Что такое станина асинхронного двигателя

Что такое станина асинхронного двигателя

Двигатели асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором типа АД предназначены для привода различных механизмов, не требующих регулирования частоты вращения (насосы, вентиляторы, дымососы и др.).

Структура условного обозначения

АД-Х-ХУ3:
АД — асинхронный двигатель;
Х — номинальная мощность, кВт (45; 55; 75);
Х — число полюсов (4; 8);
У3 — климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Высота над уровнем моря до 1000 м.
Температура окружающего воздуха от минус 40 до 40°С.
Среднегодовое значение относительной влажности воздуха 80% при температуре 15°С.
Верхнее значение относительной влажности воздуха 98% при температуре 25°С и при более низких температурах без конденсации влаги.
Закрытые помещения с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий.
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75.
Двигатели соответствуют требованиям ТУ 16-94 ГАЕИ.526413.001 ТУ.

ТУ 16-94 ГАЕИ.526413.001 ТУ

Основные параметры двигателей приведены в таблице.

Двигатели работают от сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц. Режим работы продолжительный (S1) по ГОСТ 183-74.
Пуск двигателей прямой от полного напряжения сети. Двигатели допускают два пуска подряд из холодного состояния или один пуск из горячего состояния.
Интервал между последующими пусками не менее трех часов.
По просьбе заказчика могут быть изготовлены двигатели на другие мощности, напряжения и частоту сети.

Конструктивное исполнение двигателей по способу монтажа IМ1001 по ГОСТ 2479-79 (рисунок).

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей АД
Исполнение двигателя горизонтальное, на лапах, с двумя подшипниковыми щитами, с одним цилиндрическим концом вала. На конце вала установлена шпонка по плотной (Р9/h9) посадке.
Станина стальная, сварная. На станине приварены ребра для увеличения поверхности охлаждения.
Сердечник статора набран из изолированных листов электротехнической стали, запрессован в станину и закреплен от проворота и осевого смещения шпонками.
Пазы статора полузакрытые, трапецеидальные.
Обмотка статора всыпная, двухслойная, намотанная круглым проводом.
Изоляция обмотки статора класса нагревостойкости Н.
Соединение фаз обмотки статора «звезда». Обмотка статора имеет три выводных конца, выведенных через отверстие в станине в коробку выводов.
Коробка выводов расположена в верхней части двигателя. Для подвода питающего кабеля в коробке выводов имеются самоуплотняющиеся втулки.
Коробка выводов предусматривает подводку установочных проводов справа или слева от двигателя путем поворота ее на 180°.
Сердечник ротора набран из изолированных листов электротехнической стали, запрессован на вал и закреплен от поворота и смещения шпонками.
Пазы ротора полузакрытые, круглые.
Короткозамкнутая обмотка ротора состоит из круглых медных стержней и медных короткозамыкающих колец.
К сердечнику ротора крепятся вентиляционные лопатки для улучшения охлаждения внутреннего объема двигателя.
Подшипниковые щиты — сварные, стальные, сопряжены со станиной посредством посадочных замков и крепятся к ней болтами. В щитах имеется центральное отверстие для установки подшипников, отверстия для замера воздушного зазора, закрытые заглушки.
Подшипники устанавливаются с двух сторон вала и закрепляются с внутренней и наружной стороны крышками.
Марка подшипников 32317 ГОСТ 8328-75 (со стороны рабочего конца вала) и 317 ГОСТ 8338-75 (со стороны противоположной рабочему концу вала).
Смазка подшипников — Литол-24 ГОСТ 21150-87. В один подшипниковый узел закладывается 200 г смазки (в расчете заполнения объема подшипника и 2 /3 объема между подшипниками и крышками).
Вентилятор — сварной, стальной, устанавливается на валу со стороны, противоположной выходному концу вала двигателя.
Кожух, закрывающий вентилятор, сварной, стальной с центральным отверстием для забора наружнего охлаждающего воздуха, закрытым сеткой. Охлаждающий воздух поступает через отверстия в кожухе и прогоняется вентилятором через зазор между кожухом и станиной вдоль ребер станины, охлаждая ее.
Соединение двигателя с приводимым механизмом осуществляется посредством эластичной муфты. Осевые усилия, действующие на вал ротора двигателя, недопустимы. Соединительные муфты предприятием-изготовителем не поставляются.
Степень защиты двигателей IР44, кожуха вентилятора IР20 по ГОСТ 17494-87.
Способ охлаждения 1С0141 по ГОСТ 20459-87. M В комплект поставки входят: двигатель, эксплуатационная документация.

УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ АЭ92-4

Назначение. Асинхронные трехфазные электродвигатели типа АЭ92-4 с короткозамкнутым ротором служат для привода вспомогательных машин электровоза (компрессора МК и центробежных вентиляторов МВ1—МВ4).

Принцип работы трехфазного асинхронного двигателя.Принцип работы трехфазного асинхронного двигателя основан на явлении образования вращающегося магнитного поля внутри статора. Для его образования должны быть выполнены два условия: пространственный сдвиг обмоток статора в пазах сердечника и сдвиг токов в этих обмотках во времени (сдвиг токов по фазе). Трехфазный асинхронный двигатель состоит из станины, статора, ротора и двух подшипниковых щитов.
Статор — состоит из шихтованного сердечника (пластин в виде колец) с пазами внутри. В пазах сердечника статора уложены три обмотки, сдвинутые относительно друг друга на 120°. Эти три обмотки статора соединяются между собой в звезду (при трехфазном напряжении 380 В) или в треугольник (при трехфазном напряжении 220 В). Когда к обмоткам статора подводится трехфазное напряжение, то по каждой из трех обмоток статора пойдет свой переменный ток, сдвинутый относительно тока в двух других обмотках на 120 электрических градусов (т.е. на 1/3 периода). Тогда внутри статора образуется вращающийся магнитный поток Фс. (Для практического доказательства образования Фс необходимо внутрь статора поместить стальной шарик, который начнет вращаться.)
Скорость вращения магнитного потока статора (об/мин) определяется формулой nст = 60f/p, где 60 — число секунд в минуте; f — частота тока (50 Гц); р — число условных пар полюсов.
Каждые три обмотки статора образуют одну условную пару полюсов. Если статор имеет три обмотки, то р = 1 и nст = 3000 об/мин.
Внутри статора помещен ротор. На его вал напрессован шихтованный сердечник с наружными пазами. Эти пазы ротора вдоль заливаются алюминием вместе с боковыми короткозамыкающими кольцами, т.е. ротор имеет короткозамкнутую обмотку в виде беличьего колеса.
При пуске вращающийся Фс статора пересекает проводники неподвижного ротора и наводит в них по закону электромагнитной индукции ЭДС, под действием которой по проводникам ротора и через боковые короткозамыкающие кольца пойдет свой внутренний переменный ток ротора. Теперь проводники ротора с током начинают выталкиваться из магнитного потока статора и образуется вращающий момент рото­ра, ротор начнет вращаться в сторону вращения магнитного потока ста­тора, но со скоростью чуть меньшей чем на величину скольжения.
При пуске проводники ротора пересекаются Фс с самой большой скоростью. Из-за этого при пуске в проводниках ротора наво­дится самая большая ЭДС и по проводникам ротора идет самый большой ток, при этом возрастает пусковой ток по обмоткам статора Iпуск = (5-7) Iном.
После пуска ротора его проводники будут пересекаться вращающимся Фс статора с меньшей скоростью, в результате чего уменьшается ЭДС ротора, уменьшается ток ротора и в итоге ток статора снижается до номинального.
Устройство. Асинхронный трехфазный электродвигатель типа АЭ92-4 (рис. 1) состоит из станины, статора, ротора и двух подшипниковых щитов.
Станина — выполнена сварной в виде цилиндра из двух торцевых колец, к которым приварены продольные ребра. Снаружи приварена обшивка в виде двойного цилиндра из листовой стали. Снизу к станине приварены четыре лапы для крепления к кузову. Сверху в ребро станины вкручен рым-болт для транспортировки. Сбоку с одной стороны к станине приварена клеммная коробка для выводов.
Статор — состоит из шихтованного сердечника и трехфазной обмотки. Сердечник статора набран из отдельных листов электротехнической стали (толщиной 0,5 мм) в виде колец с пазами с внутренней стороны (48 пазов).
При сборке все листы сердечника складываются и с боков ставятся утолщенные листы. Затем все листы сердечника спрессовываются снаружи четырьмя скобами, при этом загнутые концы скоб прива­риваются к боковым утолщенным листам (длина сердечника 200 мм). Собранный сердечник запрессовывается внутрь станины, в ее продольные ребра. Обмотка статора является трехфазной и состоит из трех отдель­ных обмоток, уложенных изнутри в пазы сердечника статора под углом 120° друг к другу.
Каждая из трех обмоток выполнена из медного изолирован­ного провода (сечением 3×5 мм) в виде отдельных катушек. Кре­пятся обмотки в пазах сердечника статора магнитными стальными клиньями (в каждом пазу 6 проводников). Лобовые части всех трех обмоток статора изолируются и крепятся скобами сбоку к станине.
Все три обмотки статора двигателя АЭ92-4 постоянно соединены звездой на трехфазное напряжение 380 В и в клеммную коробку двигателя выведены только начала трех обмоток статора, которые обозначены Cl, C2, СЗ. Ротор — состоит из вала, на который напрессовывается шихтованный сердечник с наружными косыми пазами (60 пазов) и с вентиляционными отверстиями. Все пазы сердечника заливаются сплавом алюминия вместе с боковыми короткозамыкающими кольцами и вентиляционными лопатками, т.е. обмотка ротора короткозамкнутая в виде беличьего колеса. Изоляцией между обмоткой ротора и сердечником служит пленка окиси алюминия, образующаяся при застывании алюминия.
После заливки пазов сердечника алюминием ротор обтачивается снаружи для большей точности (так как зазор между ротором и сердечником статора 0,5 мм).

Читать еще:  Чем отмыть низ двигателя

Рисунок 1 — Продольный (а) и поперечный (б) разрезы электродвигателя АЭ92-402: 1 — крышка лабиринтная; 2, 18 — подшипники; 3 -капсюль подшипника; 4, 15 — подшипниковые щи­ты; 5 — вентилятор; 6, 20 — сетки; 7- болт; 8 -кольцо стопорное; 9 — обшивка станины; 10 — болт грузовой; 11, 12 — сердечники статора и ротора соответственно; 13 — ребро станины; 14 — обмотка статора; 16 — клетка ротора; 17 — крышка под­шипника; 19 — вал; 21 — маслопровод; 22 — короб­ка выводов; 23 — гайка сальника; 24 — провод; 25 — болт заземления; 26 — лапа станины

На вал напрессовывается вентилятор, отлитый из алюминия с прямыми лопатками, для самовентиляции двигателя. Один конец вала ротора выведен наружу двигателя и имеет коническую часть со шпонкой для напрессовки на него вентиляционного колеса центробежного вентилятора. У мотор-вентиляторов МВЗ и МВ4 наружу двигателя АЭ92-4 выведены оба конца вала ротора для двух вентиляторов.
Подшипниковые щиты — отлиты из стали и крепятся болтами к станине сбоку. В горловинах щитов установлены подшипники ротора: с передней стороны — шариковый подшипник, с задней стороны (со стороны вентиляторного колеса) — роликовый подшипник. Подшипники закрыты с обеих сторон крышками.
Внутренние крышки запрессованы в щит. Передние крышки крепятся к щиту болтами. Крышки имеют лабиринты в виде кольце­вых канавок на горловинах.

Фрагмент работы с оформлением в формате PDF можно посмотреть ЗДЕСЬ

К работе прилагается чертеж в программе КОМПАС на формате а1

Что такое станина асинхронного двигателя

требования к электрическим машинам в части воздействия механических факторов изложены в ГОСТ 16962-71.

Конструирование электрической машины должно осуществляться в неразрывной связи с технологией ее изготовления, с широким применением отраслевых и заводских нормалей на детали и сборочные единицы. В основу конструирования должна быть положена наиболее совершенная имеющаяся конструкция электрической машины. Например, конструирование трехфазных асинхронных двигателей целесообразно вести на базе двигателей серии 4А.

Читать еще:  Чем вымыть детали двигателя

Станина представляет собой остов электрической машины, в котором расположен сердечник статора с обмоткой. Станина воспринимает механическую нагрузку от сердечника статора с обмоткой

Рис. 7.1. Асинхронные двигатели серии 4А:

а -исполнение IP44 с алюминиевой оболочкой; б -исполнение IP44 с чугунной оболочкой; в -исполнение IP23 с литой вболочкой; г — исполнение IP23 со сварной оболочкой

И ОТ ротора (через подшипниковые щиты), кроме того, станина участвует в процессе теплопередачи от сердечника статора к охлаждающей среде.

Конструкция станины асинхронного двигателя в значительной степени определяется исполнением двигателя по степени защиты.

Станиныдвигателей со степенью защиты IP44 имеют цилиндрическую форму и снабжены наружными продольными ребрами, увеличивающими поверхность охлаждения (рис. 7.1,а и б). Необходимое количество ребер Пр и их высоту ftp определяют следующим образом. По рис. 7.2, а определяют условную поверхность охлаж-

50 70 -too ZOO Л, мм

Рис. 7.2. Условная поверхность охлаждения ребристой станины rtpftp (а) и высота ребер ftp (б)

Рис. 7.3. Продольные ребра литых станин асинхронных двигателей исполнения IP44

дения станины на единицу ее длины (Прйр), представляющую собой произведение числа ребер Пр, приходящихся на Д окружности станины, на их высоту ftp. Затем по рис. 7.2,6 определяют высоту ребра ftp. Число ребер, приходящихся на 1/4 окружности станины,

Пр = (ПрМ гр-Угол между двумя соседними ребрами

Обозначения размеров ребра даны на рис. 7.3.

Радиус округления вершины ребра R и угол между стенками ребер Рр принимаются в зависимости от высоты оси вращения ft по табл. 7.1.

Рис. 7.4. Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором ис-полиеиня IP44 типа 4А200М2 (37 кВт, 220/380 В, 2р=4):

/ — обмотка статора; 2 -обмотка ротора; 3 -вводное устройство; 4 — рым-болт; 5 — сердечник статора; 6 — сердечник ротора; 7 — вал; S — станина; 9 — щит подшипниковый; 10 — воз-духонаправляющий щиток; 11- крышка подшипниковая внутренняя; 12 — крышка подшипниковая иаружиая; 13 — вентилятор; /4 -кожух вентилятора; 15 — шайба пружинящая; 16 — болт заземляющий

Высота оси вращения А, мм

80-132 160-250 250 и более

Радиус В верхней части, мм Угол между стенками ребра

Три или четыре ребра, равномерно расположенных по периметру станины, делают утолщенными. В их торцах сверлят отверстия и нарезают резьбу для крепления подщипниковых щитов болтами.

Станины и подшипниковые щиты асинхронных двигателей исполнения IP44 изготавливаются в зависимости от высоты оси вращения из следующих материалов:

л, мм Материал станины и подшипниковых щитов

50-63 . Алюминиевый сплав

74-160 . Алюминиевый сплав или чугун в любом сочетании

280-355 . Чугун или сталь

Внутреннюю гладкую поверхность станины двигателей исполнения IP44 обрабатывают под посадку сердечника статора. Получаемое при этом плотное прилегание сердечника статора всей наружной поверхностью к станине способствует более эффективной передаче теплоты от сердечника к станине (рис. 7.4).

Читать еще:  Характеристика двигателя хендай каунти

Рис. 7.5. Рекомендуемые сред- иие значения толщины стенки станины

100 150 200 250 300

Возможно также изготовление станин асинхронных двигателей методом облива сердечника статора алюминиевым сплавом под давлением.

Лапы асинхронных двигателей либо отливаются заодно со станиной, либо изготавливаются отдельно и крепятся к ней.

Станина двигателя должна иметь достаточную жесткость и прочность, что является необходимым условием надежной работы любой электрической машины. При недостаточной жесткости прогиб станины нарушает равномерность зазора между сердечниками статора и ротора. Это наиболее опасно для асинхронных двигателей, так как воздушный зазор у них мал и даже небольшое нарушение его равномерности может вызвать возникновение значительных сил магнитного тяжения. В результате ухудшаются свойства двигателя или даже происходит задевание ротора о статор.

Рис. 7.6. Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором исполнения IP23 типа 4AH200L4 (55 кВт, 380/660 В, 2р=4):

/ — обмотка статора; 2 -обмотка ротора; 3 -вводное устрой, ство; 4 — рым-болт; 5 — сердеч. ннк статора; 5 — сердечник ротора; 7 -вал; S -станина; 9 — щит подшипниковый; 10 — ъоЗ духонаиравлающий щиток; 11- жалюзи; 12 — крышка подшипниковая внутренняя; 13, 14- крышки подшипниковые наружные; 16 — шайба пружинящая; — жалюзи; 17 — бот зазек-ляющнй

Деформация станины вызывается силой тяжести сердечника статора с обмоткой и окружными усилиями, созданными вращающим моментом, а также силами одностороннего магнитного тяже-ния. Допускается суммарный прогиб станины не более 5 % воздушного зазора.

В асинхронных двигателях исполнения IP23 сердечник статора укрепляют в станине на опорных ребрах. При этом между внутренней поверхностью станины и наружной поверхностью сердечника статора образуются вентиляционные каналы, способствующие более эффективному охлаждению машины (рис. 7.6). Наличие опорных ребер повышает жесткость станины, что позволяет принять стенки гтани-ны несколько тоньше, чем указано на рис. 7.5.

станина статора

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

  • станина станка
  • станиолевый

Смотреть что такое «станина статора» в других словарях:

корпус статора — станина статора — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия Синонимы станина статора EN stator frame … Справочник технического переводчика

Асинхронный электродвигатель — электрическая асинхронная машина для преобразования электрической энергии в механическую. Принцип работы А. э. основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля (см. Вращающееся магнитное поле), возникающего при прохождении… … Большая советская энциклопедия

ИЗМЕЛЬЧЕНИЕ — разрушение твердых тел до требуемых размеров. По размеру (крупности) измельченного продукта различают: грубое (300 100 мм), среднее (100 25 мм) и мелкое (25 1 мм) дробление; грубый (1000 500 мкм), средний (500 100 мкм), тонкий (100 40 мкм) и… … Химическая энциклопедия

двигатель электрический — машина электрическая, преобразующая электрическую энергию в механическую. Различают электрические двигатели постоянного и переменного тока. Основное преимущество двигателей постоянного тока заключается в возможности экономной и плавной… … Энциклопедия техники

Постоянного тока машина — электрическая машина, в которой происходит преобразование механической энергии в электрическую энергию постоянного тока (генератор) или обратное преобразование (двигатель). П. т. м. обратима, т. е. одна и та же машина может работать и как … Большая советская энциклопедия

ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ — электродвигатель, энергосиловая машина, преобразующая электрич. энергию в механическую. Двигатель электрический асинхронный (в разрезе): 1 вал ротора; 2 подшипник; 3 крышка подшипника наружная; 4 щит подшипника; 5 пакет ротора; 6 сердечник… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором — Асинхронный двигатель, у которого первичная обмотка, расположенная обычно на статоре, присоединяется к источнику питания, а вторичная обмотка, расположенная обычно на роторе, выполнена в виде клетки и обтекается индуктированным током [СТ… … Справочник технического переводчика

двигатель электрический — асинхронный (в разрезе): 1 — вал ротора; 2 — подшипник; 3 — крышка подшипника наружная; 4 — щит подшипника; 5 — пакет ротора; 6 — сердечник статора; 7 — станина; 8 — кожух вентилятора; 9 — вентилятор;… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ — асинхронная машина, работающая в двигат. режиме. Угловую скорость А. э. регулируют переключением числа пар полюсов, изменением частоты питающего тока, сопротивления в цепи ротора, а также каскадным включением неск. машин. Направление вращения А.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Тяговый генератор — элемент электрической тяговой передачи тепловоза, преобразующий механическую энергию дизеля тепловоза в электрическую энергию, поступающую к тяговым электродвигателям. Тяговый генератор постоянного тока также используется для пуска дизеля от… … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector