Что такое танковый газотурбинный двигатель

ПЕРСПЕКТИВЫ
ТАНКОВОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

В последние годы развернута чуть ли не кампания, нацеленная на ликвидацию направления в отечественном танкостроении, связанного с использованием газотурбинного двигателя. Хотя известно, что было изготовлено свыше 5 тыс. танков Т-80, оснащенных ГТД. Работы по установке на танк газотурбинного двигателя (ГТД) проводились при активной поддержке такого, несомненно, авторитетного деятеля отечественного оборонного комплекса, как Д.Ф. Устинов. В войсках этот танк пользуется любовью. В военных кругах Запада отношение к Т-80 — весьма уважительное, к концепции газотурбинного танка там относятся серьезно. Подтверждением этого служит принятие на вооружение армией США в 1980 году газотурбинного танка М1 «Абрамс». Но, к сожалению, некоторые работники Министерства обороны РФ считают, что о концепции газотурбинного танка следует забыть, оставшиеся танки Т-80 поскорее сдать в утиль, а о совершенствовании танкового ГТД перестать и думать.

Надо сказать, что критическое восприятие опыта испытаний и войсковой эксплуатации Т-80 имеет объективные основания. Хотя газотурбинный двигатель обладает рядом преимуществ перед дизелем (высокие массо-габаритные показатели, хорошая характеристика момента, быстрый запуск зимой и ряд других), он дороже дизельного двигателя, а главное — повышенный расход топлива газотурбинным двигателем, созданным на основе технологий 60-х — 80-х годов, затрудняет использование газотурбинного танка для решения оперативных задач.

Но огромная работа по адаптации газотурбинного двигателя к работе в условиях наземной транспортной системы, действующей в сложнейших условиях, дала несомненные положительные результаты, отказываться от которых, по меньшей мере, неразумно. Для оценки целесообразности использования ГТД на отечественных танках необходимо кратко ознакомиться с послевоенной историей танкостроения в СССР.

Великую Отечественную войну СССР закончил с великолепно оправдавшим себя «тандемом» среднего танка Т-34 и тяжелого ИС-2. Танк Т-34, уступая немецким танкам «Пантера», «Тигр» и «Королевский тигр» в условиях «дуэльного боя», смог успешно решить возложенные на него задачи, являясь главной ударной силой во всех крупных наступательных операциях советских войск. Хорошая технологичность этого танка обеспечила его массовый выпуск, высокие надежность и подвижность, простота эксплуатации позволили эффективно применять Т-34 в глубоких наступательных операциях. Вооружение и защита танка также отвечали уровню решаемых танком задач. Для прорыва укрепленных полос, разрушения укреплений противника и борьбы с тяжелыми танками успешно применялся тяжелый танк ИС-2, наличие которого позволило существенно сократить потери. Установившееся в Великую Отечественную войну соотношение примерно 10:1 между средними (оперативными) и тяжелыми (тактическими) танками можно считать актуальным и на сегодняшний день.

Однако в конце 50-х — начале 60-х годов в танкостроительной отрасли СССР утвердилась концепция «основного танка» — такого танка, который обладал бы вооружением и защитой тяжелого танка при массе, близкой к массе среднего танка. Данная концепция лишена логики, ибо развитие науки и техники вполне допускает появление новых средних танков, не уступающих по уровню защиты и огневой мощи тяжелым танкам предыдущего поколения. Так советский танк Т-54, принятый на вооружение в 1946 году, по основным боевым свойствам превосходил тяжелый германский танк «Тигр» (Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.H1). И это при том, что масса Т-54 составляла 36 тонн, тогда как масса «Тигра» — 57 тонн, а трудоемкость изготовления Т-54 была значительно меньше, чем трудоемкость изготовления «Тигра». Но задача создания танка, не уступающего более тяжелому и дорогостоящему при одном и том же уровне развития научно-технического прогресса и конструкторской мысли является практически нереализуемой.

Следует сказать, что к концу 50-х годов в СССР были созданы образцы тяжелых танков с выдающимися тактико-техническими характеристиками. Объекты 277 (Ленинград) и 770 (Челябинск) при массе 55 тонн были вооружены 130-мм нарезным орудием М-65, которое по дульной энергии и точности огня превосходит орудия семейства 2А46, стоящие на современных российских танках. При использовании многослойной комбинированной брони их защита вполне отвечала бы даже нынешним требованиям. Образцы тяжелых танков были оснащены самыми передовыми на тот момент системами управления огнем и удачными гидромеханическими трансмиссиями, благодаря которым управлять этими машинами было легче, чем современными российскими танками. Но работы по этим проектам были прекращены по единоличному распоряжению Хрущёва.

Проводились работы и по созданию «НСТ» — «нового среднего танка», но разрабатываемые образцы не давали качественного скачка по сравнению с Т-54/55, уступая последнему в простоте конструкции, технологичности, ремонтопригодности. А ведь низкая трудоемкость изготовления, высокая надежность, включающая в себя ремонтопригодность — одно из важнейших качеств среднего, массового танка.

Тем не менее, задача «создать танк с массой среднего и боевыми возможностями тяжелого» была поставлена и к 1967 году худо-бедно решена. За счет применения ряда новаторских решений (комбинированная броня, механизм заряжания, мощная 125-мм гладкоствольная пушка и т.д.) танк Т-64А по защищенности и огневой мощи существенно превосходил стоявший на вооружении тяжелый танк Т-10М, по массе незначительно отличаясь от среднего танка Т-55 (38,5 тонны против 36 тонн). Подвижность нового танка и, в частности, плавность хода также существенно улучшилась.

Но не все решения, примененные в новом танке, следует считать удачными. Чрезмерно легкая ходовая часть обладала невысокой надежностью и низкой устойчивостью гусеницы в обводе. Форсированный двухтактный двигатель имел ряд эксплуатационных недостатков — трудный запуск, склонность к перегреву и тоже был ненадежным. Конвейер механизма заряжания делал невозможным переход из отделения управления в боевое отделение без демонтажа лотков. В целом танк получился сложным в производстве и эксплуатации, что никак не отвечало концепции массового применения средних танков.

Однако конструкторам Нижнетагильского Уралвагонзавода удалось внести в конструкцию танка удачные изменения. За счет отказа от «весового фанатизма» и увеличения веса танка до 41 тонны удалось применить надежный и недорогой двигатель В-46, надежную подвеску и автомат заряжания собственной конструкции, имеющий более высокую надежность, обеспечивающий переход из отделения управления в боевое отделение и дающий некоторую изоляцию боекомплекта. Получившийся в результате внесенных изменений танк получил индекс Т-72. Именно в этом танке наилучшим образом была воплощена концепция массового среднего танка — дешевого в производстве, надежного, простого в эксплуатации и, в то же время, обладающего высокими боевыми качествами. Не случайно этот танк, достойный наследник Т-34 и Т-54/55, стоит на вооружении армий десятков государств.

Одновременно с работами в Нижнем Тагиле, в конце 60-х годов были развернуты работы по установке на танк Т-64 газотурбинного двигателя. Работы проводились силами КБ-3 Ленинградского Кировского завода и в 1976 году танк, получивший индекс Т-80, был принят на вооружение. Кроме газотурбинного двигателя танк имел и оригинальную ходовую часть, достаточно надежную и более легкую, чем у Т-72, обеспечивающую несколько лучшую плавность хода. Благодаря установке газотурбинного двигателя Т-80 получил ряд эксплуатационных преимуществ перед Т-64 и Т-72: более высокие динамические характеристики, более легкое управление, быстрый запуск зимой и ряд других. Но он имел и весьма существенные недостатки — малый запас хода и высокую стоимость.

Таким образом попытка внедрения концепции «основного» танка привела к тому, что на вооружении Советской Армии к концу 70-х годов стояли три танка, примерно одинаковых по боевым свойствам, но практически лишенных унификации не только по основным узлам и агрегатам, но и по горюче-смазочным материалам. В связи с этим представляет интерес сравнение основных характеристик танков, стоявших на вооружении в 50-х годах (Таблица 1).

Что такое танковый газотурбинный двигатель

Как-то оказавшись в Ленинграде, я зашел в гости к Ж.Я. Котину. Он показал мне чертежи разработанного на ЛКЗ газотурбинного двигателя ГТД-1 для «объекта 278» и изготовленную в металле обгонную муфту между валом компрессора и валом силовой турбины. Приехав домой, я доложил директору завода о результатах командировки, а в конце сказал: «Котин занимается «турбиной» несколько лет, а до завершения работ еще далеко. Не попытаться ли и нам заняться «турбиной»?

Читать еще:  Чем замеряют момент двигателя

«Нам только еще «турбины» не хватало. », – ответил Окунев. Выйдя из кабинета, я понял, что он «на крючке» и на каком-нибудь ближайшем совещании обвинит меня в нежелании заниматься газотурбинным двигателем. Так оно и случилось. На очередном декаднике Окунев заявил: «Давно говорю Карцеву: надо заняться «газовой турбиной», а он не хочет. »

В понедельник утром он вызвал меня, и между нами состоялся следующий разговор:

– Давай организовывай у себя бюро по «газовой турбине».

– Это невозможно. Такое бюро по численности должно быть не менее нашего КБ, и оборудование получше.

– Ничего не знаю. Поезжай, ищи КБ, которое бы сделало для нас «турбину».

Я уже был не рад, что «завел» его. Слетал в Запорожье, побывал в Москве – ничего подходящего. Мне порекомендовали поехать еще в Омск, в ОКБ-29 Минавиапрома к главному конструктору В.А. Глушенкову. У него я узнал о том, что их завод освоил в серийном производстве изготовление турбовинтовых двигателей без теплообменников ГТД-3 и ГТД-3Ф для вертолетов мощностью 750 и 900 л.с, а на их базе могли быть созданы танковые ГТД для опытных танков Уралвагонзавода – «объекта 167Т» (первый опытный образец) и «объекта 166ТМ» .

Глушенков и его соратники по заводу заинтересовались предложением о совместном проведении работы по использованию такого двигателя в опытном среднем танке и получили одобрение на ее проведение в Главке и у первого заместителя председателя Омского совнархоза. Окончательное «добро» следовало получить у самого председателя Омского совнархоза Еляневича.

Большой, светлый и высокий кабинет председателя резко контрастировал с небогатырской, мягко говоря, внешностью хозяина. Расселись. Еляневич строго спросил, кивнув в мою сторону: «Кто разрешил вести с ним переговоры?» Воцарилось молчание. Я уже было подумал, что все пропало, но тут ведущий инженер Главка сказал: «Это с моего ведома». Еляневич тут же смягчился, с большим интересом выслушал наши объяснения в пользу установки газотурбинного двигателя в средний танк и утвердил планы.

Здесь уместно сказать несколько слов о совнархозах.

С введением этих новых структур регионального управления мы сразу же ощутили большую разницу с бывшими министерствами, в которых процветали чванство, высокомерие и волокита. Например, в Министерстве оборонной промышленности кабинеты министра и его заместителей находились даже в отдельном крыле здания, при входе в которое был установлен специальный пост охраны, и попасть туда можно было только с соответствующей отметкой в пропуске.

Совнархозы же сразу подкупали своей доступностью. Работали они как-то по-домашнему, что ли. В Свердловском совнархозе вначале вообще не было пропускного режима. Его ввели позднее, да и то главным образом для того, чтобы не пускать в совнархозовскую столовую посторонних едоков.

С введением совнархозов стали ближе, роднее друг другу предприятия различных отраслей региона. Живее пошел обмен опытом. Во многих совнархозах поддерживалось стремление предприятий к научно-техническому прогрессу и созданию новой техники и технологий. Только заводами нашего – Свердловского – СНХ мы могли изготовить и укомплектовать любой танк. Главным же в совнархозах, по моему мнению, было то, что их основу составляли новые люди, специалисты, пришедшие с производства. Я сильно сожалел, когда в 1965 г. совнархозы были распущены, и вновь возродилась структура централизованного управления народным хозяйством.

После оформления решения правительства ОКБ-29 стало дорабатывать двигатель, а мы принялись за работу по установке его в танк, созданию оригинальных систем силовой установки и новой трансмиссии. По сути, предстояло разработать новое моторно-трансмиссионное отделение танка с «нуля», так как научно-исследовательские институты нашей отрасли не имели необходимого научно-технического задела по применению ГТД в танках. Совершенно не ясным был вопрос о том, каким должен стать воздухоочиститель для газотурбинного двигателя.

Руководство работами было возложено на начальника бюро нового проектирования Иосифа Абрамовича Набутовского (см. «ТиВ» № 11 /2007 г.).

Когда уже стали прорисовываться контуры нашего нового детища, на Вагонку приехала бригада специалистов танкового НИИ, посмотрела наши разработки и. забраковала их, считая, что трансмиссия попросту развалится из-за большого момента инерции вала газовой турбины. Но мы были уверены в своей конструкции. Двигатель ГТД-3Т с понижающим редуктором удалось вместить в существующее моторное отделение и создать оригинальную систему воздушного охлаждения с вентилятором-сепаратором, расположенным под крышей корпуса. Была создана конструкция узла, совмещающая в себе осевой вентилятор (разработанный М.Г. Кизиным) с производительностью, превышающий расход воздуха через двигатель, радиально-инерционную решетку (сепаратор пыли), устанавливаемую после вентилятора. Чистый воздух после сепарации пыли в избыточном количестве поступал в МТО, наддувая его, что благоприятно сказывалось на работе ГТД. Часть воздуха с отсепарированной пылью поступала на охлаждение маслорадиаторов и, далее, охлаждая двигатель снаружи, по специально организованному тракту, смешиваясь с выхлопными газами двигателя, выбрасывалась в атмосферу. Создание такой сложной конструкции узла потребовало спроектировать и изготовить осевой вентилятор с современными аэродинамическими характеристиками, одобренными специалистами центрального аэрогидродинамического института (ИДТИ). В короткие сроки потребовалось создать стенд для испытаний и отладки полноразмерной системы воздухопитания и воздухоочистки ГТД-3Т.

После доставки двигателя из Омска на Уралвагонзаводе были завершены работы по сборке, стационарной отладке опытного танка с ГТД и шестикатковой ходовой частью, получившего обозначение «Объект 167Т».

Начали испытывать: запустили двигатель, поработали на месте, подали танк вдоль сборочного участка вперед-назад. Все работает. Выехали из цеха, проехались по территории завода – не ломается. Пессимистический прогноз специалистов танкового НИИ не оправдался.

На 11 апреля 1963 г. назначили пробег по заводскому танкодрому.

В состав первого экипажа танка входили:

– Володченко Дмитрий Степанович – механик-водитель опытного цеха КБ УВЗ;

Ведущие специалисты от КБ УВЗ:

– Никулин Павел Петрович – исследователь опытного цеха;
– Вавилонский Эрий Борисович – конструктор.

От ОКБ-29 Министерства авиационной промышленности СССР:

– Макейкин Иван Сергеевич – ведущий инженер.

В состав экипажа также был включен Славинский Николай Дмитриевич – заместитель старшего военпреда по опытным работам.

Я не поехал, чтобы не «сглазить». Результаты испытаний оказались даже лучше, чем мы ожидали. По разъезженной, размокшей трассе заводского кольца танк с газотурбинным двигателем показал скорость в 1,5 раза большую, чем у серийных дизельных машин. Опасались, что ГТД будет сильно шуметь и этим демаскировать танк. Оказалось, что звук его был глухим и быстро гаснущим по мере удаления танка.

Прибыв на завод, конструкторы и исследователи сделали обстоятельный доклад о результатах первого пробега руководству КБ.

Когда было проведено уже несколько пробных выездов, я дал телеграмму Глушенкову с просьбой приехать и посмотреть на новый газотурбинный танк. После его приезда мы 29 апреля 1963 г. написали письмо Н.С. Хрущеву, в котором, как это было принято в то время, доложили о крупном достижении в области создания новой военной техники.

Всего на Уралвагонзаводе были изготовлены два опытных танка – «объект 167Т» и «объект 166ТМ». «Объект 167Т» испытывался на полигоне УВЗ и Кубинском танковом полигоне , а «объект 166ТМ» – во ВНИИТМ. Работы по газотурбинным танкам продолжались 7 лет и завершились в 1967 г.

В процессе испытаний мы пришли к следующим неутешительным выводам:

Читать еще:  Чем вреден дизельный двигатель

1. Увеличение скорости танка не компенсирует повышения километрового расхода топлива по сравнению с дизельным двигателем. В авиации этого не наблюдается, так как с установкой ГТД скорость самолета возрастает в несколько раз и зависит только от мощности двигателя. В танке же в этом случае скорость ограничивается дорогой, то есть допустимыми физическими динамическими нагрузками на экипаж. Нельзя, например, ехать на автомобиле с большой скоростью по разбитой грунтовой дороге из-за тряски, хотя мощность двигателя позволяет ехать и с большими скоростями.

2. ГТД требует высокой степени очистки воздуха при малом сопротивлении на входе. Расход воздуха, потребляемого ГТД, значительно выше, чем дизельным двигателем той же мощности, поэтому создание новой системы очистки воздуха потребует значительно больших габаритов.

3. Для того чтобы обеспечить одинаковый запас хода танка с газотурбинным двигателем, надо возить топлива в 1,5–2 раза больше, чем при дизельном двигателе. В условиях же боевых действий доставка топлива часто бывает затруднена, да и само топливо имеется далеко не в изобилии.

4. Стоимость газотурбинного двигателя оказалась намного выше стоимости дизельного двигателя.

Осознав справедливость этих выводов, дальнейшие работы по установке в танк ГТД мы прекратили. Но отрицательный результат – это тоже результат. Кроме того, получив удовлетворение от интенсивного периода напряженной и интересной творческой работы, мы не забывали иногда утешить себя тем, что первый в мире полноразмерный газотурбинный танк, как и первый паровоз в России, были сделаны в Нижнем Тагиле!

Где рулит прожорливый танк Т-80

Читайте нас в Google Новости

Танки Т-80 с газотурбинными силовыми установками заслужили противоречивые оценки военных и аналитиков: одни называют машины «реактивной турбо-бронемашиной» будущего, другие — «гробом для экипажа». Минобороны не торопится снимать «спорную» машину с вооружения и «продвигает» ограниченные партии Т-80 в Заполярье. Возможно, это свидетельствует о недостатке бронетехники в Вооружённых силах РФ, полагают эксперты.

Впечатления гражданских

Отличительная черта Т-80 — газотурбинный двигатель (ГТД). Это силовой агрегат, в котором энергия сжигаемых газов преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины. Такие движки применяют в авиации, судостроении и при создании спортивных автомобилей. Газотурбинные двигатели, устанавливаемые на танках, имеют при схожих с дизельными размерах гораздо большую мощность, меньший вес и меньшую шумность, а также меньшую дымность выхлопа. В то же время, подобные агрегаты требуют большего количества топлива.

Эксперименты по установке ГТД на танки начали проводиться в 1940-е годы в Третьем рейхе. Первой серийной машиной с подобной силовой установкой был шведский основной боевой танк Strv 103, состоявший на вооружении Сухопутных войск Швеции в 1966–1990 годы. Сейчас помимо Т-80 ГТД установлен также на американских танках M1 Abrams.

У советского газотурбинного Т-80 непростая судьба. Он был принят на вооружение в 1976-м году и изначально выпускался на Кировском заводе в Ленинграде. Танк успел поучаствовать только в одной военной кампании, проводившейся российскими силовиками — первой чеченской. Тогда «вскрылся» главный недостаток боевой машины: чрезмерная прожорливость двигателя, приводившая к непланомерным остановкам танковых колонн во время марш-бросков. Дизельные Т-72 расходуют около 240л100км, а газотурбинные Т-80 в зависимости от модели двигателя — до 420 литров.

Западные эксперты считают , что высокие потери и технические недостатки «восьмидесяток» в Чечне (было уничтожено несколько десятков машин) повлияли на решение Минобороны РФ больше не отправлять эти машины в «горячие точки». Какое-то количество различных модификаций Т-80 использовалось украинскими силовиками в Донбассе. В 2015-2016 годах Киев «расконсервировал» для участия в «АТО» десятки старых машин советского производства, но точных данных об эффективности их боевого применения в конфликте в Донбассе нет. Некоторое количество Т-80 участвовало в вооружённом противостоянии повстанцев хуситов с правительственными войсками и силами арабской коалиции в Йемене — партия из нескольких десятков машин была поставлена в 2013 году йеменскому правительству.

Чрезмерная «прожорливость» и непрактичность газотурбинных Т-80 неоднократно были поводом для скепсиса и среди российских военных и аналитиков, многие из которых полагают, что эта машина создана исключительно для выставок и участия в показательных выступлениях, а не для войны. Впрочем, динамические характеристики «летающего турбо-танка» действительно до сих пор производят сильное впечатление на «гражданскую» публику.

Неоднозначные оценки

Сейчас на вооружении ВС РФ находятся около 500 Т-80БВ и Т-80У, ещё около трёх тыс. танков стоят на хранении. С 2016 года в воинские части на Крайнем Севере поступили несколько образцов модернизированных на предприятии «Омсктрансмаш» танков Т-80БВМ. У машины усовершенствована система управления огнём, танки оснащены многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и встроенной динамической защитой «Реликт». Считается, что ГТД лучше заводится и лучше обогревает салон в условиях аномального холода. На Украине с 2009 года вторую жизнь получила дизельная модификация танка Т-80 УД. На её базе в Харькове был разработан ОБТ Т-84 БМ «Оплот».

Независимый эксперт в области бронетанковой техники Алексей Хлопотов рассказал News.ru о том, почему всё же не стоит отказываться от танков с газотурбинными двигателями, несмотря на их многочисленные недостатки.

— Почему, на ваш взгляд, Т-80 вызывают столь неоднозначные оценки у военных?

— Главный недостаток газотурбинных Т-80 — очень прожорливый двигатель. Если экипажи подготовлены, если машина хорошо отрегулирована, двигатели подтверждали свои паспортные данные. Но в реальной войсковой эксплуатации «прожорливость» Т-80 оказывалась ещё выше. В два-три раза больше, чем прописано в документированных тактико-технических характеристиках машины.

— То есть, правы те, кто называл газотурбинные танки «гробом для экипажа», опираясь на опыт их использования в Чечне?

— Не совсем. Большие потери Т-80 в Чечне обусловлены стечением обстоятельств и неграмотной тактикой применения танков, а не конструктивными особенностями машины. Единственные случаи, когда Т-80 действительно проявлял свои недостатки — марши танковых подразделений. Танки Т-72 проходили их в установленное время, колонны «восьмидесяток» вставали из-за того, что на марше у них заканчивалось топливо. Ещё один нюанс: по своим техническим характеристикам Т-80 оптимизирован для средней скорости движения выше 40-45 кмч. Скидываешь скорость — повышается расход топлива. Статистика реальных танковых маршей показывает, что средняя скорость движения танковой колонны — 30-40 кмч, и ходовая Т-72 и Т-90 оптимизирована под эту скорость. Т-80 изначально создавался как «одиночный» танк, о его эксплуатации в колоннах никто не задумывался. Да и танки по одиночке никогда не используются. Во всех остальных характеристиках — защита, вооружение и др. — танк в принципе мало отличается от Т-72 и Т-90.

— Какие преимущества у этой машины вы можете выделить?

— Многие офицеры, для которых Т-80 был первой курсантской или лейтенантской машиной, привязались к этому танку на всю жизнь. Дело в том, что за счёт силовой установки танк проще в эксплуатации. ГТД обладает лучшей приёмистостью, соответственно, машиной приятней управлять. Во время движения меньше нужно переключать передачи, механик-водитель меньше переутомляется. Т-80 расходует относительно мало масла. При этом, если двигатель ломается, нет необходимости для экипажа лезть в моторно-трансмиссионное отделение и стоять там по колено в мазуте. Т-80 восстанавливается посредством замены моноблоков целиком. Экипаж в ремонте танка практически не участвует.

— Насколько справедлива репутация Т-80 как лучшего «полярного» танка?

— Как у танка для Крайнего Севера, у Т-80 есть свои преимущества и недостатки. Турбина действительно в морозы запускается без проблем. Но лишь в одном случае — если полностью заряжены аккумуляторы. Если мы говорим о дизелях, то мы можем полчаса промаяться, используя подогреватели, и в итоге машина будет заведена. Но в случае, если сел аккумулятор на «восьмидесятке», нужно либо подгонять вторую машину, либо нести аккумулятор из тёплого места. В трансмиссии масло замерзает так же, как и у других танков. Лучшая приёмистость ГТД позволяет Т-80 лучше ездить по каменистой почве. Похожие рельефы есть на Кольском полуострове и на Камчатке. Но скорость при этом маленькая, а расход топлива огромный. Кроме того, турбине нужно для работы очень много чистого воздуха. В пыли, в степи, в пустыне турбина моментально забивается, требуется специальный режим очистки. Износ существенно возрастает. Если мы не считаем деньги на топливо, тогда «восьмидесятка» однозначно «рулит».

Читать еще:  Двигатель vg33 сколько масла

— Возможно, что от танков с ГТД откажутся из соображений экономии?

— Лет десять назад танковые конструкторы вели целые войны вокруг целесообразности газотурбинных двигателей. Питерцы отстаивали преимущества турбины, тагильчане — дизелей. По моему мнению, в данной ситуации дизель практичней, но в будущем, возможно, у военных появится запрос на танки с газотурбинными силовыми установками, если будет решён вопрос с оптимизацией расхода топлива. Есть целый ряд перспективных направлений, позволяющих снизить прожорливость ГТД.

Кроме того, как показывает практика, масса танков у нас постоянно растёт, в процессе модернизации вес машины существенно возрастает. Посмотрите на Т-14 «Армата»: конструкторы не смогли уложиться в заложенную техзаданием массу машины, существенно превысив её. Мощности двигателя уже не хватает для того, чтобы обеспечить заданные по ТЗ характеристики. У нас же есть ещё в 1980-е годы созданные турбины, в частности, двигатель ГТД −1500.

Двигателестроение в РФ сейчас в упадке — проблемы с движками не только у танков, но и у легковых автомобилей. Отдельная проблема — разработка узлов для двигателей, которая проявляется во флоте и авиации. Но наработки есть, как и реальные образцы двигателей. Мы не можем отказаться от этого направления, чтобы не потерять последние наработки.

— С перспективными разработками понятно, но почему Минобороны до сих пор не отказывается от «непрактичных» «восьмидесяток» в войсках?

— В 2009 году была принята концепция развития бронетанковой техники, из которой Т-80 с газотурбинными двигателями были вычеркнуты. Предполагалось, что оставшиеся машины доработают свой ресурс и будут списаны. Но реалии нашей экономики привели к тому, что армия осталась без современных танков. Т-90 принят на вооружение в 2005 году, но серийно выпускался только пять лет — в армии их всего несколько сотен.

Есть ещё модернизированные Т-72, при этом модернизация проводится частично и по упрощённой схеме — обновляется в основном только система управления огнём, слегка — защищённость от лёгких противотанковых средств. Как показал опыт Сирии, лобовая часть наших танков ещё обеспечивает относительную защиту, но у боевиков были устаревшие ПТРК TOW. Минобороны решило пропустить через частичную модернизацию максимальное количество машин, чтобы на случай большой войны у страны был хоть какой-то запас бронетехники.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

Танковый двигатель

Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, который предназначается для установки на танки; нередко танковые двигатели устанавливаются также на боевых машинах пехоты, бронетранспортёрах, самоходных артиллерийских установках и т. п. [1] [2]

Основными требованиями, предъявляемыми к современному танковому двигателю, являются его компактность, надёжность работы в различных климатических условиях, высокие энергетические показатели и экономичность, многотопливность [1] .

До Второй мировой войны в качестве танковых, как правило, использовались автомобильные, а позднее и адаптированные авиационные двигатели; к 1950-х годам они были полностью вытеснены моторами специальной разработки. В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 440—625 кВт (600—850 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.) [1] [2] .

Помимо двигателей внутреннего сгорания, в разное время предпринимались также попытки оснастить танки силовыми установками другого типа, не имевшие, однако, особого успеха. Во время Первой мировой войны и межвоенный период существовал (в том числе и в СССР) ряд проектов танков с паровым двигателем. Некоторые паровые танки (например, американский огнемётный паровой танк 1918 года) были реализованы в металле, однако в целом опыты по использованию паровых машин в качестве танковых двигателей оказались неудачными. В период Холодной войны в США активно прорабатывалась концепция так называемого атомного танка, в качестве двигателя на котором должна была использоваться ядерная силовая установка, однако практического воплощения работы в данном направлении не получили.

Примечания

  1. 123 Танковый двигатель // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М .: Воениздат, 1986. — С. 730. — 863 с. — 150 000 экз.
  2. 12 Танковый двигатель // Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М .: Воениздат, 1989. — С. 292. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

Литература

  • Танковый двигатель // Советская военная энциклопедия. — Т. 7. — С. 672—673.
  • Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М .: Воениздат, 1986. — 863 с. — 150 000 экз.
  • Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М .: Воениздат, 1989. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8
Танковый двигатель на Викискладе ?

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Двигатель года
  • Двигубская, Екатерина Николаевна

Смотреть что такое «Танковый двигатель» в других словарях:

Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для обеспечения движения танка; применяется также на САУ, БМП, БТР. Наиболее распространены иа современных танках дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 440 625 кВт (600 850 л.… … Словарь военных терминов

В-92 — Танковый двигатель В 92 В 92 российский четырёхтактный, V образный, 12 цилиндровый, многотопливный дизельный … Википедия

Танк Т-34 — Рождение тридцатьчетверки Массовые танки Красной Армии Т 26 и БТ по своим тактико техническим данным были вполне на уровне требований середины 30 х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934 36 гг,… … Энциклопедия техники

M46 (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. M46 … Википедия

История создания основного боевого танка Т-64 — ВВЕДЕНИЕ В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А. Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через десять лет напряженных поисков … Энциклопедия техники

Т-64 — Т 64А ранних выпусков после капитального ремонта Т 64А (197 … Википедия

T-64 — Т 64А ранних выпусков после капитального ремонта Т 64А (1974 года выпуска) Классификация основной боевой танк Боевая масса, т … Википедия

T64 — Т 64А ранних выпусков после капитального ремонта Т 64А (1974 года выпуска) Классификация основной боевой танк Боевая масса, т … Википедия

T 64 — Т 64А ранних выпусков после капитального ремонта Т 64А (1974 года выпуска) Классификация основной боевой танк Боевая масса, т … Википедия

Танк — У этого термина существуют и другие значения, см. Танк (значения). Танк Т 34 85 Танк бронированная боевая машина чаще все … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector