачно пытались провести заправку SLS компонентами топлива. На третий раз заправка состоялась (хотя не до полного давления), но репетиция огневых испытаний была прервана за несколько минут до завершения из-за того, что один из клапанов закрылся не в положенное время.
Огневые испытания SLS состоялись 17 января. Запуск двигателей произошел в 17:27 по местному времени (18 января в 1:27 мск). Спустя 67,7 секунд автоматика прервала испытания в связи с «отказом важного компонента» в четвертом двигателе. Этот отказ произошел чуть ранее – на 45 секунде испытаний.
На пресс-конференции, которая состоялась через 2,5 часа после прожига, директор программы SLS в Космическом центре НАСА им. Маршалла Джон Ханикат сказал, что пока не знает причину неудачи. Он добавил, что на 60 секунде теста около теплозащитного покрытия четвертого двигателя наблюдалась «небольшая вспышка».
Согласно официальному графику для того, чтобы пуск SLS состоялся в ноябре 2021 года, центральный блок должен быть отправлена во Флориду в феврале.
На подготовку SLS к повторным испытаниям потребуется 21-30 суток. Помимо этого, специалистам нужно разобраться с причинами произошедшего и устранить их. После проведения теста испытатели должны будут вновь изучить состояние центрального блока и провести его ремонт. Лишь после этого ракету можно будет отправить на космодром для интеграции с верхней ступенью и боковыми ускорителями.
Таким образом, необходимость повторить огневые испытания делает неизбежным перенос первого пуска SLS.
Глава НАСА Джим Брайденстайн пока не исключает того, что запуск все-таки состоится в 2021 году. Это может произойти, если неполадки будут устранены очень быстро, либо если НАСА и Boeing примут решение не проводить повторные огневые испытания.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ “СОЮЗА” — НОВАЯ ЖИЗНЬ НИИХИММАША
Новейшая история отечественной космонавтики — это, по сути, история бурного взлета и очень долго затянувшегося падения. Советский Союз первым запустил искусственный спутник, первым отправил человека на орбиту, советский космонавт был первым, вышедшим в открытый космос, словом, стране по праву есть чем гордиться. И не случайно в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века десятки тысяч молодых людей искренне мечтали связать свою жизнь с освоением и покорением космоса. Трудиться в этой трудной, но почетной сфере было престижно: все знали, что абы кого в космическую промышленность не берут. Только лучших.
Градообразующее предприятие Пересвета — ФГУП НИИхиммаш — всегда играло очень важную роль в укреплении обороно-способности страны и освоении космоса. Если вдуматься, Пересвет всегда был “космическим” городом — судьбы многих его жителей тесно связаны с судьбой НИИхиммаша. В свое время туда направляли работать лучших из лучших — выпускников престижных советских вузов, настоящих профессионалов в области освоения космоса. Вряд ли на территории бывшего СССР найдется хотя бы одна ракета, к созданию которой не приложили бы руки специалисты института.
Страшно себе представить моральное состояние этих людей во времена перестройки и начала экономических реформ. Дело, которому они отдали всю свою жизнь, по сути, оказалось никому не нужным — больное государство с рахитичной экономикой просто не имело средств, которые можно было бы вкладывать в космическую промышленность. Может быть, со стратегической точки зрения такое развитие событий было и оправданно — когда страна разваливалась на куски, первоочередной задачей для власти было хотя бы сохранить Россию. До отдельных отраслей руки элементарно не доходили — неразумно чинить окна в здании, которое вот-вот рухнет.
Многие высококвалифицированные специалисты “оборонки” тогда не выдержали. Ушли. Кто-то отправился работать по профилю за границу, кто-то подался в “челноки”. До конца прошлого века отечественная космонавтика жила старыми достижениями и наработками — ни к чему хорошему, естественно, это привести не могло. Не случайно же многие эксперты теперь называют ведущей космической державой мира вовсе не Россию, а США. Боль, обида, унижение — всю эту гамму чувств искренне переживали те, кто стоял у истоков советской космонавтики, те, кому совесть и жизненные принципы не позволили сменить профессию или работать на заокеанского дядю Сэма.
И вот теперь, кажется, наступили иные времена. Работники НИИхиммаша не скрывают радости — на стенде ИС-102 возобновились огневые испытания! В этом году на стенде состоялось уже два прожига — самарское ЦСКБ “Прогресс” с помощью специалистов НИИ протестировало новую модификацию космического двигателя для ракеты-носителя “Союз”.
Федеральное государственное унитарное предприятие “Государственный научно-производственный ракетно-космический центр ЦСКБ “Прогресс” (г. Самара) — ведущее российское предприятие и один из мировых лидеров в области создания ракет-носителей среднего класса, автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли и научного назначения. В настоящее время ракетная составляющая основной тематики производства — это девять модификаций РН “Союз”. Перспективной разработкой предприятия является ракета-носитель “Союз-2”. Ввод ее в эксплуатацию позволит заменить РН “Союз-У”, “Союз-ФГ” и “Молния” одной универсальной ракетой-носителем.
Ее модернизация проходит в два этапа: 1А и 1Б. Создается принципиально новая машина: двигатели, цифровая телеметрия и цифровая система управления — нового поколения. Эта модификация носителя изготавливается полностью из российских комплектующих, что позволит вести ее эксплуатацию долгие годы. Данный носитель интенсивно используется в рамках Федеральной космической программы и национальной безопасности. Первый запуск РН “Союз-2-1А” состоялся с космодрома Плесецк 8 ноября 2004 года, первый запуск РН “Союз-2-1Б” запланирован на декабрь этого года.
Как пояснили “Вперед” в пресс-службе ЦСКБ “Прогресс”, стендовые испытания ракетного двигателя — это “финальная часть сложнейшей работы по его модернизации”. Результатами тестов самарцы вполне довольны — они показали, что “Союз-2-1Б” сможет вывести на орбиту почти на целую тонну груза больше, чем его предшественник! “Конструкторы месяцами бьются над тем, чтобы увеличить грузоподъемность хотя бы на пару десятков килограммов, а это достижение, безусловно, можно назвать рекордным прорывом — двигателя такого класса в природе просто не существует”, — заявил нашей газете начальник управления Роскосмоса Александр Чулков.
Представители Роскосмоса, ЦСКБ “Прогресс” и воронежского КБ химической автоматики высоко оценили вклад пересветовцев в модернизацию ракеты-носителя. Одной из сложнейших задач, которые необходимо решить при испытаниях любых образцов новой техники, является защита и сохранение объекта испытаний и, как правило, уникального стендового оборудования от возможных нештатных ситуаций. “Коллектив НИИхиммаша справился с этой задачей блестяще, разработав, изготовив и отладив в кооперации с предприятиями КБХА и НПО автоматики (Екатеринбург) уникальную систему аварийной защиты, позволяющую за время, измеряемое миллисекундами, распознать, проанализировать и парировать возможную аварийную ситуацию”, — пояснили “Вперед” в ЦСКБ “Прогресс”. Самарцы планируют сотрудничать с НИИхиммашем и дальше, правда, конкретных задач и сроков их выполнения не называют. “В таком сложном деле, как испытания новой космической техники, никто не даст точных прогнозов по времени — к примеру, работа над испытаниями двигателя для модернизированного “Союза” велась почти пять лет”, — сказали “Вперед” в пресс-службе КБ.
Отметим, столь дружная и слаженная работа специалистов института вряд ли была бы возможна, если бы руководство предприятия не приложило все силы к тому, чтобы в годы экономического беспредела сохранить и не дать растащить уникальное оборудование НИИ. Ну и, конечно же, два успешных стендовых прожига просто не состоялись бы без людей, которые в трудные годы не бросили родное предприятие, а наоборот, сделали все для того, чтобы сберечь и приумножить свой опыт и знания. “Я хочу сказать большое спасибо нашему коллективу — он показал высокую работоспособность и эффективность в решении столь нелегких прикладных задач”, — заявил “Вперед” генеральный директор НИИхиммаша Александр Макаров.
Что же, государство снова стало вкладывать деньги в космические программы — этот факт признают абсолютно все эксперты отрасли. А это позволяет надеяться, что Россия в ближайшем будущем снова станет космической державой номер один. Помимо чувства здорового патриотизма и гордости за свою страну, возобновление “космической гонки” даст работу многим жителям
Пересвета, трудящимся на НИИхиммаше. И это, согласитесь, не может не радовать.
История НИИхиммаша начала свой отсчет с середины 1948 года, когда в пойму небольшой речки Куньи высадился десант 800 молодых строителей для возведения комплекса по испытанию ракет, двигателей различных мощностей и жилого поселка.
Место для строительства поселка и промышленной зоны выбирали Д. Ф. Устинов и С. П. Королев.
Уже 18 декабря 1949 года состоялось первое огневое испытание первой отечественной баллистической ракеты Р-1 конструкции С. П. Королева. С тех пор судьбы жителей поселка вплетены в историю российской космонавтики.
Созданный здесь научно-исследовательский институт химического машиностроения является ведущим предприятием Российского авиационно-космического агентства по испытаниям и наземной отработке ракетных двигателей, космических аппаратов, спутников, орбитальных станций. НИИхиммаш — градообразующее предприятие.
Значительная часть населения Пересвета (около 3600 человек) работает на НИИхимаше. В последние годы, в связи с сокращением финансирования программ по развитию новой техники, значительная часть специалистов вынуждена искать работу в Сергиевом Посаде и районе, где сейчас и работает более четырех тысяч пересветовцев.
Институт производит сейчас и конверсионную продукцию: индивидуальные ингаляторы, электронагреватели, инъекционные медицинские иглы, металлизированную пленку, экологически чистые хвойные продукты — воск, экстракт, эфирные масла, пасты бальзамические, а также жидкие кислород, водород, азот, аргон.
Что такое прожиг двигателей ракеты

6 августа 2021 г., AviaStat.ru – SpaceX собрала полноценный прототип ракеты Starship с обеими ступенями, который должен совершить первый орбитальный полет. Общая длина ракеты составляет 120 метров, что сделает ее самой большой среди ракет, когда-либо построенных для полета в космос. Трансляция тестовой сборки ракеты велась на Youtube-канале NASASpaceflight. Об этом пишет N+1. Разработкой двухступенчатой многоразовой сверхтяжелой ракеты Starship частная космическая компания SpaceX занимается уже несколько лет. За это время было испытано множество прототипов, некоторые из которых взлетали вверх и возвращались на Землю, в то время как многие взрывались. В будущем компания планирует использовать систему для полетов к Луне и Марсу и перевозки людей на Земле. Прототип ракеты Starship SN20 начал создаваться весной этого года, и именно он должен совершить первый орбитальный полет. Ранее компания опубликовала план этого полета: после старта и отделения ускорителя Super Heavy, который приводнится в Мексиканском заливе, верхняя ступень Starship выйдет на орбиту и совершит один неполный виток вокруг Земли, а затем приводнится в Тихом океане рядом с Гавайями. В начале августа компания объявила о готовности 70-метрового ускорителя для SN 20, который оснащен 29 кислородно-метановыми двигателями Raptor. Его перевезли на пусковую площадку, где установили на стартовый стол. Вскоре была завершена установка шести двигателей 50-метровой верхней ступени ракеты, а также большей части плиток теплозащиты. 6 августа 2021 года верхняя ступень при помощи кранов Liebherr была установлена на ускоритель в рамках тестовой сборки ракеты. Теперь ракету вновь разберут, после чего проведут испытания обеих ступеней по отдельности, в том числе прожиг ускорителя и его проверку на герметичность. После этого ракету вновь соберут воедино и подготовят к пуску. Дата старта пока неизвестна — получение разрешения на полет от Федерального управления гражданской авиации США (FAA) может затянуться на долгий срок, даже если ракета пройдет все испытания. Почти долетела. Украинский запуск ракеты в США
В пятницу, 3 сентября, с космодрома ВВС США в округе Санта-Барбара взлетела ракета-носитель Alpha компании Firefly Aerospace. После 2,5 минут полета ракета была контролируемо взорвана. Она должна была вывести около 92 кг полезного груза. От сотни других подобных случаев этот запуск отличает тот факт, что ракету построила компания украинца Максима Полякова. Что не вышло Alpha должна была доставить на низкую околоземную орбиту двигательную установку SETS, аппарат для сбора и утилизации космического мусора и рисунки победителей детского конкурса. Первая миссия получила название DREAM или FLTA001. В будущем Firefly Aerospace планирует на коммерческой основе при помощи своих ракет выводить на орбиты высотой 300 км и 500 км грузы весом до тонны и 630 кг соответственно. Судя по обнародованному видео, ракета-носитель успешно стартовала, но примерно через две с половиной минуты после старта она взорвалась. В Firefly уточнили: перед тем, как начать обратный отсчет, была очищена стартовая территория и все прилегающие районы, чтобы минимизировать риск для сотрудников компании, персонала базы и публики. «Мы продолжаем работать, соблюдая все протоколы безопасности», – добавили там. То есть взрыв был произведен контролируемо – после регистрации некоего аварийного состояния на борту. “Ракета с первой попытки преодолела несколько важнейших этапов: оторвалась от земли, достигла сверхзвуковой скорости, выдержала максимальное давление (Max Q). Ракета Firefly Alpha не взорвалась самопроизвольно, ее полет был прерван из центра управления Space Launch Delta 30 из-за аномалии, согласно протоколам безопасности полетов”, — подчеркнули в компании. В Firefly Aerospace напомнили, что ни одна компания в мире не смогла запустить ракету в космос успешно с первой попытки и это был тестовый полет, основная задача которого — собрать данные для дальнейших запусков. Большие планы Firefly Aerospace (ранее – Firefly Space Systems) – частное аэрокосмическое предприятие, со штаб-квартирой в Остине (Техас, США), которое разрабатывает легкие ракеты-носители для запуска грузов в космос. В 2017 году компанию купил украинский предприниматель Максим Поляков. Он перезапустил ее под новым названием Firefly Aerospace. В Днепре Firefly Aerospace имеет собственный R&D-центр. Alpha – относительно крупная ракета в легком классе носителей: высота 29 м, диаметр ступеней 1,8 м и обтекателя 2 м. Двухступенчатая одноразовая с грузоподъемностью 1000 кг на низкую околоземную орбиту (200 км) с наклонением 28,5°, и до 630 кг – на солнечно-синхронную (500 км). Основная конструкция – из композита, армированного углеродным волокном. Топливная пара: керосин RP-1 и жидкий кислород, газ-вытеснитель – гелий. Масса заправленной ракеты – около 54 тонн. Около года назад Firefly успешно испытала первую ступень Alpha, а в августе 2021-го провела успешный статический «прожиг» ракеты. К маю 2021 года Firefly привлекла $200 млн инвестиций с оценкой $1 млрд, а в июне получила патент США на технологию двигателей. В 2019 году Firefly оказалась в восьмерке компаний, которых выбрали для участия в программе Orbital Services Program-4 воздушных сил США. Программа OSP-4 с бюджетом в $986 млн рассчитана на небольшие и средние полезные нагрузки весом более 180 кг. Планируется, что SpaceX вместе с Firefly доставят приборы NASA на Луну в 2023 году. Конкурент Илона Маска Получается, что Максим Поляков – первый за годы независимости украинец, который построил и поставил на стартовую площадку новую ракету. Максим родился в 1977 году в Запорожье и всегда грезил ракетами и космосом. «Мне всегда нравились физика и математика, поэтому, когда пришло время выбирать специальность, я знал, что хочу стать ракетчиком, как папа», – рассказывал он в интервью ЭП. Отец будущего предпринимателя работал на запорожском ракетно-космическом заводе Хартрон, где разрабатывал системы управления ракетами. Поляков успешно закончил физмат-школу и рассчитывал поступить в Московский университет имени Баумана, но на переезд в Москву не было денег. В итоге, он выучился на гинеколога в запорожском медуниверситете, но ни дня не работал врачом. Украинский Forbes писал в 2013 году о Полякове статью, в которой утверждалось, что стартовый капитал он заработал на торговле медицинским оборудованием. И вложил эти деньги в аутсорсинговую IT-компании — AlarIT, которая писала код для клиентов из США, Канады и Европы. Поляков рассказывает, что уже через год зарабатывал $10 000 в месяц. Первым крупным продуктовым бизнесом Полякова стала компания EasyDate, в которую входило несколько популярных в Европе сайтов для знакомств. Вокруг этого бизнеса был ряд скандалов. Например, весной 2013 года вышло расследование BBC и Kyiv Post, где утверждалось, что сайты EasyDate нанимают украинок, которые мотивируют европейских мужчин подписываться на платные сервисы. Поляков тогда заявил, что в то время уже не занимался этим бизнесом. После расставания с дейтинговым бизнесом Поляков перебирается в Кремниевую долину и основывает в 2014 году холдинг Noosphere Ventures для развития космических проектов. |